Научная статья на тему 'ТУРИСТИЧЕСКИЙ СЕКТОР РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В ПЕРИОД ВСЕОБЩЕГО КРИЗИСА 2020 ГОДА. ПЕРСПЕКТИВЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ТУРИНДУСТРИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ТУРИСТИЧЕСКИЙ СЕКТОР РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В ПЕРИОД ВСЕОБЩЕГО КРИЗИСА 2020 ГОДА. ПЕРСПЕКТИВЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ТУРИНДУСТРИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1003
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / COVID-19 / КРИЗИС / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ / ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС / ЭКОНОМИКА / ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данилова Н.И.

Туризм - один из основных секторов мировой экономики, обеспечивающий рабочими местами миллионы людей. Туристический бизнес крайне зависим от внешних факторов. Взлет и падение туристического рынка может произойти в достаточно короткий промежуток времени. К таким факторам относятся: неблагоприятные природные явления, техногенные аварии, резкие скачки на валютной бирже, внезапные войны, обострение политических отношений, эпидемии, и т.д. В то же время рынок туристских услуг довольно пластичен и обладает способностью быстрого восстановления при возникновении первых благоприятных условий. Несмотря на все негативные моменты, вызванные пандемией, можно предположить, что данная ситуация способна принести не только урон, но и очевидную выгоду для развития внутреннего туристического рынка страны. Взгляды россиян в этот период направлены на внутрироссийские туристические направления. В то время как выездной туризм практически сошел на нет, внутренний претерпевает изменения. В статье рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся влияния пандемии на туристический рынок как внутри страны, так и за ее пределами. Проведен анализ степени участия государства и предпринятых мер поддержки туристического сектора экономики Российской Федерации. Рассмотрены основные направления развития сферы туризма в современных условиях учитывая географические, культурные, исторические, организационные и финансовые возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТУРИСТИЧЕСКИЙ СЕКТОР РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В ПЕРИОД ВСЕОБЩЕГО КРИЗИСА 2020 ГОДА. ПЕРСПЕКТИВЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ТУРИНДУСТРИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ТУРИЗМ

УДК 379.85

ТУРИСТИЧЕСКИЙ СЕКТОР РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В ПЕРИОД ВСЕОБЩЕГО КРИЗИСА 2020 ГОДА. ПЕРСПЕКТИВЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ТУРИНДУСТРИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Данилова Н.И.

Магистрант Высшей школы туризма и гостеприимства

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

г. Москва, Российская Федерация

danilovapersonal@ya.ndex. ги

Научный руководитель:

Коновалова Е.Е.

Канд. экон. наук, доцент Высшей школы туризма и гостеприимства ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва, Российская Федерация eekmgus@mail. т

Аннотация. Туризм - один из основных секторов мировой экономики, обеспечивающий рабочими местами миллионы людей. Туристический бизнес крайне зависим от внешних факторов. Взлет и падение туристического рынка может произойти в достаточно короткий промежуток времени. К таким факторам относятся: неблагоприятные природные явления, техногенные аварии, резкие скачки на валютной бирже, внезапные войны, обострение политических отношений, эпидемии, и т.д. В то же время рынок туристских услуг довольно пластичен и обладает способностью быстрого восстановления при возникновении первых благоприятных условий. Несмотря на все негативные моменты, вызванные пандемией, можно предположить, что данная ситуация способна принести не только урон, но и очевидную выгоду для развития внутреннего туристического рынка страны. Взгляды россиян в этот период направлены на внутрироссийские туристические направления. В то время как выездной туризм практически сошел на нет, внутренний претерпевает изменения. В статье рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся влияния пандемии на туристический рынок как внутри страны, так и за ее пределами. Проведен анализ степени участия государства и предпринятых мер поддержки туристического сектора экономики Российской Федерации. Рассмотрены основные направления развития сферы туризма в современных условиях учитывая географические, культурные, исторические, организационные и финансовые возможности.

Ключевые слова: пандемия, COVID-19, кризис, государственные меры поддержки, туризм, туристический бизнес, экономика, перспективы.

