Научная статья на тему 'Цвет как доминирующая особенность в декоративной живописи'

Цвет как доминирующая особенность в декоративной живописи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
805
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
композиция / цвет / декоративная живопись / ритм / тон / колорит / натюрморт / composition / color / decorative painting / rhythm / tone / color / still life

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ч. М. Цветкова

Рассмотрен интереснейший период в истории русской живописи – рубеж XIX-XX веков, когда художники М. Ларионов, Н. Гончарова, В. Бурлюк, А. Куприн, А. Лентулов и другие организовывали выставки, вызывавшие ожесточенные споры. Их творческие искания существенно повлияли на дальнейшее формирование искусства авангарда вообще и декоративной живописи в частности. На основе анализа достижений представителей этих художественных школ сделана попытка использовать их опыт в целях решения задач декоративной живописи и цветной графики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Color as the dominant feature in the decorative painting

The article is devoted to the most interesting period in the history of Russian painting – the end of XIX and beginning of ХХ centuries. When artists M. Larionov, N. Goncharova, V. Burliuk, A. Kuprin, A.lentulov, and other organized the exhibition, provoked heated debate. Their creative pursuits significantly influenced the the further development of art of the avantgarde in general and decorative painting in particular. On the basis of analysis of the achievements of the representatives of these schools of art author tries to use their experience in order to solve the tasks of decorative painting and color graphics.

Текст научной работы на тему «Цвет как доминирующая особенность в декоративной живописи»

УДК 75.049.6 Доц. Ч.М. Цветкова -

Российский ГУ туризма и сервиса, г. Москва

ЦВЕТ КАК ДОМИНИРУЮЩАЯ ОСОБЕННОСТЬ В ДЕКОРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ

Рассмотрен интереснейший период в истории русской живописи - рубеж Х1Х-ХХ веков, когда художники М. Ларионов, Н. Гончарова, В. Бурлюк, А. Куприн, А. Лентулов и другие организовывали выставки, вызывавшие ожесточенные споры. Их творческие искания существенно повлияли на дальнейшее формирование искусства авангарда вообще и декоративной живописи в частности. На основе анализа достижений представителей этих художественных школ сделана попытка использовать их опыт в целях решения задач декоративной живописи и цветной графики.

Ключевые слова: композиция, цвет, декоративная живопись, ритм, тон, колорит, натюрморт.

Существует довольно много различных подходов для решения задач декоративной живописи. Основные современные тенденции появились еще на рубеже Х1Х-ХХ вв., как в западноевропейской, так и в русской живописи и графике, а также в театрально-декорационном искусстве. Особенно интересным периодом, с точки зрения декоративной живописи, в истории русской живописи можно считать начало 10-х годов XX века. Именно в это время художники М. Ларионов, Н. Гончарова, В. Бурлюк, В. Кандинский, П. Кончаловский, А. Куприн, А. Лентулов, И. Машков, Р. Фальк и другие устраивали вызывавшие оживленные споры выставки: "Бубновый валет", "Ослиный хвост", "Мишень". Очевидно, что их увлечение как примитивом, так и городским изобразительным фольклором, по-разному преломленное в выступлениях ларионовской группы, привело к совершенно новому пониманию смысла и формы искусства.

Известно, что в предшествующую пору художников привлекал главным образом крестьянский изобразительный фольклор. Любители и деятели искусства собирали изделия деревенского художественного творчества, стараясь проникнуть в его поэзию и образный смысл. Крестьянское искусство вдохновляло многих архитекторов, живописцев и скульпторов. Известнейший искусствовед Я. А. Туген-дхольд уже тогда называл среди них имена В. Васнецова, В. Поленова, М. Якун-чиковой, С. Малютина.

