Научная статья на тему 'ТТИ ЮФУ: образовательный процесс в социологическом измерении'

ТТИ ЮФУ: образовательный процесс в социологическом измерении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТТИ ЮФУ: образовательный процесс в социологическом измерении»

Секция социологии и политологии

УДК 60.05

А.В. Рачипа, И.А. Янкина

ТТИ ЮФУ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ

ИЗМЕРЕНИИ

В условиях глобализации, формирования единого мирового информационнообразовательного пространства, появления новых информационных технологий, способных оказывать значительное влияние на организацию образовательного процесса, самым коренным образом изменять его структуру особую актуальность приобретают исследования в области социологии образования, характеризующие, в частности, особенности развития обыденного сознания людей, отношение профессорско-преподавательского состава и студенчества как к сформировавшимся университетским традициям, так и к попыткам реформирования системы высшего профессионального образования.

В данной связи нужно подчеркнуть, что задачей социологии является “понять социальное действие, объяснить его, и тем самым вскрыть его причины и следствия” [1]. В социологическом аспекте общественное сознание рассматривается одновременно и как продукт, и как функционально значимый элемент социальной системы [2]. При этом нельзя забывать о том, что необходимость быстро ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах наделяет здравый смысл гибкостью, пластичностью, высокой приспособляемостью к динамичной реальности [3]. Успех тех или иных реформ во многом зависит от особенностей их восприятия людьми и от их способности сохранять позитивные традиции, сложившиеся одобряемые людьми социальные практики.

В данной связи интересными как с научной, так и с практической точки зрения представляются результаты реализации в 2006 году социологическим дизайн-центром “Центр изучения общественного мнения ТТИ ЮФУ” (ЦИОМ ТТИ ЮФУ) социологического проекта “Учебно-воспитательный процесс в социологическом измерении”, в рамках реализации которого было опрошено 795 студентов самых различных специальностей. Их мнение способно достаточно отчётливо отражать основные настроения студенчества теперь уже ТТИ ЮФУ.

Итак, каково же мнение студентов?

Как показывает приведённая ниже табл. 1, основным мотивом поступления в ТРТУ у опрошенных студентов являлся интерес к специальности (52%). Известность учебного заведения лишь второй по распространённости мотив поступления (15%). В этом смысле вступление ТРТУ в ЮФУ не должно значительно повлиять в негативном аспекте на конкурс, теперь уже в ТТИ ЮФУ. Нужно особо подчеркнуть тот факт, что студенты в ТРТУ реально хотят овладеть выбранной специальностью, поскольку просто за документом об образовании пришло в университет на очную форму обучения лишь 2% опрошенных.

Таблица 1

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС О МОТИВАХ ПОСТУПЛЕНИЯ В ТРТУ

В ГРУППЕ "СТУДЕНТЫ"

Кол-во опрошенных 795

№ ОТВЕТЫ %

1 Интересовала специальность 52%

2 Чувствовал призвание 8%

3 Посоветовали родители 13%

4 Посоветовали друзья 5%

5 Известность учебного заведения 15%

6 Нужен документ об образовании 2%

7 Другого выхода не было 3%

8 Не знаю 2%

Распределение ответов на вопрос

7; 3%

6; 2%

5; 1 Щ\

4; 1 11; 52%

3;

2; 8%

Т аблица 2

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС О ПЕРСПЕКТИВАХ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ТРТУ В ГРУППЕ "СТУДЕНТЫ"

Кол-во опрошенных 795

№ ОТВЕТЫ %

1 Найдёте работу по специальности и будете хорошо зарабатывать 34%

2 Найдёте работу по специальности 22%

3 С большим трудом найдёте работу по специальности 6%

4 Не станете работать по специальности 5%

5 Поступите в магистратуру или аспирантуру 12%

6 Откроете собственное дело 11%

7 Не знаете, что будете делать 10%

Как видно из табл. 2. большинство опрошенных студентов (56%) уверены, что после окончания университета будут работать по специальности, причём 34% уверены, что будут хорошо зарабатывать. Тем не менее, интересно отметить и тот факт, что открывать собственное дело собираются только 11% респондентов, а поступать в магистратуру или аспирантуру только 12%. Данное обстоятельство не может быть истолковано как позитивная тенденция.

Таблица 3

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС" ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ СВОЮ УЧЕБНУЮ НАГРУЗКУ" В ГРУППЕ "СТУДЕНТЫ"

Кол-во опрошенных 795

№ ОТВЕТЫ %

1 Нагрузка большая: невозможно выполнить всё, что требуется 20%

2 Нагрузка нормальная 79%

3 Для пользы дела учебную нагрузку студентов можно и увеличить 1%

Табл. 3 показывает, что нагрузка студента в ТРТУ была вполне нормальна. В данной связи необходимо очень осторожно подходить к реформированию организации учебного процесса в ТТИ ЮФУ. Подавляющее большинство студентов одобряет сложившиеся традиции организации их учебной деятельности.

При этом приведённая ниже табл. 4 ещё раз подтверждает необходимость отказа от радикального реформирования организации образовательного процесса в ТТИ ЮФУ, особенно на западный манер, поскольку студенты ценят возможность живого общения с преподавателями в ходе аудиторных занятий и консультаций. Наиболее ценными качествами преподавателей с точки зрения опрошенных сту-

дентов являются: способность излагать учебный материал ясно, доступно для понимания (88%); умение поддержать интерес аудитории к преподаваемым дисциплинам (81%); чувство юмора (70%), общительность (60%). Табл. 4 показывает, что непродуманные реформы могут привести к тому, что университет перестанет оправдывать ожидания студентов, будет разочаровывать их.

