Научная статья на тему 'Цветодиагностика поля отношений'

Цветодиагностика поля отношений Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
316
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЯ / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПСИХОДИАГНОСТИКА / ТЕСТ / PERSONAL RELANIONSHIPS / FAMILY / INTERACTION TEST OF COLOUR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тютюнник В. А., Тютюнник Е. И.

Описана авторская модификация цветового теста отношений, которая позволяет реконструировать систему личностных отношений в семье в форме статистической модели. Методика позволяет выявить причины и деформации поля отношений в семье и может использоваться в семейном консультировании, а также для диагностики социально-психологического климата в других малых группах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Тютюнник В. А., Тютюнник Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Colour-diagostic of the relationships

The author's modifi cation of the Interaction Test of Color which allows to reconstruct system of personal relationship in a family in the form of statistical model is described. Such reconstruction allows revealing the cause of the dynamic interactions and deformations in family relations. The given test seems to be a tool for family consultation, and also for diagnostics of a social-psychological climate in other small groups.

Текст научной работы на тему «Цветодиагностика поля отношений»

В. А. Тютюнник, Е. И. Тютюнник

ЦВЕТОДИАГНОСТИКА ПОЛЯ ОТНОШЕНИЙ*

Область корректного применения описываемой ниже методики — «детоцентри-ческое» семейное психологическое консультирование. Возможна ее модификация для диагностики социально-психологического климата в других малых группах. Методика является продуктом гибридизации двух линий: а) типологии воспитания Й. Раншбурга и П. Поппера, концепта В. Л. Леви «Поле Отношений» и одноименного с последним пакета опросников для детей от 7 до 18 лет и их родителей; б) цветового теста отношений (ЦТО) с его теоретическим обоснованием.

Опыт психологического консультирования семей с «проблемными» детьми показывает, что во всех без исключения случаях обращения к психологу проблемность оказывается не локальной, а тотальной, буквально пронизывая всю семью. Часто это следует из анализа диагностической информации. Иногда об этом прямо заявляет один из членов семьи — самый оптимистичный, самый доверчивый или самый заинтересованный. Но встречаются и такие семьи, в которых буквально «кожей чувствуешь» нечто такое, от чего хочется немедленно уйти. Этим Нечто пропитаны воздух и стены; передвигаясь по квартире, чувствуешь себя так, будто пересекаешь невидимые силовые линии или попадаешь под излучение; работая с семьей, постоянно тяготишься пониманием обреченности своего труда... Столкнувшись с ним впервые, мы подумали: а ведь это и есть настоящее Поле Отношений — незримое органическое целое, созданное некогда теми, кем оно теперь управляет: и ими самими, и их поступками, и последствиями этих поступков.

Определенной целостностью обладают «Поле Отношений» В. Л. Леви и профиль стиля семейного воспитания, получаемый при помощи одноименного опросника, но это поле внешних взаимодействий — транзакций, «игр, в которые играют люди», и сам автор не только метафорически, но и в терапевтической практике обозначает его сценической площадкой. Кроме того, к происходящим здесь событиям вполне подходит замечательное словцо В. Н. Мясищева — «робинзонада»: словно у персонажей нет ничего за пределами семьи, нет будущего, нет идеалов, и все события, происходящие здесь, зависят только одно от другого. Наконец, столь сложная структура описывается всего лишь четырьмя параметрами, причем по жестким критериям, заданным извне и не учитывающим всего возможного разнообразия семейных ситуаций. ЦТО обращен именно к отношениям личности, но позволяет представить их лишь фрагментарно — в форме парных корреляций, трактуемых в терминах сходства, близости и т. п.

Предлагаемая нами модификация ЦТО позволяет описать систему личностных отношений в семье в форме статистической модели, предъявляемой заказчику. Последняя имеет своего рода «встроенный пульт управления» и стратегически ориентированную «инструкцию пользователя», рассчитанную на ряд отсроченных пролонгированных эффектов. Цветодиагностика поля отношений представляет собой процесс,

* Статья впервые опубликована: Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения. СПб.: Изд. СПбГИПиСР, 2005.

© В. А. Тютюнник, Е. И. Тютюнник, 2011

развернутый во времени и явно ориентированный на психолога-интроверта. В нем отчетливо различаются три этапа, которые, в свою очередь, разделяются на стадии.

