Научная статья на тему 'Цветовое решение русских иконостасов эпохи барокко (на примере памятников Санкт-Петербурга)'

Цветовое решение русских иконостасов эпохи барокко (на примере памятников Санкт-Петербурга) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
732
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА / БАРОККО / ИКОНОСТАС / ИМПЕРАТРИЦА ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА / ЗАРУДНЫЙ / ТРЕЗИНИ / ГЕРБЕЛЬ / РАСТРЕЛЛИ / CHURCH ARCHITECTURE / BAROQUE / ICONOSTASIS / EMPRESS ELIZABETH PETROVNA / ZARUDNY / TREZZINI / HARBEL / RASTRELLI

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Постернак Кирилл Владимирович

В статье рассматриваются особенности цветового решения петербургских барочных иконостасов 1-й пол. сер. XVIII в. Показано, что памятники начала столетия следовали традициям оформления «флемских» иконостасов XVII в. В 1720-х гг. в Петербурге появились первые каменные алтарные преграды, облицованные искусственным мрамором. Эти памятники способствовали распространению нового типа декоративных росписей деревянных иконостасов, имитирующих облицовку цветным камнем. Характерной чертой петербургских иконостасов стало изображение золотых «мраморных» прожилок в сочетании с имитацией каменной облицовки или на однотонном фоне. Цвет фона в основном был синий, встречались также зеленый и белый, в единичных случаях красный. Золочение ограничивалось резными деталями, поля иконостасов не вызолачивались, что резко отличало петербургские иконостасы от московских и провинциальных памятников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Color Scheme of Russian Baroque Iconostases (on the Example of the Monuments of St. Petersburg)

The article discusses the features of the color schemes of the St. Petersburg baroque iconostases. It is shown that early iconostases followed the color schemes of «fl em-sky» iconostases of the 17th century. In the 1720s, foreign architects built the fi rst stone iconostases lined with artificial marble. These monuments contributed to the spread of a new type of wooden iconostases simulating facing stone. The features of St. Petersburg iconostases also include gold «marble» strips. The background color was mostly blue, sometimes green and white, rarely red. Gilding was limited to carved details.

Текст научной работы на тему «Цветовое решение русских иконостасов эпохи барокко (на примере памятников Санкт-Петербурга)»

Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Постернак Кирилл Владимирович, зав. сектором Биографического словаря Госуд. научно-исследовательского музея архитектуры им. А. В. Щусева [email protected]

2016. Вып. 3 (23). С. 65-85

Цветовое решение русских иконостасов

эпохи барокко (на примере памятников Санкт-Петербурга)

К. В. Постернак

В статье рассматриваются особенности цветового решения петербургских барочных иконостасов 1-й пол. — сер. XVIII в. Показано, что памятники начала столетия следовали традициям оформления «флемских» иконостасов XVII в. В 1720-х гг. в Петербурге появились первые каменные алтарные преграды, облицованные искусственным мрамором. Эти памятники способствовали распространению нового типа декоративных росписей деревянных иконостасов, имитирующих облицовку цветным камнем. Характерной чертой петербургских иконостасов стало изображение золотых «мраморных» прожилок в сочетании с имитацией каменной облицовки или на однотонном фоне. Цвет фона в основном был синий, встречались также зеленый и белый, в единичных случаях — красный. Золочение ограничивалось резными деталями, поля иконостасов не вызолачивались, что резко отличало петербургские иконостасы от московских и провинциальных памятников.

Вопрос о цветовом решении русских иконостасов ХУН—ХГХ вв. до сих пор подробно не рассматривался. В числе редких работ по данной теме можно назвать статью А. В. Петуховой, посвященную иконостасу Архангельского собора Московского Кремля1, а также фундаментальное исследование М. В. Николаевой «Иконостас петровского времени» — несколько страниц в нем отведены вопросам обработки, золочения и окраски резьбы московских иконостасов нач. XVIII в.2 Историческим техникам золочения деревянной резьбы посвящены работы В. С. Дедюхиной и О. В. Лелековой3.

Каких-либо обобщающих трудов в этой области до сих пор не появлялось. В то же время подробное исследование вопроса цветового решения иконостасов может дать ценную информацию об особенностях интерьерных композиций

1 Петухова А. В. К вопросу о цветовом решении декоративного убранства иконостаса Архангельского собора // Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. Вып. VI. История и реставрация памятников Московского Кремля. М., 1989. С. 90—94.

2 Иконостас петровского времени: «столярство и резьба», золочение, иконописные работы. Москва и Подмосковье. Подрядные записи / Сост., вступ. ст. М. В. Николаева. М., 2008.

3 Дедюхина В. С., Лелекова О. В. Проблемы реставрации резного позолоченного декора в интерьерах. М., 1976; Дедюхина В. С. Позолота в системе декоративного искусства // Россия и восточно-христианский мир: Древнерусская скульптура. Вып. IV. М., 2003. С. 201—208.

эпохи барокко, позволит достоверно воссоздать облик утраченных или искаженных реставрациями памятников.

В нашей статье, продолжая и развивая названные выше работы, мы предлагаем рассмотреть особенности цветового решения барочных иконостасов на

примере петербургских памятников 1-й пол. — сер. XVIII в.

* * *

Приемы обработки резьбы русских иконостасов эпохи барокко во многом восходят к традициям «флемской рези» — декоративного стиля, принесенного в Москву белорусскими мастерами в сер. XVII в. Во 2-й пол. XVII — нач. XVIII в. «флемские» иконостасы получили в России самое широкое распространение.

