Научная статья на тему 'Туристские карты или карты для туристов?'

Туристские карты или карты для туристов? Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3201
378
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Туристские карты или карты для туристов?»

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

УДК 796.5 DOI: 10.12737/21139

I ТУРИСТСКИЕ КАРТЫ ИЛИ КАРТЫ ДЛЯ ТУРИСТОВ?

Комиссарова Татьяна Сергеевна *, доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурного сервиса и туризма, tsk42@mail.ru, Гаджиева Елена Анатольевна*, кандидат географических наук, доцент, декан факультета естествознания географии и туризма,

зав. кафедрой социально-культурного сервиса и туризма, sksitkafedra-lgu@mail.ru, *Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Туристские карты и карты для туристов — не тавтология, а отличающиеся друг от друга понятия и разные картографические произведения. После изучения множества различных опубликованных туристских карт мы пришли именно к такому мнению. В Интернете мы встретили определение туристских карт, подкупающее своей простотой: туристские карты — это географические карты, предназначенные для целей туризма (методист, инструктор пешеходного туризма В.А. Кожин, Москва). Разумеется, географические карты могут быть предназначены для любых целей, в том числе и для туризма. Но, во-первых, географических карт существует великое множество самых разных, во-вторых, их типовая принадлежность для каких-то пользователей тесно связана с элементами содержания карты.

Можно сказать, что данное определение туристских карт справедливо лишь наполовину во второй своей части. Действительно, туристы пользуются различными материалами, справочниками, атласами, в том числе и картами, но это не означает, что все эти карты стали туристскими. Это карты для туристов.

Мы же обсуждаем вопрос именно о профессиональных тематических туристских картах, о том, что они должны из себя представлять в целом и в частности.

Поскольку известны свойства и назначение общегеографических и специальных (тематических) карт, известен с давних пор картографический метод обучения, то для определения понятия о туристских картах целесообразно прежде всего обратиться к понятию «туризм», а именно к тому, что является объектом исследования науки о туризме. Зачем? Чтобы определить, что будет являться предметом картографирования на

туристских картах, так называемым прообразом картографического образа, и какие карты будут отвечать запросам в первую очередь профессионалов-пользователей.

Профессор И.В. Зорин существенно облегчает эту задачу (или усложняет ее?), уделив сущности понятия «туризм» место на страницах своей книги «Феномен туризма. Избранные сочинения».

Итак, существует, как минимум, четыре взгляда на туризм в современном мире. Туризм это:

- отрасль хозяйства — мнение руководителей регионов, экономистов;

- межотраслевой комплекс или рынок, — там господствует туроператор;

- экономическая деятельность по обслуживанию туристов, — это прерогатива турфирм, турагентств;

- деятельность во время отдыха — инициатива самих туристов, путешественников, рекре-антов — в меньшей степени имеющих путевки, в большей — отдыхающих самостоятельно.

Как видим, туризм предстает по своей сути то как отрасль, то как деятельность. И то, и другое верно. И то, и другое свидетельствует о внутренней сложности и неоднородности туризма.

В Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определена дефиниция туристской деятельности как туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.

В соответствии с этим законом, во-первых, туристская деятельность — это экономическая, предпринимательская деятельность, во-вторых, «иная деятельность» по организации путешествий может пониматься как специфическая деятельность не организаторов отдыха, а самих

туристов и осуществляется она не в результате приобретения турпродукта, а самостоятельно.

Окончательную ясность в данный вопрос вносит Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП). В соответствии с ним туризм представляет собой единый отраслевой комплекс вместе с физической культурой и санаторно-курортным делом.

Таким образом, объектом туристики как комплекса взаимосвязанных наук о туризме является социально-экономическое взаимодействие в пределах природно-историко-культурного рекреационного пространства, состоящего из объектов туристского интереса, скомпонованных определенным образом в туристские дестина-ции. При этом системообразующим энергетическим каналом связи является поток туристов-рекреантов, формирующийся в соответствии с определенными природными и логистическими закономерностями.

Из вышесказанного можно определить объекты туристско-рекреационного картографирования как арену социально-экономического взаимодействия разного масштаба: туристско-рекреационное пространство глобальное и региональное, туристские дестинации, объекты туристского интереса и основные туристские потоки.

