ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ДИСКУРСА
Б01: 10.17212/2075-0862-2021-13.2.2-340-350 УДК 323.1
«ТУРЕЦКИЙ ИДЕАЛ»
1
В ФИЛОСОФИИ ЗИИ ГЁКАЛЬПА
Жигульская Дарья Владимировна,
кандидат исторических наук,
заместитель директора Института стран Азии и Африки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, 125009, Россия, г. Москва,ул. Моховая, 11, стр. 1; старший научный сотрудник итдела истории Востока Института востоковедения РАН, 107031, г. Москва, ул. Рождественка, 12 ОЯСГО: 0000-0003-3163-4308 [email protected]
Аннотация
В статье рассмотрены философия и взгляды на процесс национального строительства Зии Гёкальпа — революционного идеолога турецкого национализма и одного из основоположников кемализма, сыгравшего ключевую роль в процессе артикуляции турецкой национальной идентичности в начале XX в. Его влияние на Ататюрка трудно переоценить: основатель Турецкой Республики называл Гёкальпа «отцом своих мыслей». Идеи Гёкальпа объединены в понятии «турецкого идеала», или «мефкуре» (тур. те£киге). Принцип «мефкуре» впоследствии был принят большинством турецких мыслителей-националистов. В статье применены методы контекстного анализа источников, методы исторического компаративизма, синтеза и обобщения фактического материала.
Отмечено, что идеи Гёкальпа были направлены на переход от многонационального Османского государства к национальному государству и на провозглашение Турецкой Республики. Они значительно обусловливались философией Э. Дюркгейма, включая идеалистическую эпистемологию, позитивистскую методологию и солидаристский корпоративизм — суммарно позитивистский идеализм. Идеи Гёкальпа можно резюмировать как культурный тюркизм, этический исламизм и солидаризм по Дюркгей-му. Гёкальпу удалось синтезировать различные философские подходы, избежав при этом эклектического смешения идей. Сделан вывод, что национализм Гёкальпа во многом испытывал западное влияние, хотя и пытался ему противостоять. Романтический принцип «турецкого идеала» во многом повторяет концепцию Volksgeist («душа народа») немецкого национализ-
1 Работа выполнена при поддержке гранта Президента РФ для молодых ученых-кандидатов наук МК-636.2020.6
ма. Работы Гёкальпа ясно иллюстрируют одну из основных внутренних проблем турецкого национализма — восстановление национального самоуважения, подорванного продолжительным упадком Османского государства, и его престижа перед лицом Запада. Указывается, что философия Гёкальпа связывает младотурецкую идеологию с режимом Ататюрка. Однако на протяжении своей деятельности взгляды Гёкальпа претерпели существенные изменения, он постепенно отвернулся от принципов революции 1908—1909 гг. (конституционная монархия, османизм, исламский реформизм и др.) и заложил теоретические основы кемализма и современного турецкого государства.
Ключевые слова: Зия Гёкальп, «турецкий идеал», турецкий национализм, Турецкая Республика, национальное строительство, национальная идентичность, пантюркизм, туранизм.
Библиографическое описание для цитирования:
ЖигульскаяД.В. «Турецкий идеал» в философии Зии Гёкальпа // Идеи и идеалы. — 2021. - Т. 13, № 2, ч. 2. - С. 340-350. - DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13.2.2-340-350.
Зия Гёкальп (1876-1924) родился на юго-востоке Турции в городе Ди-ярбакыр. Семья Гёкальпа долгие годы находилась на государственной службе. Его дед Мустафа Сыткы, сын муфтия во времена султана Махмуда II, занимал должности в городах Ване и Нусайбине в Восточной Анатолии. Отец Гёкальпа Тевфик-эфенди некоторое время возглавлял архив и периодическую печать в провинции Диярбакыр. Позже он стал редактором газеты «Вилайет» (тур. Vilayet) и издавал ежегодник (тур. saíname) Диярба-кыра. Он умер в молодом возрасте, оставив троих детей и большие долги. Зия Гёкальп, вспоминая о своем отце, описывал его как ярого патриота, который умел объединить свои религиозные убеждения с либеральными и прогрессивными взглядами [5, р. 22].