Для украшения резных деталей иконостасов в это время активно применялась позолота. В качестве основного материала для золочения использовалось сусальное золото. Основа иконостасов обычно не золотилась, а окрашивалась или серебрилась, являясь фоном для вызолоченных резных деталей4, но встречались и другие варианты: например, в иконостасе подмосковной церкви Покрова в Покровском золотом покрывали «резбу и поля — все сплошь»5.

Золочение нередко подцвечивалось путем нанесения на него прозрачных лаков или красок. Для придания позолоте холодного оттенка использовался двойник — золото в виде тонких листков на серебряной подкладке. Часто позолота сочеталась с серебрением. Все вместе создавало необычайный декоративный эффект. А. В. Петухова приводит фрагмент описания 1732 г. иконостаса Архангельского собора Московского Кремля (создан в 1679—1680 гг.), согласно которому резные колонки иконостаса были «золочены сусальным золотом и серебром, расцвечены баканом и ярью венецейскою», а гладкие колонки «золочены сусальным золотом». Фоны иконостаса были выкрашены в темно-синий цвет. К сожалению, при ремонте 1853 г. многоцветие резьбы иконостаса было заменено сплошной позолотой. Тогда же фоны иконостаса получили современный «пунцовый» цвет. Панели цоколя были покрыты сюжетной росписью, закрытой краской уже в ХХ в.6

Некоторое представление о первоначальной цветовой гамме иконостаса Архангельского собора можно составить по иконостасу церкви Ильи Пророка в Ярославле (1690-е гг.), где подобное многоцветие сохранено и в наше время: высеребренные виноградные гроздья, бусины гребней и цветы изысканно выделяются на фоне золоченых листьев, а основа иконостаса выкрашена в темно-голубой цвет.

Полихромная окраска резных деталей в сочетании с позолотой использована в иконостасе церкви Воскресения Словущего в Теремном дворце Московского Кремля (1678-1681).

Иногда иконостасы полностью окрашивались. Таким был иконостас церкви Знамения в Дубровицах. Созданный на рубеже XVII—XVШ вв., он был выкра-

4 Иконостас петровского времени... С. 45-46, 49.

5 Там же. С. 45.

6 См.: Петухова. Указ. соч. С. 92-93.

шен в белый цвет, а резные детали покрыты «палевой» краской. Позолота была исполнена лишь в сер. XIX в.7

В иконостасе Рождественской («Строгановской») церкви Нижнего Новгорода (освящена в 1719 г.) резные детали первоначально были голубыми. Их вызолотили только в 1847 г.8 Позолота возобновлялась 20 лет спустя, а при реставрации 1912 г. была полностью заменена.

Эти и подобные им примеры служили образцом для мастеров, создававших первые петербургские иконостасы. Так, иконостас деревянного Петропавловского собора, построенного в 1704 г., был исполнен в традициях «флемской» резьбы. Он сохранялся в приделе Матфиевской церкви на Петроградской стороне до нач. ХХ в., известны его дореволюционные фотографии (ил. 1)9. Появление в Петропавловском соборе иконостаса, резко контрастирующего с «голландской» архитектурой храма (ил. 2), объясняется, возможно, тем, что в Петербурге в то время не было иностранных мастеров-резчиков, способных выполнить подобный заказ быстро и профессионально.

Иконостас утрачен в советское время. К счастью, в делах Императорской археологической комиссии сохранились материалы обследования Матфиевской церкви 1914 г. Как явствует из этих документов, в кон. XIX в. иконостас имел си-

Ил. 1. Иконостас деревянного Петропавловского собора (не сохранился) в приделе церкви ап. Матфия. Фото нач. XXв.

7 См.: Вздорнов Г. И. Заметки о памятниках русской архитектуры конца XVII — начала XVIII в. // Русское искусство XVIII века: Материалы и исследования. М., 1973. С. 23.

8 См.: Музей прикладного искусства. Строгановская церковь / Сост. Л. Е. Тивас, А. Ф. Чу-гунов. Горький, 1962. С. 7—8.

9 ЦГАКФФД СПб. Е-14115; Брюгген Э. А., Евреинов Н. М. Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси. С.-Петербургская епархия. СПб., 1909. Вып. III. С. 27.

ний цвет с выделением золоченых дета-лей10. Такую окраску он получил в ходе ремонта 1870-х гг., но, по всей видимости, она воспроизводит историческую цветовую гамму.

Отработанные в эпоху «флемской» резьбы приемы использовались и при оформлении алтарных преград в стиле барокко. Ярким примером тому является иконостас нового каменного Петропавловского собора (ил. 3).

Иконостас был создан в 1722-1727 гг. в мастерской И. Зарудного в Москве. Долгое время И. Зарудный считался и автором проекта иконостаса. В последние десятилетия были выявлены документы, из которых явствует, что чертеж иконостаса выполнил архитектор Петропавловского собора Д. Трезини11.

Первоначальное цветовое решение иконостаса в целом следовало традиции оформления «флемских» алтарных преград. Во время реставрационных работ 2011-2013 гг. были выявлены фрагменты исторической позолоты на полимент и мардан, а также следы серебрения12. Таким образом, несмотря на новую архитектуру иконостаса, здесь были использованы декоративные приемы, известные в Москве со 2-й пол. XVII в. Это неудивительно, ведь созданием иконостаса занимались московские мастера, и они, без сомнения, обращались к собственному опыту подобных работ. К сожалению, историческое серебрение не было сохранено при последней реставрации.

Еще один петербургский иконостас, исполненный в мастерской И. Зарудного, находился в каменной церкви св. Исаакия Далматского. Его проект был составлен Н. Гербелем в 1724 г.13 Сохранившиеся чертежи иконостаса не дают представления о его материале, но, учитывая работу над ним одних и тех же ма-

10 См.: ИИМК РАН. Научный архив. Рукописный отдел. Ф. 1. 1914 г. Д. 189. Л. 20.