Потребителями картографической продукции будут являться руководители регионов, экономисты, предприниматели, в том числе туроператоры и турагенты.

Карта — это не просто документ, отражающий некую графическую информацию, показанную на нем особым способом. Это действительно промежуточный канал связи между человеком и явлениями или объектами, изображенными на карте. И от этого человека, от его профессионального уровня зависит качество и полнота получаемой информации.

В одном случае картографирование объектов или явлений и создание соответствующей карты может являться целью работы (карта получается либо в процессе полевой съемки, либо в результате вторичной обработки исходной информации).

В другом случае уже имеющаяся, готовая карта служит источником первичной, исходной информации, отражающей закономерности пространственного распространения явления. По исходной карте можно получить данные для создания других — вторичных — карт. Например, по

карте рельефа можно построить карту уклонов местности и соответственно проложить туристские тропы, не превышающие заданный уклон. По распространению турфирм можно построить карту численности и карту интенсивности туристского бизнеса в регионе и т.п.

Нам известно, что для построения туристских карт различного типа исходными будут карты туристско-рекреационных объектов разного масштаба: это туристско-рекреационное пространство, туристские дестинации, объекты туристского интереса и основные туристские потоки.

Можно выделить туристские карты, отображающие ресурсы для создания турпродукта. Исходными для их построения будут служить топографические карты.

Выделяются два типа таких исходных информационных карт:

- карты размещения объектов туристского интереса, включаемые в тур или экскурсию как объекты показа;

- карты инфраструктуры туризма: турист-ско-информационные центры и турфирмы, гостиницы, рестораны, кафе, музеи, театры, парки отдыха...

Для анализа развития отрасли, мониторинга, управления туристско-рекреационным пространством строятся тематические картодиаграммы количества и картограммы плотности явления по районам, эпюры потоков рекреантов и туристов, карты туристско-рекреационного районирования.

Во всех случаях при создании туристской карты (не картосхемы!) следует руководствоваться картографическими теоретическими знаниями о том, что собою представляет тематическая карта, к каковым относятся и туристские карты.

Туристские карты имеют:

- математическую основу;

- географическую основу (топографическую или общегеографическую, в зависимости от целей и, соответственно, масштаба карты);

- элементы специального содержания (ту-ристско-рекреационные объекты, специального характера туристско-отраслевое содержание) в зависимости от назначения карты.

К элементам математической основы относятся масштаб, проекция, координатная сетка. Иногда изображение координатной сетки снято с поля карты, но это не значит, что ее нет. Картографическое изображение всегда строится в проекции, по геометрическим законам.

Географическая основа представляет собой максимально генерализованное изображение границ, гидрографии, населенных пунктов (контурную карту), позволяющее «узнать» географическое местоположение явления или объектов, изображенных определенными способами, которые раскрыты в легенде карты.

Для всех общетуристских карт отмечается некая особенность построения географической основы. Эта особенность построения заключается в том, что географическая основа является более полной, чем контурная часть для другого типа тематических карт, и в своей полноте практически соответствует элементам содержания топографической карты (если речь идет о крупном и среднем масштабе) или карты физической (мелкомасштабной) с фоновым изображением рельефа.

Следует отметить, что нет специальных правил создания туристских карт, это видно из их разнообразия, но существуют правила создания и использования карт, картографический метод исследований и проектно-картографический метод обучения специалистов для сферы туризма.

Вариант классификации туристских карт. Известно, что все разнообразие карт подразделяется на карты общегеографические (физические) и тематические.

По этой общей классификации туристские карты относятся к группе тематических, или специальных, карт.

Далее в классе тематических туристских карт мы предлагаем свою специфическую классификацию туристских карт. Эта классификация «второго порядка», она свойственна только туристским картам. Такая допустимость с нашей точки зрения уместна потому, что объект картографирования на туристских картах очень близок по смыслу к объекту картографирования на физических картах (к которым, строго говоря, относятся и топографические карты). Генерализованное изображение на физических картах в виде географической основы туристских карт фактически является в значительной степени содержанием туристской карты.

Это обстоятельство побудило нас разработать собственную классификацию туристских карт, в основание которой положен тип их географической основы.

