Безусловно, последняя возможность будет у лизингополучателя в любом случае, если в соответствии с заключенным договором лизинга риск неисполнения продавцом обязанностей по договору купли-продажи возложен на лизингодателя (п. 2 ст. 670 ГК РФ). Однако в силу того, что на практике ситуация такого договорного регулирования встречается крайне редко (природа лизинговых отношений предполагает как раз обратное), рассмотренный вариант применения нормы п. 2 ст. 670 ГК РФ является большей частью теоретическим. При этом в любом случае лизингополучатель не должен быть лишен права потребовать возмещения убытков, причиненных ему в связи с неисполнением лизингодателем обязанности по уведомлению продавца.
С учетом сделанных выводов предлагаем изложить ст. 667 ГК РФ в следующей редакции:
«Статья 667. Уведомление продавца об арендаторе
1. Арендодатель, приобретая имущество в собственность, обязан в письменной форме уведомить продавца о том, что имущество предназначено для передачи определенному лицу во временное владение и пользование по договору лизинга.
2. В случае неисполнения арендодателем обязанности, предусмотренной в пункте 1 настоящей статьи, арендатор имеет право потребовать расторжения договора лизинга и возмещения убытков.
3. Если арендатор не воспользовался правом, предоставленным ему пунктом 2 настоящей статьи, считается, что риск неисполнения продавцом обязанностей по договору купли-продажи и связанные с этим убытки несет арендодатель. В этом случае арендатор вправе предъявлять требования, вытекающие из договора купли-продажи арендодателю. При этом арендатор вправе потребовать возмещения убытков, причиненных ему в связи с неисполнением арендодателем обязанности, предусмотренной в п. 1 настоящей статьи».
Напомним, что мы рассматривали идеальную (с точки зрения сущности лизинговых отношений) модель, при которой продавец отказался бы заключать договор купли-продажи, узнав, что потенциальный покупатель состоит в договорных отношениях с лизингополучателем.
Повторим, на практике не исключена ситуация, в которой продавцу может оказаться безразлично, кто будет иметь к нему права требования по договору купли-продажи. Как следствие, продавец может не отказываться от удовлетворения требований лизингополучателя и при отсутствии уведомления о нем при заключении договора купли-продажи. Однако, очевидно, что такие отношения будут иметь характер фактических, а не правовых отношений (ведь правовая связь между продавцом и лизингополучателем в
этом случае не будет создана). Положение лизингополучателя в таких отношениях будет крайне неопределенным на протяжении действия договора лизинга в силу того, что удовлетворение требований лизингополучателя продавцом не будет являться обязанностью последнего.
Поэтому предлагается предоставить лизингополучателю именно право потребовать расторжения договора лизинга и возмещения убытков, которым он может воспользоваться, а может и не воспользоваться (например, если его интересы не нарушаются, и нет убытков). На случай, если интересам лизингополучателя в силу тех или иных причин соответствует сохранение договорных отношений с лизингодателем, рассчитан предложенный нами факультативный вариант регулирования, заключающийся в переносе риска неисполнения продавцом обязанностей по договору купли-продажи и связанных с этим убытков на лизингодателя. Это укрепляет положение лизингополучателя в отношениях с лизингодателем, вытекающих из договора лизинга, и стимулирует лизингодателя к надлежащему исполнению обязанности по уведомлению продавца о лизингополучателе.
Подобная регламентация обязанности по уведомлению продавца о лизингополучателе, как представляется, позволяет упрочить конструкцию лизинговых отношений как инвестиционных отношений, опосредуемых двумя договорами, каждый из которых является двусторонней сделкой.
П. С. Барабанова
ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Ключевые слова: туристская деятельность, турагент, туроператор, туристская услуга, организация путешествий.
The article is devoted to problems of the legislation at the sphere of tourist work.
The author examines an issue of tourist work, tourist seryices, and difference between them through analyzing the rules of law devoted to the work of tour operators and travel agencies. Different opinions on this topic are also illustrated. The contradictions of rules of law which regulates the tourist work and determines the conception of tourist work and tourist seryices are well uncovered by the author. Specific features of tourist work are also mentioned in the article.
* Аспирант Российского государственного торгово-экономического университета, [posya® inbox.ru]
The importance of the understanding these terms and the difference between them is substantiated. In addition, the author discussed the connection between the matter of tourist work, the rights and duties of the tourist company and its client. The main idea of article is that tourist work and tourist services have different issues such as the services of the subjects of the tourist work are organizational. The author offers to insert some amendments to the law.
