Научная статья на тему '«Цветные революции» в контексте стратегии управляемого хаоса'

«Цветные революции» в контексте стратегии управляемого хаоса Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
454
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА / УПРАВЛЯЕМЫЙ ХАОС / "ЦВЕТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ" / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ / "АРАБСКАЯ ВЕСНА"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пономарева Елена Георгиевна, Рябинин Евгений Вадимович

Современный мир переживает перманентную трансформацию. Начавшись в конце 1980-х годов с деструкции мировой системы социализма, этот процесс прошел в своем развитии несколько стадий. Однако на всех этапах характерной особенностью геополитических изменений постбиполярного периода является ослабление или разрушение суверенных государств, что укладывается в концепцию “управляемого хаоса”. Одним из самых эффективных методов реализации данной стратегии являются технологии политических переворотов, чаще всего представленные в научном дискурсе как “цветные революции”. В статье дан анализ переворотов как составной части и одновременно как технологической инновации стратегии по дестабилизации политических пространств и крупных социальных систем. Знание родовых признаков “цветных революций” позволяет обществу и политическому руководству конкретной страны активизировать резистентные факторы и сформировать необходимые превентивные меры по обеспечению безопасности развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Пономарева Елена Георгиевна, Рябинин Евгений Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Цветные революции» в контексте стратегии управляемого хаоса»

«Цветные революции» в контексте стратегии управляемого хаоса

Елена Пономарева Евгений Рябинин

Современный мир переживает перманентную трансформацию. Начавшись в конце 80-х годов, этот процесс прошёл в своём развитии как минимум три стадии.

Первая (относительно мирная) отмечена распадом биполярной системы международных отношений, стартовавшим в 1989 г. и закончившимся разрушением Советского Союза и социалистической Югославии. Деструкция этих политических систем привела не только к возникновению новых, зачастую несостоявшихся государственных образований на политической карте мира, но и спровоцировала серию этнополитических и военных конфликтов на постсоветском и постъюгославском пространствах. Параллельно с переделом территорий и появлением новых властных групп произошло сначала усиление роли США в мировых политических процессах, а впоследствии их превращение в страну-гегемона. Однако создание на обломках СССР и СФРЮ самодостаточных и устойчивых государств, способных проводить суверенную внутреннюю и внешнюю политику, не входило в планы США. Ослабление имеющих потенциал суверенности стран (таковыми прежде всего являлись Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Россия, Союзная Республика Юго-

ПОНОМАРЕВА Елена Георгиевна - доктор политических наук, профессор, профессор кафедры сравнительной политологии МГИМО(У) МИД России; заместитель директора Института системно-стратегического анализа (ИСАН). E-mail: nastya304@mail.ru

РЯБИНИН Евгений Вадимович - кандидат политических наук, доцент кафедры международных отношений и внешней политики Мариупольского государственного университета. E-mail: nastya304@mail.ru

Ключевые слова: мировая политика, управляемый хаос, «цветные революции», государственный переворот, «арабская весна».

славия, Узбекистан, Украина), которое можно было достичь разными способами, начиная от требований либерализации экономики и заканчивая бомбардировками и применением технологий политических переворотов, осталось стратегией официального Вашингтона.

Вторая стадия трансформации мировой системы - с 1999 г. по 2008 г. - может быть названа военно-революционной. Впервые после окончания Второй мировой войны страны НАТО без мандата Совета Безопасности ООН в течение 78 дней бомбили суверенное европейское государство -Союзную Республику Югославию. Итогом этого варварского акта стало не только вбамбливание страны в неоархаику, но и отделение части её территории - автономного Края Косово и Метохия [1], а также организация первой в постбиполярный период «цветной революции»*, что привело к свержению режима С.Милошевича (октярбь 2000 г.) и определило последующее дробление Югославии.

Серьёзным образом реализацию данной статегии облегчили события 11 сентября 2001 г. Взрывы башен-близнецов Всемирного торгового центра на Манхэттене, которые унесли жизни 2977 чел. (24 пропали без вести, а 19 террористов в список погибших не влючены) и осуществлённые, согласно официальной версии, «Аль-Каидой» (неофициальные версии весьма убедительно доказывают причастность государственных служб США к данной трагедии [2]), окончательно позволили Белому дому в одностороннем порядке взять на себя право решать судьбу того или иного государства, якобы борясь с международным терроризмом, а также за права человека, построение гражданского общества и распространение демократии. Однако нигде, куда американские военные и политики «несли демократию», обозначенные цели не были достигнуты. Зато была создана огромная, постоянно растущая зона нестабильности: серьёзную обкатку технологии «цветных революций» как деструкторов политической системы прошли в Грузии (2003 г.), на Украине (2004 г.), в Киргизии (2005 г.).

