ЯЗЫКИ КУЛЬТУРЫ
УДК 008.009 ББК 71.1
Ю.А. Грибер
цветовая система альберта генри манселла в пространстве современной ей культуры*
Объектом исследования является цветовая система, разработанная в начале ХХ века американским художником и педагогом Альбертом Генри Манселлом. Основная цель статьи заключается в том, чтобы, опираясь на работы исследователей творческой биографии художника и его дневники, (1) воссоздать социокультурную ситуацию, в которой сформировалась цветовая система, и (2) выделить факторы, предопределившие ее успешность и популярность. Рассматривается специфика существовавшей в то время цветовой культуры. Анализируются стимулы и импульсы, повлиявшие на характер цветовой системы Манселла. Показаны новаторские особенности системы по сравнению с предшествующими классификациями цвета. Выделяются качества, которые помогли цветовой системе Манселла проделать непростой путь из сферы педагогики и искусства, где она появилась, до сферы науки и производства.
Ключевые слова:
Альберт Генри Манселл, цвет, цветовая культура, цветовая система, цветовая система Манселла.
Грибер Ю.А. Цветовая система Альберта Генри Манселла в пространстве современной ей культуры // Общество. Среда. Развитие. - 2018, № 4. - С. 68-71.
© Грибер Юлия Александровна - доктор культурологии, профессор, Смоленский государственный университет; Смоленск; e-mail: [email protected]
О
Систематизация цвета имеет долгую и богатую именами историю (см., напр.: [5; 15; 19; 20]). В этой яркой и насыщенной событиями эволюции особое место занимает цветовая система американского художника и педагога Альберта Генри Манселла. Разработанная в начале ХХ века система Манселла стала первой цветовой классификацией, которая не только имела успех и получила широкое распространение, но и оказалась настолько новаторской, что до сих пор заметно влияет на развитие теории и технологии цвета. На сегодняшний день цветовая система Манселла является популярным общепризнанным международным стандартом и находит широкое применение в лингвистических исследованиях, спек-тро- и колориметрическом анализе, в киноиндустрии, в сфере дизайна и моды, определении цвета почвы, кожи, волос и глаз (см., напр.: [9; 14; 16]).
Основная цель настоящей статьи заключается в том, чтобы, опираясь на работы исследователей творческой биографии А.Г. Манселла [3; 6; 7; 10] и дневники художника [12], (1) воссоздать социокультурную ситуацию, в которой сформировалась его цветовая система, и (2) выделить факторы, предопределившие ее успешность и популярность.
Интерес А.Г. Манселла к цвету впервые отчетливо проявился в 1879 году под влиянием книги О.Н. Руда «Современная наука о цвете» [17]. А.Г. Манселу был тогда 21 год, и он учился в Массачуссетской школе нормальных искусств (сейчас - Мас-сачуссетский колледж искусства и дизайна). С этого момента и до конца жизни все его мысли были заняты тем, чтобы создать новую таксономию цвета. Свой поиск, успехи и поражения, он тщательно документировал в дневниках [12], дополняя записи собственных идей зарисовками и
: Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 17-29-09145.
эскизами, высказываниями художников и цитатами из научных работ, которые потом легли в основу его системы.
В то время Америку буквально захлестнули «волны» цвета (см. подробнее: [7]), вызванные стремительным развитием производства синтетических пигментов и красителей. Повседневная жизнь быстро наполнилась огромным количеством цветных объектов, которые приобрели невиданное до этого количество оттенков и хроматических нюансов.
Чтобы лучше представить сложившуюся социокультурную ситуацию, и сам А.Г. Манселл [11, с. 9-10], и исследователи его творчества [10, с. 41] предлагают обратить внимание на то, как тогда описывали цвет. Язык цвета ярко и полно отражал характерный для рубежа XIX-XX веков цветовой хаос и был наполнен метафорическими, поэтическими и часто совершенно бессмысленными цветонаименованиями. В английском языке в качестве цветона-именований были распространены сравнения с различными прототипически-ми объектами (например, яблоком (apple green), лимоном (lemon yellow), соломой (straw yellow), розой (rose pink), гелиотропом (heliotrope) и др.). Широко использовались словосочетания, связь которых с конкретными цветовыми характеристиками была очевидна лишь для людей, знакомых с их этимологией. Например, невидимый зеленый (invisible green) - очень темный оттенок зеленого, которым красили металлические детали фасадов, чтобы сделать их незаметными на фоне окружающей зелени; Изабелла (Isabella color) - коричневатый оттенок желтого, названный по имени дочери испанского короля Филиппа II, которая якобы дала обет не менять ночной сорочки до победы в войне в Нидерландах и держала свое слово с 1601 по 1604 год. Достаточно распространены были метафорические конструкции, цветовое значение которых для носителей языка было привычным, но совершенно непонятным (например, дыхание слона (ele-fant's breath), пепел роз (ashes of roses), черновато-белый (blackish white) и др.).
