УДК 379.852; 371.14; 614.8.084; 37.018.4; 376.66
ТУРИСТСКАЯ КУРСОВАЯ
А. Г. Серёгин
Представлена методическая разработка Республиканского центра детско-юношеского туризма г. Петрозаводска Республики Карелия - «Туристская курсовая» в помощь будущим участникам и руководителям категорий-ных спортивных походов 1-й категории сложности. Описан алгоритм организации и проведения конкурса, как стать руководителями виртуального похода 1-й категории сложности. Приведены критерии оценки оформления маршрутных книжек и отчётов о туристском походе.
The methodical development of the Republican center of children and youth tourism of Petrozavodsk of the Republic of Karelia-'Tourist course" to help future participants and leaders of category sports hikes of the 1st category of complexity is presented. The algorithm of the organization and holding of the contest how to become the leaders of the virtual campaign of the 1st category of complexity is described. Criteria for assessing the design of route books and reports on the tourist campaign
Ключевые слова: спортивный поход, руководитель туристской группы, Правила спортивного туризма, Регламент, дисциплина «маршрут», конкурс, маршрутная книжка, отчет о походе, виртуальный туристский поход.
Keywords: sports camping, head of the tourism group, the Rules of sports tourism, Regulations, discipline, "route", the competition, the control book, a report on the trip, virtual tourist campaign.
Каждый спортсмен, занимаясь каким либо видом спорта, должен знать правила своей спортивной дисциплины. Так же и в спортивном туризме: если ты достиг соответствующего опыта, готов стать участником или руководителем туристской группы, ты тоже должен действовать по разработанным Федерацией спортивного туризма России Правилам спортивного туризма, знать Регламент. Согласно этим Правилам и Регламенту, отправляясь в поход, руководителю туристской группы необходимо оформить маршрутную книжку, а по окончании похода - подготовить отчёт, подтверждающий, что маршрут заявленной категории сложности пройден полностью.
А как, например, донести столь важную информацию старшим школьникам, не раз ставшим участниками спортивных походов, потенциальным будущим руководителям туристских походов 1-й категории сложности, тем, кто хотел бы повысить свою туристскую квалификацию, но проживает в отдалённых районах Карелии и не имеет возможности для частого посещения курсов и семинаров, повышающих их спортивный уровень. Им тоже необходимо получить знания по судейству спортивных походов, основным туристским терминам, видам туризма и наполниться прочей важной информацией.
Вариант обучения в этом случае наиболее верный один - дистанционное обучение.
Как увлечь или заставить своих воспитанников, как убедить их выделить время на дополнительное обучение в столь загруженный период освоения школьной программы? В чём заключается мотивация? Пожалуйста!
Почти каждый участник, прошедший категорийные спортивные походы по программе «Туристский марафон», на общешкольной линейке хоть раз получал грамоту за призовое место в чемпионате Карелии, первенстве или Всероссийских соревнованиях по спортивному туризму по дисциплине «маршрут». Такие достижения учащихся школы в посёлке не проходят бесследно и всегда вызывают всплеск активности и желание заниматься туризмом. Дети ревностно отслеживают достижения своих сверстников и стремятся не отстать друг от друга. Вот новое предложение - конкурс, участники которого получают сертификат, они соревнуются друг с другом по сбору своего портфолио. Кроме того, активно занимаясь спортивным туризмом, при достижении совершеннолетнего возраста школьника, ставшего студентом учебного заведения Петрозаводска, неоднократно прошедшего спортивные походы и получившего практические знания, любая коммерческая фирма Карелии, как ни парадоксально, с удовольствием «проглотит» на своих коммерческих маршрутах (особенно водных), испытывая сильную нехватку туристских обученных кадров (к сожалению, часто случается так, что организаторов тура устраивает любой уровень инструкторской подготовки). Вот вам и мотивация: во-первых, соперничество и добрая конкуренция; во-вторых, можно повысить свою туристскую подготовку и стать инструктором на маршрутах, получив возможность дополнительного заработка в период студен-
ческих каникул. В целом мотивация есть. Теперь надо подумать о том, как можно дистанционно провести грамотное обучение с интересной формой подачи материала.