Условно жизнь Зии Гёкальпа можно разделить на четыре периода. Первый период охватывает 1876-1908 гг. В эти годы жизнь Гёкальпа проходила в двух городах - Диярбакыре и Стамбуле. Его образование включало в себя классическую мусульманскую подготовку и изучение европейских работ и исследований. Примечателен факт, что в результате противоречия между верой и светскими взглядами Зия Гёкальп пережил серьезный экзистенциальный кризис, который вылился в попытку самоубийства [2, S. 132]. Старший брат Гёкальпа после этой попытки помог ему отправиться на учебу в Стамбул в ветеринарное училище. Из-за вовлечения в политическую деятельность Гёкальп не закончил университет, однако это не помешало ему стать профессором и интеллектуалом благодаря самостоятельным занятиям.
Втсрой период в жизни Гёкальпа включал десятилетие с 1908 по 1918 г. Начало этого периода связано с посещением Зиёй Гёкальпом Конгресса
Комитета Единения и Прогресса в Салониках в качестве делегата от Ди-ярбакыра. Гёкальп был избран членом Центрального Совета (тур. Merkez-i Umumi) и занимал эту должность до роспуска партии в 1918 г.
В 1911—1912 гг. Гёкальп был назначен учителем философии и социологии в средней школе Комитета Единения и Прогресса в Салониках. Вероятно, это был первый опыт включения социологии в программу обучения в Турции, что явилось результатом инициативы Гёкальпа. Также он взял на себя обязательства по развитию молодежного отделения партии. Его лекции вызывали большое интерес, а его влияние на молодые умы неуклонно росло. Даже лидеры движения стали рассматривать Гёкальпа в качестве одной из основных интеллектуальных сил движения. Вместе с тем он избегал прямого участия в политике, предпочитая им академические исследования. С 1915 по 1919 г. он был профессором социологии на факультете литературы Стамбульского университета. К началу Первой мировой войны Гёкальп стал одной из ведущих фигур в интеллектуальной жизни Турции [5, р. 33—36].
В Стамбуле Гёкальп стал активным членом Турецкого Очага (тур. Türk Ocagi) — самого известного культурного объединения в истории турецкого национализма. Очаг был своеобразным ответом на кризис идентичности периода распада Османской империи и подготовил идеологическую базу для создания Турецкой Республики. Гёкальп позже занял место в редакционной коллегии издания Турецкого Очага — «Тюрк Юрду» (тур. Türk Yurdu). В этом журнале он публиковал среди прочих работ известную серию статей, которая впоследствии в 1918 г. появилась в виде отдельной книги под названием «Тюркизация, исламизация, модернизация» (тур. Türklejmek, Islämlajmak, Muasirlajmak) [6, р. 96]. Гёкальп пытался создать синтез, который будет способствовать сплочению современной турецкой нации. Этнический элемент «тюркскости» преобладал, в то время как два других (исламизация и модернизация) поддерживали его в процессе формирования турецкой идентичности. Эти три концепции Гёкальп заимствовал у мыслителя азербайджанского происхождения Али-бека Гусейнзаде, который заявлял о необходимости «тюркизации, исламизации и европеизации ».
Статьи Гёкальпа в указанный период выходили во многих периодических изданиях. Кроме того, Гёкальп опубликовал свои поэтические сочинения «Кызыл Эльма» (тур. Kizil Elma) (1914—1915 гг.) и «Йени Хаят» (тур. Yeni Hayat) (1918 г.). Будучи членом Центрального Совета партии единения и прогресса, Гёкальп занимался общественными, правовыми и культурными вопросами. Он изучал историю турецких гильдий, развитие дервишских орденов, проблему меньшинств в Турции. По просьбе руководства партии он подготовил доклад о состоянии национального
образования и принял активную позицию в реорганизации библиотек, Стамбульского университета и многочисленных медресе. Он выступал за закрытие медресе и упразднение института шейх-уль-ислама. Также он призывал к кардинальным реформам системы вакфов и семейного права [5, р. 35].
