туристический рынокроссии:
экономический аспект
Зюляев Николай Александрович
канд. экон. наук, доцент кафедры социальных наук и технологий, Поволжский государственный технологический университет, г. Йошкар-Ола ZyulyaevNA@ volgotech.net
Аннотация
В статье рассмотрена динамика въездного и выездного туризма в России в 2001-2013 гг. На основе регрессионного анализа оценено влияние доходов россиян, курса валюты на динамику турпотоков. Показано влияние выездного туризма на отток иностранной валюты из страны и реальный ВВП.
Ключевые слова: выездной и въездной туризм, турпоток, доход, валютный курс
При значительных российских туристско-рекреационных ресурсах вклад туризма в ВВП страны составляет 2,5%, что примерно в четыре раза ниже мирового показателя. В отчете Мирового экономического форума за 2013 г. отмечено, что Россия по уровню развития туризма занимает 63 место в мире, по уровню государственного регулирования и политики в области туризма - 123 место, а ее доля на мировом туристическом рынке составляет менее 1% [7].
Общая характеристика туристического рынка России
Туристический рынок России как система экономических отношений между производителями и потребителями турпродуктов по своей структуре является рынком монополистической конкуренции. Продукцию на этом рынке предлагают туроператоры, формирующие определенные туры и реализующие их через турагентства. В настоящее время действуют более 10 тыс. турфирм, предлагающие своим клиентам дифференцированные турпродукты, которые ориентированы на самые разнообразные их потребности. Спрос на туристическом рынке в соответствии со своими предпочтениями и доходами предъявляет население данной страны и иностранных государств, поэ-
тому выделяют внутренний, выездной и въездной туризм. Величина спроса определяется численностью туристов. Постоянно усиливающаяся конкуренция, с одной стороны, стимулирует туроператоров разрабатывать и предлагать своим клиентам все новые турпродукты, а с другой стороны, ведет к их объединению и образованию туристических сетей. Объединению турфирм способствует и введение института финансовых гарантий. Об усилении конкуренции свидетельствует череда произошедших в последние годы банкротств ряда крупных туроператоров (Капитал тур, Ланта-тур вояж, Эль-Вояж, Роскурорт и другие). За последние десять лет конкуренция привела к уменьшению продажи турпакетов, приходящихся в среднем на одну фирму, почти на 8%.
Усиливает конкуренцию на туристическом рынке и распространение в Интернете e-commerce, которая значительно расширяет возможности выбора путешествий, сокращает время на оформление документов и снижает затраты на путешествия. Консульства многих стран в режиме онлайн стали принимать заявления и анкеты на получение виз. Все большую популярность приобретает каучсер-финг, который позволяет бесплатно проживать в семье в обмен на будущее гостеприимство сегодняшнего постояльца.
Наметилась тенденция к сокращению спроса на услуги турфирм и увеличению числа самостоятельных туристических путешествий, которая грозит уходу в прошлое турфирмам и профессии гида (см. рис.1).
Российский туристический рынок является несбалансированным. С точки зрения Всемирной туристической организации, оптимальным является соотношение, когда на одного въездного туриста приходится один выездной [3]. В нашей стране на одного въездного туриста приходится примерно четыре-пять выездных. Наша экстраполяция данных выездного турпотока показывает, что он экспоненциально растет и с высокой степенью аппроксимации (R2 =0,97) описывается уравнением (см. рис.2):
y = 3424,2e°1266x Где х - период времени.
во время
экономического_
кризиса 2009 г--
россияне в большей степени сократили свои поездки в страны с более высокой стоимостью жизни_
поскольку сростом
внутренних
_путешествий
уменьшается, то эти путешествия становятся
_некачественным
_туристическим
_продуктом
Въездной турпоток показывает низкие темпы роста и подвержен большей волатильности. Его экстраполяция с высокой степенью аппроксимации (И2=0,89) описывается уравнением:
у = -0,0237х6 + 1,1244х5 - 21,872х4 + + 223,72х3 -1242х2 + 3284,7х - 232,01 .
В последние годы наметилась негативная тенденция к сокращению числа иностранных туристов из многих стран, традиционно интересующихся Россией. Так в 2013 г. по сравнению с 2011 г. Россию посетило меньше шведов на 34,7%, норвежцев на 33%, финнов на 29,9%, испанцев на 30,3%, голландцев на 18,2%, итальянцев на 5,7%, французов на 2,7% [6].
