Научная статья на тему 'Тульская духовная семинария в XIX — начале XX вв. исторический очерк'

Тульская духовная семинария в XIX — начале XX вв. исторический очерк Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
619
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовное образование / Тульская и Белевская епархия / Тульская духовная семинария / Коломенская духовная семинария / «Тульские епархиальные ведомости» / Патриарх Алексий I (Симанский) / митрополит Питирим (Окнов) / митрополит Георгий (Ярошевский) / епископ Никандр (Покровский) / В. К. Саблер / П. И. Малицкий. / clerical education / Tula and Belev Diocese / Tula Theological Seminary / Kolomna Theological Seminary / Tula Diocesan Papers / Patriarch Alexy I (Simansky) / Metropolitan Pitirim (Oknov) / Metropolitan George (Yaroshevsky) / Bishop Nikander (Pokrovsky) / V. K. Sabler / P. I. Malitsky.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иоанн Анатольевич Колонтаев

В статье рассматриваются основные этапы существования учрежденной в начале XIX в. Тульской духовной семинарии, берущей свое начало от Коломенской духовной семинарии. Подробно представлена деятельность ректоров — архимандрита, впоследствии епископа Никандра (Покровского) и архимандрита, впоследствии Патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского). Также рассматриваются особенности учебно-воспитательного процесса и причины волнений среди студентов в начале XX в. Особое внимание уделено выдающимся выпускникам Тульской духовной семинарии, некоторые из которых в настоящее время причислены к лику святых. В работе использованы как опубликованные, так и неопубликованные источники из Российского государственного исторического архива (РГИА) и Государственного архива Тульской области (ГАТО).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tula Theological Seminary in the 19th — early 20th Centuries. A Historical Essay

The article discusses the main stages of the history of Tula Theological Seminary, which originated from the Kolomna Theological Seminary, at the beginning of the 19th century.. The activities of the rectors — Archimandrite, later Bishop Nikander (Pokrovsky) and Archimandrite, later Patriarch of Moscow and All Russia Alexy (Simansky) — are presented in detail. The features of the educational process and the causes of unrest among students at the beginning of the 20th century are also considered. Particular attention is paid to prominent graduates of the Tula Theological Seminary, some of which are currently canonized as saints. The work uses both published and unpublished sources from the Russian State Historical Archive and the State Archive of the Tula Region.

Текст научной работы на тему «Тульская духовная семинария в XIX — начале XX вв. исторический очерк»

вестник исторического общества санкт-петербургской Духовной академии

Иаучный журнал № 1 (4) 2020

Священник Иоанн Колонтаев

тульская духовная семинария в XIX — начале XX вв. исторический очерк

DOI: 10.24411/2587-8425-2020-10005

Аннотация: В статье рассматриваются основные этапы существования учрежденной в начале XIX в. Тульской духовной семинарии, берущей свое начало от Коломенской духовной семинарии. Подробно представлена деятельность ректоров — архимандрита, впоследствии епископа Никандра (Покровского) и архимандрита, впоследствии Патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симан-ского). Также рассматриваются особенности учебно-воспитательного процесса и причины волнений среди студентов в начале XX в. Особое внимание уделено выдающимся выпускникам Тульской духовной семинарии, некоторые из которых в настоящее время причислены к лику святых. В работе использованы как опубликованные, так и неопубликованные источники из Российского государственного исторического архива (РГИА) и Государственного архива Тульской области (ГАТО).

Ключевые слова: духовное образование, Тульская и Белевская епархия, Тульская духовная семинария, Коломенская духовная семинария, «Тульские епархиальные ведомости», Патриарх Алексий I (Симанский), митрополит Питирим (Окнов), митрополит Георгий (Ярошевский), епископ Никандр (Покровский), В. К. Саблер, П. И. Малицкий.

Об авторе: Священник иоанн Анатольевич колонтаев

Магистр теологии, настоятель Свято-Никольского храма г. Ефремова.

E-mail: priest_jhon@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0293-925X

Ссылка на статью: Колонтаев И., свящ. Тульская духовная семинария в XIX — начале XX вв.

Исторический очерк // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 1 (4). С. 62-85.

* Фото взяты из открытых источников. 62

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 1 (4) 2020

Priest John Kolontaev

Tula Theological Seminary in the 19th — early 20th Centuries.

A Historical Essay

DOI: 10.24411/2587-8425-2020-10005

Annotation: The article discusses the main stages of the history of Tula Theological Seminary, which originated from the Kolomna Theological Seminary, at the beginning of the 19th century.. The activities of the rectors — Archimandrite, later Bishop Nikander (Pokrovsky) and Archimandrite, later Patriarch of Moscow and All Russia Alexy (Simansky) — are presented in detail. The features of the educational process and the causes of unrest among students at the beginning of the 20th century are also considered. Particular attention is paid to prominent graduates of the Tula Theological Seminary, some of which are currently canonized as saints. The work uses both published and unpublished sources from the Russian State Historical Archive and the State Archive of the Tula Region.

Keywords: clerical education, Tula and Belev Diocese, Tula Theological Seminary, Kolomna Theological Seminary, Tula Diocesan Papers, Patriarch Alexy I (Simansky), Metropolitan Pitirim (Oknov), Metropolitan George (Yaroshevsky), Bishop Nikander (Pokrovsky), V. K. Sabler, P. I. Malitsky.

About the author: Priest John Anatolyevich Kolontayev

Master of Theology, Rector of St. Nicholas Church in Yefremov.

E-mail: priest_jhon@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0293-925X

Article link: Kolontaev J., priest. Tula Theological Seminary in the 19th — early 20th Centuries. A Historical Essay. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2020, no. 1 (4), pp. 62-85.

основные вехи из истории тульской духовной семинарии

Тульская духовная семинария (далее — ТДС) берет свое начало от Коломенской духовной семинарии. История последней, в свою очередь, также была непростой. Архиерейская школа в Коломне была открыта еще в 1723 г. Однако в связи с нехваткой средств уже после 1727 г. она была закрыта. Повторное открытие состоялось через несколько лет, в 1731 г., уже в качестве духовной семинарии1. В 1799 г. Коломенская епархия была упразднена, и епископская кафедра была перенесена в Тулу вместе с консисторией

и семинарией. В Коломне с этого времени статус духовного заведения понизили до училища, а в Туле была открыта семинария. 5 февраля 1800 г. «под главным присмотром префекта, под надзором библиотекаря и комиссара и под охранением сторожей из Коломны перевезены были в Тулу семинарская библиотека, дела семинарского правления и прочее семинарское имущество»2. Что же касается учеников, обучавшихся в Коломенской духовной семинарии до ее закрытия, то в Тульской духовной семинарии должны были продолжить свое обучение только те, кто проживал на территории Тульской епархии3.

К сожалению, в Туле не было подходящего помещения, поэтому была достигнута договоренность с тульским губернатором о первоначальном размещении в частном доме майора Игнатьева на старой Павшинской улице4. «Семинарская библиотека за печатью правления и замком библиотекаря, архив и семинарское имущество были сложены в доме майора Игнатьева. Консистория помещена в четырех комнатах того же дома...»5. Позднее для устройства семинарии тульский губернатор выделил корпус губернаторского дома на Киевской улице, который нуждался в достройке. Епископ Тульский Мефодий (Смирнов) первоначально лично искал средства для достройки здания семинарии, но Святейший Синод для ускорения дела и во избежание неудобств выделил ему необходимую сумму из своих средств6. Ремонтом здания семинарии занимался префект семинарии протоиерей Иоанн Покровский и соборный священник Уар Ненарокомов. Обустройство корпуса удалось завершить в марте 1801 г. До этого времени занятия в семинарии не проводились. В этом здании семинария будет находиться до 1821 г.

1 См.: Кулемзин С., свящ. Духовное образование [Коломенская епархия] // Православная энциклопедия. Т. XXXVI. М., 2014. С. 396-397.

2 Цит. по: Руднев Н. История Тульской духовной семинарии (историческая записка) // Тульские епархиальные ведомости. 1862. № 9. С. 486.

3 См.: Там же.

4 См.: Дружинин Н. С. Преосвященные епископы Тульские // Столетие Тульской епархии: Сб., изданный по поводу празднования столетия Тульской епархии. Тула, 1902. С. 63.

5 Малицкий П.И. Открытие Тульской епархии // Столетие Тульской епархии: Сб., изданный по поводу празднования столетия Тульской епархии. Тула, 1902. С. 49.

6 См.: Там же. С. 52-53.

В 1817 г. для устройства нового здания семинарии была выкуплена земля у купца Герасима Сушкина. Начиная с 1821 г., учебные классы постепенно стали переводить в новое здание, построенное между Воронежской улицей и Подъяческой слободой. В 1829 г. при новом здании семинарии было устроено общежитие для казеннокоштных учеников. Вместе с тем, была острая необходимость постройки общежития для всех учеников семинарии. В 1836 г. семинарское правление для этой цели выкупило у купца Слатина четырехэтажный каменный дом с четырьмя каменными флигелями, рядом со Старо-Никитской церковью. К сожалению, устройство общежития на этом месте не состоялось, и в 1859 г. здание было продано для дальнейшего устройства в нем Тульской классической гимназии. Семинария по-прежнему располагалась близ Воронежской улицы7.

В семинарию обычно поступали дети священно- и церковнослужителей Тульской епархии, иногда приезжали обучаться иноепархиальные8. По словам исследователя П. И. Малицкого, с открытием семинарии в Туле существенно облегчилась возможность для духовенства епархии давать правильное образование своим детям, а тульские архипастыри получили возможность обновить состав духовенства подготовленными к служению церкви кандидатами9. До этого момента многие дети духовенства не имели образования из-за отдаленности Коломенской духовной семинарии. Это приводило к тому, что причты зачастую избирали себе полуграмотных кандидатов.

