Научная статья на тему 'ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА: СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ'

ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА: СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

134
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА: СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

ВТО и риски рыбной отрасли РФ

За пять лет до 2017 г., согласно условиям вступления России в ВТО, будут снижены ввозные пошлины на рыбопродукцию с 10% до 3%. Часть внутреннего рынка в этой ситуации будет подвергаться давлению со стороны импортеров. Прежде всего это коснется семги и сельди норвежского производства, на которые и так приходится значительная доля российского рыбного импорта.

Пока еще не согласована с ВТО и льгота по уплате ставки сбора за пользование ВБР. Льгота эта в России составляет 15% от норматива, но с точки зрения ВТО она имеет признаки налоговой субсидии. Существует два пути решения: либо отменить, что доставит массу финансовых проблем рыбодобывающим предприятиям (потери оцениваются в 4 млрд руб.), либо внести льготу в список разрешенных субсидий. Но проблема в том, что список субсидий уже оговорен, и изменения законодательства необходимо обсуждать с ВТО, даже в той части, которая относится к снижению административных барьеров.

Другая проблема в связи с вступлением России в ВТО — это система регулирования в части санитарно-ветеринарных требований. В соответствии с правилами ВТО элементами системы санитарного контроля являются специальный юридический документ (санитарный сертификат) и специальная процедура исследования процессов производства продукции (анализ рисков). С 15 февраля 2015 г. системы производственного контроля ХАССП должны быть на всех предприятиях пищевой промышленности стран Таможенного союза. На сегодня у большинства предприятий таких систем нет, а отсутствие соответствующих документов дает крупнейшим импортерам возможность настаивать на отмене российских санитарно-ветеринарных требований, которые их не устраивают (например по проценту содержанию глазури).

ЛИТЕРАТУРА

1. Справка о правовых и экономических аспектах введения в Российской Федерации "квот под киль". URL: http://www.fishnews.ru/rubric/ofitsialno/4742 (дата обращения: 22.05.2012).

2. Материалы общего собрания Ассоциации добытчиков минтая от 24 марта 2009 г., г. Москва. URL: http://www.pollock.ru/rus/info/documents/ (дата обращения: 23.05.2012).

3. Титова Г.Д. Биоэкономические проблемы рыболовства в зонах национальной юрисдикции. СПб., 2006. 368 с.

ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА: СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ

А.И. Тодоров*

Российский Дальний Восток (РДВ) в силу объективных причин обделен по отношению к западным районам России архитектурными и другими культурными достопримечательностями. Однако при этом считается, что он обладает уникальными природными объектами, способными обеспечить спрос как иностранного туриста, так и российского.

Динамика статистических данных относительно подтверждает эту гипотезу. Так, по данным департамента международного сотрудничества и туризма, в 2011 г.[1]:

* Тодоров Аркадий Иванович — соискатель степени кандидата экономических наук, г. Владивосток. E-mail: kmm2008@bk.ru.

♦ в Приморский край въехало на 14 643 человек больше, чем в 2010 г., и почти на 30 тыс. человек больше, чем в 2009 г.;

♦ на островной Сахалинской области рост объема туристических услуг составил 11,3% к 2010 г.;

♦ в не самой богатой ресурсами для отдыха Амурской области число людей, воспользовавшихся услугами туристических компаний, выросло на 3,6%.

Особенностью регионального туристического рынка является слабый уровень его развития, что проявляется в том, что весомая доля туристических компаний сосредоточена в сегменте выездного туризма, порождая тем довольно высокий уровень конкуренции. Так, в Якутии 87% туроператоров занимаются в основном выездным туризмом. Даже в Хабаровском крае, в котором туристическая активность относительно остальных территорий Дальнего Востока довольно высока, доля компаний, работающих в сегменте въездного туризма, составляет менее 10%. В Приморском крае из 237 туроргани-заций в 2011 г. въездным международным туризмом занимаются около 6%.

В целом по региону в рамках Программы "Дальний Восток и Забайкалье" статистика туристических посещений представлена в табл. 1. В 2010 г. количество выехавших из территорий Дальнего Востока и Забайкалья туристов превысило количество туристов, въехавших из других стран, в 9 раз (количество выехавших российских туристов составляет 1,35 млн человек, въехавших иностранных туристов — 0,14 млн человек). Похожая ситуация сложилась и в целом по России: из страны с целью туризма выехало 12,6 млн человек, а въехало — 2,1 млн человек.