Прежде всего различаем две большие группы туристских карт:

1) общетуристические карты — как правило, используются для туристской отрасли;

2) топотуристские карты — для деятельности туроператоров и туристов-путешественников.

Предполагается, что на географической основе показывается специальное «тематическое» содержание туристских карт. Однако можно сделать допущение, что общегеографические карты в значительной мере отражают то природно-рекреационное пространство, которое служит объектом картографирования в туризме, и они (физические карты) будут являться основой содержания общетуристических карт. Точно так же элементы содержания топографических карт будут составлять основную нагрузку туристских карт, дополненную специальными туристскими элементами и знаками.

К туристским картам предъявляются особые требования в отношении выразительности и читаемости; они сопровождаются рисунками, фотографиями, указателями, текстом и различными справочными сведениями. Это относится главным образом к картам крупных, иногда средних масштабов.

Степень удаления содержания от топографической карты-основы зависит прежде всего от назначения туристской карты, которое определяет объем туристской нагрузки, и, пожалуй, от компетентности создателя карты.

Такая классификация далее увязывается с классификацией карт по масштабу. На основе приведенной выше классификации туристских карт по географической основе предлагается дальнейшая их классификация по масштабу:

• обзорные общетуристические физические и тематические мелкомасштабные карты — (1:1000 000 и мельче),

• общетуристические среднемасштабные карты общие и тематические — (1:500 000— 1:1 000 000),

• топотуристские среднемасштабные общие и специальные — (1:500 000—1:200 000),

• топотуристские крупномасштабные общие и специальные — (1:1 00 000 и крупнее),

• маршрутные карты (масштаб по необходимости),

• картосхемы и планы городов или дестина-ций (пользовательский масштаб планов).

Деление на группы не имеет резкой переходной грани. Многое зависит от нагрузки карты, туристской специфики местности, назначения карты, ее адресности. Разумеется, заинтересованные лица используют все возможные источники разных масштабов. Но особо отметим рубеж масштаба 1:500 000. На нашей схеме он

Таблица 1

Схема районирования туристских карт по географической основе

Объекты картографирования

Пользователи

Мельче 1:1000 000

1:1000 000

1:500 000

е р

о

1:200 000

1:100 000 и крупнее

Туристско-рекреационное пространство с его природно-историко-куль-турологическим содержанием и отражением туристских основных потоков

Руководители регионов, организаторы туристской отрасли, экономисты для решения общих вопросов развития отрасли, региона, вопросов классификации и туристского районирования, управления туристско-рекреационным пространством, составлением различных программ туристско-рекреационной отрасли

Туристские дестинации, крупные туристские кластеры, их структурные части

Руководители отрасли, организаторы туризма, менеджеры, администраторы, бизнесмены, представители туристских инфраструктурных систем

Туристские районы, их части, значительные по площади объекты туристского интереса (в масштабе карты), национальные парки, заповедники, другие объекты

Региональные руководители туристской отрасли, туроператоры для разработки турпродукта, маршрутов при посещении особо охраняемых природных объектов, выбора района посещения, оценки общих природно-организационных условий территории

Общегеографические элементы ландшафта (дорожная сеть, населенные пункты, реки, озера, леса, рельеф и др.) и объекты туристского интереса (архитектурные и исторические памятники, уникальные памятники природы, тропы, музеи, гостиницы, кафе, туристские базы, автозаправки, кемпинги и т. п.)

Туроператоры, экскурсоводы, инструкторы по туризму, гиды, туристы

разделяет общетуристические карты и топоту-ристские карты как общие, так и специальные.

Разработанный подход к делению туристских карт по канонам картографической классификации будет способствовать дальнейшей разработке содержания профессиональных

туристских карт и условных обозначений, подобно топографическим условным знакам, а также цветовой гамме отображаемых явлений на специальных туристских картах. Это не относится к рекламным картоидам и туристским картосхемам.

Литература

1. ЗоринИ.В. Феномен туризма. Избранные сочинения. М.: Наука, 2005.

2. Комиссарова Т.С., Гаджиева Е.А. Картографическая подготовка бакалавров по туризму в контексте профессиональной компетентности // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 10. 2016. № 2. С. 4—12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.