Научная статья на тему 'Тургенев и музыка (по материалам статьи Хорста-Юргена Герика о И. С. Тургеневе)'

Тургенев и музыка (по материалам статьи Хорста-Юргена Герика о И. С. Тургеневе) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
698
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И.С. ТУРГЕНЕВ / IVAN TURGENEV / Х.Ю. ГЕРИК / ТЕМА МУЗЫКИ / HORST-JüRGEN GERIGK / MUSIC IN IVAN TURGENEV''S WORKS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белопухова Ольга Владимировна

В статье проанализировано исследование Х.-Ю. Герика «Тургенев и музыка. Сравнение с Достоевским и Толстым» (2017), в котором он обратился к теме роли музыки в творчестве И.С. Тургенева. В своей статье немецкий учёный анализирует мировоззренческую разницу позиций Тургенева, Достоевского и Толстого по отношению к музыке. Тургенев, последователь Шопенгауера, ощущает связь музыки с бесконечностью, она заменяет ему религию. Музыкальная тема в произведениях Толстого и Достоевского становится одним из методов создания настроения, передачи эмоций и переживаний героев (Толстой), является печальным контрастом печальной реальности (Достоевский). Противопоставляются две различные позиции: трансцендентность и религия. Тургенева как писателя привлекал универсальный характер музыки, захватывающей человека целиком, высвечивая сильные и слабые стороны человеческого характера. Культура изображения духовных основ любви неразрывно связана у Тургенева с музыкальными зарисовками его романов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ivan Turgenev and music. Horst-Jürgen Gerigk’s article about Ivan Turgenev

The article analyses the study of Horst-Jürgen Gerigk "Turgenev and music. Comparison with Dostoevsky and Tolstoy" (2017), in which he addressed the theme of the role of music in the works of Ivan Turgenev. In his article, the German scientist analyses the worldview difference between Ivan Turgenev, Fyodor Dostoevsky and Leo Tolstoy's positions in relation to music. Ivan Turgenev, a follower of Arthur Schopenhauer, feels the connection of music with infinity, it replaces his religion. Musical theme in the works of Leo Tolstoy and Fyodor Dostoevsky becomes one of the methods for creating moods, conveying the emotions and emotions of the heroes (Leo Tolstoy), it is a sad contrast to the sad reality (Fyodor Dostoevsky). Two different positions are contrasted: transcendence and religion. Ivan Turgenev attracted as a writer the universal character of music, captivating the whole person, highlighting the strengths and weaknesses of the human character. The culture of depicting the spiritual foundations of love is inseparably linked with Ivan Turgenev, with the musical sketches of his novels.

Текст научной работы на тему «Тургенев и музыка (по материалам статьи Хорста-Юргена Герика о И. С. Тургеневе)»

УДК 821.161.1.09" 19''

Белопухова Ольга Владимировна

кандидат филологических наук Костромской государственный университет к!ера3367@та11.ги

ТУРГЕНЕВ И МУЗЫКА (по материалам статьи Хорста-Юргена Герика о И.С. Тургеневе)

В статье проанализировано исследование Х.-Ю. Герика «Тургенев и музыка. Сравнение с Достоевским и Толстым» (2017), в котором он обратился к теме роли музыки в творчестве И. С. Тургенева. В своей статье немецкий учёный анализирует мировоззренческую разницу позиций Тургенева, Достоевского и Толстого по отношению к музыке. Тургенев, последователь Шопенгауера, ощущает связь музыки с бесконечностью, она заменяет ему религию. Музыкальная тема в произведениях Толстого и Достоевского становится одним из методов создания настроения, передачи эмоций и переживаний героев (Толстой), является печальным контрастом печальной реальности (Достоевский). Противопоставляются две различные позиции: трансцендентность и религия. Тургенева как писателя привлекал универсальный характер музыки, захватывающей человека целиком, высвечивая сильные и слабые стороны человеческого характера. Культура изображения духовных основ любви неразрывно связана у Тургенева с музыкальными зарисовками его романов.

Ключевые слова: И. С. Тургенев, Х.Ю. Герик, тема музыки.