Развитие туризма является одним из приоритетов экономической политики России и имеет большое значение как для субъектов Российской Федерации, так и для страны в целом. Развитие туризма сопряжено с развитием более чем 50 отраслей экономики, что в свою очередь позволяет развивать малый и средний бизнес, создавать дополнительные рабочие места для граждан РФ, повышая тем самым уровень жизни населения. Россия располагает огромным потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма. Многообразие природно-климатических зон, культурных традиций

народов, проживающих на территории Российской Федерации, исторических достопримечательностей, оздоровительных ресурсов делает возможности развития туризма неисчерпаемыми. Туристическая отрасль российской экономики является перспективной для успешного продвижения на мировом рынке, но одновременно подвергается множеству рисков, многие из которых носят глобальный характер и влекут за собой колоссальные потери [7, с. 130-138]. В настоящее время в Российской Федерации большое внимание уделяется государственной политике в сфере внутреннего и въездного туризма. Распоряжением от 20 сентября 2019 года №2129-р была принята Стратегия развития туризма в России до 2035 года [1]. Страна обладает огромным потенциалом для развития в этом направлении. По количеству объектов культурного всемирного наследия ЮНЕСКО Россия занимает почётное 10-е место, а по объектам всемирного природного наследия ЮНЕСКО - четвертое место в мировом рейтинге. Данные обстоятельства являются весомым конкурентным преимуществом для развития туристической отрасли [8]. Стратегия закладывает основу для решения перспективных задач, поставленных перед отраслью и направлена на развитие внутреннего и въездного туризма за счет создания и развития туристских территорий. В Стратегии заложены задачи по реализации проектов создания туристской инфраструктуры, продвижения качественного и конкурентоспособного туристского продукта как на внутреннем так и на внешнем рынках, повышение доступности туристских услуг для российских граждан. Стратегией предусмотрено комплексное развитие и благоустройство туристских территорий включая развитие коммунальной и транспортной инфраструктуры. Также планируется продвижение горнолыжного, детского, культурно-познавательного, круизного, экологического и делового туризма.

В случае успешной реализации Стратегии развития туризма к 2035 году прогнозируется увеличение количества внутренних турпоездок на одного россиянина более чем в два раза, экспорт туристских услуг более чем в три раза, а инвестиции в туристскую сферу в три раза.

Несмотря на значительные сложности во всех отраслях экономики, возникшие в начале 2020 года, вызванные распространением коронавирусной инфекции СОУГО-19, в мире, приоритеты развития туристской сферы остаются неизменны.

Туристская отрасль оказалась одной из наиболее пострадавшей с данной ситуации. Всемирный совет по путешествиям заявил, что под угрозой сокращения оказались порядка 75 млн. рабочих мест, что составит 12-14% рабочих мест в туриндустрии по всему миру, а убытки туристического бизнеса превысят 2 трлн. долларов [5, с. 18-24].

В марте 2020 года Правительство РФ причислило туризм, гостиничный бизнес и санаторно-курортную деятельность к отраслям экономики, которые первыми получат государственную поддержку в связи с пандемией [2]. Данным отраслям предоставлено шесть месяцев отсрочки по налоговым выплатам (кроме НДС), также продлили сроки предоставления налоговых деклараций сроком на 3 месяца, сроки направления требования об уплате налогов, сборов и страховых взносов на 6 месяцев, перенесли сроки проведения налоговых проверок. В апреле 2020 года туроператорам выделили от государства 3,5 млрд. рублей на выплаты по невозвратным билетам, входящих в стоимость турпакета, а также вывоза туристов из иностранных государств с неблагоприятной эпидобстановкой [3].

Распоряжением Правительства Российской Федерации от18 июня 2018 г. № 1876-р о мерах поддержки российских туристов и отечественной туротрасли, было приято решение о введении программы возмещения части стоимости туристической услуги гражданам Российской Федерации. Целью данной акции является стимулирование доступных внутренних туристических поездок. Первый этап программы стартовал в августе 2020 года. Турист, отправившийся в путешествие с августа по декабрь, получил возможность возврата денежных средств в размере от 5 до 15 тысяч рублей в зависимости от стоимости тура. Одним из условий данной программы является продолжительность тура не менее четырех ночей. Правительство заложило 15 млрд. рублей в финансирование данной программы [4]. Возврат возможен как для самостоятельных туристов, так и для организованных. Правительство Российской Федерации рассчитывает тем самым оказать содействие 2 млн. российским гражданам. Купить тур с кэшбэком можно было с 21 по 28 августа 2020 года.