Третья стадия может быть определена как ультрареволюционная, хотя её начало связано с другим событием. Операция «по принуждению к миру», явившаяся реакцией России на агрессию Грузии против Южной Осетии (август 2008 г.), стала переломным моментом в определении и установке пределов американскому, и шире - западному, гегемонизму. С этого момента Россия, показавшая всему миру, что постсоветское пространство является её зоной ответственности и защита российских граждан, включая военных, в любой точке мира - приоритетная задача российского руководства, определила для американской стороны однозначный выбор стратегии управляемо-

1 ПономареваЕ.Г. Да не будет забыто! Агрессия НАТО против Югославии // Обозрева-тель-Observer. 2014. № 6. С. 83-100.

2 «9/11: Расследование с нуля». Фильм по материалам расследования Дж.Кьезы // URL: https://www.youtube.com/watch?v=3kAZ2XH1zfc

* Технологии смены политических режимов, которые называют «цветными революциями», к революциям в полном понимании этого слова не имеют никакого отношения, но для удобства обозначения мы используем эту терминологию.

го хаоса как главного способа воздействия на своих геополитических оппонентов.

Усиление конфронтационного давления со стороны США на Россию, которое выливается, в частности, в активизацию «дуги нестабильности» [3] в Евразии, прежде всего через серию «цветных революций» (ЦР), происходит на фоне преломления вектора однополярности; главным трендом современности становится многополярность. Приостановить, замедлить этот процесс США пытаются всеми имеющимися средствами: экономическим и политическим давлением, играми на нефтяном рынке, шпионскими скандалами. Однако одним из самых действенных способов дестабилизации Евразии согласно стратегии управляемого хаоса являются «цветные революции», эдакие «технологические инновации» политической борьбы [4].

Концепция управляемого хаоса как стратегия действия

Стратагема управляемого хаоса возникла в глубокой древности. В частности, в китайской традиции «грабёж во время пожара» [5] предусматривает необходимость активных действий, когда противник по каким-либо причинам оказался в сложной ситуации. В трактате «Искусство войны», традиционно приписываемом древнекитайскому мыслителю Сунь-цзы и датируемым второй половиной V в. до н.э., написано: «Когда враг повержен в хаос - пришло время торжествовать над ним» [6].

В современных условиях хаос может быть вызван падением курса национальной валюты, цен на энергоносители, ростом оппозиционных настроений, применением практики так называемых ненасильственных действий, которые приводят к отставке правительства, и т.п., общей

демократизацией, которая вполне сравнима с пожаром. Кстати, весьма показательно, что «Искусство войны» является книгой для обязательного чтения в системе военного обучения США.

Что же касается истории возникновения концепции, то её элементы присутствовали также в стратегии Римской империи эпохи завоеваний Галлии, Британии, Дакии. Известно, что римские полководцы целенаправленно создавали военно-политический и социально-экономический хаос в будущих провинциях Рима, стравливая между собой племена и их вождей, а также лишая противника ресурсов, продовольствия, воды. Похожие примеры можно обнаружить и в политике Чингизидов и Ти-муридов относительно владений русских князей, азиатских султанов,

3 Края дуги нестабильности: Балканы - Центральная Азия / под ред. Г.А.Рудова, Е.Г.Пономаревой. М.: Восток-Запад, 2010. С. 12.

4 Пономарева Е.Г., Никифорова А.Э. Инновации как научная и политическая проблема // Свободная мысль. 2011. № 1. С. 36.

5 Воеводин А.И. Стратагемы. Стратегии войны, бизнеса, манипуляции, обмана. Красноярск: Ситал, 2011. С. 34.

6 Сунь-цзы. Искусство войны. М.: София, 2014.

индийских махараджей. Ещё больше примеров использования концепции управляемого хаоса даёт эпоха колониальных империй Нового времени, а также периоды, связанные с мировыми войнами ХХ в. [7].

Современные события на Арабском Востоке и Украине являются звеньями одной цепи и полностью вписываются в разработанную в США геополитическую концепцию управляемого хаоса («контролируемой нестабильности»), авторами которой являются З.Бжезинский, Дж.Шарп, С.Манн.

Одним из первых ввёл в научный дискурс понятие «управляемый хаос» выпускник Национального военного колледжа (Вашингтон), бывший сопредседатель Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху и советник Госдепартамента по Центральной Азии, советолог Стивен Манн. Его работа «Теория хаоса и стратегическая мысль» впервые увидела свет в 1992 г. и имеет прямое отношение к «цветным революциям» в республиках бывшего СССР [8].

Следует отметить, что в США вопросами целенаправленного влияния на развитие отдельных стран и целых регионов занимаются с 60-х годов, но лишь в 90-е годы концепция глобального управления в условиях критичности, хаотизации больших пространств и сообществ получила название «управляемый хаос», или «контролируемая нестабильность». В то же время следует помнить, что эта концепция формально не оформлена в документ внешнеполитичес-

кой доктриной США. Применительно к политической практике это, скорее всего, некий собирательный образ, вобравший в себя реально существующие принципы, которыми США руководствуются в своей внешней политике. «Усиление эксплуатации критичности» и «создание хаоса» активно используются в качестве инструментов обеспечения национальных интересов США.

