Научная статья на тему 'Туристический бизнес Таиланда: новые вызовы и прогнозы'

Туристический бизнес Таиланда: новые вызовы и прогнозы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1965
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС / TOURIST BUSINESS / ТАИЛАНД / THAILAND / КАЧЕСТВО ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ / QUALITY OF TOURIST SERVICES / НОВЫЕ ВЫЗОВЫ / NEW CHALLENGES / ПРОГНОЗЫ / FORECASTS / УСТОЙЧИВЫЙ ТУРИЗМ / SUSTAINABLE TOURISM / ИНКЛЮЗИВНЫЙ ТУРИЗМ / INCLUSIVE TOURISM / АССОЦИАЦИЯ ГОСУДАРСТВ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ (АСЕАН) / ASSOCIATION OF SOUTHEAST ASIAN NATIONS (ASEAN) / ТРАНСГРАНИЧНЫЙ ТУРИЗМ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / REGIONAL TOURISM / TRANS-BOUNDARY TOURISM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бочкарева Наталья Владимировна

Индустрия туризма в Таиланде одна из самых активно развивающихся отраслей экономики. В 2017 г. страну посетило 35 млн иностранных туристов. Годовой доход Таиланда от туризма составил 1,81 трлн бат. Доля туризма в ВВП государства превышает 9%, а туристическая отрасль обеспечивает работой почти 6 млн тайцев1. Эти рекордные показатели достигаются благодаря созданию новейших маркетинговых концепций и инструментов, развитию инноваций и успешной реализации государственной и региональной политики в области туристического бизнеса. Министерство и управление туризма Таиланда ставят новую цель увеличить число иностранных туристов до 40 миллионов в течение следующих 5 лет. Очевидно, что туристическая отрасль страны встретится с новыми вызовами, к которым нужно быть готовым уже сейчас.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THAILAND''S TOURISM BUSINESS: NEW CHALLENGES AND FORECASTS

The tourism industry in Thailand is one of the most actively developing sectors of the economy. In 2017, 35 million foreign tourists visited the country. Thailand's annual income from tourism was 1.81 trillion baths. The share of tourism in the state's GDP exceeds 9%, and the tourist industry employs about 6 million Thais. These record figures are achieved through the creation of new marketing concepts and tools, development of innovations and successful implementation of state and regional policy in the field of tourism business. Today The Thailand Ministry of Tourism and Tourism Service are targeted at increasing the number of foreign tourists to 40 million over the next 5 years. It is obvious that the country's tourism industry will face new challenges, and it should be ready for them right now.

Текст научной работы на тему «Туристический бизнес Таиланда: новые вызовы и прогнозы»

УДК 338.4

DOI: 10.18101/2304-4446-2018-2-12-19

ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС ТАИЛАНДА: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ПРОГНОЗЫ

© Бочкарева Наталья Владимировна

старший преподаватель,

Дальневосточный федеральный университет Россия, 690091, Приморский край, о. Русский E-mail: bochkarevanataly@gmail. com

Индустрия туризма в Таиланде — одна из самых активно развивающихся отраслей экономики. В 2017 г. страну посетило 35 млн иностранных туристов. Годовой доход Таиланда от туризма составил 1,81 трлн бат. Доля туризма в ВВП государства превышает 9%, а туристическая отрасль обеспечивает работой почти 6 млн тайцев1. Эти рекордные показатели достигаются благодаря созданию новейших маркетинговых концепций и инструментов, развитию инноваций и успешной реализации государственной и региональной политики в области туристического бизнеса. Министерство и управление туризма Таиланда ставят новую цель — увеличить число иностранных туристов до 40 миллионов в течение следующих 5 лет. Очевидно, что туристическая отрасль страны встретится с новыми вызовами, к которым нужно быть готовым уже сейчас. Ключевые слова: туристический бизнес; Таиланд; качество туристических услуг; новые вызовы; прогнозы; устойчивый туризм; инклюзивный туризм; Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН); трансграничный туризм; региональный туризм.

