Научная статья на тему 'ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЦЕНТРАЛЬНОГО МАКРОРЕГИОНА: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ'

ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЦЕНТРАЛЬНОГО МАКРОРЕГИОНА: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
402
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МАКРОРЕГИОН / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Рычихина Наталья Сергеевна, Коробова Ольга Олеговна

Актуализирована значимость развития туризма в Центральном макрорегионе России. Развитие внутреннего туризма в Центральном макрорегионе позволит повысить вклад туристической отрасли в экономику региона, создаст в городах и населенных пунктах новые рабочие места для населения, привлечет в регион инвестиции. Кроме того, важной задачей развития внутреннего туризма является привитие любви жителей страны к познаванию территории России. Выделено, что Центральный макрорегион имеет весомый туристический потенциал, который основывается на достопримечательностях и культурных объектах. Выявлено, что в последнее время жители России уделяют внимание организации своего отдыха в отпуск и в выходные дни и предпочитают не только поездки на море или в деревню к родственникам, но с удовольствием отдыхают в областях Центрального макрорегиона. Кроме того, расширились виды туризма, который предпочитают жители России. Помимо культурно-познавательного и досугового туризма, активно развиваются следующие виды туризма: религиозный, деловой, шопинговый, промышленный, творческий, социальный, гастрономический и агротуризм. Выделены основные преимущества отдыха в Центральном макрорегионе: в нем присутствуют почти все виды туризма, имеется огромное количество достопримечательностей для разных возрастных категорий жителей России, развита инфраструктура Центрального макрорегиона, достаточное количество объектов для размещения, питания и лечения туристов, комфортный климат весть год для туристических поездок и финансовая доступность отдыха. Проведено авторское исследование активности отдыха жителей Ивановской области в Центральном макрорегионе, которое показало, что большинство опрошенных жителей города планируют поездку в отпуск и с удовольствием отдыхают в областях центрального макрорегиона. Проведен анализ туристической привлекательности областей Центрального макрорегиона и выявлено, что в настоящее время туристический потенциал не доиспользован. Отмечено, что развитие внутреннего туризма является приоритетом направлением в России и рассмотрены действующие государственные программы и проекты по развитию внутреннего туризма «Развитие туристической инфраструктуры», «Повышение доступности туристических продуктов» и «Совершенствование управления в сфере туризма», “Туризм и индустрия гостеприимства”. Реализация данных проектов позволяет получать льготные кредиты на строительство туристических отелей и благоустройство инфраструктур, выдавать гранты предпринимательским инициативам на развитие туризма в регионе и пользоваться жителям России туристическим кешбэком. Авторами даны рекомендации по развитию туризма в Центральном макрорегионе, к которым относиться: развитие маркетинг территории, реализация программ по познаванию территории России с детства и включение их в школьную учебную программу, что позволит привить интерес к разным видам туризма и даст потенциал к стремлению школьников увидеть достопримечательности областей центрального региона своими глазами, попробовать разные виды туризма; развитие школьного туризма и студенческого туризма; эффективное направление взаимодействия государства и бизнеса - государственно-частное партнерство; использование самых разных формы участия государства в обеспечении и поддержки сферы услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Рычихина Наталья Сергеевна, Коробова Ольга Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM POTENTIAL OF THE CENTRAL MACROREGION: CURRENT TRENDS AND OPPORTUNITIES

The importance of tourism development in the Central macro-region of Russia is actualized. The development of domestic tourism in the Central macroregion will increase the contribution of the tourism industry to the region's economy, create new jobs for the population in cities and settlements, and attract investments to the region. In addition, an important task of the domestic tourism development is to instill the love of the inhabitants of the country to know the territory of Russia. It is highlighted that the Central macroregion has a significant tourist potential, which is based on attractions and cultural objects. It has been revealed that recently residents of Russia have been paying attention to organizing their holidays on vacation and on weekends and prefer not only trips to the sea or to the village to relatives, but they are happy to rest in the regions of the Central macroregion. In addition, the types of tourism preferred by residents of Russia have expanded. In addition to cultural, educational and leisure tourism, the following types of tourism are actively developing: religious, business, shopping, industrial, creative, social, gastronomic and agrotourism. The main advantages of recreation in the Central macroregion are highlighted: almost all types of tourism are present in it, there are a huge number of attractions for different age categories of Russian residents, the infrastructure of the Central macroregion is developed, a sufficient number of facilities for accommodation, food and treatment of tourists, a comfortable climate all year round for tourist trips and financial accessibility of recreation. An author's study of the recreation activity of residents of the Ivanovo region in the Central macroregion was conducted, which showed that most of the surveyed residents of the city are planning a vacation trip and are happy to rest in the regions of the central macroregion. The article analyzes the external factors that affect the management system of the development of the service sector in the region. The analysis of the tourist attractiveness of the regions of the Central macroregion was carried out and it was revealed that at present the tourist potential is not fully utilized. It was noted that the development of domestic tourism is a priority direction in Russia and the current state programs and projects for the development of domestic tourism "Development of tourist infrastructure", "Increasing the availability of tourist products" and "Improving management in the field of tourism", "Tourism and the hospitality industry" were considered. The implementation of these projects makes it possible to receive preferential loans for the construction of tourist hotels and infrastructure improvement, to issue grants to entrepreneurial initiatives for the development of tourism in the region and to use tourist cashback for residents of Russia. The authors have given recommendations for the development of tourism in the Central macroregion, which include: the development of the marketing of the territory, the implementation of programs to explore the territory of Russia from childhood and their inclusion in the school curriculum, which will instill interest in different types of tourism and will give the potential to the desire of schoolchildren to see the sights of the regions of the central region with their own eyes, try different types of tourism; development of school tourism and student tourism; effective direction of interaction between the state and business - public-private partnership; the use of a variety of forms of state participation in the provision and support of the service sector.