Таблица 1

Туристические потоки регионов российского Дальнего Востока и Забайкалья,

тыс. человек

Потоки 2006 2007 2008 2009 2010

Выезд российских туристов за рубеж из регионов Дальнего Востока и Забайкалья 1296 1642 2033 1048 1351

Въезд иностранных туристов в регионы Дальнего Востока и Забайкалья 191 154 148 132 142

Объем реализованных платных туристских услуг составил 13,5 млрд рублей (включая услуги гостиниц и аналогичных средств размещения, санаторно-оздоровительные и туристские услуги). Реализация туристских услуг составила почти 4 млрд рублей, что на 15% выше уровня 2009 г. [2]. Ведущие позиции занимают: Приморский край — 22% (3 млрд рублей), Хабаровский край — 19% (2,5 млрд рублей) и Сахалинская область — 18% (2,4 млрд рублей). Доля Амурской области, Республики Бурятия и Республики Саха (Якутия) в среднем по 10%, Забайкальского края и Камчатского края — по 5,5%.

Приоритетным направлением в выездном туризме остается Китай. Его доля в суммарном объеме выезда российских туристов за рубеж составила в 2010 г. около 90% (1,2 млн человек), что на 23% выше уровня 2009 г. Далее предпочтения были отданы Таиланду и Республике Корея (по 3%), Японии и странам Европы — по 1%. Причем количество выезжающих в Таиланд увеличилось в 2,2 раза (до 41,5 тыс. человек), в Республику Корея — в 1,4 раза (до 41,8 тыс. человек).

В 2010 г., как и в предыдущем году, наибольшее число туристов выехало из Приморского края, его доля составила 36% (487 тыс. человек), из Забайкальского края 26% (347), Хабаровского края — 22% (300 тыс. человек). На 10% снизилось число туристов из Камчатского края.

Повышение числа выехавших российских туристов за рубеж отмечено в ЕАО — на 65% (58 тыс. человек), Хабаровском крае — на 23% (300 тыс. человек) и Приморском крае — на 20% (487 тыс. человек).

По количеству принявших иностранных туристов на первом месте в 2010 г. был Приморский край — 48% (67 тыс. человек), на втором месте — Республика Бурятия — 14%, затем Хабаровский край и Амурская область — по 12%.

В общем объеме въезда иностранных туристов на первом месте Китай — 53% (76 тыс. человек), Япония — 10%, Республика Корея — 9%. Увеличился поток туристов из Республики Корея — на 40%, при снижении потока туристов из стран Европы — на 29%.

Региональные программы развития туризма на Дальнем Востоке в качестве приоритетных направлений предусматривают развитие въездного и внутреннего туризма. А в этой связи существенна проблема дорог. Более того, сложности передвижения по необустроенным территориям не только создают неудобства, но и ведут к значительному удорожанию туров. Проблему возможностей развития въездного и внутреннего туризма более подробно рассмотрим с анализа потенциала Приморского края, одной из ведущих в туристическом комплексе РДВ территорий.

Приморский край, обладая определенным туристическим потенциалом, в настоящее время имеет сравнительно неразвитую туристическую инфраструктуру. Материальная база туризма нуждается в существенной модернизации. Пока туризм в регионе развивается как коммерческий с уклоном торгового придатка экономики. Причины такой тенденции заключаются в том, что туризм в целом еще не становится познавательным, спортивным, интеллектуальным видом жизнедеятельности общества. Практически не имеют возможности заниматься туризмом такие социальные группы, как молодежь, большинство школьников и студентов, люди пожилого возраста, малообеспеченные семьи. Слаборазвитая инфраструктура туризма не позволяет существенно увеличить развитие иностранного туризма и привлечение туристов в Приморский край из других регионов России. Поэтому если в системе мирового хозяйства к концу XX в. индустрия туризма стала приоритетным направлением развития экономик развитых и развивающихся стран, то в Приморском крае, также как и в России в целом, основные показатели уровня развития туризма составляют 1,5—2% (в 3—5 раз ниже общемировых).