11 См.: Элькин Е. Н. Иконостас Петропавловского собора // Краеведческие записки. Вып. 2. СПб., 1994. С. 149-150; Мозговая Е. Б. Иконостас // Иконостас Петропавловского собора. СПб., 2003. С. 23.

12 См.: Логунова М. А. Строительство и реставрация иконостаса Петропавловского собора в Санкт-Петербурге (в печати).

13 Подробнее об авторстве Н. Гербеля: Постернак К. В. К вопросу об авторстве русских иконостасов эпохи барокко // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. № 2 (11). С. 117-119.

Ил. 2. Деревянный Петропавловский собор. Гравюра XVIII в.

Ил. 3. Иконостас каменного Петропавловского собора

стеров под руководством И. Зарудного, можно предположить, что его оформление было близко к убранству иконостаса Петропавловского собора.

Наряду с барочными алтарными преградами в 1-й трети XVIII в. в Петербурге продолжали сооружаться и «флемские» иконостасы — например, иконостас Преображенской церкви при Фарфоровом заводе (освящена в 1736 г., разрушена в 1933 г., иконостас известен по архивной фотографии нач. ХХ в.14; ил. 4). Примечательно, что сама церковь была исполнена в барочных формах. Выбор «флемской» резьбы для украшения алтарной преграды, возможно, как и в случае с деревянным Петропавловским собором, был обусловлен недостатком в Петербурге мастеров, способных работать в новой стилистике; впрочем, нельзя исключать и влияния личных предпочтений заказчиков.

В 1914 г. Преображенскую церковь обследовал П. П. Покрышкин. Как отмечал исследователь, «внутри кое-что сохранилось [сверху вписано: быть может и] от первоначальной постройки; например <...> столярство и иконы левого и главного иконостасов, за небольшими исключениями, в особенности хороша ажурная резьба царских врат и колонн первого яруса в главном иконостасе»15. Этот иконостас не был вызолочен, на что указывают следы покрасок, отмеченные П. П. Покрышкиным: «резьба еще сохранилась, хотя и слишком заплавлена слоями многократных побелок»16.

14 ИИМК РАН. Научный архив. Фотоотдел. Ф. 1. Р 381-1.

15 Там же. Рукописный отдел. Ф. 1. 1914 г. Д. 189. Л. 3.

16 Там же.

П. П. Покрышкин установил и первоначальную цветовую гамму иконостаса: «разведкою на тумбе главного иконостаса открыт отличный синий тон, а на фоне за колоннами — малахитовый»17.

Таким образом, в Преображенской церкви была использована совершенно новая для «флемских» иконостасов схема окраски, представляющая собой имитацию каменной поверхности.

Декоративные росписи, воспроизводящие облицовку многоцветным камнем («под аспид»), были известны в русском искусстве с древнейших времен. Употреблялись они и в XVII в. До наших дней сохранились фрагменты подобной росписи на внутренней стороне царского места церкви Покрова в Филях. В ряде случаев роспись «под аспид» упоминается в связи с оформлением оборотной стороны иконостасов18, отдельных декоративных элементов19; но, насколько можно судить, она никогда не употреблялась при отделке иконостасных фасадов.

Широкое распространение таких росписей для оформления полей иконостасов, по всей видимости, связано с появлением в Петербурге в 1720-х гг. каменных алтарных преград, облицованных искусственным мрамором.

Первые иконостасы такого типа были устроены в храмах Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге. В 1724 г. состоялось освящение церкви во имя Александра Невского на втором этаже углового корпуса монастырских келий. Год спустя была освящена Благовещенская церковь на первом этаже.

Интерьеры церквей неоднократно переделывались. Иконостасы петровского времени были утрачены в XIX в., а поставленные на их место алтарные преграды удалены уже в советское время. Историк С. Г. Рункевич на основании архивных документов так описывал первоначальное убранство храмов. В Благовещенской церкви «иконостас каменный, местами золоченый... По обе стороны царских врат "столпы шлихованные, крыты мрамором лазоревым, а по лазори золотые жилки", у столпов капители и базы резные из белого камня, позолочен-

17 ИИМК РАН. Научный архив. Рукописный отдел. Ф. 1. 1914 г. Д. 189. Л. 3.

18 «Зеленым аспидом» (под зеленый мрамор) был окрашен с тыльной стороны иконостас Покровского собора в Измайлове (Бусева-Давыдова И. Л. Русский иконостас XVII века: генезис типа и итоги эволюции // Иконостас. Происхождение — развитие — символика. М., 2000. С. 633).

19 Например, согласно подрядным договорам, в иконостасах московских церквей Архангела Михаила в Овчинниках и Рождества Христова в Старых Палачах следовало «аспидить» (т. е. расписывать «под аспид») «ганки» или «галки» (точеные шарики) под тумбами (см.: Иконостас петровского времени. С. 48).

Ил. 4. Иконостас Преображенской

церкви при Фарфоровом заводе (не сохранился). Фото начала XXв.

ные... Над царскими вратами — Тайная вечеря, вокруг нее 2 ангела и 4 херувима алебастровые, штукатурной работы, крылья и сияние золочены»20.

В церкви Александра Невского «иконостас каменный. По обе стороны царских дверей 4 столпа с резными из белого камня и позолоченными капителями и базами; над столпами и над царскими и северными и южными дверями вокруг алтаря резной из белого камня взымз (кзымс, карниз. — К. П.), над взымзом 2 шныр-келя (шнеркеля, украшения в виде завитка. — К. П.) резные из белого камня»21.

