Научная статья на тему 'ЦВЕТОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИНТЕРЬЕРОВ ДЕТСКИХ ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ЦВЕТОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИНТЕРЬЕРОВ ДЕТСКИХ ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦВЕТОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИНТЕРЬЕРОВ ДЕТСКИХ ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

УДК 613.05:1747:7.017.41

В. Я. Сергета

ЦВЕТОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИНТЕРЬЕРОВ ДЕТСКИХ ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Тернопольский медицинский институт

Положительная или отрицательная оценка цветовых композиций связана с воздействием цвета на психику и с теми особенностями восприятия цвета и света, которые обусловлены спецификой зрительного аппарата. Выбор гармоничных цветовых сочетаний — важнейшая проблема при создании интерьера, а поскольку цвета и их сочетания воздействуют на физическое и психическое состояние человека, вопрос красоты и гармоничности цветовой гаммы тесно связан с назначением помещений.

Еще не разработаны научно обоснованные гигиенические рекомендации по цветовой окраске кружковых помещений внешкольных учреждений, тогда как она существенно влияет на зрительную работоспособность учащихся <М. А. Шарова; Ю. Д. Жилов).

В классах, кабинетах и других учебных помещениях школ, работа в которых связана с длительным напряжением зрения, для отделки стен и оборудования рекомендуются цвета средневолновой части спектра — светло-зеленый, светло-голубой. Использовать яркие цвета (красный, оранжевый) не следует, так как они считаются неблагоприятными для длительной зрительной нагрузки. Однако необходимо учитывать и то, что красный, оранжевый и желтый цвета оказывают стимулирующее действие и способны активизировать умственную деятельность (С. П. Соловьев и Т. Е. Астрова).

Цвет в интерьерах кружковых помещений, работа в которых обычно связана со значительным напряжением зрения и внимания, должен рассматриваться прежде всего как средство, которое облегчает труд, повышает его производительность, улучшает самочувствие и настроение детей и устраняет или отдаляет наступление усталости, что особенно важно, так как занятия в кружках являются дополнительной нагрузкой на организм учащихся.

Мы изучили некоторые физиологические функции школьников при различных вариантах цветовой отделки интерьера кружковых помещений. Исследования проводили в кабинетах, ориентированных на север, восток, юг и запад при светло-зеленой, светло-голубой и светло-оранжевой окраске стен. Определяли устойчивость ясного видения, видимость, устойчивость хроматического зрения, зрительно-моторную реакцию, критическую частоту световых мельканий (КЧСМ).

При работе кружков в утреннюю смену наиболее высокая устойчивость ясного видения в помещениях северной и восточной ориентации была при светло-оранжевой ок-

раске стен, а в комнатах южной и западной ориентации — при светло-голубой. Показатель видимости оказался наибольшим также при северной и восточной ориентации комнат со светло-оранжевым интерьером, при южной — в помещениях светло-голубой окраски, при западной — в помещениях светло-зеленой окраски. Устойчивость хроматического зрения в кружковых комнатах со светло-оранжевыми стенами независимо от их ориентации была выше, чем в комнатах со светло-голубой и светло-зеленой отделкой. При изучении зрительно-моторной реакции также установлено, что ответная реакция учащихся на световой раздражитель была наиболее высокой при светло-оранжевом интерьере в помещениях северной, восточной и западной ориентации и только в комнатах, обращенных на восток, оптимальные показатели хронорефлексометрии были при светло-зеленой окраске.

Показатели КЧСМ были выше при занятиях во всех помещениях независимо от их ориентации при ярком (светло-оранжевом) интерьере по сравнению с окраской спокойных тонов.

При анализе физиологических функций у школьников, посещающих внешкольные учреждения во вторую половину дня, т. е. после занятий в школе, установлено, что наиболее высокая работоспособность органа зрения была при светло-оранжевой цветовой отделке помещений. Так, все изученные физиологические функции (устойчивость ясного видения, видимость, устойчивость хроматического зрения, зрительно-моторная реакция, КЧСМ) имели наилучшие показатели независимо от ориентации помещений и времени их измерения (в динамике занятий) при светло-оранжевом, т. е. ярком, интерьере кружковых комнат. Как показал анкетный опрос, этот цвет вызывает хорошее настроение, снимает чувство усталости, повышает производительность труда.

Таким образом, результаты изучения цветовой обстановки в кружковых помещениях внешкольных учреждений позволяют считать, что она должна быть насыщенных тонов (Р=40 и выше). Яркая окраска стен в кружковых кабинетах внешкольных учреждений дает возможность учащимся сменить привычную обстановку на более яркую, возбуждающую, повышающую настроение и общий тонус. Особенно положительное влияние на различные физиологические функции организма оказывает работа в условиях яркого интерьера при занятиях во второй половине дня.

ЛИТЕРАТУРА

Жилов Ю. Д. Световой и ультрафиолетовый климат в по- Шарова М. А. — В кн.: Гигиена детей и подростков. М.»

мещениях для детей и подростков. М., 1978. 1972, вып. 3, с. 222—227.

Соловьев С. П., АстроваТ. Е. Цвет в интерьерах общеобра-

зовательских школ. М., 1973. Поступил» 22/1 1980 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.