Научная статья на тему 'Цветовое решение интерьева квартиры'

Цветовое решение интерьева квартиры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦВЕТ / КОЛОРИСТИКА / ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА / КВАРТИРА / COLOR / COLOUR / INTERIOR DESIGN / APARTMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сырги А. В., Осокина В. А.

Представляемая работа является частью комплексного исследования влияния различных цветовых сочетаний, обладающих огромной эмоциональной выразительностью и, оказывающие на человека определенное психологическое воздействие. Целью данной работы является стремление изучить закономерности цветового воздействия на человека и применить эти знания при решении всего многообразия архитектурных и дизайнерских задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The presented work is part of a comprehensive study of the effect of different color combinations, with great emotional expressiveness and providing to the person a certain psychological impact. The purpose of this work: the desire to study the patterns of the color of human exposure and to apply this knowledge when solving the whole variety of architectural and design tasks.

Текст научной работы на тему «Цветовое решение интерьева квартиры»

Единственным примером межконфессиональной толерантности можно назвать работу А. Мусаева и его учеников над росписями Собора Успения Пресвятой Богородицы В Махачкале. Проект был осуществлен в 2004-2007 г. Мусаев за эту работу был награжден орденом Русской Православной церкви Преподобного Андрея Рублева и Золотой медалью Российской Академии художеств. Священников православного храма тогда интересовал только профессионализм мастера, а не его конфессиональная принадлежность. Художник же погрузился в изучение христианской мифологии и православного канона, и создал эскизы, которые благословил Патриарх Бакинский и Прикаспийский Александр. В результате столица Дагестана обрела культовый объект, красота которого может конкурировать с любой церковной постройкой центра России.

Большую идеологическую роль искусства осознают и политики. Однако настораживают факты, когда СМИ начинают целенаправленно дискредитировать личность того или иного деятеля художественной культуры, принижать значение его работы.

Приведу пример. В 2006 году в Махачкале был открыт конный монумент, посвященный «Защитнику Отечества», автором которого был Шариф Шахмарданов. Почти во всех республиканских газетах сразу появились публикации с высокими отзывами о его художественных достоинствах и о ценности монумента в проведении высокой патриотической идеи. Однако незамедлительно в газете «Молодежь Дагестана» появляются две статьи [1] (М.Гаджиев и З. Гаджиев), в которых авторы, владеющие острым словом и вооруженные знанием истории военного снаряжения и конной упряжи, обвинили скульптора в некоторых неточностях в изображении, по их мнению, «средневекового воина». Журналисты не поняли, что этот монумент - не памятник конкретному легендарному герою, а символ (скрытый смысл), в котором органически слились народно-мифологическое сознание и социальноактуальная проблема.

Авторы этих статей усомнились даже в воспитательном значении этого памятника. В данном случае Гаджиевым тогда хотелось задать только один вопрос: «Когда и у каких народов провозглашение таких достоинств человеческой личности как храбрость, честь, отвага в борьбе со злом не связывались с идеей воспитания героической личности?» [2]

Журналисты увидели в памятнике чуть ли не пропаганду военной силы. Нет, сила этого произведения в том, что «Ш. Шахмарданов сумел соединить прошлое, настоящее и будущее народа в единую эмоциональную картину былых сражений и славных подвигов всех дагестанцев, которые и сегодня верны заветам предков» - так писала в ответ этой публикации Светлана Кривоносова в «Дагестанской Правде» [3]

В 2006 году был и еще один прецедент подобного рода, когда содержание памятника пытались истолковать с позиций, отнюдь не поддерживающих идею единения народов России. Речь идет о памятнике Петру I на площади его имени. Конечно, спорить с историческими фактами невозможно. Общеизвестно, что целью персидского похода Петра в 1722 г. был захват новых территорий, что владения, оказавшие сопротивление войскам (Эндиреевское, Утамышское, Кайтагское), были разорены. Возможно, вторжение в Дагестан тогда было единственным средством оградить южные рубежи России от вторжения турецких войск. Поэтому можно согласиться, что слов «От благодарного дагестанского народа основателю города», написанных у подножья монумента, могло бы и не быть. Художественные достоинства памятника от этого не уменьшились бы. Но мнение, высказанное Магомедом Нурмагомедовам в статье «Мы не манкурты!», кажется слишком категоричным. Автор пишет: «...нет никакого основания нашим чиновникам устанавливать памятник Петру I на дагестанской земле. Это символ пренебрежения к исторической памяти дагестанского народа» [4, с. 24]. Более того, в конце статьи была проведена аналогия этого памятника с монументом генералу Моисею Аргутинскому-Долгорукову в Темир-Хан-Шуре (снесен в 1917) и бюстом Алексею Ермолову в Грозном (снят в 1989). Статья завершалась словами: «У дагестанского и чеченского народов эти личности ассоциируются с самыми злыми собаками, которых по традиции называют «Аргутом» и «Ярмулом».

