Научная статья на тему 'Цветовое восприятие в культуре алтайцев'

Цветовое восприятие в культуре алтайцев Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
767
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Эдоков Алексей Владимирович

Рассматривается проблема национальных и культурных особенностей восприятия цвета разными народами. Автор высказывает суждение о существенных отличиях цветового восприятия европейскими и иными народами и народностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Colour Perception in Altaic Culture

The problem of national and cultural perculiarities in the colour perception is discussed. The author utters an opinion concerning crucial differences in the colour perception between European and other peoples.

Текст научной работы на тему «Цветовое восприятие в культуре алтайцев»

А.В. Эдоков

Цветовое восприятие в культуре алтайцев*

Еще в конце XIX в. основоположником сравнительно-культурной психологии британским исследователем У Риверсом в восприятии цвета были обнаружены отдельные межкультурные различия. Занимаясь изучением цветового зрения коренных жителей Южной Индии и туземцев островов Новой Гвинеи, ученый обнаружил, что они путают синий и зеленый цвета и практически их не различают. Открытие позволило ему утверждать, что их зрение характеризуется меньшей чувствительностью в сине-зеленом участке видимого спектра, чем зрение европейцев. Например, для гвинейских аборигенов синий более темный цвет, чем для европейцев, так, ярко-синий цвет у них ассоциируется с грязной водой или темнотой ночи [1, с. 12-13]. Последовательность освоения людьми цветовой гаммы засвидетельствована и другими исследованиями. Так, из педагогики и этнографии известно, что красный и желтый цвета осваиваются детьми и отсталыми народами значительно раньше, чем синий и зеленый. По исследованиям лингвистов, древние евреи и китайцы не знали синего цвета, а Гомер называл море «винноцветным». Туркмены обозначали одним словом синий и зеленый цвета [2, с. 292-293].

Обычай придавать определенным цветам символическое значение можно отметить у всех цивилизованных народов. В древних кодексах ацтеков четыре части света символизировались четырьмя цветами: восток - красным, запад - синим, север - желтым, а юг - зеленым. В то же время древние китайцы и персы представляли себе восток синим, юг - красным, запад - белым, а север - черным. Демоны в храмах тибетских лам всегда окрашиваются в красный цвет, а многие тибетские божества сидят на красных цветках лотоса, тогда как белый цветок предназначается для Чжанразига высшего Бодисатвы, а голубой - для Тары, или «мадонны Тибета». Имеют свои определенные цвета: дерево - зеленый, огонь - красный, земля -желтый, железо - белый и вода - синий. Каждый слог знаменитой молитвы ОМ MANI PADME HUM (О, ты сокровище в лотосе, аминь!) характеризуется особым цветом: обращенный к небу ОМ - белым; МА, обращенный к миру asuras, - синим; NI, обозначающий мир людей, - желтым; PAD, обозначающий мир животных, - зеленым; ME, обращенный к миру prêtas, -

* Публикуется при финансовой поддержке АНО ИНО-Центр в рамках программы «Межрегиональные исследования в общественных науках» совместно с Министерством образования Российской Федерации (проект №КИ 161-3-03).

красным, и заключительный священный слог HUM, замыкающий ворота ада, - черным [3, с. 52].

Обращение к проблеме восприятия цвета у алтайцев дало автору возможность акцентировать и выделить биологические, лингвистические, психологические и художественно-эстетические аспекты, в которых были продемонстрированы категории национальной культуры алтайцев относительно использования того или иного цвета. Отношение к окраске в одежде, бытовой утвари и фольклоре является одним из важных элементов их этнической цивилизованности. Тем не менее, к большому сожалению, вопросам восприятия цвета в мировосприятии тюркских народов посвящено очень малое количество научных исследований.