Похожая ситуация в это время была характерна и для русского языка. Сопровождая оживленное культурное и экономическое развитие государства, изначально небогатый словарь цветонаименований начал стремительно развиваться за счет заимствования иноязычных цветообоз-начений, которые чаще всего попадали в русскую культуру вместе с теми предметами, процессами и явлениями, которые
они обозначали. В описательной ботанике, химии, минералогии, позже - в моде и рекламе распространились и широко использовались кальки, переводы, прямая транслитерация и даже иностранные слова в оригинале. Заимствования хорошо адаптировались к нормам русского языка и довольно скоро начинали жить обычной жизнью. Например, цветообозначение пю-совый, в переводе с французского «цвета блохи», стало источником для появления целой группы слов и словосочетаний, которые строились по исконно русским моделям и не давали никакого намека на то, как может выглядеть цвет, который они обозначали: блошиный, блошиная спинка, блошиное брюшко, раздавленная блоха, мечтательная блоха, блоха, упавшая в обморок [2, с. 165-166].
Промышленные краски разрушили привычное понимание цвета. Из-за того, что теперь каждый цвет мог иметь бесчисленное количество оттенков и нюансов, по сути, становилось неважно что именно это за цвет. «Раскрепощение красок» создало новую проблему. Нужно было научиться управлять цветом, сочетать оттенки друг с другом, подбирать их и определять контрасты. «...Теперь речь уже не о синем или зеленом, а о теплом или холодном, - пишет об этом Ж. Бодрийяр. - (...) Подобно тому как мебель из корпусных блоков утрачивает свою специфическую функцию и в пределе оказывается значимой лишь в силу своей переставляемости, так же и краски утрачивают свою особенную значимость и начинают обязательно соотноситься друг с другом и со всем целым...» [1, с. 40]. Цвет стал функциональным.
А.Г. Манселл поставил перед собой амбициозную цель - сделать цвет полезным, а для этого нужно было навести порядок в цветовом хаосе, который в то время существовал не только в окружающей его реальной действительности, но и в современной ему науке. Стремление А.Г. Манселла шло в разрез со сложившейся в к тому времени традицией изучения цвета: он не ставил пред собой задачу понять суть цвета, объяснить его природу, описать физические или психологические свойства. В отличие от своих современников - В. Оствальда, О. Руда, Э. Тиченера, - которые в разработках опирались на научные принципы, касавшиеся природы цвета, А.Г. Манселл остался агностиком по отношению к существовавшим научным теориям [3, с. 26-41]. Это позволило ему сделать совершенно неожиданные для современной ему науки выводы.
о
Справедливо отмечая несовершенство цветовой терминологии, А.Г. Манселл предложил систему «трехмерного» описания цвета. Импульсом для создания трехмерной системы для А.Г. Манселла, скорее всего, стал инструмент, который в то время использовался для определения оттенков пива [4, с. 3]. Каждый цвет должен был выражаться с помощью трех показателей - цветового тона, значения (или светлоты) и хромы (насыщенности). В своих дневниках художник описывал «три качества» цвета как «светлое и темное, горячее и холодное, слабое и сильное» [12, с. 88]. Эти качества образовали три координаты его системы.
