Научная статья на тему 'Цветовая символика китайской власти (по материалам кинематографа)'

Цветовая символика китайской власти (по материалам кинематографа) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
389
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Ключевые слова
китайская власть / китайский кинематограф / образ власти / цветовая символика. / Chinese power / Chinese cinema / image of power / color symbolism.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мусалитина Eвгения Aлександровна

В статье рассматривается цветовая символика образа власти в китайском современном кинема-тографе. Выявляются основные цвета, характерные для носителей власти Поднебесной. Интерпрети-руется традиционное символическое значение цвета, а также его трансформированное восприятие в современной китайской культуре. Исследование цветовой составляющей образа власти позволяет углу-бить понимание культурно-национальных особенностей китайской власти. Рассмотрение власти сквозь призму кинематографа позволяет изучить этот феномен с позиции культурологического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLOR SYMBOL OF CHINESE AUTHORITY (BY MATERIALS OF THE CINEMATOGRAPH)

The article considers color symbolism of the image of power in Chinese modern cinema. The main colors that are characteristic of holders of power are revealed. Traditional symbolic meaning of color is interpreted, as well as its transformed perception in modern Chinese culture. The study of the color component of the image of power allows to enlarge understanding of cultural and national features of Chinese power. The consideration of power through the prism of cinema allows to study this phenomenon from the perspective of a culturological approach.

Текст научной работы на тему «Цветовая символика китайской власти (по материалам кинематографа)»

<<ШУШетиМ~^©и©Ма1>#27Ш),2©1]9 / TECHNICAL SCIENCE

127

TECHNICAL SCIENCE

УДК: 008

Мусалитина Eвгения Aлександровна Комсомольский-на-Амуре Государственный Университет Доцент кафедры «Лингвистика и межкультурная коммуникация»

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-11047 ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА КИТАЙСКОЙ ВЛАСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ КИНЕМАТОГРАФА)

Musalitina Evgeniia Alexandrovna

Komsosmolsk-On-Amur State University

Assistant professor of the department of Linguistics and Intercultural Communication

COLOR SYMBOL OF CHINESE AUTHORITY (BY MATERIALS OF THE CINEMATOGRAPH)

Аннотация

В статье рассматривается цветовая символика образа власти в китайском современном кинематографе. Выявляются основные цвета, характерные для носителей власти Поднебесной. Интерпретируется традиционное символическое значение цвета, а также его трансформированное восприятие в современной китайской культуре. Исследование цветовой составляющей образа власти позволяет углубить понимание культурно-национальных особенностей китайской власти. Рассмотрение власти сквозь призму кинематографа позволяет изучить этот феномен с позиции культурологического подхода.

Abstract

The article considers color symbolism of the image of power in Chinese modern cinema. The main colors that are characteristic of holders ofpower are revealed. Traditional symbolic meaning of color is interpreted, as well as its transformed perception in modern Chinese culture. The study of the color component of the image of power allows to enlarge understanding of cultural and national features of Chinese power. The consideration of power through the prism of cinema allows to study this phenomenon from the perspective of a culturological approach.

Ключевые слова: китайская власть, китайский кинематограф, образ власти, цветовая символика.

Key words: Chinese power, Chinese cinema, image of power, color symbolism.

Традиционно власть в Китае рассматривается в гуманитарном знании как социально-политический феномен. Однако, для более глубокого понимания этого феномена представляется необходимым применение культурологического подхода. Более того, понимание культурно-исторических традиций и ментальности нации необходимо для более успешного выстраивания отношений на всех уровнях сотрудничества Китая и зарубежных партнеров.

В статье предпринята попытка исследования китайской власти с позиции культурологического подхода, который предполагает интеграцию различных наук с целью систематизировать и концептуально интерпретировать знания, накопленные социальными, историческими, философскими, психологическими и другими науками [4, с. 45]. Цвет с древних времен был неотъемлемым символом китайской власти. В китайской культуре он несет значительную смысловую нагрузку и является индикатором социального статуса. [2]. Изучение традиционного и современного колористического символического значения позволяет выявить новые национальные особенности власти.

Исследование цветовой символики проводится на материале современного китайского кинематографа. Китайское кино - ценный источник для исследования феномена власти. Оно позволяет представить многогранный визуальный образ носителей китайской власти. В этом заключается особая значимость материалов китайского кинематографа для комплексного изучения власти как феномена

культуры. В ходе исследования было проанализировано десять фильмов китайских режиссеров, выпущенных в период с 2000 по 2017 гг.

В результате анализа кино образов было установлено, что основные цвета, сопровождающие носителей власти - красный, белый, черный, желтый и золотой, голубой, коричневый.

Обратимся к изображению красного цвета, который встречается в образе правителей в нескольких исследуемых кино картинах. В фильме «Герой» (кит. ШШ, 2002, реж. Чжан Имосу) костюм императора, элементы интерьера дворца, одежда придворных включают красный. В древнем Китае этот цвет символизировал успех, счастье, красоту. Также, красный ассоциировался с кровью, и означал жизненную силу и преемственность от поколения к поколению [3]. Молодая правительница в картине «Императрица и воины» (ЛШ^Л, 2008, реж. Тони Чин) носит красный пояс, как оберег от несчастий. Император Цин в ленте «Убить императора» (кит.^®, 2006, реж. ФэнСяо Ганг) хранит драгоценный меч в красном футляре, а зал, в котором он принимает министров, отделан красной тканью. Императрица Цзинь Эр в «Детектив Ди и тайна призрачного пламени» (^^^¿.Д^ФВ, 2010, реж. ЦуйХарк) совершает осмотр строительства статуи Неба, восседая на алом паланкине.

Отметим, что красный цвет в современном Китае по-прежнему сохраняет свое значение «цвета власти» и является официальным символом коммунистической партии [7].