Основные положения данной доктрины предполагают:

- объединение в нужный момент и на требуемый период разрозненных политических сил страны-мишени, которые проявляют недовольство существующей политической системой, законным правительством;

- подрыв уверенности лидеров страны-мишени в своей легитимности, а также в способности защиты власти и государства со стороны силовых структур;

- прямую дестабилизацию обстановки в стране-мишени, поощрение настроений протеста с привлечением криминальных элементов, чтобы посеять панику и недоверие к правительству, осуществить его фактическую делегитимацию;

- организацию смены власти путём, как правило, внеочередных выборов, вооружённых выступлений или другими методами так называемого ненасильственного сопротивления [9].

7 Бялый Ю. Управляемый хаос // URL: http://www.intelros.ru/intelros/reiting/ reyting_09/material_sofiy/8441-upravlyaemyj-xaos.html

8 Манн С. Теория хаоса и стратегическая мысль // URL: http://spkurdyumov.ru/what/ mann/

9 Рябинин Е. Региональное измерение геополитических конфликтов. Донецк: Ноу-лидж, 2013. С. 32-38.

Геополитика хаоса опирается прежде всего на реально существующее общественное недовольство в стране из-за отсутствия нормальных каналов взаимодействия по линии власть - общество, когда негативное самоощущение населения вызывает осознанный социальный дискомфорт, что, в свою очередь, может привести к общепризнанной в обществе неспособности власти функционировать в прежнем режиме. При этом должна существовать некая организационная группа, которая может влиять на внутриполитический процесс в стране-мишени. Для геополитической экспансии нужны также определённые социальные группы или сообщества, которые можно использовать в качестве «инкубатора революционных настроений» (например, оппозиционно настроенная интеллигенция). Такого рода «общины» объективно играют роль пятой колонны. По разнообразным информационно-коммуникационным каналам недовольство и идеи трансформации существующей политической системы активно транслируются вовне данного сообщества, что может создавать кумулятивный эффект недовольства.

Современные технологии деструкции государственной системы направлены на перенос агрессии из военно-географического пространства в информационное. Полем битвы становится когнитивное, ментальная сфера, самосознание народа, его национальная и культурная идентичность. Первым шагом в этом

направлении является дискредитация, а при возможности и уничтожение традиционных ценностей нации. А для того чтобы внешняя информационная агрессия воспринималась массовым сознанием безболезненно, она рядится в глянцевые одежды, представляется как движение по пути прогресса и защиты прав человека.

Согласно одному из ведущих разработчиков способов применения информационных технологий в системе национальной безопасности США, М.Либицки, информационно-психологическая война является одним из действенных способов поражения противника. По мнению эксперта, следует выделять формы её ведения: культурный конфликт (замещение ценностей), операции против национальной воли (снижение иммунитета нации, деформация её ценностей и традиционных установок), военного руководства и войск противника [10].

В стратегии управляемого хаоса оказываются задействованы прежде всего две первые формы. Их успешное осуществление создаёт почву для провоцирования разного рода конфликтов (социальных, этнорелигиозных, межнациональных), которые при определённых обстоятельствах могут переходить в «цветные революции», перевороты, вооружённые конфликты и даже локальные войны. В итоге на территории формируется зона хаоса. В условиях хаотизации пространства размывается национальный суверенитет, разрушается

10 Libicki M.C. What's is Information War fare? // Strategic Forum. 1995. № 28-31 // URL: https://www.questia.com/library/journal/ 1G1-129891565/what-is-information-warfare

политическая вертикаль власти. В таких условиях национальные лидеры (прежние или новые) становятся в значительной степени зависимыми от международных групп влияния и транснационального бизнеса, а сами государства - более уязвимы и подвержены различным потрясениям.

Концепция управляемого хаоса может быть применима как к отдельным странам, так и к регионым. На-

личие нескольких региональных зон деструкции способно породить глобальный хаос, управлять которым будет довольно проблематично. Первым явным симптомом неуправляемости дестабилизированного пространства стало появление на обломках Ирака и Сирии «Исламского государства»*, которое, в свою очередь, катализирует напряжённость и нестабильность не только на Арабском Востоке, но и во всём мире.

Шаблоны «цветных революций»: от Белграда до Киева

Одним из действенных методов управляемого хаоса являются так называемые «цветные революции», отправной точкой которых служат либо требование проведения досрочных выборов, либо непризнание итогов проведённых.