Использование искусственного мрамора для оформления иконостасов стало значительным новшеством. Введение его в русский обиход, вероятно, следует связывать с деятельностью иностранных архитекторов. Автор иконостасов Благовещенской и Александро-Невской церквей неизвестен. Вероятнее всего, им был Д. Трезини, в то время архитектор Александро-Невского монастыря.

В 1720-х гг. первоначальный замысел монастырского комплекса был переработан архитектором Т. Швертфегером, составившим проект нового собора. Т. Швертфегеру принадлежат и два варианта проекта соборного иконостаса (ил. 5)22. Сохранившиеся чертежи иконостаса не дают представления о его материале, однако ценные сведения можно почерпнуть из «Описания Санкт-Петербурга» А. Богданова и В. Рубана, изданного в 1779 г. В тексте «Описания» указано: «О бытии в соборной церкви мраморному из разных цветов и таковым же статуям иконостасу, а живописи святых икон на медных дсках — план, фасад и профиль апробирован Ея Императорским Величеством Екатериною Ьою в 1726-м году и своеручно на нем подписать изволила: строить по сему»23. Таким образом, можно заключить, что Т. Швертфегер также предполагал отделку иконостаса искусственным мрамором.

Эта традиция была продолжена в аннинское время. В 1734 г. в Зимнем дворце Анны Иоанновны была освящена домовая церковь. Оформление церкви разрабатывал Фран-ческо Бартоломео Растрелли, вероятно при участии своего отца Бартоломео Карло Растрелли. Подробных сведений об этой церкви не сохранилось, но известно, что около 1744 г. в ходе ремонтных работ искусственный мрамор в иконостасе «из красного был заменен

20 Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра: 1713—1913. Историческое исследование. СПб., 1913. С. 356.

21 Там же. С. 358.

22 Государственный Эрмитаж. Отдел рукописей. Инв. № 8442, 8443.

23 Богданов А. И., Рубан В. Историческое, географическое и топографическое описание Санктпетербурга от начала заведения его, с 1703 по 1751 год. СПб., 1779. С. 368.

Ил. 5. Т. Швертфегер. Проект иконостаса собора Александро-Невского монастыря. До 1726 г.

на зеленый под смотрением штукатурного дела мастера и скульптора Александра Мартелли», а все скульптуры и карнизы были вызолочены24. Церковь была разобрана десять лет спустя в связи со строительством нового Зимнего дворца.

Именно в 1720— 1730-е гг., по нашему мнению, и получает распространение имитация камня на фоновых поверхностях деревянных иконостасов.

Замечательный образец такого рода представляет иконостас Сампсони-евского собора, созданный в 1737—1739 гг. по проекту неизвестного архитектора (ил. 6). Во время реставрации 1909 г. иконостас обследовал архитектор А. П. Аплаксин, оставивший его подробное описание. К моменту реставрации фон иконостаса был окрашен масляной краской в белый цвет тремя слоями, «а под ними обнаружен был пестрый зеленый тон, названный "малахитовым", хотя в действительности много светлее и теплее натурального малахита, зеленый тон был испещрен золотыми змеевидными полосками, очевидно неодновременными общей раскраске.» Особый интерес представляет следующее наблюдение А. П. Аплаксина: «под зеленой окраской найдена была местами подготовка листовым серебром, что сразу придавало фольговую глубину»25. Это обстоятельство заставляет вспомнить практику применения двойника при золочении «флемских» иконостасов. Резные элементы иконостаса Сампсониевского собора сохраняли следы первоначальной позолоты.

Ил. 6. Иконостас Сампсониевского собора

24Денисов Ю. М. Исчезнувшие дворцы // Эрмитаж: История строительства и архитектура зданий. Л., 1989. С. 45.

25Аплаксин А. П. Сампсоновский собор в С.-Петербурге. 1709—1909. СПб., 1909. С. 6.

В ходе реставрационных работ в 1909 г. «малахитовая» раскраска была возобновлена. «Избежали только серебряной подготовки, так как, судя по произведенным пробам, разница оказалась весьма незначительной, вероятно, общий тон должен был быть гуще, глубже и тогда бы серебро искрилось заметнее»26. Раскраска 1909 г. сохранена в настоящее время (ил. 7).

А. П. Аплаксин обследовал и боковые иконостасы. «Первоначальная окраска фона малых иконостасов, как показали исследования, была также неровная "под малахит", но с преобладанием темно-синего тона, отсутствовавшего в главном иконостасе»27. Ныне боковые иконостасы окрашены в равномерный зеленый цвет с золочением резных деталей.

Далеко не всегда иконостасы сразу же получали столь сложное цветовое решение. В 1731 — 1735 гг. мастерами К. Ганом и К. Оснером по проекту М. Г. Земцова был изготовлен иконостас для петербургской церкви Симеона и Анны28. Иконостас был разобран в XIX в., известно его изображение 1826 г.29

26Аплаксин. Указ. соч. С. 6.

27 Там же.

28 См.: Обухова Л. А. Иностранные резчики и позолотчики в Петербурге первой половины XVIII в. // Россия и восточно-христианский мир. Древнерусская скульптура. Вып. IV. М., 2003. С. 159, 164-165.

29 Собрание планов, фасадов и разрезов примечательных зданий Санкт-Петербурга / Гравировал А. Шелковников. СПб., 1826; см. также: Бронштейн С. С. Петербургская архитектура 20-х-30-х годов XVIII века // Русская архитектура первой половины XVIII века: Исследования и материалы. М., 1954. С. 198, 200-201.