До 1808 г. в ТДС было 8 ординарных классов: богословский, философский, риторический, высший грамматический, низший грамматический, информаторский, письменный, русская школа. Экстраординарных классов до 1808 г. насчитывалось 4: еврейский, греческий (высший, низший), французский и пасхалический10.

Лучших своих воспитанников ТДС отправляла первоначально в Московскую славяно-греко-латинскую академию, чтобы в дальнейшем они могли стать преподавателями в родной семинарии. Как правило, для обучения в академию отправляли всего по 2 человека, да и то не каждый год. После открытия Санкт-Петербургской11 и Московской духовных академий12, в первую отправили 4 человека, а во вторую — 7. Некоторые из воспитанников ТДС по окончании курса обучения поступали в высшие светские учебные заведения, преимущественно в педагогический институт и медико-хирургическую академию13. Судьба воспитанников, отправленных на обучение в духовные академии, складывалась по-разному, однако некоторые все же возвращались в качестве преподавателей в свою родную семинарию. Так, после окончания обучения в Санкт-Петербурге в Тулу вернулись Козьма Михайлович Органов и Иван Григорьевич Базаров14. В 1820 г. ректором Тульской духовной семинарии был назначен магистр богословия архимандрит Моисей (Сахаров), который был родом

7 См.: РудневМ. Н. Тульская духовная семинария (историческая записка) // Столетие Тульской епархии: Сб., изданный по поводу празднования столетия Тульской епархии. Тула, 1902. С. 178-179.

8 См.: Там же. С. 158.

9 Малицкий П.И. Открытие Тульской епархии... С. 57.

10 См.: РудневН. История Тульской духовной семинарии (историческая записка). №9. С. 487-488.

11 В Санкт-Петербургскую духовную академию поступили: Иван Базаров (учитель инфор-маторского класса), Илья Любомудров (после окончания славяно-греко-латинской академии и не окончивший потом курса в Санкт-Петербургской), Павел Протопопов, четвертый неизвестен.

12 В Московскую духовную академию поступили: Михаил Сахаров (учитель высшего отделения уездного училища), Григорий Сахаров, Михаил Автономов, Димитрий Соколов (учитель низшего отделения уездного училища), Василий Мерцалов, Феодор Райский и Иван Райский, и Сергий Дружинин.

13 См.: РудневН. История Тульской духовной семинарии (историческая записка). №22. С. 497-498.

14 См.: Афремов И. История Тульского края (историческое обозрение Тульской губернии). Тула, 2002. С. 61.

из Тульской епархии. В его ректорство семинарская корпорация пополнилась новыми кадрами. После окончания Московской духовной академии в семинарию вернулись преподавать ее же воспитанники Михаил Петрович Мерцалов и Василий Иванович Красноцветов15.

В 1862 г. при ТДС была открыта ежедневная школа, где обучались мальчики, которые не жили при семинарии, а каждый день (кроме воскресных и праздничных дней) приходили на занятия. Школа разделялась на 3 класса. Предметы обучения были следующие: в 1 классе — русское чтение и письмо; во 2 классе — русское и славянское чтение, письмо, объяснение молитв, Священная история и арифметика; в 3 классе — углубленное изучение предметов 2 класса, а также вводились новые предметы, такие как правописание, объяснительное чтение избранных мест из Евангелия, объяснение Символа веры, основы географии16. К преподаванию в школе допускались только лучшие ученики высшего отделения ТДС.

В 1871 г. ежедневную школу реформировали в воскресную, как требовал действующий Устав духовных семинарий. Жителей города Тулы оповестили о том, что они могут отдать своих детей во вновь открытую школу. Примечательно, что объявление о наборе учеников в воскресную школу распространялось по распоряжению правления семинарии и ректора несколькими способами: 1) объявление опубликовали «Тульские епархиальные ведомости» и «Тульские губернские ведомости»; 2) командир Тульского оружейного завода генерал-майор Нотбек Владимир Васильевич разрешил донести информацию до рабочих; 3) полицмейстер не стал возражать и препятствовать против того, чтобы объявления расклеивали на фонарных столбах и стенах домов17.

При ТДС с самого начала ее существования действовала библиотека, которая была перевезена из Коломенской семинарии в 1800 г. Изначально фонд книг по разным наукам состоял из 1262 экземпляров в 2552 томах. К 1900 г. фундаментальная библиотека при ТДС насчитывала 5081 наименований в 10671 томах. Библиотека пополнялась различными способами: некоторые книги покупали, а некоторые жертвовали бывшие воспитанники. Так, в ТДС были пожертвованы крупные библиотеки покойных архиепископа Волынского Тихона (Покровского) и епископа Костромского Виталия (Щепетева), а также протопресвитера и духовника императорской семьи Василия Бажанова. В 1859 г. при семинарии была открыта ученическая библиотека, в которой имелся достаточный запас учебных пособий и книг для чтения (1705 названий в 2869 томах)18. Известно, что в конце XIX в. библиотекой за вознаграждение в размере 10 руб. в месяц заведовал помощник инспектора, кандидат богословия Виктор Иванович Георгиевский. Им же в 1899 г. был составлен точный и подробный каталог19.

26 декабря 1899 г. при семинарии было учреждено «Попечительство о воспитанниках Тульской духовной семинарии», которое ставило перед собой задачу улучшить жизнь воспитанников учебного заведения в физическом, учебном и нравственно-воспитательном отношении20.

В 1897 г. на XIX епархиальном съезде духовенства обсуждался вопрос о необходимости устроить общежитие семинарии для своекоштных воспитанников. Епископ, впоследствии митрополит Питирим (Окнов) издал резолюцию, согласно которой Правление семинарии сформировало комиссию для разработки этого вопроса21.

15 См.: Там же. С. 61.

16 См.: Ненарокомов И. Отчет о ревизии Духовно-учебных заведений Тульской епархии в 1869 г. СПб., 1870. С. 9-11.

17 См.: ГАТО. Ф. 6. Оп. 2. Д. 207. Л. 1-9.

18 См.: РГИА. Ф. 802. Оп. 10. 1901 г. Д. 54. Л. 33.

19 Там же. Л. 33 об.

20 См.: Яворский В. Дело об устройстве общежития для своекоштных воспитанников Тульской духовной семинарии // Тульские епархиальные ведомости. 1905. № 24. С. 610.

21 См.: Журналы XX Тульского епархиального съезда уполномоченных от духовенства по делам духовно-учебных заведений // Тульские епархиальные ведомости. 1900. № 3. С. 50.

Корпорация преподавателей Тульской духовной семинарии. 1915 г.

Вопрос, касающийся устройства общежития для всех вообще воспитанников, на повестку дня был поставлен еще в начале XX в., однако до 1900 г. общежитие было построено только для казеннокоштных учеников. Проблема заключалась в том, что состояние снимаемых квартир чаще всего было неудовлетворительным. Хорошее же жилье воспитанники не могли позволить себе снимать из-за дороговизны22. Для разрешения данного вопроса рядом с семинарией было найдено поместье с постройками, которое продавалось. Комиссия посчитала возможным и своевременным купить это поместье для размещения там общежития. Со своей стороны, правящий архиерей дал благословение на эту покупку. Долгое время искали деньги, но, в итоге, необходимую сумму так и не удалось, к сожалению, найти. В 1908 г. на очередном епархиальном съезде духовенства был констатирован тот печальный факт, что необходимой суммы на покупку поместья нет. Кроме того, как выяснилось, духовенство имело даже непогашенные долги23. Вопрос об общежитии был очень острым в связи с тем, что довольно большим было количество учащихся (доходившее в некоторые годы до 1900 человек).

Обратимся к статистике. Так, например, на годичном акте в 1904 г. в ТДС преподаватель Н. Покровский представил отчет, в котором содержались следующие данные: всего учеников на конец года обучалось 472, из них 250 человек проживало в семинарском общежитии. Из 250 человек: 90 содержалось на полном казенном обеспечение, 68 на половинном, имелось 15 стипендиатов и 75 своекоштных пансионеров. Кроме того, 120 учеников жили на съемных квартирах рядом семинарией и 102 человека являлись приходящими городскими учениками24.

22 См.; Яворский В. Дело об устройстве общежития для своекоштных воспитанников... С. 610-614.

23 См.: Протоколы XXVI съезда духовенства Тульской епархии // Тульские епархиальные ведомости. 1908. №36-37. С. 386.

24 См.: Годичный акт в Тульской духовной семинарии // Тульские епархиальные ведомости. 1904. № 20. С. 642.

Учительская Тульской духовной семинарии. 1915 г.

Особое внимание ТДС оказывал товарищ обер-прокурора Святейшего Синода Владимир Карлович Саблер, неоднократно посещавший эту духовную школу. В один из визитов, 17 сентября 1904 г., он прибыл в семинарию вместе с епископом Лаврентием (Некрасовым). В. К. Саблер присутствовал на занятиях, беседуя в классах с воспитанниками и наставниками. К воспитанникам выпускного класса он обратился со специальной речью. Владимир Карлович внимательно осмотрел ученические спальни, умывальную комнату, ученическую библиотеку, церковь и образцовую школу при семинарии25.