Отработкой технологий будущих «цветных/бархатных революций» США занялись сразу после окончания Второй мировой войны: вмешательство в избирательный процесс в Греции, Италии и Франции; смены режимов в Иране (1953 г.) и Гватемале (1954 г.). К 1973 г., когда ЦРУ активно содействовало свержению правительства С.Альенде в Чили, методика была уже довольно хорошо разработана и готова к использованию практически в любой части мира.

В постбиполярный период первой страной, где были применены «цветные технологии» смены политического режима, стала Сербия. Посколь-

ку значительная часть сербских наработок была использована во всех других странах, где осуществлялись политические перевороты, выдедим знаковые моменты «белградской осени».

С начала 90-х годов США и Великобритания снабжали оппозиционные СМИ финансовыми средствами и оборудованием, поддерживали тесные контакты с политическими партиями, находившимися в оппозиции к режиму Милошевича. В ходе ряда встреч в конце 1998 г. президент США Б.Клинтон и чиновники Белого дома приняли решение о проведении тайной операции по свержению правительства Югославии. По данным британских аналитиков, смерть Милошевича рассматривалась в случае необходимости «как очевидное решение» [11].

При существенной финансовой и консультационной поддержке США

11 Beaver P., Vulliamy E., Bird Ch. Clinton Tells CIA to Oust Milosevic // The Observer. L. 1998. November 29.

* Организация «Исламское государство Ирана и Леванта» (ИГИЛ) признана террористической и её деятельность на территории Российской Федерации запрещена.

оппозиционные сербские партии сформировали коалицию «Демократическая оппозиция Сербии» (ДОС). Американский Национальный демократический институт (NDI) разработал предвыборную платформу и технологию избирательной кампании коалиции как на национальном, так и на региональном уровне. NDI также занимался обучением активистов тактическим приёмам в ходе выборов [12]. По сути, США управляли избирательной кампанией ДОС.

В Будапеште под эгидой Международного республиканского института (¡Щ были организованы курсы и семинары для членов антиправительственной студенческой организации «Отпор!». Одним из главных лекторов был отставной полковник армии США Р.Хелви. Аналогичные центры по подготовке оппозиционеров с конца августа 2000 г. заработали в Софии и Бухаресте [13].

В кампанию по подготовке свержения Милошевича были привлечены различные американские фонды и институты, которые не только щедро финансировали изготовление наглядной агитации (брошюры, плакаты, наклейки, майки, флаги и т.п.) [14], но и обеспечивали оппозиционные структуры оргтехникой, компьютерным оборудованием, средствами доставки; оплачивали аренду помещений.

Один из основателей движения «Отпор!», С.Хомен, по прошествии времени признался, что оппозиционеры получали «большую финансовую помощь от неправительственных организаций Запада, а также от некоторых западных правительственных организаций» [15, с. 82].

Очевидно, что серьёзные средства ушли на подкуп представителей силовых и правительственных структур, а также на подготовку отрядов боевиков, готовых в случае необходимости к вооружённому противостоянию с силами правопорядка [16].

Особо следует отметить роль информационного фактора в подготовке и осуществлении переворотов. В 2000 г. роль социальных сетей как детонатора социального и политического взрыва выполняло теле- и радиовещание. США и их союзники вели против режима Милошевича открытую информационную войну. Помимо представления действующей сербской власти как агрессивной, и даже фашистской, в мировых СМИ Запад активно работал на её делегитимацию внутри союзной Югославии.

В соседних с Сербией странах была построена сеть радиовышек, обслуживающих вещание «Голоса Америки», «Радио Свободная Европа», Би-би-си, «Немецкой волны», «Радио США» и других медиа в СРЮ.

Кроме того, с августа 1999 г. американские космические корабли и передатчики в соседних странах осуществляли глушение частот

12 Technology is Transforming Democracy // URL: https://www.ndi.org/technology-transforming-democracy

13 The Balkans are Latin Amerika for CIA // Monitor. Sofia. 2000. August 28.

14 Dobbs M. U.S. Advice Guided Milosevic Opposition // Washington Post. 2000. December 11.

15 Элих Г. Сербия: переворот 2000 года - шаблон для «цветных революций» // Убийство демократии: операции ЦРУ и Пентагона в постсоветский период. М.: Кучково поле, 2014.

16 Ильченков П. «Экспресс-революция» в Сербии // Оранжевые сети: от Белграда до Бишкека. СПб.: Алетейя, 2008. С. 62, 83.

государственных телевизионных и радиостанций Югославии, что было грубым нарушением международного права, регулирующего дистанционную передачу информации.

К этому следует добавить активную деятельность радиоцентров США, развёрнутых в Боснии и Герцеговине, главной целью которых было прослушивание югославских каналов связи, а Болгария, имеющая собственный центр прослушивания, сообщала американской стороне необходимую развединформа-цию [15, с. 84-85].