Интересны также причинно-следственные связи изменения динамики туристических поездок. В этой связи рассмотрим более подробно географию поездок российских граждан за пределы РФ, табл. 2.

Таблица 2

Выезд российских туристов за рубеж по основным странам [3], тыс. человек

Страны 2007 2008 2009 2010 2010 к 2007, %

Всего 709,8 897,7 218,3 301,3 42,4

в том числе в:

Китай 680,2 869,9 197,1 268,7 39,5

Японию 9,9 6,2 0,3 0,6 6,0

Таиланд 2,2 1, 7 3,3 18,3 8,3 раза

США, включая Гавайские

острова 0,1 0,6 0,2 0,3 3,0 раза

Анализ табл. 2 показывает, что до экономического кризиса успехи выездного туризма Приморского края связаны в основном с Китаем и затем — с Японией. Мощные туристические потоки в Китай через Приморский край были обусловлены в основном торговой деятельностью (так называемыми "челноками"). При этом и части жителей Хабаровского края (южных районов) удобнее было посещать КНР через пункты перехода Приморья. Второе место по въездам в страну граждан России занимала Япония, что также является следствием торговой деятельности — поездки за подержанными автомобилями. Если исключить из общих потоков поездки в Китай и Японию, то доля туристических посещений всех других стран составит незначительные проценты.

Существенно снизился поток российских туристов в азиатские страны с 2009 г. С одной стороны, повлиял финансовый кризис, с другой — постепенный переход к цивилизованной торговле, ограничению китайских рынков в регионах РДВ и т.п. Взамен увеличился поток выездов российских туристов в Таиланд в 8,3 раза, в основном в целях отдыха. Китайское направление по-прежнему остается приоритетным, но с видоизменением причинных факторов. На ведущие место выходят истинно туристические ценности КНР, деловые поездки в силу роста интеграционных связей с Китаем и увеличения внешнеэкономической деятельности, а также поездки, связанные с выездом на лечение.

Несмотря на декларирование в программных документах по развитию внутреннего туризма, его доля невысока. В Приморском крае она составила в 2009 г. 1,3%, в 2010 г. — 1,8%. Причем по сравнению с соседним Хабаровским краем она многократно ниже. Это свидетельствует о более разнообразном и, следовательно, более качественном туризме жителей Хабаровского края. Значительная доля по меркам восточных районов России внутреннего туризма Хабаровского края во многом объясняется стремлением его жителей провести летние отпуска за пределами региона, в частности в Приморском крае. Поэтому в летние месяцы большие потоки жителей Хабаровского края, особенно Севера региона, устремляются на морские побережья Приморья.

Следует отметить, что в настоящее время, в связи с финансовыми трудностями основного населения как жителей России в целом, так и жителей ДВФО, сменились ценностные критерии рекреационного спроса населения. В регионе стал активно развиваться нерегулируемый туризм по личным предпочтениям, так называемым индивидуальным маршрутам.

К сожалению, как уже было отмечено, теряют интерес к районам российского Дальнего Востока иностранные туристы. Если в 90-х годах соотношение въездного туризма к выездному туризму составляло 1 к 5, и это расценивалось как неприятный и весомый дисбаланс, то в 2007—2008 гг. данное соотношение составило: для Приморского края — 1 к 24, для Хабаровского края — 1 к 11. В 2010 г. эти соотношения составили: для Приморского края — 1 к 7, для Хабаровского края — 1 к 17.

Стоимостные показатели, которыми обычно оперируют турфирмы, это в основном стоимость реализованных туристических путевок в регионе, включая все направления. Доходы от пребывания иностранных туристов на территории рассматриваемых регионов могут быть оценены лишь ориентировочно. По оценкам экспертов, они в Приморском крае варьируются от 500 долл./туриста. Для сравнения, согласно данным всемирной туристической организации (ВТО), они составляют в расчете на 1 туриста: США — 1200 долл., Республика Корея — 1010, Япония — 1700, Таиланд — 1000, Китай — около 250 долл.

На фоне далеко не радужных успехов туристической отрасли Приморского края рассмотрим реальные перспективы ее развития в будущем.