Для сохранения памяти о протоиерее Иоанне Кронштадтском городская дума 28 января 1909 г. учредила стипендию его имени в ТДС. Сумма в 200 рублей, по распоряжению Правления семинарии, выдавалась лучшему ученику, который впоследствии будет служить в священном сане26. Последнее положение было особо актуальным. К сожалению, как отмечают современные исследователи, в начале XX в. некоторые выпускники семинарии, а точнее — «наиболее способные и любознательные из семинаристов, как правило, не стремились к карьере священнослужителей, занимали активную гражданскую позицию, принимали участие в революционном движении»27. В 1914 г. по всей России из духовного ведомства выбыло 37,1 % выпускников семинарий. В XX в. все больше стал наблюдаться кризис духовного образования. Не обошел стороной этот процесс и ТДС, о чем еще будет сказано ниже несколько слов.

25 См.: Остроумов Н. Посещение духовной семинарии его превосходительством г. товарищем обер-прокурором Святейшего Синода В. К. Саблером // Тульские епархиальные ведомости. 1904. № 19. С. 603-604.

26 См.: Епархиальная хроника. Новая стипендия в духовной семинарии // Тульские епархиальные ведомости. 1909. №12. С.199; Положение о стипендии имени почившего протоиерея Иоанна Ильича Сергиева (Кронштадтского) при Тульской духовной семинарии // Тульские епархиальные ведомости. 1909. № 33. С. 406-407.

27 Сушко А. В. Духовные семинарии в России (до 1917 года) // Вопросы истории. 1996. № 11-12. С. 113.

Вместе с тем, многие выпускники принимали сан и часто вспоминали о родной школе и своих товарищах. Так, в 1911 г. в стенах ТДС состоялась встреча выпускников выпуска 1881 г. Из 36 воспитанников в живых осталось только 24, из которых только 9 лиц прибыло на встречу. 21 июня в семинарском храме они совершили Всенощное бдение, а на следующий день была отслужена Божественная литургия, панихида и молебен. За богослужениями поминали усопших наставников и товарищей, а также молились о здравии живущих. Затем состоялась трапеза с задушевными беседами и воспоминаниями, а также были прочитаны телеграммы от товарищей, которые не смогли принять участие во встрече. Собравшиеся решили ознаменовать свое собрание добрыми делами: 1) основать при семинарском храме вечный вклад для поминовения живых и умерших наставников и товарищей выпуска 1881 г., 2) образовать товарищеский комитет для сбора пожертвований и распределения их между нужда-ющимися28. Дальнейшие исследования помогут установить точные цифры, сколько именно выпускников ТДС приняли священный сан, сколько без сана служили в духовном ведомстве, сколько вышли из духовного ведомства и т. п.

Революционные события 1917 г. затронули образовательный процесс в ТДС. Советская власть намеревалась уничтожить духовное образование в стране29. В 1918 г. епископ Иувеналий (Масловский) на I епархиальном собрании предложил создать вместо существующей семинарии специальную 4-х годичную пастырскую школу, чтобы в неё могли поступать без экзаменов мальчики, окончившие духовное училище, второклассную школу или высшее начальное училище. Епархиальное собрание поддержало владыку30, однако никакого продолжения это начинание не имело. Окончательно семинария была закрыта в 1918 г.

Администрация и преподавательский состав ТДС

После перенесения семинарии из Коломны в Тулу на должности ректора духовной школы продолжал находиться архимандрит Галактион. Однако уже с 1801 г. и до 1807 г. в ТДС не было ректора, что в литературе объяснялось отсутствием в то время в Туле ученого архимандрита31. Согласно служебной инструкции, в обязанности ректора входило наблюдение за обучением, воспитательной и хозяйственной частью семинарии. За период существования ТДС должность ректора занимало восемнадцать человек32, из которых лишь несколько относились к белому духовенству. Из всех ректоров семинарии можно выделить архимандритов Никандра (Покровского) и Алексия (Симанского).

28 См.: Вьяков А., свящ. Товарищеский съезд семинарских воспитанников выпуска 1881 года // Тульские епархиальные ведомости. 1911. №41. С. 674-675.

29 См.: Постановление (Инструкция) Народного Комиссариата Юстиции о порядке проведения в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» // Конфессиональная политика советского государства. 1917-1991 гг.: Документы и материалы: в 6 т. Т. 1. В 4 кн.: 1917-1924 гг. Кн. 3: Народные комиссариаты СНК РСФСР (1917-1924) и СНК СССР (19221924): проведение в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». М., 2018. С. 36.

30 См.: Епархиальная жизнь // Тульские епархиальные ведомости. 1918. №17-18. С. 219.

31 См.: Руднев М.Н. Тульская духовная семинария (историческая записка). С. 151.

32 Архимандрит Галактион (Пономарёв) — 1801; с 1802 по 1807 гг. ректоров не было, управлением семинарии занималось Правление; архимандрит Киприан (Никитин) — 1807-1820; архимандрит Моисей (Сахаров) — 1820-1825; иеромонах Павел (Моркович) — 1825; архимандрит Агапит (Вознесенский) — 1826-1829; архимандрит Стефан (Зелятров) — 1829-1833; архимандрит Варлаам (Успенский) — 1833-1834; архимандрит Никон (Щеглов) — 1834-1843; архимандрит Анастасий (Лавров) — 1843-1850; архимандрит Никандр (Покровский) — 1850-1859; архимандрит Андрей (Поспелов) — 1859-1868; протоиерей Александр Романов — 1868-1895; архимандрит Филарет (Никольский) — 1895-1898; архимандрит Феодосий (Феодосиев) — 1898-1903; архимандрит Георгий (Ярошевский) — 1903-1906; архимандрит Алексий (Симанский) — 1906-1911; архимандрит Корнилий (Соболев) — 1911-1917; протоиерей Пётр Павлушков — 1917-1918.

Архимандрит Никандр (Покровский) возглавлял ТДС в период с 1850 по 1859 гг. Свое семинарское и академическое образование он получил в Киеве, где его отец был смотрителем духовного училища. Окончил Киевскую академию в 1839 г. со степенью магистра, а затем был определен на должность профессора гражданской истории и греческого языка в Орловскую духовную семинарию. В 1842 г. он был переведен в качестве профессора Священного Писания в Киевскую семинарию. В 1844 г. назначен на должность профессора и инспектора в Екатеринославскую семинарию, а с 1848 г. стал ректором этой семинарии. Еще через два года архимандрит Никандр был назначен ректором и профессором богословских наук в ТДС. К моменту назначения в Тулу отец Никандр уже имел большой преподавательский и административный опыт, что позволило ему за годы управления ТДС привести в порядок ее учебную, воспитательную и хозяйственную часть33. Впоследствии административный опыт на посту ректора ТДС будет полезен архимандриту Никандру, когда он, уже в сане епископа, будет управлять Тульской и Белевской епархией.

Ещё одним выдающимся ректором ТДС являлся архимандрит, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский), чья деятельность представляет особый интерес. Дело в том, что он занял должность ректора в сложный период, когда в среде семинаристов господствовали протестные настроения. Так, в 1907 г. студенты ТДС устроили против архимандрита Алексия бунт. Более того, газета «Колокол» сообщала, что семинаристы совершили покушение на его жизнь34. После этого ректор выступил с инициативой закрыть учебное заведение, с чем согласилось семинарское Правление. Однако правящий епископ Лаврентий (Некрасов) отменил данное постановление. Его решение поддержал XXV съезд духовенства Тульской епархии, который постановил: «Благодарить Его Преосвященство, Пре-освященнейшего епископа Лаврентия за то, что своей мудрой резолюцией он дал возможность нашей учащейся молодежи продолжить свое образование и не терять попусту лучшие годы жизни»35.

Ректору оставалось только в непростых условиях искать пути для нормализации ситуации. И это ему удалось. Впоследствии воспитанник VI класса А. Покровский в своей речи во время прощания с отцом Алексием — вследствие его назначения в 1911 г. на должность ректора в Новгородскую духовную семинарию — сказал в его адрес следующие слова: «Пребывание Ваше в Тульской семинарии должно оставить по себе хорошую память. Правда, возникали иногда нестроения в семинарской жизни, нарушавшие ее мирное течение; слишком бурно иногда прорывались наружу молодые силы, вызывая для себя некоторые нежелательные последствия... Благодаря Вашему деятельному участию, жизнь снова входила в свою колею, а от прошедших беспорядков оставалось впечатление просто каких-то недоразумений. Ведь нет сомнения, что, поступая так или иначе, Вы только исполняли свой долг, и в тоже время Вами всегда руководило искреннее желание принести нам пользу»36. Другой воспитанник VI класса, Вениамин Глаголев в своей речи подтверждал своими словами речь своего товарища: «Мы, пять слишком лет проучившиеся в стенах нашей родной семинарии, мы — свидетели тому, что Ваше отношение к нам было простым и добрым, а потому и деятельность плодотворной»37.

33 Д. Б. К. Никандр, архиеп. Тульский и Белевский // Православная энциклопедия. Т. XLIX. М., 2018. С. 395.

34 См.: КолывановГ.Е. Проблемы духовного образования в России в конце XIX — начале XX в. // Седмица. Ц^: http://www.sedmitza.ru/text/410426.html (дата обращения: 15.02.2020).

35 ККУ-й съезд духовенства Тульской епархии. Журнал № 22 // Тульские епархиальные ведомости. 1907. №29. С. 21.

36 Проводы бывшего отца ректора Тульской семинарии, архимандрита Алексия (речь воспитанника VI класса А. Покровского) // Тульские епархиальные ведомости. 1911. № 43. С. 717.

37 Проводы бывшего отца ректора Тульской семинарии, архимандрита Алексия (речь воспитанника VI класса Вениамина Глаголева) // Тульские епархиальные ведомости. 1911. №43. С. 718.