Поражение Османской империи в Первой мировой войне положило конец плодотворной деятельности Гёкальпа в Стамбуле. Большинство лидеров младотурок покинуло страну. Гёкальп был арестован в Стамбуле в 1919 г. после того, как союзнические силы вошли в город, и содержался несколько месяцев в тюрьме. Ему было выдвинуто обвинение в участии в антиармянской агитации, повлекшей резню в Анатолии. Военный суд приговорил Гёкальпа к высылке из страны [5, р. 37]. Его направили на Лимнос, а затем на Мальту в 1919—1921 гг. Третий этап жизни Гёкальпа можно охарактеризовать как годы в ссылке. Там он читал лекции по философии и социологии бывшим генералам и политикам. Среди ссыльных были великий визирь Саид Халим-паша, министр образования Шюкрю Сарачоглу, генеральный секретарь Комитета единения и прогресса Мидхат Шюкрю и политический деятель и впоследствии идеолог турецкого национализма Ахмет Агаоглу [8, р. 68].
Четвертый период охватывает 1921—1924 гг. В 1921 г. Гёкальп смог вернуться в Турцию, однако на родине его не ждал теплый прием. К бывшим членам партии единения и прогресса не питали особой симпатии. Гёкальп не нашел себе занятия ни в Стамбуле, ни в Анкаре и был вынужден вернуться в Диярбакыр, где с июня 1922 г. стал выпускать небольшой еженедельник «Кючюк Меджмуа» (тур. Kügük Mecmua). Журнал впоследствии занял почетное место в литературном сообществе того времени, многие статьи из него перепечатывались в стамбульских изданиях. Гёкальп опубликовал более ста статей и стихотворений до того, как журнал прекратил свое существование в марте 1923 г. В конце 1922 г. он был назначен председателем Комитета по вопросам перевода (тур. Telif ve Tercüme Heyeti) в Министерстве образования и перебрался в Анкару. В новой должности он организовал перевод многих европейских классиков на турецкий язык и сам написал книгу по религии древних тюрков (тур. Türk Türesi) [5, р. 38]. В 1923 г. Гёкальп был также избран депутатом Парламента от своего родного города Диярбакыра. В этом же году он создал свое знаковое произведение «Основы тюркизма» (тур. Türkgülügün Esaslari) [3], изданное в год его смерти. В 1924 г. он умер в Стамбуле, где похоронен на кладбище Мавзолея Махмуда II [2, S. 132].
Интеллектуальная деятельность Гёкальпа находилась под сильнейшим влиянием философии Э. Дюркгейма, в которой мыслитель нашел ответ на основной вопрос: какие ценности или идеалы управляют обществен-
ной жизнью, какова их природа, и как распространяется их влияние? Гё-кальп связывал идеал со знаниями общества о самом себе: общество образуется в тот момент, когда люди осознают существование и ценность той социальной группы, к которой они принадлежат. Такое осознание, зачастую внезапное откровение, - историческое событие, которое происходит в момент серьезного общественного кризиса. С появлением общего сознания общество понимает свою природу, свои истоки и предназначение. Таким способом появились монотеистические религии: иудаизм в условиях египетского рабства, христианство под римской тиранией на землях Палестины, ислам на Аравийском полуострове во времена вторжений различных политических и религиозных сил.