Неприкрытое давление на сербское общественное мнение оказывали и еврочиновники, обратившиеся за несколько дней до выборов с посланием к сербскому народу. «Сдать» Милошевича предлагалось за отмену санкций. Уставшее от многолетних и масштабных санкционных мер, от ощущения «всемирной ненависти» население при массированном информационном давлении связывало надежду на скорейшие изменения к лучшему с уходом прежнего лидера.

Сами оппозиционеры не слышали и не хотели верить его пророческим словам: «Каждому должно быть ясно, что они (страны НАТО. - Авт..) нападают не на Сербию из-за Милошевича, а на Милошевича из-за Сербии» [17].

Эти слова зеркально отражают ситуацию во всех странах, где случились или готовились «цветные революции». На Каддафи напали из-за Ливии; на Асада - из-за Сирии; на Януковича - из-за Украины, также как и на Путина давление осуществляется из-за России.

Однако вернёмся к Сербии. На президентских выборах ото всех де-

мократических оппозиционных сил был выдвинут единый кандидат -В.Коштуница, что также следует отнести к технологическим приёмам переворотов. Распыленные и враждующие между собой оппозиционные силы не представяли бы серьёзной угрозы режиму, а вот единый «кулак», который и стал главным символом «белградской осени», нанёс ему сокрушительный удар. Триггером волнений стало объявление результатов выборов, сделанное якобы независимым агентством, согласно которым Коштуница выиграл уже в первом туре. Реальная ситуация была совершенно иная - в избирательной гонке лидировал Милошевич. Однако «революционный маховик» центральная власть, параллизо-ванная внутренней разобщённостью и агентами «глубокого залегания», щедро финансируемыми западными фондами, уже не смогла остановить. 6 окрября в 22 час. 36 мин. в телеобращении, переданном на телестудию «Ю-инфо», С.Милошевич признал своё поражение.

Это был первый в постбиполярный период мировой истории успешный государственный переворот, подготовленный и реализованный западными спецслужбами совместно с местными НПО.

Началась эра «цветных революций». «Революция роз» в Грузии (2003 г.); «оранжевая революция» на Украине (2004 г.), «тюльпановая» - в Киргизии (2005 г.), неудавшаяся «васильковая» - в Белоруссии (2006 г.).

«Цветным атакам» подвергались Азербайджан (2005 г.) и Армения (2008 и 2015 гг.), опять Киргизия (2010 г.) и Молдавия (2009 и

17 Говор Председника СР Лугославще Слободана Милошевича // Политика. Београд. 2000. 1 Октобра.

2015 гг.), Болгария (2013 г.), Россия (2011 — 2012 гг.), Румыния (2004 г.), Турция (2013 г.) и даже Китай («революция зонтиков», 20142015 гг.).

Однако самые серьёзные потрясения не только для политической системы конкретных стран, но и для всей системы международных отношений принесла серия переворотов в Северной Африке и на Ближнем Востоке, вошедшие в историю под названием «арабская весна» (20102011 гг.), а также евромайдан на Украине (2013-2014 гг.).

«Цветные революции» готовятся и реализуются (с небольшими вариациями) по одному и тому же шаблонному сценарию, предложенному Дж. Шарпом.

Его самая известная книга «От диктатуры к демократии», ставшая концентрированной выжимкой из философских размышлений (Г.Торо, Л.Толстой, М.Ганди) и практических навыков политической борьбы (Л.Троцкий, А.Грамши, М.Л.Кинг), была впервые опубликована в Бангкоке в 1993 г. и предназначалась для бирманских оппозиционеров.

Согласно Дж. Шарпу, в конституционных рамках борьба против «диктаторских» режимов не имеет смысла. Именно поэтому он предложил оппозиции целиком сосредоточиться на организации массового политического неповиновения властям. Основными принципами развития «цветной революции» являются:

- наличие относительно представительной и политически влиятельной социальной группы, не удовлетворённой своим положением и стремящейся к завоеванию доминирующих позиций во властной иерархии;

- наличие довольно широкого слоя населения или групп, из которых могут рекрутироваться участники массовых ненасильственных мероприятий (как правило, это молодёжь в возрасте от 14 до 30 лет);

- неудовлетворённость значительной части населения реальным положением дел в стране, а также качеством предлагаемых правящей группой реформ;

- слабый контроль со стороны общества над опорными источниками силы и институтами власти;

- наличие в правящем классе сторонников оппозиции и противников лидера;

- желание и стремление правящей группы отстаивать свои интересы [18].

Начиная с «арабской весны», вышеназванные принципы дополняются открытыми боевыми действиями между сторонниками и противниками правящего режима. Иными словами, гражданская война стала закономерным этапом «цветных революций» - митинги и демонстрации лишь открывают эту возможность для «цветного движения». В современных условиях уже не важна численность митингующих. Более значимым фактором «цветных революций» оказываются потенциальный накал борьбы и готовность больших масс людей выйти на улицу. В переломный момент «революции» достаточно серии провокаций, хорошо срежиссированных акций, имеющих человеческие жертвы, виновниками

18 Шарп Дж. От диктатуры к демократии. М.: Свободный выбор. 1993; Пономарева Е.Г. Секреты «цветных революций» // Свободная мысль. 2012. № 3/4.