Домовая церковь Тульской духовной семинарии. 1915 г.

Архимандрит Алексий поблагодарил учеников за добрые слова и просил не прерывать с ним духовных связей, а также выразил надежду, «что, пользуясь удобствами, какими обставлены ученические экскурсии, воспитанники Тульской семинарии посетят древнейший из русских городов, где он окажет им родственный прием и внимательное руководство в ознакомлении с историческими памятниками города и его святынями»38. Стоит сказать, что в годы ректорства в ТДС (1906-1911) архимандрит Алексий в каникулярное время посещал святыни Санкт-Петербурга, Москвы, Курска, Орла, Белгорода, Пскова, Новгорода, Оптиной пустыни и Саровской пустыни39. Часто эти паломничества он совершал вместе с воспитанниками семинарии.

Перед отъездом архимандрита Алексия из Тулы, в квартире инспектора семинарии собралась вся семинарская корпорация и члены корпорации Тульского духовного училища, чтобы попрощаться с теперь уже бывшим ректором ТДС. Также присутствовал архиепископ Тульский Парфений (Левицкий). Примечательно, что инспектор семинарии П. И. Павлушков в своей речи упомянул те проблемы, с которыми пришлось столкнуться отцу Алексию: «В управление Тульской семинарией Вы вступили в ту пору, когда духовная наша школа повсюду едва только начинала оправляться от натиска пронесшейся по ней бури, многое в ней возмутившей, потревожившей, сдвинувшей с места, школу приходилось в те дни собирать почти сызнова. Не заносчиво-властным и жестким распорядителем вошли Вы в обширную и сложную область врученного Вам педагогического дела. С полным и открытым доверием отнеслись Вы тогда к новым Вашим сотрудникам, с истинным доброжелательством — к новым Вашим питомцам»40.

38 Проводы бывшего отца ректора Тульской семинарии, архимандрита Алексия (речь архимандрита Алексия (Симанского)) // Тульские епархиальные ведомости. 1911. №43. С. 718-719.

39 См.: Одинцов М. И. Патриарх Алексий I (Симанский) // Православная энциклопедия. Т. I. М., 2000. С. 679.

40 Проводы бывшего отца ректора Тульской семинарии, архимандрита Алексия (речь инспектора семинарии П. И. Павлушкова) // Тульские епархиальные ведомости. 1911. №43. С. 719-720.

Учащиеся 2 класса Тульской духовной семинарии. 1915 г.

Преподаватель семинарии Г. В. Любомудров отметил, «что в тревожные минуты семинарии, которые случались особенно в начале его ректорства, когда жизнь не в духовных только, но и в других школах вытолкнута была разными веяниями и течениями из обычно русла, он не закрывался спиной других, а смело шел с словом наставления и вразумления в среду возбужденной молодежи»41.

Из этих речей воспитанников и преподавателей можно сделать вывод, что бывший ректор ТДС архимандрит Алексий, вступив в свою должность в сложное время, сумел тем не менее наладить взаимоотношения с корпорацией и учащимися, и обустроить внутреннюю жизнь духовной школы. Примечательно, что отца Алексия назначили в Новгородскую духовную семинарию, в которой тоже происходили протестные выступления, и тоже с попыткой покушения на ректора.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень воспитания и преподавания в семинарии напрямую зависел от людей, которые занимали преподавательские должности. Именно они давали пример учености и нравственности своим воспитанникам. За всё время существования ТДС было немало преподавателей, которые, действительно, были образцами для подражания в христианской и научной жизни. Они прекрасно владели своим предметом и умели интересно преподнести своим ученикам материал того или иного урока.

Преподавательская корпорация духовной семинарии постоянно пополнялась выпускниками Московской, Санкт-Петербургской и Киевской духовных академий. Как правило, преподаватели имели степень кандидатов или магистров богословия. Таких преподавателей в ТДС было много, но обращают на себя внимание следующие: епископ Никон (Богоявленский), протоиерей Александр Иванов, протоиерей Георгий Панов, протоиерей Михаил Мерцалов, протоиерей Николай Дружинин, священник Гавриил Успенский, Иван Михайлович Мерцалов, Сергей Николаевич

41 Проводы бывшего отца ректора Тульской семинарии, архимандрита Алексия (речь преподавателя П. И. Малицкого и семинарии Г. В. Любомудрова) // Тульские епархиальные ведомости. 1911. №44. С. 731-732.

Терновский, Александр Козьмич Органов, Николай Иванович Троицкий, Николай Павлович Покровский, Александр Иванович Бриллиантов, Матвей Данилович Руднев, Василий Петрович Нечаев, Василий Иванович Шумов, Андрей Григорьевич Дружинин, Афанасий Дмитриевич Державин, Сергей Иванович Покровский, Василий Никифорович Троицкий, Павел Иванович Малицкий, Михаил Николаевич Руднев, Иван Николаевич Корсунский, Василий Семёнович Георгиевский. Каждый из названных наставников, вне всякого сомнения, заслуживает особого внимания и отдельного разговора.

В данном случае можно отметить преподавательский талант Сергея Ивановича Покровского, который более 30 лет прослужил в должности преподавателя в Тульской епархии, из которых 12 лет преподавал в семинарии гомилетику, литургику, практическое руководство для пастырей, Священное Писание. По словам современников, Покровский обладал обширными знаниями, которые выходили за рамки учебных руководств и пособий: «Его классные уроки отличались богатым содержанием, ясностью изложения, часто сопровождались живыми образами, примерами и иллюстрациями. Самые сухие отвлеченные положения у него облекались в ясные, наглядные формы»42. Воспитанник VI класса семинарии Сергей Щеглов в своей речи во время погребения преподавателя отмечал его преподавательский метод: «Ты не требовал от ученика внешнего заучивания, бессознательного, хотя и красивого ответа "наизусть", но постоянно настаивал на разумном усвоении уроков»43.

Ревизор С. И. Миропольский в 1896 г. оставил положительный отзыв о том, как С. И. Покровский провел урок, отметив его обширные научные знания и опытность в изложении материала. Другой ревизор, Ф. Н. Белявский в 1908 г. написал о С. И. Покровском следующее: «Это — глубокий и серьезный, хорошо знающий преподаватель. Единственный недостаток преподавателя — это несколько неясная, торопливая дикция»44. Помимо преподавательской деятельности Сергей Иванович написал несколько научных трудов. Его «Методика народной школы» была признана лучшим пособием по данному вопросу. Его перу также принадлежит курс практического руководства для пастырей, который по своей значимости не уступает трудам известного профессора Киевской духовной академии В. Ф. Певницкого45. Много научных статей Сергея Ивановича можно найти на страницах «Тульских епархиальных ведомостей» (далее — ТЕВ).

Что касается ТЕВ, то этот епархиальный орган с благословения священноначалия и усилиями преподавателей Тульская и Белевская епархия начала издавать с 1 января 1862 г. На его страницах можно найти различные материалы, связанные с историей ТДС. Это были сведения по истории учебного заведения, проповеди и речи ректоров и преподавателей, разрядные списки учеников, объявления о начале приемных экзаменов и другие материалы. Многие преподаватели получили возможность публиковать свои научные статьи для широкого круга читателей46. Научная работа в основном велась в таких направлениях, как история Тульской епархии, краеведение, биографические материалы, храмы и монастыри епархии, катехизация и религиозное просвещение народа, а также переводы с древнегреческого языка. Много работ на страницах ТЕВ посвящено богословию, общей и русской церковной истории, философии.

42 Малицкий П. Сергей Иванович Покровский // Тульские епархиальные ведомости. 1914. № 43. С. 626.

43 Щеглов С. Речь воспитанника VI класса Тульской духовной семинарии Сергея Щеглова, сказанная при погребении преп. Сергея Ив. Покровского 10-го октября 1914 г. // Тульские епархиальные ведомости. 1914. №43. С. 630.

44 Цит. по: Малицкий П. Сергей Иванович Покровский. С. 626.

45 См.: Там же. С. 626.

46 См.: ИвановА.Н, прот. Тульские епархиальные ведомости (с 1862 г. по 1899 г.) // Столетие Тульской епархии: Сб., изданный по поводу празднования столетия Тульской епархии. Тула, 1902. С. 601.

Преподаватель ТДС П. И. Малицкий47 написал учебное пособие «Курс общей христианской церкви»48 и просил епархиальный съезд духовенства, чтобы каждый приход Тульской епархии приобрел этот его научный труд в количестве одного экземпляра. Его прошение было удовлетворено единогласно с такой формулировкой: «Хорошо зная имя уважаемого автора сей книги, и имея в виду, что книги такового содержания в церковных библиотеках нет, а она необходима»49. Этот эпизод может служить иллюстрацией того, что даже видные ученые испытывали финансовые трудности, и им была необходима материальная поддержка. Судьба П. И. Малицкого трагична — он, будучи выдающимся историком-краеведом, автором учебников и книг, умер в 1919 г. в полной бедности. Его перу принадлежит обширный научный труд «Приходы и церкви Тульской епархии»50. На страницах ТЕВ опубликованы его различные статьи, а также некрологи.

В стенах ТДС, начиная с 1893 г., трудился известный историк Церкви и богослов Александр Иванович Бриллиантов, который в 1900 г. был перемещен на должность доцента в Санкт-Петербургскую духовную академию51, сменив по кафедре истории Древней Церкви преждевременно скончавшегося известного профессора В. В. Болото-ва52. В Тульской семинарии Бриллиантов был преподавателем обличительного богословия, истории и обличения раскола, а также библиотекарем. Кроме этого, с 1896 г. Александр Иванович исполнял обязанности епархиального миссионера53.

