Т.Е. УРЖУМЦЕВА
Татьяна Борисовна УРЖ^ЪЩЕВА — соискатель кафедры экономической теории и мировой экономики С По IV ЭФ
В 1989 г. окончила восточный факультет Санкт-Петербургского государственного университета, в 2000 г. — Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. Автор 10 публикаций.
Область научной специализации — мировая экономика, экономика КНР.
^ ^ ^
ТУРИНДУСТРИЯ КНР: ТРИДЦАТЬ ТРИ СТУПЕНИ ВВЕРХ*
Бурное экономическое развитие КНР привело к росту уровня жизни населения, и люди стали больше денег выделять на путешествия.
После начала реформ в 1978 г. туризм стал приносить прибыль, а туристическая отрасль активно развиваться. В 1984 г. был взят курс на создание новой мощной туристической отрасли. Уже в 1986 г. Госсовет КНР в Плане социально-экономического развития Китая придает статус ключевой отрасли народного хозяйства внутреннему и международному въездному туризму. После того как в 1992 г. Центральный комитет Коммунистической партии Китая признал туризм «третьей основной отраслью», туриндустрия прочно заняла свое место в экономике КНР. В плане на 9-ю пятилетку и вплоть до 2010 г. туризм должен был с третьего места выйти на первое. Определенные результаты стали заметны уже в 1998 г., а в 2002 г. Китай с 41-го места в мире по приему иностранных туристов превратился в одно из ведущих государств в этой отрасли в мире и первым в Азии.
В 2008 г. сложилась неблагоприятная ситуация для развития внутреннего и выездного туризма: сильные снегопады в южных провинциях, беспорядки 14 марта в Лхасе, землетрясение 5 декабря в провинции Сычуань, международный финансовый кризис. Все это повлекло спад выездного туризма на 2,8 % по сравнению с 2007 г. Что касается въездного туризма, то он продолжал демонстрировать устойчивый рост (21,7 %). Так, в 2008 г. Китай посетили 130 млн 270 тыс. туристов, в том числе: иностранные граждане — 24,325 млн, жители Гонконга — 78,350, жители Макао — 22,966, жители Тайваня — 4,386 млн. Немалую роль в этом сыграли XXIX Олимпийские игры в Пекине.
В сфере выездного туризма растет доля частных поездок. В 2008 г. всего выехало 45,844 млн китайских граждан, из них в служебные поездки 5,713 млн, в частные — 40,131 млн. По сравнению с 2007 г. рост внутреннего туризма составил 6,3 % (1,71 млрд посещений), из них на долю горожан пришлось 703,1 млн посещений, сельских жителей — 1,009 млрд. Общая прибыль от туризма в 2008 г. составила 1,159 трлн юаней, в том числе доля прибыли от внутреннего туризма — 75,5 %.
Согласно статистическим данным, в 2009 г. наблюдался устойчивый рост туристической отрасли Китая, особенно внутреннего туризма: 1,9 млрд посещений (рост 11,1 %) принесли в государственную казну 1,02 трлн юаней (рост 11,3 %).
В условиях международного финансового кризиса туриндустрия КНР продолжает развиваться. В 2010 г. туристические доходы Китая, включая доходы от внутреннего туризма, выросли на 12 %, по сравнению с 2009 г., и достигли 1,44 трлн юаней. Из них большую часть — 1,15 трлн юаней — принес внутренний туризм.
ГРНТИ 06.71.57 © Т.Б. Уржумцева, 2012
* Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. ГА. Карповой.
По итогам 2010 г. Китай вошел в тройку мировых лидеров по числу иностранных туристов после Франции (78,9 млн туристов в год) и США (60,88 млн).
Доход от въездного туризма составил 45,8 млрд долл. США. В 2010 г. было зафиксировано 55,6 млн посещений Китая иностранными туристами, проведшими в стране, как минимум, одни сутки. Это на 9,4 % больше, чем годом ранее.
Больше всего туристов Китай принимает из Южной Кореи и Японии. На третьем месте туристы из России (2,37 млн человек в год). Всего отдых в Китае выбрали около 5 % всех выезжающих за рубеж россиян, преимущественно это жители Дальнего Востока. Чаще всего российские туристы посещают города Пекин и Шанхай, а также остров Хайнань и его главный курорт Санья.
