ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 2 (69)
иг
УДК 338.48
М. В. Ивашкин, В. В. Кузнецов
ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРНОЙ СИСТЕМЫ
Ивашкин М. В. - д-р экон. наук, профессор Высшей школы «Медиа, коммуникаций и сервиса» (ТОГУ), e-mail: ivashkin62@mail.ru; Кузнецов В. В. - преподаватель Высшей школы «Медиа, коммуникаций и сервиса» (ТОГУ), e-mail: vlkyz@mail.ru
В данной статье предпринята попытка рассмотрения туристской отрасли и туристской дестинации в контексте прямого и косвенного влияния на формирование региональной социально-экономической политики. Особое внимание уделяется проблемам амбивалентности туристкой отрасли и туристской дестинации в их взаимоотношениях с регионом. Анализ туристской дестинации осуществляется в рамках трех подсистем: экономической, социальной и территориальной. При определении состава туристско-рекреацион-ной системы в качестве ее основных элементов выделены: туристский спрос, туристское предложение, туристская инфраструктура, органы государственной власти, принимающее сообщество. Отмечая, что создание конкурентоспособной туристской дестинации зависит от целого ряда факторов, подчеркивается, что главной целью дестинации является создание специфической ценности для потенциальных гостей региона, положительно отличающей его от других мест посещения. В конце статьи авторами задекларированы несколько актуальных стратегий развития туристических дестинаций, применение которых будет способствовать их устойчивому развитию в длительной перспективе
Ключевые слова: туристская дестинация, туристский спрос, туристское предложение, региональная инфраструктурная система, менеджмент, амбивалентность туристской отрасли
Туризм является одной из самых быстрорастущих отраслей в мире, что превращает ее в важный фактор экономического развития многих стран и регионов, как за счет генерации ВРП, так и за счет создания новых возможностей для бизнеса. Однако туризм также является высококонкурентной отраслью, эффективное управление которой является важным инструментом повышения конкурентоспособности региона в целом.
© Ивашкин М. В., Кузнецов В. В., 2023
ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 2 (69)
Туризм является сложным межотраслевым комплексом, где формируется и реализуется комплексный туристский продукт, включающий в себя социальные сервисы (предоставление рабочих мест сотням миллионов людей), а также развитую систему путешествий и экскурсий, различных форм отдыха, направленную на восстановление физического и духовного потенциала личности. Кроме того, туризм выступает в качестве важного инструмента формирования и развития коммуникативной культуры.
Туристскую систему можно определить как логистическую схему или систему, обеспечивающую комфортное перемещение граждан (туристов) из места их постоянного проживания в пункт назначения (отдыха), пребывание в этом пункте назначения и возвращение их обратно [2].
Туристская система может быть проанализирована с различных точек зрения включая политическую, экономическую, социальную, культурную и экологическую. Каждая из них освещает различные аспекты и может помочь понять всю сложность и, особенно, амбивалентность предлагаемого туристского продукта.
С точки зрения экономики, туризм, с одной стороны, способствует серьезному экономическому росту, инвестициям в транспортную инфраструктуру, ресторанную и гостиничную отрасли. С другой стороны, туризм оказывать серьезное негативное давление на природные ресурсы и уже имеющуюся инфраструктуру, что может привести к их ускоренному истощению и деградации, а также к нездоровой конкуренции за использование этих ресурсов между местным населением (аборигенами) и туристами.
С точки зрения социального взаимодействия, туризм является важным фактором роста жизненного уровня населения, но часто приводит к возникновению экономического неравенства и концентрации доходов в руках небольшой группы людей, что может повлечь за собой ухудшение социальной ситуации в регионе.
В культурном плане туризм, скорее фактор глобализации, а следовательно, с одной стороны помогает сохранить культурное наследие, способствует развитию взаимопониманию и терпимости между различными нациями и народностями, а с другой - может приводить к культурному диссонансу и нарушению местных традиций и обычаев.
С точки зрения экологии, туристическая индустрия оказывает серьезное воздействие на природную среду, включая загрязнение воздуха и воды, увеличение количества отходов и истощение природных ресурсов. Однако, использование принципов устойчивого развития в сфере туризма позволяет значительно замедлить данные процессы.
Сказанное позволяет сделать однозначный вывод о том, что эффективное управление сферой туризма требует сотрудничества и координации между различными заинтересованными сторонами, включая правительственные учреждения, операторов индустрии туризма и местного сообщества.
СИСТЕМЫ
ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 2 (69)
При определении состава туристско-рекреационной системы среди ее основных элементов принято выделять следующие: туристский спрос, туристское предложение, туристская инфраструктура, органы государственной власти, принимающее сообщество (таблица 1).