Преподавательская корпорация ТДС вплоть до 1918-1919 учебного года имела в своем составе высокообразованных и талантливых наставников. Подтверждением этому служит хотя бы тот факт, что многие выпускники семинарии, получая высококлассное образование, поступали в духовные академии, а также становились выдающимися церковными и светскими деятелями.

особенности учебно-воспитательного процесса в тДС

С самого начала своего существования и вплоть до 1814 г. ТДС включала все ступени обучения. В дальнейшем учебный процесс строился на основании принимавшихся уставов духовных семинарий, а также на указах правящих архиереев Тульской епархии. После 1814 г. были открыты уездные и приходские училища. В семинарии продолжали обучаться учащиеся прежних богословского, философского и риторического классов. Теперь обучение разделялось на три отделения: высшее (богословское), среднее (философское), низшее (риторическое, или словесное). Каждое отделение состояло из двухгодичного курса.

Комиссия духовных училищ оказывала влияние на учебный процесс в семинарии. Так, с 1821г. в ТДС изучение еврейского языка стало обязательным для всех студентов высшего отделения. Ученики среднего и низшего отделения обязательно стали изучать на выбор один из языков: французский или немецкий. В 1840 г. изменилось распределение предметов между преподавателями. Одно из ключевых изменений коснулось латинского языка, который стали теперь изучать как самостоятельный предмет. «Классическим» же языком преподавания стал русский.

47 К сожалению, жизнь и деятельность П. И. Малицкого никак не отражены на страницах ныне издаваемой «Православной энциклопедии».

48 Этот учебник впоследствии активно использовался в учебном процессе в Ленинградской духовной семинарии.

49 Протоколы XXVIII епархиального съезда духовенства Тульской епархии. Протокол № 13 // Тульские епархиальные ведомости. 1909. № 19-20. С. 20.

50 Малицкий И.П. Приходы и церкви Тульской епархии. Тула, 1895. 781, XLIII с.

51 См.: Бурега В.В. А. И. Бриллиантов // Православная энциклопедия. Т. VI. М., 2003. С. 249-250.

52 См.: БриллиантовА. И. ПрофессорВ.В.Болотов: биографический очерк // Христианское чтение. 1910. №4. С.421-442; №5/6. С.563-590; №7/8. С.830-854; КарпукД.А. Богословская наука в Санкт-Петербургской духовной академии (К 295-летию со дня основания и 70-летию со дня возрождения) // Христианское чтение. 2016. № 6. С. 15.

53 См.: Руднев М.Н. Тульская духовная семинария (историческая записка). С. 215.

Спальня. Тульская духовная семинария. 1915 г.

В 1848 г. инспектор Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит, впоследствии митрополит Макарий (Булгаков) произвел ревизию ТДС54. 21 мая он ознакомился с журналами и книгой поведения учеников, а также осмотрел библиотеку, больницу, ученические и другие помещения семинарского дома и купленный для семинарии у купца Слатина дом55. 22 мая отец Макарий произвел испытание учеников всех отделений по различным предметам. Кроме этого, ревизором были предложены темы для написания письменных сочинений. Учащиеся высшего отделения писали работы на тему: «Как понимать учение Православной Церкви о мытарствах?», среднего отделения — «Какое главное назначение души человеческой?», низшего отделения — «Характер верного сына отечества». Затем ревизор осмотрел Тульские церковные училища56.

Согласно новым требованиям, в 1840 г. необходимо было вводить в духовных учебных заведениях такие дисциплины как сельское хозяйство и медицину. В ТДС класс медицины был открыт в 1845 г., а класс сельского хозяйства и естественной истории — в 1846 г. В 1854 г. при семинарии было открыто миссионерское отделение против раскола. В 1866 г. было прекращено преподавание медицины, сельского хозяйства и естественной истории, но была открыта кафедра педагогики57.

С 1868-1869 учебного года в семинарии была проведена реформа, обусловленная введением устава 1867 г. Шестилетний курс на трех отделениях, с двухгодичным сроком обучения, был разделен на шесть одногодичных классов. С этого времени первые четыре класса стали общеобразовательными, а V и VI классы — с уклоном

54 В этом же году архимандрит, впоследствии митрополит Московский Макарий (Булгаков) проводил ревизию еще Тверской и Орловской духовных семинарий. См.: Карпук Д.А. Макарий (Булгаков), митрополит // Православная энциклопедия. Т. XLII. М., 2016. С. 489.

55 ГАТО. Ф. 6. Оп. 1. Т. 2. Д. 1470. Л. 3.

56 См.: Там же. Л. 3 об.

57 См.: Руднев М.Н. Тульская духовная семинария (историческая записка). С. 159-167.

Струнный оркестр. Тульская духовная семинария. 1915 г.

на богословские предметы. Приоритетным предметом во всех классах было Священное Писание. Языки изучали только в первых четырех классах. В свободное от занятий время желающие могли изучать церковное пение, еврейский язык, иконопись и гимнастику. После введения устава 1867 г. в семинарию начали принимать всех желающих православного исповедания из всех сословий.

В 1884 г. был введен новый семинарский устав, который внес новые изменения в жизнь семинарии: 1) стали преподавать новые предметы — библейскую историю, сравнительное богословие, историю и обличение русского раскола, — другие же предметы, наоборот, были сокращены; 2) вместо изучения философских учений стали преподавать основы и краткую историю философии; 3) по некоторым предметам было увеличено количество занятий; 4) церковное пение было включено в число обязательных предметов, а языки стали преподавать во внеклассное время; 5) изменился порядок преподавания некоторых предметов; 6) была открыта образцовая церковно-приходская школа при семинарии, введена штатная должность законоучителя58.

Большинство поступающих в ТДС являлись выпускниками духовных училищ. Для зачисления в семинарию им было необходимо сдавать вступительные экзамены. В архивных материалах имеется информация о том, что, например, в 1900-1901 гг. наблюдался низкий уровень подготовки поступающих из духовных училищ. Так, на экзамене ученики показали самые слабые знания по арифметике и русскому языку: «Из 41 ученика Тульского училища 21 получили по арифметике балл ниже 2 (в том числе 13 получили по единице); из 14 учеников Веневского училища неудовлетворительный балл получили 10 человек. По русскому языку из 41 ученика Тульского училища неудовлетворительный балл (ниже 2 1/2 ) получили 12 человек, из 15 учеников Белевского училища такой же балл получили 6 человек»59.

58 См.: Там же. С. 156-172.

59 РГИА. Ф. 802. Оп. 10. 1901 г. Д. 54. Л. 23 об.

Кроме обязательных предметов обучения, учащиеся имели возможность заниматься музыкой и живописью. Так, за 1903-1904 учебный год занимающихся музыкой было 103 ученика, а живописью — 28. Воспитанники имели возможность заниматься на разных музыкальных инструментах. Из 103 человек 87 занималось на струнных, а остальные 16 на фисгармонии60.

Учебный процесс в ТДС, как отмечалось выше, регламентировался на протяжении всего времени главным образом Уставами, которые утверждались Св. Синодом. Воспитательный процесс в семинарии также был подчинен Уставам и инструкциям Правления семинарии. Например, в 1801 г. Правление семинарии издало следующую инструкцию: «Предписание, какое должно иметь смотрение за поведением семинаристов на квартирах».

Согласно нормативным документам XIX в., все учащиеся должны были в обязательном порядке посещать богослужения и приступать к таинствам исповеди и Евхаристии. Учителя же должны были следить за тем, чтобы учащиеся не пропускали уроки, в противном случае посещали квартиры для выяснения причин отсутствия. Правление семинарии из числа семинаристов выбирало сеньоров и инспекторов61. Так была устроена воспитательная система до преобразований 1814 г. При Уставе 1814 г. большое значение в деле воспитания придавалось институту старших. Однако здесь имелись недостатки, поскольку, по словам исследователей, «институт старших иногда развивал в учениках шпионство, интриганство, сплетничество, взяточничество, лесть»62.

В ТДС обучалось достаточно много человек, за воспитанием которых наблюдал ректор и инспектор, но в 1829 г. была введена дополнительная должность — помощника инспектора. Главной обязанностью помощника было содействие инспектору в воспитательном деле. В его обязанности входило: 1) наблюдение за посещением учениками учебных занятий и богослужений; 2) проверка посещаемости уроков и посещение квартир отсутствующих учеников, а также некоторые другие обязанности63. В 1893 г. в семинарии насчитывалось уже 3 помощника инспектора.

Безусловно, роль и значимость инспектора и помощника инспектора зависели от личности ректора. Например, иеромонах Никодим (Казанцев) вспоминает о своей службе в начале 1830-х гг. в должности инспектора во время ректорства архимандрита Стефана (Зелятрова): «Я приехал в Тулу, он был год уже ректором и успел прослыть жестоким. Это он знал, и тем любовался, почитая за то себя образцовым. Меня, как инспектора, он трактовал не больше, как послушником. Моих мнений ни о чем знать и слышать не хотел, почитая либо себя слишком знающим, либо меня ничего не поминающим; я только подписывал бумаги»64. Как результат, нередко инспектор находился в противостоянии с ректором, выражая сочувствие семинаристам: «Впоследствии это мне, отчасти по самолюбию, сделалось больно; а больше я не мог быть равнодушным к стону семинаристов, которые имели несчастие подпадать под его железный гнет. Я не раз хотел заступиться там и здесь тогда, как с своей стороны находил сентенцию ректора жестокой, заступления были ничтожны. Дела делались, как хотел ректор»65. Как правило, если инспектор не находил общего языка с ректором, то он вскоре просил о переводе.