Таблица 4

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС О НАИБОЛЕЕ ЦЕННЫХ КАЧЕСТВАХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ГРУППЕ "СТУДЕНТЫ"

Кол-во опрошенных 795

№ ОТВЕТЫ %

1 Способность излагать материал ясно, доступно для понимания 88%

2 Умение поддержать интерес к преподаваемой дисциплине 81%

3 Стремление побуждать учащихся к посещению занятий 25%

4 Стремление побуждать учащихся к самостоятельной работе 19%

5 Стремление привлекать студентов к участию в научной работе 21%

6 Требовательность при проведении аттестационных процедур 5%

7 Умение показать свободное владение учебным материалом 53%

8 Увлечённость наукой 23%

9 Общительность 60%

10 Чувство юмора 70%

11 Умение стильно одеваться 6%

12 Симпатичность 14%

ДИАГРАММАРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОТВЕТОВ

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

каа%

|Н1%

12 ьч

ПУ%

кТ 1%

>5%

~~Ь53%

60%

70%

Н4%

В свою очередь приведённая ниже табл. 5 показывает, что в наибольшей степени мешают студентам учиться лень (58%) и проблемы, связанные с личной жизнью (43%), т.е. то, что, вообще говоря, мало имеет отношение к университету, а в большей степени связано с психологическими проблемами обучаемых.

Таким образом, результаты проведённого исследования показывают, что основным мотивом поступления в ТРТУ у опрошенных студентов являлся интерес к специальности; большинство опрошенных студентов уверены, что после окончания университета будут работать по специальности и нормально зарабатывать, т.е. в ТТИ ЮФУ сегодня учатся главным образом оптимисты; учебная нагрузка студента вполне нормальна; наиболее ценными качествами преподавателей с точки зрения опрошенных студентов являются способность излагать учебный материал ясно, доступно для понимания; умение поддержать интерес аудитории к преподаваемым дисциплинам; чувство юмора, общительность. В данной связи можно говорить о том, что в ТТИ ЮФУ учебный процесс организован достаточно грамотно и рационально, технология обучения РИТМ в полной мере себя оправдывает, т.е. к реформированию организации образовательного процесса в ТТИ ЮФУ нужно подходить с особой осторожностью.

Т аблица 5

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС "ЧТО В НАИБОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ МЕШАЕТ УЧИТЬСЯ?" В ГРУППЕ "СТУДЕНТЫ"

Кол-во опрошенных 795

№ ОТВЕТЫ %

1 Не вижу смысла добиваться лучших результатов 2%

2 Часто подводит плохое самочувствие 26%

3 Учебный материал запоминаю с трудом 15%

4 В зяточничество 8%

5 Мешает тяжёлое материальное положение 6%

6 Отсутствие необходимых учебников 24%

7 Мало преподавателей, которые хорошо преподают 15%

8 Лень 58%

9 Отвлекают проблемы, связанные с личной жизнью 43%

10 Мешает психологическая обстановка в нашей учебной группе 6%

11 Неудобное расписание занятий 21%

ДИАГРАММАРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОТВЕТОВ

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

□2%

126' 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

П5"Л

1« %

|0°/с

|24%

ЦЬ У,

158%

из%

>0°/с

шттт2-\ %

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вебер М. Основные понятия социологии. Избранные произведения. - М., 1990. - С. 564.

2. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Формы общественного сознания. - М., 1959. - С. 21.

3. Асеева И.А. Рациональные и иррациональные аспекты обыденного предвосхищения будущего // Философские науки. 2004. №9. С. 33.

УДК 66.011

В.В. Акимова, А.Н. Касьянова

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

ПОЛИТОЛОГИИ

Существующая система изучения общественных дисциплин в техническом вузе часто нивелирует индивидуальность студента. Основанная на заучивании разного рода идеологических и политических постулатов, она не способствует развитию креативности, способности к логическому анализу общественных явлений и принятию нестандартных решений. Практически студент не получает радости от получаемых знаний, не ощущает их полезности и необходимости, испытывая только страх перед экзаменами и тестами.

В ходе деловой игры осуществляется оценивание уровня и качества приобретенных знаний по темам курса самими студентами, а не преподавателем. И не боязнь получить плохую оценку от преподавателя, а нежелание проиграть на выборах президента потока становится стимулом приобретения знаний. Участники такой игры стремятся хорошо выглядеть в глазах своих однокурсников, проявить себя в качестве компетентных и умело использующих методы политики деятелей.

При этом объективно создаются ситуации ощущения недостаточного уровня знаний, полученных на лекциях, информационного голода своего рода. И это побуждает студентов к самостоятельной работе с учебниками и дополнительной литературой. Результатом этой работы креативного характера могут являться не только достаточно грамотно сформулированные избирательные платформы и программы партий, но и рефераты по смежным проблемам теории политики. Студент формирует не только активную жизненную позицию, но и обучается самооценке знаний о политике, умению самостоятельно найти путь к восполнению недостатка информации, поиску ее источников. Очевидно, что сама формулировка цели занятия в форме конференции или деловой игры способствует развитию способности креативных качеств, нетрадиционного мышления.

В ходе проведения таких занятий студент обучается участию в совместной творческой деятельности, умению работать в команде, у него формируются качества гражданина, политически активной личности. Становление профессионала необходимо предполагает и его личностное развитие, в первую очередь креативности и направленности на достижение социально значимых целей. Умение грамотно ориентироваться в массе получаемой информации и принимать на ее основе решения.

Участие студентов в разработке партийной программы избирательной платформы позволяет максимально активизировать интерес к изучению политологии, создаются условия для формирования мотивированного участия в непосредственной политической жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.