Отличаясь чрезвычайно богатым резным убранством, он долгое время имел очень скромную окраску. В «Дополнении» к «Описанию Санкт-Петербурга» А. И. Богданов сообщает: «В церкви Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы тщанием Ея Императорского Величества Елизаветы Петровны возобновлен иконостас, который прежде был покрыт просто белилами, а ныне, в 1753 году, мрамором лазоревым с золотыми жилами, также и кафедру выкрасили и позолотили.»30 Иными словами, почти 20 лет иконостас был окрашен в простой белый цвет.

В этом фрагменте примечательно также упоминание «мрамора лазоревого с золотыми жилами», появившегося в 1753 г. Оно позволяет поставить под сомнение вывод А. П. Аплаксина о неодновременности золотых змеевидных полосок малахитовому фону иконостаса Сампсониевского собора. Более того, из приводившегося выше описания иконостаса Благовещенской церкви Александро-Невского монастыря явствует, что подобные «золотые жилы» применялись при росписи полей иконостасов уже в середине 1720-х гг. Вероятно, и в Сампсониев-ском соборе они были исполнены одновременно с основным фоном.

«Мраморные» золотые прожилки стали одной из характерных черт петербургских барочных иконостасов. Они неоднократно упоминаются в различных документах. Так, в 1759 г. производились работы по окраске иконостасов Никольского Морского собора, строившегося по проекту арх. С. И. Чевакинского. В связи с этими работами президент Адмиралтейств-коллегии князь М. М. Голицын, наблюдавший за строительством, сообщал в Коллегию: «.а между позолотою, по местам, а также панели надлежит еще красками и лаком покрыть, и по лаку золотые жилки провесть...»31.

Цвет фона главных иконостасов в верхнем и нижнем храмах Никольского собора был голубым. Таким образом, здесь была использована та же схема, что и в иконостасе церкви Симеона и Анны.

Заслуживает внимания то обстоятельство, что «золотые жилки» наносились не на красочный слой, а по лаку. Вероятно, так же был решен иконостас Самп-сониевского собора, что и могло ввести в заблуждение А. П. Аплаксина при определении золотых полосок как более позднего дополнения.

Оригинальная окраска иконостаса Никольского Морского собора не сохранилась. В 1862 г. к столетию освящения собора иконостас верхней церкви был отделан под мрамор разных цветов32, а в ХХ в. его фоны были окрашены в сплошной темно-синий цвет. Представление об оригинальной окраске иконостаса дает картина С. К. Зарянко «Внутренний вид Никольского собора» (1843, Государственный Русский музей; ил. 8), на которой хорошо видны первоначальные золотые прожилки (ил. 9).

Аналогичное цветовое решение имел иконостас Екатерининской церкви Смольного монастыря, созданный в 1764 г. по проекту Ф. Б. Растрелли. Ико-

30 Богданов А. И. Дополнение к историческому, географическому и топографическому описанию Санктпетербурга с 1751 по 1762 год. СПб., 1903. С. 59.

31 Топильский С. С., прот. Морской Богоявленский Николаевский собор в Санкт-Петербурге. СПб., 1871. С. 17-18.

32 См.: Там же. С. 44.

Ил. 9. С. К. Зарянко. Внутренний вид Никольского собора. Фрагмент

75

ностас был разобран в 1930-х гг. Фрагменты его резного убранства хранятся в фондах Государственного Русского музея. Среди них имеется часть цоколя, сохранившего подлинную окраску XVIII в.: темно-синий цвет с золотыми прожилками33. Позднее, в сер. XIX в., иконостас был покрыт белой масляной краской, а резьба вновь вызолочена34. В таком виде он запечатлен на известных фотографиях 1928 г.35

В кон. 1740-х гг. императрица Елизавета Петровна запретила использование искусственного мрамора для облицовки алтарных преград. Так, при утверждении проекта Ф. Б. Растрелли иконостаса церкви Преображенского полка в 1748 г. она особо подчеркивала, что иконостас должен быть деревянный, «а не из алебастру на вид мармора»36.

Годом ранее, в 1747 г., Ф. Б. Растрелли представлял Елизавете Петровне проект иконостаса домовой церкви Царскосельского дворца. Как указывает А. Н. Бенуа, иконостас предполагалось изготовить из мрамора (вероятнее всего, искусственного). Но императрица «в ответ на словесный доклад <...> постановила такого новшества не вводить, а делать иконостас деревянным с позолотой по резьбе и окраской в фонах малиновым цветом»37.

Примечательна дальнейшая судьба этого иконостаса. «27 сентября 1749 г. Елисавета отменила позолоту и постановила орнаменты серебрить; но ввиду того, что часть позолоты была уже произведена, императрица окончательно остановилась на лазоревом цвете для фонов, как более "приличном" для позолоты. В этот цвет (темно-синий) берлинской лазури и была выкрашена церковь в окончательном виде.»38 Такая окраска сохранялась при многочисленных возобновлениях иконостаса в XIX в., ее можно видеть на акварели Э. П. Гау «Церковь в Большом Царскосельском дворце» (1860-е, ГМЗ «Царское Село»; ил. 10). Иконостас сильно пострадал во время Великой Отечественной войны и в настоящее время восстанавливается.

В приведенном фрагменте примечательно упоминание серебрения, так и не осуществленного. В елизаветинское время серебрение встречается редко. Одно из немногих документальных свидетельств XVIII в. относится к иконостасу Покровской церкви на Большой Охте (1748, разобран в 1829 г.): «иконостас местами вызолочен и высеребрен, также и весь голубою краскою выкрашен»39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33 См.: Обухова Л. А. Рельефная пластика иконостаса церкви св. Екатерины Ф. Б. Растрелли // Русский скульптурный рельеф второй половины XVIII — первой половины XIX века. Л., 1989. С. 69.