В Республике Карелия наш отдел туризма Республиканского центра детско-юношеского туризма проводит такое обучение, в основе которого лежит республиканский конкурс «Туристская курсовая».
Суть этого конкурса заключается в следующем.
Каждый потенциальный руководитель похода 1-й категории сложности должен уметь грамотно оформить маршрутную книжку и по результатам пройденного похода оформить отчёт о походе. Эти два документа включают в себя очень большой спектр вопросов, который они должны освоить самостоятельно или со своим руководителем туристского кружка: степенные и категорийные походы, виды туризма, локальные и протяжённые препятствия, права и обязанности руководителя и участника, личное и групповое снаряжение и многие другие. Этот факт мы взяли за основу и предложили участникам конкурса стать руководителями виртуального похода 1-й категории сложности. Руководителем такого похода может стать один участник конкурса или несколько участников туристского кружка (секции).
Теперь по порядку.
Итак, один или несколько участников учебной группы возрастом 14-17 лет, прошедшие хотя бы один пеший или лыжный спортивный поход 1-й категории сложности (это обязательное условие!), объединяются для участия в конкурсе «Туристская курсовая», став его руководителем. Им предстоит в течение учебного года проделать большую теоретическую работу, изучив много тем (самостоятельно или с руководителем туристского подразделения) и сопутствующих вопросов для оформления маршрутной книжки и туристского отчёта. Маршрутную книжку и отчёт они оформляют согласно периодически направляемым им методическим рекомендациям, разъясняющим суть каждого раздела и передающим порядок действий в строго определённой последовательности. Для оформления маршрутной книжки они должны подготовить и заполнить все её основные разделы: вид туризма (вид туризма можно выбрать любой), район путешествия (география маршрутов любая), количество участников, время проведения, состав группы (со всей исчерпывающей информацией), график маршрута, запасные вари-
анты, особые отметки (если есть), личное и групповое снаряжение, вес рюкзаков, маршрутно-квалификационная комиссия (рассматривающая маршрутную книжку), контрольные сроки. Участникам конкурса необходимо грамотно продумать и оформить каждый раздел маршрутной книжки, кроме того, район предстоящего путешествия надо «привязать» к конкретному району с приложением цветных карт местности и нанесённым на них маршрутом, датами и днями похода.
Строгое жюри оценивает каждый оформленный раздел маршрутной книжки и присваивает ей номер. Судьи по факту планируемого маршрута передают руководителю похода судейский комментарий (по маршрутной книжке - для исправления данных в отдельных разделах, если это требуется) и рекомендации по маршруту, книжка подписывается членами МКК (условно - это судьи конкурса).
После того, как оформлена и подписана членами МКК маршрутная книжка, группа может, условно пройдя маршрут, начать оформлять отчёт о совершении туристского спортивного похода.
Учитывая, что маршрут виртуальный, участник конкурса может пофантазировать, составляя разделы отчёта (в том числе «Техническое описание»), в качестве доказательства прохождения маршрута могут прикладываться фотографии (с чужих отчётов или журналов по заявленному виду туризма) или рисунки, передающие суть прохождения того или иного участка пути. Составляя отчёт, участнику конкурса желательно учесть рекомендации членов МКК (судейской коллегии), подписавших маршрутную книжку.
Следующий важный этап - оформление отчёта согласно «Типовой форме отчёта о совершённом туристском путешествии».
На заключительном этапе конкурса судейская коллегия оценивает отчёт по критериям и соединяет результат за отчёт с результатом оформленной маршрутной книжки. По итогу конкурса оформляется протокол о проведении первенства виртуальных спортивных походов, после чего победители награждаются грамотами и призами.
Помимо участников конкурса огромный опыт получают и представители судейской коллегии, повышая свою судейскую квалификацию по судейству соревнований по дисциплине «маршрут» (спортивные походы), подробно знакомясь с методикой судейства и готовясь, в дальнейшем, стать судьями школьных и взрослых по-
ходов соревнований по дисциплине «маршрут» (муниципальных и республиканских).
