^ СибАК
www.sibac.info
Журнал «Инновации в науке» _№ 3 (64), 2017 г.
ЦВЕТОФАКТУРНОЕ РЕШЕНИЕ ЖИЛЫХ ИНТЕРЬЕРОВ В ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ
Смородина Евгения Игоревна
ассистент Омского государственного технического университета, Института дизайна и технологий,
РФ, г. Омск E-mail: smorodina89@yyandex. ru
COLOR AND TEXTURE SOLUTIONS FOR RESIDENTIAL INTERIOR DESIGN
Evgeniya Smorodina
assistant of Omsk State Technical University, Institute of Design and Technology,
Russia, Omsk
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассмотрены основные аспекты формирования жилых интерьеров с помощью цвета и фактуры. На основе проведенного анализа выделены основные факторы, влияющие на создание цветового решения интерьера, а именно: освещение, размеры и пропорции пространства, назначение помещения. Статья будет полезна дизайнерам интерьера и студентам, обучающимся по данным направлениям.
ABSTRACT
This article have been considered the main aspects of the formation of residential interiors with the help of colors and textures. Based on the conducting analyses there were singled out the main factors influencing the creation of color interior solutions, such as: lighting, dimensions and proportions of the space, special rooms. The article will be useful for practicing interior designers and students who are trained in these specialties.
Ключевые слова: цвет, фактура, интерьер, дизайн.
Keywords: color, texture, interior, design.
С течением времени у людей повышается уровень жизни, создаются новые требования к своему жилью и дизайну интерьера. Все это приводит к огромному массовому интересу к проблемам и решениям дизайна интерьера, появляются новые журналы и сайты по этой теме. Одна из ключевых составляющих проекта интерьерного дизайна - разработка его цветового и фактурного решения.
Воздействие светоцветовой среды на жизнедеятельность человека, было замечено еще в далеком прошлом, остается предметом постоянного внимания и в наше время, что обусловлено стремлением людей сделать свое пространство более эстетичным и гармоничным.
Как пишет в своей книге «Цвет в интерьере» Степанов Н.Н. - «Без цвета немыслим видимый мир. На человека постоянно влияет цветовая среда, в которой он обитает. Большую часть познаний об окружающем мире он получает, воспринимая цвет, который еще на заре цивилизации служил людям и средством информации, и символом, и украшением. В этом состоит социальная значимость цвета. С древнейших времен и доныне цветность природы -неисчерпаемый источник эмоциональных ощущений и эстетических переживаний» [2, с.7].
Цвет оказывает неопровержимое воздействие на условия жизни людей, облегчая или усложняя их. Поэтому люди, желая быть в союзе с цветовой гармонией - окрашивают определённым образом пространство, предметы обихода, одежду, освещение и даже звукам придают те или иные цветовые характеристики.
В интерьере мы имеем дело с искусственной специально созданной средой со своими особыми законами гармонизации.
Интерьер отличается от экстерьера многообразной предметной средой, обилием различных отделочных природных и искусственных материалов. Организовать в единое пространство такое много-цветие не всегда просто, это требует усилий и специальных знаний.
С помощью цвета можно придавать интерьеру свой неповторимый образ. Кроме того, современный интерьер формируется на основе цвета предметов, находящихся в нем. Цветовой тон, характеристики цвета, его возможности могут создавать оригинальную атмосферу и управлять формой как самого помещения, так и предметов находящихся в нем. При дизайн-проектировании интерьера необходимо заранее учитывать все характеристики и особенности помещения и влияния цвета на него.
Когда человек оформляет свой интерьер, он влияет на его цветовое решение, и это решение в свою очередь цветовой средой влияет на нас. Один интерьер может создавать благоприятное, свободное, легкое настроение, другой - подавляет, замедляет, тяготит нашу активность. Цвет может возбуждать в нас чувство теплоты и холода, бодрости и усталости, легкости и тяжести. С помощью цвета человек может делать различные визуальные приемы. Расширять или сужать представление об окружающем нас пространстве, придавать ему прозрачность и массивность, замкнутость и раскрытость.
^ СибАК
www.sibac.info
Журнал «Инновации в науке» _№ 3 (64), 2017 г.