34 См.: Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Вып. 7. СПб., 1883. С. 367.

35 ИИМК РАН. Научный архив. Фотоотдел. Ф. 1. Инв. № 16-909, 16-910.

36 Зиновьевский П., прот. Историко-статистическое описание Преображенского всей гвардии собора. СПб., 1876. С. 15.

37 Бенуа А. Царское Село в царствование императрицы Елисаветы Петровны. СПб., 1910. С. 43-44.

38 Там же. С. 44.

39 Цит. по: Обухова Л. А. О трех памятниках декоративной резьбы XVIII—XIX веков из большеохтинских церквей Санкт-Петербурга в собрании Государственного Русского музея // Петербургские чтения 97. СПб., 1997. С. 462.

Ил. 10. Э. П. Гау. Церковь в Большом Царскосельском дворце. 1860-е гг.

Темно-голубой цвет фона иконостасов, судя по частоте упоминаний, был самым употребительным. Вероятно, это было связано с представлением о нем как о наиболее «приличном» для позолоты.

В некоторых случаях встречаются указания на зеленый цвет фона. В 17461747 гг. состоялось освящение главного и боковых приделов церкви Знамения в Царском Селе. Иконостасы для них были созданы в нач. 1740-х гг., вероятно по проекту М. Г. Земцова. 10 мая 1746 г. вышел указ императрицы Елизаветы Петровны: «прикрыть [главный иконостас] вновь зеленым глянцовитым грунтом, как сделано в новопостроенных двух приделах. карнизы. вызолотить и это

сверх нынешнего украшения до резьбы и золочения в приличных местах надлежит во всем исправить»40. Главный иконостас сильно пострадал в 1930—1940-е гг. и был разобран в 1960 г., его фрагменты находятся в фондах Государственного музея-заповедника «Царское Село»41. Ныне иконостас восстановлен в формах, близких к первоначальным, но в ином цветовом решении — белым с золотом.

В 1755 г. была освящена церковь Захарии и Елизаветы в башне Адмиралтейства (не сохранилась). Проект иконостаса составил арх. М. А. Башмаков, известен его чертеж 1747 г.42 Иконостас был отделан «под изумруд» с позолотой «фигур и всех выступающих частей»43.

Резным, «с позолотою по зеленому полю» был иконостас Троицкой церкви Измайловского полка в Санкт-Петербурге (освящен в 1756 г., не сохранился)44.

Зеленый фон первоначально имели боковые иконостасы нижнего храма Никольского Морского собора (освящены в 1762 г.)45. Любопытно, что главный иконостас нижнего храма, как уже указывалось, был выкрашен в темно-голубой цвет с золотыми прожилками. Такое несоответствие, возможно, объясняется тем, что боковые иконостасы не планировались изначально и стали своего рода вставками в уже существующий иконостас46. Позднее (вероятно, к юбилею собора в 1862 г.) все три иконостаса были окрашены в зеленый цвет — такими они показаны на картине А. И. Корзухина «Перед исповедью» (1877, Государственная Третьяковская галерея).

Ф. Б. Растрелли в двух иконостасах придворных церквей — Большого Петергофского (1751)47 и Зимнего (1761)48 дворцов — использовал эффектное сочетание белого фона и золоченых резных украшений. Исторический вид первого иконостаса запечатлен на акварели Э. П. Гау «Церковь Большого Петергофского дворца» (1844, ГМЗ «Петергоф»; ил. 11). Второй показан на картине А. В. Тыра-нова «Внутренний вид Большой церкви Зимнего дворца» (1829, Государственный Эрмитаж; ил. 12) — это единственное изображение подлинного иконостаса Ф. Б. Растрелли до пожара 1837 г.

В нач. ХХ в. подобную окраску имели также иконостасы деревянного Троицкого собора на Петербургской стороне (1755-1756, разобран в 1933 г., иконы и детали резного убранства хранятся в собрании Государственного Русско-

40 Бенуа. Указ. соч. С. 23.

41 См.: Семенова Г. В. Церковь Царскосельской иконы Божией Матери Знамение // Памятники истории и культуры Петербурга: Исследования и материалы. Вып. 9. СПб., 2006. С. 30-31.

42 РНБ. Отдел рукописей. Ф. 40. № 196. Л. 2.

43 Петров П. Н. История Санкт-Петербурга с основания города до введения в действие выборного управления по учреждениям о губерниях. 1703-1782. СПб., 1884. С. 530.

44 Дренякин А. Историческое описание церквей лейб-гвардии Измайловского полка. 1730-1850. СПб., 1851. С. 19.

45 См.: Топильский, прот. Указ. соч. С. 18.

46 См.: Там же. С. 24 (примечание).

47 Иконостас погиб во время Великой Отечественной войны, ныне восстановлен в первоначальных формах.

48 Иконостас был сильно поврежден во время пожара 1837 г. и впоследствии восстановлен с использованием уцелевших деталей и икон. Разобран в 1938-1939 гг. Вновь восстановлен в 2014 г.

Ил. 11. Э. П. Гау. Церковь Большого Петергофского дворца. 1844 г.

го музея)49 и Трехсвятительской церкви на Васильевском острове (освящена в 1760 г.; иконостас разобран в 1930-х гг., Царские врата находятся в коллекции Государственного Русского музея)50. К сожалению, сейчас невозможно установить, была ли это историческая окраска или результат позднейших переделок. В XIX в. такое сочетание широко употреблялось при поновлении старых иконостасов.

