Научная статья на тему 'ЦВЕТ В АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ'

ЦВЕТ В АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
62
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЬЕР / ЭКСТЕРЬЕР / ЦВЕТ / СТАДИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Хандамов Александр Александрович, Ивлиева Ульяна Петровна, Рудая Ольга Александровна

В данной статье рассматриваются цвет в архитектурном проектировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLOR IN ARCHITECTURAL DESIGN

This article discusses color in architectural design.

Текст научной работы на тему «ЦВЕТ В АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ»

УДК 75.017.4:721.021.012.1

ЦВЕТ В АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

Александр Александрович Хандамов

магистрант Ульяна Петровна Ивлиева

студент

Ольга Александровна Рудая

ассистент usuri85@mail.ru

Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В данной статье рассматриваются цвет в архитектурном проектировании.

Ключевые слова: интерьер, экстерьер, цвет, стадия.

При проектировании зданий, сооружений и создании ландшафтных объектов важнейшим композиционным средством является не только цвет, но и свет [4, 5, 7, 8]. Зрительное восприятие является основным источником информации для человека. Поэтому понимание и моделирование взаимодействия человека с окружающей средой неизбежно затрагивает этот вопрос [11]. Разработка моделей визуального восприятия имеет отношение к различным областям науки, где речь идет о взаимодействии человека с окружающей средой, такими как кибернетика, робототехника, медицина, архитектура и промышленный дизайн [13]. Поэтому так важно учитывать воздействие цвета на зрительное восприятие человека. Восприятие цвета широко рассматривается не только в философии и психологии, но и в ландшафтной архитектуре и дизайне.

Свет является частью спектра электромагнитного излучения. Длина оптической волны составляет от 400 нм до 700 нм. Свет находится между инфракрасным и ультрафиолетовым светом. Это основной элемент зрения, скорость которого составляет 299 792 км/с. Цвет — это видимое состояние тела или световой части, которое описывается как полностью возникающее из восприятия человеком цветовых характеристик. Такие характеристики представлены интенсивностью цвета.

Значение цвета, которое является величиной градиента от белого до черного, представляет собой значение насыщенности цвета светом или яркостью и тенью. Это значение между чистым цветом и другими цветами, граничащие с оттенком, являющийся цветовой меткой, с помощью которой цвета могут отличаться друг от друга. Свет, излучаемый хроматическим источником, означает, что свет тела зеленый или красный.

Существует дополнительная классификация значения цвета в зависимости от его соотношения с белым и черным — оттенок, который относится к классификации цвета, заключающийся в добавлении белого к другому цвету, чтобы сделать его меньше или больше, чем исходный. Оттенок отличается добавлением черного цвета к другому цвету, чтобы сделать его

темнее. Тон - это добавление серого цвета (белый+черный) или добавление дополнительного цвета в цветовой круг основных цветов.

Яркие цвета высокой интенсивности действуют возбуждающе на человека; они могут утомлять глаза. Предпочтительнее использовать их в местах, где собирается много людей - торговых центрах, супермаркетах.

Между тем, цвета средней интенсивности помогают в социальном взаимодействии. Цвета с низкой интенсивностью могут скрыть цвет и сделать его бледным. Другими словами, высокое значение интенсивности цвета возбуждает, среднее значение дает ощущение комфорта, а низкое значение дает ощущение боли и скуки. Следовательно, цвета и их обозначения можно описать следующим образом:

1) Красный - ассоциируется с эмоциями, страстью, энтузиазмом, мужеством, кровью и жизненной силой, потому что дает импульс и возбуждающий эффект.

2) Оранжевый - ассоциируется с жизненной энергией, пробуждает положительные эмоции, снимает стресс и напряжение.

3) Желтый - ассоциируется с солнцем, это самый теплый цвет, связанный с радостью. По сравнению с красным и оранжевым, желтый цвет дает ощущение позитива и веселья.

4) Зеленый - связан с религией, бессмертием, духовностью, медитацией. Большинство архитекторов склонны использовать его в офисе и учебных помещениях, потому что он дает ощущение стабильности и комфорта.

5) Синий - ассоциируется с искренностью, надеждой, безмятежностью и сдержанностью, он дает ощущение спокойствия и благоговения, но его интенсивное использование приводит к депрессии [14].

6) Фиолетовый - ассоциируется с беспокойством и раскаянием; это приятный и нежный цвет, но его предпочтительно использовать в небольших количествах.

Нейтральные цвета: они способны создавать настроение и ментальные связи; белый ассоциируется с честностью, чистотой и невинностью, потому что представляет собой ясность и открытость, серый — это сочетание белого и черного и указывает на благоговение, скромность и смирение. Наконец, черный цвет является признаком печали и ассоциируется с пессимизмом, ужасом и скрытностью.