Второй этап программы претерпел некоторые изменения и взял старт в октябре 2020 года. Участие в программе смогли принять туроператоры, зарегистрированные в едином федеральном реестре туроператоров (ЕФРТ), гостиницы и санатории, прошедшие процедуру обязательной классификации, электронные системы агрегаторов туристских услуг.

Основные условия второго этапа программы субсидирования внутреннего туризма:

- Минимальный период проживания должен составлять не менее двух ночей;

- Минимальная стоимость туристической услуги не ограничена;

- Размер возврата денежных средств на карту Мир составляет 20% от стоимости

тура.

- Кэшбэк начисляется по всем туристическим услугам, оплаченным с 15 октября по 5 декабря 2020 года;

- Начало поездки наступает с момента оплаты и заканчивается не позднее 10 января 2021 года;

- За одну туристическую услугу можно вернуть не более 20 тысяч рублей.

При продаже 2 млн туров и финансировании программы кэшбэка в размере 15 млрд руб. будут простимулированы расходы россиян на туризм в размере как минимум 103,75 млрд руб. (на самом деле они окажутся больше, так как не все турпакеты включают в себя все транспортные расходы, все питание, расходы на экскурсии и т. д., а также будет возможность бронировать отели, и значительная часть расходов по этим бронированиям, включая транспортные расходы, будет оплачиваться дополнительно).

Принятые меры несомненно окажут положительное влияние на рост количества поездок внутри страны и развитие туристического сектора в регионах в целом, но это не означает, что туристская сфера не будет нуждаться в дополнительной поддержке от государства. На сегодняшний день наблюдается значительный рост внутреннего турпотока по сравнению в предыдущим годом, туристы открывают незнакомые для себя уголки страны. Период восстановления для внутреннего туризма для отрасли окажется значительно короче, чем для внешнего. Для наиболее благоприятного сценария выхода из кризиса участникам туристического рынка целесообразно сосредоточиться именно на внутреннем туризме: разрабатывать и развивать новые направления, внимательно изучать спрос потребителей турпродукта, учитывая снижение покупательской возможности. Доходы населения Российской Федерации значительно снизились в 2020 году. Согласно расчетам экспертов Высшей школы экономики, в зависимости от сценария реальные доходы могут упасть на 8,2-12,1%. Во втором квартале 2020 года доходы снизятся до 78,2 % от их уровня во втором квартале 2019 года.

В направлении развития въездного туризма Правительством Российской Федерации также предпринимаются меры, направленные на привлечение иностранных гостей. Распоряжением от 6 октября 2020 года № 2571-р в соответствии со статьей 2516-1 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» утвержден перечень иностранных государств, гражданам которых оформляется единая электронная виза. Согласно данного распоряжения граждане 52 стран будут иметь возможность въезда на территорию Российской Федерации с 4 февраля 2021 года на 16 дней и путешествовать по всей стране. Электронная виза будет оформляться по интернету для туристических, деловых, гуманитарных и деловых поездок. Для ее получения не потребуется приглашений, брони или каких-либо других документов,

подтверждающих цель путешествия. Консульский сбор составить 40 долларов для взрослых и детей старше 6 лет. Ранее электронная виза оформлялась исключительно при условии, что иностранный гражданин будет въезжать на территорию Российской Федерации через пропускные пункты, расположенные на территории Дальневосточного Федерального округа. С 2021 года иностранцы получат право въезда в страну с любого погранпункта Российской Федерации. Данная мера поможет значительно увеличить туристический поток из-за рубежа. До этого момента иностранные туристы из многих стран испытывали серьезные трудности в получении российской туристической визы и зачастую отказывались от поездки исключительно из этих соображений.