В 2011 г. стартовала 12-я пятилетка (2011-2015 гг.). Основное внимание планируется направить на «стратегические основы национальной экономики и современную сферу услуг» [1]. При этом главная задача экономического развития Китая заключается не в еще большем увеличении показателей экономического роста, а в ускорении трансформации модели экономического развития и улучшении благосостояния населения, где туристической индустрии уделяется самое пристальное внимание с целью изменения модели развития отрасли. Для этого предполагалось предпринять следующие меры:
1) продолжить работу над законом о туризме, способствовать выполнению программы «Путешествия и досуг народа», объявить 2011 год годом культурного туризма, особое внимание уделить «красному туризму» (путешествия по местам боевой и революционной славы), туризму в сельской местности, увеличить темпы роста въездного туризма. Выработать четкую маркетинговую политику для поиска зарубежных клиентов, в полной мере использовать потенциал 19 национальных туристических офисов за рубежом;
2) содействовать отраслевой интеграции, главным образом развитию активного туризма;
3) усилить модернизацию туристической отрасли. Исследовать новые модели для развития туризма на современном этапе, повысить качество внутренних механизмов отрасли, усилить работу по надзору за качеством и добросовестностью в сфере туризма для наиболее полного удовлетворения потребностей клиентов. Активно привлекать капиталы в туристическую отрасль, способствовать развитию частного предпринимательства и других современных форм управления, содействовать созданию современных инновационных центров;
4) улучшить обслуживание населения, в частности укрепить государственную систему обслуживания индивидуальных туристов;
5) заново составить план развития туризма. Контролировать выполнение плана регионального развития, не упустить возможность построения высокоскоростной транспортной системы, способствовать нововведениям в развитие регионального туризма;
6) содействовать обмену и сотрудничеству в области регионального и международного туризма.
По мнению ректора Пекинского международного института по исследованию градоразвития Лянь
Юйминя, для Китая важными задачами являются использование научно-технического прогресса и инноваций для ускорения изменения способов экономического развития, в частности развития такой стратегической индустрии с развивающимся рынком, как туризм [2].
В результате в 2011 г. Китай сохранил стабильные и сравнительно быстрые темпы развития туризма. Глава Государственного управления по делам туризма КНР Шао Цивэй отметил, что в январе-ноябре 2011 г. число посетивших Китай туристов составило 52,74 млн человек, что на 3,2 % превысило показатель за тот же период 2010 г. Вместе с тем число выехавших за пределы страны с туристическими целями китайцев достигло 63,85 млн человек, с приростом на 22,4 %. Кроме того, согласно предварительным подсчетам, в 2011 г. число китайцев, совершивших турпоездки внутри страны, достигло 2,64 млрд человек, с приростом на 13 %, а объем выручки от данного вида туризма увеличился более чем на 20 %.
В 2011 г. число посетивших Россию с туристическими целями китайцев и посетивших Китай с теми же целями россиян превысило 3,3 млн человек, сообщает газета «Жэньминь жибао» со ссылкой на Государственное управление по делам туризма КНР. По словам Шао Цивэя, решение о проведении в этом году «Года российского туризма в Китае» и последующего за ним «Года китайского туризма в России» было принято лидерами двух государств в целях укрепления двусторонних отношений, развития всестороннего стратегического взаимодействия и партнерства, направленных на укрепление многовековой дружбы двух стран.
Сегодня на долю Китая приходится около 6 % мирового туристического потока, но с ростом китайской экономики эта цифра должна заметно вырасти. По мнению экспертов Всемирной туристической организации, к 2015 г. Китай займет первое место в мире по приему иностранных туристов и войдет в четверку ведущих стран в области туризма [3]. По прогнозу консалтинговой компании Boston Consulting Group (BCG), к 2020 г. доля Китая в мировом рынке внутреннего и выездного туризма составит 14 %. Таким образом, страна станет лидером по этому показателю [4].
BCG отмечает, что каждый год 55 млн китайцев отправляются в путешествия за рубеж или по своей стране. Примерно 22,7 млн едут в Гонконг, но все больше жителей Китая желают проводить свои отпуска за рубежом, в том числе в Европе. По оценкам экспертов, к 2020 г. туристы из КНР будут составлять более половины всех гостей Европы.
За 33 года развития существенно увеличилось количество туристов, выросли поступления в иностранной валюте, получила мощный импульс к развитию туристическая инфраструктура. Сегодня туризм — одна из важнейших отраслей народного хозяйства Китайской Народной Республики, которая играет большую роль как в экономике, так и в жизни китайского общества Китая в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Экономический анализ туристской отрасли за 2010 г. и перспективы развития туризма в 2011 г. // Синяя книга «Экономика туризма КНР». Вып. 3. Пекин, 2011.
2. URL: http://rassian.china.org.cn
3. Ли Юйин. Ретроспектива развития туризма. Пекин, 2010.
4. Taking Off. Travel and Tourism in China and Beyond. URL: http// www.bcg.com