Рекреационно-туристический потенциал края, как и любого другого региона, необходимо рассматривать с позиций системного анализа, т.е. в совокупности всех наиболее значимых факторов, которые можно представить в виде трех групп: природно-ресурсных, экономических и социальных, которые могут иметь совершенно разноплановую направленность.

Природно-ресурсные факторы характеризуют регион по наличию рекреационно-туристических ресурсов, климатическим условиям, геологическим характеристикам (сейсмичность, гористость и т.п.), наличию красивых естественных ландшафтов и т.д.

Экономические факторы отражают транспортные тарифы, стоимость инфраструктурных услуг, финансовые возможности потенциальных рекреантов и финансовую доступность объектов туризма и т.д.

Социальные факторы проявляются через реальную возможность улучшить здоровье, жизненный тонус, социально-культурные условия, сформировавшиеся в регионах, личные предпочтения и интересы.

По оценкам экспертов, природный рекреационно-туристический потенциал Приморского края значительно выше, чем в среднем по России (наиболее благоприятные для рекреации территории занимают 16% площади Приморья, в среднем по России 10%), хотя и используется в настоящее время менее чем на 10%. К благоприятным факторам развития туризма в регионе относятся:

♦ большая географическая, экологическая, культурно-историческая и социально-экономическая дифференциация региона;

♦ разнообразие ландшафтов, экосистем, древнейших этносов, городов и поселений с различными видами деятельности.

По данным департамента международного сотрудничества и туризма Администрации Приморского края, на подведомственной ему территории расположены 214 памятников природы; 10 горных вершин, пригодных для альпинизма и скалолазания; 160 гротов и пещер, из которых 40 — объекты для спелеотуризма. 15 рек бассейна Японского моря являются объектами для водного сплава.

Приморский край богат также природными и культурно-историческими туристическими ресурсами, что создает возможность для развития этнографического и культурно-познавательного туризма. Так, его территория является исторической родиной малочисленных народов — удэгейцев, нанайцев, орочей. В крае имеется более 2 тыс. памятников истории и древней культуры. Среди них — средневековые бохайские и чжурчжэньские городища, парк мегалитов.

В рамках реализации Программы по сохранению природного наследия и регулирования туризма, в Приморском крае создана система особо охраняемых природных территорий (ООПТ), включающая:

- 6 государственных природных заповедников суммарной площадью 679 423 га (4,1% территории края), включая акватории моря — 65 900 га и озера Ханка — 5690 га;

- 13 государственных природных заказников (зоологических и охотничьих) общей площадью 298,7 тыс. га (1,8% территории края);

- 2 национальных парка — "Удэгейская легенда" и "Зов тигра" с сумарной площадью территории около 200 тыс. га;

- Хасанский природный парк площадью 35 тыс. га;

- ботанический сад-институт ДВО РАН площадью 178 га, из которых 98% — естественные лесные насаждения.

Природно-климатические и ресурсные условия в сочетании с геополитическим положением Приморского края создают неплохие условия для развития разнообраз-

ных форм туризма, одна из которых — круизный туризм, учитывая приморский характер расположения края, его историю, направление хозяйственной деятельности и интеграционных связей со странами АТР.

Рассмотрим потенциальные потоки туристов в Приморье с учетом конкурентных преимуществ других регионов России и стран АТР в сочетании с их недостатками по определенным позициям.

1. Теплое летнее море практически до середины сентября (точнее с июля до середины сентября, продолжительность более 70 дней) с отсутствием дождей в этот период, хорошие условия для купально-пляжного туризма. Протяженность пляжной зоны, которая может быть задействована во время купального сезона, — около 500 км. Возможная емкость пляжно-акваториальных ресурсов оценивается в 1 млн человеко-посещений в год.

Но каким контингентом туристов они будут востребованы? Судя по складывающейся вполне репрезентативной статистике, пляжи Приморья и морские виды туризма для иностранных туристов малопривлекательны. Они проигрывают прибрежным и островным территориям Восточной и Юго-Восточной Азии по конкурентоспособности и могут рассматриваться только как вариант диверсификации отдыха. Проблема в том, что край по разнообразию растительного и животного мира и обилию краснокнижных представителей является ведущим в России; конкурирующие с Приморьем соседние территории Китая (Маньчжурия), Кореи и Японии имеют аналогичное смешение северных и южных видов, а субтропическая растительность более южных территорий разнообразнее и пышнее. Добавив к приведенной характеристике довольно неустойчивое по обилию и динамике дождливых дней лето (например хотя бы 2009 г.), становится очевидным (это подтверждает статистика), что обычный иностранный турист в регион не поедет. Исключение могут составить только любители научного, образовательного, экологического и познавательного туризма.

