Научная статья на тему 'Туриндустрия КНР: тридцать три ступени вверх'

Туриндустрия КНР: тридцать три ступени вверх Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
192
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИНДУСТРИЯ / TRAVEL INDUSTRY / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / INBOUND TRAVEL / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / DOMESTIC TOURS / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Уржумцева Татьяна Борисовна

В статье рассматриваются становление и развитие туриндустрии КНР за последние 33 года, а также планы дальнейшего роста, в том числе на 12-ю пятилетку. Анализируется создание новой мощной отрасли народного хозяйства КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Travel Industry of China: 33 steps forward

The article is focused on the emerging and development of Chinese travel industry during the past 33 years as well as further growth' forecasts, also within the framework of 12th 5-years Plan, analyzing a new powerful branch of Chinese economics.

Текст научной работы на тему «Туриндустрия КНР: тридцать три ступени вверх»



Т.Е. УРЖУМЦЕВА

Татьяна Борисовна УРЖ^ЪЩЕВА — соискатель кафедры экономической теории и мировой экономики С По IV ЭФ

В 1989 г. окончила восточный факультет Санкт-Петербургского государственного университета, в 2000 г. — Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. Автор 10 публикаций.

Область научной специализации — мировая экономика, экономика КНР.

^ ^ ^

ТУРИНДУСТРИЯ КНР: ТРИДЦАТЬ ТРИ СТУПЕНИ ВВЕРХ*

Бурное экономическое развитие КНР привело к росту уровня жизни населения, и люди стали больше денег выделять на путешествия.

После начала реформ в 1978 г. туризм стал приносить прибыль, а туристическая отрасль активно развиваться. В 1984 г. был взят курс на создание новой мощной туристической отрасли. Уже в 1986 г. Госсовет КНР в Плане социально-экономического развития Китая придает статус ключевой отрасли народного хозяйства внутреннему и международному въездному туризму. После того как в 1992 г. Центральный комитет Коммунистической партии Китая признал туризм «третьей основной отраслью», туриндустрия прочно заняла свое место в экономике КНР. В плане на 9-ю пятилетку и вплоть до 2010 г. туризм должен был с третьего места выйти на первое. Определенные результаты стали заметны уже в 1998 г., а в 2002 г. Китай с 41-го места в мире по приему иностранных туристов превратился в одно из ведущих государств в этой отрасли в мире и первым в Азии.

В 2008 г. сложилась неблагоприятная ситуация для развития внутреннего и выездного туризма: сильные снегопады в южных провинциях, беспорядки 14 марта в Лхасе, землетрясение 5 декабря в провинции Сычуань, международный финансовый кризис. Все это повлекло спад выездного туризма на 2,8 % по сравнению с 2007 г. Что касается въездного туризма, то он продолжал демонстрировать устойчивый рост (21,7 %). Так, в 2008 г. Китай посетили 130 млн 270 тыс. туристов, в том числе: иностранные граждане — 24,325 млн, жители Гонконга — 78,350, жители Макао — 22,966, жители Тайваня — 4,386 млн. Немалую роль в этом сыграли XXIX Олимпийские игры в Пекине.

В сфере выездного туризма растет доля частных поездок. В 2008 г. всего выехало 45,844 млн китайских граждан, из них в служебные поездки 5,713 млн, в частные — 40,131 млн. По сравнению с 2007 г. рост внутреннего туризма составил 6,3 % (1,71 млрд посещений), из них на долю горожан пришлось 703,1 млн посещений, сельских жителей — 1,009 млрд. Общая прибыль от туризма в 2008 г. составила 1,159 трлн юаней, в том числе доля прибыли от внутреннего туризма — 75,5 %.

Согласно статистическим данным, в 2009 г. наблюдался устойчивый рост туристической отрасли Китая, особенно внутреннего туризма: 1,9 млрд посещений (рост 11,1 %) принесли в государственную казну 1,02 трлн юаней (рост 11,3 %).

В условиях международного финансового кризиса туриндустрия КНР продолжает развиваться. В 2010 г. туристические доходы Китая, включая доходы от внутреннего туризма, выросли на 12 %, по сравнению с 2009 г., и достигли 1,44 трлн юаней. Из них большую часть — 1,15 трлн юаней — принес внутренний туризм.

ГРНТИ 06.71.57 © Т.Б. Уржумцева, 2012

* Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. ГА. Карповой.

По итогам 2010 г. Китай вошел в тройку мировых лидеров по числу иностранных туристов после Франции (78,9 млн туристов в год) и США (60,88 млн).

Доход от въездного туризма составил 45,8 млрд долл. США. В 2010 г. было зафиксировано 55,6 млн посещений Китая иностранными туристами, проведшими в стране, как минимум, одни сутки. Это на 9,4 % больше, чем годом ранее.

Больше всего туристов Китай принимает из Южной Кореи и Японии. На третьем месте туристы из России (2,37 млн человек в год). Всего отдых в Китае выбрали около 5 % всех выезжающих за рубеж россиян, преимущественно это жители Дальнего Востока. Чаще всего российские туристы посещают города Пекин и Шанхай, а также остров Хайнань и его главный курорт Санья.