Думается, автору подобных высказываний следовало бы задумываться о резонансе, который мог бы последовать в российских СМИ, взгляни они на эту публикацию не с либерально-демократических позиций.

Этот памятник имеет право существовать именно в Махачкале, хотя бы потому, что Петр I (личность отнюдь не однозначная, как и все выдающиеся правители), первым осознал роль Каспия, как незамерзающего моря, для налаживания связей с южными соседями. По его указу в тихой гавани у подножья горы Тарки-Тау был заложен порт и укрепление, которое стали именовать Петровским.

Более того, бюст, установленный в Махачкале, практически является копией головы с выдающегося «Медного всадника» Э. Фальконе. Выразительность этого художественного образа никогда не подвергалась сомнению. Петр представлен вдохновенной, решительной и одновременно жесткой личностью.

Как бы то ни было, но памятник Петру I в центре Махачкалы стоит и, хотелось бы верить, служит укреплению дружбы народов Дагестана и России.

Все эти примеры были приведены, во-первых, с целью еще раз продемонстрировать огромный потенциал искусства в деле воспитания гражданственности. Во-вторых, - призвать всех к осознанию простой мысли, что к правам человека прилагаются еще и ответственность, обязанность и долг.

Ответственность за дела и высказывания. Обязанность служить идее консолидации общества, а не его разъединения. И долг перед Отечеством и народом, выражающийся в соблюдении законности, порядка, поддержании мира и благополучия каждого человека. «Моя страна должна быть, и должна быть всегда».

Литература

1. Гаджиев, М. Дареному коню в зубы не смотрят [Текст] / М. Гаджиев // Молодежь Дагестана. - 2006. - 15 декабря. С. 4.

Гаджиев З. Всадник без головы. Там же.

2. Мусаева, Н. О праве на вымысел [Текст] / Н. Мусаева // Молодежь Дагестана. - 2006. - 22 декабря. С. 20.

3. Кривоносова, С. Дагестан в сердце моём [Текст] / С. Кривоносова // Дагестанская правда. - 2007. - 24 января. С. 4.

4. Нурмагомедов, М. Мы не манкурты! (О Петре I без прикрас) [Текст] / М. Нурмагомедов // Новое дело. - 2012. - 9 марта. С. 24.

References

1. Gadzhiev, M. Darenomu konju v zuby ne smotrjat [Tekst] / M. Gadzhiev // Molodezh' Dagestana. - 2006. - 15 dekabrja. S. 4.

Gadzhiev Z. Vsadnik bez golovy. Tam zhe.

2. Musaeva, N. O prave na vymysel [Tekst] / N. Musaeva // Molodezh' Dagestana. - 2006. - 22 dekabrja. S. 20.

3. Krivonosova, S. Dagestan v serdce mojom [Tekst] / S. Krivonosova // Dagestanskaja pravda. - 2007. - 24 janvarja. S. 4.

4. Nurmagomedov, M. My ne mankurty! (O Petre I bez prikras) [Tekst] / M. Nurmagomedov // Novoe delo. - 2012. - 9 marta. S. 24.

АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE

Сырги А.В.1, Осокина В.А.2

'Аспирант; 2Научный руководитель, Поволжский государственный технологический университет ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ ИНТЕРЬЕВА КВАРТИРЫ

Аннотация

Представляемая работа является частью комплексного исследования влияния различных цветовых сочетаний, обладающих огромной эмоциональной выразительностью и, оказывающие на человека определенное психологическое воздействие. Целью данной работы является стремление изучить закономерности цветового воздействия на человека и применить эти знания при

86

решении всего многообразия архитектурных и дизайнерских задач.

