и эффективной жизнедеятельности в многокуль-гурной среде, обладающую развитым чувством уважения и понимания различных культур. По нашему мнению, данная образовательная стратегия способна решать следующие задачи: во-первых, содействовать глубокому и разностороннему овладению учащимися основ национальной культуры, что, в свою очередь выступает важнейшим условием их интеграции в другие культуры; во-вторых, способствовать формированию у студентов представлений о многообразии культур, воспитанию толерантного отношения к национально-культурным различиям, что создает условия для самореализации личности в поли-кулътурной среде; в-третьих, всемерно приобщать к основам мировой культуры, раскрывать объективные причины процесса глобализации в современном мире, взаимозависимости и взаимопомощи этносов в решении актуальных проблем развития цивилизации. Реализация в образовании принципа национального в контексте интернационального призвана создавать условия для формирования национального самосознания обучаемых параллельно с освоением или соответствующих социальных и нравственных норм поведения: «Я - представитель своего этноса», «Я -россиянин», «Я живу в содружестве народов России», «Я - гражданин мира». Диалог культур в образовательно-воспитательном процессе предполагает определение своеобразия каждой из национально-культурных систем на основе анализа и сопоставления. При этом выявляется, с одной стороны, общечеловеческое содержание каждой национальной культуры, с другой - характерные для них «национальные картины
мира» и особенности мировоззрения и мировосприятия. Необходимо, чтобы приобщение к другой культуре не отчуждало личность обучаемого от родной, не ослабевало, не ущемляло национальные чувства. При этом сам эффект идентификации, неизбежно возникающий при реализации принципа диалога культур, может осуществляться в нескольких вариантах. В одном случае, студенты узнают в другой этнической культуре знакомое, близкое, но в ином национальном контексте. В другом - происходит усвоение непривычных мировоззренческих взглядов, эстетических вкусов и представлений, что, в конечном итоге, способствует расширению социального и нравственно-этического опыта самих учащихся.
Резюмируя вышеизложенное, мы считаем, что реализация гражданского воспитания на основе рассмотренных принципов способствует развитию поликультурности в образовании, созданию условий для введения обучаемых в этническую, российскую и мировую культуру. Это позволит им осознать свою уникальность, выработать представление об общих нравствеино-эти-ческих нормах, особенностях мировоззрения, верований, а также наиболее полно раскрыть свои задатки и дарования, как необходимые предпосылки для процесса воспроизводства и обогащения культуры своей социальной общности в контексте мирового культурного развития. В свою очередь определение своеобразия, роли и места родной культуры в общецивилизованном процессе призвано способствовать расширению социальной мобильности личности, обеспечению единого культурного и образовательного пространства.
Г.Г. Енгалычев
ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
В статье раскрываются социально-педагогические потенциалы туристской деятельности и обосновываются условия эффективности ее использования в воспитательной работе сучащейся молодежью.
В условиях динамизма общественной жизни, интенсификации и интеллектуализации трудовой деятельности, роста социальной напряженности, ухудшения экологической обстановки и показателей физического, психологического здоровья подрастающих
поколений особую роль играют те виды занятий в свободное от учебы время, которые ПОЗВОЛЯЮТ снимать стрессовое состояние, переключать внимание, расширять кругозор и сферу общения, приобретать новый социальный опыт, рассчитывать собственные силы и приращивать их. Несом-
© Г.Г. Енгалычев, 2008
125
ненно, что в этом велика роль туристской деятельности, которая способствует развитию всех сущностных сил человека.
Анализ литературы и специальных исследований свидетельствует, что в зарубежной и отечественной педагогической науке накоплен богатый опыт воспитания подрастающего поколения в туристской деятельности. Этому посвящены работы В.Н. Ашуркова, Б, П. Брюллова, Б. Все-святского, Н.А. Гейнике, И.М. Гревса, А.В. Егоровой, Д.В, Кацюба, IO.C. Константинова, ГН. Матюшина, В.А. Райкова, М. Рождественского,
В.Г. Розепина, А.Д. Солдатенкова, А.Е. Ставров-ского, АЛ, Шлипкоми и других авторов.
Однако обращает на себя внимание тот факт, что ряд исследований выполнен в иных социально-экономических условиях, с акцентом на теорию и методику физического воспитания, на работу со школьниками, что позволяет нам констатировать наличие противоречия между необходимостью поиска новых подходов к организации социального воспитания учащихся, наличие интересного опыта ее использования в воспитании юношества и недостаточным теоретическим осмыслением ее потенциала, отсутствием научно-методических рекомендаций для специалистов.
В то же время в современных программах воспитания все чаще встречается упоминание о благотворном влиянии туризма на социализацию подрастающего поколения.