В 2011 г. стартовала 12-я пятилетка (2011-2015 гг.). Основное внимание планируется направить на «стратегические основы национальной экономики и современную сферу услуг» [1]. При этом главная задача экономического развития Китая заключается не в еще большем увеличении показателей экономического роста, а в ускорении трансформации модели экономического развития и улучшении благосостояния населения, где туристической индустрии уделяется самое пристальное внимание с целью изменения модели развития отрасли. Для этого предполагалось предпринять следующие меры:

1) продолжить работу над законом о туризме, способствовать выполнению программы «Путешествия и досуг народа», объявить 2011 год годом культурного туризма, особое внимание уделить «красному туризму» (путешествия по местам боевой и революционной славы), туризму в сельской местности, увеличить темпы роста въездного туризма. Выработать четкую маркетинговую политику для поиска зарубежных клиентов, в полной мере использовать потенциал 19 национальных туристических офисов за рубежом;

2) содействовать отраслевой интеграции, главным образом развитию активного туризма;

3) усилить модернизацию туристической отрасли. Исследовать новые модели для развития туризма на современном этапе, повысить качество внутренних механизмов отрасли, усилить работу по надзору за качеством и добросовестностью в сфере туризма для наиболее полного удовлетворения потребностей клиентов. Активно привлекать капиталы в туристическую отрасль, способствовать развитию частного предпринимательства и других современных форм управления, содействовать созданию современных инновационных центров;

4) улучшить обслуживание населения, в частности укрепить государственную систему обслуживания индивидуальных туристов;

5) заново составить план развития туризма. Контролировать выполнение плана регионального развития, не упустить возможность построения высокоскоростной транспортной системы, способствовать нововведениям в развитие регионального туризма;

6) содействовать обмену и сотрудничеству в области регионального и международного туризма.

По мнению ректора Пекинского международного института по исследованию градоразвития Лянь

Юйминя, для Китая важными задачами являются использование научно-технического прогресса и инноваций для ускорения изменения способов экономического развития, в частности развития такой стратегической индустрии с развивающимся рынком, как туризм [2].

В результате в 2011 г. Китай сохранил стабильные и сравнительно быстрые темпы развития туризма. Глава Государственного управления по делам туризма КНР Шао Цивэй отметил, что в январе-ноябре 2011 г. число посетивших Китай туристов составило 52,74 млн человек, что на 3,2 % превысило показатель за тот же период 2010 г. Вместе с тем число выехавших за пределы страны с туристическими целями китайцев достигло 63,85 млн человек, с приростом на 22,4 %. Кроме того, согласно предварительным подсчетам, в 2011 г. число китайцев, совершивших турпоездки внутри страны, достигло 2,64 млрд человек, с приростом на 13 %, а объем выручки от данного вида туризма увеличился более чем на 20 %.

В 2011 г. число посетивших Россию с туристическими целями китайцев и посетивших Китай с теми же целями россиян превысило 3,3 млн человек, сообщает газета «Жэньминь жибао» со ссылкой на Государственное управление по делам туризма КНР. По словам Шао Цивэя, решение о проведении в этом году «Года российского туризма в Китае» и последующего за ним «Года китайского туризма в России» было принято лидерами двух государств в целях укрепления двусторонних отношений, развития всестороннего стратегического взаимодействия и партнерства, направленных на укрепление многовековой дружбы двух стран.

Сегодня на долю Китая приходится около 6 % мирового туристического потока, но с ростом китайской экономики эта цифра должна заметно вырасти. По мнению экспертов Всемирной туристической организации, к 2015 г. Китай займет первое место в мире по приему иностранных туристов и войдет в четверку ведущих стран в области туризма [3]. По прогнозу консалтинговой компании Boston Consulting Group (BCG), к 2020 г. доля Китая в мировом рынке внутреннего и выездного туризма составит 14 %. Таким образом, страна станет лидером по этому показателю [4].

BCG отмечает, что каждый год 55 млн китайцев отправляются в путешествия за рубеж или по своей стране. Примерно 22,7 млн едут в Гонконг, но все больше жителей Китая желают проводить свои отпуска за рубежом, в том числе в Европе. По оценкам экспертов, к 2020 г. туристы из КНР будут составлять более половины всех гостей Европы.

За 33 года развития существенно увеличилось количество туристов, выросли поступления в иностранной валюте, получила мощный импульс к развитию туристическая инфраструктура. Сегодня туризм — одна из важнейших отраслей народного хозяйства Китайской Народной Республики, которая играет большую роль как в экономике, так и в жизни китайского общества Китая в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Экономический анализ туристской отрасли за 2010 г. и перспективы развития туризма в 2011 г. // Синяя книга «Экономика туризма КНР». Вып. 3. Пекин, 2011.

2. URL: http://rassian.china.org.cn

3. Ли Юйин. Ретроспектива развития туризма. Пекин, 2010.

4. Taking Off. Travel and Tourism in China and Beyond. URL: http// www.bcg.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.