Ключевые слова: цвет, колористика, дизайн интерьера, квартира.

Syrgi A.V.1, Osokina V.A.2

'Graduate student, Scientific supervisor, associate Professor, Volga State University of Technology ^LOR DESIGN OF INTERIOR APARTMENT

Abstract

The presented work is part of a comprehensive study of the effect of different color combinations, with great emotional expressiveness and providing to the person a certain psychological impact. The purpose of this work: the desire to study the patterns of the color of human exposure and to apply this knowledge when solving the whole variety of architectural and design tasks.

Keywords: color, colour, interior design, apartment.

Проблема использования цвета - одна из самых сложных и многогранных в архитектуре. Колорит всегда играл решающую роль в архитектурном убранстве нашего жилища. В нем отражались личность хозяина дома, его вкусы и пристрастия.

Цвет - это одна из самых важных характеристик всего виденного нами. Каждый цвет вызывает у человека цепь ассоциаций, которые влияют не только на его психологическое и эмоциональное состояние, но и на физиологическое. Поэтому подходить к выбору цветов для вашего интерьера нужно с особым тщанием. Ведь квартира должна отвечать не только вашим вкусам, но и быть максимально комфортной.

Сила цвета во многом заключается в том, что он способен «обойти» защитные механизмы нашего сознания и действовать на бессознательном уровне. Поэтому в этом своем качестве он становится очень привлекательным средством для психологических манипуляций. Соответственно современный человек должен знать и понимать, как цвет воздействует на его организм и психику, чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире.

Известный, австрийский психолог М.Люшер вывел теорию о четырёх типах поведения личности. Они были названы красный тип поведения, зелёный тип, жёлтый и синий, то есть по названиям основных цветов спектра. Стремления личности определяются тем цветом поведения, которому человек отдаёт предпочтение в данное время.

Выбору гаммы красного цвета предпочитают люди, стремящиеся быть в гуще событий. Красный - цвет холериков. Гамма синего цвета, цвет спокойствия и умиротворенности, свойственна меланхолическому типу темперамента. Гамма желтого цвета символизирует собой оптимизм, силу духа, стремление к свободе, разум. Ведут себя, в соответствии поведением желтого типа, сангвиники. Человек с зелёным поведением больше всего хочет уверенности во всем, что его окружает. Несомненно, зеленый цвет - цвет флегматиков.

Чтобы убедиться в данном утверждении, я провела исследование по изучению типа темперамента и цветовых предпочтений. В моём исследовании приняли участие 27 опрошенных разных возрастов.

Опрашиваемым была предложена анкета со следующими вопросами.

Какой цвет вы предпочитаете больше всего?

Как по вашему мнению, влияет ли цвет на самочувствие человека?

Результаты анкет

1) Тест на определение типа темперамента человека.

• 9 холериков,

• 7 меланхоликов

• 5 сангвиников,

• 6 флегматиков,

2) Анкета на цветовые предпочтения человека.

• все оттенки красного цвета - 9 человек

• все оттенки синего цвета - 4 человека.

• все оттенки желтого цвета - 3 человек

• все оттенки зелёного цвета - 8 человек

Сопоставив данные, я сделала вывод, что тип темперамента влияет на цветовое предпочтение человека. Небольшое расхождение в цифрах можно объяснить негативным жизненным опытом.

Перед тем как вы начнете работу по декорированию интерьера, некоторое время поразмышляйте о том, какие эмоции вы хотели бы испытать в данном помещении. Проведите в нем некоторое время, а затем уже принимайтесь за работу по окончательной цветовой отделке.

Пастельные тона идеально подходят для создания расслабляющей атмосферы. Ванные комнаты, спальни и гостиные идеально подходят для использования нежного пастельного цветного текстиля. Высокая доля белого в пастельных цветах позволяет им зрительно расширять пространство. Такие тона помогают создать глубину при объединении их со смелыми цветами и узорами. Используйте их, или в качестве акцентирования других ваших доминирующих цветов, или чтобы, наоборот, сделать их своей фокусной точкой.

