МЕХАНИЗМЫ УСТРОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
УДК 343.3
С. А. ГОРДЕЙЧИК, кандидат юридических наук, судья
Волгоградский областной суд, г. Волгоград, Россия
«ЦВЕТНЫЕ» РЕВОЛЮЦИИ: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Цель: на основе анализа технологий совершения «цветных» революций в разных странах сформулировать предложения по совершенствованию уголовного законодательства, направленные на противодействие данному явлению.
Методы: общенаучный (индукции, дедукции, анализа, синтеза) и частнонаучные (формально-юридический и сравнительно-правовой).
Результаты: используя результаты проведенных учеными-политологами исследований «цветных» революций, автор дал оценку характеру и уровню общественной опасности «цветных» революций; указал, что в результате последних создается угроза нормальному существованию страны и даже нескольких стран; сделал вывод о необходимости противодействия цветным революциям с помощью уголовно-правовых средств. В статье отмечается отсутствие в рамках действующего уголовного законодательства норм, позволяющих привлекать к уголовной ответственности организаторов, подстрекателей и участников «цветных» революций. Предлагается дополнить действующий уголовный закон нормой, устанавливающей ответственность за совершение указанного деяния, причем предлагается поместить данную норму в гл. 34 «Преступления против мира и безопасности человечества», приравняв по характеру и степени общественной опасности организацию, подготовку и проведение «цветных» революций к планированию, подготовке, развязыванию или ведению агрессивной войны (ст. 353 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Научная новизна: на основе изучения действующих правовых норм современной политологической и юридической научной литературы по теме работы сделан вывод, что в основе «цветных» революций лежит злоупотребление правом. Это позволяет организаторам «цветных» революций вполне легально готовить и осуществлять свержение неугодных по тем или иным мотивам политических режимов. Автором сформулированы предложения по дополнению уголовного законодательства.
Практическая значимость: материалы статьи и содержащиеся в ней выводы могут быть использованы в правотворческой деятельности при разработке проектов законодательных актов о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, научной работе при подготовке монографических и диссертационных исследований, учебных пособий и статей, в преподавании дисциплины «Уголовное право», на курсах повышения квалификации работников правоохранительных органов и суда.
Ключевые слова: технологии «цветных» революций; злоупотребление правом; политическая нестабильность; западное влияние; Уголовный кодекс Российской Федерации; войны; общественная безопасность; захват власти; политический режим.
Введение
После распада Советского Союза и окончания периода «холодной войны» мир существенным образом изменился: Россия предстала на мировой арене уже вне статуса «сверхдержавы». По сравнению с Советским Союзом она обладала гораздо меньшей территорией. Накопившиеся экономические трудности не позволяли России в должной мере проводить независимую политику как внутри страны, так и за ее пределами.
Российская элита лелеяла надежду, используя помощь западных стран и международных финансовых институтов, стать равноправным партнером для бывших противников по «холодной войне».Однако последнего не случилось: страны Запада вовсе не собирались помогать России стать сильной и независимой. Более того, они, объявив себя победителями в противостоянии с Советским Союзом, начали широкую геополитическую экспансию. Бывшие страны Варшавского договора
(Польша, Чехия, Венгрия) вступили в НАТО. США и их союзники совершили агрессию в Югославии, в результате чего страна распалась на отдельные государства, а часть Сербии (Косово) отделилась как новое самостоятельное государство. В созданный Евросоюз вошли Болгария, Румыния, Словакия.
После этого США и их союзники стали расширять сферу своего геополитического влияния за счет территорий, ранее входивших в состав СССР. Страны Прибалтики уже жестко ориентированы на США и страны Евросоюза. Молдавия и Грузия заявили о своем желании войти в Европейский Союз и НАТО.
Если на пути распространения западного влияния стоят национальные правительства, не желающие подчиняться иностранной экспансии, применяются технологии смены политического режима, которые получили название ««цветных» революций. Их применение наблюдал весь мир в Таджикистане, Грузии, Югославии, Тунисе, Египте, Ливии, Сирии и, наконец, Украине.
Результаты исследования
Под цветными революциями политологи понимают «технологии осуществления государственных переворотов и внешнего управления политической ситуацией в стране в условиях искусственно созданной политической нестабильности, в которых давление на власть осуществляется в форме политического шантажа с использованием в качестве инструмента шантажа молодежного протестного движения» [1].
Под цветными (искусственными) революциями в настоящей статье понимаются действия, направленные на незаконное отстранение от власти законно избранных государственных органов в одном или нескольких государствах с целью изменения существующего порядка в межгосударственных отношениях в своих интересах. «цветные» революции являются искусственно организованными событиями в масштабах одной или нескольких стран и не имеют ничего общего с классическими революциями. В отличие от последних, «цветные» революции не имеют в своей основе существенных идей, революционной ситуации, не ставят задачу смены политического строя [2]. В результате победы власть переходит от одного элитного клана к другому [3].