Содержанием связей в рамках системы туризма выступают общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся по поводу разнообразных материальных и нематериальных благ людей, потребляемых при перемещениях за пределы своей обычной среды, а также в связи с организацией туристских поездок.
Таблица 1
Характеристика основных элементов туристской системы
Элемент Характеристика
Туристский спрос Туристский спрос относится к мотивам и желаниям потенциальных посетителей конкретного места назначения. Этот элемент туристской системы стимулирует потребность в туристских услугах и продуктах. На туристский спрос влияют такие факторы, как доход, свободное время, демографические характеристики, культурное происхождение и личные предпочтения. Уровень туристского спроса напрямую связан с количеством посетителей пункта назначения и структурой их расходов.
Туристское предложение Совокупность предприятий и организаций, которые предоставляют продукты и услуги туристам, включая размещение, транспорт, продукты питания и напитки, достопримечательности и туроператоров.
Туристская инфраструктура Совокупность физических и организационных структур, которые поддерживают индустрию туризма, включая транспортные сети, системы связи и агентства по продвижению туризма. Инфраструктура играет жизненно важную роль в привлечении и удержании туристов и обеспечении того, чтобы туристская индустрия могла функционировать эффективно.
Органы государственной власти Формируют нормативную базу, осуществляют финансирование и поддержку отрасли, а также несут ответственность за обеспечение того, чтобы развитие туризма было устойчивым и не оказывало негативного воздействия на окружающую среду, местные сообщества или культурное наследие.
Принимающее сообщество Относится к местным жителям пункта назначения, на которых прямо или косвенно оказывает влияние туризм. Именно они предоставляют туристам гостеприимство, культуру и другие услуги.
Взаимосвязь между элементами туристской системы сложна, динамична и требует соблюдения баланса между интересами различных заинтересованных сторон для достижения устойчивого развития как отрасли туризма, так и туристской дестинации. В наиболее общем виде, структуру туристской системы можно наглядно представить в виде схемы (рисунок 1).
ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 2 (69)
Туристская дестинация является ключевым компонентом этой системы, так как она состоит из функционально связанных элементов, таких как туристские ресурсы, туристская и общая инфраструктура территории, трудовой потенциал и органы управления, которые находятся на определенной территории и имеют информационно-коммуникационные структуры, направленные на эффективную экономическую, социальную и экологическую деятельность в ней.
Однако в отечественной и зарубежной литературе нет единого понимания термина «туристская дестинация». Это связано с отсутствием единого международного терминологического аппарата и различными подходами к обоснованию ее функций, элементов и назначения в экономической системе. Кроме того, туристская дестинация является сложным и многогранным понятием, которое требует самого пристального и разностороннего изучения и эффективного управления.
Рис. 1 - Структура системы туризма
В этой связи, следует выделить следующие научные подходы к пониманию природы и сущности туристской дестинации (таблица 2).
Каждый из авторов представляет свою собственную точку зрения на определение туристской дестинации, акцентируя внимание на различных аспектах этого понятия. В целом можно выделить четыре подхода к определению понятия «дестинация»: физический, социально-культурный, экономический и управленческий. Каждый из названых подходов акцентирует внимание на тех или иных аспектах и характеристиках туристской дестинации, а именно:
1. Физический подход ориентирован на ее географические, климатические и природные особенности. В рамках этого подхода дестинация рассматривается как
СИСТЕМЫ
ВЕСТНИК ТСГУ. 2023. № 2 (69)
географическое место, в которое туристы приезжают, чтобы насладиться природными достопримечательностями, пейзажами, пляжами и прочими физическими объектами;
2. Социально-культурный подход основан на культурных и социальных аспектах посещения места. Он подразумевает рассмотрение дестинации как места, где туристы могут познакомиться с местной культурой, традициями, языком и обычаями, а также насладиться местной кухней, искусством, архитектурой и историческими достопримечательностями, т.е. всем тем, что создано человеком;
3. Экономический подход ориентирован на потенциал дестинации для создания прибыли и процветания региона. Здесь дестинация рассматривается как бизнес-объект, который привлекает туристов и инвестиции, способствует развитию местных экономик и созданию рабочих мест;
4. Управленческий подход ориентирован на управление и развитие туристской инфраструктуры места. В рамках этого подхода дестинация рассматривается как объект управления, который требует комплексного подхода, включающего в себя такие направления как маркетинг, планирование, регулирование и сотрудничество с местными сообществами.
