ТУРЕЦКАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ ГУСЕЙНА ДЖАВИДА
(«БЕЗДНА» ПЬЕСА) Расули И.К.
Расули Ирада Кафур кызы - доктор философии по филологии, доцент, кафедра литературы и языков, Азербайджанский государственный университет культуры и искусства, г. Баку, Азербайджанская Республика
Аннотация: в статье показано, годы и учебы жизни великого азербайджанского писателя Гусейна Джавида, формирование мировоззрения в тяжелые годы Турции. Показана сложность жизни и разрушительная судьба позитивных сил, чистых и благородных людей. Борьба против режима, метода правления султана Абдула Хамида создали предпосылки для написания трагедий. Одна из них «Бездна», где описаны трагические события невинной семьи, которая является жертвой безнравственности молодых турецких дворян, проблемы семейной жизни, быт. Ключевые слова: Гусейн Джавид, трагедия «Бездна», АбдулХамид, революция.
В работах великого азербайджанского писателя Гусейна Джавида, который создал сцену в истории азербайджанской драмы и возглавляет новое литературное движение, также были представлены работы о жизни Турции.
Невозможно полностью изучить и оценить его творчество, не анализируя его обширное и всестороннее литературное наследие в контексте Востока и Турции. Как известно, Г. Джавид посещал Иран с 1898 года по март 1903 года, а в июле 1903 года он отправился в Стамбул для получения высшего образования. Однако Джавид в Стамбуле не смог продолжить свое образование, потому что он болен. Он вернулся в Нахчывань в 1904 году, а после исцеления прибыл в Баку с марта по апрель 1905 года. Говоря о жизни и деятельности поэта в последующие годы, академик М. Джафар пишет: «В мае 1905 года Джавид отправился в Стамбул во второй раз. Целью поэта было поступить в колледж и получить высшее образование. Но поскольку официальной бумаги о среднем образовании не было, он не смог достичь этой цели сразу. Во-первых, 5 - 6 месяцев он подготовился и сдал экзамены по программе средней школы. Только после этого он мог пойти в литературный отдел Дарфуна" [1].
Гусейн Джавид столкнулся с финансовыми трудностями во время учебы в Турции, но не потерял образование. Поэт написал в одном из своих писем: «Я предпочту быть носильщиком и обслуживание и не хочу продавать эти знания и счастье в определенный период времени. Если есть что-то, что я в плену, он - правда и все еще раз правда. Я не согласен отключить цепь, уменьшить ее» [2].
Во время своего пребывания в Турции он понимал мятежный характер режима Абдула Хамида и критиковал идею зажатие свободы мысли и выражения.
Давайте взглянем на следующую идею критиков Мустафы Гулиева, чтобы получить общее представление о том периоде, когда Джавид жил в Турции и был тесно связан с турецкой интеллигенцией. «В этот период метод Абдула Хамида достиг своего апогея. Революция 1905 года заставила турецкого султана усугубить сектантство. Сломать жизнь, скупость, безнравственность и преследования усугубляются. Все устали от этой адской жизни и жили в надежде восстания.
Буржуазная прогрессивная интеллигенция, получившая образование в Европе, жестоко сражалась султанским методом. Интеллигенция видела только один способ избавиться от этой ситуации - отмена метода Абдула Хамида.
Интеллигентные газеты сильно заняты интеллигенцией и имеют политические идеи, конгрессы в Париже» [3]. В этот период творческий поиск выдающихся писателей Турции для развития национальной литературы привел их к романтизму.
Потому что им казалось, что жанр романтической драмы - единственный жанр, прославляющий борьбу против феодализма и идеологических направлений» [4].
Комментируя этот аспект в творчестве Гусейн Джавида, профессор Тимучин Афандиев пишет: «В начале двадцатого века турецкие романтики обратились к жанру драмы в самый страшный период возрождения Абдул-Хамида, и интерес Джавида к этому жанру именно в этом аспекте. Такая связь, взаимоотношения, прямой контакт со зрителем и сценой философских теней, сближение, желания, близость идей, жизненные установки, общество и отношение к искусству характеризуют» [5].