Текст научной работы на тему «ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЦЕНТРАЛЬНОГО МАКРОРЕГИОНА: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ»

DOI: 10.6060/ivecofin.2022533.618 УДК: 338.48

ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЦЕНТРАЛЬНОГО МАКРОРЕГИОНА: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ

Н.С. Рычихина, О.О. Коробова

Наталья Сергеевна Рычихина* (ORCID 0000-0001-9872-424X), Ольга Олеговна Коробова (ORCID 0000-0002-6420-0568)

Ивановский государственный университет, ул. Ермака, 39, Иваново, 153000, Россия E-mail: richihina@mail.ru*, olga-korobova@list.ru

Актуализирована значимость развития туризма в Центральном макрорегионе России. Развитие внутреннего туризма в Центральном макрорегионе позволит повысить вклад туристической отрасли в экономику региона, создаст в городах и населенных пунктах новые рабочие места для населения, привлечет в регион инвестиции. Кроме того, важной задачей развития внутреннего туризма является привитие любви жителей страны к познаванию территории России. Выделено, что Центральный макрорегион имеет весомый туристический потенциал, который основывается на достопримечательностях и культурных объектах. Выявлено, что в последнее время жители России уделяют внимание организации своего отдыха в отпуск и в выходные дни и предпочитают не только поездки на море или в деревню к родственникам, но с удовольствием отдыхают в областях Центрального макрорегиона. Кроме того, расширились виды туризма, который предпочитают жители России. Помимо культурно-познавательного и досугового туризма, активно развиваются следующие виды туризма: религиозный, деловой, шо-пинговый, промышленный, творческий, социальный, гастрономический и агротуризм. Выделены основные преимущества отдыха в Центральном макрорегионе: в нем присутствуют почти все виды туризма, имеется огромное количество достопримечательностей для разных возрастных категорий жителей России, развита инфраструктура Центрального макрорегиона, достаточное количество объектов для размещения, питания и лечения туристов, комфортный климат весть год для туристических поездок и финансовая доступность отдыха. Проведено авторское исследование активности отдыха жителей Ивановской области в Центральном макрорегионе, которое показало, что большинство опрошенных жителей города планируют поездку в отпуск и с удовольствием отдыхают в областях центрального макрорегиона. Проведен анализ туристической привлекательности областей Центрального макрорегиона и выявлено, что в настоящее время туристический потенциал не доиспользован. Отмечено, что развитие внутреннего туризма является приоритетом направлением в России и рассмотрены действующие государственные программы и проекты по развитию внутреннего туризма «Развитие туристической инфраструктуры», «Повышение доступности туристических продуктов» и «Совершенствование управления в сфере туризма», "Туризм и индустрия гостеприимства". Реализация данных проектов позволяет получать льготные кредиты на строительство туристических отелей и благоустройство инфраструктур, выдавать гранты предпринимательским инициативам на развитие туризма в регионе и пользоваться жителям России туристическим кешбэком. Авторами даны рекомендации по развитию туризма в Центральном макрорегионе, к которым относиться: развитие маркетинг территории, реализация программ по познаванию территории России с детства и включение их в школьную учебную программу, что позволит привить интерес к разным видам туризма и даст потенциал к стремлению школьников увидеть достопримечательности областей центрального региона своими глазами, попробовать разные виды туризма; развитие школьного туризма и студенческого туризма; эффективное направление взаимодействия государства и бизнеса - государственно-частное партнерство; использование самых разных формы участия государства в обеспечении и поддержки сферы услуг.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие региона, туристический потенциал, Центральный макрорегион, стратегический подход.

TOURISM POTENTIAL OF THE CENTRAL MACROREGION: CURRENT TRENDS AND OPPORTUNITIES

N.S. Rychikhina, O.O. Korobova

Natalya S. Rychikhina* (ORCID 0000-0001-9872-424X), Olga O. Korobova (ORCID 0000-0002-64200568)

Ivanovo State University, Ermaka street, 39, Ivanovo, 153000, Russia E-mail: richihina@mail.ru*, olga-korobova@list.ru

The importance of tourism development in the Central macro-region of Russia is actualized. The development of domestic tourism in the Central macroregion will increase the contribution of the tourism industry to the region's economy, create new jobs for the population in cities and settlements, and attract investments to the region. In addition, an important task of the domestic tourism development is to instill the love of the inhabitants of the country to know the territory of Russia. It is highlighted that the Central macroregion has a significant tourist potential, which is based on attractions and cultural objects. It has been revealed that recently residents of Russia have been paying attention to organizing their holidays on vacation and on weekends and prefer not only trips to the sea or to the village to relatives, but they are happy to rest in the regions of the Central macroregion. In addition, the types of tourism preferred by residents of Russia have expanded. In addition to cultural, educational and leisure tourism, the following types of tourism are actively developing: religious, business, shopping, industrial, creative, social, gastronomic and agrotourism. The main advantages of recreation in the Central macroregion are highlighted: almost all types of tourism are present in it, there are a huge number of attractions for different age categories of Russian residents, the infrastructure of the Central macroregion is developed, a sufficient number of facilities for accommodation, food and treatment of tourists, a comfortable climate all year round for tourist trips and financial accessibility of recreation. An author's study of the recreation activity of residents of the Ivanovo region in the Central macroregion was conducted, which showed that most of the surveyed residents of the city are planning a vacation trip and are happy to rest in the regions of the central macroregion. The article analyzes the external factors that affect the management system of the development of the service sector in the region. The analysis of the tourist attractiveness of the regions of the Central macroregion was carried out and it was revealed that at present the tourist potential is not fully utilized. It was noted that the development of domestic tourism is a priority direction in Russia and the current state programs and projects for the development of domestic tourism "Development of tourist infrastructure", "Increasing the availability of tourist products" and "Improving management in the field of tourism ", "Tourism and the hospitality industry " were considered. The implementation of these projects makes it possible to receive preferential loans for the construction of tourist hotels and infrastructure improvement, to issue grants to entrepreneurial initiatives for the development of tourism in the region and to use tourist cashback for residents of Russia. The authors have given recommendations for the development of tourism in the Central macroregion, which include: the development of the marketing of the territory, the implementation of programs to explore the territory of Russia from childhood and their inclusion in the school curriculum, which will instill interest in different types of tourism and will give the potential to the desire of schoolchildren to see the sights of the regions of the central region with their own eyes, try different types of tourism; development of school tourism and student tourism; effective direction of interaction between the state and business -public-private partnership; the use of a variety of forms of state participation in the provision and support of the service sector.

Keywords: socio-economic development of the region, tourism potential, Central macroregion, strategic approach.