Система Манселла позволяла достаточно точно выражать количественно восприятие цвета наблюдателем. Названия цвета, которые он разработал, представляли собой простой код, буквы и цифры которого сразу показывали место оттенка в цветовом теле: тон обозначался большой буквой (например, красный цвет (по-английски red) - буквой R), светлота и насыщенность - цифрами от 1 до 9. Таким образом, каждый оттенок имел условное обозначение, однозначно и четко указывавшее на его отношение к другим оттенкам цветового спектра. Во многом именно благодаря этому цветовая система Ман-селла быстро приобрела популярность и признание как надежный инструмент определения цвета, а после смерти А.Г. Ман-селла приоритетной сферой использования его системы стала промышленность. К началу ХХ века использование цветового анализа для определения качества различных твердых веществ и жидкостей было достаточно известной и широко распространенной практикой в коммерции, медицине, химии. По цвету определяли качество хлопка, вина, кленового сиропа; по цвету кожи, тканей, мочи или крови делали выводы о состоянии здоровья; по цвету смога судили о степени загрязненности воздуха (см. подробнее: [10; 13; 21; 22]). Однако до появления цветовых каталогов качество выводов во многом зависело от внимательности и настроения человека, который проводил анализ, полагаясь исключительно на свой опыт и достаточно расплывчатые инструкции, которые описывали, как именно должен выглядеть цвет. А потому цветовой анализ считался, хотя и полезным, но субъективным и ненаучным.
В 1920-30-х годах Цветовая компания Манселла по заданию Министерства сельского хозяйства США разработала стандар-
ты для определения цвета мыла, моющего порошка, отложений дымовых веществ, а также шкалы для оценки по цвету качества различных пищевых продуктов - молока, масла, тунца, картофельных чипсов, мяса, майонеза и различных видов консервов, шоколада и бисквитов [10]. Параллельно создавались специализированные цветовые палитры для использования в индустрии моды, садоводстве и почвоведении [8; 17].
По замыслу А.Г. Манселла, система цвета, над которой он работал, должна была стать такой же простой, понятной и интуитивной, как ноты в музыке. Он создавал ее, прежде всего, для того, чтобы учить работать с цветом. В 1881 году он начал преподавать в колледже, который незадолго до этого сам окончил, цветовую композицию. Это обстоятельство его биографии не только стало катализатором в процессе разработки цветовой системы, но и существенно повлияло на ее характер. Цветовая система Манселла была рассчитана на то, чтобы каждый желающий, вне зависимости от его возраста и уровня образования, мог научиться пользоваться цветом, не изучая при этом теории. Пояснения, которые давал А.Г. Манселл, были простыми и понятными как для профессионалов, так и для студентов или школьников, а самой главной его заслугой стало то, что он не только сам обучал цвету, но и давал советы, как обучать цвету других.
Впервые А.Г. Манселл представил свою цветовую систему в небольшой книге, опубликованной в 1905 году [11]. Как и положено еще не оформившейся, а только формирующейся идее, его характеристика содержала огромное количество метафор, которые позже сложились в стройную модель и на сегодняшний день совершенно стерлись. Чтобы понятнее рассказать о своей системе, А.Г. Манселл использовал сразу несколько ярких образов - апельсин [11, с. 12], географическую карту [11, с. 14], структуру дерева [11, с. 14, с. 23-24]. Впоследствии дерево стало символической формой системы, поскольку его геометрически неправильная структура хорошо передавала несимметричность трехмерного цветового пространства, которую художник заметил в ходе своих экспериментов. Ствол представлял собой шкалу светлоты, в которой самые темные оттенки располагались внизу, а более светлые - вверху. Каждая ветка соответствовала определенному тону. Листья на ветках показывали различную насыщенность (хрому) оттенков: чем даль-
ше от ствола, тем больше этот показатель. Дерево Манселла имело разные по длине ветки, которые показывали, что некоторые тона достигают максимальной насыщенности (хрома) при различных показателях светлоты (значения).
В целом система Манселла оставила заметный след в истории преподавания цвета, развитии методики обучения цвету и цветодидактики. Наряду с другими выдающимися педагогами предшествующего столетия - О.Н. Рудом, П. Клее, Й. Итте-ном и Дж. Альберсом, А.Г. Манселл много сделал для того, чтобы преподавание цвета стало привычной практикой во всех университетах и колледжах.
По сравнению с предшествующими классификациями цвета система Мансел-ла имела целый ряд новаторских особенностей, главные из которых заключались в том, что он разделил три показателя цвета, расположил все оттенки в образовавшейся
трехмерной системе координат и создал асимметричное цветовое тело.