Идеал в упрощенном смысле представляет собой скрытую силу, заставляющую двигаться и направляющую общество. Идеал является продуктом психологического опыта определенного общества в конкретный период развития. Термин «mefkure» был создан самим Гёкальпом и представляет собой производную от арабского слова «fikr», то есть «мысль», наподобие того как европейский «идеал» образован от «идеи». Ранним турецким эквивалентом понятия «идеал» можно считать слова «hayal», «gaye», «emel», «dilek». Однако все они имеют коннотацию, отличную от термина «идеал» концепции Гёкальпа. Термин быстро прижился в турецком, но позже был заменен на тюркское по происхождению «ülkü» [5, р. 49].
В своем определении нации Гёкальп отмечал важность образования, культуры и чувств, которые основываются на языке, религии, морали и вкусах, разделяемых группой людей. Для Гёкальпа идеалы были необходимы в процессе идеологического сложения нации. Но нация, по Гёкальпу, не определялась исключительно расой или религией [1, р. 136-138].
Тем не менее не совсем понятно, как люди внезапно должны осознать, что их общество формирует отдельную единицу, если принимать во внимание то, что раньше это общество не существовало. Примером тому может послужить турецкая нация, большинство представителей которой не осознавало ее существования до революции 1908-1909 гг. Гёкальп пришел к заключению, что ошибался на раннем этапе своего творчества, когда говорил о необходимости создания новых идеалов, поскольку они давно сокрыты в душе народа, и единственное, что требуется, это открыть их. Единственным условием для этого является приверженность всех членов общества этому идеалу, иными словами, чтобы этот идеал был «коллективным идеалом» и существовал в коллективном сознании (тур. majen vic-dan). Но они становятся реальными идеалами, только если сопровождаются сильными эмоциями подобно тем, что проявляются в момент общественного кризиса. Таким образом, идеал, согласно Гёкальпу, — эмоционально усиленная коллективная идея [5, р. 50].
В годы интеллектуального становления Гёкальпа на мыслителя оказала влияние концепция суфия Мухиддина Араби об окончании существования и исчезновении/растворении «самости» в Боге (тур. fana fillah). Позже Гёкальп переделал эту концепцию в светскую идею: под влиянием Дюрк-гейма она превратилась в идею самопожертвования на благо общества (тур. fana fi cemiyet) [2, S. 109].
Идеал зарождается в условиях коллективного энтузиазма (тур. vecid), когда человеческая индивидуальность растворяется в «общественной индивидуальности». Люди забывают о собственных интересах и направляют свои старания на благо общества. В это время человек осознает священность общества и чувствует, что его дух дает ему силу. Жизнь в условиях интенсивного общественного самосознания поднимает человека с уровня «создания» (тур. bejer) на уровень человека (тур. insan). Таким образом, высшая моральная цель человека — из индивидуума (тур. ferdiyet) превратиться в личность (тур. jahsiyet). У индивидуума центральное место занимает индивидуальное сознание (тур. juur) и его эмоциональный опыт: радость, печаль, страх, злость. В то время как у личности проявлены социальные элементы человеческого сознания (тур. vicdan) [5, p. 53, 54].
Концепция божественности общества Гёкальпа также сформирована под влиянием Дюркгейма, который считал, что человек испытывает естественное чувство зависимости и неполноценности перед лицом общества и подчиняет себя ему. Это чувство прикрывается религиозными символическими формами. Когда человечество становится более развитым, естественные науки и социология в особенности занимают место религии, объясняя отношения между человеком и Высшей Силой, которая в религии называется Богом, а в социальной действительности — обществом.
