Научная статья на тему 'Тульчинский Г. Л. , Шекова Е. Л. Менеджмент в сфере культуры: учебное пособие. 3-е изд. , стер. СПб. : Лань; «Издательство планета музыки», 2007. 528 с. : ил. ISBN 978-5-8114-0517-6. Переверзев М. П. , Косцов Т. В. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учебное пособие. М. : Инфра-М, 2007. 192 с. ISBN 978-5-16-002862-0'

Тульчинский Г. Л. , Шекова Е. Л. Менеджмент в сфере культуры: учебное пособие. 3-е изд. , стер. СПб. : Лань; «Издательство планета музыки», 2007. 528 с. : ил. ISBN 978-5-8114-0517-6. Переверзев М. П. , Косцов Т. В. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учебное пособие. М. : Инфра-М, 2007. 192 с. ISBN 978-5-16-002862-0 Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY-NC-ND
2923
3200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тульчинский Г. Л. , Шекова Е. Л. Менеджмент в сфере культуры: учебное пособие. 3-е изд. , стер. СПб. : Лань; «Издательство планета музыки», 2007. 528 с. : ил. ISBN 978-5-8114-0517-6. Переверзев М. П. , Косцов Т. В. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учебное пособие. М. : Инфра-М, 2007. 192 с. ISBN 978-5-16-002862-0»

оо

THE JOURNAL OF SOOAL POLICY STUDIES_

ЖУРНАЛ

ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ

ПОЛИТИКИ

•••

РЕЦЕНЗИИ

Тульчинский Г. Л., Шекова Е. Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. 3-е изд., стер. СПб.: Лань; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2007. 528 с.: ил. ISBN 978-5-8114-0517-6.

Переверзев М. П., Косцов Т. В. Менеджмент в сфере культуры и искусства: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007. 192 с. ISBN 978-5-16-002862-0.

Актуализация проблематики, существующей на стыке экономических дисциплин и наук о культуре, все настойчивее заявляет о себе в сфере менеджмента. Откликом на растущую потребность в литературе по социальному и культурному менеджменту стал выход в 2006—2008 годах ряда монографий и учебных пособий, позволяющих осваивать специфику социокультурного менеджмента в рамках специальных программ современных российских вузов [Виханский, 2006; Игнатьева, 2006; Жарков, 2007; Жарков, 2008; Пилялян, 2007; Ярошенко, 2007; Экономика и менеджмент культуры, 2007]. Однако рост числа подобных изданий не всегда означает заполняемость практической и учебно-методической «ниши». В сфере культуры и искусства сформировалась потребность в профессиональных управленческих кадрах, причем статус таких специалистов, их социальный престиж в данном сегменте рынка труда довольно высок. А вот качественного теоретического и учебного материала пока, к сожалению, недостаточно. Наряду с пособиями, которыми можно «вооружиться», выходят в свет издания, демонстрирующие весьма условное представление о практической деятельности современного арт-менеджера, управленца в одном из сегментов культуры или искусства.

Адекватное понимание специфики предмета с акцентом на технологическую составляющую содержится в рецензируемом издании «Менеджмента в сфере культуры и искусства» санкт-петербургских авторов Г.Л. Тульчинского и Е.Л. Шековой. В книге представлены основные направления, которые необходимо освоить в рамках вузовских программ, включая управление персоналом, маркетинг, организационно-экономические условия менеджмента в сфере культуры. Материал изложен лаконично, снабжен примерами, которые являются результатом практической арт-менеджерской и координационной деятельности авторов в России (Санкт-Петербург и Ленинградская область, ряд регионов) и за рубежом (Германия, Швейца-

© Журнал исследований социальной политики, том 7, № 1

Журнал исследований социальной политики 7 (1)

рия). В приложении содержится методический блок, так необходимый в наших «вакуумных» условиях — тематический план и программа курса, вопросы к экзамену и литература, практические задания. Таким образом, пособие представляет безусловную ценность как для студентов, так и для преподавателей, а также может быть эффективно использовано среди практикующих управленцев социальной и культурной сферы. На страницах всего издания авторы подчеркивают свой выбор в пользу прикладных аспектов, актуальных вопросов, связанных с применением социокультурных технологий, за счет меньшей теоретической глубины проработки данной проблематики.

Данное издание может стать инструментом, с помощью которого можно не только начинать обучение менеджменту в сфере культуры и искусства, но и научиться применять полученные сведения на практике. Авторы особо подчеркивают некоммерческую составляющую российских учреждений культуры, заявляют о прямых и косвенных факторах влияния культуры на экономику и социальную сферу. Безусловно, даже самый широкий спектр освещенных здесь тем не может включить в себя все аспекты заявленной проблематики. Поэтому некоторая условность, на наш взгляд, присутствует в характерной мозаичности разделов, не всегда последовательно согласующихся друг с другом. Так, между разделами, посвященными технологиям планирования и формам отчетности и контроля, находятся разделы, посвященные другим направлениям менеджерской деятельности, а современные информационные технологии почему-то обособлены от маркетинговых. Впрочем, такой подход не нарушает системности и целостности рецензируемого пособия, а упрек за некоторые грамматические и стилистические неточности следует адресовать издателям, поставившим во главу угла срочность выпуска такого важного во всех отношениях издания.