Хорст-Юрген Герик (Prof. Dr. HorstJürgen Gerigk) - профессор русской литературы и общего литературоведения в университете Гейдельберга. В область научных интересов профессора Хорста Герика входит и русская классическая литература. Особый интерес вызывает у немецкого учёного творчество И.С. Тургенева. Он опубликовал несколько статей, которые показывают пристальное внимание автора к тургеневскому тексту.

В своём выступлении в Баден-Бадене в 2017 году по поводу 25-летия тургеневского общества в Германии Х.-Ю. Герик обратился к теме роли музыки в творчестве И. С. Тургенева. В своей статье «Тургенев и музыка. Сравнение с Достоевским и Толстым» учёный подчёркивает особую позицию И.С. Тургенева в русской культуре среди «созвездия» представителей русского романа, подробно анализируя мировоззренческую разницу позиций Тургенева, Достоевского и Толстого по отношению к музыке.

Хорст Герик считает, что музыка - исключительная жизненная стихия И.С. Тургенева, неслучайно тургеневское ослепление музыкой вылилось в многолетнюю привязанность к Полине Виардо, известной оперной певице того времени. Музыка для Тургенева, по мнению учёного, - основополагающий элемент литературного облика героя, что показывает преемственность его творчества с традициями Ваккенродера и Гофмана и продолжается в романах Томаса Манна, который сам был особым поклонником творчества Тургенева. Однако, как считает Герик, Тургенев, Достоевский и Толстой преследуют разные литературные цели, вводя музыку в свои произведения.

Скрупулёзно подойдя к анализу тургеневского творчества, Х.-Ю. Герик начинает с выделения форм проявления музыкального элемента в произведениях русского классика. Это, во-первых, музыканты, то есть композиторы и исполнители,

во-вторых, музыкальные произведения, и, наконец, в-третьих, слушатели. Эти три элемента мира музыки так или иначе писатели затрагивают в своих произведениях. У Тургенева нет сюжетов, связанных с композиторами, он рассказывает о музыкантах, исполнителях и слушателях, не прибегая к специальным музыкальным терминам. По мнению Герика, самое важное для писателя - это то воздействие, которое оказывает музыка на героев, раскрывая их сердца и души.

В качестве примера Герик приводит рассказ Тургенева «Певцы» из «Записок охотника», где в центре внимания находится певческое искусство солистов кабака «Притынного». Лучший в округе певец Яшка Турок и его соперник рядчик из Жизд-ры показывают своё мастерство. Первым поёт рядчик. Он исполняет плясовую с бесконечными украшениями и переходами, чем вызывает улыбку судьи поединка Дикого Барина и бурное одобрение слушателей. Яков поёт проникновенно. «Не одна во поле дороженька пролегала», - пел он, и всем нам сладко становилось и жутко. Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным; но в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Песнь росла, разливалась. Яковом, видимо, овладевало упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его не трепетал более - он дрожал, но той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя, и беспрестанно крепчал, твердел и расширялся... Он пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех нас, но, видимо, поднимаемый, как бодрый пловец волнами, нашим молчаливым, страстным участьем. Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то

122

Вестник КГУ ^ № 2. 2018

© Белопухова О.В., 2018

родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слезы; глухие, сдержанные рыданья внезапно поразили меня...» [3, т. 3, с. 219]. Рядчик сам признаёт своё поражение.

Повествование намеренно ведётся с точки зрения слушателей, подробно описывается выступление каждого певца. Сам автор, выступив в роли одного из слушателей, заезжего охотника, случайно ставшего свидетелем необычного музыкального поединка, чётко формулирует свою позицию. Музыка возвышает человека над действительностью, унося его в особый мир переживаний, которые у каждого слушателя свои. Яков, бесспорный победитель, потрясает своим пением присутствующих до слёз. Охотник выходит из кабака, где проходит певческий турнир, чтобы в одиночестве подольше сохранить в душе очарование музыки.

Х.Ю. Герик цитирует работу Эдмунда Гей-ера «Функция музыки в эстетике И. С. Тургенева» (2000) [4]. Восприятие музыки Тургеневым он считает феноменальным, подчёркивая, что писатель не получил традиционного музыкального образования, подобающего молодому русскому дворянину своего времени. Удивительно, что этот великий любитель музыки никогда не учился играть ни на одном музыкальном инструменте и не мог петь мелодию. Тем не менее природа наделила его острым, чувствительным ухом - качество, которое развилось у него в прекрасный музыкальный вкус [4, s. 103].