Теперь ещё раз подробно и чуть кратко (выписка из Положения «О проведении республиканского конкурса «Туристская курсовая» среди учащихся Республики Карелия):
Назначение маршрутной книжки:_
1. Определение соответствия опыта группы заявленному маршруту (определяет маршрутно-квалификационная комиссия - судейская коллегия, судьи по виду).
2. Утверждается список участников.
3. Определяются контрольные сроки похода.
4. 2-й экземпляр остаётся в МКК (в случае «ЧП» на маршруте и не выхода группы в контрольные сроки организуется поиск группы по картам и схемам маршрутной книжки)._
Назначение отчёта:_
1. Зачёт маршрутно-квалификационной комиссией (судейской коллегией) пройденного группой маршрута.
2. Оформление справок участникам и руководителю, подтверждающих участие в походе и руководство походом, на основании которых впоследствии присваивается спортивный разряд и подтверждается спортивная квалификация.
3. Сведения из отчёта помогут пройти маршрут (частично или полностью) другим туристским группам.
4. По отчётам туристских групп оценивается качество и сложность пройденного группой маршрута на первенствах и чемпионатах по спортивному туризму, выявляется победитель._
1. Цели и задачи конкурса виртуальных туристских отчётов:
• Развитие молодежного туризма Карелии.
• Теоретическая подготовка участников и руководителей спортивных категорийных походов 1 -й категории сложности, знакомство с оформлением необходимой заявочной (маршрутная книжка) и отчётной документации (отчёт о походе).
• Изучение нормативной документации:
^ Единая Всероссийская спортивная классификация туристских маршрутов (ЕВСКТМ),
^ Правила вида спорта «спортивный туризм»,
^ Регламент по спортивному туризму,
^ Категорирование маршрута и его определяющих препятствий (факторов),
^ Изучение типовой формы отчета о туристском маршруте.
• Проверка готовности потенциальных руководителей к проведению спортивных походов 1-й категории сложности по различным видам туризма.
• Определение победителей конкурса «Туристская курсовая» по подготовке и проведению виртуального спортивного туристского маршрута 1 -й категории сложности по России по любому виду туризма, включая комбинированные виды.
• Определение лучшего виртуально представленного маршрута.
2. Время и место проведения
Конкурс «Туристская курсовая» проводится в определённый период в три этапа:
1-й этап - оформление маршрутной книжки,
2-й этап - сдача отчёта о походе заявленного в маршрутной книжке и справки о проведённом походе,
3-й этап - подведение итогов.
Примечание:
1. Участие в каждом этапе конкурса обязательно! В случае пропуска одного из этапов итоги участника конкурса подводятся после всех участников, принявших участие во всех этапах конкурса.
2. География маршрутов любая.
3. Руководство по проведению конкурса:
Организаторы проведения конкурса - отдел туризма Республиканский центр детско-юношеского туризма г. Петрозаводска.
4. Участником конкурса могут быть (учащиеся 14-17 лет):
• Участники туристского движения.
• Участники похода 1 -й (и выше) категории сложности по любому виду туризма, включая комбинированные виды.
• Отдельный участник или группа лиц (друзья, клубы, секции, команды, классы и т. д.).
5. Победители определяются в следующих номинациях:
• «Самый оригинальный маршрут».
• «Лучший туристский отчёт».
6. Подведение итогов - определение мест - осуществляется судейской коллегией на основе количества баллов, набранных по всем показателям.
7. Награждение победителей
Победители в каждой номинации награждаются грамотами и призами.
Условия конкурса «Туристская курсовая»
• Руководитель (один участник конкурса или группа участников) собирается стать руководителем виртуального спортивного похода 1-й категории сложности по Карелии, России (или другим районам планеты) с дальнейшим участием отчёта о походе в номинациях на «самый оригинальный маршрут» и «лучший туристский отчёт». Для этого своевременно оформляется маршрутная книжка и после проведения виртуального похода оформляется отчёт о проведении похода. В процессе участия в конкурсе будущий руководитель (или группа лиц) подробно изучает(ют) порядок оформления маршрутных документов и грамотного оформления отчёта.
• Обязательное условие конкурса - виртуальный туристский поход должен быть реальным для его прохождения.