Современная наука о цветовом и зрительном восприятии шагнула далеко вперед, и связано это с проблемой визуализации мышления в XXI в. Примечателен и тот факт, что 90% всей информации об окружающем мире нам обеспечивает зрительное восприятие. Связь человеческого тела и национальной культуры можно понимать и в смысле, что материально и духовно человек служит исходной точкой в любом мировоззрении. Таким образом, нет никаких сомнений, что визуальность - своеобразный ключ к пониманию как прошлого, так и нашего будущего. Свое особое место в визуальном мышлении занимает и наука о цвете (blob-система).

В частности, хорошо известно, что обработка информации в мозгу о форме, цвете и пространстве осуществляется в трех независимых друг от друга нервных путях: blob-система, отвечающая за цвет, parvo-interblob-система, определяющая четкость и разрешение, и mango-система, описывающая пространство и движение [4, с. 58]. О преобладании в зрительном восприятии алтайцев parvo-interblob-системы говорит сам факт их кочевого образа жизни и пространственно-образное восприятие мира. Хотя этот парадокс иногда и объясняют имеющей признание научной концепцией межполушарной асимметрии мозга у представителей различных национальных культур [5, с. 10]. Этот вопрос можно рассмотреть на примере простого межкультурного сравнения русских и алтайцев.

Известно, что алтайский и русский языки располагают различным количеством слов, обозначающих оттенки, выделяются различные участки цветового спектра. В русском языке каждый оттенок обозначается одним словом, а в алтайском всего-навсего часть расцветок выделяется подобным образом, остальные

обозначаются смешением двух участков цветового спектра. Например: кызыл-сары (рус. - оранжевый) переводится дословно как красно-желтый (составной цвет первой степени); кок-кызыл (рус. - фиолетовый) как сине-красный (составной цвет первой степени); кызыл-курен (рус. - бордовый, пурпурный) как красно-коричневый (составной цвет второй степени). Можно указать, что синий и зеленый колеры могут обозначаться одним алтайским словом - «кок». Вместе с тем для обозначения зеленого красителя встречается наивысшее количество синонимов - «]ажыл», «ногон». В целом для алтайского языка наблюдается синкретический, или целостный подход в звуко-цветовом восприятии.

Вышеизложенный пример показал, что в русском языке количество слов, передающих оттенки цвета первой степени, больше. Черный и белый цвета, как известно, относятся к ахроматической гамме. К основным (хроматическим) цветам относятся желтый, синий и красный, из которых могут быть составлены все остальные цвета. Составные цвета первой степени - цвета, полученные смешением двух основных цветов: оранжевый, фиолетовый, зеленый. Составные цвета второй степени образуются путем смешения составных цветов первой степени: охра - зеленого с оранжевым, коричневый - красного с черным. Однако особо отметим, что в алтайском языке как бы дается вербальная подсказка - указание, какой цвет с каким следует смешивать.

В практике своей работы в Колледже культуры и искусства (Горно-Алтайск) на занятиях со студентами автор статьи столкнулся с живописным феноменом: все выполненные учащимися алтайской национальности задания по композиции имеют одну холодную колористическую гамму в сине-фиолетовом цвете. Подобные явления отмечали и преподаватели художественных учебных заведений Алтайского края (Барнаул), где учились студенты алтайской национальности. Правда, длится это только до тех пор, пока они не наработают определенный опыт в рисунке и живописи.

Утверждение о преобладании в зрительном восприятии алтайцев рагуо-т1егЬ1оЬ-системы подтверждает и проведенный нами анализ произведений изобразительного искусства Горного Алтая. Не вдаваясь в подробное искусствоведческое исследование профессионального искусства художников Горного Алтая, заметим лишь, что вся его история развития насчитывает всего сто лет и берет свое начало с творчества первого алтайского художника Г.И. Чо-рос-Гуркина (1870-1937). Еще в начале прошлого века как местные, так и приезжающие на этюды в Горный Алтай живописцы отмечали особенности цветопространственных качеств местных пейзажей. В свое время один из интереснейших пейзажистов Сибири А.О. Никулин писал: «В сибирской природе

есть одна особенность, Сибирь не любит голубых далей, романтических дымок, никаких туманностей и неясностей... Горный Алтай ошеломляет и даже поражает предельной ясностью, из-за нее предметы не удалены от нас, а только страшно уменьшены. Как будто и нет вовсе воздуха и пространства с ним». Комментируя художника, искусствовед В.И. Эдоков замечает: «Не учитывая этих особенностей, многие пейзажисты терпели и терпят неудачу в попытке передать то или иное состояние алтайской природы» [6, с. 66].