которых объявляется действующая власть. Кровь и смерть, как правило, оказывают дестабилизирующее влияние на режим и позволяют завершить «цветной переворот».

Именно такая технология была впервые использована в ходе политического переворота в Вильнюсе 13 января 1991 г. и 14 января 1991 г. в Риге, а также 21 августа 1991 г. в Москве во время нападения на колонну БМП под Новоарбатским мостом.

Аналогичный сценарий был применён 20 февраля 2014 г. в Киеве.

Родовые признаки

Подводя итог сказанному, выделим основные особенности - родовые признаки - «цветных революций».

Во-первых, «цветные революции» - это продукт совместной деятельности внутренних и внешних сил, заинтересованных в отстранении от власти представителей определённой политической группы и в её замене на другую, более лояльную по отношению к внешним игрокам и готовую пожертвовать национальными интересами ради личного обогащения и временной власти.

Во-вторых, деятельность внутренней оппозиции в значительной (но далеко не в полной) мере осуществляется внешними игроками. Местный олигархат также принимает активное участие в подготовке, организационной и финансовой, переворота, надеясь на значительные властные преференции в случае победы. Что же касается финансирования ЦР извне, то основными каналами передачи средств являются такие орга-

Все жертвы были «списаны» на действующую на тот момент власть, тем самым совершался окончательный акт её дискредитации в глазах населения и мирового сообщества в целом. Последующие расследования показали, что это были сознательные и хорошо организованные провокации, ответственность за которые лежит на противниках действующей власти и так называемых революционерах, которые, естественно, своей вины не признают.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

цветных революций»

низации и фонды, как USAID, USIA, IREX, NDI, GDN, Фонд Форда, Фонд Макартура, Госдепартамент США, Корпус мира, Министерство обороны США.

Например, только по объёмам финансирования данными структурами различных программ можно предположить «готовность» той или иной страны к ЦР. Так, в 2000-х годах общая сумма финансирования программ НПО Украины составляла в среднем 150 млн долл. США: в 2001 г. - 145 млн, в 2002 г. - 173 млн, в 2003 г. -95 млн, в 2004 г. - 133 млн, в 2005 г. - 157 млн, в 2006 г. - 153 млн, в 2007 г. - 154 млн, 2008 г. -141 млн, в 2009 г. - 195 млн долл.

После избрания В.Януковича на пост президента Украины в 2010 г. произошло резкое увеличение помощи финансирования третьего сектора (организаций гражданского общества), что является косвенным свидетельством готовящейся дестабилизации Украины.

В 2010 г. на развитие украинского гражданского общества Запад выделил 315 млн долл., в 2011 г. - 289 млн, в 2012 г. - 282 млн, в 2013 г. - 256 млн.

После евромайдана уровень финансирования резко снизился: в 2014 г. третий сектор получил 138 млн долл., а за полгода 2015 г. -только 45 млн долл. [19].

19 Foreign aid dashboard // URL: https://explorer.usaid.gov/

В-третьих, главными бенефици-ариями в случае победы ЦР являются внешние игроки. Победа в ЦР имеет транснациональную и геополитическую природу. В первом случае неограниченный доступ к национальным ресурсам получают ТНК. Во втором - закрепляется влияние на конкретном пространстве страны -куратора и финансиста ЦР. В современных условиях - это Соединённые Штаты и их ближайшие союзники. Влияние может быть использовано с целью дальнейшей дестабилизации ситуации в целом регионе. Тем самым реализуется стратегия управляемого хаоса.

В-четвёртых, для успешного осуществления «цветной революции» необходимо наличие, с одной стороны, комплекса социально-экономических проблем, переживаемых страной в течение довольно долгого периода времени (итоги неолиберальных реформ - рост социального расслоения, безработицы, инфляции; последствия санкций; многоуровневая коррупция) и способных сформировать устойчивое раздражение властью у значительной части активного населения, с другой - должен существовать фактор обязательных, и даже исключительных дивидендов, получаемых сторонниками «революции» в случае её успеха. Таковыми могут быть обещания со стороны внешних игроков отмены санкций, предоставление кредитов, модернизация экономики, предоставление определённых свобод, быстрое вступление страны в наднациональные структуры, например в ЕС и НАТО.