• Вся необходимая документация (маршрутный лист, маршрутная книжка, отчёт о походе) отправляется в бумажном или электронном виде. Документация, оформленная в электронном виде, размещается на файлообменнике (ссылка передаётся по электронной почте) или на электронном носителе, передаётся в отдел туризма РЦДЮТ. Документация в бумажном виде отправляется по адресу в РЦДЮТ, отдел туризма.
1-й этап - оформление маршрутной книжки, отправка на утверждение в МКК.
Маршрутная книжка на виртуальный маршрут оформляется согласно формы № 5-Тур и утверждается Карельской МКК.
Маршрутная книжка включает следующую информацию: сведения об участниках и руководителе, опыт прохождения маршрутов, выполняемые обязанности в группе; график движения на маршруте, описание способов прохождения определяющих препятствий; карты или схемы с нанесенной ниткой маршрута и графиком движения; состав специального снаряжения; адрес спасательной службы постановки группы на учет (при ее наличии); контрольные сроки прохождения маршрута, особые указания группе и др.
Маршрутная книжка выдается и заверяется штампом в полномочной маршрутно-квалификационной комиссии (МКК), содержит заключение судей маршрутной квалификации о готовности группы к заявленному маршруту и допуске группы на маршрут.
После оформления в Карельской МКК маршрутной книжки участники конкурса могут сдавать отчёты в ГСК.
2-й этап - сдача отчёта о походе, заявленном в маршрутной книжке.
Отчёт составляется по «Типовой форме отчета о прохождении туристского маршрута» из «Правил соревнований по спортивному туризму» Туристско-спортивного союза России.
Примечание: конечная цель пройденного виртуального маршрута 1 -й категории сложности - защищённый в маршрутно-ква-лификационной комиссии (Карельской МКК) отчёт о совершённом походе.
3-й этап - подведение итогов - осуществляется судейской коллегией на основе количества баллов, набранных по всем показателям маршрутной книжки и отчёта на основании «Условия» проведения конкурса.
Результат по оформлению маршрутной книжки подводится по количеству баллов за каждый оформленный раздел их расчёта - 1 балл (или менее 1 балла) за каждый раздел. Желательно, чтобы сумма набранных баллов за оформление маршрутной книжки была соразмерной с баллами, набранными за отчёт (это уже на усмотрение судейской коллегии).
Результат по отчётам подводится по «Методике категориро-вания пешеходного маршрута» по совокупности показателей (для спортивных походов 1 -й категории сложности):
У Сложность
У Оригинальность
У Безопасность
У Напряженность
У Полезность.
Примечание: Значение каждого показателя определяется методом экспертной оценки.
Дополнительными критериями оценки оформления маршрутных книжек и отчётов о туристском походе могут быть:
У Полнота подачи информации по каждому разделу маршрутной книжки или отчёта - 1 балл.
> Реальность прохождения заявленного маршрута - 1 балл.
> Качество оформления отчёта и маршрутной книжки -1 балл.
> Фантазия и смелость решения в оформлении разделов и описании маршрута - 1 балл.
> Качество оформления картографических материалов -1 балл.
> Наличие расчётов категорирования виртуально пройденного маршрута - 1 балл.
> Грамотное оформление списка участников, графика маршрута, списка группового и личного снаряжения, информации по району путешествия - 1 балл.
> Правильная и полная подача информации в справках, выдаваемых участникам по окончании проведённого виртуального похода, - 1 балл.
> Контакты со спасательными службами - 1 балл.
> Фотоматериалы, подтверждающие прохождение группой (судами, средствами передвижения) маршрута и определяющих препятствий, могут быть условно заменены рисунками (схемами или устным описанием) и похожими фотографиями с любых других маршрутов (отчётов), фотографии из журналов и газет - 1 балл.
> География места проведения похода - 1 балл.
> Виртуальная заметка для газеты о прохождении виртуального маршрута - 2 балла.
Примечание: авторы отчёта виртуального похода могут дополнительно вместе с отчётом направить комментарий о лучших достоинствах своего маршрута и разделов отчёта, то есть «сказать о себе доброе слово» (1 балл) для облегчения работы экспертной комиссии.