На примере живописи Н. Гончаровой удобно определить некоторые общие черты примитивизма как такового, а также увидеть соотношение русского примитивизма с важнейшими направлениями современного ему европейского живописного развития. Важнейшая черта этого периода - перестановка акцентов с эпического на лирический принцип, а именно: если в искусстве от Ренессанса до Импрессионизма постижение мира происходило в формах самой зрительно наблюдаемой действительности, то, начиная с Постимпрессионизма, акцент все более переносился на формы восприятия этой действительности. При этом живописное восприятие, осознанное как творческий процесс, выдвигало на первый план свое собственное пространство и время, не совпадающее с пространством и временем изображенной натуры.

Наиболее очевидно построение новых живописных пространства и времени наблюдалось в картинах тех представителей художественных течений, которые отталкивались от П. Гогена и его прямых последователей. Такая живопись акценти-

Нащональний лкотехшчний унiверситет Украши

рует внимание не на изображенное пространство мотива, а на свою собственную живописную плоскость, поэтому растет значение ритмического движения линий и пятен, контурного рисунка на по-новому осознанной плоскости холста. В своих основных пейзажах или натюрмортах конца десятилетия Н. Гончарова более подчеркнуто, нежели художники ее окружения, акцентировала внимание на живописной плоскости, избегая впечатлений от изображенной пространственной глубины. Так, например, в "Подсолнухах" она тяготеет к крупным формам и красочным массам, сопоставляя краски розового занавеса с красками аляповато-грубых желтых цветов, стоящих в горшках на столе. И тот же прием - в "Натюрморте с кофейником". В этих работах достаточно явно просматриваются отзвуки декоративно-плоскостных исканий Матисса, с его тоже вполне последовательным отказом от глубины. В "Цветах и перцах" буквально все подчинено по-матиссовски яркой живописной плоскости. Уходящая вглубь поверхность стола отнюдь не подчеркнута.

В произведениях примитивистов всегда осуществлялась своеобразная "двойная природа" отношения современного живописца к образам "примитивного стиля". Здесь существовала неоспоримая дистанция между их произведениями и полотнами художников, имевших профессиональное образование. На этом основывались возможности гиперболизации, заострения, разного рода утрировок, неизменно присутствующих в этих картинах. Это была не дистанция между исторически ушедшим и нынешним (как, например, у мирискусников), но как бы спор между коллективным началом примитива и бросающим ему вызов индивидуальным творческим пафосом.

Понятие декоративной живописи объединяет очень разные по своим возможностям явления. Можно отдельно говорить о декоративности цвета (например, в живописи немецкого Возрождения, иконописи). Сам декоративный эффект может строиться на нескольких локальных пятнах открытых цветов, а может иметь большой диапазон тонового решения.

Широко используется в декоративной живописи ограниченная цветовая палитра, тонированная бумага, локальный черный цвет. В основе любого декоративного произведения лежит прежде всего продуманное композиционное решение - сопоставление, соединение частей, приведение их в порядок. В композиции очень важны ритм и движение цветовых и тональных масс - пятен, их обобщение и отбор.

Приступая к работе над декоративным натюрмортом, необходимо совершенно четко усвоить, что главное в композиции - достижение целостности изображения, соразмерности частей, соподчиненности деталей, продиктованной содержанием постановки. Работая над натюрмортом, студенты должны научиться осознанно применять различные графические средства, среди которых можно выделить пятно, линию и геометрические фигуры. Используя их в живописных решениях, далее можно получать бесчисленное количество вариантов выполнения декоративного решения натюрморта, что позволяет работать творчески, создавая непохожие друг на друга работы.

Лггература

1. Иванов В.И. О тоне и цвете / В.И. Иванов. - М. : Изд-во "Наука", 2001. - 426 с.

2. Кузнецова Э.В. Искусство силуэта / Э.В. Кузнецова. - М. : Изд-во "Наука", 1970. - 236 с.

3. Поспелов Г.Г. Бубновый валет / Г.Г. Поспелов. - М. : Изд-во "Наука", 1990. - 186 с.

4. Рапелли П. Кандинский : пер. с англ. Е. Сорокиной / П. Рапелли. - М. : Изд-во "Наука", 2002. - 334 с.

