Научная статья на тему 'Туристская деятельность как средство социального воспитания учащейся молодежи'

Туристская деятельность как средство социального воспитания учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Енгалычев Георгий Георгиевич

В статье раскрываются социально-педагогические потенциалы туристской деятельности и обосновываются условия эффективности ее использования в воспитательной работе сучащейся молодежью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Енгалычев Георгий Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Туристская деятельность как средство социального воспитания учащейся молодежи»

и эффективной жизнедеятельности в многокуль-гурной среде, обладающую развитым чувством уважения и понимания различных культур. По нашему мнению, данная образовательная стратегия способна решать следующие задачи: во-первых, содействовать глубокому и разностороннему овладению учащимися основ национальной культуры, что, в свою очередь выступает важнейшим условием их интеграции в другие культуры; во-вторых, способствовать формированию у студентов представлений о многообразии культур, воспитанию толерантного отношения к национально-культурным различиям, что создает условия для самореализации личности в поли-кулътурной среде; в-третьих, всемерно приобщать к основам мировой культуры, раскрывать объективные причины процесса глобализации в современном мире, взаимозависимости и взаимопомощи этносов в решении актуальных проблем развития цивилизации. Реализация в образовании принципа национального в контексте интернационального призвана создавать условия для формирования национального самосознания обучаемых параллельно с освоением или соответствующих социальных и нравственных норм поведения: «Я - представитель своего этноса», «Я -россиянин», «Я живу в содружестве народов России», «Я - гражданин мира». Диалог культур в образовательно-воспитательном процессе предполагает определение своеобразия каждой из национально-культурных систем на основе анализа и сопоставления. При этом выявляется, с одной стороны, общечеловеческое содержание каждой национальной культуры, с другой - характерные для них «национальные картины

мира» и особенности мировоззрения и мировосприятия. Необходимо, чтобы приобщение к другой культуре не отчуждало личность обучаемого от родной, не ослабевало, не ущемляло национальные чувства. При этом сам эффект идентификации, неизбежно возникающий при реализации принципа диалога культур, может осуществляться в нескольких вариантах. В одном случае, студенты узнают в другой этнической культуре знакомое, близкое, но в ином национальном контексте. В другом - происходит усвоение непривычных мировоззренческих взглядов, эстетических вкусов и представлений, что, в конечном итоге, способствует расширению социального и нравственно-этического опыта самих учащихся.

Резюмируя вышеизложенное, мы считаем, что реализация гражданского воспитания на основе рассмотренных принципов способствует развитию поликультурности в образовании, созданию условий для введения обучаемых в этническую, российскую и мировую культуру. Это позволит им осознать свою уникальность, выработать представление об общих нравствеино-эти-ческих нормах, особенностях мировоззрения, верований, а также наиболее полно раскрыть свои задатки и дарования, как необходимые предпосылки для процесса воспроизводства и обогащения культуры своей социальной общности в контексте мирового культурного развития. В свою очередь определение своеобразия, роли и места родной культуры в общецивилизованном процессе призвано способствовать расширению социальной мобильности личности, обеспечению единого культурного и образовательного пространства.

Г.Г. Енгалычев

ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

В статье раскрываются социально-педагогические потенциалы туристской деятельности и обосновываются условия эффективности ее использования в воспитательной работе сучащейся молодежью.

В условиях динамизма общественной жизни, интенсификации и интеллектуализации трудовой деятельности, роста социальной напряженности, ухудшения экологической обстановки и показателей физического, психологического здоровья подрастающих

поколений особую роль играют те виды занятий в свободное от учебы время, которые ПОЗВОЛЯЮТ снимать стрессовое состояние, переключать внимание, расширять кругозор и сферу общения, приобретать новый социальный опыт, рассчитывать собственные силы и приращивать их. Несом-

© Г.Г. Енгалычев, 2008

125

ненно, что в этом велика роль туристской деятельности, которая способствует развитию всех сущностных сил человека.

Анализ литературы и специальных исследований свидетельствует, что в зарубежной и отечественной педагогической науке накоплен богатый опыт воспитания подрастающего поколения в туристской деятельности. Этому посвящены работы В.Н. Ашуркова, Б, П. Брюллова, Б. Все-святского, Н.А. Гейнике, И.М. Гревса, А.В. Егоровой, Д.В, Кацюба, IO.C. Константинова, ГН. Матюшина, В.А. Райкова, М. Рождественского,

В.Г. Розепина, А.Д. Солдатенкова, А.Е. Ставров-ского, АЛ, Шлипкоми и других авторов.

Однако обращает на себя внимание тот факт, что ряд исследований выполнен в иных социально-экономических условиях, с акцентом на теорию и методику физического воспитания, на работу со школьниками, что позволяет нам констатировать наличие противоречия между необходимостью поиска новых подходов к организации социального воспитания учащихся, наличие интересного опыта ее использования в воспитании юношества и недостаточным теоретическим осмыслением ее потенциала, отсутствием научно-методических рекомендаций для специалистов.