В-пятых, одним из самых благоприятных моментов осуществления

ЦР являются парламентские или президентские выборы либо требование их досрочного проведения. Большинство ЦР проводилось во время или сразу после избирательных кампаний. В случае незначительной разницы в голосах, отданных за действующую власть и за оппозицию, представители последней ещё до окончательного подсчёта голосов объявляют о победе своего кандидата. Неприятие данной позиции действующей властью ведёт к использованию оппозицией технологических заготовок: от нескольких сотен до нескольких тысяч заранее ангажированных людей выходят на центральное (в идеале - сакральное) место столицы. Тем самым даётся старт бессрочной акции протеста с требованиями либо пересмотра итогов выборов, либо отставки действующей власти. В случае если власть не идёт на уступки, может быть активизирован «силовой сценарий» - столкновения с силовыми структурами государства, переход к вооружённой фазе сопротивления.

В-шестых, хотя ЦР для стороннего наблюдателя выглядят как спонтанные явления, якобы являющиеся реакцией активных граждан на явную несправедливость, они готовятся долго и тщательно. В ряду обязательных этапов подготовки ЦР выделим:

- формирование группы оппозиционных политиков;

- создание в стране разветвлённой сети НПО не только для раскачки общественного мнения, но и для трансфера денег из зарубежных фондов;

- делигитимация правящего режима посредством регулярных акций и информационных вбросов;

- обучение активистов основам проведения протестных акций и методам сопротивления;

- подготовка события-триггера, способного окончательно дискредитировать власть и перевести «цветные революции» в активную фазу.

В-седьмых, «цветные революции» отличает шаблонный сценарий. Тех-

нологии ЦР обкатываются на примере одной страны, корректируются и затем запускаются далее. И, наконец, последнее по перечислению, но не по значению. «Цветные революции» не имеют обязательной для социальной революции, революции без кавычек, идеологической конструкции, являющейся её основным стержнем.

Знание и понимание специфики «цветных революций» даёт возможность для разработки комплексных превентивных мер по противодействию угрозе управляемого хаоса, одной из действенных методик которого являются «цветные революции».

Выступая на 70-й юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, президент России В.В.Путин особо подчеркнул, что «экспорт социальных экспериментов, попытки подстегнуть перемены в тех или иных странах, исходя из своих идеологических установок часто приводили к трагическим последствиям, приводили не к прогрессу, а к деградации». На Ближнем Востоке и в Северной Африке «агрессивное внешнее вмешательство привело к тому, что вместо реформ государственные институты, да и сам уклад жизни, были просто бесцеремонно разрушены. Вместо торжества демократии и прогресса -насилие, нищета, социальная катастрофа. А права человека, включая и право на жизнь, ни во что не ставятся» [20].

Не допустить повторения подобного экспорта «демократических» революций, оборачивающихся на практике хаосом, причём не всегда управляемым, задача всех здоровых сил в любой стране мира.

Среди конкретных мер противодействия угрозе хаотизации России и всего евразийского пространства, помимо конкретных шагов государственных спецслужб по выявлению лиц, организаций и фондов, занимающихся подрывной деятельностью и подготовкой политических переворотов, наиболее значимыми мы видим информационно-психологические. Речь идёт о защите «национальной воли» (вспомним М.Либицки), которая возможна через активизацию таких резистентных факторов, как обучение, воспитание, социокультурная идентичность. Обучение формирует картину мира, определяет каналы получения информации, а также уровень анализа и критичности. Воспитание формирует ценности и защиту от негативной информации, даёт уверенность в своей правоте и силе. Принцип «хорошая или плохая - это моя страна» должен стать определяющим в системе воспитания. Социокультурная идентичность защищает общество от манипулирования по тому же принципу, что и идеология.

20 Выступление Президента России В.В.Путина на 70-й сессии Генеральной Ассамблее ООН. 28 сентября 2015 г. // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50385

Иными словами, для предотвращения рецидивов «цветных революций» нужна комплексная государственная программа по обучению и воспитанию активных граждан, преданных своей Родине. Без информационно-психологической стратегии развития общества, без должной защиты своего культурного пространства, «своих богов» противостоять «цветным технологиям», а значит, и управляемому хаосу, невозможно.

Библиография

Бялый Ю. Управляемый хаос // URL: http://www.intelros.ru/intelros/reiting/reyting_09/

material_sofiy/8441-upravlyaemyj-xaos.html [BJalyj JU. Upravljaemyj haos // URL: http://www.intelros.ru/intelros/reiting/reyting_09/

material_sofiy/8441-upravlyaemyj-xaos.html] Воеводин А.И. Стратагемы. Стратегии войны, бизнеса, манипуляции, обмана. Красноярск: Ситал, 2011. - 300 с. [Voevodin A.I. Stratagemy. Strategii vojny, biznesa, manipuljacii, obmana. Krasnojarsk: Sital, 2011. - 300 s.]