Гейер детально занимается произведениями Тургенева, в которых звучит музыка, будь то инструментальное исполнение или певческое искусство, также ему важны те места, где идёт дискуссия о музыке. Разбираются подробно «Певцы», «Клара Милич» («После смерти»), «Песнь торжествующей любви», а также романы «Дворянское гнездо» и «Накануне». Немецкий литературовед приходит к выводу, что Тургенев вводит музыку вживую („live") в действие, когда необходимо представить читателю что-то непроизносимое, то, что нельзя описать словами. Восприятие музыки перешагивает границы языка, открывает доступ в бесконечность, оставаясь чем-то неопределённым, создаёт новые ассоциации, которые нельзя обозначить одним понятием. Гейер приводит в качестве примера сцену из «Дворянского гнезда», когда учитель музыки Лизы Калитиной немец Лемм мастерски играет Лаврецкому свою композицию и плачет. Благодаря музыке мы понимаем чувства Лемма, о которых он молчит. Он любит Лизу, но его чувство остается безответным. Исследователь приводит строки из «Стихотворения в прозе» самого Тургенева «Стой»: «Вот она - открытая тайна, тайна поэзии, жизни, любви! Вот оно, вот оно, бессмертие! Другого бессмертия нет - и не надо. В это мгновение ты бессмертна» [3, т. 10, с. 170].

Герик подчёркивает, что Тургенев любит не любую музыку, Рихарда Вагнера он не признаёт. Отношение Тургенева к Мусоргскому неоднозначно. Фавориты писателя - Моцарт, Глюк, Бетховен и Шуман. У Тургенева музыка заменяет религию, музыка даёт ему то, что другие черпают из религии и веры. Он находит переклички с романом Ваккен-родера «Сердечные излияния» (1798), где главный герой Йозеф Берглингер присутствует на концерте, не замечая блеск зала и роскошь зрителей, благоговейно отдаётся во власть музыки, ощущая себя, как в церкви [6]. Гейер называет Толстого и Достоевского христианами-миссионерами, которые, следуя христианским заповедям, не отводят музыке, в отличие от И.С. Тургенева, особое место в своих произведениях. Западник Тургенев, по мнению Гейра, убеждённый агностик и последователь Шо-пенгауера, тонко чувствует музыку и ощущает её связь с бесконечностью.

Далее в статье Герик обращается к произведениям Толстого и Достоевского. На примере «Войны и мира» немецкий исследователь показывает позицию Л.Н. Толстого в отношении музыки. Мы считаем, что музыка для героев «Войны и мира» -не просто возможность слушать или воспроизводить музыку, не только настроение. Это состояние души, предчувствие чего-то важного, переломного. Не зря сцены романа, наполненные музыкой, сопровождают в основном семейство Ростовых -самых важных для писателя героев. Когда в жизнь Наташи приходит фальшивое, чуждое героине увлечение Курагиным, мысль бежать с ним, Толстой показывает это на фоне театрального представления, музыки и танца, воспринимаемого и превозносимого в свете, но не затрагивающего душу. Под звуки музыки, чуждой ее душе, под влиянием фальши Элен и нарастает в Наташе настроение, едва не сгубившее душу героини. Именно этот эпизод исследователь называет программным в романе Толстого. Герику было важно показать, что музыка может отчуждать человека, уводя его от его естественных корней. Мы не можем полностью согласиться с немецким тургеневедом. Необходимо обратиться к эпизоду, когда Наташа в сцене после охоты, в гостях у дядюшки, пляшет под его гитару. В этой сцене раскрывается душа героини, её душевная чистота и близость к родным корням.