Турпоток в Страну улыбок увеличивается каждый год. По данным Министерства туризма и спорта Таиланда, за 2017 г. было зафиксировано 35 млн иностранных туристов. Это на 9% больше, чем за 2016 г. Годовой доход от туризма составил 53 млрд долларов, или 1,81 трлн бат (то есть более 3 трлн р.). Таким высоким достижением могут гордиться все члены туристической отрасли Таиланда. Министерство и Управление по туризму страны прогнозируют 37,2-37,9 млн посетителей, которые приедут в Таиланд в 2018 г. Ожидается, что иностранные туристы в этом году принесут 2,12-2,16 трлн бат2.

Министр спорта и туризма Таиланда Вирасак Ковсурат сообщил, что министерство дебютировало с новой туристической компанией на 2018 г. — «Откройте новые оттенки Таиланда» ("Open new shades of Thailand"). Компания была создана для продвижения уникальных особенностей страны и гостеприимства тайцев, приветствуя посетителей со всего мира [1].

1 The world in numbers. The World in 2018 // The Economist. 2018. January. P. 116-120.

2 Focus on quality urged for tourism // Bangkok Post. National business. 2017. December. P. 5.

В первую очередь власти Таиланда требуют пересмотреть фундаментальные основы туризма, сосредоточить внимание на качестве туризма с целью дальнейшего поддержания туристической отрасли.

Для создания тайских основ туризма в 2018 г. необходимы активные стратегии, поскольку власти продолжают свои усилия, чтобы превратить страну в качественное туристическое направление [2]. Министр туризма и спорта, а также Управление по туризму Таиланда переместили фокус внимания с количества на качество туризма.

Поднят важный вопрос: как изменить репутацию страны дешевого туризма?

В попытке улучшить туристическую отрасль Вирасак Ковсурат, министр туризма и спорта Таиланда, пообещал реформировать основы туризма страны, сказав, что вскоре организуется новый комитет, который будет решать проблемы отрасли и работать со всеми государственными структурами, чтобы улучшить логистику, транспорт, а также аэропорты и общественные туалеты.

Министерство будет поддерживать бизнес-операторов в развитии и использовании онлайн-платформ для продвижения туристических продуктов, новейшие маркетинговые инструменты, удовлетворяя современные потребности туристов. Так, например, в Таиланде набирает популярность онлайн-площадка Airbnb для размещения, поиска и краткосрочной аренды жилья по всему миру. В 2017 г. прибыло более 1,15 млн Airbnb-гостей, что на 67% больше, чем 2016 г.1 Интернет-рынок жилья Airbnb показывает, что популярность Таиланда среди международных путешественников не показывает признаков замедления, поскольку люди во всем мире продолжают искать уникальный и аутентичный опыт в этой стране.

Организация также планирует попросить предпринимателей создать локальные туристические продукты, выставить их на продажу и тем самым привлечь посетителей в свои сообщества.

Вирасак Ковсурат, недавно встретившись с бизнес-лидерами туристической отрасли, объявил, что он намерен сделать улучшение в трех областях в 2018 г. Его приоритетом является составление списка достопримечательностей, которые ослабевают по популярности или нуждаются в обновлении по всей стране. Он будет рассматривать, какой импульс им можно будет придать.

Другим приоритетом является улучшение кадровой политики в стране, как отметил министр, люди нуждаются в лучшем понимании политики туристической индустрии. Для облегчения этой проблемы министерство будет активно работать с образовательными учреждениями, предлагая создать различные тренинги, а также учебные программы, специально предназначенные для туристической отрасли.

1 Thais spread their wings in travel, Airbnb finds // The Nation. Business. 2018. January. Р. 3.

13

Еще одним приоритетом является создание туристического органа (Tourism Clinic), который будет предоставлять консультационные услуги для бизнес-организаций и предпринимателей1.