В декоративно-прикладном искусстве алтайцев цвет играет существенную, а иногда и первостепенную роль. Гармония красок может быть достигнута цветовой аналогией (гризайль) или контрастом (использованием дополнительных цветов). Мастера народного искусства используют контраст между теплыми и холодными тонами, а также соотношение цвета между светлыми и темными тонами, и наконец, многие умельцы применяют для фона или как контур для разграничения мотивов черный и белый тона, не забывая о том, что они тоже являются красками, способными придать выразительность произведению, которое иначе могло бы оказаться несколько пресным. В графическом рисунке орнамента алтайцев широко употреблялся цветовой контраст, усиливающий экспрессию переплетающихся узоров. Кроме того, народные мастера умело подбирают доминирующий цвет, который придает единство декоративно-прикладному произведению.

Использование цветовой расцветки у алтайцев очень интересно по своему цветовому сочетанию и колориту. Отмечено, что в цветовом строе алтайского орнамента доминируют красные, синие, голубые, коричневые и желто-оранжевые (золотые) оттенки. Восприятие и предпочтительность того или иного цвета, его символическое значение, вызываемые им этические и эстетические ассоциации - это необходимые условия для осмысления национально-традиционной культуры алтайцев. Символика любой цивилизованности - это ее сокровенный и часто довольно многослойный скрытый смысл, и истоки ее - в архаике, в старинных образах мифологии. Оппозиция цветовых символик продемонстрирована как в синкретической, так и в мировоззренческой ритуальной сфере алтайцев: в частности, для алтайцев бурханизм (рус. - алтайский буддизм) ассоциировался с белой верой, шаманизм - черная вера, православие - красная вера, мусульманство - зеленая вера и т.д.

У Н.И. Каплан в книге «Очерки по народному искусству Алтая» применению цвета у алтайцев дана следующая оценка: «Необходимо сказать также несколько слов и о колорите. Не исчезла полностью звучная полихромная расцветка, отличающая изделия пазырыкской эпохи. В окантовке чегедеков, в оторочке рубах и шуб, в подборе бус, лент и тканей для отделки

шапок и кисетов встречается то же сочетание синего, розового, сиреневого, золотисто-желтого, красного и белого тонов. Любовь к радужным тонам, к их переходам и переливам к контрастным цветовым сопоставлениям сохранилась у алтайского народа до наших дней» [7, с. 146].

Традиционная национальная одежда народа образовывает гамму расцветок, наиболее предпочитаемых определенным этносом. Естественные природные пигменты позволяли окрашивать изделия из кожи и ткани, например, карминовой, травяной, вороной окраски. Для регионально близких с Алтаем тувинцев и монголов - это фиолетовый, синий, желтый, красный и зеленый цвет. Подобные оттенки, а наряду с этим оранжево-коричневый цвет, представляются наиболее приемлемыми и для алтайцев. Одежда из материала аляповатой и пестрой расцветки считалась у них непривлекательной и служила признаком безвкусицы [8, с. 143].

В научном исследовании «Система символик в монгольском фольклоре и литературе» во второй главе его автор Дулам Сэндэнжавын пишет: «Монгольская шаманская традиция проникнута цветовой символикой. Информатор - шаманка Тувааны Балжир, из рода черных дархатов, сообщала: «Я предпочитаю во всех церемониях и ритуалах для моих духов - белый, синий и зеленый цвета и никогда не выбираю другие оттенки. Когда кто-то приносит духам предметы серого или пестрого цвета, я тотчас возвращаю их обратно». Поясняла она это просто: «Зеленый -цвет земли, покрытой растениями, голубой - это цвет водяных стихий и водяных духов, белый - всех белых хозяев, которые способствуют гармонии благого существования, так что другие цвета для камлания употреблять не буду» [9, с. 19-20].

