Научная статья на тему 'Туманов Дмитрий. Приключения "рабочего и колхозницы"'

Туманов Дмитрий. Приключения "рабочего и колхозницы" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
15
3
Поделиться

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — С. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Туманов Дмитрий. Приключения "рабочего и колхозницы"»

Туманов Дмитрий

ПРИКЛЮЧЕНИЯ «РАБОЧЕГО И КОЛХОЗНИЦЫ»*

Tumanov Dmitry Adventures «Worker and Collective Farm»

«Рабочий и колхозница» не предназначались для установки на ВСХВ. Для СССР, вставшего на рельсы индустриальной революции, крайне важно было достойно показать себя на Парижской выставке «Экспо-1937». Покорить воображение иностранцев решили монументальностью павильона СССР. Для участия в конкурсе на скульптурную композицию, венчающую монументальный павильон-пьедестал, автор проекта Борис Иофан пригласил четырех скульпторов: Андреева, Мухину, Манизера и Шадра. Каждому было предложено представить свой вариант скульптуры на тему: рабочий и колхозница, поднявшие над головой серп и молот - символы молодого Советского государства. Из четырех представленных работ была выбрана скульптура Веры Мухиной. Могучее полуобнаженное тело рабочего слегка прикрывал развевающийся по ветру шарф. Безусловно, советский человек не мог показаться за границей в таком виде, и скульптуру быстро одели. Мужчине достался рабочий комбинезон, а женщине сарафан с открытыми плечами. В остальном первоначальный замысел автора был сохранен. Вера Игнатьевна одела своих скульптурных героев в одежду, которую нельзя было бы соотнести с тем или иным историческим от-

"ТумановД. Приключения «Рабочего и колхозницы». - Режим доступа: https://www.bagira.guru/sculpture/priklyucheniya-rabochego-i-kolkhoznitsy.html 22

резком времени. Материалом для монумента выбрали нержавейку, а отдельные части предполагалось собрать вместе с помощью сварки. Оставалось выбрать моделей для статуи.

В середине 30-х годов прошлого века считалось, что позировать должны настоящие рабочий и колхозница. Однако найти людей, способных пусть даже небольшое время простоять в нужной позе, оказалось не просто. Неподготовленный человек физически не мог замереть с одной рукой, поднятой вверх, а другой - отведенной горизонтально полу при выгнутой дугой груди. Для реализации задуманного был необходим либо артист цирка, либо гимнаст. В итоге «рабочим» стал Игорь Басенко, бывший артист балета, из-за травмы переквалифицировавшийся в натурщики. Правда, по словам самого Игоря Степановича, с него Мухина лепила лишь тело, а голова действительно принадлежала рабочему-метростроевцу. Волевое, скуластое лицо рабочего будущему символу ВДНХ подарил Сергей Каснер - профессиональный борец, участник чемпионатов Москвы и ВЦСПС, добровольцем записавшийся в строители московского метрополитена. В 1936 г. он вместе с однофамилицей скульптора - откатчицей Зоей Мухиной участвовал в популярном в то время физкультурном параде. Репетиция проходила в ПКиО им. Горького. По сценарию праздника через Красную площадь должны были проплыть на высоком помосте символы Советского государства - рабочий и колхозница, державшие в руках поднятые высоко вверх серп и молот. В роли рабочего выступал мускулистый Сергей Каснер, а колхозницу поручили олицетворять красавице Зое Мухиной. Перед скульптором воочию предстали ожившие персонажи создаваемой ею композиции. Сразу же после репетиции «рабочий» и «колхозница» были приглашены к мастеру, чтобы быть увековеченными сначала в глине, а затем в металле.

Мухина создала полутораметровую модель, которую затем увеличили ровно в 15 раз. Во время производства достаточно сложного монумента не обошлось без казусов. Директору завода не понравился развевающийся по ветру шарф. По его мнению, нужно отказаться от шарфа, поскольку тот делал всю скульптурную группу неустойчивой к сильным порывам ветра. Но Вера Игнатьевна настояла на своем, и шарф остался на прежнем месте. Директор написал донос, в котором указывал, что в складках шарфа скульптуры угадывается профиль Троцкого. К счастью для Мухиной, хода доносу не дали.

Туманов Дмитрий

После окончания работ начался сложный процесс транспортировки монумента в Париж. Его разрезали на 65 частей и, погрузив в 28 вагонов, отправили во Францию. Однако уже в пути неожиданно выяснилось, что отдельные части по габаритам не проходят через железнодорожные туннели в Польше. Пришлось рабочим снова отрезать от скульптуры выступающие части.

Делегации из разных стран, приехавшие на Всемирную выставку, не знали, как будут выглядеть павильоны их соседей. Прямо напротив советского павильона расположился павильон фашистской Германии. Немцы во что бы то ни стало хотели перещеголять русских в монументальности своего выставочного комплекса. Их павильон со свастикой в лапах орла на крыше сначала казался немного выше советского здания. Но немцы не догадывались, что на вершину советского павильона дополнительно будет установлена скульптурная группа более 20 м высотой. Когда начался монтаж «Рабочего и колхозницы», немцы были в шоке, однако и не думали отступать. В кратчайшие сроки, остававшиеся до открытия выставки, они надстроили к своему павильону несколько этажей, снова водрузив на его вершину орла со свастикой, со стороны казавшегося смешной наседкой на гнезде. Своеобразным рефери в противостоянии павильонов стала Эйфелева башня, расположившаяся ровно посередине. Выставка открылась 25 мая и проработала около полугода, до 23 ноября 1937 г., завершившись полным триумфом советского монумента. «Рабочий и колхозница» получили золотую медаль Гран-при и были официально признаны шедевром искусства XX в.

«Рабочий и колхозница» так полюбились парижанам, что советской делегации сделали официальное предложение: продать скульптурную группу городу Парижу. Советская делегация отказалась. Скульптуру демонтировали: ее вновь порезали на части и морем отправили в Ленинград, откуда поездом она должна была вернуться в Москву. В пути части скульптуры были сильно измяты и деформированы. Целыми добралась лишь рука «рабочего» и одна из голов. Пришлось директору завода снова создавать всю скульптурную группу. Правда, теперь использовали двухмиллиметровые листы стали - в четыре раза толще, чем прежние. Как только «Рабочий и колхозница» заново «родились», их поместили перед Северным входом Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Но строители пожадничали с 24

постаментом, разместив гигантские фигуры на фундаменте в три раза ниже того, что был в Париже. Авторы монумента в шутку прозвали новый постамент «пеньком» и боролись за его изменение. До конца жизни Вера Игнатьевна Мухина пыталась убедить власти убрать неказистую подставку, но тщетно. Лишь после многолетней реставрации, в 2009 г., «Рабочего и колхозницу» водрузили на новый постамент высотой 34,5 метра, который предполагался изначально и являл собой полную копию постамента-павильона, представленного на Всемирной выставке в Париже.

С. Г.