В то же время в современных программах воспитания все чаще встречается упоминание о благотворном влиянии туризма на социализацию подрастающего поколения.

В «Большом энциклопедическом словаре» дается такая трактовка туризму: от французского tourisme (от tour - прогулка, поездка) - путешествие (поход) в свободное время, один из видов активного отдыха [2, с. 1233-1234]. Аналогичные определения туризма мы можем встретить в «Карманном справочнике туриста», в «Иллюстрированной энциклопедии» и ряде других изданий.

В «Российской педагогической энциклопедии» [3], на наш взгляд, наиболее полно раскрывается данное понятие, как вид активного отдыха, способствующий изучению родной страны, познанию мира, физическому закаливанию, восстановлению учащихся; как одна из форм внешкольной работы, внеурочной деятельности [3, с. 452].

Анализ встречающихся в научной литературе точек зрения на сущность туризма позволяет нам констатировать, что в зависимости от расставленных в определении акцентов, туризм рассматривается:

а) как отдых и в этом случае подчеркивается, что он снимает психоэмоциональную усталость, напряжение, помогает восстанавливать физические и духовные силы человека, стимулирует на фоне созерцания природы размышления о жизни, рефлексию прожитого, способствует уточнению личностью своих жизненных ориентиров;

б) как развлечение, дающее человеку смену впечатлению, возможность реализовать те физические и духовные способности, склонности, которые не могут быть востребованы в его повседневной жизни и труде, учитывая специфику последнего, компенсирующее однообразный труд;

в) как спорт, как система занятий с целью совершенствования физической подготовленности, духовных и волевых качеств личности, достижения высоких результатов в состязаниях;

г) как самообразование и самовоспитание, во-первых, как целенаправленная познавательная деятельность управляемая самой личностью с целью удовлетворения знаний в какой-либо области науки, культуры, политической жизни; во-вторых, как сознательная, целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своих положительных качеств и преодолению отрицательных.

Раскрывая сущность понятия «туризм», нередко указывают на такой его признак как перемещение человека в пространстве, которому присущи ряд специфических черт:

- такое перемещение (его маршрут, способ, сроки и цели) происходит добровольно, без принуждения, по самостоятельно принятому человеком совместно выработанному коллективом людей решению;

- это перемещение осуществляется в свободное от служебных обязанностей, учебы время;

- такое перемещение имеет определенный (ограниченный по времени) срок, по истечении которого человек возвращается к месту своего постоянного проживания, в выполнению прежних функций и ролей.

Таким образом, туризм в определении этих авторов: «.. .это временное перемещение людей по какой-либо территории за пределы постоянного местопребывания с целью отдыха или бизнеса» [4, с. 199].

В ряде источников туризм характеризуется сочетанием двух сторон: «потребление» (удовлетворение) и «созидание», первая из которых включает то, что дает личности участие в такой

126

Вестник К)'У им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

деятельности (положительные эмоции, познание мира, укрепление здоровья, расширение кругозора, испытание своих возможностей, формирование, развитие личностных, социально значимых качеств); вторая - сбор полезной информации, создание на этой основе выставок, альбомов, буклетов, программ и т.п.

Многообразие трактовок туризма рождается прежде всего разнообразием видов туризма и его направлений.

В научно-методической литературе речь идет о внутреннем и международном; о самодеятельном и организованном; о ближнем и дальнем;

о познавательном и спортивном; о водном, горном, автомобильном и т.п., о летнем и зимнем туризме, но во всех этих случаях признается, что туризм - это специфическая форма деятельности людей, сложенный и многогранный процесс, которым нужно управлять.

В зависимости от цели путешествия в литературе туризм также делится на познавательный (посещение исторических, культурных, природных и других достопримечательных мест; спортивный - участие в различных соревнованиях по видам туристской техники; любительский - охота, рыболовство [3, с. 452].

Туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования полезен каждому здоровому человеку. Особенно важен он для учащейся молодежи, так как выводит их за рамки учебной программы, приучает к педагогически целесообразному использованию свободного времени (И.Н. Пилат).

Среди школьников наиболее распространен самодеятельный туризм. Он также популярен в студенческой среде.

Структурно-содержательный анализ моделей туристской деятельности учащейся молодежи свидетельствует о преимущественно трех направлениях: а) физическое развитие и совершенствование человека, улучшение и восстановление его здоровья; б) познание в самых различных областях человеческой деятельности и природы; в) спортивные достижения, которые имеют целью максимальное развитие человеческих возможностей в преодолении различных трудностей и природных препятствий и прохождение максимально сложных походов и путешествий в различных видах туризма. Эти три направления тесно взаимосвязаны.