В основе технологического сценария «цветной» революции лежит англосаксонская (североамериканская) идеология демократизации, предполагающая экспорт демократии, демократических институтов и ценностей в сопредельные страны [4].
Значимую роль в проведении «цветных» революций сыграла опубликованная на Западе в 1993 г. книга
сотрудника Института Альберта Эйнштейна Джина Шарпа - «От диктатуры к демократии: стратегия и тактика освобождения». Автор тщательно описывает 198 методов «ненасильственного сопротивления». Среди них: ненасильственный протест, отказ от экономического, политического и социального сотрудничества с властями, ненасильственное вмешательство в деятельность государства и др. [5].
Схема проста. Правительство США определяет своим спецслужбам страну-жертву. Далее в дело вступает Национальный Фонд Демократии (NED), который начинает искать партнеров внутри страны (общественные организации, испытывающие проблемы с финансированием). Им выдаются гранты «на развитие демократии». Жителям страны-жертвы внушают острое недовольство экономической политикой правительства, убеждают в необходимости резких демократических перемен, причем абсолютно любыми путями. Не гнушаются и обострением национального вопроса, поскольку провокация межэтнических столкновений - это надежный путь к успеху в деле уничтожения страны [6].
«Цветная» революция в той или иной стране начинается с формирования организованного протестного движения в виде ячеек, действующих на началах конспирации. По условному сигналу участники движения одновременно выходят на улицы крупных городов. Таким сигналом может стать любое событие, вызывающее общественный резонанс. От имени толпы выдвигаются ультимативные требования, невыполнение которых грозит массовыми беспорядками или физическим уничтожением. Толпа становится основной ударной силой, направленной против существующей власти. В дальнейшем такие действия перерастают в вооруженный мятеж и даже в гражданскую войну со всеми вытекающими последствиями (военная интервенция и пр.) [1].
Имеющие значение для юристов выводы, которые можно сделать на основе результатов исследования ученых-политологов, могут быть следующими. Во-первых, технологии «цветных» революций превратились в инструмент внешней политики западных стран, т. е. они будут использоваться в дальнейшем.
Во-вторых, ни одной стране «цветная» революция не принесла улучшения жизни населения. Наоборот, вследствие описанных событий в странах-жертвах царит хаос, упадок в экономической, политической и других сферах жизни, практически полное отсутствие законности и правопорядка, а в некоторых случаях полное уничтожение государства.
В-третьих, практически в каждой стране, где произошли названные события, существовало законо-
дательство, устанавливавшее уголовную ответственность за свержение законно избранного руководителя страны, захват власти, вооруженный мятеж, нарушение территориальной целостности страны и др. Однако ни в одной стране эти нормы не сработали.
Одной из важнейших причин этого, на наш взгляд, является то, что в основе «цветных» революций, особенно на первоначальном этапе, лежит злоупотребление правом. С момента принятия решения о проведении «цветной» революции в той или иной стране и до насильственного свержения легитимного режима (если до этого доходит) весь процесс развивается строго в правовом поле. Как правило, законодательство стран-мишеней не запрещает (а иногда просто и не может запрещать) деятельность неправительственных организаций, преследующих гуманистические цели; возможность критиковать существующий режим, мирно выражать свой протест против существующих в стране порядков, требовать изменений в экономической, политической и иных сферах общественной жизни. На данной стадии, соответственно, не могут применяться ст. 212 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) (массовые беспорядки), ст. 278 УК РФ (насильственный захват власти или насильственное удержание власти), ст. 279 УК РФ (вооруженный мятеж), поскольку описанные в названных статьях насильственные действия еще не совершаются. Однако процесс перехода массового мирного протеста за пределы правового поля в сферу преступных насильственных действий происходит настолько быстро, что государство при всем желании оказывается неспособным отреагировать должным образом.
Конечно, можно (и нужно) попытаться отрегулировать при помощи правовых норм деятельность неправительственных организаций, создать строгие правила проведения митингов и шествий и т. д. В юридической литературе предлагается разработать и реализовать целый комплекс мер, направленных на противодействие технологиям «цветных» революций [78]. Однако, как показывает практика, эти меры неэффективны, поскольку даже в странах с авторитарными и тоталитарными режимами, где права и свободы человека существенно ограничены, технологии «цветных» революций реализованы с успехом.