49 См.: Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Вып. 7. С. 114; Обухова Л. А. Фрагменты иконостасной резьбы из Троицкого собора в собрании ГРМ // Памятники культуры. Новые открытия. 1996. М., 1998. С. 568-574. Фотографии начала ХХ в.: ЦГАКФФД СПб. Е-13170, Е-13171.

50 См.: Брюгген Э. А., Евреинов Н. М. Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси. С.-Петербургская епархия. СПб., 1909. Вып. II. С. 53, 55; Обухова Л. А. Три памятника иконостасной резьбы XVIII — начала XIX в. в собрании Русского музея // Памятники культуры. Новые открытия. 1984. Л., 1986. С. 440-442.

Ил. 12. А. В. Тыранов. Внутренний вид Большой церкви Зимнего дворца. 1829 г.

Выше уже отмечалось, что подобным образом были перекрашены иконостасы Сампсониевского собора и Екатерининской церкви Смольного монастыря.

Красный («малиновый» или «пунцовый») цвет, предполагавшийся в первом варианте иконостаса домовой церкви Царскосельского дворца, использовался редко. Императрица избрала его для иконостаса Андреевской церкви в Киеве (1751-1754, арх. Ф. Б. Растрелли; ил. 13)51. Такая окраска иконостаса сохранена и в наше время.

51 См.: Денисов Ю. М., Петров А. Н. Зодчий Растрелли: Материалы к изучению творчества. Л., 1963. С. 196; ДенисовЮ. М. Архитектор Франческо Бартоломео Растрелли (Методика проектирования и строительная практика.): Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Л., 1975. С. 23.

Ил. 13. Иконостас Андреевской церкви в Киеве

Совершенно не употреблялось в Петербурге елизаветинского времени сплошное золочение иконостасов. Из общего ряда, казалось бы, выделяется полностью вызолоченный иконостас домовой церкви Аничкова дворца (17471750, арх. Ф. Б. Растрелли), находящийся ныне в храме Владимирской иконы Богоматери. Однако при проведении реставрационных работ в 2009 г. было установлено, что существующее золочение относится к нач. ХХ в., а первоначально фоны иконостаса были выкрашены в синий цвет52. Таким образом, этот памятник следовал общей для Петербурга традиции.

52 См.: Раевский С. И., Фомичева Н. М. Собор Владимирской иконы Божьей Матери. Реставрация барочного иконостаса // ARTconservation. URL: http://art-con.ru/node/4603 (дата обращения: 10.02.2016).

Сдержанное отношение к позолоте резко отличает петербургские иконостасы от московских. Последние часто сплошь вызолочены, их фоновые поверхности украшены резьбой и цировкой. Пример такого оформления представляют иконостасы церкви Климента Папы Римского на Пятницкой улице (1760-е гг.; ил. 14) или несохранившийся иконостас церкви Алексия митрополита в Рогожской слободе (сер. XVIII в.)53. Ничего подобного не создавалось в Петербурге елизаветинского времени.

Ил. 14. Иконостас церкви Климента Папы Римского на Пятницкой улице в Москве

53 Фрагменты иконостаса хранятся в собрании Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А. В. Щусева (см.: Под сводами русского храма. Церковная деревянная скульптура XVII—XIX веков: Альбом-каталог / Сост. И. В. Чепкунова, П. Ю. Стрельцова; текст: М. А. Бурганова, Н. Ф. Милюшина, К. В. Постернак. М., 2014. С. 52-53, 120, 128-131).

В основе такого различия лежали, на наш взгляд, не столько практические или финансовые соображения, сколько эстетические предпочтения. В Москве работали мастера, воспитанные на старых русских традициях, тяготевших к избыточной яркости и декоративности. В Петербурге ведущая роль принадлежала иностранным архитекторам и их русским последователям. С их точки зрения, обильная резьба и сплошная позолота могли представляться безвкусными, «варварскими».

Подводя итог, можно отметить, что отношение к цветовому решению петербургских иконостасов претерпело значительные изменения в 1-й пол. XVIII в. Если ранние петербургские памятники в целом следовали нормам оформления «флемских» иконостасов, то уже в 1720-х гг. были созданы алтарные преграды, порывающие с допетровской традицией. Применение искусственного мрамора для отделки иконостасов храмов Александро-Невского монастыря (1720-е гг.) повлияло на распространение в Петербурге нового типа декоративных росписей иконостасов, воспроизводящих облицовку цветным камнем (мрамором или малахитом). Характерной чертой петербургских иконостасов стало изображение золотых «мраморных» прожилок на гладких полях — как на однотонном фоне, так и в сочетании с имитацией каменной облицовки. Наиболее распространенным цветом фона был синий («лазоревый»), встречались также зеленый и белый, крайне редко — красный («малиновый» или «пунцовый»). Золочение ограничивалось резными деталями, сплошное золочение не употреблялось. В сер. XVIII в. императрица Елизавета Петровна запретила использование искусственного мрамора при оформлении алтарных преград. В то же время золотой «мраморный» узор продолжал использоваться для украшения фонов деревянных иконостасов.

Ключевые слова: церковная архитектура, барокко, иконостас, императрица Елизавета Петровна, Зарудный, Трезини, Гербель, Растрелли.

Color Scheme of Russian Baroque Iconostases (on the Example of the Monuments of St. Petersburg)

K. Posternak

The article discusses the features of the color schemes of the St. Petersburg baroque iconostases. It is shown that early iconostases followed the color schemes of «flem-sky» iconostases of the 17th century. In the 1720s, foreign architects built the first stone iconostases lined with artificial marble. These monuments contributed to the spread of a new type of wooden iconostases simulating facing stone. The features of St. Petersburg iconostases also include gold «marble» strips. The background color was mostly blue, sometimes green and white, rarely red. Gilding was limited to carved details.