Таблица 2
Различные трактовки понятия туристская дестинация_
Автор Определение
А.Ю. Рябухов Территориальный объект, имеющий рекреационный потенциал и обеспечивающий размещение туристов, предоставление им услуг и удовлетворение их потребностей в отдыхе и развлечениях
В.С. Боголюбов Территория, на которой находятся объекты, привлекающие туристов, а также совокупность услуг, связанных с размещением, питанием и проведением досуга туристов
Н.Н. Лысенко Совокупность признаков, присущих туристскому региону в целом или его сегментам, влияющих на степень привлекательности, комфортности и качества обслуживания туристов
А.Ф. Горохов Комплексный продукт, который включает в себя совокупность природных, культурных, социальных, экономических и инфраструктурных ресурсов, обеспечивающих размещение и досуг определенной категории потребителей
М.А. Морозов Место, которое имеет достаточную привлекательность, чтобы привлечь туристов
С.С, Николаев Некая социально-географическая местность, которую конкретный турист или целый сегмент туристического спроса выбрал в качестве цели поездки
С. Каспар Пункт кристаллизации спроса, который определяет первостепенную значимость для развития туристского бизнеса туристской местности.
ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 2 (69)
Всемирная туристская организация (ЦЫ WTO)[1]
Физическое пространство, в котором посетитель проводит время, по крайней мере, с одной ночевкой. Оно включает туристские продукты, такие как услуги, аттракции и туристские ресурсы в пределах одного дня путешествия. Это пространство имеет физические и административные границы, определяющие способ его управления, образы и перцепции, определяющие его рыночну ю конкурентоспособность_
Понятие «структура туристской дестинации» можно сформулировать следующим образом - это организационная и физическая среда, которая обеспечивает туристские услуги и удобства для посетителей. Она включает в себя различные компоненты, среди которых можно выделить следующие:
1. Проживание - включает в себя различные типы размещения, такие как отели, курорты, гостиницы, мотели, хостелы, кемпинги и другие альтернативные формы размещения. Они обеспечивают туристам место для проживания во время их поездки, обеспечивая необходимый уровень комфорта и удобства;
2. Транспорт - различные средства передвижения на местности и между различными точками туристского интереса. Включает в себя автобусы, такси, метро, железнодорожный транспорт, автомобили напрокат и другие формы транспорта. Наличие различных вариантов транспорта позволяет туристам перемещаться внутри туристской дестинации и исследовать ее достопримечательности;
3. Питание - совокупность предприятий общественного питания, обеспечивающая туристам доступ к различным кулинарным опциям в течение всего срока пребывания. Включает в себя рестораны, кафе, бары, фаст-фуд и другие заведения. Разнообразие предлагаемых блюд и кухонь позволяет удовлетворить различные потребности туристов, в том числе потребность в изучении местной кухни, финансовые возможности и диетические ограничения;
4. Развлечения - обеспечивает туристам различные развлечения и активности во время их отдыха;
5. Природные и культурные достопримечательности - все местные природные и культурные достопримечательности, привлекающие туристов. Это национальные парки, исторические здания, музеи, пляжи, горнолыжные курорты, архитектурные памятники и многое другое. Разнообразие достопримечательностей позволяет привлекать туристов с разными интересами и предпочтениями;
6. Информационные услуги - обеспечение туристов необходимой информацией о местной культуре, достопримечательностях, услугах и мероприятиях. Включает в себя туристские информационные центры, карты, приложения для мобильных устройств и другие информационные ресурсы. Информационные услуги позволяют туристам максимально эффективно использовать время своего отдыха;
7. Услуги обслуживания - включает в себя различные услуги, такие как уборка номеров, обслуживание в ресторанах, услуги прачечной и другие услуги, которые обеспечивают комфортное пребывание туристов. Качество услуг напрямую влияет на удовлетворенность туристов и в целом на репутацию туристской де-стинации;
СИСТЕМЫ
ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 2 (69)
8. Управление и развитие туристской дестинацией - включает в себя местные власти, организации по развитию туризма, туристские ассоциации и другие заинтересованные стороны. Цель этого компонента - обеспечить устойчивое развитие туризма в регионе, сохранить культурное и природное наследие, создать рабочие места и ускорить экономический рост.
Учитывая роль дестинации в системе туризма, следует помнить, что ее создание и эффективное управление является важным инструментом обеспечения конкурентоспособности и устойчивости функционирования региональной системы туризма.