Для цитирования:

Рычихина Н.С., Коробова О.О. Туристический потенциал центрального макрорегиона: современные тенденции и возможности. Известия высших учебных заведений. Серия «Экономика, финансы и управление производством» [Ивэкофин]. 2022. №03(53). С.89-100. DOI: 10.6060/ivecofin.2022533.618

For citation:

Rychikhina N.S., Korobova O.O. Tourism potential of the central macroregion: current trends and opportunities. Ivecofm. 2022. N 03(53). c.89-100. DOI: 10.6060/ivecofin.2022533.618 (in Russian)

ВВЕДЕНИЕ

Последнее десятилетие жители России уделяют огромное внимание своему отдыху в отпуск и в выходные дни. Отдых у большинства россиян уже стал ассоциироваться не только с поездкой на море или в деревню к бабушке с дедушкой, но и с познанием новых туристических маршрутов, исторических достопримечательностей, архитектурных построек, посещением музеев, зоопарков, аквапарков, изучением образа жизни других городов и населенных пунктов. Центральный макрорегион, включающий Брянскую область, Владимирскую область, Ивановскую область, Калужскую область, Костромскую область, Московскую область и Москву, Орловскую область, Рязанскую область, Смоленскую область, Тверскую область, Тульскую область, Ярославскую область, представляет для туристов огромный интерес. В каждой из этих областей есть города и населенные пункты, обладающие своей историей развития, культурой, знаковыми событиями. Туристов привлекает в этих областях церкви и храмы, архитектура, уникальные природные объекты, санатории и пансионаты, парки, кухня, художественные и народные промыслы и прочие достопримечательности [1]. Есть внутри Центрального макрорегиона города-герои (Тула, Москва, Смоленск) и города трудовой доблести (например, Иваново). Именно в Центральном макрорегионе активно развиты все виды туризма: культурно-познавательный, детский, религиозный и паломничество, активный, промышленный, агротуризм, творческий, шопинговый, деловой, гастрономический и социальный туризм.

АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

Отдых в Центральном макрорегине имеет свои преимущества и колоссальный туристический потенциал [2; 3]. Выделим основные достоинства отдыха в областях Центрального макрорегина:

- туристам предоставляется очень насыщенная программа, которая учитывает интересы разных категорий отдыхающих (активный туризм, детский, культурно-познавательный, агротуризм, религиозный туризм и прочее);

- развитая инфраструктура центрального макрорегиона;

- достаточное количество объектов для размещения и питания туристов;

- комфортный климат весть год для туристических поездок в регион;

- развитый туристический сайт и портал у каждой области, входящей в центральный макрорегион, на котором можно ознакомиться со всеми достопримечательностями, культурными особенностями данного региона, историей его развития, интерактивной картой с местом нахождения культурных объектов и возможными способами как до них добраться;

- финансовая доступность отдыха;

- маршрутная доступность отдыха;

- представляет интерес для всех возрастных групп и пр.

В настоящее время в каждой из областей, входящих в Центральный макрорегион, проделана огромная работа по развитию и формированию туристической привлекательности своей территории. Развитие внутреннего туризма в Центральном макрорегионе позволяет:

- повысить вклад туристической отрасли в экономику региона [4],

- создать в данных областях новые рабочие места для населения,

- повысить уровень жизни в регионе,

- способствовать социально-экономическому развитию региона,

- привлечь в регион инвестиции,

- сохранить культурные ценности данной области для следующего поколения,

- развивать любовь у жителей к познаванию территорий России и др.

На основании данных Федерального агентства по туризму [5] авторами были выделены основные достопримечательности Центрального макрорегиона по областям (табл.1), которые представляют интерес для туристов: Брянский государственный объединенный краеведческий музей (Брянская область), Рождественский собор в Суздале, Спасский мужской монастырь (Владимирская область), Плесский государственный ис-торико-архитектурный и художественный музей-заповедник, Государственный музей палехского искусства (Ивановская область), Национальный парк "Мещерский", Рязанский Кремль (Рязанская область), Государственный мемориальный и природный заповедник "Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна", Государственный военно-исторический и природный заповедник "Куликово поле" (Тульская область), Музей Мыши, Озеро Неро (Ярославская область), Монастырь Нилова Пустынь (Тверская область), Объединенный мемориальный музей Ю.А. Гагарина (Смоленская область), Государственный литературно-мемо-

риальный музей-заповедник А.П. Чехова в Мелихово (Московская область), Сабуровская крепость, Музей-заповедник И.С. Тургенева «Спас-ское-Лутовиново» (Орловская область) и другие.

Источник: составлено автороми на основании [5-16] Source: compiled by the author based on [5-16]

Особый интерес вызывает анализ туристической привлекательности областей Центрального макрорегиона. Журнал «Отдых в России» совместно с центром информационных коммуникаций «Рейтинг» ежегодно составляет рейтинг туристической привлекательности российских регионов. Рассмотрим результаты данного рейтинга за 2021 г. Возглавил рейтинг Краснодарский край. А вот области Центрального макрорегиона имеют разрозненные позиции (табл. 2). Московская область и Москва занимают 2 и 3 место соответственно в данном рейтинге

Как мы видим из табл. 1, каждая из областей Центрального макрорегиона имеет свои туристические достопримечательности, которые формируют ее туристическую привлекательность.

туристической привлекательности [17]. Во вторую десятку областей по туристической привлекательности вошли Ярославская область 22 место, Тверская область 24 место, Тульская область 26 место, Владимирская - 27 место. На более низких позициях по туристической привлекательности в данном рейтинге находится Калужская область - 30 место, Рязанская область - 43 место. Ивановская область и Брянская область вошли в пятую десятку областей по туристической привлекательности. Это не высокие показатели для Ивановской область и Брянской обла-

Таблица 1. Туристические достопримечательности Центрального макрорегиона Table 1. Tourist attractions of the Central macroregion

Брянская область Владимирская область Ивановская область

• Брянский государственный объединенный краеведческий музей • Брянский литературный музей • Брянский областной художественный музейно-выставочный центр • Тихвинская церковь • Литературно-мемориальный музей А.К. Толстого и др. • Золотые ворота (в списке ЮНЕСКО) • Успенский собор (в списке ЮНЕСКО) • Дмитриевский собор (в списке ЮНЕСКО) • Рождественский собор в Суздале (в списке ЮНЕСКО) • Палаты Андрея Боголюбского (в списке ЮНЕСКО) и др. • Ансамбль Входо-Иерусалимского собора • Варваринская церковь • Троицко-Успенский собор • Никольский Тихонов Лухов-ский мужской монастырь • Ивановский государственный историко-краеведческий музей им. Д.Г. Бурылина и др.