Юттхасак Супхасон, глава Туристического управления Таиланда, заявил, что в феврале 2018 г. открылся новый офис в городе Торонто в Канаде и планируется открыть 4-5 маркетинговых представительств в Китае к пяти уже имеющимся.

«Китай является важным рынком для тайского туризма. Мы будем тщательно работать с китайскими властями с целью улучшения качества туристических продуктов, наряду с ослаблением проблем от туров "с нулевым долларом", которые в течение многих лет преобладали в тайском туризме», — отметил господин Юттхасак.

Этот шаг является важной частью мер по улучшению китайского рынка, который должен оставаться крупнейшим для международных прибытий. Ожидается, что посетители из Китая достигнут 12 млн ежегодно в следующие 2-3 года.

Управление туризма также планирует открыть свои первые офисы в Южной Америке в ответ на быстрый рост посетителей из этого региона, особенно из Бразилии, Чили и Колумбии.

Иттхирин Кхинглаки, президент Туристического совета Таиланда, утверждает, что индустрия туризма, безусловно, будет расти, и настоятельно призывает правительство улучшить инфраструктуру туризма, включая главные аэропорты страны Пхукет, Краби, Чиангмай, предлагая посетителям лучшие удобства и услуги, которые будут справляться с увеличением числа внутренних и международных путешественников.

Международные аэропорты Таиланда по-прежнему сталкиваются с проблемами перегрузок, вызывая длительные очереди на иммиграционных стойках.

Многие туристы из Китая и Индии не хотят долго ждать (более 10 дней) получение визы дома, а подавая на визу по прибытии, попадают в длинную очередь, так как существует нехватка иммиграционных офицеров.

Туристический совет Таиланда также призвал власти улучшить все виды транспорта и доступность информации о них на сайтах. Это касается не только воздушных и наземных сообщений между столицей и провинциями, но и достопримечательностей в отдаленных районах.

Совет порекомендовал правительству и бизнес-организациям инвестировать в IT-технологии и онлайн-платформы, обеспечивая туристам путешествия в режиме реального времени, так как многие иностранные путешественники пользуются мобильными приложениями на телефоне. В то время, когда многие страны Юго-Восточной Азии наращивают усилия, чтобы привлечь больше туристов, Таиланд будет оставаться популярным направлением для иностранных путешественников благодаря множеству предлагаемых достопримечательностей.

1 Focus on quality urged for tourism // Bangkok Post. National business. 2017. December. P. 5.

14

Организация международной гражданской авиации Таиланда в октябре 2017 г. предупредила о том, что воздушные сообщения в Таиланд максимально выросли и будут расти.

Национальные туристические организации и частный сектор начали маркетинговые кампании и мероприятия по стимулированию поездок как внутри страны, так и на международном уровне.

Всемирный совет по путешествиям и туризму сообщил, что азиатские города станут авангардом роста туризма в течение 10 следующих лет. На подъеме будут такие города, как Чунцин, Гуанчжоу, Шанхай, Пекин, Манила, Куала-Лумпур, Джакарта.

Со среднегодовым приростом в 5,8% Азиатско-Тихоокеанский регион опережает средний мировой темп роста в 4%, где китайский рынок играет огромную роль. Выездной рынок Китая является ключевым для городов в регионе, таких как Токио и Бангкок1.

Внутренний туризм Таиланда не cможет зафиксировать впечатляющий рост в течение первого квартала 2018 г., прогнозируется снижение на 4,6% в годовом исчислении.

Ассоциация тайских отелей подтвердила, что гостиничный сектор будет продолжать работать над продвижением и усилением туристических услуг. В то время как Ассоциация отелей ставит перед собой целью постоянный рост туристов, необходимо решить некоторые проблемы, касающиеся, например, нелегальных или незарегистрированных отелей [3]. Ассоциация тайских отелей и частный сектор призвали правительство бороться с незаконными операциями в гостиницах для улучшения индустрии туризма и гостеприимства.