Под конкурентным преимуществом понимается способность региона или места посещения предоставлять туристам специфическую ценность, в отличие от их возможных конкурентов [4]. Этого можно достичь с помощью целого ряда факторов, таких как наличие уникальных природных и рукотворных достопримечательностей, оказание высококачественных услуг, низкие цены на реализуемые товары и эффективный маркетинг. Сумма всех конкурентных преимуществ туристской де-стинации формирует уровень ее конкурентоспособности. Туристские дестинации формируют свои конкурентные преимущества несколькими способами.
Один из способов - сосредоточиться на разработке и продвижении уникальных достопримечательностей или впечатлений, которые недоступны в других местах. Например, регион, известный своей дикой природой или природной красотой, может развивать экотуризм, который подчеркивает эти особенности, привлекая туристов, заинтересованных во впечатлениях, основанных на природных особенностях местности. Аналогичным образом, регион с богатым культурным наследием может развивать мероприятия культурного туризма, которые демонстрируют местные традиции и обычаи, привлекая туристов, заинтересованных в познании других культур.
Другой способ создать конкурентное преимущество - сосредоточиться на предоставлении пусть и не уникальных, но высококачественных услуг, отвечающих потребностям и ожиданиям туристов. Предоставляя высококачественный сервис, дестинация приобретает отличие от конкурентов и привлекает постоянных посетителей. Типичный пример такого подхода - пляжный туризм.
Ценообразование также является важным фактором формирования конкурентного преимущества. Регион, способный предложить конкурентоспособные цены на свои товары и услуги, привлекает туристов, которые ищут оптимальное соотношение цены и качества.
Эффективный маркетинг предполагает определение целевых рынков, разработку убедительных сообщений и бренда, а также использование других инструментов маркетинга для охвата потенциальной аудитории. Наиболее широко такой подход используют многие «старые» европейские страны при формировании «легендарного» имиджа своих дестинаций, в действительности не обладающих реальными конкурентными преимуществами.
Создание конкурентоспособной туристской дестинации может быть сложной задачей для регионов, поскольку существует ряд факторов, которые могут повлиять на их успех. Одной из серьезных проблем является конкуренция со стороны прямых
ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 2 (69)
конкурентов. При большом количестве дестинаций, конкурирующих на туристском рынке, регионам крайне трудно сформировать и представить уникальное туристское предложение.
Другой проблемой является необходимость весьма значительных инвестиций в туристскую инфраструктуру и услуги. Развитие конкурентоспособной туристской дестинации требует значительных инвестиций в инфраструктуру, такую как аэропорты, дороги и общественный транспорт, услуг проживания и питания, а также мероприятий и мест притяжения туристского интереса. Это может стать серьезной проблемой ввиду ограниченности ресурсов, которыми обладает регион. Решить эту проблему можно только за счет выстраивания долгосрочных партнерских отношений с инвесторами, а также при наличии серьезной государственной поддержки туристской отрасли.
Третья проблема заключается в необходимости сбалансировать потребности туристов с потребностями местного сообщества. Хотя туризм может принести значительные экономические выгоды региону, он также неизбежно оказывает негативное социальное и экологическое воздействие. В качестве примера последствий такого воздействия можно привести перенаселенность, ухудшение состояния окружающей среды и превращение культуры в «товар». Именно поэтому важно разработать стратегии так называемого «устойчивого туризма», которые направлены на минимизацию негативных последствий развития туризма.
Для решения отмеченных проблем, используется ряд стратегий, способных увеличить конкурентоспособность туристских дестинаций. Одна из стратегий заключается в том, чтобы сосредоточиться на узких нишевых рынках, таких как культурный туризм, экотуризм, событийный или гастрономический туризм. Сосредоточившись на определенном сегменте рынка, регион может выделиться среди конкурентов, сформировав уникальное туристское предложение.
Другая стратегия заключается в развитии партнерских отношений с другими регионами или туристскими компаниями. Работая сообща, регионы объединяют ресурсы, обмениваются опытом и создают комплексное туристское предложение, используя эффект синергизма. Примером служит известное всем «Золотое кольцо».
Устойчивое развитие также является важным при разработке конкурентоспособных туристских дестинаций. Используя методы устойчивого туризма, регионы в значительной мере нивелируют негативное воздействие отрасли туризма, при этом максимизируя его экономические и социальные выгоды. Это направление включает в себя: инвестиции в инициативы по возобновляемым источникам энергии и сокращению отходов, поощрение ответственного туристского поведения среди туристов и вовлечение местного сообщества в планирование туризма и принятие решений.