Калужская область Костромская область Орловская область

• Государственный музей ис- тории космонавтики • Дом-музей Паустовского в Тарусе • Оптина пустынь • Военно-исторический музей «Зайцева Гора» • Ипатьевский монастырь • Пожарная каланча Костромы • Беседка Островского • Музей деревянного зодчества в Костроме • Терем Снегурочки в Костроме и др. • Национальный парк • "Орловское полесье" • Музей-заповедник И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново" • Государственный литературный музей И.С. Тургенева

Рязанская область Смоленская область Тульская область

• Рязанский Кремль • "Старая Рязань" • Государственный музей-заповедник С.А. Есенина • Мемориальный музей-усадьба академика И.П. Павлова • Рязанский областной художе- ственный музей и др. • Национальный парк • "Смоленское Поозерье" • Детский экологический лагерь "Лесная республика" • Минеральный источник • "Святой колодец" • Городище древнего Вержавска и др. • Государственный мемориальный и природный заповедник "Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна" • Государственный военно-исторический и природный заповедник "Куликово поле" • Тульский кремль и др.

Тверская область Ярославская область Московская область

• Исток реки Волга • Монастырь Нилова Пустынь • Церковь Рождества Богородицы • Трехлучевая симметрия за- стройки г. Твери • Музей Тверского быта и др. • Исторический центр Ярославля • Ростовский Кремль • Угличский Кремль • Рыбинский музей-заповедник • Ростовско-Ярославский архитектурно-художественный музей- заповедник и др. • Свято-Троицкая Сергиева лавра • Ново-Иерусалимский монастырь • Иосифо-Волоцкий Успенский монастырь • Николо-Угрешский монастырь • Коломенский кремль и др.

сти. Как мы ранее показывали в табл. 1 эти области имеют много интересных достопримечательностей, но рейтинг учитывает помимо имеющихся достопримечательностей целый комплекс показателей, таких как количество объектов размещения и число размещавшихся в них туристов, а также вклад туризма в ВРП, количество заведений общепита и турфирм, доходность туризма и гостеприимства, уровень преступности в субъектах. Именно поэтому каждая из областей должна оценивать свой туристический потенциал и своевременно внедрять успешные практики

На региональном уровне в Центральном макрорегионе в этом плане ведётся активная работа. Так, по состоянию на 2020 г. Липецкая область явилась автором проекта «Анализ цифрового следа туриста», а Владимирская область - это регион, который успешно перенял и внедрил практику у себя. Тульская область разработала «Глэмпинг Зеленая Тропа», а Московская область успешно переняла полученный опыт [5]. Успешные практики, внедренные субъектами Центрального макрорегиона Российской Федерации в 2020 г представлены в табл. 3.

других регионов в свою работу.

Таблица 2. Рейтинг туристической привлекательности областей Центрального макрорегиона на 2021 г. Table 2. Rating of tourist attractiveness of the regions of the Сentral macroregion for 2021

Номер Субъект Центрального Баллы туристической Место в рейтинге

по порядку макрорегиона привлекательности

1 Московская область 119,8 2

2 Город федерального значения Москва 118,3 3

3 Ярославская область 87,8 22

4 Тверская область 85,6 24

5 Тульская область 79,4 26

6 Владимирская область 77,8 27

7 Калужская область 66,5 39

8 Рязанская область 64,4 43

9 Ивановская область 56,9 50

10 Брянская область 54,4 55

Таблица 3. Успешные практики, внедренные субъектами Центрального макрорегиона

Российской Федерации в 2020 г. Table 3. Successful practices implemented by the subjects of the Central microregion of the Russian

Federation in 2020

Название практики Регион автора Регион, внедривший практику (или находившийся в процессе внедрения практики)

Анализ цифрового следа туриста Липецкая область Владимирская область

Глэмпинг Зеленая Тропа Тульская область Московская область

Сертификаты на отдых и оздоровление детей-инвалидов Новгородская область Рекомендуется к внедрению в областях Центрального

макрорегиона

Практическое руководство по созданию креативного кластера г. Москва Ивановская область

Организация промышленного туризма в регионах Российской Федерации Самарская область Смоленская область

Маркированные маршруты RuTrail Республика Башкортостан, Ленинградская область, Республика Бурятия, Московская область, Республика Крым Рязанская область

Составлено автором по данным анализа практик платформы «Смартека», внедренных и внедряющихся субъектами Российской Федерации при поддержке Агентства стратегических инициатив в сфере туризма в 2020 г [5]. Compiled by the author based on the analysis of the Smartekplatform practices implemented and being implemented by the constituent entities of the Russian Federation with the support of the Agency for Strategic Initiatives in Tourism in 2020 [5].

Ивановская область - одна из составляющих частей Золотого кольца России. На ее территории находится множество древних памятников культуры и истории. Туризм в Ивановской области сделает интересным и познавательным посещение старинного города Плеса, который расположен на реке Волга, а также других городов Верхнего Поволжья: Кинешмы, Юрьевца и поселка Палеха - родины известной во всем ми-

много веков эта земля славится своим искусством ткачества, удивительным искусством [18]. Самую большую долю гостиничного бизнеса г. Иваново занимают крупные гостиницы с большим номерным фондом и широким спектром услуг [19]. Наиболее распространенные стратегии, применяемые гостиницами города Иваново в основные этапы развития гостиничного сервиса в Ивановской области, представлены в табл. 4.

ре русской лаковой миниатюры. Кроме того, уже

Таблица 4. Этапы развития гостиничного сервиса г. Иваново Table 4. Stages of hotel development service in Ivanovo

Этап Стратегия Цели стратегии Возможности/Риски/Последствия

1 Этап. 2005 -2009 гг. Стратегия дифференциации Разработка ряда существенных особенностей продукта, призванных отличить его от товаров конкурентов. Индивидуализация продукта или услуги организации от тех, которые предлагают в данной отрасли конкуренты. Индивидуализация гостиничной услуги - принятие различных форм (имидж, торговая марка, новые технологии, особые условия покупателям). Индивидуализация требует исследований и разработок и устойчивого сбыта. Потенциальный риск - выпуск аналогов, инициированных конкурентами, которые разрушат конкурентное преимущество, добытое компанией.

2 Этап. 2010 -2012 гг. Стратегия роста (стратегия спада как составляющая интенсивного роста и интеграционного роста). Соответствует наступательному духу гостиничного бизнеса, характерного для деятельности существующих и вновь открывающихся гостиниц. Ориентация на расширение операций, рост доли компаний на рынке, увеличение сбыта, рост прибыли. Интенсивный рост (большая доля гостиниц г. Иваново) - агрессивный маркетинг: захват новых позиций, модернизация товаров, совершенствование методов сбыта и сервиса и т.д. Интеграционный рост (купные гостиницы г. Иваново) - установление контроля над партнерами, клиентами, конкурентами в целенаправленном воздействии на их поведение. Сокращение номерного фонда ГК г. Иваново (закрытие гостиницы «Центральная» -2010 г.)