Экономическая конъюнктура и туристические потоки
Рассматривая влияние экономических факторов на турпоток, прежде всего, следует отметить его зависимость от экономической конъюнктуры. Динамика темпов роста турпотока превышает темпы роста реального ВВП России. Поскольку турпоток увеличивается в период экономическо-подъема и сокращается в период ее спада, то он является проциклическим показателем. Экономическая конъюнктура влияет и на географию направлений турпотоков. Во время экономического кризиса 2009 г. при сокращении выездного потока на 15,7% россияне в большей степени сократилисвои поездки в страны с более высокой стоимостью жизни. Так, выезжали меньше в Испанию на 19%, Грецию на 19%, Италию на 18%. В то же время на многие любимые россиянами места пляжного отдыха турпоток сократился в меньшей степени. Например, россиянами посетило меньше ОАЭ на 6%, Таиланд на 10%, Турцию на 11%, а в Египет, наоборот, приезжало больше на 13%.
Рост доходов россиян в послекризисный период переориентировал турпоток на страны с более высокой стоимостью жизни. Так, в 2013 г. по сравнению с 2011 г. россиян выезжало больше в Грецию на 92,3%, в ОАЭ на 65,6%, в Испанию на 56,9%, в Таиланд на 32,6%, в Италию на 27%, а в Египет, наоборот, выезжало меньше на 13,1% [6].
у = -0Д002х6+ 3,708х5 - 55,298х4+ 428,43х3 - 1720,1х2 + 3368,9х + 12^ R2 = 0,9506
■ численность россиян, самостоятельн о выезжавших за границу с туристической целю, тыс.чел.
■ численность россиян.
границу по
турпутевкам,
тыс.чел.
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Источник: рассчитано автором по [5].
Рис. 1 Динамика числа россиян выезжавших за границу в качестве туристов
и по турпутевкам
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Источник: рассчитано автором по [5].
Рис. 2. Динамика выездного и въездного турпотока, тыс.чел.
40,0% -у— 30,0%
20,0%
-динамика российского турпотока,%
-динамика реального ВВП,%
Источник: рассчитано автором по [5].
Рис. 3 Динамика темпов роста ВВП и туристического потока
Доминантами выездного туризма (О) являются среднедушевые денежные доходы россиян (Г) и номинальный курс доллара (е). Наши эмпирические исследования показали, что зависимость между этими показателями описывается уравнением множественной регрессии:
/
кий
стоимость
путешествия
постоянно растет,
темпов роста -реальных доходов
-россиян и индекса потребительских цен
0 = 5924,3 + 0,54/-131,78е (Я2 = 0,97),
которое свидетельствует о прямой зависимости выездного потока от среднедушевого месячного дохода россиян и обратной от номинального курса доллара. Расчет коэффициентов частной эластичности показал, что эластичность спроса по доходу равна 0,75, а по курсу доллара - 0,45. Поскольку эти коэффициенты меньше единицы, то, в соответствии с экономической теорией, туризм для россиян превратился в первую потребность. Вследствие низкой эластичности выездного туризма к курсу иностранной валюты, резкое ее удорожание в начале этого года не должно сильно отразить-на этом потоке.
и рассмотрении влияния дохода россиян на турпотоки в отдельные страны выявилась высокая эластичность по доходу на турпоездки в Испанию (1,2), Грецию (1,44), Таиланд (1,64). Доходы россиян влияют и на внутренний туризм. Поскольку с ростом доходов россиян в последние годы количество внутренних путешествий уменьшается, то эти путешествия становятся некачественным продуктом туристического рынка (см. рис.4).
В соответствии с законом спроса, на внутренний и выездной турпоток влияет стоимость турпутевок. Стоимость турпутевок на путешествия по территории России и за рубеж постоянно растет. Причем их стоимость растет быстрее темпов роста реальных доходов россиян и индекса потребительских цен (см. рис.5).
Этот рост стоимости обусловлен, прежде всего, ростом транспортных расходов на перевозку туристов. В то же время динамика стоимости одной заграничной турпутевки слабо коррелиру-ется с динамикой номинального курса доллара к рублю.
Источник: рассчитано автором по [5].
Рис. 4. Динамика среднедушевого дохода россиян в месяц (руб.) и количество реализованных туристических путевок по России
Источник: рассчитано автором по [4, 5].
Рис. 5. Динамика стоимости одной путевки по РФ, загранпутевки, реального дохода россиян, ИПЦ и номинального курса доллара к рублю
Выездной туризм и развитие _
национальной экономики _
Выездной туризм рассматривается экономиста- _
ми как специфический экспорт и импорт, сопро- _
вождаемый впечатлениями туристов и движени- _
ем иностранной валюты [1]. Движение валюты, _
вызываемое турпотоками, отражается в статье _
«Поездки» счета текущих операций платежного _
баланса. _
Источник: рассчитано автором по [4].