В «Большом энциклопедическом словаре» дается такая трактовка туризму: от французского tourisme (от tour - прогулка, поездка) - путешествие (поход) в свободное время, один из видов активного отдыха [2, с. 1233-1234]. Аналогичные определения туризма мы можем встретить в «Карманном справочнике туриста», в «Иллюстрированной энциклопедии» и ряде других изданий.
В «Российской педагогической энциклопедии» [3], на наш взгляд, наиболее полно раскрывается данное понятие, как вид активного отдыха, способствующий изучению родной страны, познанию мира, физическому закаливанию, восстановлению учащихся; как одна из форм внешкольной работы, внеурочной деятельности [3, с. 452].
Анализ встречающихся в научной литературе точек зрения на сущность туризма позволяет нам констатировать, что в зависимости от расставленных в определении акцентов, туризм рассматривается:
а) как отдых и в этом случае подчеркивается, что он снимает психоэмоциональную усталость, напряжение, помогает восстанавливать физические и духовные силы человека, стимулирует на фоне созерцания природы размышления о жизни, рефлексию прожитого, способствует уточнению личностью своих жизненных ориентиров;
б) как развлечение, дающее человеку смену впечатлению, возможность реализовать те физические и духовные способности, склонности, которые не могут быть востребованы в его повседневной жизни и труде, учитывая специфику последнего, компенсирующее однообразный труд;
в) как спорт, как система занятий с целью совершенствования физической подготовленности, духовных и волевых качеств личности, достижения высоких результатов в состязаниях;
г) как самообразование и самовоспитание, во-первых, как целенаправленная познавательная деятельность управляемая самой личностью с целью удовлетворения знаний в какой-либо области науки, культуры, политической жизни; во-вторых, как сознательная, целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своих положительных качеств и преодолению отрицательных.
Раскрывая сущность понятия «туризм», нередко указывают на такой его признак как перемещение человека в пространстве, которому присущи ряд специфических черт:
- такое перемещение (его маршрут, способ, сроки и цели) происходит добровольно, без принуждения, по самостоятельно принятому человеком совместно выработанному коллективом людей решению;
- это перемещение осуществляется в свободное от служебных обязанностей, учебы время;
- такое перемещение имеет определенный (ограниченный по времени) срок, по истечении которого человек возвращается к месту своего постоянного проживания, в выполнению прежних функций и ролей.
Таким образом, туризм в определении этих авторов: «.. .это временное перемещение людей по какой-либо территории за пределы постоянного местопребывания с целью отдыха или бизнеса» [4, с. 199].
В ряде источников туризм характеризуется сочетанием двух сторон: «потребление» (удовлетворение) и «созидание», первая из которых включает то, что дает личности участие в такой
126
Вестник К)'У им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 14
деятельности (положительные эмоции, познание мира, укрепление здоровья, расширение кругозора, испытание своих возможностей, формирование, развитие личностных, социально значимых качеств); вторая - сбор полезной информации, создание на этой основе выставок, альбомов, буклетов, программ и т.п.
Многообразие трактовок туризма рождается прежде всего разнообразием видов туризма и его направлений.
В научно-методической литературе речь идет о внутреннем и международном; о самодеятельном и организованном; о ближнем и дальнем;
о познавательном и спортивном; о водном, горном, автомобильном и т.п., о летнем и зимнем туризме, но во всех этих случаях признается, что туризм - это специфическая форма деятельности людей, сложенный и многогранный процесс, которым нужно управлять.
В зависимости от цели путешествия в литературе туризм также делится на познавательный (посещение исторических, культурных, природных и других достопримечательных мест; спортивный - участие в различных соревнованиях по видам туристской техники; любительский - охота, рыболовство [3, с. 452].
Туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования полезен каждому здоровому человеку. Особенно важен он для учащейся молодежи, так как выводит их за рамки учебной программы, приучает к педагогически целесообразному использованию свободного времени (И.Н. Пилат).
Среди школьников наиболее распространен самодеятельный туризм. Он также популярен в студенческой среде.
Структурно-содержательный анализ моделей туристской деятельности учащейся молодежи свидетельствует о преимущественно трех направлениях: а) физическое развитие и совершенствование человека, улучшение и восстановление его здоровья; б) познание в самых различных областях человеческой деятельности и природы; в) спортивные достижения, которые имеют целью максимальное развитие человеческих возможностей в преодолении различных трудностей и природных препятствий и прохождение максимально сложных походов и путешествий в различных видах туризма. Эти три направления тесно взаимосвязаны.