В России основным нормативным правовым актом, регламентирующим осуществление туристской деятельности, является Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132—ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»1. Почти два с половиной года назад данный нормативный акт претерпел существенные изменения. Внесение поправок имело целью устранить многочисленные противоречия норм указанного закона и других нормативных актов, а также иные его несовершенства, неоднократно вызывавшие критику, как ученых-правоведов, так и практикующих специалистов в области туристской деятельности2. Так, в частности, E.J1. Писаревский отмечал неправомерность норм, регулирующих договор о реализации туристского продукта в части «отнесения данного договора к договору розничной купли-продажи имущественного права (права на тур)»3. Тем не менее за время действия закона с учетом вышеупомянутых поправок выявился ряд новых неточностей и противоречий.
В частности, анализ Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» во взаимодействии с нормами иных нормативных правовых актов, регулирующих туристскую деятельность, позволяет сделать вывод о нечетком, даже двусмысленном определении самого предмета законодательства в указанной сфере, а именно туристской деятельности. В данном законе также не раскрывается содержание другого понятия — туристские услуги. Указанные термины являются базовыми в данной сфере правового регулирования, и надлежащее определение как каждого из них, так и их соотношения между собой, на наш взгляд, имеет принципиальное значение правильного применения подавляющего большинства норм, посвященных указанной области. Кроме того, характер и содержание туристской деятельности напрямую связаны с предметом договора, заключаемого между субъектом данной деятельности и его заказчиком.
В литературе, посвященной туризму и туристским услугам, и в зарубежном законодательстве также отсутствует единство в раскрытии понятия туристской деятельности, ее содержания.
1 Собрание законодательства РФ. 1996. № 49. Ст. 5491.
2 См., наир.: Стригунова Д.П. Особенности договора по туристскому обслуживанию // Современное право. 2006. № 1; Мищенко Е.А. Особенности некоторых видов договоров возмездного оказания услуг // Юрист. 2003. № 9.
! Писаревский Е.Л. Еще раз о правовой природе договора на туристическое обслуживание // Юрист. 2000. № 8. С, 21.
Так, например, согласно энциклопедии туризма туристская деятельность включает в себя деятельность специализированных организаций по предоставлению и организации туристских услуг и товаров, во-вторых, занятие туризмом, отдыхом, экскурсиями, досугом, в-третьих, проявление социальной политики государства, профсоюзов, предприятий в целях реализации прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий1.
Законодательство Республики Казахстан определяет туристскую деятельность как деятельность физических и юридических лиц по предоставлению туристских услуг. На Украине и в Молдове данное понятие раскрывается аналогичным образом2.
Анализируя изменения, внесенные в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Н.В. Сирик также делает вывод, что туристская фирма в правоотношениях с туристом предоставляет (а точнее — оказывает) ему туристские услуги: «Новый Закон под туристским продуктом понимает комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену экскурсионного обслуживания и (или) других услуг). Следовательно, договор, регулирующий отношения по поводу предоставления комплекса туристских услуг, может быть не чем иным, как договором оказания услуг»3.
Вышеприведенные позиции схожи тем, что все они ставят знак равенства между туристской деятельностью и деятельностью по оказанию туристских услуг.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» под туристской деятельностью понимается туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.
При этом под турагентской деятельностью понимается деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, а под туроператорской — по формированию, продвижению и реализации туристского продукта. В силу указанной нормы туристским продуктом является комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.
‘См.: Зорин И.В., Квартальное В.А. Энциклопедия туризма: справочник. М., 2000. С. 64.
2 См.: Сравнительный анализ законодательства государств — участников СНГ в сфере туризма. СПб., 2005. С. 135.
! Сирик Н.В. Договор оказания туристских услуг как средство реализации прав граждан на отдых // Туризм: право и экономика. 2009. № 1. С. 18.
В свою очередь, формирование туристского продукта — деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие); продвижение туристского продукта — комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое); реализация туристского продукта — деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.
Формулировка нормы, определяющей содержание туристской деятельности как «туроператорской и турагентской, а также иной деятельности по организации путешествий (выделено мной. — Б.П.)», позволяет сделать вывод, что туроператорская и турагентская деятельность определены законодателем как разновидности деятельности по организации путешествий.
В законе не раскрывается содержание понятия «организация путешествий». Термин «путешествие» в ст. 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определен как синоним временного выезда кого-либо куда-либо. Понятие «организация», «организовать» наиболее четко раскрываются в Российской энциклопедии по охране труда: организация (от франц. organization, от лат. organize — стройный вид) — составная часть управления, суть которой заключается в координации действий отдельных элементов системы, достижении взаимного соответствия функционирования ее частей1. Данное определение согласуется с дефиницией, представленной в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой: «организовать» — наладить, подготовить либо упорядочить2. Полагаем, что из вышеприведенных определений следует, что организация какого-либо процесса, мероприятия не включает в себя непосредственное участие в нем, совершение действий, являющихся его частью. Например, деятельность по организации учебного процесса в образовательном учреждении не предполагает самостоятельного преподавания учебных дисциплин. Организация спортивного соревнования не предполагает личного участия в нем. Таким образом, суть деятельности по организации чего-либо — координация действий отдельных участников соответствующего процесса.