Рис. 6. Динамика поступления иностранной валюты в Россию и ее оттока, связанная с въездным и выездным туризмом
баланса России
свидетельствует, туристы тратят
въезжающие
в Россию
_иностранные
_туристы
Данные платежного баланса России свидетельствует, что российские туристы тратят за рубежом валюты в 4-5 раз больше, чем въезжающие в Россию иностранные туристы, поэтому выездной туризм является одним из источников постоянной утечки иностранной валюты из страны. Этот приток и отток иностранной валюты, осуществляемый туристами, с очень высокой степенью аппроксимации можно описать полиномамишес-той степени (см. рис. 6):
у = -0,0004х6 + 0,0177х5 - 0,2915х4 + + 2,2775х3 - 8,5821х2 + 14,996х - 5,2902, у = 0,0005х6 - 0,0191х5 + 0,2883х4 --2,0739х3 + 7,3767х2 -13,846х-0,8343.
Огромные расходы россиян на выездной туризм (в 2013 г. они составили 53,4 млрд долл.), являясь изъятием из нашей экономики, сокращают совокупный спрос и объемы национального производства в России и, одновременно, являются инъекциями в экономику зарубежных стран, стимулирующими их развитие.
Разница между оттоком и притоком иностранной валюты является отрицательным сальдо, которое негативно влияет на величину реального ВВП России. Зависимость объема реального ВВП (Ут) от этого сальдо (5е) со средней
эаэ—
российское предпринимательство, № 20(266)/октябрь 2014
степенью аппроксимации описывается уравне- развитие нием:
2
: 0,53)
Уг = 27978,49 - 577,045е (Я
Коэффициент частной эластичности, равный 0,22, свидетельствует о том, что снижение на 10% оттока иностранной валюты, вызванный выездным туризмом, приведет к увеличению реального ВВП на 2,2%.Следовательно, развитие внутреннего и въездного туризма может стать фактором по преодолению сложившейся тенденции к замедлению темпов роста российской экономики. Для развития туристического рынка на качественно и количественно новом уровне Правительство России приняло Государственную программу «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 гг.». Цель этой программы существенно повысить конкурентоспособность российского туристического рынка, привлекать ежегодно до 40 млн иностранных туристов, обеспечить российских и иностранных гостей качественными услугами. На реализацию этой программы на условиях государственно-частного партнерства предполагается потратить 1,123 млрд руб. [2].
Выводы
1. Туристический рынок в России является рынком монополистической конкуренции, на котором происходит усиление конкуренции, ведущее к сокращению продаж турпродуктов на одну фирму и увеличению путешествий без услуг турфирм.
2. Динамика турпотока является процикличес-ким показателем, увеличивается в фазе экономического подъема и сокращается в период спада. Экономическая конъюнктура влияет не только на динамику путешествий, но и на ее географию.
3. Выездной турпоток экспоненциально растет и превышает въездной, который растет более медленно. Выездной турпоток не эластичен по доходу и валютному курсу.
Значительное превышение выездного турпотока над въездным является одним из источников оттока иностранной валюты из страны, ведет к снижению совокупного спроса и объема производства в России.
ивъездного
стать фактором по преодолению сложившейся_
тенденции
к замедлению темпов
экономики
Литература
1. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма. -М.: Финансы и статистика, 2003. - 176 с.
2. Государственная программа «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.russiatourism.ru/ гаЬпЫ/-11241410051.
3. Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности. -М.: Финансы и статистика, 2005. - 262 с.
4. Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.cbr.ru.
5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru.
6. Официальный сайт Федерального агентства по туризму (Ростуризм) [Электронный ресурс].
- Режим доступа:www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140228.
7. Ицаков Е.Д. Туристический бизнес России: переходим на он-лайн бронирования // Российское предпринимательство. - 2012. - № 16 (214).
- с. 93-96. - http://www.creativeconomy.ru/ аЛ^/24738/.
8.Ковальчук А.П. Анализ направлений развития гостиничных предприятий в современных условиях в России // Экономика, предпринимательство и право. - 2012. - № 4 (15). - с. 53-62. - http://www. creativeconomy.ru/articles/24895/.
Nikolai A. Zyulaev
Candidate of Science, Economics, Associate professor at the Chair of Social Sciences and Technology, Volga State University of Technology, Yoshkar-Ola
Tourist market of Russia: the economic aspect
_Abstract
The article regards the dynamics of entrance and exit tourism in Russia in 20012013. The impact of income of Russian people and rate exchange on dynamics of tourist flow were evaluated on the basis of regression analysis. The article shows the impact of exit tourism on outflow of foreign currency from Russia and on real GDP.
Keywords: entrance and exit tourism, tourist flow, income, rate of exchange
^ Ж_
российское предпринимательство, № 20(266)/октябрь 2014