Восприятие Гёкальпом нации в качестве идеального общества присутствует в его ранних сочинениях. Так, в статье 1911 г. «Новая жизнь и новые ценности» (тур. Yeni Hayat ve Yeni Kiymetler) [6, p. 102] он указывал на то, что человечество нашло свое выражение в понятии национальности. У Дюркгейма Гёкальп позаимствовал теорию о том, что общество исторически проходит четыре основных этапа развития: 1) примитивное и племенное общество (тур. ajiret); 2) общество, основанное на этническом родстве (тур. kavim); 3) общество с единой религией (тур. ummet); 4) общество, объединенное культурой (тур. millet). Вершиной общественного развития является нация (тур. millet), в которой личность протестует против теократии и феодализма так же, как против устаревших религиозных традиций. С усилением национального самосознания общество также борется за свою внешнюю независимость, приводя таким образом к распаду многонациональных империй. Это национальное, демократическое и независимое государство тем не менее еще не является идеальной формой обще-
ства. На финальном этапе развития экономические межклассовые различия (тур. 81ш£), которые препятствуют абсолютному равенству между гражданами, следует уничтожить, а общество должно быть переформатировано на основе рода деятельности, и должны образоваться гильдии (тур. шез-1ек). Это настоящая форма общественной демократии [5, р. 59—61].
Гёкальп пытался найти компромисс между капитализмом и социализмом путем совмещения индивидуальных свобод и экономических прав индивидуума с принципом равенства и социальной справедливости. Свой подход он определял как солидаризм (тур. tesanйtgй1йk) или общественная демократия (тур. Ьа1кд1кк). В данном случае Гёкальп следовал западным теориям, которые не совсем подходили условиям его собственной страны.
Примечательно, что Гёкальп отрицал любое определение национальности, основанное на расовых или только религиозных элементах, придерживаясь мнения, что ни одна нация не имеет гомогенного расового состава. Он отрицал любую связь между расовым происхождением и национальным характером, говоря о том, что он не наследуется, а представляет собой результат образования, то есть влияния общественных идеалов. Нацию Гёкальп определял как политическую и общественную организацию, состоящую из граждан, связанных единством языка, культуры и идеала.
Центральное место в идеях Гёкальпа занимал дуализм культуры и цивилизации. Культура обязательно включала в себя национальный элемент, в то время как цивилизация включала технологию и была продуктом позитивных наук [1, р. 133].
Цивилизация (тур. medeniyet), согласно Гёкальпу, носила универсальный характер, в то время как культура (тур. Ьаге) принадлежала определенному народу. Продукты цивилизации могут быть использованы различными нациями, но культура принадлежит лишь одной нации. Благодаря такому подходу Гёкальпу удалось синтезировать национально-религиозные элементы в рамках национальной культуры с западными идеями и технологией. Примечательно, что в этом синтезе исламу отводилось самое скромное место [4, 8. 17—19].
Важно понимать, что национализм Гёкальпа не был ирредентистским. На вопрос, выступал ли Гёкальп за объединение всех тюрков в мире или его мысли были обращены исключительно к Турции, ответ будет таков, что его волновали обе проблемы. Образ Турана касался эмоциональной сферы и мечты о светлом будущем, но это не мешало сосредоточиться на актуальных проблемах Турции. В своей статье «Турецкая нация и Туран» Гёкальп описал Туран как «сумму всех территорий, где проживают тюрки и где говорят на тюркском языке (-ах)» [7].
Для Гёкальпа туранизм (тур. Turancilik) являлся третьей (заключительной) фазой объединения тюрков, которая следовала за объединением всех огузских племен (тур. Oguzculuk), которое, в свою очередь, сменяло начальную фазу объединения тюрков Турции (тур. Türkiyecilik). Гёкальп отмечал, что без идеала Турана тюркизм вряд ли развился бы такими быстрыми темпами. В действительности Туран представлял собой источник любви/восторга (тур. vecd menbai) для идеологии тюркизма.
Хотя Гёкальп заимствовал большинство из своих теорий из французской социологии и философии, его национализм больше тяготеет к немецкому типу, который можно охарактеризовать как иррациональный, коллективистский и эксклюзивный. Известно, что немецкий национализм испытал сильное влияние философии романтизма, поэтому он придавал большое значение чувствам и подчеркивал естественные особенности различных наций. Рассматривая нацию прежде всего в качестве культурной и расовой единицы, немецкий национализм стремился найти объективные проявления национального самосознания в так называемом Volksgeist, или душе народа. Гёкальп также верил в национальную душу, или дух (тур. ruh), что он называл «метаисторической силой» (тур. mabadüttarih), и пытался найти объяснение современным феноменам (демократии, моногамии и др.) в древней истории тюрков, фольклоре и этнографии.