3 Этап. 2013 г. -по настоящее время Стратегия интеграции Предполагает расширение гостиничного комплекса путем добавления новых структур. Увеличение рыночной доли путем предоставления дополнительных услуг, в том числе создание бизнесцентров, специализированных ресторанов, оздоровительных и косметических центров, игорных заведений, предприятий торговли. Открытие в г. Иваново Отеля «Русский Манчестер «BestWestem»» (2013 г.) - гарантия высокого уровня сервиса и качества номерного фонда (глобальные стандарты).

Составлено авторами на основании [19] Source: compiled by the author based on [19]

Стратегии, применяемые ивановскими гостиницами, в основном, направлены на завоевание рыночной доли, совершенствование гостиничного продукта и его дифференциацию, повышение потребительского спроса за счет взаимодействия цена-качество, продвижения торговой марки, внедрения новых форм управления, включая франчайзинг и контракты на управление. Эти стратегии, вероятно, являются наиболее перспективными для развития гостиничной отрасли в Центральном макрорегионе [19].

В мае 2022 г. авторами было проведено исследование активности отдыха жителей Ивановской области в областях центрального феде-94

рального округа. Исследование проводилось путем анкетирования. Всего в опросе приняло участие 210 респондентов, из которых 62% составляли студенты и школьники, 34% работающие, 3% пенсионеры и 2% безработные граждане (рис. 1). Анкетирование показало, что 83% респондентов планируют поездку в отпуск (рис. 2). Это достаточно высокий результат. 43,4% опрошенных планируют отдых в ЦФО, 24,5% запланировали поездку на юг (рис. 3). Большинство респондентов, идущих в отпуск, хотят его провести с семьей (45,3% респондентов) или с друзьями (41,5% респондентов). Наиболее наглядно эта информация представлена на рис. 4. 34% отве-

чающих планирует совершить поездку на автомобиле, 28,3% хотят отправиться в поездку на поезде, 19,4% - предпочитают на самолете и 9,4% - на автобусе (рис. 5). Все это конечно же зависит от направления поездки, пожеланий и возможностей респондентов.

Анкетирование показало, что жители Ивановской области активно путешествуют по центральному макрорегиону (рис. 7). Большинство опрошенных уже были в Москве и Московской области (69,8%), Ярославской области -22,6%, Владимирской области - 18,9%, Костромской области - 15,1%, Белгородской области - 5,7%, Тульской области - 7,5%, Тверской области - 7,5%, Смоленской области - 5,7%, Рязанской области - 5,7%, Орловской области -1,9%, Калужской области - 1,9%. Это не очень высокие результаты, потому что данные области имеют много достопримечательностей, которые, конечно же стоит посетить. Исследование показало, что 20,8% респондентов активно путешествуют внутри самой Ивановской области. И это не удивительно, так как в Ивановской области очень много культурных достопримечательностей, санаториев, музеев (табл.1).

На вопрос: «В какую область Центрального федерального округа Вы бы хотели съездить?», жители Ивановской области ответили следующим образом: 69,8% с удовольствием съездили бы в Москву и Московскую область, 47,2% в Ярославскую область, 37,7% в Костромскую область, 35,8% во Владимирскую

r

62,144.

У

i F

область, 3,8% респондентов ответили, что в Брянскую область, 5,8% пожелали отправится в Белгородскую область, 1,9% - в Калужскую, также 1,9% опрошенных хотят попутешествовать в Орловскую область, 3,9% респондентов с удовольствием бы посетили Рязанскую область, 11,3% респондентов посмотрели бы достопримечательности в Тверской области, 7,5% - хотят съездить в Тульскую область (рис. 6). Большинство отдыхающих 54,7% планирует снять квартиру или комнату, остановится в хостеле, 22,6% остановиться у родственников или друзей и только 13,2% в пансионате или санатории. На вопрос: «Чем Вас привлекает отдых в Центральном федеральном округе?», респонденты ответили следующим образом: 62,3% респондентов ответили, что туристическими достопримечательностями, 37,7% выбрали ответ -близостью к дому, 37,7% респондентов поставили галочку за недорогую стоимость отдыха, 24,5% - указали, что климатом и 9,4%- лечением и оздоровлением.

Исследование показало, что большинство опрошенных жителей города планируют поездку в отпуск, они с удовольствием отдыхают в областях центрального макрорегиона. Жители города Иванова предпочитают отдыхать с семьей или друзьями, и добираться до места отдыха всевозможными видами транспорта. Кроме того, жители города и в дальнейшем планируют отдыхать в центральном макрорегионе и совершать внут-реииие туристические поездки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

# работником

# студентом или школьником пенсионером

# безработным

Рисунок 1. Ответ респондентов на вопрос: «Кем Вы являетесь?» Figure 1. Respondents' answers to the question: «Who are you?»

Рисунок 2. Ответ респондентов на вопрос: «Планируете ли Вы поездку в отпуске?» Figure 2. Respondents' answers to the question: «Are you planning a vacation trip?»

Рисунок 3. Ответ респондентов на вопрос: «Куда Вы планируете поехать в отпуск?» Figure 3. Respondents' answers to the question: «Where are you planning to travel on vacation?»

Рисунок.4. Ответ респондентов на вопрос: «С кем Вы планируете провести Ваш отпуск?» Figure 4. Respondents' answers to the question: «Who are you planning to spend your vacation with?»

Рисунок 5. Ответ респондентов на вопрос: «На чем Вы планируете совершить Вашу поездку?» Figure 5. Respondents' answers to the question: «What are you planning to use for your trip?»

Белгородскую область Брянскую область Владимирскую область Воронежскую область Ивановскую область Калужскую область Костромскую область Курскую область Липецкую область Москву и Московскую обла...

Орловскую область Рязанскую область Смоленскую область Тамбовскую область Тверскую область Тульскую область Ярославскую область

Ш-.3 (5,7 %) 1-2 [3,8 %)

3 10 (18,9%)

■-Э (5,7 %)

— m 11 [20.8 %)

■■1 (1,3 %)

1—8 [15,1 %) -3 (5,7 %}

I—2 [3,8 %)

I 37(69,8%)

-1 (1,9 %) И-3 (5,7 %) ШЛ-г (5,7 %) 1-2 [3,8 %) ^■-4(7,5%) 1-4 (7.5%)

_ _ ^ 12 (22,6 Щ

0 10 20 30 40

Рисунок 6. Ответ респондентов на вопрос: «В какую область Центрального федерального округа Вы бы хотели съездить?» Figure 6. Respondents' answers to the question: «What area of the Central Federal District would you like to travel?»

