Брель О. А.1, Кайзер Ф.Ю.2 ©
1Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой геологии и географии; 2студент, лаборант кафедры геологии и географии,
Кемеровский государственный университет
ТУРИСТСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО
РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Аннотация
Цель статьи - анализ туристской привлекательности как фактора устойчивого развития региона (на примере Кемеровской области), на основе территориального анализа и опроса респондентов. Особое внимание в работе уделяется изучению брендов региона как важной составляющей туристского образа территории. Туризм для промышленного региона рассматривается как альтернативный источник дополнительных поступлений в экономику, способствующий долгосрочному устойчивому развитию.
Ключевые слова: туризм, туристская привлекательность, бренд, регион, устойчивое развитие.
Keywords: tourism, tourist attraction, brand, region, sustainable development.
В настоящее время возрастает значение туризма не только в экономике различных регионов России, но и в общем региональном развитии. Администрации большинства субъектов Российской Федерации заинтересованы в развитии туризма, особенно если территория изначально обладает ценными рекреационными ресурсами.
Туризм, развивающийся на основе уже существующих природных и историкокультурных рекреационных ресурсов, является более рентабельным по сравнению с ситуацией, когда эти ресурсы нужно создавать. В этом случае туризм можно рассматривать как катализатор региональной экономики, позволяющий не только задействовать весь комплекс существующих в регионе рекреационных ресурсов, но и наиболее эффективным образом использовать совокупный потенциал территории [3;4].
Далеко не каждый регион способен обеспечить долговременное устойчивое развитие туризма на своей территории. Это связано не только с отсутствием ценных рекреационных ресурсов, но и, например, с узкой промышленной специализацией ряда регионов. Казалось бы, зачем развивать туризм в регионах, которые и так развиты за счет промышленности. Но, если промышленный регион имеет богатый природный и историко-культурный потенциал, то почему бы не использовать его как альтернативный источник дополнительных финансовых вливаний в экономику.
Так, Кемеровская область, известна в России как край угля, металлургии и химии, при этом на первое место по значимости для региона, конечно же, выходит угольная промышленность, так как даже второе название региона - Кузбасс (Кузнецкий угольный бассейн) - связано именно с углем. Но, в последние годы Кузбасс начал позиционировать себя не только как промышленный регион, но и как центр туризма для жителей Сибири и других территорий страны.
Для любого региона, имеющего даже самые богатые природные и историкокультурные ресурсы и высокий рекреационный потенциал, для развития туризма необходимо повышение его привлекательности в глазах потенциальных потребителей турпродукта. Это способствует увеличению потока туристов и инвесторов и, как следствие, созданию активного регионального потребительского рынка и роста инвестиций. Для повышения туристской привлекательности территории необходим комплексный анализ
© Брель О.А., Кайзер Ф.Ю., 2015 г.
существующей ситуации на туристском рынке региона, с учетом привлекательных и непривлекательных факторов, и разработка программы мероприятий по усилению положительного влияния туризма на экономику региона, для обеспечения его устойчивого развития.
С целью изучения туристской привлекательности Кемеровской области как фактора устойчивого развития региона нами был проведен опрос респондентов, проживающих в Кузбассе, соседних и отдаленных регионах. Анализ ответов показал, что наиболее привлекательными факторами для отдыха в Кузбассе являются: развитие горнолыжного туризма, богатая природа, разнообразие историко-культурных и природных памятников, хорошее качество дорог. Непривлекательные стороны для отдыха - суровый климат, недостаточно развитая инфраструктура, удаленность от теплых морей и европейской части России, мало информации о регионе.
Из основных достопримечательностей, которыми привлекательна Кемеровская область, респонденты чаще всего называли: горнолыжный курорт «Шерегеш», музейзаповедник «Томская Писаница», историко-архитектурный музей «Кузнецкая крепость», заповедник «Кузнецкий Алатау», музей-заповедник «Красная горка», туристскорекреационный центр «Танай» и др.
Одним из факторов формирования туристской привлекательности региона является его брендинг. Механизм создания и продвижения бренда и развитие туризма на территории в целом способствуют привлечению туристов, и, как следствие, дополнительных финансовых потоков в экономику области. Развитие туризма является современным инструментом привлечения к региону внимания внешних и внутренних потребителей туристских услуг, развития инфраструктуры туризма, роста доходов от туристской отрасли и смежных с туризмом отраслей, улучшения качества жизни и снижению уровня безработицы населения, реализации туристско-рекреационного потенциала территории, роста рейтинга региона и т. д.