Также следует отметить сложности Приморской тайги: энцефалитоопасность, низкую обзорность местности (из-за лесистости и небольшой высоты гор), труднопрохо-димость (обилие лиан, подроста, колючих растений). Такие необычные условия могут заинтересовать лишь немногих туристов, любителей экстремальных видов отдыха. Хотя, возможно, указанные условия просто непрофессионально рекламируются. Ибо впечатления от пребывания в таежных смешанных лесах с обилием кедровых шишек, актинидии, лимонника, элеутерококка, аралии, калины, женьшеня и т.д. остаются на всю жизнь из-за того, что они больше нигде не повторимы. Тем не менее Приморский край по рассмотренным природно-ресурсным факторам не может рассматриваться как высоко привлекательный регион для значительных потоков иностранных туристов.

Учитывая сложности массового туриста российского Дальнего Востока в отдыхе в европейской части РФ, он будет тяготеть к проведению отпуска в странах АТР (Китае, Таиланде и т.п.), а также на берегах теплого Японского моря Приморского края.

2. Выход в Азиатско-Тихоокеанский регион. Как фактор он создает благоприятные возможности развития международного туризма. Один из феноменов развития международного туризма в конце ХХ в., по данным ВТО, — опережающее развитие туризма в странах АТР. В 2005 г. удельный вес региона по прибытию иностранных туристов в регион составил 19,8% от общего количества мировых прибытий, в 2006 г. (пиковый год для иностранного туризма перед кризисом) прирост прибывающих увеличился на 7,6% (для сравнения, в Европе — на 4,0%). Аналогичная тенденция данного региона и по показателям убытия граждан стран АТР в другие регионы. По прогнозам ВТО, регион и далее будет развиваться опережающими темпами, и к 2020 г. доля региона со-

ставит 25—28%. К 2020 г. на все страны Тихоокеанского бассейна будет приходиться более 45% мировых туристических прибытий и доходов, т.е. больше, чем в Европе. Таким образом, страны АТР становятся основным туристским регионом мира. Одновременно с этим дешевизна туризма в ряде стран АТР по сравнению с российским и неразвитость туристской инфраструктуры на Дальнем Востоке, в частности в Приморском крае, создают угрозу, что он будет в туристской системе АТР донором.

3. Пограничное соседство с Китаем. Наличие Великого дружественного соседа с протяженной границей — важнейший фактор взаимных туристских обменов. Доля Китая в международном туризме ДВ превышает 90%, особенно высока она в Амурской области и Приморском крае. Граница между странами проходит по крупным рекам, что затрудняет организацию переходов. Только в Приморье она проходит по равнинам и низкогорьям, что обусловливает наивысшую плотность пограничных переходов именно в Приморском крае.

Увеличение туристического потока из КНР вполне ожидаемо, но для этого должна резко улучшиться инфраструктура, и в первую очередь, с учетом особой вообще-то социальной непритязательности китайцев, транспортная. Реальными проектами подъема уровня транспортной инфраструктуры можно считать создание автомобильного моста через р. Амур у Благовещенска и транспортного коридора с провинцией Цзилинь. Пока ее доля во въездном туристском потоке в Приморский край составляет 15—16%, что явно не соответствует возможностям рынка, который близок по размерам провинции Хэйлунцзян.

4. Туристические обмены с другими странами АТР. Постепенное расширение экономических отношений с Японией может стать в перспективе базой увеличения взаимообменов гражданами обоих стран. Пока же основной поток японских туристов переключается на страны Восточной Азии, особенно на Китай и Республику Корея.

По отношению к японскому туристу наряду с ранее выявленными проблемами необходимо решить проблему персонифицированного отношения к нему. В настоящее время в Россию из Японии выезжает менее 1,0% выездного туристского потока страны. Сильного увеличения притока японцев ждать не приходится, но его рост вполне прогнозируем, учитывая интерес японцев к культуре малых народов, местам, связанным с деятельностью японцев в Приморье, в т.ч. после Второй мировой войны.