60 См.: Годичный акт в Тульской духовной семинарии. С. 644.

61 Сеньоры назначались из числа лучших студентов богословия, которые следили за поведением всех семинаристов. Инспекторами являлись несколько студентов богословия и философии, которые назначались в помощь сеньору.

62 Руднев М. Н. Педагогические приемы, применявшиеся в Тульской духовной семинарии за время действия в ней устава семинарий, высочайше утвержденного 30 августа 1814 г., до реформы семинарии по уставу 1867 г. // Тульские епархиальные ведомости. 1906. № 20. С. 375.

63 См.: Руднев М.Н. Тульская духовная семинария (историческая записка). С. 176-177.

64 Никодим (Казанцев), еп. Мое первое житие и инспекторство в Тульской семинарии (1830 с 12 сентября по 15 мая 1832) // Тульские епархиальные ведомости. 1911. № 11. С. 229.

65 Там же. С. 230.

В семинарии для поддержания порядка среди учащихся существовала система наказаний и поощрений. Высшим наказанием было, разумеется, исключение из числа учащихся и из духовного звания: «Более других проявлявшимся поступком, который вызывал в нашей семинарии случаи увольнения учеников было самовольное оставление ими учебных занятий и продолжительная отлучка из семинарии...»66. Один из выпускников семинарии середины XIX в. вспоминал о наказаниях: «В то время, до 1863 года, розги были в низших училищах, до поступления в семинарию, в полном ходу. Секли за все: в классах училища за незнание уроков и поведение, — кто только хотел.»67. Конечно, во второй половине XIX в. от наказаний розгами отказались. Но сама строгость, доходящая иногда до непозволительных крайностей, никуда не исчезла. Рано или поздно это должно было привести к печальным последствиям. Так, в период с 1880 по 1900 гг. в ТДС учениками было проведено 15 демонстраций68. «Постепенно из года в год дух своеволия в учениках более и более развивался, авторитет власти в их глазах ослабевал, дисциплина расшатывалась, распущенность увели-чивалась»69 и «.от свиста, крика и хлопанья в ладоши ученики постепенно перешли к демонстративному кашлю в церкви и к бросанью сапожными щетками, швабрами, кружками, ведрами, поленьями, камнями и другими предметами в лицо инспекторского надзора»70.

В ТДС к началу 1900-1901 учебного года были составлены и отпечатаны подробные правила поведения учеников, регулирующие жизнь в духовных школах71. Однако уже в ноябре 1900 г. произошла 16 демонстрация, которая закончилась беспорядками72. Последовала реакция Правления семинарии и в дело вмешался Учебный комитет при Св. Синоде, в результате чего за участие в беспорядках был уволен 21 ученик73. Для усиления надзора за учениками в начале 1901-1902 учебного года Правление ТДС учредило две должности надзирателей с жалованьем по 300 рублей. Любопытно, что кандидатами на эту должность могли быть и студенты74.

Существовала также насущная необходимость в привлечении родителей к воспитанию детей, о чем в 1902 г. ректор семинарии архимандрит Феодосий сообщал следующее: 1) своекоштные студенты не всегда приходят на учебу в форменной одежде, за это должны быть ответственны родители; 2) воспитанники, живущие дома вместе со своими родителями, были замечены в несоблюдении правил дисциплины. Правление семинарии со своей стороны обязывало родителей следить за поведением своих детей75.

В 1906 г. в ТДС произошло серьезное происшествие. На жизнь ректора архимандрита Георгия (Ярошевского)76 было совершено покушение. Группа неизвестных

66 Руднев М.Н. Педагогические приемы. С. 371.

67 Остриков Н.А. Прощальная речь к бывшим товарищам офицерам лейб-Богородицкого императора Александра III полка, сказанная 11 марта 1901г. // Тульские епархиальные ведомости. 1902. № 15. С. 375.

68 См.: РГИА. Ф. 802. Оп. 10. 1900 г. Д. 80. Л. 78.

69 РГИА. Ф. 802. Оп. 10. 1901 г. Д. 54. Л. 5.

70 Там же. Л. 5 об.

71 Там же. Л. 22.

72 См.: РГИА. Ф. 802. Оп. 10. 1900 г. Д. 80. Л. 78.

73 См.: РГИА. Ф. 802. Оп. 10. 1901 г. Д. 54. Л. 30.

74 См.: От правления Тульской семинарии // Тульские епархиальные ведомости. 1901. №20. С. 297.

75 См.: Феодосий, архим. От правления Тульской семинарии // Тульские епархиальные ведомости. 1902. № 13-14. С. 250-251.

76 Примечательно, что архимандрит, впоследствии епископ и ректор Санкт-Петербургской духовной академии Георгий (Ярошевский) в конце концов погиб в результате покушении на него со стороны архимандрита Смарагда (Латышенко) в 1923 г. в Польше. См.: Лабын-цев Ю.А., Щавинская Л.Л. Георгий (Ярошевский), митр. // Православная энциклопедия. Т. XI. М., 2006. С. 39-40; КарпукД.А. История Санкт-Петербургской духовной академии (1889-1918гг.). Дисс. ... канд. богословия. СПб., 2008. С. 44-46.

злоумышленников угрожали ему, его сестре и племяннику. Один из нападавших был вооружен револьвером, но в итоге все закончилось только угрозами и кражей машинки «Ремингтон»77. Ректор доложил епархиальному архиерею об этом происшествии, а также сообщил о целой череде беспорядков, произошедших за несколько дней до этого покушения: в садике была сломана беседка, и сначала в молельне, а потом и в гостиной были выбиты окна78. Архимандрит Георгий не знал, кто мог совершить вооруженное нападение, но остальные происшествия связывал с деятельностью семинаристов. Стоит заметить, что во всех случаях злоумышленники так и не были выявлены.

В 1907 г. было совершено покушение, как уже отмечалось выше, на ректора архимандрита Алексия (Симанского). После этих событий волнения пошли на спад, в чем была большая заслуга ректора, который смог предпринять целый ряд мер, направленных на стабилизацию положения.

К началу XX в. сложился следующий ежедневный распорядок. Ученики вставали в 7 часов утра. Затем следовали обязательные утренние молитвы, после которых открывалась столовая до 8:30. В 8:40 все учащиеся должны были находиться без опозданий в классах. После уроков и обеда до 17:30 ученики имели право выходить в город. Впрочем, выход в город разрешался в форменной одежде и при соблюдении правил поведения. С 17:30 до 21:00 ученики должны были готовить уроки. В 21:00 — ужин, а в 22:00 все собирались на общую вечернюю молитву в церковь79. В летний период семинаристы обычно отправлялись домой на каникулы. Но иногда администрация организовывала для учащихся экскурсии. Так, например, группа семинаристов в 1909 г. совершила поездку в Сухум. На страницах ТЕВ впоследствии были напечатаны путевые заметки80.

Образовательный и учебный процесс всех поколений учащихся ТДС неразрывным образом был связан с богослужебной практикой, которая проходила в домовой церкви при семинарии. Первоначально учащиеся ТДС не имели собственного храма, поэтому в воскресные и праздничные дни на богослужения собирались обычно в кафедральный собор города. Обыкновенно учащиеся приходили в церковь заранее, так как до начала Литургии один из наставников семинарии преподавал катехизическое учение.

Вопрос о строительстве храма при семинарии начали обсуждать после того, как семинария в 1817 г. приобрела у купца Сушкина поместье под новое общежитие. 29 апреля 1819 г. при участии епископа Тульского Авраама (Шумилина), преподавателей и учеников была совершена закладка церкви и нового семинарского корпуса. Однако только через 10 лет, в 1829 г., уже следующим епископом Тульским Дамаски-ном (Россовым) церковь, располагавшаяся на третьем этаже, была освящена во имя Живоначальной Троицы. В 1858 г. архитектор Михайлов предложил перенести церковь на 2 этаж, где она и должна была первоначально находиться. Из-за финансовых трудностей церковь была перенесена только в 1864 г. и вновь освящена во имя Святой Троицы81.

С конца 1870 г. в семинарских зданиях проводились масштабные ремонтные работы. Была отремонтирована в том числе и церковь Святой Троицы. После этого 24 апреля 1877 г. возобновленную семинарскую церковь, согласно резолюции архиепископа Никандра (Покровского), освятили во имя Софии-Премудрости Божией. В конце 1890-х гг. для семинарской церкви было отведено место в новой пристройке,

77 См.: РГИА. Ф. 802. Оп. 10. 1906 г. Д. 41. Л. 2 об.

78 Там же. Л. 5-Л. 5 об.

79 Правила для воспитанников Тульской духовной семинарии // Тульские епархиальные ведомости. 1908. №38-39. С. 400-401.

80 Сенявин В. От Кисловодска до Сухума (Путевые записки) // Тульские епархиальные ведомости. 1909. №40. С. 681-691; №41. С. 706-709.

81 См: Руднев М. Н. Свято-Софийская, бывшая Свято-Троицкая, церковь при Тульской духовной семинарии // Тульские епархиальные ведомости. 1899. №14. С. 652-657.

Могила преподавателя Тульской духовной семинарии, историка Церкви, краеведа Павла Ивановича Малицкого (1851-1919) на Всехсвятском кладбище г. Тулы

на восточной стороне главного корпуса семинарии. В 1898 г. впервые над церковью была устроена звонница с крестом наверху. Предыдущая звонница не была капитальным строением, а располагалась около семинарского сада под навесом на деревянных столбах82. 5 октября 1900 г. состоялось освящение семинарской церкви, которую заново построили. Это строительство продолжалось два года, в течение которых воспитанники семинарии и прихожане были вынуждены посещать разные приходские церкви. Церковь при семинарии освятил епископ Питирим (Окнов) во имя Святой Софии — Ипостасной Премудрости Божией83.