400

Збiрник науково-техшчних праць

5. Сарабьянов Д.В. Русская живопись на театральной сцене / Д.В. Сарабьянов. - М. : Изд-во "Наука", 1988. - 234 с.

6. Сарабьянов Д.В. Любовь Попова. Живопись / Д.В. Сарабьянов. - М. : Изд-во "Наука", 1994. - 262 с.

7. Стародуб К.И. Рисунок и живопись / К.И. Стародуб, Н.А. Евдокимова. - М. : Изд-во "Наука", 2009. - 244 с.

8. Художественная галерея : журнал. - 2005. - № 112. - С. 126-129.

9. Художественный совет: журнал. - 2005. - № 5(39). - С. 23-27.

10. Шугаев В.М. Орнамент на ткани / В.М. Шугаев. - М. : Изд-во "Наука", 1969. - 236 с.

Цветкова Ч.М. Колiр як домшуюча особливкть у декоративному живописi

Розглянуто найбшьш цжавий перюд в гётори росшського живопису кшця XIX й початку ХХ стол^ь, коли художники М. Ларюнова, Н. Гончарова, В. Бурлюк, О. Купрш, А. Лентулов та шш1 оргашзовували виставки, як викликали бурхливу дискусвд. 1хш творчi пошуки ютотно вплинули на подальший розвиток мистецтва авангарду загалом i декоративного живопису зокрема. На основi аналiзу досягнень представниюв цих шкiл мистецтв зроблено спробу використати ix досвiд для того, щоб вирiшити завдання, декоративного живопису та кольоровоi графiки.

Ключовi слова: композищя, колiр, декоративний живопис, ритм, тональшсть, колорит, натюрморт.

Tsvetkova H.M. Color as the dominant feature in the decorative painting

The article is devoted to the most interesting period in the history of Russian painting -the end of XIX and beginning of ХХ centuries. When artists M. Larionov, N. Goncharova, V. Burliuk, A. Kuprin, A.lentulov, and other organized the exhibition, provoked heated debate. Their creative pursuits significantly influenced the the further development of art of the avantgarde in general and decorative painting in particular. On the basis of analysis of the achievements of the representatives of these schools of art author tries to use their experience in order to solve the tasks of decorative painting and color graphics.

Keywords: composition, color, decorative painting, rhythm, tone, color, still life.

УДК 140.8:37 Доц. С.О. Черепанова, д-р фтос. наук -

Львгвський НУ ¡м. 1вана Франка

СВ1ТОГЛЯДНО-ЦШШСНИЙ ПОТЕНЦ1АЛ Ф1ЛОСОФН ОСВ1ТИ

Розглянуто культуротворчий шдхщ до фшософп освии, едшсть базисних буттево-цшшсних концеппв та цшепокладання - становлення особистост як суб'екта культури. Показано, що в онтолопчному сени фiлософiя освии конституюеться як фшософш лю-дини й споиб буття людини в унiверсумi культури.

Ключовi слова: фшософш освгги, людина, наука, культура, мистецтво, стиль мис-лення.

Сучаснi планетарно-iнформацiйнi виклики, нестабiльнiсть людського буття актуалiзують значения фiлософií освгги як галузi гуманiтарного знания. Досль дження в гзлузГ фшософп освии започатковано у США й Великш Британií (4060 роки XX ст.), КошдГ (1972), мiжнародна мережа фшософп освии ФунецГонуе з 1990 р. (Лондон). Товариства фшософп освии ниш ддать на усх континентах. ЮНЕСКО пов'язуе ктотш можливосп подолання загальносвиово1 кризи освии з науковими пошуками учених рГзних краш, реалГзащею мГжнародного проекта "Фь лософ1я освии у перспектив XXI столитя" (1991).

В УкраЫ 1996 р. з'являеться видання "Фшософ1я сучасно1 освии", яке шд-готував фшософських наук В. Лутай. Перша Всеукрагнська науково-практична

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.