Министерство туризма и спорта Таиланда борется с нелегальными туристическими агентствами на территории страны. Для решения этой проблемы был создан специальный комитет при министерстве. Туристические агентства, зарегистрированные на подставных тайских граждан, подрывают репутацию туристического бизнеса в Таиланде. Министерство проводит инспекцию подозрительных туристических агентств, предлагающих необоснованно дешевые поездки туристам из Китая. В таких агентствах, как правило, работают нелегалы и нередко встречаются поддельные документы о регистрации.

Управление по туризму Таиланда (ТАТ) в 2018 г. вышло на рынок с концепцией продвижения направления «Open to the New Shades of Thailand» («Откройте новые оттенки Таиланда»), которая будет основана на новом сегментарном подходе: поляризация туристической отрасли и четкое разделение бизнеса на работающий в премиальном сегменте и занимающийся массовым туризмом. К 2020 г. отрасли придется научиться одинаково хорошо работать с этими двумя группами отдыхающих.

В рамках новой компании министерство стремится проникнуть в некоторые новые сегменты, такие как спорт, гастрономия, морские круизы, свадь-

1 Focus on quality urged for tourism // Bangkok Post. National business. 2017. December. P. 5.

15

ба и медовый месяц, медицинские и оздоровительные процедуры. Женщины, семьи и молодые люди тоже будут в центре внимания.

Министерство и Управление по туризму Таиланда ставят своей целью увеличение числа иностранных туристов до 40 миллионов в течение следующих 4-5 лет. Общий доход от туризма, внутреннего и международного, увеличится с 2,7 трлн бат в 2017 г. до 3 трлн бат в 2018 г.

Главным и крупнейшим рынком для страны остается Китай, за ним следует Россия и Малайзия. В 2018 г. отраслевые доходы страны должны увеличиться на 8%. Это выполнимо благодаря переходу на новую концепцию продвижения направления на мировых рынках. Упор делается на популяризацию аутентичных путешествий по стране, знакомство с его национальными традициями, кухней и культурой [4]. Таиланд намерен взять политику на удлинение туристического сезона. Ставка на круглогодичность - еще одна отправная точка новой концепции1.

Таиланд также пытается убедить соседние страны начать свои собственные туристические кампании или организовать большие события для привлечения как туристов, так и новых инвесторов, генерируя больше доходов и обеспечивая толчок региональной экономике.

В декабре 2017 г. Лаос представил свою кампанию «Посетите Лаос в 2018» ("Visit Laos Year 2018"), желая увеличить число въезжающих туристов с 3,9 млн в 2016 г. до 5 млн в 2018 г. Лаосские власти будут работать с государственным и частным секторами в Таиланде с целью продвижения и развития трансграничного туризма, инфраструктуры и культурных маршрутов между Луангпхабангом и Вьентьяном с севером и северо-востоком Таиланда, так же как и с Мьянмой и югом Китая.

В ноябре 2017 г. Камбоджа организовала бизнес-форум для компаний, операторов и экспертов отрасли в Сиемреапе «Камбоджа: туристический рынок — 2017» («Cambodia Travel Mart 2017»). Это событие привлекло 500 компаний и агентств. В течение первых четырех месяцев 2017 г. 1,91 миллиона иностранных туристов посетили Камбоджу, за тот же период в 2016 г. — 1,71. Страна привлекла 5,5 миллионов иностранных посетителей в 2017 г., 5 миллионов в 2016 г.2

Между тем Сингапурский туристический совет запустил свою собственную кампанию «Страсть стала возможной» ("Passion Made Possible"), которая призвана помочь предпринимателям Сингапура расширить свой бизнес за рубежом. Сингапурский туристический совет сообщил, что в 2017 г. прибытие в страну выросло на 4%, но средняя стоимость номера в гостинице снизилась на 2,8%, и доход от гостиничного номера снизился на 1,3% по сравнению с тем же периодом в 2016 г.