Так же при дизайн-проектировании помещения необходимо учитывать, что цветовое сочетание бывает нюансным или контрастным. При нюансном решении в помещении преобладают мягкие, близкие по тону цвета. Контрастное решение подразумевает под собой гармоничное сочетание различных цветов и оттенков.
Как известно, все цвета делятся на теплые и холодные. Тёплая цветовая гамма - от желтого до красного и все производные от них. Холодная цветовая гамма от синего до фиолетового и вся группа сине-зеленых и сине-фиолетовых тонов. Зеленый цвет можно отнести и к холодной и к теплой цветовой гамме. Когда в зеленом цвете больше синего, он является холодным, а если больше желтого - теплым. Выступающие цвета - теплые, более интенсивные, они кажутся в пространстве более близкими. Отступающие цвета - холодные, в пространстве ощущаются как далекие.
• Если жилое пространство небольшое, тесное и сумрачное, для него лучше всего использовать светлые тона.
• Если помещение вытянутое, дальнюю стену можно окрасить контрастным или темным цветом и таким образом создать впечатление, что стена приближена. Комната при этом приобретет более гармоничное впечатление.
• Цвет влияет на зрительное восприятие пространства. Если человек окрасит комнату в яркие спектральные цвета, например - желтый, красный, оранжевый, то пространство визуально будет казаться меньше, чем есть на самом деле. Комната, окрашенная в холодные оттенки, например голубой, синий, светло зеленый будет смотреться визуально «легче» и просторнее.
Не менее важно учитывать, что цветовое и фактурное решение помещения зависит от следующих факторов: ориентации по сторонам света и освещенности комнат, размеров и пропорций помещений, освещения (естественное или искусственный свет), эмоционального воздействия цвета на человека, назначения помещений.
Ещё одним из главных принципов в проектировании дизайна интерьеров, неразрывно связанным с восприятием цвета, является сочетание различных фактур. Если сочетание фактур подобрано неудачно, то даже красивая цветовая гамма не произведет должного впечатления.
Про фактуру можно сказать, что это степень шероховатости материала. Фактуры бывают гладкими и шероховатыми. Гладкая фактура это - равномерная, однообразная, одинаковая поверхность материала. Может быть глянцевой или блестящей. В интерьере это может быть, например: фактура стекла, зеркала, пластмассы, кафеля, металла. Шероховатая фактура это матовая мелко или крупнозернистая поверхность материала. Например: кирпич, дерево, ткани.
Когда фактура сочетается с цветом, то может достаточно отчётливо изменить визуальное восприятие помещения. Если перед дизайнером стоит задача визуально увеличить пространство, то следует использовать гладкие и зеркальные текстуры. Если стоит задача уменьшить пространство, то можно использовать шероховатые и матовые текстуры.
Сочетая цвет и фактуру можно добиться психологического ощущения тепла или холода. В одном случае можно сказать, что поверхности с тонким рельефом (например, дерево) добавляют уюта и тепла. И, напротив, глянец, дополненный сине-голубой гаммой, кажется холодным.
Основными правилами использования фактур в жилом интерьере является контраст и гармония. Контрасты — это сочетание противоположных по качеству и визуальному восприятию фактур. Например, гладкая и шершавая, твёрдая и мягкая, плоская и объемная, легкая и тяжелая. Именно от сочетания фактур и цвета будет формироваться интерьер комнаты. Благодаря фактурам есть возможность, не меняя цветового решения, разделять комнату на различные зоны или акцентировать внимание на определенные участки интерьера.
В заключение можно подвести такие итоги, что -от цветового и фактурного решения интерьера, от гармонии цветов, от образов, созданного ими, зависит колорит, уют помещения. Именно цветовое решение может придать эстетически полноценный колорит помещения, не вызывающий раздражения. Что касается фактуры в интерьере, их правильное использование и сочетание помогут привнести в интерьер оригинальность, а также решить ряд дизайнерских задач по созданию концептуального стильного интерьера и функционального разделения пространства помещения. В наше время цвет становится активным средством улучшения жизненной среды, эстетической организации внешнего пространства, и, особенно, интерьера.
Список литературы:
1. Гете И.В. Учение о цвете. Теория познания. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012.
2. Степанов Н.Н. Цвет в интерьере / Н.Н. Степанов. - К.: Вища шк. Головное изд-во, 1985.-184 с.