Рисунок 7. Ответ респондентов на вопрос: «В какой области ЦФО Вы уже отдыхали?» Figure 7. Respondents' answers to the question: «In what area of the Central Federal District have you already vacationed?»

Рисунок 8. Ответ респондентов на вопрос: «Чем Вас привлекает отдых в Центральном федеральном округе?» Figure 8. Respondents' answers to the question: «What attracts you to vacationing in the Central Federal District?»

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

На систему управления развитием сферы услуг регионов влияют следующие внешние факторы: политико-правовые, безопасность путешествий, экономические и финансовые, культурные, инфраструктурно-коммуникационные, демографические, развитие ресторанно-гостиничного бизнеса, новые и новейшие технологии [20; 21; 22; 23]. Проблемами анализа факторов, влияющих на динамику функционирования туристической отрасли и поиском новых методов развития туризма, занимаются как отечественные ученые Е.А. Чухнина [18], Н А. Рубцова [24], С.К. Волков [25], так и зарубежные - Д.А. Бессараб, Л.В. Штефан [26] Хар-рис Годфри, Кац Кеннет [27], К. Купер, Д. Флет-чер., Д. Гильберт [28] и другие. Комплексный подход к учету факторов позволяет своевременно разрабатывать и внедрять новые программы и проекты в туристической сфере.

За последние два года в России в области развития внутреннего туризма была проделана огромная работа на государственном и региональном уровнях. Туристическая отрасль нуждалась в структурных преобразованиях и модернизации [29]. Разработка и реализация новой госпрограмма «Развитие туризма» позволило вывести туристиче-

скую отрасль в России на новый этап жизненного цикла [30; 31]. Огромную роль в развитии внутреннего туризма сыграло появление интернет-порталов, туристических чатов, официальных туристических сайтов городов России с интерактивными картами [32]. Коронавирус СОУГО-19 и накаленная политическая ситуация тоже способствовали развитию именно внутреннего туризма [24]. В настоящее время развитие внутреннего туризма является для России приоритетом, и действующая с 2021 г. госпрограмма «Развитие туризма» уже дает свой результат [33]. На реализацию данной программы планируется выделить 724 млрд руб. Это значимые цифры. Данное финансирование идет на реализацию трех федеральных проектов: «Развитие туристической инфраструктуры», «Повышение доступности туристических продуктов» и «Совершенствование управления в сфере туризма». Кроме того, в настоящее время в России реализуется еще один национальный проект 'Туризм и индустрия гостеприимства". Реализация данных проектов позволяет: - получать льготные кредиты на строительство туристических отелей, благоустройство инфраструктуры. Так, планируется, что за счёт льготных кредитов по всей стране должно появиться уже

свыше 19,5 тыс. номеров (и это только до 2024 г.). Здесь огромную работу проделывают Минстрой России и корпорация "Туризм.РФ";

- выдавать гранты предпринимательским инициативам на развитие туризма в регионе. Только за 2021 г. гранты получили 452 проекта. В планах государства поддержать не менее 2,5 тыс. предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего туризма. Все это способствует не только улучшению туристической инфраструктуры, но и развитию малого и среднего бизнеса в регионах [29];

- осуществлять туристический кешбэк за счет субсидирования поездок по России государством. В рамках этой Программы российские туристы могут оплатить путешествие картой «Мир» и получить кешбэк 20% от его стоимости. Это первый опыт в данной отрасли и им уже воспользовались сотни российских семей.

Реализация данных мер позволит увеличить количество путешествий в центральный макрорегион, создать новые рабочие места, повысить вклад туристической отрасли в экономику макрорегиона, сохранить и развить традиции областей, входящих в макрорегион, сделать их туристически привлекательными. Однако авторами хотелось бы предложить свои рекомендации, которые в дальнейшем могли бы дополнить перечень мероприятий в реализующихся программах и проекта по развитию туризма.

Рекомендации по развитию туризма в Центральном макрорегионе:

- развивать маркетинг территории. История развития областей центрального макрорегиона, их достопримечательности, распространенные в регионе виды туризма должны быть не только на их официальном сайте или на сайте Федерального агентства по туризму, данная информация должна рекламироваться в интернете, по телевизору, радио. Многие жители России даже среднего возраста не знают про достопримечательности Брянской области, Калужской области, Орловской области и других областей центрального макрорегиона. Маркетинг территории позволит позиционировать центральный макрорегион как привлекательный для активного туризма, паломнического туризма, детского туризма, социального и пр. [34]. Особое внимание должно уделяться формированию туристического мышления как новой парадигме территориального развития для российских регионов [35];

- развивать любовь к познаванию территории России с детства. Для этого следует включить в школьную учебную программу материал по историческим, культурным достопримечательностям областей Центрального макрорегиона. На официальных сайтах областей центрального макрорегиона есть информация о достопримечательностях и видах туризма, развитого в том или ином регионе. Но школьники это не знают. Введение отдельного курса или раздела в рамках уроков позволит привить

интерес к разным видам туризма и даст потенциал к стремлению школьников увидеть достопримечательности областей центрального региона своими глазами, попробовать разные виды туризма;

- уделять внимание туризму детей школьного возраста классом. Причем тут важно, чтобы не сами родители искали и бронировали автобусы для поездки, снимали гостиницы детям, выбирали достопримечательности. Очень важно, в рамках разработки программы школьного туризма сформировать уже полностью готовые туры по центральному макрорегиону для классов и школьников разных возрастов в соответствии с их потребностями. Если школьникам младших классов будет интересен развлекательный туризм, зоопарк, аквапарк, то в старших классах следует уделить внимание образовательному туризму, когда мы везем класс в другой регион, чтобы познакомить будущих абитуриентов с вузами и колледжами данной области. Эти туристические пакеты для школьников разных возрастов должны быть продуманы департаментом образования и национальным агентством по туризму, при чем они должны быть доступны школьникам и их родителям финансово (программа кешбэка хорошо работает для семейной поездки, но для привития любви школьников к познанию территории и туризму ее недостаточно). Данные пакеты туров должны быть разработаны под регионы с учетом дальности поездки (школьники младших классов могут съездить на три дня, а для старшеклассников можно предложить и более продолжительные туры);

- уделять внимание туризму студентов средних и высших учебных заведений. В советские времена при многих институтах были свои базы отдыха для студентов. Данная практика почти разрушена, а нового для данной возрастной категории не предложено. Студенты имеют невысокие стипендии. И предлагать для них программу кешбэка также не совсем резонно. Для них следует формировать бюджетные туры для групп и спускать данные туры в институты, университеты и колледжи. Подобные поездки расширят кругозор ребят, позволят приучить их к активному отдыху, дадут им много знаний по истории, культурным достопримечательностям центрального макрорегиона, а также сплотят ребят в группе. Рекомендуется также организовывать эти туры в летние и зимние каникулы, подбирая пакеты туристических программ в зависимости от направления работы учебного заведения, а также просто для отдыха детей данной возрастной категории.