Представляется, что «цветные» революции - настолько опасное явление, создающее угрозу нормальному существованию страны и региона, что процесс ее подготовки и реализации на практике не должен оставаться вне сферы уголовно-правового воздействия [8]. Нормы об уголовной ответственности за
массовые беспорядки (ст. 212 УК), за насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК), вооруженный мятеж (ст. 279 УК) направлены на защиту общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности отдельного государства. Однако подготовка и реализация сценариев «цветных» революций является гораздо более опасным преступлением, поскольку представляет собой посягательство на установленный после Второй мировой войны порядок мирного сосуществования большинства государств. Последний является составной частью такого родового объекта, как интересы мира и безопасности человечества [9].
Организаторами данного преступления выступают, как правило, высшие должностные лица иностранных государств. «цветные» революции в отдельных государствах-мишенях представляют собой достаточно эффективное средство построения однополярного мира, в котором «главное» государство будет поступать по своему усмотрению, а остальные будут действовать только в рамках, установленных названным государством.
Выводы
Термин «цветные» революции - политологический, не отражающий неизменной сути таких государственных переворотов - отсутствия генетической связи с объективно сложившейся в государстве внутриполитической обстановкой, с волеизъявлением значительной части населения, при ведущей роли внешнеполитических факторов. Поэтому в уголовном праве логичнее использовать более понятный для юриста термин искусственные революции.
Примечание. Под «цветными» (искусственными) революциями в настоящей статье понимаются действия, направленные на незаконное отстранение от власти законно избранных государственных органов в одном или нескольких государствах с целью изменения существующего порядка в межгосударственных отношениях в своих интересах.
Редакция предполагаемой статьи может быть следующей:
«Статья... Планирование, подготовка и осуществление «цветных» (искусственных) революций, а равно участие в них
Планирование, подготовка и осуществление «цветных» (искусственных) революций, а равно участие в них -
наказываются лишением свободы на срок от 7 до 15 лет».
Список литературы
1. Манойло А.В. «цветные» революции и технологии демонтажа политических режимов // Мировая политика. 2015. № 1. С. 1-19. URL: http://e-notabene.ru/wi/article_12614. html (дата обращения: 15.12.2014)
2. Пономарева Е. Современные технологии смены политических режимов. URL: http://rostend.su/?q=node/238 (дата обращения: 15.12.2014)
3. Дворников А.А., Смирнов В.В. Технология «цветных» революций // Интеллектуальный потенциал XXI в. Ступени познания. 2010. № 4-1. С. 121.
4. Hale H.E. Democracy or autocracy on the march? The colored revolutions as normal dynamics of patronal presidentialism // Communist and Post-Communist Studies. 2006. Vol. 39. No. 3. Pp. 305-329.
5. Добаев И.П. Механизмы и технологии осуществления Западом ««цветных» революций на постсоветском пространстве // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2008. № 2. С. 135-136.
6. Алиев Б. Залетная «свобода»: в Казахстане активизируется работа NED. URL: http://vpoanalytics.com/2014/09/26/ zalyotnaya-svoboda-v-kazaxstane-aktiviziruetsya-rabota-ned/ (дата обращения: 15.12.2014)
7. Меркурьев В.В., Агапов П.В. Противодействие технологиям ««цветных» революций» в системе мер по предупреждению преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2014. № 2. С. 63-71.
8. Егорова Н.А. Некоторые проблемы правовой регламентации ответственности за преступления экстремистской направленности // Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с преступлениями экстремистской направленности : мат-лы конф. Всерос. науч.-практ. конф., 27 ноября 2009 г. / редкол.: П.В. Анисимов и др. Волгоград : ВА МВД России, 2010. С. 14-16.
9. Прохоров Л.М., Прохорова М.Л. Уголовное право: учебник. М., 1999. С. 474-475.
В редакцию материал поступил 03.02.15 © Гордейчик С. А., 2015
Информация об авторе
Гордейчик Сергей Алексеевич, кандидат юридических наук, судья, Волгоградский областной суд Адрес: 400131, г Волгоград, проспект Ленина, 8 E-mail: pensero1@yandex.ru
( ^
Как цитировать статью: Гордейчик С.А. «Цветные» революции: уголовно-правовой аспект // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1 (33). С. 5-9.
V_._J
S. A. GORDEYCHIK,
PhD (Law), judge,
Volgograd oblast Court, Volgograd, Russia COLOUR REVOLUTIONS: CRIMINAL-LEGAL ASPECT Objective: basing on the analysis of colour revolution technologies in different countries, to formulate propositions for improving criminal legislation aimed at counteraction against this phenomenon.