Ожидаемо и увеличение потока туристов из корейских государств, в первую очередь Республики Корея. Наиболее благоприятные условия для этого — воссоединение двух Корей, хотя перспективен и вариант — транзитная связь Республики Корея с Приморьем путем реального претворения в жизнь проекта транспортной магистрали "Республика Корея — КНДР — Россия (Приморский край)" с выходом на Транссиб.

Возможности увеличения туристических потоков из других стран АТР (Тайваня, Сянгана, США и т.д.) невелики из-за отсутствия особых конкурентных преимуществ Приморья по сравнению с другими регионами. Среди направлений, способных обеспечить прирост потока иностранных туристов в край, следует отметить деловой, научный и экологический туризм в силу их специфического характера.

5. Транзитное положение Приморского края пока ощутимого веса в увеличении туристических потоков не имеет. Небольшой транзитный поток туристов следует из Республики Корея через Краскино в Китай (паломнический тур к г. Пектусан). Международные транзитные маршруты могут пока рассматриваться как потенциальные. Реальность их функционирования возможна после создания современной комплексной транспортной системы с соответствующими мировому уровню сервисом и ценообразованием. Среди них:

- Япония — Владивосток (Находка) — КВЖД — Китай;

- Северная Америка — Хабаровск (Владивосток) — страны Азии и некоторые другие.

6. Региональная конкурентоспособность Приморского края. Следует отметить, что

выдающихся туристических рекреационных ресурсов в крае нет. И вообще Дальний Восток только в лице Камчатки имеет максимальную привлекательность для туристов (долина гейзеров). Это единственная территория России, где иностранные туристы преобладают над российскими туристами из других районов. Привлекательна Камчатка и по другим видам иностранного туризма — экологическим, научным, рыболовным, охотничьим, горнолыжным. Широкие возможности для развития горнолыжного туризма имеют также Магаданская и Сахалинская области.

Южные Курильские острова интересны изобилием природных достопримечательностей (вулканы, термальные минеральные источники, обрывающиеся в море водопады, береговые скалы). Они могут рассматриваться как достаточно конкурентоспособные только в перспективе из-за плохой транспортной доступности, отсутствия качественного сервиса и определенной опасности в связи с природными катаклизмами.

Хабаровский край имеет более благоприятные условия по сравнению с Приморским краем, обусловленные лучшим сочетанием интересных природных рекреационных ресурсов с транспортной доступностью. Это и наличие гор альпийского типа, привлекательные ресурсы речного рыболовного и охотничьего туризма. Горные ландшафты характеризуются высокой обзорностью, много живописных объектов. По природным рекреационным ресурсам Хабаровский край в значительной степени аналогичен большей части Якутии и Магаданской области, но выигрывает по комфортности климата и транспортной доступности, в том числе посредством р. Амур.

Амурская область уступает по природным рекреационным ресурсам Приморскому и Хабаровскому краю, также как и Республика Саха (Якутия) и Магаданская область не отличаются большой привлекательностью с позиций природного туризма.

Относительная бедность дальневосточного российского жителя и достаточно недорогая транспортная доступность пляжных берегов Приморья (вполне достаточно личного автотранспорта) являются важными стимулирующими факторами формирования существенного внутреннего природного туризма в регионе.

Необходимо также учитывать, что потеря Россией своих некогда основных рекреационных зон (Крым и т.д.) заставляет население изыскивать другие возможности проведения времени летних отпусков. А наличие пляжных зон (с достаточным по времени купальным сезоном), санаториев с лечебными процедурами, домов отдыха, в том числе с реабилитационными услугами по многим направлениям, делает Приморский край уже в настоящее время "региональной зоной отдыха" для всего российского Дальнего Востока.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дальний Восток создает уникальные турпродукты. URL: dvkapital.ru>article/ detail/4332.

2. Экономическое взаимодействие Дальнего Востока и Забайкалья. URL: assoc. fareast.ra>...nsf/pages...tourism_itogi2010.htm.

3. Приморский край: социально-экономические показатели : статистический сборник. Владивосток : Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю, 2011. 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.