Хотя музыка на страницах произведений Толстого не выходит на передний план, не фигурирует в ключевых эпизодах, однако нельзя сказать о ней как о чем-то несущественном, второстепенном, как о далеком фоне. Это - духовность героев, их связь с миром красоты: «Они играли Крейцерову сонату Бетховена. У!.. Страшная вещь эта соната... И вообще страшная вещь эта музыка. Говорят, музыка действует возвышающим душу образом - вздор, неправда!» [2, т. 27, с. 17]. Л.Н. Толстой уверен, что лирическая поэзия и музыка имеют отчасти одну

цель - произвести настроение, и настроения, производимые лирической поэзией и музыкой, могут совпадать более или менее. Именно поэтому музыкальная тема в его произведениях становится одним из методов создания настроения, передачи эмоций и переживаний героев. В этом Герик видит основное отличие Толстого и Тургенева. Музыка у Толстого «производит настроение» и позволяет отвлечься от серых однообразных будней.

Считается, что понятие «музыкальность» мало применимо к творчеству Достоевского, но изучение мировоззрения писателя и его произведений будет неполным, если не выявить его связи с музыкой. Между тем, ещё А. Гозенпуд отметил, что «творчество Достоевского связано с музыкой неразрывными узами, хотя связь эта не столь отчётлива, как у Тургенева, но от того не менее органична и глубока» [1, с. 3].

Герик считает, что у Достоевского, в отличие от Тургенева, иное отношение к музыке. В его произведениях звучит фортепьяно, поют и слушают музыку, но это не возвышает его героев над действительностью. Музыка - один из элементов характеристики героя. Так, Лямшин, пианист из романа «Демоны», играет собственную композицию, пародию на Франко-прусскую войну, но подчёркивается, что это произведение было украдено у молодого талантливого автора. Вывод исследователя: Лямшин - клоун, желающий покрасоваться среди гостей. Ещё один пример немецкий исследователь приводит из «Братьев Карамазовых»: это сцена из романа, когда Смердяков поёт под гитару «сладким свистящим голосом», чтобы понравиться дочери хозяина дома. Речь не идёт, конечно, о возвышении над действительностью, скорее, наоборот, здесь добавлена ещё одна меткая черта в негативную характеристику героя. Отчасти соглашаясь с немецким тургеневедом, следует заметить, что музыка никогда не выполняет у Достоевского функцию только декоративную, она органично входит в изображаемую писателем трудную жизнь простых людей. Музыка - основа «Неточки Незвановой», самого музыкального произведения Достоевского о трагической судьбе музыканта. Неточка Незванова внемлет звукам грозной, трагической и величественной музыки. Музыка - это атмосфера, в которой живут персонажи, она как бы предопределяет их судьбу и звучит как исповедь обнажённого сердца в этом произведении, как вопль отчаяния и муки. Конечно, романтический образ гениального скрипача выполняет у Достоевского иную функцию, чем в произведениях Тургенева, он введён как противопоставление Ефимову, который загубил себя, свой талант и свою семью.

А вот роман «Преступление и наказание» назвать музыкальным никак нельзя, но и в этом произведении есть сцены, связанные с музыкой. Му-

зыка порождает звуковую среду, которая способна, пусть на время, заглушить мучительные размышления Раскольникова. Она ведёт его в скитаниях по трактирам, где много простого люда, шум и пьяное веселье. Безусловно, музыка в романе «Преступление и наказание» выполняет художественную функцию, несёт не только выразительную, но и смысловую нагрузку. Она сопровождает Раскольникова в его «хождении по мукам» и знаменует обретение им надежды в финале романа, когда он, сидя на высоком берегу реки, слушает вольную народную песню. Музыка у Достоевского выступает печальным контрастом печальной реальности и неотделима от внутренней жизни героев.

Религия имеет гораздо большее значение для Достоевского и Толстого, чем музыка. Для Тургенева, наоборот, музыка гарантирует близость к вечному и запредельному. Таким образом, по мнению Герика, в произведениях Толстого и Достоевского с одной стороны и в произведениях Тургенева с другой противопоставляются две различные позиции: религия и трансцендентность. Религия Толстого и Достоевского, понимаемая как религиозная вера, и трансцендентность как компонент мировоззрения Тургенева - нечто выходящее за пределы, недоступное человеческому познанию -накладывают отпечаток на мировоззрение писателей. Музыка в произведениях Тургенева выступает как романтическое и таинственное искусство. Как писателя его привлекал универсальный характер музыки, захватывающей человека целиком и высвечивающей сильные и слабые стороны человеческого характера, что было близко его художественным исканиям. Неслучайно культура изображения духовных основ любви, высокого любовного чувства неразрывно связана у Тургенева с музыкальными зарисовками в его романах.