Отвергать красное — значит отвергать эмоции. Главный закон этого цвета: немного красного - это уже много красного. Даже небольшая красная поверхность очень сильно влияет на общее восприятие пространства. Красный просто приковывает к себе наши взгляды, именно из-за этой его особенности он идеально подходит для создания акцентов в интерьере. Красные стены делают помещение визуально меньше и ниже.

Гармония с природой: оттенки синего и зеленого. Поскольку зеленый и синий цвета постоянно окружают нас, они считается самыми привычными для человеческого глаза, а потому — наиболее расслабляющими и успокаивающими. Заряжаться хорошим настроением с утра и отдыхать, и успокаиваться вечером вам помогут все оттенки салатового. Такие ассоциации, как тишина и спокойствие, сделали синий излюбленным цветом для оформления мест отдыха, релаксации. Темные оттенки синего способны создавать возбуждающую атмосферу, что подталкивает к использованию этого цвета в ночных клубах и спальнях, предназначенных далеко не только для сна. Голубой цвет в интерьере - расширяет объем, помещения кажется более просторными, синий -уменьшает, помещение визуально становится ниже.

Желтый цвет в интерьере:солнечное настроение у вас дома. Желтый цвет в интерьере бодрит, дает энергию, что неудивительно, учитывая главную ассоциацию с этим цветом - яркое солнце. Желтый активизирует, настраивает на креативность. Поэтому желтый цвет рекомендован для кабинетов творческих людей. Данный цвет делает помещение просторным.

Коричневый цвет: теплый — как дерево и вкусный — как шоколад. Коричневый цвет - сужает помещение, создаёт ощущение замкнутого пространства. Коричневый цвет дает ощущение безопасности, способствует преобладанию здравого смысла. Большое количество коричневого цвета в интерьере помогает принимать спокойные, взвешенные решения.

Цветом можно не только украсить, но и испортить интерьер квартиры. Можно расширить или уменьшить, «отзонировать» пространство, «охладить» солнечную комнату или «согреть» помещение с окнами на север. К примеру, темные или теплые цвета смыкают стены, а светлые или холодные - раздвигают. Потолок станет выше, если сделать его на тон светлее стен. А увеличить окна можно, покрасив рамы в цвет стен. Связь эмоций и цвета является многоуровневой, так как с одной стороны, цвет непосредственно вызывает определенные эмоции, а с другой, эмоциональное состояние влияет на цветовые предпочтения. Работать

87

с цветовой гаммой нужно очень осторожно и желательно ознакомившись с природой цвета и законами построения цветовых композиций.

Литература

1. Цвет в интерьере [Электронный ресурс] URL: http://mirsovetov.ra/a/housing/interior-design/color-interior.html

2. Цвета, оттенки и их сочетания в дизайне интерьера квартир [Электронный ресурс] URL: http://www.ok-interiordesign.ru/interior_design.php

3. Стармер А. Цвет. Энциклопедия. Советы по цветовому оформлению интерьера вашего дома / А. Стармер. - М.: АРТ-РОДНИК, издание на русском языке, 2005 - 256с.

4. Архитектурная колористика. Цвет в интерьере: учебное пособие для студентов специальности 270301 «Архитектура» очной формы обуч./сост. В.Ю.Рыбникова, И.В.Кулага. - Кострома: КГСХА, 2007. -40с.

References

1. Cvet v inter'ere [Jelektronnyj resurs] URL: http://mirsovetov.rU/a/housing/interior-design/color-interior.html

2. Cveta, ottenki i ih sochetanija v dizajne inter'era kvartir [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.ok-interiordesign.ru/interior_design.php

3. Starmer A. Cvet. JEnciklopedija. Sovety po cvetovomu oformleniju inter'era vashego doma / A. Starmer. - M.: ART-RODNIK, izdanie na russkom jazyke, 2005 - 256s.

4. Arhitekturnaja koloristika. Cvet v inter'ere: uchebnoe posobie dlja studentov special'nosti 270301 «Arhitektura» ochnoj formy obuch./sost. V.JU.Rybnikova, I.V.Kulaga. - Kostroma: KGSHA, 2007. -40s.

Юнусова А.Р.