В свою очередь, диверсификация экономики региона за счет развития туризма и смежных с ним отраслей (гостиницы, пункты питания, предприятия транспорта, индустрия развлечений и досуга, образовательные учреждения профессионального туристского образования) соответствует концепции устойчивого развития, что позволит экономике региона оставаться стабильной, несмотря на кризис. В рамках изучения данной проблемы, нами было проведено исследование по выявлению существующих брендов Кемеровской области, которое позволило нам обозначить наличие туристского, промышленного и географического брендов региона.
Что касается туристского бренда, то последние несколько лет Кузбасс позиционирует себя как место обитания «Снежного человека». Ведется активная PR-кампания по продвижению данного символа, направленная на то чтобы «Йети» стал своеобразной визитной карточкой Кемеровской области. В настоящее время, при поддержке Администрации области и финансировании инвесторов разработан и активно осуществляется целый ряд мероприятий по продвижению нового бренда Кузбасса - «Йети». Так, в качестве российского опыта в вопросе брендинга можно выделить достаточно успешно развивающийся и набирающий популярность бренд «Великий Устюг - Родина Деда Мороза». Каждый год Вологодскую область посещают около 200 тысяч туристов не только российских, но и зарубежных. Целенаправленная политика продвижения туристского бренда Вологодской области реализуется в рамках концепции устойчивого развития.
По аналогии с «Дедом Морозом» - брендом Вологодской области, «Йети» должен стать отличительным символом, брендом Кузбасса, который позволил бы идентифицировать регион на туристском рынке страны. Однако, результаты проведенных исследований показали, что несмотря на активное продвижения «Йети» как туристского символа области, население региона не однозначно воспринимает данный бренд. Так всего 22,8% респондентов назвали «Йети» брендом Кузбасса, половина из них отметили, что этот бренд неудачный в связи с тем, что он не отражает специфических особенностей региона, и не все понимают, что именно он символизирует, а часть респондентов отметили, что подобный
бренд даже отталкивает. Вторая половина опрошенных, отметивших «Йети» как бренд, считают его удачным, так как он символизирует здоровый образ жизни, активный отдых, хорошее настроение, и помимо этого, все неизвестное и загадочное притягивает. Необходимо так же отметить, что ассоциируют Кузбасс с «Йети» в основном жители самого региона (22,8%), и его ближайшие соседи (46,6%), при этом соседи соотносят Кузбасс с «Йети» в два раза чаще, чем кузбассовцы. На наш взгляд это объясняется тем, что жители Кузбасса знают о своем регионе гораздо больше и их ассоциативный ряд, в связи с этим, гораздо шире.
Мы объединили остальные варианты предложенных брендов в категорию ответов -«другие» (37,1%), сюда вошли такие символы как: Шерегеш, Танай, Тяжинская сгущенка, Бенди и др. Необходимо отметить, что при опросе жители региона часто отождествляли «Йети» с Шерегешем, считая его одновременно символом данной территории и Кузбасса в целом. Либо называли эти два равнозначных на их взгляд символа туристского Кузбасса в отдельных вариантах ответа. Результаты исследований так же показали, респонденты из отдаленных регионов чаше всего не ассоциируют Кемеровскую область с «Йети», и вообще мало что знают о регионе, кроме того, что здесь добывают уголь, и некоторые другие факты (рис1) [2].
80-
70-
60-
50-
40-
30-
20-
10-
0-
73,3
75,5
75
Уголь Йети Другое Не знаю
Кемер. область Сосед. регионы___________Урал________Европ.часть РФ_______Д.Восток
Рис.1. Сравнительный анализ мнений респондентов разных регионов о брендах Кемеровской
области
Из диаграммы видно, что основной ассоциацией с Кузбассом у большинства респондентов, является уголь, как символ промышленного региона и его промышленный бренд (кузбассовцы - 28,5%, ближайшие соседи области - 73,3%, респонденты из удаленных регионов - 20,7-36,4%).
Хотелось бы подчеркнуть, что промышленный бренд может отчасти являться и туристическим. Устоявшийся многолетний символ Кузбасса - уголь, и имидж промышленного региона, можно выгодно повернуть в сторону развития промышленного (индустриального) туризма. Интересным объектом для туристов, особенно иностранных, может стать неповторимый колорит шахтерских городов Кузбасса. При правильном вложении дополнительных средств в развитие угольных городов Кузбасса, можно сформировать имидж края угля и культуры, ведь Кемеровская область характеризуется большим числом учреждений искусства, культуры и образования. Сейчас в Кемеровской области делаются попытки совмещения двух брендов туристического и промышленного, и появляются сувенирная продукция и изображения Йети с отбойным молотком, в каске шахтера, на фоне угля и т.д.[1].