Следовательно, педагогическая сущность туризма состоит 8 том, что он, во-первых, создает

благоприятные условия для адаптации молодого человека к социально-здоровой среде при помощи положительных форм активности;

во-вторых, предоставляет ему возможность реализовать себя в ненормативной и в то же время позитивной трудовой, физкультурно-оздоровительной, познавательной, игровой деятельности;

в-третьих, позволяет ненавязчиво восполнять дефицит общения, признания, успешности за счет романтики, своеобразия правил межличностного взаимодействия и способов их предъявления личности;

в-четвертых, способствует социальному закаливанию личности, так как заставляет внимательно вглядываться в самого себя, критически оценивать свои действия; учиться разумно управлять своими жизненными ресурсами и эмоциями; смотреть на себя с разных позиций и благодаря этому лучше понимать другого, рассчитывать свои силы.

Как показывает анализ работ Н.В. Бушмановой, С.И. Мосягиной, А. А. Остапца-Свешникова,

С.А. Сергеевой, В.К. Федорченко и других, туристская работа очень многообразна по формам: походы в разных видах туризма (пешие, лыжные и т.д.), разной продолжительности, разных степеней и категорий сложности, местные и дальние, пешие и транспортные экскурсии, занятия в кружках, секциях, клубах, туристские слеты, сборы, разные виды туристских соревнований, семинары, конкурсы, конференции, выставки, праздники (вечера), турлагеря, музеи. При этом, ведущей формой остается поход-организованное путешествие или дальняя прогулка, совместное движение группы лиц с какой-нибудь определенной целью [1, с. 571 ]. Поход относят к комплексным нормам воспитательной работы, позволяющим удовлетворить разнообразные интересы молодых людей и решить совокупность разных задач (возрастных, социокультурных, социально-психологических).

Как отмечает Б.В. Куприянов, поход - как форма организации совместной деятельности учащихся обладает рядом воспитательных возможностей: во-первых, его использование позволяет осуществлять диагностику личности и коллектива в особых экстремальных условиях; во-вторых может привести к улучшению межличностных отношений в группе; в-третьих, позволяет сформировать у молодых людей целый набор нравственных качеств (ответственность, взаимопомощь, развивается способность к саморегуля-

Псдагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 6

127

ции); в-четвертых, при определенном педагогическом обеспечении в результате похода происходит расширение кругозора его участников; и, наконец, происходит формирование ценностных отношений к природе и историческому наследию пространства охваченного движением группы [5].

Организация похода требует распределения между всеми участниками обязанностей (санитара, коменданта, начпита, фотографа, корреспондента, и других), что способствует освоению учащимися жизненноважных социальных ролей и стимулирует оформлению их личностных позиций.

Поскольку туризм в педагогической литературе и практике России, начиная с XIX в., рассматривается в единстве с краеведением, то наряду с походом одной из организационных форм их реализации в повседневной жизни, считается экскурсия, как специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции. К основным воспитательным задачам, которые могут быть решены при помощи экскурсии принято относить: усвоение учащимися информации, развитие умений предъявлять ее другим, переживание собственных отношений к социальному объекту; поступление нового знания - познавательная функция реализуется и на этапе подготовки, и на этапе проведения экскурсии.

Еще одной, особой формой организации туристской деятельности считается экспедиция ~ коллективное путешествие куда-либо, посещение каких-либо объектов с исследовательской целью. Несмотря на несомненное родство экспедиции с экскурсией и походом, ее существенным отличием является исследование, объектами которого могут стать археологические памятники, флора и фауна заповедника, фольклор определенного региона и т.п., что позволяет дополнять и закреплять знания по различным предметам, так и развивать исследовательскую компетентность, формировать у учащихся образ родного края,

чувство Родины, осознавать необходимость участия в решении социально значимых научных и практических задач, формировать социальную ответственность.

Все это свидетельствует о спортивном, исследовательском, образовательном, развивающем и социализирующем потенциалах туристской деятельности. В процессе занятий туризмом можно сформировать у молодежи качества субъекта деятельности и общения.

Проведенная нами опытно-эксперименталь-ная работа и полученные в ее ходе результаты, указывают на то, что в современной ситуации воспитания туристская деятельность сможет реализовывать свои социализирующие потенциалы при следующих условиях:

- если в ходе такой деятельности актуализируется участие молодежи в поиске, творчестве, преобразовании окружающей среды;

- если при подготовке к такой деятельности обеспечивается свободный выбор способов освоения содержания, круга общения в микросреде, создается положительный эмоциональный фон, ситуации успеха;

- если разработана и реализуется программа индивидуальной педагогической помощи каждому члену туристического объединения.

Библиографический список

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1990.

2. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.Л. Горкин. - М., 2002.

3. Российская педагогическая энциклопедия: В2т.-Т.2.-М., 1999.

4. Новая иллюстрированная энциклопедия. -М., 2003. -Т. 18.

5. Куприянов Б. В. Вариативность социального воспитания школьников.-Кострома, 2008.

6. Мудрик А.В. Социализация человека. - М., 2004.

128

Вестник КГУ им. Н А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.