Благодаря этим важным качествам система Манселла смогла проделать непростой путь из сферы педагогики и искусства, где она появилась, до сферы науки и производства, послужив стимулом и теоретической основой для развития целого ряда других современных цветовых систем.
Большую роль в распространении системы Манселла сыграла ее простота. А.Г. Манселлу удалось реализовать свой замысел и сделать систему понятной даже без долгого специального обучения. Однако популярность системы во многом связана еще и с тем, что в первой трети ХХ века она заняла существовавшую в управлении цветом нишу и продемонстрировала свою гибкость и эффективность, предложив готовые цветовые таблицы для самых разных сфер, которые действительно в этом остро нуждались.
Список литературы:
[1] Бодрийяр Ж. Система вещей. - М.: Рудомино, 2001. - 224 с.
[2] Василевич А.П., Кузнецова С.Н., Мищенко С.С. Цвет и названия цвета в русском языке. - М.: КомКнига, 2005. - 216 с.
[3] Cochrane S. The Munsell color system: A scientific compromise from the world of art // Studies in History and Philosophy of Science. - 2014, № 47. - P. 26-41.
[4] Inter-Society Color Council News. - 2018, № 483. - 44 р.
[5] Kuehni R.G., Schwarz A. Colored ordered: A survey of color systems from antiquity to the present. - Oxford/ New York, N.Y.: Oxford University Press, 2008. - 480 p.
[6] Landa E.R., Fairchild M.D. Charting colour from the eye of the beholder // American Scientist. - 2005, № 93(5). - P. 436-443.
[7] Lee Blaszczyk R. The Color Revolution. - Cambridge: MIT Press, 2012. - 400 p.
[8] Lee Faust J. Around the garden // New York Times. - 1957, November 17.
[9] McCreath H.E. et al. Use of Munsell color charts to measure skin tone objectively in nursing home residents at risk for pressure ulcer development // Journal of advanced nursing. - 2016, № 72(9). - P. 2077-2085.
[10] McLeary E. A track across what is now a desert: A.H. Munsell quest for a system of colour // Analyzing art and aesthetics / Ed. by A.C. Goodyear, M.A. Weitekamp. - Washington D.C.: Smithsonian Institution Press, 2013. - P. 40-54.
[11] Munsell A.H. A colour notation: Illustrated system defining all colours and their relations by measured scales of hue, value and chroma. 3d ed. - Boston: Geo. H. Ellis & Co, 1913. - 76 p.
[12] Munsell A.H. Diaries. 1900-1918. - Rochester: Munsell Color Science Laboratory. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.rit.edu/cos/colorscience/ab_munsell_diaries.php (19.11.2018)
[13] Nickerson D. Color measurements of standards for grades of cotton // Textile Research journal. - 1946, № 16 - P. 441-449.
[14] Nickerson D. History of the Munsell colour system // Colour Research and Application. - 1977, № 1. -P. 121-129.
[15] Osborne R. Books on colour. 1495-2015. History and bibliography. - Raleigh, NC: Lulu Press, 2015. - 275 p.
[16] Paramei G.V., Griber Y.A., Mylonas D. An online color naming experiment in Russian using Munsell color samples // Colour Research and Application. - 2018, № 43(3). - P. 358-374.
[17] Pendleton R.L., Nickerson D. Soil colors and Special Munsell Soil Color Charts // Soil Science. - 1951, № 1. -P. 35-43.
[18] Rood O. Students' text-book of color; Or, modern chromatics, with applications to art and industry. - New York: D. Appleton and Company, 1879. - 353 p.
[19] Spillmann W. (Ed.). Farb-Systeme 1611-2007: Farb-Dokumente in der Sammlung Werner Spillmann. -Basel: Schwabe, 2009. - 283 p.
[20] Stromer K. Farbsysteme in Kunst und Wissenschaft. - Cologne: DuMont, 2005. - 240 p.
[21] Uekoetter F. The strange career of the Ringelmann smoke chart // Environmental Monitoring and assessment. - 2005, № 1. - P. 11-26.
[22] Warner D.J. How sweet it is: Sugar, Science and the State // Annals of Science. - 2007, №. 2. - P. 147-170.