Первоначально почти каждый орнаментальный мотив, его расцветка имели свое символическое содержание. В конечном счете, значение большинства из них было позабыто, хотя некоторые из мотивов пока еще хранят древнюю символику. Например, в частности, символом счастья (или узлом счастья) считается изображение одного из буддийских или бурханистских орнаментальных мотивов в прикладном искусстве алтайцев. Судя по сохранившимся произведениям народного фольклора, предки алтайцев придавали символическое значение отдельным цветам: красному, желто-оранжевому, синему, черному.

Для описания символики расцветки в культуре алтайцев необходимо обратиться и к структуре обратных психофизиологических категорий, имеющих всеохватывающий дихотомический характер, а именно: хороший или плохой (благоприятный - неблагоприятный), красивый или уродливый.

Важнейшие цвета, употребляемые алтайцами, -это белый, черный, красный, синий (дополнительные -зеленый, коричневый), желто-оранжевый и серый.

Прочие оттенки не имеют абсолютного значения хорошего или плохого. Один и тот же тон применительно к явлению и к ситуации может обладать как положительным, так и негативным смыслом. К тому же в алтайском языке бытует множество сдвоенных словосочетаний, константно используемых в фольклоре и обиходной речи, которые несут положительную или отрицательную цветосмысловую нагрузку. Такое положение видно на примере красного цвета (алт. - кызыл енг): «кызыл марал качарлу » - так говорят алтайцы о красивом лице, что соответствует русскому высказыванию «кровь с молоком», дословно по-русски - «с красно-красивыми щеками». «Кызылы кызыл ла, кылыгы кандый болбой» - «Красен-то красен, а норов каков», - говорят в самых различных ситуациях применительно к отдельному человеку. Стадия после вечерней зари именуется «кызыл энир», т.е. по-русски «красный вечер», и считается неблагоприятным временем суток, так как с заходом солнца активизируются разнообразные злые силы, способные навредить здоровью человека. Ленточки кумачового оттенка алтайские камы и шаманисты посвящали духу -хозяину огня и домашнего очага [10, с. 61].

Сторонники бурханизма не признавали кровавые жертвоприношения, а красно-кумачовый оттенок воспринимался ими как цвет крови жертвенных животных. Как отмечает исследователь алтайского буддизма А.Г. Данилин, «ярлыкчи внушали всегда отвращение к красному цвету настолько, что во время гражданской войны красные флаги отрицались именно как антибурханистские» [11, с. 164]. Но в целом можно отметить, что красный цвет воспринимается алтайцами в психолингвистических и эстетических аспектах как хороший - красивый и благоприятный цвет.

Дифференцированно воспринимаются белые и черные краски ахроматической гаммы. Белый цвет главным образом присущ предметам, используемым в религиозной сфере, - это молочные продукты, ткани белого цвета. Молочной окраски было облачение (алт. - ак сут тон) у ярлыкчи - служителя алтайского буддизма. Персонально данная религия была наречена «ак ]ан», или «сут ]ан», что означает «белая вера», «молочная вера». Зверь или птица белого оттенка согласно охотничьему фольклору алтайцев являются священными. В белоснежном образе предстает перед зверобоями хозяин местности, горы, тайги. Со словом «белый» связаны многие локальные географические названия Горного Алтая: Ак-Таш (рус. - Белый камень), Ак-Боом (рус. - Белый бом), Ак-Кел (рус. -Белое озеро) и другие аналогичные топонимические названия [12, с. 397]. Особое положение белого цвета у алтайцев соответствует его значению в большинстве традиционных культур центральноазиатских кочевых народов. По-алтайски белый цвет (ак) соответствует: белый, чистый, невинный, честный, истинный, пре-

красный, красивый, роскошный, белизна, белок (глаза, яйца), бельмо, молочные продукты.