Туристические министерства и бизнес-лидеры из Юго-Восточной Азии готовы сотрудничать для ускоренного устойчивого развития туризма в регионе, объявляя АСЕАН единым туристическим направлением. Министр

1 Новости Таиланда: информационный портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.thailand-news.ru (дата обращения: 20.01.2018).

2 Key outbound tourism markets in South-East Asia // World Tourism Organization and Tourism Australia. Madrid, Spain, 2013. 178 p.

спорта и туризма Таиланда Вирасак Ковсурат принял участие в 37-м туристическом форуме, который прошел в городе Чиангмае (Таиланд) 21-27 января 2018 г. Более 2000 участников из туристического и смежных бизнесов из стран АСЕАН приняли участие в форуме, включая министров, глав и лидеров туристических организаций и бизнеса. Пхонгпэнью Светарундра, постоянный секретарь туризма и спорта, отметил, что это событие свидетельствует об устойчивом развитии туризма, что туристический потенциал Таиланда основывается на сотрудничестве, ускоренном и стабильном развитии туризма в регионе. Предлагая АСЕАН как единое направление, регион привлекает еще больше туристов со всего мира. Туристический форум АСЕАН являет собой значительную платформу для сотрудничества не только для Таиланда и стран АСЕАН, а также для партнеров, таких как Китай, Япония, Корея, Россия и Индия.

Форум стал площадкой для диалогов между партнерами, для встреч продавцов АСЕАН и покупателей из Европы, Америки и Азии, для конференции и выставок. Популярная туристическая ярмарка Travel Exchange Trade Fair прошла параллельно с форумом. Форум также стал интегральным этапом в поиске дальнейших путей сотрудничества для усиления развития инклюзивного туризма в регионе.

Было выделено несколько ключевых направлений для сотрудничества, такие как гастрономический туризм, морские круизы и коллективный туризм. Согласно туристическому стратегическому плану АСЕАН, форум подчеркнул важность дальнейшего продвижения устойчивого и инклюзивного туризма для региона. Это соответствует компании международной туристической организации «Международный год развития устойчивого туризма» и компании Туристического управления Таиланда «Удивительный Таиланд — 2018». Ежегодный туристический форум АСЕАН впервые прошел в Малайзии в 1981 г. По соглашению стран АСЕАН он проходит поочередно в каждой стране в алфавитном порядке. Таиланд принимал гостей форума семь раз: в 1981, 1985, 1990, 1995, 2000, 2008 и 2018 гг.1

Руководитель Федерального агентства по туризму России Олег Сафонов принял участие в туристическом форуме Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), возглавив российскую делегацию на консультациях по туризму. Основная тема форума была обозначена как «АСЕАН — непрерывная взаимосвязь и беспрерывное процветание». 24 января 2018 г. глава Ростуризма Олег Сафонов и министр туризма и спорта Таиланда Ви-расак Ковсурат подписали Программу совместных действий в области туризма на период 2018-2020 гг., которая нацелена на увеличение совместных туристических потоков и обеспечение безопасности путешественников. В ходе консультации была подписана двусторонняя программа обмена специалистами в области туризма. Программа предусматривает обучение в

1 Key outbound tourism markets in South-East Asia // World Tourism Organization and Tourism Australia. Madrid, Spain, 2013. 178 p.

России тайских коллег гостеприимству и русскому языку. Кроме этого, 2 февраля в Таиланде открылся Русский туристический клуб1.

Королевство Таиланд является одним из самых популярных направлений среди россиян в сфере выездного туризма. Число наших соотечественников, посетивших Таиланд за 9 месяцев 2017 г., возросло на 26% и достигло 706 тысяч туристов2.