TECHNICAL SCIENCE /

128

Образ императора Цин в фильме «Миф» (кит. WlS, 2005, реж. Стэнли Тонг) сопровождается преимущественно белым цветом. Такое изображение не случайно, поскольку император смертельно болен, немощен, а белый цвет в китайской культуре традиционно символизирует смерть, несчастье, утрату и страшное предзнаменование. Примечательно, что сцена с умирающим правителем начинается с демонстрации белоснежного шатра, в котором находится больной. Это сооружение напоминает траурные одежды, цвет которых строго регламентирован в китайской традиции.

В фильме «Герой» белый цвет служит индикатором социального положения героев. Так, в эпизоде случайной встречи нищего с высокопоставленным чиновником простолюдин облачен в белую одежду. Объяснением этому может послужить тот факт, что в древнем Китае белый цвет символизировал низкое происхождение [5]. Тем самым, цвет одежды подчеркивает социальную «пропасть» между простым человеком и представителем власти.

Черный цвет, в отличие от западной культуры, в Поднебесной не несет значения смерти и траура. Напротив, этот цвет с древних времен считался «царем всех цветов», а в древнем философском источнике «Книге перемен» есть упоминание о связи этого цвета с Небом [6, с. 98]. Тем не менее, в фильмах «Убить императора», «Полководцы» (кит.

2007, реж. Питер Чан, ИпМэй Вэн) этот цвет встречается исключительно в сценах, когда правителю угрожает опасность от потенциального врага и императорский полк готовится к тяжелому бою.

Мрачным темным светом наполнена опочивальня императрицы, откуда она наблюдает за разъяренной оппозицией, и осознает приближающиеся трагичные события. Таким образом, можно предположить, что в фильмах наблюдается трансформированное восприятие черного цвета и его связи с властью как несущего негатив. Черный цвет в современном Китае полностью утратил свою семиотическую нагрузку, и больше не считается символом мудрости, не символизирует власть, преимущественно воспринимаясь, как цвет повседневной одежды [8].

Обратимся к желтому и золотому цвету, которые встречается в одежде императора и государственных министров. В картине «Императрица и воины» близкие к правителю чиновники имеют желтые и золотые элементы костюма. Это традиционные для китайской власти цвета, символизирующие благородное происхождение, благосостояние, процветание, высшую мудрость. Правитель позволяет носить куртки желтого цвета «магуа» только тем, кто имеет значительные заслуги и предан служению своему государству.

Желтый цвет в настоящий момент утратил свою смысловую нагрузку, перестав нести значение императорского величия, и приобрел негативную коннотацию, связанную с порнографическим контентом. Однако, традиция настолько сильна, что согласно результатам социологического исследования, проведенного среди сотрудников крупной китайской корпорации «Shandong Landbridge», 87% опрошенных до сих пор ассоциируют желтый цвет с императорской властью [1].

Рассмотрим коричневый цвет и его роль в формировании образа правителей в китайском кинематографе. Прежде всего, необходимо отметить, что традиционно коричневый цвет не является символом китайской власти. Можно предположить, что причиной этому является то, что коричневый цвет не входит в китайскую систему пяти базовых «чистых» цветов (черный, красный, синий, белый, желтый), которые символизируют стабильность, благородство, чистоту. Тем не менее, он часто встречается в одежде чиновников, считается «смешанным» цветом, и несет значение стабильности и постоянства. Например, в картине «Герой» император носит длинное коричневое «ханьфу» (традиционная императорская одежда), императрица Ву из «Детектив Ди» в нескольких сценах носит коричневый наряд. Преобладание этого цвета можно наблюдать в интерьере дворца императора в фильме «Миф» и «Убить императора».

Кино образы правителя сопровождаются традиционными для китайской власти фиолетовым и голубым цветом. Фиолетовый краситель в древнем Китае был редким и очень дорогим, поэтому мог быть доступен только членам императорской семьи. Также, императорский дворец носил название «Пурпурный Запретный город». Синий цвет ассоциируется с ученой сферой, интеллигенцией, поэтому в Китае тех, кто старательно учился и занимался наукой, называли «учащимися под синей лампой» [5, с. 213].

Подводя итог вышесказанному, отметим, что цветовое сопровождение образа власти в китайском кинематографе не случайно. Цвет - это не просто декорация или оформление костюма, а показатель социального положения героя, его принадлежность к власти. Анализ цветовой репрезентации кино образов позволяет выявить отличительные национальные особенности власти в Китае. Перспектива исследования цветовой символики власти представляется в обращении к другим источникам китайского искусства.

Список литературы

1. Землянская А. Т. Отношение к жёлтому цвету как знаку общественного положения // Вестник ЧитГу. 2012. №2. С.81-83

2. Карапетьянц А. М. Теория «пяти элементов» и китайская концептуальная протосхема // Вестн. Моск. ун-та. Сер.: Востоковедение. 2006. №

3. С. 32 - 36.

3. Чаплинская Ю. А. Цветовая символика традиционной и современной китайской одежды // Научно-методический журнал «Концепт». 2017. №

4. С. 177-183.

4. Чебанюк Т.А. Методы изучения культуры. - СПб. 2010. - 320 с.

5. Чжао Нун. История дизайна в Китае. Сиань: Шаньси. 2004. 289 с.

6. Юнь Шоупин. Наньтянь хуабо. Ханьчжоу.-2008. -142 с. (кит. яз)

7. ФШ . Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://www.doc88.com/p-368144315812.html (дата обращения 02.12.19)

8. Janet Zhiqun Xing. Semantics and Pragmatics of Color terms in Chinese // Xing (Ed.) Studies of Chinese Linguistics: Functional Approaches. -2008. -С. 3-9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.