Выступление Президента России В.В.Путина на 70-й сессии Генеральной Ассамблее

ООН. 28 сентября 2015 г. // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50385 [Vystuplenie Prezidenta Rossii V.V.Putina na 70-j sessii General'noj Assamblee OON. 28

sentjabrja 2015 g. // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50385] Ильченков П. «Экспресс-революция» в Сербии // Оранжевые сети: от Белграда до Бишкека. Спб.: Алетейя, 2008. - 208 с. [Il'chenkov P. «Jekspress-revoljucija» v Serbii // Oranzhevye seti: ot Belgrada do Bishkeka.

Spb.: Aletejja, 2008. - 208 s.] Края дуги нестабильности: Балканы - Центральная Азия / под ред. Г.А.Рудова, Е.Г.Пономаревой. М.: Восток-Запад, 2010. - 240 с. [Kraja dugi nestabil'nosti: Balkany - Central'naja Azija / pod red. G.A.Rudova,

E.G.Ponomarevoj. M.: Vostok-Zapad, 2010. - 240 s.] Манн С. Теория хаоса и стратегическая мысль // URL: http://spkurdyumov.ru/what/ mann/

[Mann S. Teorija haosa i strategicheskaja mysl' // URL: http://spkurdyumov.ru/what/ mann/]

Пономарева Е.Г. Да не будет забыто! Агрессия НАТО против Югославии // Обозрева-

тель-Observer. 2014. № 6. С. 83-100. [Ponomareva E.G. Da ne budet zabyto! Agressija NATO protiv Jugoslavii // Obozrevatel' -

Observer. 2014. № 6. S. 83-100] Пономарева Е.Г., Никифорова А.Э. Инновации как научная и политическая проблема //

Свободная мысль. 2011. № 1. С.29-44. [Ponomareva E.G., Nikiforova А.Е. Innovacii kak nauchnaja i politicheskaja problema //

Svobodnaja mysl'. 2011. № 1. S. 29-44] Пономарева Е.Г. Секреты «цветных революций» // Свободная мысль. 2012. № 3/4. С. 43-59.

[Ponomareva E.G. Sekrety «cvetnyh revoljucij» // Svobodnaja mysl'. 2012. № 3/4. S. 43-59] Рябинин Е. Региональное измерение геополитических конфликтов. Донецк: Ноулидж, 2013. - 311 с.

[Rjabinin E. Regional'noe izmerenie geopoliticheskih konfliktov. Doneck: Noulidzhidzh, 2013. - 311 s.]

Сунь-цзы. Искусство войны. М.: София, 2014. - 224 с. [Sun'-czy. Iskusstvo vojny. M.: Sofija, 2014. - 224 s.]

Шарп Дж. От диктатуры к демократии. М.: Свободный выбор. 1993. - 72 с.

[Sharp Dzh. Ot diktatury k demokratii. M.: Svobodnyj vybor. 1993. - 72 s.]

Элих Г. Сербия: переворот 2000 года - шаблон для «цветных революций» // Убийство демократии: операции ЦРУ и Пентагона в постсоветский период. - М.: Кучково поле, 2014. - 704 с.

[JElih G. Serbija: perevorot 2000 goda - shablon dlja «cvetnyh revoljucij» // Ubijstvo demokratii: operacii CRU i Pentagona v postsovetskij period. - M.: Kuchkovo pole, 2014. -704 s.]

«9/11: Расследование с нуля». Фильм по материалам расследования Дж.Кьезы // URL: https: //www.youtube.com/watch?v=3kAZ2XH 1zfc

[«9/11: Rassledovanie s nulja». Fil'm po materialam rassledovanija Dzh.K'ezy // URL: https: //www.youtube.com/watch?v=3kAZ2XH 1zfc]

Говор Председника СР Лугославще Слободана Милошевича / / Политика. Београд. 2000. 1 Октобра.

Рябтш G. Концепщя керованого хаосу в контекст побудови сучасного свгтового порядку // Зовшшш справи. 2013. № 11. С. 32-38.

Beaver P., Vulliamy E., Bird Ch. Clinton Tells CIA to Oust Milosevic // The Observer. L. 1998. November 29.

Dobbs M. U.S. Advice Guided Milosevic Opposition // Washington Post. 2000. December 11.

Information Warfare: A Brief Guide to Defense Preparedness / / Physics Today. 1997. Vol. 50. September. P. 40-45.

Foreign aid dashboard / / URL: https://explorer.usaid.gov/

Libicki M.C. What's is Information War fare? // Strategic Forum. 1995. № 28-31 // URL: https://www.questia.com/library/journal/ 1G1-129891565/what-is-information-warfare

Serbia. NDI Programs // URL: https://www.ndi.org/serbia?quicktabs_country_page_ tabs=0#quicktabs-country_page_tabs;

Serbia 2000: Election Watch // URL: https://www.ndi.org/files/1071_yu_2000 electwatch. pdf

Technology is Transforming Democracy // URL: https://www.ndi.org/technology-transforming-democracy

The Balkans are Latin Amerika for CIA // Monitor. Sofia. 2000. August 28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.