По результатам предыдущего конкурса в лидеры выходили участники, в маршрутных книжках и отчётах которых просматривалась большая смелость и фантазия в подаче материала, сохраняя при этом целостность разделов отчёта и реальность прохождения маршрута.
В Республиканском центре детско-юношеского туризма подобный конкурс проводился уже дважды - один раз в два года по мере «подтягивания» участников (по возрасту и опыту). Итоги конкурса были достаточно интересны для анализа деятельности педагогического и методического процесса, отработки условий
проведения и подсчёта результатов при проведении последующих конкурсов, по определению активности и творческому подходу к конкурсу его участников.
Помимо программы «Туристская курсовая» Республиканский центр детско-юношеского туризма г. Петрозаводска Республики Карелия готов представить на страницах «Вестника Академии детско-юношеского туризма и краеведения» дополнительно такие программы:
• «Азбука многоборца», помогающая определить уровень каждого участника соревнований по дисциплине «дистанция» (пешая, лыжная) и составить их рейтинг по освоению навыков:
^ время надевания (подгонки) страховочной системы, ^ умение работы с карабинами (разных видов и конструкций) на скорость,
^ вязка узлов (на скорость, на знание групп узлов, их применению в реальных условиях),
^ правильное выполнение технических приёмов, ^ умение работать с компасом (азимут по карте и направлению),
^ знание условных знаков топографических и спортивных
карт.
Примечание: конкурс проводится с учётом спортивного уровня команд, участвующих в соревнованиях по дисциплине «дистанция», а в Карелии он не высок, соревнования проводятся, в основном, на дистанциях 1-2-го классов.
Конкурс «Азбука многоборца» - это не только конкурс, но и обширный набор тем для занятий с учебной группой по подготовке к любым предстоящим соревнованиям.
Примечание: Педагогу дополнительного образования всегда кажется - «А мои то знают!». А вот попробуйте и увидите, что, во-первых, это не так, а во-вторых, найдутся те, кто впереди, а это значит, что есть огромный потенциал для улучшения результата.
• Конкурсное и электронное тестирование команд-участниц по подготовке к предстоящим соревнованиям по «дистанции» и знанию правил, когда можно дистанционно предоставить разнообразно оформленные материалы (вопросы, рисунки, схемы, графические задания) по темам с последующим их разбором на занятии обучающихся совместно с руководителем туристского кружка.
• Дистанционная программа по подготовке кадров спортивного туризма. Теоретическая подготовка разделена на четыре основных блока, охватывающих весь спектр необходимых инструктору-проводнику знаний:
1-й блок (нормативные документы): ^ Закон о туризме
^ Закон о физической культуре и спорте ^ Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации
^ Лесной кодекс Российской Федерации о пребывании граждан в лесах
^ Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»
^ Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»
^ Постановление Правительства РФ «О некоторых вопросах обеспечения безопасности туризма в РФ»
2-й блок (нормативные документы):
^ Правила вида спорта «спортивный туризм» ^ Регламент «маршрут» ^ Водный туризм (основные термины)
3-й блок (нормативные документы):
^ Гос. стандарт «Инструктор-проводник» пешеходного туризма и трекинга, «Инструктор-проводник» водного туризма (условия допуска, трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания - при занятиях, сопровождении и обеспечению безопасности, проведение работ при аварийных ситуациях) ^ Гос. стандарт «Водный туризм»
4-й блок (теоретическая практика): ^ безопасность
^ самое главное о Карелии ^ основные термины в водном туризме ^ вопросы по деятельности инструктора при сопровождении группы по маршруту
^ тактика и стратегия ^ снаряжение
^ действия при сходе лавины ^ действия при молнии и грозе ^ действия при пожаре
Примечание: по каждому пройденному блоку теоретических вопросов проводится электронное тестирование (сдача теста).
В программу «Школы подготовки кадров спортивного туризма» входит учебно-тренировочный поход.
По завершении курсов участникам, успешно сдавшим тесты по 4 блокам программы и прошедшим учебно-тренировочный поход, выдаётся удостоверение «инструктора-проводника» в пределах своего опыта (без категории, 1, 2 и 3-й категории).