В заключение стоит отметить, что философия Гёкальпа была направлена на создание гармоничных отношений между классами в турецком обществе. Гёкальп ратовал за органичное развитие общества, исключающее классовый конфликт, и нацию, стремящуюся к прогрессу и развитию страны. Таким образом, в корпоративизме Гёкальпа наблюдается скорее идея гармонии межклассовых интересов, нежели классовый конфликт. Гё-кальп отстаивал национализирование всех аспектов жизни, включая политику, экономику, язык, архитектуру, музыку. В контексте осмысления нации функцию ключевой детерминанты выполняла культура. В то время как Гё-кальп отрицал космополитизм, он развивал идею интернационализма, пытаясь сохранить баланс между национальным чувством, исламом и современностью. При этом Гёкальп предпочитал селективную вестернизацию, сводящуюся к технологиям. Важно отметить, что национализм Гёкальпа во многом зависел от западного влияния и в то же время противостоял ему. Работы Гёкальпа ясно иллюстрируют одну из основных внутренних проблем турецкого национализма — вопрос, как восстановить национальное самоуважение, подорванное продолжительным упадком Османского государства и престижа перед лицом Запада. Без сомнений, философия Гё-кальпа связывает младотурецкую идеологию с режимом Ататюрка. Однако на протяжении своей деятельности взгляды Гёкальпа претерпели существенные изменения: он постепенно отвернулся от принципов революции
1908—1909 гг. (конституционная монархия, османизм, исламский реформизм и др.) и заложил теоретические основы кемализма и современного турецкого государства.
Литература
1. Berkes N. Turkish Nationalism and Western Civilization: Selected Essays of Ziya Gökalp. — New York: Columbia University Press, 1959. — 336 p.
2. Findikoglu Z.F. Ziya Gökalp igin yazdiklarim ve söylediklerim. — Istanbul: Türkiye Muallimler Birligi, 1955. - 158 s.
3. Gökalp Z. Türkgülügün Esaslari. — Istanbul, 2017. — 215 s.
4. Gökalp Z. Türk Medeniyeti Tarihi (1925). — Istanbul: Kiltir Bakanligi, 1976. — 431 s.
5. Heyd U. Foundations of Turkish Nationalism. The Life and Teachings of Ziya Gökalp. — London: The Harvill Press LTD, 1950. — 174 p.
6. Landau M. Jacob, Pan Turkism in Turkey: A Study of Irrendentism. — London: Hurst and Company, 1981. — 219 p.
7. Sanncy Y. Türk milleti ve Turan // Türk Yurdu 6. — Istanbul: Ötüken, 1994. — N 2. — S. 181—185.
8. U%er U. An intellectual history of Turkish nationalism: between Turkish ethnicity and Islamic identity. — The University of Utah Press, 2016. — 288 p.
Статья поступила в редакцию 20.07.2020. Статья прошла рецензирование 23.09.2020.
DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13.2.2-340-350
THE "TURKISH IDEAL" IN THE PHILOSOPHY OF ZIYA GOKALP
Zhigulskaya Darya,
Cand. of Sc. (History),
Deputy Director of the Institute of Asian and African Countries at Lomonosov Moscow State University,
11 Mokhovaya Street, bldg. 1, Moscow, 125009, Russian Federation; Senior Researcher of the Oriental History Department
Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences,
12 Rozhdestvenka Street, Moscow, 107031, Russian Federation ORCID: 0000-0003-3163-4308, [email protected]
Abstract
The philosophy and views on the process of nation building of Ziya Gokalp — the revolutionary ideologist of Turkish nationalism and one of the founding fathers of Kemalism, who played a key role in the articulation of Turkish national identity in the early 20th century. It is hard to overestimate his impact on Mustafa Kemal Ataturk: the founder of the Turkish Republic described Gokalp as the "father of my thoughts". Gokalp's ideas come together in the concept of the "Turkish ideal" or "mefkure" (Turk. mefkure). The principle of "me-fkure" was subsequently adopted by the majority of nationalist thinkers.