1 См.: Российская энциклопедия по охране труда. Т. 2. М., 2007. С. 132.
2 См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 ООО слов и фразеологических выражений. М., 1999. С. 458.
Закон относит туроператорскую и турагентскую деятельность к деятельности по организации путешествий. Следовательно, с учетом смысла слова «организация» можно сделать вывод, что субъект туроператорской деятельности (как турагент, так и туроператор), согласно законодательству нашей страны, непосредственно не оказывает услуги по размещению, питанию и т.п., то есть туристская деятельность представляет собой нечто отличное от деятельности по оказанию отдельных услуг уже в процессе совершения туристом путешествия.
При этом одним из элементов обеих разновидностей туристской деятельности является реализация туристского продукта. В реализацию туристского продукта, согласно закону, входит, в том числе и деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором. Безусловно, организация путешествия — это тоже своего рода услуга. В данной дефиниции не указывается, о каких услугах идет речь — услугах по организации путешествия или услугах, оказываемых туристу во время совершения путешествия (перевозке, размещении и т.п.), то есть услугах, входящих в туристский продукт. Вместе с тем третьи лица, являющиеся непосредственными исполнителями услуг, входящих в турпродукт, не занимаются организацией путешествий. Следовательно, законодатель имел в виду именно услуги, оказываемые при совершении путешествия. Таким образом, с одной стороны, туристская (в том числе туроператорская) деятельность подразумевает под собой только организацию путешествия, то есть координацию действий всех лиц, оказывающих соответствующие услуги, а с другой — одна из разновидностей туристской деятельности включает в себя, в том числе и непосредственное оказание туристу услуг, необходимых в процессе путешествия (то есть услуг по размещению, перевозке и т.д.).
Нормы иных правовых актов также не вносят ясность в содержание туристской деятельности.
Так, например, «Общероссийский классификатор услуг населению» ОК 002—93 (ОКУН) к подгруппе 061000 «Туристские услуги» относит как деятельность организационного характера (Услуги туроператора по организации внутреннего туризма; Услуги туроператора по организации внутреннего туризма; Услуги по организации проживания туристов и пр.), так и собственно предоставление туристских услуг в том понимании, которое было предложено выше (услуги экскурсовода, иные услуги и пр.)1. Причем в отдель-
1 «Общероссийский классификатор услуг населению» ОК 002-93 (ОКУН) // СПС «Консуль-тантПлюс».
ную категорию выделены только услуги средств размещения для временного проживания туристов.
Таким образом, российским законодателем не проведена четкая граница между туристской деятельностью (деятельностью по организации путешествий) и оказанием услуг по размещению, питанию, перевозке и т.п.
В законодательстве нет четкого понятия «туристских услуг». Как уже указывалось выше, «Общероссийский классификатор услуг населению» ОК 002-93 (ОКУН) к подгруппе туристских услуг относит как организацию путешествий, так и оказание отдельных услуг в процессе путешествия, но при этом выделяет в отдельную подгруппу услуги средств размещения.
Тем не менее большинство исследователей к туристким услугам все же относят именно услуги по размещению, питанию, перевозке, услуги гидов, экскурсоводов и т.д. При этом данные услуги по своему характеру в корне отличаются от услуг туроператора/турагента по организации путешествия.
Так, например, О.Н. Викулова справедливо отмечает: «Туристская услуга — деятельность, направленная на удовлетворение потребностей туриста непосредственно в рамках проходящего тура (например, услуги по размещению, питанию, перевозке и т.д.). “Деятельность по организации путешествий” и “деятельность по оказанию туристских услуг” — понятия разные. Туристская деятельность — это профессиональная деятельность физических и юридических лиц по организации путешествий, в которой туристическая фирма выступает организатором путешествия, но никак не исполнителем услуг, входящих в такое путешествие. Это замечание очень важное, ибо необходимо с самого начала отделить собственно туристскую деятельность как деятельность по организации путешествия от деятельности по оказанию туристских услуг. Под последней чаще всего понимают деятельность предприятий туристской индустрии»1.
Таким образом, российский законодатель предпринял попытку учесть существенные различия между деятельностью турфирм по организации путешествий и деятельностью гостиниц, гидов, перевозчиков по оказанию отдельных услуг соответствующего вида. Однако данные попытки носят незавершенный характер. На наш взгляд, необходимо нормативно закрепить понятие туристских услуг как услуг, оказываемых туристу в процессе совершения им путешествия (перевозка, размещение, услуги экскурсовода и т.п.) независимо от того, включены ли данные услуги в туристский продукт или приобретаются туристом или иным заказчиком по отдельности.