Несколько иное ощущение оставляют публикации, имеющие сходные названия, но не всегда способные отразить понимание специфики социокультурной деятельности либо высвечивающие — под общим заглавием — какой-либо один аспект. К их числу мы бы отнесли второе рецензируемое учебное пособие М.П. Переверзева и Т.В. Косцова «Менеджмент в сфере культуры и искусства». Данная книга заводит своих читателей в тупик, ибо при более подробном знакомстве с изданием возникает ощущение концептуальной неопределенности для самих авторов многих базовых понятий. Читатель остается в недоумении относительно того, что же является менеджментом в сфере культуры и искусства. Вторая сложность возникает из-за слабой дифференцированности понятий «культура» и «искусство», часто взаимозаменяемых или появляющихся как синонимы в «парной связке». Спорным является также понимание авторами менеджмента в целом как отраслевой дисциплины в системе специальных и отраслевых экономических наук. Авторы нередко сами подчеркивают «загадочность» для них многих рассматриваемых явлений, говоря о сложности процедур менеджмента из-за повышенной неопределенности процесса создания интеллектуальной собственности. Использование же терминологии, относящей деятелей культуры и искусства к «высокообразованной, квалифицированной рабочей силе» свидетельствует об удаленности авторов от предмета рассуждений и отсутствии у них представлений об иронии, с которой, вероятно, восприняли бы артисты, оперные певцы, солисты оркестра или просто эстрадные исполнители такое обозначение.

Если инструментальная менеджериализация культуры в пособии Г.Л. Туль-чинского представляется органичной процессами, происходящими в российской культуре постперестроечной эпохи, с характерными для нее симптомами расхищения-сохранения культурных ценностей, то в издании М.П. Переверзева мы

Рецензии

обнаруживаем несколько схоластический и поверхностный подход к заявленной проблематике. Впрочем, надо отметить и тот факт, что авторы «Менеджмента в сфере культуры и искусства», как и санкт-петербургские коллеги, стремятся вместить в одном пособии весь спектр арт-менеджерской деятельности: и методы, и методологию, и оценку эффективности, и отраслевой подход. Отдельные разделы посвящены менеджменту музейного дела, кинематографии, народного художественного творчества, изобразительного искусства. Однако, учитывая небольшой объем второго издания, можно утверждать, что данное издание лишь намечает векторы, по которым могло бы идти изучение этой области знания.

Представленные учебные пособия, на наш взгляд, задают полюсы, между которыми разворачивается научная и методическая полемика современного социального и культурного менеджмента. С одной стороны, инструментальный подход, ориентированный на стремление внести четкие и прозрачные рыночные принципы мышления и технологии менеджмента в сферу культуры. С другой стороны, схоластичность подхода и попытки нанизать культуру на экономику, в результате чего получаются лишь безжизненные механические схемы.

Список литературы

Авторские права и культурная политика в секторе творческой индустрии. М.: Прагматика культуры, 2002.

Адорно Т. Избранное: Социология музыки. М.: СПб.: Университетская книга, 1999. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Экономиста, 2006. Виханский О. С. Стратегическое управление. М.: Экономистъ, 2006. Дафт Р. Л. Менеджмент. СПб.: Питер, 2004. Игнатьева Е. Л. Экономика культуры. М.: ГИТИС, 2006.

Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. М.: МГУКИ, 2007.

Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности библиотеки. М.: Либерея-Бибинформ, 2008.

Как продавать искусство: Сб. ст. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. Котлер Ф., Шефф Дж. Все билеты проданы: Стратегии маркетинга исполнительских искусств. М.: Классика-ХХ1, 2004.

Мак-Илрой Э. Культура и бизнес: Путеводитель по фандрайзингу. М.: Класси-ка-ХХ1, 2005.

Пилялян Е. К.Менеджмент культуры. Владивосток: ДВГУ, 2007.

Чижиков В. М., Чижиков В. В. Введение в социокультурный менеджмент. М.:

МГУКИ, 2003.

Экономика и менеджмент культуры / Науч. ред. Н. В. Кротова, Е. В. Галаева, И. В. Чарная. М.: МГУКИ, 2007. Экономика культуры. М.: Слово, 2005.

Ярошенко Н. Н. История и методика социально-культурной деятельности. М.: МГУКИ, 2007.

Ирина Владимировна Сергеева канд. социол. наук, доцент кафедры истории музыки и кафедры гуманитарных наук Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова. электронная почта: irinas73@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.