Contextual analysis of sources on the research topic; historical comparativ-ism; synthesis and generalization of factual material.
Ziya Gokalp's ideas were focused on the transition from the multinational Ottoman state to a national state and the promulgation of the Turkish Republic. They were largely derived from the philosophy of Emile Durkheim, including idealist epis-temology, positivist methodology and solidarist corporatism - together known as positivist idealism. Gokalp's ideas can be summarized as cultural Turkism, ethical Islamism and Durkheimian solidarism. Gokalp succeeded in synthesizing different philosophical approaches, while avoiding eclectic mixing of ideas.
Gokalp's nationalism was heavily influenced by the West, though he tried to withstand this influence. The romantic principle of the "Turkish ideal" largely reiterates the concept of Volksgeist (German: "spirit of the people") characteristic of German nationalism. Gokalp's works clearly illustrate one of the key internal problems of Turkish nationalism — the question of how to restore national self-respect, which had been undermined by the prolonged decline of the Ottoman state and its stature in the eyes of the West. Gokalp's philosophy clearly links the Young Turk ideology with the Ataturk regime. But in the course of his life, Gokalp's views underwent significant changes, as he gradually turned away from the principles of the 1908-1909 revolution (constitutional monarchy, Ottoman-ism, Islamic reformism etc.) and laid the theoretical foundations of Kemalism and the modern Turkish state.
Keywords: Ziya Gokalp, "Turkish ideal", Turkish nationalism, Turkish Republic, nation building, national identity, pan-Turkism, Turanism.
SCIENTIFIC PROBLEMS OF NATIONAL DISCOURSE ^JOURNAL..............................................................................................................................................
Bibliographic description for citation:
Zhigulskaya D. The "Turkish Ideal" in the Philosophy of Ziya Gökalp. Idei i idealy = Ideas and Ideals, 2021, vol. 13, iss. 2, pt. 2, pp. 340-350. DOI: 10.17212/2075-0862-202113.2.2-340-350.
References
1. Berkes N. Turkish Nationalism and Western Civilization: Selected Essays of Ziya Gökalp. New York, Columbia University Press, 1959. 336 p.
2. Findikoglu Z.F. Ziya Gökalp i$in yazdiklarim ve söylediklerim [What I Wrote and Said About Ziya Gökalp]. Istanbul, Türkiye Muallimler Birligi, 1955. 158 p. (In Turkish).
3. Gökalp Z. Türk^^ülügün Esaslari [The Principles of Turkism]. Istanbul, 2017. 215 p. (In Turkish).
4. Gökalp Z. Türk Medeniyeti Tarihi (1925) [History of Turkish Civilization (1925)]. Istanbul, Kiltir Bakanligi, 1976. 431 p. (In Turkish).
5. Heyd U. Foundations of Turkish Nationalism. The Life and Teachings of Ziya Gökalp. London, The Harvill Press LTD, 1950. 174 p.
6. Landau M. Jacob, Pan Turkism in Turkey: A Study of Irrendentism. London, Hurst and Company, 1981. 219 p.
7. Sarinay Y. Türk milleti ve Turan [Turkish Nation and Turan]. Türk Yurdu 6. Istanbul, Ötüken, 1994, no. 2, pp. 181-185. (In Turkish).
8. Uzer U. An intellectual history of Turkish nationalism: between Turkish ethnicity and Islamic identity. The University of Utah Press, 2016. 288 p.
The article was received on 20.07.2020. The article was reviewed on 23.09.2020.