Цвет может служить также для зрительного изменения пропорции помещения и малых архитектурных форм. При помощи цвета может быть введен определенный ритм, созданы цветовые акценты в местах композиционных узлов, образована психологическая взаимосвязь интерьеров [1-3, 6, 9, 10, 12, 15].

Выбор цвета обычно связан с ориентацией застройки или внутренних помещений. Ориентированные на север помещения обычно окрашивают в теплые цвета: кремовый, светло-коричневый, абрикосовый и т. п. И наоборот холодный колорит могут иметь помещения, ориентированные на юг или юго-запад, в южных и центральных районах, а также помещения с большими тепловыделениями.

Если цвет в интерьере и экстерьере жилых и общественных зданий во многом зависит от субъективного подхода художника, то в интерьере промышленных зданий цвет предопределяется назначением этих зданий и их элементов, ориентацией, характером тепловыделений и т. д.

Таким образом, архитектурный дизайн включает в себя поиск эстетически благоприятной среды, где цвет является одним из решающих составляющих обстановки и атмосферы. От него зависит не только самочувствие, продуктивность, но и эмоциональное состояние человека. Поэтому, при выборе цветовой палитры для обстановки помещений необходимо учитывать цветовой эффект в архитектуре - это сам цвет, соседствующие цвета, фон, а также источник света. Используя формы и цвета осознанно, можно быстрее достигнуть желаемого результата в работе со зрителями и заказчиками.

Список литературы:

1. Алиев Т.Г.Г., Струкова Р.А., Титова Е.Г. Влияние мульчирования приствольной полосы на ЧПФ слаборослых деревьев яблони // Актуальные проблемы экологии и природопользования: материалы всероссийской научно-практической конференции. Лесниково. 2017. С. 29-32.

2. Витебская К. Р., Чесноков Н.Н. Малые архитектурные формы // Наука и Образование. 2019.Т.2. № 2. С.46.

3. Гришина Д.С., Чесноков Н.Н. Вертикальное озеленение в архитектуре // Наука и Образование. 2019. Т.2. № 4. С.154.

4. Устойчивое развитие городских территорий в архитектурном проектировании / В.Д. Глотова, А.Ю. Князькова, М.В. Коломникова, Н.Н. Чесноков, О.А. Рудая // Наука и Образование. 2021.Т.4. № 1.

5. Дубовицкая А.Ю., Чесноков Н.Н. Понятие цвета и этап формирования цветового решения в современной городской среде // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 3. С. 16.

6. Ивлякова А.Ю., Чесноков Н.Н., Рудая О.А. Ландшафтная архитектура и градостроительство // Наука и Образование. 2021.Т.4. № 1.

7. Ламтюгина В.Ю., Чесноков Н.Н. Топиарное искусство в ландшафтной архитектуре // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 74.

8. Нестерова В.И., Чесноков Н.Н. Ландшафт как искусство // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 3. С. 9.

9. Разработка проекта в ландшафтной архитектуре / А.Ю. Князькова, В.Д. Глотова, М.В. Коломникова, Н.Н. Чесноков, О.А. Рудая // Наука и Образование. 2021.Т.4. № 1.

10. Рудая О.А., Чесноков Н.Н., Иванова К.А. Экологические концепции формирования садово-паркового ландшафтного дизайна в градостроительстве // Наука и Образование. 2021.Т.4. № 1.

11. Струкова Р.А., Алиев Т.Г.Г. Экологический способ содержания почвы в интенсивном саду яблони // Приоритетные направления развития садоводства (I Потаповские чтения): материалы Национальной научно-

практической конференции, посвященной 85-й годовщине со дня рождения профессора, доктора сельскохозяйственных наук, лауреата Государственной премии Потапова Виктора Александровича. Мичуринск. 2019. С.44-46.

12. Халилеева Е.И., Чесноков Н.Н. Ландшафтная архитектура // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 2. С.103.

13. Чесноков Н.Н. Улучшение дорожно - тропиночной сети г. Уварова Тамбовской области // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2013. № 6. С. 38-40.

14. Чесноков Н.Н., Халилеева Е.И. Водоёмы ландшафтной архитектуры // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 4. С. 190.

15. Щекочихина В.А., Чесноков Н.Н. Крупнейший в мире вертикальный сад в Шри - Ланке // Наука и Образование. 2019.Т. 2. № 3. С. 9.

UDC 75.017.4:721.021.012.1

COLOR IN ARCHITECTURAL DESIGN

Alexander A. Khamdamov

master student Ulyana P. Ivlieva

student Olga A. Rudaya

assistant usuri@mail.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. This article discusses color in architectural design. Key words: interior, exterior, color, stage.

Статья поступила в редакцию 14.02.2022; одобрена после рецензирования 12.03.2022; принята к публикации 25.03.2022.

The article was submitted 14.02.2021; approved after reviewing 12.03.2022; accepted for publication 25.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.