Храм ТДС посещали и прихожане, живущие рядом, которые «издавна привыкли находить для себя религиозно-нравственное утешение в семинарской церкви»84. До 1846 г. при семинарском храме не было штатной должности священника, а богослужения совершали экономы и инспекторы семинарии. И только с 1846 г. появляется свободная вакансия священника, которую первым стал занимать священник Гавриил Успенский. Во время своего обучения некоторые воспитанники служили при семинарской церкви диаконами85.

Будущий митрополит Евлогий (Георгиевский) в 1882-1888гг. обучался в ТДС и оставил воспоминания, ставшие уже классическими, об отношении семинаристов к вере и богослужению в церкви: «К обедне, ко всенощной ходили, но в задних рядах, в углу, иногда читали романы; нередко своим юным атеизмом бравировали. Не пойти на исповедь или к причастию, обманно получить записку, что говел — такие случаи бывали. Один семинарист предпочел пролежать в пыли и грязи под партой всю обедню, лишь бы не пойти в церковь. К церковным книгам относились без малейшей бережливости; ими швырялись, на них спали.»86. Из этого можно сделать вывод, что протестные настроения среди семинаристов имели место еще до революционных

82 См: Там же. С. 659.

83 См.: Денницын А. Торжество освящения Софийского храма при Тульской духовной семинарии // Тульские епархиальные ведомости. 1900. № 2. С. 78-79.

84 Там же. С. 82.

85 См.: Руднев М.Н. Тульская духовная семинария (историческая записка). С. 251-252.

86 Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: воспоминания. М., 1994. С. 27.

событий начала XX в. Митрополит Евлогий это объяснял «беспризорностью, в которой молодежь пребывала, той полной свободой, которой она злоупотребляла, и, конечно, отсутствием благотворного воспитательного влияния учителей и начальствующих лиц»87.

Учащиеся ТДС, как и учащиеся других духовных учебных заведений в XIX — нач. XX вв. делились по типу содержания на следующие группы: своекоштные (вносили плату за обучение), казеннокоштные (содержались на полном казенном обеспечении) и полуказеннокоштные (платили только за половину своего содержания). Своекоштные ученики вносили плату за обучение и снимали для жилья квартиры. Казеннокоштные воспитанники проживали в общежитии семинарии и получали казенную одежду. Существовала такая практика, когда за обучение платил приход, к которому принадлежал воспитанник. «До окончания курса за учениками зачислялись тогда церковные места; часть доходов с означенных мест шла на их содержание. Иногда таким способом содержалось в семинарии от 50-ти до 200-ти человек»88.

До 1829 г. ТДС не имела своего общежития, поэтому казеннокоштные ученики получали деньги на руки и снимали жилье в городе. Во время действия Устава 1867 г., а также и при действии Устава 1884 г. количество казеннокоштных учеников, которых могла содержать семинария, составляло 158 человек89. Но это по официальному штату, а на самом деле еще с 1823 г. Правление семинарии часто делило один оклад казеннокоштного ученика на двух учеников — появились так называемые полуказеннокоштные ученики. Это делалось с тем, чтобы помочь в финансовом отношении как можно большему количеству человек. Так, например, в 1840 г. в семинарию было принято на казенное обеспечение 56 человек и на полуказенное 15790.

Согласно имеющимся данным, к XX в. повышается процент иносословных воспитанников ТДС. Так, в начале 1900-1901 учебного года всех учащихся было 431 человек, в том числе иносословных 111, т. е. более 25 %91.

С 1916 г. смягчались требования, предъявляемые правлением ТДС к форме учеников (надо полагать, из-за войны и бедности). При ношении формы воспитанников допускались следующие отступления: «Серая курточная пара может быть сшита не из сукна; серая суконная куртка может быть заменена серой или черной рубашкой из легкой материи; вместо ремня может быть матерчатый пояс; форменная шинель может быть заменена неформенным пальто. Черная тужурочная пара с синими петлицами и белыми металлическими пуговицами не принадлежит к числу форменной одежды воспитанников семинарии»92.

Стоит сказать хотя бы несколько слов о доблести и патриотизме учащихся. В годы Отечественной войны 1812 г. учащиеся ТДС не остались в стороне, а пришли на помощь своему Отечеству. Некоторые семинаристы решили служить в рядах полков временного ополчения. Они «с полной готовностью отозвались на сделанный им призыв, и 31 человек из них тот час же определены были писарями по разным полкам ополчения, а один студент богословия, Иван Гастев, по особому от него прошению, — в ратники ополчения»93. После окончания войны многие воспитанники, ушедшие на войну в ополчение, вернулись в семинарию и продолжили свое обучение. В качестве примера можно привести Семена Зелятрова, который вернулся из ополчения и окончил курс в семинарии. Затем он поступил в Санкт-Петербургскую

87 Там же.

88 Малицкий П.И. Открытие Тульской епархии. С. 37.

89 См.: РудневМ. Н. Краткий очерк экономического быта воспитанников Тульской духовной семинарии за 99 лет ее существования // Тульские епархиальные ведомости. 1900. № 10. С. 406-407.

90 См.: Там же. С. 407.

91 РГИА. Ф. 802. Оп. 10. 1901 г. Д. 54. Л. 32.

92 От правления Тульской духовной семинарии // Тульские епархиальные ведомости. 1916. № 25-26. С. 292.

93 Руднев Н. История Тульской духовной семинарии (историческая записка). № 22. С. 501.

духовную академию, которую окончил по первому разряду, получил степень магистра, а затем, в сане архимандрита (в монашестве Стефан), являлся ректором разных семинарий, в том числе и Тульской94.

Отдельно стоит сказать о выдающихся выпускниках Тульской духовной семинарии, которые были одними из первых, кто окончил духовные академии: Александр Баженов (впоследствии архиепископ Евгений), Иван Базаров (профессор Тульской духовной семинарии) и Михаил Сахаров (в монашестве Моисей, ректор семинарии). Медико-хирургическую академию окончил Василий Иванов, педагогический институт — Разумник Гонорский95.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ТДС на протяжении разных лет получили свое образование многие воспитанники, которые впоследствии стали известными архиереями, священниками и светскими учеными96. К числу выдающихся архиереев относятся митрополит Исидор (Никольский), митрополит Сергий (Ляпидевский), священномученик Агафангел (Преображенский), митрополит Иоанникий (Руднев), митрополит Евлогий (Георгиевский), свя-щенномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Афанасий (Дроздов), архиепископ Евсевий (Орлинский), архиепископ Алексий (Бельковский), епископ Виталий (Щепе-тев), епископ Александр (Богданов), епископ Александр (Головин). Среди выпускников, которые стали священниками, также есть широко известные личности: протопресвитер Василий Бажанов, архимандриты Андрей (Поспелов), Иосиф (Позднышев), Гедеон (Виноградов), протоиереи Евграф Бенескриптов, Герасим Никитников, Иоанн Базаров, Владимир Назаревский и др. ТДС выпустила из своих стен выдающихся воспитанников, которые затем обучались в высших светских учебных заведениях: Николай Федорович Рождественский, Николай Тихонович Щеглов, Иван Петрович Сахаров, Михаил Матвеевич Руднев, Николай Васильевич Успенский. Многие из них стали известными учеными в том числе и за приделами Тульской губернии.

Некоторые из этих выпускников не забывали свою родную духовную школу и впоследствии жертвовали деньги для содержания бедных студентов. Большие суммы денег пожертвовали на ежегодные стипендии прилежным ученикам и для помощи бедным митрополиты Исидор (Никольский) и Иоанникий (Руднев), протопресвитер Василий Бажанов97. В числе выпускников Тульской духовной семинарии есть и те, кто прославлены в лике святых новомученников и исповедников Церкви Русской: архиепископ Алексий (Бельковский), архиепископ Иларион (Троицкий), епископ Белевский Никита (Прибытков), протоиерей Петр Павлушков.

На протяжении более века ТДС была главным духовно-учебным заведением Тульской и Белевской епархии. В истории этой духовной школы, как и в истории многих других духовных семинарий Российской империи, были свои достижения и недостатки, свои выдающиеся преподаватели и выпускники, причем некоторые из них продолжали своё обучение в духовных академиях и светских учебных заведениях, становясь потом известными и архиереями, выдающимися пастырями, крупными церковными деятелями и учеными. Для максимально объективного понимания роли и значения ТДС в истории региона необходимо более детальное изучение всех аспектов деятельности духовной школы. Особое внимание в ходе дальнейших исследований необходимо обратить на жизнь и труды преподавателей, а также на судьбы выпускников семинарии, особенно тех, кто окончил духовную школу в начале XX в.

94 См.: Родосский А.С. Биографический словарь студентов первых XXVIII-ми курсов Санкт-Петербургской духовной академии 1814-1869 гг. СПб., 1907. С. 480-481.

95 Руднев Н. История Тульской духовной семинарии (историческая записка). № 22. С. 498.

96 См.: Там же. 1871. № 7. С. 188-192; № 12. С. 369-379; № 13. С. 3-8.

97 Руднев М.Н. Краткий очерк экономического быта воспитанников. № 12. С. 482-483.

источники и литература

1. XXV-й съезд духовенства Тульской епархии. Журнал № 22 // Тульские епархиальные ведомости 1907. № 29. С. 9-48.

2. Афремов И.История Тульского края (историческое обозрение Тульской губернии). Тула, 2002.