Статья выполнена по гранту ИвГУ № 2022-06-02 «Социально-экономическое развитие Московского макрорегиона: территориально-пространственный аспект».

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflict of interest.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рычихина Н.С. Использование кластерного подхода при разработке стратегии развития туризма в средних и малых городах. Региональная экономика: теория и практика. 2013. №15, С.54-59.

2. Демьяненко А.Е. Потенциал экономического развития регионов в аспекте социальных характеристик и производительности живого труда. Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2020. №1 (61). С.50-64.

3. Орлов Е.В., Круглова А.А. Определение приоритетных направлений развития Костромской области на основании анализа ее географических, исторических и экономических особенностей. Известия высших учебных заведений. Серия «Экономика, финансы и управление производством» [Ивэкофин]. 2020. № 3(45). С.24-41.

4. Берендеева А.Б, Рычихина Н.С., Коробова О.О. Безопасность жизнедеятельности в моногородах: отечественный и зарубежный опыт. Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2020. №1 (61). С.14-26.

5. Федеральное агентство по туризму. https://tourism.gov.ru/ tourists/regiony/.

6. Объекты историко-культурного наследия Брянской области. http://turizm-bryansk.ru.

7. Официальный туристический портал Владимирской области. http ://vladimirtravel.ru.

8. Главный туристический портал Ивановской области. https://visit-ivanovoobl.ru.

9. Туристический портал Калужской области. https://visit-kaluga.ru.

10. Туристско-информационный центр Костромской области. https://kostromatravel.ru.

11. Орел Визит. https://visit-orel.ru.

12. Туризм и отдых в Рязанской области. https://ryazan-tourism.ru.

13. Смоленск. https://crt67.ru.

14. Официальный туристический портал Тульской области. https://visittula.com.

15. Туристический портал Тверской области. https://welcometver.ru.

16. Ярославия - туристический портал. https://visit-yaroslavia.ru.

17. Сафиуллин А. Вышел рейтинг туристической привлекательности регионов за 2021 год. https://rtournews.ru/tour-news/vyshel-rejting-turisticheskoj-privlekatelnosti-regionov-rf-za-2021 -god.html.

18. Чухнина Е.А., Коробова О.О. Тенденции развития туризма и гостеприимства в Ивановском регионе. В сб. «Региональная экономика и потребительский рынок: современное состояние и тенденции развития» н.-пр. конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов ИФ РЭУ им. Г.В. Плеханова в рамках Межрегион. форума "Перспективы развития регионального потребительского рынка". 2016. Иваново: АО "Информатика". С. 109-111.

19. Коробова О.О. Стратегические направления развития гостиничного сервиса города Иваново. В сб. «Региональная экономика и потребительский рынок: современное состояние и тенденции развития» н.-пр. конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов ИФ РЭУ им. Г.В. Плеханова в рамках Межрегион. форума "Перспективы развития регионального потребительского рынка". 2016. Иваново: АО "Информатика". С. 136-140.

20. Чухнина Е.А., Коробова О.О. Анализ внешних факторов, оказывающих влияние на систему управления развитием сферы услуг. В сб. «Региональная экономика и потребительский рынок: современное состояние и тенденции развития» н.-пр. конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов ИФ РЭУ им. Г.В. Плеханова в рамках в рамках Второго межрегион. экономического форума с международным участием "Плехановская весна". Иваново. 2017. С. 26-31.

REFERENCES

1. Rychikhina N.S. The use of cluster approach in the development of tourism development strategy in medium and small cities. Regional economy: theory and practice. 2013. N15. P. 54-59. (in Russian).

2. Demyanenko A.E. The potential of economic development of regions in the aspect of social characteristics and productivity of living labor. Modern high-tech technologies. Regional application. 2020. N1 (61). P.50-64. (in Russian).

3. Orlov E.V., Kruglova A.A. Definition of priority directions of development of the Kostroma region based on the analysis of its geographical, historical, and economic features. Iveco-fin. 2020. N 3(45). P.24-41. (in Russian).

4. Berendeeva A.B., Rychikhina N.S., Korobova O.O. Life safety in single-industry towns: domestic and foreign experience. Modern high-tech technologies. Regional application. 2020. N1 (61). P.14-26. (in Russian).

5. Federal Agency for Tourism. https://tourism.gov.ru/tourists/ regiony/. (in Russian).

6. Objects of historical and cultural heritage of the Bryansk region. http://turizm-bryansk.ru. (in Russian).

7. The official tourist portal of the Vladimir region. http://vladimirtravel.ru. (in Russian).

8. The main tourist portal of the Ivanovo region. https://visit-ivanovoobl.ru. (in Russian).

9. Tourist portal of the Kaluga region. https://visit-kaluga.ru. (in Russian).

10. Tourist information Center of the Kostroma region. https://kostromatravel.ru. (in Russian).

11. Orel Visit. https://visit-orel.ru. (in Russian).

12. Tourism and recreation in the Ryazan region. https://ryazantourism.ru. (in Russian).

13. Smolensk. https://crt67.ru. (in Russian).

14. The official tourist portal of the Tula region. https://visittula.com. (in Russian).

15. Tourist portal of the Tver region. https://welcometver.ru. (in Russian).

16. Yaroslavia - tourist portal. https://visityaroslavia.ru. (in Russian).

17. SafiuUin A. The rating of the tourist attractiveness of the regions for 2021 has been released. https://rtournews.ru/tour-news/vyshel-rejting-turisticheskoj-privlekatelnosti-regionov-rf-za-2021-god.html. (in Russian).

18. Chukhnina E.A., Korobova O.O. Trends in the development of tourism and hospitality in the Ivanovo region. Materials of the scientific and practical conference of teachers, graduate students, undergraduates of the Ivanovo branch of the PR^ «Regional economy and consumer market: current state and development trends», within the framework of the Interregional Forum «Prospects for the development of the regional consumer market». 2016. Ivanovo: Informatics. P. 109-111. (in Russian).