Следовательно, педагогическая сущность туризма состоит 8 том, что он, во-первых, создает
благоприятные условия для адаптации молодого человека к социально-здоровой среде при помощи положительных форм активности;
во-вторых, предоставляет ему возможность реализовать себя в ненормативной и в то же время позитивной трудовой, физкультурно-оздоровительной, познавательной, игровой деятельности;
в-третьих, позволяет ненавязчиво восполнять дефицит общения, признания, успешности за счет романтики, своеобразия правил межличностного взаимодействия и способов их предъявления личности;
в-четвертых, способствует социальному закаливанию личности, так как заставляет внимательно вглядываться в самого себя, критически оценивать свои действия; учиться разумно управлять своими жизненными ресурсами и эмоциями; смотреть на себя с разных позиций и благодаря этому лучше понимать другого, рассчитывать свои силы.
Как показывает анализ работ Н.В. Бушмановой, С.И. Мосягиной, А. А. Остапца-Свешникова,
С.А. Сергеевой, В.К. Федорченко и других, туристская работа очень многообразна по формам: походы в разных видах туризма (пешие, лыжные и т.д.), разной продолжительности, разных степеней и категорий сложности, местные и дальние, пешие и транспортные экскурсии, занятия в кружках, секциях, клубах, туристские слеты, сборы, разные виды туристских соревнований, семинары, конкурсы, конференции, выставки, праздники (вечера), турлагеря, музеи. При этом, ведущей формой остается поход-организованное путешествие или дальняя прогулка, совместное движение группы лиц с какой-нибудь определенной целью [1, с. 571 ]. Поход относят к комплексным нормам воспитательной работы, позволяющим удовлетворить разнообразные интересы молодых людей и решить совокупность разных задач (возрастных, социокультурных, социально-психологических).
Как отмечает Б.В. Куприянов, поход - как форма организации совместной деятельности учащихся обладает рядом воспитательных возможностей: во-первых, его использование позволяет осуществлять диагностику личности и коллектива в особых экстремальных условиях; во-вторых может привести к улучшению межличностных отношений в группе; в-третьих, позволяет сформировать у молодых людей целый набор нравственных качеств (ответственность, взаимопомощь, развивается способность к саморегуля-
Псдагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 6
127
ции); в-четвертых, при определенном педагогическом обеспечении в результате похода происходит расширение кругозора его участников; и, наконец, происходит формирование ценностных отношений к природе и историческому наследию пространства охваченного движением группы [5].
Организация похода требует распределения между всеми участниками обязанностей (санитара, коменданта, начпита, фотографа, корреспондента, и других), что способствует освоению учащимися жизненноважных социальных ролей и стимулирует оформлению их личностных позиций.
Поскольку туризм в педагогической литературе и практике России, начиная с XIX в., рассматривается в единстве с краеведением, то наряду с походом одной из организационных форм их реализации в повседневной жизни, считается экскурсия, как специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции. К основным воспитательным задачам, которые могут быть решены при помощи экскурсии принято относить: усвоение учащимися информации, развитие умений предъявлять ее другим, переживание собственных отношений к социальному объекту; поступление нового знания - познавательная функция реализуется и на этапе подготовки, и на этапе проведения экскурсии.
Еще одной, особой формой организации туристской деятельности считается экспедиция ~ коллективное путешествие куда-либо, посещение каких-либо объектов с исследовательской целью. Несмотря на несомненное родство экспедиции с экскурсией и походом, ее существенным отличием является исследование, объектами которого могут стать археологические памятники, флора и фауна заповедника, фольклор определенного региона и т.п., что позволяет дополнять и закреплять знания по различным предметам, так и развивать исследовательскую компетентность, формировать у учащихся образ родного края,
чувство Родины, осознавать необходимость участия в решении социально значимых научных и практических задач, формировать социальную ответственность.
Все это свидетельствует о спортивном, исследовательском, образовательном, развивающем и социализирующем потенциалах туристской деятельности. В процессе занятий туризмом можно сформировать у молодежи качества субъекта деятельности и общения.
Проведенная нами опытно-эксперименталь-ная работа и полученные в ее ходе результаты, указывают на то, что в современной ситуации воспитания туристская деятельность сможет реализовывать свои социализирующие потенциалы при следующих условиях:
- если в ходе такой деятельности актуализируется участие молодежи в поиске, творчестве, преобразовании окружающей среды;
- если при подготовке к такой деятельности обеспечивается свободный выбор способов освоения содержания, круга общения в микросреде, создается положительный эмоциональный фон, ситуации успеха;
- если разработана и реализуется программа индивидуальной педагогической помощи каждому члену туристического объединения.
Библиографический список
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1990.
2. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.Л. Горкин. - М., 2002.
3. Российская педагогическая энциклопедия: В2т.-Т.2.-М., 1999.
4. Новая иллюстрированная энциклопедия. -М., 2003. -Т. 18.
5. Куприянов Б. В. Вариативность социального воспитания школьников.-Кострома, 2008.
6. Мудрик А.В. Социализация человека. - М., 2004.
128
Вестник КГУ им. Н А. Некрасова ♦ 2008, Том 14