3. Бриллиантов А. И.Профессор В. В. Болотов: биографический очерк // Христианское чтение. 1910. № 4. С. 421-442; № 5-6. С. 563-590; № 7-8. С. 830-854.

4. Бурега В. В. А. И. Бриллиантов // Православная энциклопедия. Т. VI. М., 2003. С. 249-250.

5. Вьяков А., свящ. Товарищеский съезд семинарских воспитанников выпуска 1881 года // Тульские епархиальные ведомости. 1911. №41. С. 672-677.

6. ГАТО. Ф. 6. Оп. 1. Т. 2. Д. 1470.

7. ГАТО. Ф. 6. Оп. 2. Д. 207 // Дело о доставлении сведений об открытии воскресной школы при Тульской семинарии.

8. Годичный акт в Тульской духовной семинарии // Тульские епархиальные ведомости. 1904. №20. С. 641-645.

9. Д.Б. К. Никандр, архиеп. Тульский и Белевский // Православная энциклопедия. Т. XLIX. М., 2018. С. 395-397.

10. Денницын А. Торжество освящения Софийского храма при Тульской духовной семинарии // Тульские епархиальные ведомости. 1900. № 2. С. 78-82.

11. Дружинин Н.. С. Преосвященные епископы Тульские // Столетие Тульской епархии: Сб., изданный по поводу празднования столетия Тульской епархии. Тула, 1902.

12. Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: воспоминания. М., 1994.

13. Епархиальная жизнь // Тульские епархиальные ведомости. 1918. № 17-18. С. 216-220.

14. Епархиальная хроника. Новая стипендия в духовной семинарии // Тульские епархиальные ведомости. 1909. № 12. С. 199-200.

15. Журналы XX Тульского епархиального съезда уполномоченных от духовенства по делам духовно-учебных заведений // Тульские епархиальные ведомости. 1900. № 3. С. 35-52.

16. ИвановА.Н, прот. Тульские епархиальные ведомости (с 1862 г. по 1899 г.) // Столетие Тульской епархии: Сб., изданный по поводу празднования столетия Тульской епархии. Тула, 1902.

17. КарпукД.А. Богословская наука в Санкт-Петербургской духовной академии (К 295-летию со дня основания и 70-летию со дня возрождения) // Христианское чтение. 2016. №6. С. 10-30.

18. КарпукД.А. История Санкт-Петербургской духовной академии (1889-1918гг.). Дисс. ... канд. богословия. СПб., 2008.

19. КарпукД.А. Макарий (Булгаков), митрополит // Православная энциклопедия. Т. XLII. М., 2016. С. 487-500.

20. Колыванов Г.Е. Проблемы духовного образования в России в конце XIX — и начале XX в. // Седмица. ШЬ: http://www.sedmitza.ru/text/410426.html (дата обращения: 15.02.2020).

21. Кулемзин С., свящ. Духовное образование [Коломенская епархия] // Православная энциклопедия. Т. XXXVI. М., 2014. С. 396-397.

22. Лабынцев Ю.А., Щавинская Л.Л. Георгий (Ярошевский), митр. // Православная энциклопедия. Т. XI. М., 2006. С. 39-40.

23. МалицкийИ.П. Приходы и церкви Тульской епархии. Тула: Тип. Н.И.Соколова, 1895. [2], II, 781, XLШ с.

24. Малицкий П.И. Открытие Тульской епархии // Столетие Тульской епархии: Сб., изданный по поводу празднования столетия Тульской епархии. Тула, 1902. С. 32-58.

25. Малицкий П. Сергей Иванович Покровский // Тульские епархиальные ведомости. 1914. №43. С. 624-629.

26. Ненарокомов И. Отчет о ревизии Духовно-учебных заведений Тульской епархии в 1869 г. СПб., 1870. 101 с.

27. Никодим (Казанцев), еп. Мое первое житие и инспекторство в Тульской семинарии (1830 с 12 сентября по 15 мая 1832) // Тульские епархиальные ведомости. 1911. № 11. С. 229-235.

28. ОдинцовМ.И. Патриарх Алексий I (Симанский) // Православная энциклопедия. Т. I. М., 2000. С. 676-698.

29. Остриков Н. А. Прощальная речь к бывшим товарищам офицерам лейб-Богородиц-кого императора Александра III полка, сказанная 11 марта 1901г. // Тульские епархиальные ведомости. 1902. № 15. С. 372-387.

30. Остроумов Н. Посещение духовной семинарии его превосходительством г. товарищем обер-прокурором Святейшего Синода В. К. Саблером // Тульские епархиальные ведомости. 1904. № 19. С. 603-604.

31. От правления Тульской духовной семинарии // Тульские епархиальные ведомости. 1916. №25-26. С. 292.

32. От правления Тульской семинарии // Тульские епархиальные ведомости. 1901. № 20. С. 297.

33. Положение о стипендии имени почившего протоиерея Иоанна Ильича Сергиева (Кронштадтского) при Тульской духовной семинарии // Тульские епархиальные ведомости. 1909. № 33. С. 406-407.

34. Правила для воспитанников Тульской духовной семинарии // Тульские епархиальные ведомости. 1908. № 38-39. С. 399-405.

35. Проводы бывшего отца ректора Тульской семинарии, архимандрита Алексия (речь воспитанника VI класса А. Покровского) // Тульские епархиальные ведомости. 1911. №43. С. 716-718.

36. Проводы бывшего отца ректора Тульской семинарии, архимандрита Алексия (речь воспитанника VI класса Вениамина Глаголева) // Тульские епархиальные ведомости. 1911. №43. С. 718-719.

37. Проводы бывшего отца ректора Тульской семинарии, архимандрита Алексия (речь архимандрита Алексия (Симанского)) // Тульские епархиальные ведомости. 1911. №43. С. 718-719.

38. Проводы бывшего отца ректора Тульской семинарии, архимандрита Алексия (речь инспектора семинарии П. И. Павлушкова) // Тульские епархиальные ведомости. 1911. №43. С. 719-721.

39. Проводы бывшего отца ректора Тульской семинарии, архимандрита Алексия (речь преподавателя П. И. Малицкого и семинарии Г. В. Любомудрова) // Тульские епархиальные ведомости. 1911. №44. С. 729-732.

40. Протоколы XXVI съезда духовенства Тульской епархии // Тульские епархиальные ведомости. 1908. № 33-34. С. 327-338.

41. Протоколы XXVIII епархиального съезда духовенства Тульской епархии. Протокол № 13 // Тульские епархиальные ведомости. 1909. № 19-20. С. 1-32.

42. РГИА. Ф. 802. Оп. 10. 1900 г. Д. 80 // О беспорядках, бывших в Тульской духовной семинарии в ноябре 1900 г.

43. РГИА. Ф. 802. Оп. 10. 1901 г. Д. 54 // По отчету стат. Советника Мих. Иван. Савваитско-го о ревизии Тульской духовной семинарии, произведенной в 1900-1901 уч. году.

44. РГИА. Ф. 802. Оп. 10. 1906 г. Д. 41 // О покушении на жизнь ректора Тульской духовной семинарии архимандрита Георгия.

45. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII-ми курсов Санкт-Петербургской духовной академии 1814-1869гг. СПб., 1907.

46. Руднев М. Н. Краткий очерк экономического быта воспитанников Тульской духовной семинарии за 99 лет ее существования // Тульские епархиальные ведомости. 1900. № 10. С. 406-410; № 12. С. 481-486.

47. Руднев М. Н. Педагогические приемы, применявшиеся в Тульской духовной семинарии за время действия в ней устава семинарий, высочайше утвержденного 30 августа 1814 г., до реформы семинарии по уставу 1867 г. // Тульские епархиальные ведомости. 1906. № 20. С. 369-376.

48. Руднев М. Н. Свято-Софийская, бывшая свято-Троицкая, церковь при Тульской духовной семинарии // Тульские епархиальные ведомости. 1899. № 14. С. 651-674.

49. Руднев М.Н. Тульская духовная семинария (историческая записка) // Столетие Тульской епархии: Сб., изданный по поводу празднования столетия Тульской епархии. Тула, 1902.

50. РудневМ.Н. Тульская духовная семинария // Тульские епархиальные ведомости. 1862. № 11. С. 593-605; 1863. № 23 С. 660-677; 1864. № 3. С. 130-139.

51. Руднев Н. История Тульской духовной семинарии (историческая записка) // Тульские епархиальные ведомости. 1862. № 9. С. 485-499; № 22. С. 495-502; 1871. № 7. С. 188-192; № 12 С. 373-379; № 13 С. 3-8.

52. Сенявин В. От Кисловодска до Сухума (Путевые записки) // Тульские епархиальные ведомости. 1909. №40. С. 681-691; №41. С. 706-709.

53. Сушко А.В. Духовные семинарии в России (до 1917 года) // Вопросы истории. 1996. № 11-12. С. 107-114.

54. Феодосий, архим. От правления Тульской семинарии // Тульские епархиальные ведомости. 1902. № 13-14. С. 250-251.

55. Щеглов С. Речь воспитанника VI класса Тульской духовной семинарии Сергея Щеглова, сказанная при погребении преп. Сергея Ив. Покровского 10-го октября 1914 г. // Тульские епархиальные ведомости. 1914. № 43. С. 629-632.

56. Яворский В. Дело об устройстве общежития для своекоштных воспитанников Тульской духовной семинарии // Тульские епархиальные ведомости. 1905. № 24. С. 610-618.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.