19. Korobova O.O. Strategic directions of development of the hotel service of the city of Ivanovo. Materials of the scientific and practical conference of teachers, graduate students, undergraduates of the Ivanovo branch of the PRUЕ «Regional economy and consumer market: current state and development trends», within the framework of the Interregional Forum «Prospects for the development of the regional consumer market». 2016. Ivanovo: Informatics. P. 136-140. (in Russian).

20. Chukhnina E.A., Korobova O.O. Analysis of external factors influencing the management system of the development of the service sector. Materials of the scientific and practical conference of teachers, graduate students, undergraduates of the Ivanovo branch of the PRUЕ «Regional economy and consumer market: current state and development trends», within the framework of the Second Interregional Economic Forum with international participation "Plekhanov Spring". Ivanovo. 2017. P. 26-31. (in Russian).

21. Коробова О.О. Государственно-частное партнерство в сфере производства продуктов традиционной народной культуры. Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2014. № 2 (40). С. 59.

22. Коробова О.О., Берендеева А.Б. Культура и культурное пространство региона: традиции, инновации: научн. изд. Иваново: ИвГУ. 2016. 228 с.

23. Коробова О.О. Программно-целевой метод в управлении экономическим и социальным развитием регионов. В сб. «Социологические чтения: социальные тренды современности» II Всерос. н.-пр. конференции. - Новосибирск: НГУЭУ "НИНХ". 2020. С. 20-24.

24. Рубцова Н.А. Пандемия СОУГО-19 как импульс развития внутреннего туризма в России: проблемы и перспективы. Известия высших учебных заведений. Серия «Экономика, финансы и управление производством» [Ивэко-фин]. 2021. № 3(49). С.88-95.

25. Волков С.К. «Туристическое мышление» как новая парадигма территориального развития для российских регионов. Известия высших учебных заведений. Серия «Экономика, финансы и управление производством» [Ивэкофин]. 2017. № 3(33). С.38-41.

26. Бессараб Д.А., Штефан Л.В., Бессараб И.Н. Экологический туризм в зарубежной Европе: пособие для студентов вузов. Минск: ТетраСистемс, Тетралит. 2013. 304 с.

27. Харрис Годфри, Кеннет М. Кац Стимулирование международного туризма в XXI веке. М.: Финансы и статистика. 2000. 237 с.

28. Купер К., Флетчер Д., Гильберт Д. Экономика туризма: теория и практика. СПб.: Омега. 1998. 200 с.

29. Развитие туризма. Портал госпрограмм РФ. https://pro-grams.gov.ru/Portal/programs/passport/55.

30. Ильченко А.Н., Рычихина Н.С. Управление реструктуризацией отрасли на основе системного анализа «жизненного цикла». Экономика и предпринимательство. 2013. №10(39). С.167-171.

31. Рычихина Н.С. Инновационная модель управления «жизненным циклом» экономической системы посредством реструктуризации. Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2015. №1(41). С.98-101.

32. Рычихина Н.С. Большие данные и искусственный интеллект как основа реализации региональных цифровых проектов. В сб. «Наука о данных»Межд. н.-пр. конференции. СПб.: СПбГЭУ. 2020. С.264-265.

33. Чумаков М.В., Елизарова А.А, Берендеева А.Б. Анализ эффективности и рисков в реализации государственных программ, проектов, стратегий в регионах России. Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2022. №2 (66). С.65-75.

34. Рычихина Н.С. Поддержка малого бизнеса как инструмент управления социально-экономическим развитием муниципальных образований. Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2013. №2 (34). С.85-90.

35. Рычихина Н.С. О роли кластеров в стабилизации экономики малых городов. Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 6. С.45-49.

21. Korobova O.O. Public-private partnership in the production of traditional folk culture products. Modern high-tech technologies. Regional application 2014. N 2 (40). P. 59. (in Russian).

22. Korobova O.O., Berendeeva A.B. Culture and cultural space of the region: traditions, innovations: scientific ed. Ivanovo: Ivan. state University, 2016. 228 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Korobova O.O. Program-target method in the management of economic and social development of regions. Materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference «Sociological readings: social trends of modernity». Novosibirsk: NSUEM. 2020. P. 20-24. (in Russian).

24. Rubtsova N.A. The COVID-19 pandemic as an impetus for the development of domestic tourism in Russia: problems and prospects. Ivecofin. 2021. N 3(49). P.88-95. (in Russian).

25. Volkov S.K. "Tourist thinking" as a new paradigm of territorial development for Russian regions. Ivecofin. 2017. N3(33). P.38-41. (in Russian).

26. Bessarab D.A., Stefan L.V., Bessarab I.N. Ecological tourism in foreign Europe: a handbook for university students. Minsk: TetraSystems, Tetralit. 2013. 304 p. (in Russian).

27. Harris Godfrey, Kenneth М. Katz Stimulating international tourism in the XXI century. Moscow: Finance and statistics. 2000. 237 p.

28. Cooper K., Fletcher D., Gilbert D. Tourism Economics: Theory and Practice. St. Petersburg: Omega. 1998. 200 p. (in Russian).

29. Development of tourism. Portal of state programs of the Russian Federation. https://programs.gov.ru/Portal/programs/ passport/55. (in Russian).

30. Ilchenko A.N., Rychikhina N.S. Management of industry restructuring based on a system analysis of the "life cycle". Economics and entrepreneurship. 2013. N 10(39). P. 167-171. (in Russian).

31. Rychikhina N.S. Innovative management model of the "life cycle" of the economic system through restructuring. Modern high-tech technologies. Regional application. 2015. N1(41). P.98-101. (in Russian).

32. Rychikhina N.S. Big data and artificial intelligence as the basis for the implementation of regional digital projects. Materials of the international scientific and practical conference «Data Science». Saint Petersburg: SPBU. 2020. P.264-265. (in Russian).

33. Chumakov M.V., Elizarova A.A., Berendeeva A.B. Analysis of efficiency and risks in the implementation of state programs, projects, strategies in the regions of Russia. Modern high-tech technologies. Regional application. 2022. N2 (66). P.65-75. (in Russian).

34. Rychikhina N.S. Small business support as a tool for managing the socio-economic development of municipalities. Modern high-tech technologies. Regional application. 2013. N 2 (34). P.85-90. (in Russian).

35. Rychikhina N.S. On the role of clusters in stabilizing the economy of small towns. Regional economics: theory and practice. 2012. N6. P.45-49. (in Russian).

Поступила в редакцию 28.07.2022 Принята к опубликованию 11.08.2022

Received 28.076.2022 Accepted 11.08.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.