Methods: general scientific (induction, deduction, analysis, synthesis) and specific scientific (formal-juridical and comparative-legal). Results: using the results of colour revolutions' research carried out by political scientists, the author evaluates the character and level of public danger of colour revolutions. The author states that the colour revolutions threaten the normal existence of the country or several countries. The conclusion is made that the colour revolutions must be counteracted by criminal-legal means. The article states the absence of norms in the existing criminal legislation, which would impose criminal liability on organizers, incendiaries and participants of colour revolutions. It is proposed to supplement the existing criminal law with the norm stipulating the liability for such deeds, and to insert this norm into Art. 34 "Crimes against peace and security of humanity", thus equating organization, preparation and implementing colour revolutions with planning, preparation, launching and conducting an aggressive war (Art. 353 of the Russian Criminal Code).
Scientific novelty: basing on the existing legal norms, modern politological and juridical scientific literature, a conclusion is made that the colour revolutions are based on the abuse of law. This allows the organizers of colour revolutions to legally prepare and implement the subversion of undesirable political regimes. The author formulates proposals for supplementing the criminal legislation.
Practical value: the materials and conclusions of the article can be used in law-making activity when elaborating the drafts of legal acts for changing and supplementing the Russian Criminal Code; for research activity when preparing monographs and dissertations, tutorials and articles; when teaching the "Criminal Law" course, in advanced qualification courses for personnel of law-enforcement bodies and courts.
Key words: colour revolutions technologies; law abuse; political instability; western influence; Criminal Code of the Russian Federation; wars; public security; seizure of power; political regime.
References
1. Manoilo, A.V. Tsvetnye revolyutsii i tekhnologii demontazha politicheskikh rezhimov (Colour revolutions and technologies of political regimes' dismantling). Mirovayapolitika, 2015, no. 1, pp. 1-19, available at: http://e-notabene.ru/wi/article_12614.html (accessed: 15.12.2014)
2. Ponomareva, E. Sovremennye tekhnologii smenypoliticheskikh rezhimov (Modern technologies of changing the political regimes), available at: http://rostend.su/?q=node/238 (accessed: 15.12.2014)
3. Dvornikov, A.A., Smirnov, V.V. Tekhnologiya tsvetnykh revolyutsii (Technology of colour revolutions). Intellektual'nyi potentsial XXI v. Stupenipoznaniya, 2010, no. 4-1, pp. 121.
4. Hale, H.E. Democracy or autocracy on the march? The colored revolutions as normal dynamics of patronal presidentialism. Communist and Post-Communist Studies, 2006, vol. 39, no. 3, pp. 305-329.
5. Dobaev, I.P. Mekhanizmy i tekhnologii osushchestvleniya Zapadom «tsvetnykh revolyutsii na postsovetskom prostranstve. Gosudarstven-noe i munitsipal'noe upravlenie (Mechanisms and technologies of implementing "colour revolutions» by the West in the Post-Soviet territories). Uchenye zapiski SKAGS, 2008, no. 2, pp. 135-136.
6. Aliev, B. Zaletnaya «svoboda»: vKazakhstane aktiviziruetsya rabotaNED (Stray "freedom": NED activates in Kazakhstan), available at: http://vpoanalytics.com/2014/09/26/zalyotnaya-svoboda-v-kazaxstane-aktiviziruetsya-rabota-ned/ (accessed: 15.12.2014)
7. Merkur'ev, V.V., Agapov, P.V. Protivodeistvie tekhnologiyam «tsvetnykh revolyutsii» v sisteme mer po preduprezhdeniyu prestuplenii protiv osnov konstitutsionnogo stroya i bezopasnosti gosudarstva (Counteraction against "colour revolutions" technologies in the system of measures to prevent crimes against constitutional order and state security). Kriminologicheskii zhurnal Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki iprava, 2014, no. 2, pp. 63-71.
8. Egorova, N.A. Nekotorye problemy pravovoi reglamentatsii otvetstvennosti za prestupleniya ekstremistskoi napravlennosti (Some issues of legal regulation of liability for extremist crimes). Ugolovno-pravovye i kriminologicheskie problemy bor'by s prestupleniyami ekstremistskoi napravlennosti: mat-ly konf. Vseros. nauch.-prakt. konf., 27noyabrya 2009g. Volgograd : VA MVD Rossii, 2010, pp. 14-16.
9. Prokhorov, L.M., Prokhorova, M.L. Ugolovnoepravo: uchebnik(Criminal law: textbook). Moscow, 1999, pp. 474-475.
Received 03.02.15
Information about the author
Gordeychik Sergey Alekseyevich, PhD (Law), judge, Volgograd oblast Court Address: 8 Lenin Prospekt, 400131, Volgograd E-mail: pensero1@yandex.ru
Г
How to cite the article: Gordeychik S.A. Colour revolutions: criminal-legal aspect. Aktual'niyeproblemy ekonomiki iprava, 2015, no. 1 (33), pp. 5-9.
J
© Gordeychik S.A., 2015