Библиографический список

1. Гонзенпуд А.А. Достоевский и музыка. - М.: Музыка, 1971. - 181 с.

2. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений и писем: в 90 т. Сочинения: в 67 т. - М.: Изд-во АН СССР, 1989.

3. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Письма: в 18 т. - М.: Изд-во АН СССР, 1987.

4. Heier Edmund. Comparative Literary Studies: Lermontov, Turgenev, Goncarov, Tolstoj, Blok -Lavater, Lessing, Schiller, Grillparzer. - München: Verlag Otto Sagner 2000; Darin: The Function of Music in I.S. Turgenev's Aesthetics. - S. 103-120.

5. Turgenev Gesellschaft Deutschland, BadenBaden / Turgenev Bibliothek Moskau; redaktion: Renate Eifern u. a.: Zu Turgenev nach BadenBaden. Sammelband der Beiträge der internationalen wissenschaftlichen Konferenzen (2013-2014). -Moskva: Ekon-Inform, 2016.

124

Вестник КГУ Jb. № 2. 2018

6. Wackenroder Johann Heinrich. Sämtliche Werke und Briefe. Historisch-kritische Ausgabe. 2 Bde. Herausgegeben von Silvio Vietta. -Heidelberg: Carl Winter Universitätsverlag, 1991. Darin: Herzenergiesungen eines kunstliebenden Klosterbruders (1797). - Bd. 1. - S. 41-145. Insbesondere: Das merkwürdige musikalische Leben des Tonkünstlers Joseph Berglinger. In zwei Hauptstucken. - S. 130-145.

7. Baden-Baden 2017 25 Jahre Deutsche Turgenjew-Gesellschaft Horst-Jürgen Gerigk (Universität Heidelberg) Turgenjew und die Musik Ein Vergleich mit Dostojewskij und Tolstoj [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.horst-juergen-gerigk.de/aufs%C3%A4tze/turgenjew-und-die-musik/ (дата обращения: 08.01.2017).

References

1. Gonzenpud A.A. Dostoevskij i muzyka. - M.: Muzyka, 1971. - 181 s.

2. Tolstoj L.N. Polnoe sobranie sochinenij i pisem: v 90 t. Sochineniya: v 67 t. - M.: Izd-vo AN SSSR, 1989.

3. Turgenev I.S. Polnoe sobranie sochinenij i pisem: v 30 t. Pis'ma: v 18 t. - M.: Izd-vo AN SSSR, 1987.

4. Heier Edmund. Comparative Literary Studies: Lermontov, Turgenev, Goncarov, Tolstoj, Blok -

Lavater, Lessing, Schiller, Grillparzer. - München: Verlag Otto Sagner 2000; Darin: The Function of Music in I.S. Turgenev's Aesthetics. - S. 103-120.

5. Turgenev Gesellschaft Deutschland, BadenBaden / Turgenev Bibliothek Moskau; redaktion: Renate Eifern u. a.: Zu Turgenev nach BadenBaden. Sammelband der Beiträge der internationalen wissenschaftlichen Konferenzen (2013-2014). -Moskva: Ekon-Inform, 2016.

6. Wackenroder Johann Heinrich. Sämtliche Werke und Briefe. Historisch-kritische Ausgabe. 2 Bde. Herausgegeben von Silvio Vietta. -Heidelberg: Carl Winter Universitätsverlag, 1991. Darin: Herzenergiesungen eines kunstliebenden Klosterbruders (1797). - Bd. 1. - S. 41-145. Insbesondere: Das merkwürdige musikalische Leben des Tonkünstlers Joseph Berglinger. In zwei Hauptstucken. - S. 130-145.

7. Baden-Baden 2017 25 Jahre Deutsche Turgenjew-Gesellschaft Horst-Jürgen Gerigk (Universität Heidelberg) Turgenjew und die Musik Ein Vergleich mit Dostojewskij und Tolstoj [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.horst-juergen-gerigk.de/aufs%C3%A4tze/turgenjew-und-die-musik/ (data obrashcheniya: 08.01.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.