Но, при этом необходимо помнить, что любой бренд территории складывается из двух составляющих: эмоциональной и рациональной. «Йети» как туристский бренд изначально был создан именно как эмоциональная компонента имиджа (традиции, обычаи, атмосфера и т.д.) региона, с целью привлечения туристов в Горную Шорию, а точнее именно в Шерегеш, но данная территория и так считается самой развитой туристической территорией Кемеровской области. И анализ статистических данных за 2012-2014 г. г. подтверждает это, и показывает увеличение туристического потока, прежде всего, именно в Шерегеш. Поэтому, главной задачей туристского брендинга Кузбасса в контексте устойчивого развития на сегодняшний день должен стать переход к рациональной компоненте имиджа (природа, инфраструктура, рекреационные потребности населения, трудовые ресурсы и т.д), а следовательно - привлечению туристов в регион в целом, а не только на его отдельную территорию. Тем более, как показывают исследования, несмотря на успешную PR-
кампанию, «Йети» не стал символом Кузбасса в целом, а стал визитной карточкой горнолыжного курорта «Шерегеш», который за последние несколько лет активно развивается и стремится к мировым стандартам качества обслуживания. Необходимо отметить, что в 2014 году горнолыжный курорт «Шерегеш» вошел в ТОП-5 лучших курортов России и стран СНГ по данным рейтинга сайта Travel.ru. Рейтинг был основан на популярности курортов у любителей горных лыж и сноубординга, а также на транспортной и ценовой доступности курортов [5]. Кроме того, Шерегеш ассоциируется с Кузбассом еще и территориально, то есть географически.
Если говорить о географическом бренде, то под ним мы понимаем систему упорядоченных взаимосвязанных представлений о пространстве и пространственной структуре территории, ее географических характеристиках, объектах, а также систему символов и ассоциаций, наиболее ярко характеризующих эту территорию. В связи с этим, не только «Шерегеш», как самый «продвинутый» туристский объект региона может являться его туристским и одновременно географическим брендом, но и второе название Кемеровской области - Кузбасс можно по праву считать географическим символом данной территории. Так как само слово «Кузбасс» является наиболее популярным среди жителей России и более узнаваемым, чем официальное название - Кемеровская область. Несмотря на то, что Кузбасс (Кузнецкий угольный бассейн) по площади географически гораздо меньше, чем территория Кемеровской области, два названия уже давно отождествляются не только жителями региона, но и всей страны.
Все привлекательные факторы развития туризма в Кузбассе и его бренды в совокупности укрепляют имидж региона, делая его узнаваемым и неповторимым. Собственное лицо региона позволяет идентифицировать его среди множества регионов России, отражая специфику и характер его экономического и социального развития. Чем более разноплановая структура экономики, тем больше шансов привлечь российских и зарубежных инвесторов, а это, в свою очередь, может способствовать развитию традиционных и расширению новых видов экономической деятельности, что позволит обеспечить эффективное и долгосрочное устойчивое развитие территории.
Литература
1. Брель О.А. Формирование бренда как основы туристского образа территории: на примере Кемеровской области/ О.А. Брель, Ф.Ю. Кайзер // Эколого-географические проблемы регионов России. Материалы IV всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Самара: ПГСГА, 2013. - С. 355-358.
2. Кайзер Ф.Ю. Изучение и оценка туристской привлекательности региона: на примере Кемеровской области/ Ф.Ю. Кайзер // Первый шаг в науку - 2013: Сборник материалов Международного форума студенческой и учащейся молодежи. - Минск: Белорус. наука, 2013. -С. 176-180.
3. Кириенко Е.О. Принципы устойчивого развития туризма в регионе (на примере Еврейской автономной области)/ Е.О. Кириенко, В.А. Уваров // Власть и управление на Востоке России. -2011. - № 2. - С. 48-55.
4. Толстых Е.В. Оценка влияния туризма на социально-экономическое развитие Кемеровской области/ Е.В. Толстых, А.И. Литвак// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.
- 2011. -№5. - С. 68-73.
5. Шерегеш вошел в топ-5 лучших курортов России и СНГ [Электронный ресурс] / НГС Кемерово.
- Режим доступа: http://ngs42.ru/news/2018512/view/ (дата обращения: 15.02.15).