Магистрант факультета архитектуры, Казанский государственный архитектурно-строительный университет ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ НОВОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ТИПОЛОГИИ - ЦЕНТРОВ ДОСУГОВОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассмотрено - внедрение новой архитектурной культурно-просветительской типологии для раскрытия интеллектуального потенциала населения и реализации современных педагогических программ, а так же сформулированы ее универсальные принципы архитектурной организации.

Ключевые слова: архитектура, типология, принципы организации.

Yunusov AR

Master of the Faculty of Architecture, Kazan State University of Architecture and Engineering PRINCIPLES OF NEW ARCHITECTURAL TYPOLOGY -

Center of leisure education

Abstract

In the article - the introduction of new architectural typology of cultural and educational for the disclosure of the intellectual potential of the population and the implementation of modern teaching programs, as well as its universal principles articulated architectural organization.

Keywords: architecture, typology, principles of organization.

Типология досуговых учреждений культурно-просветительского назначения не обновляется. Клубы, дома культуры и их разновидности, которые встречаются в структуре городов России, разработаны еще в 1920-1950-е года. Советские архитекторы создавали их как учреждения, обеспечивающие культурный, профессиональный, интеллектуальный рост и развитие творческого потенциала населения. Архитектурная организация клубов и домов культуры того периода зачастую даже опережала запросы общества.[1] Однако, функционируя сегодня в современном городе, в изменившихся социально-демографических, информационно-технологических, экономических условиях, они не справляются в полной мере с возложенной на них культурнопросветительской нагрузкой. В связи с вышеизложенной ситуацией и наметившегося в России курса на повышение уровня образованности населения, как залога гармоничного развития общества и государства, в рамках исследования «Архитектурная организация центров досугового образования» предложен объект нового типа - центр досугового образования.

Центр досугового образования (ЦДО) - новая типология в системе учреждений досуга, позволяющая реализовывать в городах России педагогическую концепцию непрерывного образования. Непрерывное образование - целенаправленный и определенным образом организованный интеллектуально-образовательный процесс, цель которого - всестороннее развитие и саморазвитие человека [2].

Определяя функции непрерывного образовании и ЦДО в целом, можно говорить о заполнении пробелов основной системы образования, помощи человеку в приспособлении к быстроменяющемуся миру и реагировании на его запросы, обогащении творческого потенциала личности, предоставлении доступа к новых технологиям и ресурсам.

Термин «досуговый» в названии разрабатываемой типологии указывает на нерегламентированность и добровольный выбор различных форм интеллектуально-образовательной деятельности[3], и определяет основные признаки ЦДО:

- доступный в своем содержании (доступен для любых социальных групп, для посещения и внедрения новшеств);

- свободный в архитектурно-планировочном решении (свободный в планировочной структуре и объемном решении: форма зависит от функции).

Такое сочетание функции и признаков можно встретить в пространствах входящих в состав объектов современной архитектуры зарубежных стран следующих типов: библиотека, медиатека, конференц-конгресс центр, выставочный павильон, культурный центр, посетительский центр, учебный корпус, информационный центр, музей и центр искусств. Ознакомление с ними позволило сделать следующие выводы:

Во-первых, со второй половины ХХ века было создано множество интересных образцов архитектуры каждого типа. Но наиболее приближенными к новой типологии (ЦДО), предлагаемой в исследовании, являются современные библиотеки и медиатеки.

Появившись на Востоке (около 2500 г. до н. э.), и пройдя все исторические катаклизмы, библиотека остается ядром информационно-образовательного пространства. Но за последние двадцать лет понятие такой типологической архитектурной единицы как библиотека существенно изменилось и как следствие размылось.[4] Медиатека - тип учреждения, появившийся в результате трансформации библиотеки на рубеже ХХ-ХХ1 веков, который включает в себя качественно разные информационные пространства, хотя первоначально медиатека - это электронный информационный центр, существующий только в виртуальном пространстве и на мультимедийных дисках. [5]

Следует отметить, что различия в функциональном насыщении таких объектов как современная библиотека и медиатека порой несущественны, что может вызвать затруднения у потенциальных посетителей. Появление нового образовательного пространства с отличающимся названием - Центр досугового образования - позволит получить людям четкое представление о характере услуг, которые они могу получить в стенах разрабатываемой типологии.

88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.