Этап I. Описательный. Первая стадия — выделение личностно значимых для каждого члена семьи объектов. Вторая — сбор первичной информации («цветовых портретов»). Третья — формирование сводного описания множества отношений.

Первая стадия. В план первичной беседы встраивается сценарий послойного извлечения данных о личностно значимых объектах. Первый слой — объекты, находящиеся внутри самой семьи: сибсы, родители, прародители, домашние животные, предметы обстановки, несущие символическую или мемориальную функцию, и т. п. Второй слой — внесемейные объекты, которые участвуют в образовании семейного поля отношений формально опосредованно, содержательно же могут деформировать последнее и даже служить полеобразующими факторами (полюсами): работа, сослуживцы, друзья мужа и подруги жены, школа с ее любимыми и нелюбимыми учителями, заклятыми врагами и неодобряемыми в семье приятелями и т. п. Третий слой — время, маркированное событиями; в нем содержатся такие объекты, как «пятница», «последний отпуск» или «смерть дедушки». Четвертый слой — личные образы-стереотипы: «настоящий мужчина», «интеллигентность», «хорошая жена» и т. п. Продвигаться глубже мне пока не приходилось, не столько в силу технических ограничений, сколько по отсутствию необходимости — настолько впечатляющими, если не сказать ошеломительными, оказываются результаты.

Вторая стадия. Клиенту предлагается полная процедура ЦТО. Эмпирически найдено предельное число цветовых портретов, эффективно выполняемых клиентом за один сеанс: 9±2 для ребенка (от 4 лет), 12±3 для подростка или взрослого. Превышение лимитов, как правило, приводит к снижению различительной чувствительности и, в итоге, к поляризации обязательных объектов, портретируемых, как известно, последними — «автопортрета» и «цветового выбора» (ранжирования цветов по убыванию/возрастанию предпочтения). Позиционные формулы цветовых портретов вносятся в бланк фиксации первичных данных.

Третья стадия. Индивидуальные бланки фиксации первичных данных трансформируются в матрицы данных для корреляционного анализа, из которых формируется сводная матрица данных со сквозной нумерацией столбцов. В нулевом столбце зафиксированы номера цветов в последовательности, соответствующей аутогенной норме. В остальные столбцы вписываются позиции цветов в цветовых портретах различных объектов, причем в первый столбец — их последовательность в самой аутогенной норме.

Этап II. Аналитический. Первая стадия — анализ матрицы данных. Вторая — анализ корреляционной матрицы. Третья — анализ корреляционной структуры.

Первая стадия. Ранговый корреляционный анализ по Спирмену (парные корреляции между столбцами матрицы данных, то есть между цветовыми портретами объектов, включая собственно аутогенную норму). Результаты корреляционного анализа отображаются в форме корреляционной матрицы. Для удобства рекомендую сразу же сделать ее треугольной и очистить от незначимых (р > 0,05) коэффициентов корреляции; при компьютерной обработке это делается постановкой фильтра. Дополнительный комфорт испытывает пользователь, отображая положительные и отрицательные коэффициенты красным и синим цветами соответственно.

Вторая стадия. Графический факторный анализ корреляционной матрицы (построение корреляционной плеяды). Метод корреляционных плеяд (известный также под именем «метод pF-групп») является графическим аналогом центроидного метода факторного анализа и обладает существенным преимуществом перед последним — воспроизводит факторную структуру исследуемого объекта не в виде списка сортированных переменных, а в форме графа, вершинами которого служат коррелируемые переменные (в нашем случае — цветовые портреты), а ребрами — положительные и отрицательные корреляции. Благодаря этому латентная структура объекта (в нашем случае — поля отношений) становится наглядной и, следовательно, доступной анализу — как формальному, так и содержательному. Обратившись к литературе, читатель может выбрать одну из техник или построить свою версию его применения, как это сделали когда-то авторы, адаптируя лабораторный инструментарий к полевым условиям. Такая адаптация, разумеется, была произведена и для цветодиагностики поля отношений.