Дополнительной мерой, способной защитить туристов от недобросовестных турагентов является введение Единого федерального реестра турагентов. По предварительным оценкам, количество туристических агентств и компаний, реализующих туристский продукт, составляет 20-30 тысяч. Помимо этого, юридические лица и индивидуальные предпринимателя не имеющие прямых договорных отношений с туроператором производят реализацию и продвижение турпродукта. Распоряжением от 27 декабря 2019 года №3232-р и №3233-р с января 2021 года предлагается ввести Единый федеральный реестр турагентов в виде подсистемы информационной системы «Единый федеральный туроператоров». Принятие и реализация законопроектов направлены на повышение защиты интересов потребителей туристских услуг, создание прозрачного и контролируемого рынка турагентской деятельности. Включение турагенств в реестр станет обязательным для всех без исключения. Процедура будет проводиться бесплатно. Туроператоры самостоятельно обязаны вносить данные о своих агентах в электронном виде. Записью в реестре туроператор и турагент подтверждают заключение договора на право продажи и реализации туристического продукта туроператора турагентом. В случае прекращения действия договора между туроператором и турагентом, в реестр будут вноситься соответствующие изменения. Ведение реестра будет возложено на Ростуризм.

Таким образом у туристов появится возможность проверить надежность турагенства еще до приобретения турпакета. Также данная мера со временем поможет свести на нет существование фирм-однодневок, которые открываются с целью получения прибыли в результате мошеннических действий.

В 2020 году россияне стали более осторожны в выборе направления для предстоящих поездок. В этой связи уменьшилась и глубина покупки туров. Туристы опасаются приобретать туристскую услугу как раньше за месяц, а предпочитают делать это всего за несколько дней до предполагаемой поездки. Виной тому опасение за свое здоровье и изменяющиеся меры предупреждения распространения инфекции,

применяемые в каждом конкретном регионе. Изменяются и подходы к организации отпуска. Одной из основных тенденций в выборе направления для отпуска на сегодняшний день являются социальные сети. Ежедневно публикуются миллионы фотографий с изображением мест для отдыха и человек делает свой выбор основываясь на визуальном восприятии, но старшее поколение туристов по-прежнему больше доверяет рекомендациям друзей, родственников, соседей.

В последнее время набирает популярность такой вид туризма как экотуризм. В России имеется достаточно большое количество территорий, далеких от промышленных центров где можно уединиться с природой и лучше понять экологическую культуру. Одновременно снижается риск заболевания, поскольку в таких местах нет скопления людей. Относительная вирусная безопасность-дополнительный плюс в пользу экотуризма. Люди все чаще стали задумываться о сохранности планеты и выбирают отели, поддерживающие и пропагандирующие экологический отдых. Концепция рационального использования воды и энергии, отказ от пластика в пользу натуральных материалов, раздельный сбор мусора привлекает людей, задумывающихся о будущем страны, коих с каждым годом появляется все больше и больше.

В связи с переводом многих сотрудников на удаленный режим работы в период пандемии, развитие получил новый вид туризма- Blesure (business-pleasure). Дистанционный режим работы позволять работать на отдыхе и отдыхать на работе. Многие отели, принимая во внимание данную тенденцию переоборудовали часть своего номерного фонда, выделив в них рабочие зоны с высокоскоростным интернетом и необходимой оргтехникой.

Несмотря на всю тяжесть сложившейся ситуации у экспертов настрой достаточно оптимистичный. Туристическая отрасль способна к быстрому восстановлению. Ученые прорабатывают различные сценарии выхода из кризиса, но тот, или иной сценарий зависит не только от распространения вируса, но и от действий, предпринимаемых государством для стабилизации потребительского поведения населения и мерах поддержки бизнеса [6, с.61-72].

Литература

1. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. (Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. №2129-р)

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2020 года №909-р, (о выделении Ростуризму средств из резервного фонда)

4. Распоряжением Правительства Российской Федерации от18 июня 2018 г. № 1876-р (о выделении 15 млрд. руб. на кэшбэк за покупку туров по России)

5. Балгабаева В.Т. Эффективность индустрии туризма в период кризиса // Экономика и бизнес. 2020. №18. С.18-24

6. Гуревич О.Ю. Туризм в эпоху COVID-19: меры поддержки и траектории восстановления // Вестник ВГУЭС Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Территория новых возможностей. 2020. №2. С. 61-727.

7. Колпакиди Д.В. Актуальные подходы к развитию внутреннего туризма // Экономика предприятий, регионов, отраслей. №1. С. 130-138

8. Логунцова И.В. Индустрия туризма в условиях пандемии коронавируса: вызовы и перспективы // Государственное управление. 2020. №80. С. 49-63.

9. Мисихина С.Г. Комментарии о государстве и бизнесе // Высшая школа экономики. 2020. №284. С. 1-8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.