В те годы в мировоззрении Г. Джавида были противоречия. Он видел развитие Азербайджана, счастливое будущее и светлое будущее только в просвещении людей. «Нам нужна только школа. Революция цивилизации - это школа культуры», - сказал поэт, который не видел важных общественных причин отсталости на фоне Азербайджана.
Автор этой монографии Гусейн Джавиде, академик М. Джафар очень хорошо написал: «В эти годы Джавид был также незнакомцем Турецкой революции. Его отношение к революционной турецкой молодежи, борющейся против талибов Абдула Хамида, было неясным. Даже после краха Абдул-Хамида он считал, что «были тысячи ругательств и школ, которые он разрушил, уничтожив Абдул-Хамида» [6].
Таково было отношение Джавида к этому вопросу. Он даже видел отказ от всех иранцев и кавказцев, а также причину их невольности и рабства, когда они покидали свою культуру.
Гусейн Джавид продолжил литературную деятельность в учебе в Турции. Лирические и сентиментальные стихи поэта являются продуктом тех лет. Однако после того, как поэт вернулся на родину, он написал пьесы «Бездна» и «Бедствие» после жизни Турции, и в этих произведениях резко критиковалась трагическая и жалкая жизнь турецкой знати, противоречия и заблуждения существующей социальной структуры.
Г. Джавид наблюдал тему трагедии «Бездна» в годы, когда он учился в Турции, и описал трагические события невинной семьи, которая является жертвой безнравственности молодых турецких дворян, проблемы семейной жизни, бытье. Имя плагиата не измеряется смертью героя произведения. Трагедия здесь - весь мир, окружающая среда затоплена, и различные роковые люди не смогли пережить это бедствие. Обратим внимание на критику Масуда Алиоглу: «Не случайно все пьесы, упомянутые автором (Гусейн Джавид - И.Р.), являются трагедией. Трагедия была использована для определения жанра драмы. В широком смысле он призван показать сложность жизни и разрушительную судьбу позитивных сил, чистых и благородных людей. Хотя трагическая судьба людей в драме отличается от направления жизни, факторы, вызвавшие трагедии, получили один и тот же источник. Трагедия накрыла всю жизнь. Трагедия охватила всю окружающую среду, существование различных слоев общества» [7].
Гулам Мамедли в своей монографии, посвященной Хавьеру, указывает, что «Слепой» был написан в 1905 году, когда автор находился в Турции» [8].
Однако видные исследователи Джафар Хандан, Джафар Джафаров, писали, что эта работа была написана в 1917 году. Академик Мамед Джафар научно доказал, что работа была написана в 1917 году.
Невозможно расценивать «Бездна» как произведение, написанное в 1905-1906 годах, и именно то, что мы знаем. Исходя из всего этого, первая версия, возможно, эскиз, план и характер персонажа, были действительно вдохновлены Джавидом в Турции, но поэт работал в 1917 году и в основном завершил свою работу» [9].
На наш взгляд, такая идея более убедительна, чем научная мысль, и хотя «Бездна» была написана в 1917 году, ее «план» был написан, Джавидом именно, когда он учился в Турции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гусейн Джавидом показано сложность жизни и разрушительная судьба позитивных сил начале ХХ века. Борьба против режима, метода правление султана Абдула Хамида создали условия невыносимой образ жизни людей. Гусейн Джавид в трагедии «Бездна» описал трагические события невинной семьи, которая является жертвой безнравственности молодых турецких дворян, проблемы семейной жизни, быт.
Список литературы
1. Джафар М. Гусейн Джавид. Баку. Азернешр, 1960. С. 27.
2. Примечание: части взяты из письма поэта. Он является одной из монографий Хусейна Джавида.
3. Мустафа Гулиев. Современная турецкая литература и история. "Образование и культура", Н12, 1926.
4. Айзенштейн И.А. Из истории башенного реализма. "Наука". М., 1968. Стр. 26-27.
5. Эфендиев Тимучин. Мир идей Хусейна Кавида. Баку, Писатель, 1985, С.105.
6. Джафар М. Хуссейн Джавид. Баку, Azemews 1960. С. 32.
7. Хуссейн Джавид. Избранные произведения. Я том Баку, 1968. С. 13.
8. Мамедли. Джавид - на протяжении всей своей жизни. Баку, 1982. С. 235.
9. Джафар М. Джавид. Баку, Азернешр, 1960. С. 110.