Keywords: church architecture, baroque, iconostasis, Empress Elizabeth Petrovna,

Zarudny, Trezzini, Harbel, Rastrelli.

Список литературы

1. Аплаксин А. П. Сампсоновский собор в С.-Петербурге. 1709—1909. СПб., 1909.

2. Бенуа А. Царское Село в царствование императрицы Елисаветы Петровны. СПб., 1910.

3. Богданов А. И. Дополнение к историческому, географическому и топографическому описанию Санкт-Петербурга с 1751 по 1762 год. СПб., 1903.

4. Богданов А. И., Рубан В. Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его, с 1703 по 1751 год. СПб., 1779.

5. Бронштейн С. С. Петербургская архитектура 20-30-х годов XVIII века // Русская архитектура первой половины XVIII века: Исследования и материалы. М., 1954. С. 181— 238.

6. Брюгген Э. А., ЕвреиновН. М. Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси. С.-Петербургская епархия. СПб., 1909.

7. Бусева-Давыдова И. Л. Русский иконостас XVII века: генезис типа и итоги эволюции // Иконостас: Происхождение — развитие — символика. М., 2000. С. 621—650.

8. ВздорновГ. И. Заметки о памятниках русской архитектуры конца XVII — начала XVIII в. // Русское искусство XVIII века: Материалы и исследования. М., 1973. С. 20—30.

9. Дедюхина В. С. Позолота в системе декоративного искусства // Россия и восточно-христианский мир: Древнерусская скульптура. Вып. IV. М., 2003. C. 201—208.

10. Дедюхина В. С., Лелекова О. В. Проблемы реставрации резного позолоченного декора в интерьерах. М., 1976.

11. Денисов Ю. М. Архитектор Франческо Бартоломео Растрелли (Методика проектирования и строительная практика): Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Л., 1975.

12. Денисов Ю. М. Исчезнувшие дворцы // Эрмитаж: История строительства и архитектура зданий. Л., 1989. С. 17-54.

13. Денисов Ю. М., Петров А. Н. Зодчий Растрелли: Материалы к изучению творчества. Л., 1963.

14. Дренякин А. Историческое описание церквей лейб-гвардии Измайловского полка. 1730—1850. СПб., 1851.

15. Зиновьевский П., прот. Историко-статистическое описание Преображенского всей гвардии собора. СПб., 1876.

16. Иконостас петровского времени: «столярство и резьба», золочение, иконописные работы. Москва и Подмосковье. Подрядные записи / Сост., вступ. ст. М. В. Николаева. М., 2008.

17. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Вып. 7. СПб., 1883.

18. Логунова М. А. Строительство и реставрация иконостаса Петропавловского собора в Санкт-Петербурге (в печати).

19. Мозговая Е. Б. Иконостас // Иконостас Петропавловского собора. СПб., 2003. С. 8—32.

20. Музей прикладного искусства: Строгановская церковь / Сост. Л. Е. Тивас, А. Ф. Чу-гунов. Горький, 1962.

21. Обухова Л. А. Иностранные резчики и позолотчики в Петербурге первой половины XVIII в. // Россия и восточно-христианский мир: Древнерусская скульптура. Вып. IV. М., 2003. C. 153—175.

22. Обухова Л. А. О трех памятниках декоративной резьбы XVIII—XIX веков из большеох-тинских церквей Санкт-Петербурга в собрании Государственного Русского музея // Петербургские чтения 97. СПб., 1997. С. 461-462.

23. Обухова Л. А. Рельефная пластика иконостаса церкви св. Екатерины Ф. Б. Растрелли // Русский скульптурный рельеф второй половины XVIII — первой половины XIX века. Л., 1989. С. 67-72.

24. Обухова Л. А. Три памятника иконостасной резьбы XVIII — начала XIX в. в собрании Русского музея // Памятники культуры: Новые открытия. 1984. Л., 1986. С. 440-454.

25. Петров П. Н. История Санкт-Петербурга с основания города до введения в действие выборного управления по учреждениям о губерниях. 1703-1782. СПб., 1884.

26. Петухова А. В. К вопросу о цветовом решении декоративного убранства иконостаса Архангельского собора // Государственные музеи Московского Кремля: Материалы и исследования. Вып. VI. История и реставрация памятников Московского Кремля. М., 1989. С. 90-94.

27. Под сводами русского храма. Церковная деревянная скульптура XVII-XIX веков. Альбом-каталог / Сост. И. В. Чепкунова, П. Ю. Стрельцова; текст: М. А. Бурганова, Н. Ф. Милюшина, К. В. Постернак. М., 2014.

28. Постернак К. В. К вопросу об авторстве русских иконостасов эпохи барокко // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 2. С. 115-127.

29. Раевский С. И., Фомичева Н. М. Собор Владимирской иконы Божьей Матери. Реставрация барочного иконостаса // ARTconservation. URL: http://art-con.ru/node/4603 (дата обращения: 10.02.2016).

30. Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра. 1713-1913: Историческое исследование. СПб., 1913.

31. Семенова Г. В. Церковь Царскосельской иконы Божией Матери Знамение // Памятники истории и культуры Петербурга: Исследования и материалы. Вып. 9. СПб., 2006. С. 21-34.

32. Собрание планов, фасадов и разрезов примечательных зданий Санкт-Петербурга / Гравировал А. Шелковников. СПб., 1826.

33. Топильский С. С., прот. Морской Богоявленский Николаевский собор в Санкт-Петербурге. СПб., 1871.

34. Элькин Е. Н. Иконостас Петропавловского собора // Краеведческие записки. Вып. 2. СПб., 1994. С. 149-159.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.