В дополнение к рассмотренным выше стратегиям следует отметить еще несколько других подходов, которые по отдельности или в комплексе регионы могут использовать для повышения конкурентоспособности своей туристской отрасли:
СИСТЕМЫ
ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 2 (69)
1. Сосредоточение усилий на уникальном культурном или природном наследии - регионы с богатым культурным или природным наследием могут использовать эти активы для создания уникального туристского предложения, отличающего их от конкурентов.
2. Развитие специализированной туристской инфраструктуры. Например, регион может инвестировать в велосипедные маршруты и услуги проката, чтобы привлечь велотуристов, или построить горнолыжный курорт мирового класса, чтобы привлечь любителей зимних видов спорта.
3. Инвестирование в технологии и инновации. Например, регион может использовать технологию виртуальной реальности для демонстрации своих достопримечательностей потенциальным посетителям или разработать мобильное приложение, предоставляющее информацию о местных событиях и активностях в режиме реального времени.
4. Акцентирование усилий на повышении качества обслуживания клиентов в сфере гостеприимства. Такая стратегия обязательно должна включать в себя как первичное, так и периодическое (в форме повышения квалификации) обучение сотрудников туристской отрасли предоставлению персонализированного и внимательного обслуживания или создание специальных программ для приема посетителей и взаимодействия с ними. Такой подход актуален для тех дестинаций, которые не обладают какими-либо привлекательными конкурентными преимуществами естественного или исторически сформированного характера [3].
5. Развитие сотрудничества с другими направлениями - предполагает организацию на региональном уровне сотрудничества туристской отрасли со смежными отраслями, такими как искусство, образование или спорт, с целью создания более разнообразного и привлекательного туристского предложения. Например, регион может сотрудничать с местным университетом, предлагая программы культурного обмена для иностранных студентов, или сотрудничать с местной художественной организацией для создания фестиваля, посвященного местной культуре.
В заключении следует еще раз подчеркнуть, что туристские дестинации являются важным элементом сложной туристской системы. Их эффективная организация и управление может выступать эффективным инструментом для создания конкурентоспособного регионального туристского рынка. Аккуратно разрабатывая уникальные достопримечательности, предоставляя высококачественные услуги, предлагая конкурентоспособные цены и эффективно продвигая территориальные преимущества, регионы могут привлечь большую долю туристского рынка и генерировать экономические и социальные выгоды для местного сообщества.
Однако создание конкурентоспособной туристской дестинации является крайне сложной задачей и требует самого тщательного планирования, огромного объема инвестиций и всестороннего сотрудничества как между различными операторами туристического рынка, так и между коммерческими и некоммерческими структурами (органами власти, общинами и т.д.). Регионы должны сбалансировать потребности туристов с потребностями местного сообщества и развивать устойчивые методы туризма, которые сводят к минимуму негативные последствия и мак-
ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 2 (69)
симизируют экономические и социальные выгоды. Применяя стратегический подход и используя свои уникальные активы, регионы могут создавать привлекательные и конкурентоспособные туристские дестинации, привлекающие посетителей со всего мира.
Библиографические ссылки:
1. Brief Descriptions: Sites Inscribed in the World Heritage List. World Heritage Center UNESCO. Paris, 2003.
2. Гори Л. К. Характеристика современной системы туризма и ее элементов // Сервис +. 2010. № 4.
3. Ивашкин М. В., Кузнецова Н. С. Оценка рынка туристских услуг в Дальневосточном федеральном округе // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. 2018. № 3.
4. Морозов М. А., Львова Т. В. Дестинация как инструмент формирования конкурентных преимуществ туристского региона // Современная конкуренция. 2012. № 4.
Title: Tourist Destination as an Element of the Regional Infrastructural System Authors' affiliation:
Ivashkin M.V. - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation Kuznetsov V.V. - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation
Abstract: The authors attempt to consider the tourism industry and tourist destination in the context of direct and indirect influence on the formation of regional socioeconomic policy. Particular attention is paid to the problems of the ambivalence of the tourism industry and the tourist destination in their relationship with the region. The analysis of a tourist destination is carried out within the framework of three subsystems: economic, social and territorial. When determining the composition of the tourist and recreational system, the following main elements are identified: tourist demand, tourist offer, tourist infrastructure, public authorities, and the host community. Noting that the creation of a competitive tourist destination depends on a number of factors, it is emphasized that the main goal of the destination is to create specific value for potential guests of the region, which positively distinguishes it from other places to visit. At the end of the article, the authors declare several relevant strategies for the development of tourist destinations, the application of which will contribute to their sustainable development in the long-term perspective.
Keywords: tourist destination, tourist demand, tourist offer, regional infrastructure system, management, ambivalence of the tourism industry.