Третья стадия. Анализ корреляционной плеяды с целью выявления и презентации признаков неоднородности корреляционной плеяды, отображающей структуру поля отношений: полюсов и полярных зон; центра, концентров и периферии; зон различной связности; центробежных, центростремительных, причинно-следственных и других асимметричных связей и т. п. По сути, на этой стадии последовательно выдвигаются и проверяются частные гипотезы. Однако на языке корреляционной плеяды эта работа приобретает необычную форму, напоминающую расшифровку иероглифов. Так, например, положительную корреляцию между признаками «аутогенная норма» и «портрет Y глазами X» можно, в зависимости от контекста, прочесть как «X чувствует себя комфортно в присутствии Y», или как «Y — идеал для X» или каким-нибудь иным образом. Подобная работа с контекстами и внутри них могла бы стать отдельной темой. Замечу только, что работа с графическим объектом потребовала введения дополнительного критерия истинности - «хорошей формы», что еще более усиливает метафорическое сходство последней стадии анализа с иероглификой.

Этап III. Синтетический. Синтез (реконструкция) поля отношений как целого — заключительная часть не только цветодиагностики поля отношений, но и всего цикла консультирования. Получив на предыдущих сессиях промежуточные результаты, частные рекомендации и яркие впечатления, клиенты успевают к этой последней встрече не найти в своей жизни места даже пустяковым изменениям. Поэтому и «место встречи изменить нельзя» — это тупик. Красивая же картинка, над которой мы с ними теперь склоняемся, — статистическая модель тупика. Уникальность ее микроструктуры (сколько семей, столько неповторимых полей отношений) — следствие высокой пропускной способности методики, позволяющей, не ограничиваясь «соскобом» верхнего (и без того доступного внешнему наблюдению) слоя, делать полный срез с сохранением всех слоев in vivo. Эти слои, местами взаимно диффундирующие, образуют универсальную макроструктуру поля отношений. Рассмотрим ее бегло, но послойно глазами психолога, клиента и в сопоставлении с «Полем Отношений», или «сценической площадкой», по В. Л. Леви (помня при этом о принципиальном априорном отличии: там была сцена транзакций, здесь будет сцена внутренних, личностных, глубинных отношений).

Первый слой, открывающийся зрителю, имеет вид разноцветных контурных прямоугольников с надписями (цветовой код субъекта портретирования — имя его

объекта); одни неравномерно разбросаны по листу, другие образуют почти строго геометрические конфигурации. Для психолога это первый уровень синтеза поля отношений — формальное описание его структуры как уни-, би- или мультиполярной; как моно-, поли-, кон- или эксцентрической; как более или менее деформированной, связной и т. п. Оно строится на основе ранее выделенных признаков неоднородности. Для клиента — общий план композиции «Я и другие»: эти — близки, а между теми — пропасть; эта — в центре, а я — с краю; этот тепло пристроился, а ту рассыпали — не собрать. На сценической площадке — сценография (задник, кулисы, декорации, реквизит) и мизансцена (статуарные фигуры в неестественных позах).

Второй слой, обнаруживаемый зрителем между прямоугольниками — сопровождаемые надписями красные и синие стрелки разной толщины (графическое обозначение связей с указанием их направления, знака, тесноты и статистической значимости). Для психолога это второй уровень синтеза — формально-содержательное описание динамических взаимодействий в терминах принятия, отторжения, отчуждения, опосредования и др., с включением «иероглифов», полученных на третьей стадии второго этапа, то есть превращение «макета» поля отношений в «действующую модель». Для клиента — полный ответ на «вечный» вопрос: Кто, к кому и как относится на самом деле? На сценической площадке движутся и разговаривают персонажи — это еще не игра, но уже режиссура (кажется, происходящее сейчас ближе всего к тому, что описал Леви, только происходит оно не между людьми, а внутри каждого из них).

Третий слой — сопроводительный текст, который эволюционировал по мере накопления опыта работы с новым диагностическим инструментом: от комментария к корреляционной плеяде — к психобиографической реконструкции; от разговорного языка, предположительно доступного клиенту, — к специализированному языку, построенному на основе тропов (образных речевых оборотов); от косноязычных «психологических заключений» — к устной импровизации (под диктофон) в живом диалоге с клиентом. Для психолога — это третий уровень и кульминация синтеза: реконструкция причин и механизмов деформаций поля отношений, опосредованных динамическими взаимодействиями, переходящая в критериально-ориентированное прогнозное социально-психологическое проектирование оптимального поля отношений. Для клиента — ответы на «вечные» вопросы: Почему так сложилось? и Что делать? Ну, а происходящее на сценической площадке сравнимо теперь с тем, ради чего творятся и драматургия, и сценография, и режиссура, — с игрой актера. Описанная же методика, хотя и рассчитана на большее, чем «читка», но и не требует от психолога «полной гибели всерьез» (Пастернак).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.