В мае 2017 г. министр спорта и туризма Таиланда Вирасак Ковсурат в откровенной беседе признал, что «краткосрочная прибыль слишком часто была движущей силой в индустрии туризма»3. Баланс должен быть найден в трех направлениях: достопримечательности должны быть сохранены, доходы от туризма должны распределяться равномерно по всей стране и окружающая среда должна оставаться неизменной. Однако министр явно дала понять, что правительство может достичь всех этих целей даже при сохранении ежегодно возрастающего числа иностранных туристов.

В целях развития и стимулирования устойчивого туризма власти Таиланда намерены найти правильный баланс, осуществляя следующую политику:

1. Регулярно оценивать пропускные способности и воздействие на окружающую среду популярных туристических объектов.

2. Ограничивать число посетителей и размер туристических групп на популярных туристических объектах в часы пик.

3. Стимулировать и уменьшать налоговые льготы для гостиниц и операторов, инвестирующих в энергоэффективность или рынки с недостаточным уровнем обслуживания.

4. Давать более тесные консультации заинтересованным сторонам в туризме, чтобы они знали, где они поступают на законных основаниях, а где нет.

5. Избегать выступлений, которые дают негативную рекламу и бросают тень на туристический сектор.

6. Стимулировать тайские стартапы, которые используют мировые новейшие технологии и ведут вперед туристический рынок.

7. Создать Институт туризма, который готовил бы туристических гидов и другие кадры отрасли.

8. Тренировать местных гидов, чтобы они лучше взаимодействовали с иностранными туристами, пересмотреть трудовое законодательство с целью, чтобы иностранные гиды работали в стране легально и становились более внимательными к местному образу жизни.

9. Запустить партнерские отношения между государственными и частными секторами, которые способствуют устойчивому управлению и совершенствованию туристических зон.

10. Более тесно сотрудничать с АСЕАН по ряду связанных с туризмом вопросов.

1 Новости Таиланда: информационный портал [Электронный ресурс]. URL: http: //www.thailand-news.ru (дата обращения: 20.01.2018).

2 Московский офис: информационный портал Туристического управления Таиланда [Электронный ресурс]. URL: http: //www.tourismthailand.ru (дата обращения: 20.01.18).

3 Thailand's sustainable business guide. How to future proof your business in the name of a better world // EDM books. Bangkok, 2017. 333 p.

11. Ускорить развитие инфраструктуры отрасли, чтобы повысить качество туристических услуг.

Литература

1. Сергачев В. Таиланд знакомит с thainess // Турбизнес. 2014. № 6. URL: http://www. tourbus. ru/article/2606.html (дата обращения: 20.01.2018).

2. Шольц Р. Таиланд: путеводитель. М.: АЯКС-ПРЕСС, 2013. 108 с.

3. Cornwel-Smith P., Jorn Goss. Very Thai: Every day Popular Culture // River books. Bangkok, 2013. P. 320.

4. Mick Shippen, M. Enchanting Tailand // Asia books. Bangkok, 2013. 80 p.

THAILAND'S TOURISM BUSINESS: NEW CHALLENGES AND FORECASTS

Natalya V. Bochkareva Far Eastern Federal University 8 Sukhanova St., Vladivostok 690950, Russia E-mail: [email protected]

The tourism industry in Thailand is one of the most actively developing sectors of the economy. In 2017, 35 million foreign tourists visited the country. Thailand's annual income from tourism was 1.81 trillion baths. The share of tourism in the state's GDP exceeds 9%, and the tourist industry employs about 6 million Thais. These record figures are achieved through the creation of new marketing concepts and tools, development of innovations and successful implementation of state and regional policy in the field of tourism business. Today The Thailand Ministry of Tourism and Tourism Service are targeted at increasing the number of foreign tourists to 40 million over the next 5 years. It is obvious that the country's tourism industry will face new challenges, and it should be ready for them right now.

Keywords: tourist business; Thailand; the quality of tourist services; new challenges; forecasts; sustainable tourism; inclusive tourism; The Association of Southeast Asian Nations (ASEAN); trans-boundary tourism; regional tourism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.