Другими противоположными качествами, по совокупности значений, располагает черный цвет. По-алтайски черный цвет (кара) соответствует: темный, мрачный, несчастный, скот, толпа, народ, войско, чернь, рабы, суша, земля, холм, сопка, высокий бугор, большой, крупный, обильный, главный, великий, могучий, грозный, сильный, чистый, темная (северная) сторона небосклона с яркой Полярной звездой. Признаки значений черного цвета выявляют количественные (множественность) и качественные стороны феномена, т.е. черный колер не соответствует, безусловно, представлениям плохой или уродливый. Для формулировки негативных значений угольный оттенок (алт. - кара) предположительно замещается на серый (алт. - боро или бараа) и «бюрункюй» (рус. - темный).

Как и у многих тюркских народов, белый и черный цвета служат обозначениями подразделений алтайских родов: кара-тодош, ак-кобок, кара-майман. В некоторых случаях цвет выступает идеограммой одной из сторон света. По представлениям тюрков и монголо-язычных кочевников Центральной Азии и их соседей белый цвет у алтайцев мог соответствовать западу,

черный - северу, красный - югу, голубой - востоку и желтый или золотой - центру. У монголов к этому семантическому цветоряду добавляется цветовой тон пяти основных элементов: запад - направление белого железа, восток - голубого дерева, север - черной воды, юг - красного огня, центр - желтой земли [9, с. 25].

В заключение можно подвести следующие итоги. Восприятие цвета в традиционной культуре алтайцев существенно отличается от аналогичного цветового восприятия европейских народов и имеет свои национальные и культурные особенности. В цветовом зрительном восприятии алтайцев преобладает рагуо-ш1егЬ1оЪ-система, которая обусловлена их кочевым образом жизни и пространственно-образным восприятием мира природы Горного Алтая. Сравнительный межкультурный анализ преобладания тех или иных цветов между русскими, монголами и алтайцами показал как подобие, так и определенную разницу в этнической корреляции. Проведенным исследованием были выделены биологические, лингвистические, психологические и эстетические аспекты, которые продемонстрировали различные категории использования того или иного цвета в автохтонной культуре алтайцев.

Библиографический список

1. Ыжикова, Е.А. Лекции по этнобиологии алтайцев / Е.А. Ыжикова. Горно-Алтайск, 2001.

2. Кабо, В.Я. Синкретизм первобытного искусства / В.Я. Кабо // Ранние формы искусства. М., 1972.

3. Липс, Ю. Происхождение вещей / Ю. Липс. М., 1954.

4. Ливенгсон, М.С. Искусство, иллюзии и зрительная система / М.С. Ливенгсон // В мире науки. 1988. №3.

5. Брабин, Г Родной язык и мозг / Г. Брабин // Курьер ЮНЕСКО. 1982, март.

6. Эдоков, В.И. Мастер из Аноса / В.И. Эдоков. Горно-Алтайск, 1994.

7. Каплан, Н.И. Очерки по народному искусству Алтая

/ Н.И. Каплан. М., 1961.

8. Эдоков, А.В. Декоративное искусство Горного Алтая. С древнейших времен до наших дней / А.В. Эдоков. Горно-Алтайск, 2002.

9. Дулам, С. Система символик в монгольском фольклоре и литературе : автореф. дис. ... д-ра филол. наук / С. Дулам. Улан-Удэ, 1997.

10. Тюхтенева, С.Н. О символике цвета в культуре алтайцев / С.Н. Тюхтенева. Горно-Алтайск, 1994.

11. Данилин, А.Г. Бурханизм / А.Г. Данилин. Горно-Алтайск, 1993.

12. Молчанова, О.Т. Топонимический словарь Горного Алтая / О.Т. Молчанова. Горно-Алтайск, 1979.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.