Стоит отметить, что туроператор, помимо организационной деятельности, действительно может лично оказывать некоторые виды услуг, входящих
1 Викулова О.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (постатейный). М., 2008. С. 7.
в туристский продукт (например, услуги по оформлению визы). Однако данные услуги занимают во многом второстепенное место в туристском продукте и являются его факультативными элементами. По сути, данные услуги также носят подготовительный характер и направлены на обеспечение возможности совершения поездки. В целом личное оказание туроператором такого рода услуг не изменяет общего характера его деятельности. Тем не менее действия третьих лиц по оказанию услуг, входящих в туристский продукт, относится исключительно к оказанию туристских услуг, но никак не к туристской деятельности.
В целях устранения противоречий также полагаем целесообразным изложить абзац 19 ст. 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в следующей редакции: «Реализация туристского продукта — деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора по обеспечению оказания туристу услуг в соответствии с данным договором».
Как уже указывалось выше, содержание туристской деятельности напрямую связано с предметом договора между субъектом данной деятельности и заказчиком услуг. Очевидно, что предмет договора является его ключевым элементом, определяющим его правовую природу и, как правило, основные права и обязанности сторон.
Так, например, надлежащее определение того, какие именно услуги оказывает исполнитель (туристские услуги или услуги по организации путешествия) играет важную роль при разрешении вопросов о последствиях отказа Заказчика от договора. Право Заказчика отказаться от услуг, оплатив Исполнителю фактические расходы, понесенные им в связи с исполнением договора возмездного оказания услуг, установлено ст. 782 ГК РФ. Как правило, в случае, если турист или иной заказчик туристских услуг отказывается от исполнения договора, турагент или туроператор к таким расходам относят средства, уплаченные своим партнерам (турагент — туроператору, туроператор — отелям, перевозчикам и другим). В случае, если суд исходит из того, что турфирма оказывает туристские услуги, может по-разному трактовать статус данных расходов и не всегда признать право турфирмы на их возмещение. В таком случае складывается такая ситуация, что турфирма вынуждена нести убытки только потому, что ее заказчик передумал совершать поездку. Следовательно, нарушается баланс интересов заказчика и исполнителя. На решение суда существенно влияет личная позиция судьи по данному вопросу, что приводит к противоречивости и неоднородности судебной практики. В то же время при наличии четкого определения услуг туроператора или турагента как организационных услуг было бы
очевидно, что после того, как турфирмой были совершены действия по подбору, бронированию и оплате отдельных туристских услуг, прочие действия по подготовке путешествия, их услуги, по сути, уже оказаны (или оказаны частично). А поскольку туристская деятельность не подразумевает под собой непосредственное оказание туристских услуг, оплата этих услуг третьим лицам является одним из действий, совершаемых турфирмой по исполнению договора.
Таким образом, предлагаемые корректировки по уточнению характера туристской деятельности и ее сущности могли бы упорядочить судебную практику, в том числе и в вопросах определения последствий одностороннего отказа от договора о реализации туристского продукта.
ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА
А.А. Оводов*
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
Кгючевые слова: антимонопольная деятельность, административно-пра-вовое регулирование, ФАС России, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.
Study ofpublic-law regulation of antimonopoly activity in Russia is topical. The author makes a number of important proposals with regard to amendment of Federal Law «On Protection of Competitiveness» by key definitions of direct control, indirect control, acquired person, potential competitor. The experience of administrative-law regulation of antimonopoly activity in the Russian Federation is important for improvement offunctioning regulation of market mechanisms in economic sphere of Russia. Administrative-law responsibility for violation of antimonopoly legislation is a cornerstone for development of market relations in Russia. The author notes that at present the adoption of the third anti-monopoly pack is being prepared: the special attention is drawn to the issue of increase of volume of administrative-law responsibility for violation of antimonopoly legislation of the Russian Federation. The author’s conclusions can be used in law-making activity.
Гарантированные Конституцией Российской Федерации единство экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свободы экономической деятельности; признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной собственности в России явились предпосылкой для развития рыночных форм хозяйственной деятельности в России.
«Главные признак экономики рыночного типа — раскрепощение от внешнего вмешательства, подчинение законам и воле людей, формы и способы экономической деятельности, дающие в полной мере проявиться хозяйственной самостоятельности и инициативе»1. Хозяйственная инициатива и самостоятельность могут проявиться в полной мере лишь при обеспечении свободной конкуренции, минимизации монополистических тенденций на рынке. В связи с этим с началом рыночных реформ в России появилась необходимость правового обеспечения нормального рыночного
‘Аспирант Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина. [[email protected]]
1 Курс экономики /под ред. Б.А. Райзберга. М., 1997. С. 79.
149