Э. А. Хамматова
ЦВЕТ И ФАКТУРА ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ С СОДЕРЖАНИЕМ ПОЛИМЕРНЫХ ВОЛОКОН, ВЛИЯЮЩИХ НА ФОРМУ ИЗДЕЛИЙ
Ключевые слова: фактура, цвет, форма, полимерное волокно, текстильный материал.
В работе проведено исследование влияния цвета и фактуры текстильных материалов, содержащих полимерные волокна на форму проектируемой одежды.
Keywords: texture, color, shape, polymer fiber textile.
In the paper the influence of color and texture of textile materials containing polymer fibers to a form of designed garments.
Введение
Фактура - внешнее проявление структуры поверхности материала. Фактура способствует выявлению формы и силуэта изделия. Разные фактуры по-разному взаимодействуют с формой. Например, изделие из длинноворсового меха придает форме костюма округлость, обобщенность. Наиболее точно без искажений характер формы передают гладкие фактуры [1].
За счет одной фактуры ткани дизайнер получает практически неограниченные возможности для творчества, позволяющие добиться любого эффекта, поскольку каждая ткань имеет свои достоинства, важно только знать их свойства и уметь ими правильно воспользоваться.
Непрерывный поиск новых материалов с содержанием полимерных волокон, фактур и рисунков является одним из путей обновления, обогащения новых форм костюмов и аксессуаров при проектировании женских и мужских изделий.
Экспериментальная часть
Как показали исследования при одинаковой пропорции и конфигурации деталей, с помощью различных по фактуре материалов с содержанием полимерных волокон удается достигать разнообразия и художественной выразительности моделей одежды.
Женственный образ подчеркивают ткани приятные на ощупь и визуально привлекательные. К ним относятся натуральный шелк, бархат, атлас, тонкая замша, мех и трикотаж. Прозрачные ткани -шифон, органзу, гипюр, кружево, жоржет, которые создают таинственный и привлекательный образ женщины.
Определенного стиля одежды требуют торжественные события. Не последнюю роль при этом играет фактура, где предлагаются так называемые фантазийные ткани, которые отличаются объемом, блеском и рельефом - тафта, парча, креп-клоке.
Фантазийные ткани могут иметь большой экстравагантный орнамент, для чего их расшивают бисером, стеклярусом, пайетками, золотыми и серебряными нитями.
Результаты исследования показали, что современные отечественные ткани с содержанием полимерных волокон по качеству и фактуре тканей не
уступают дорогостоящим тканям, данные
представлены в табл. 1 [2,3].
Таблица 1 - Ассортимент тканей с содержанием полимерных волокон и их использование в одежде
Наименов ание тканей Полимер- ное волокно Свойства тканей Примене- ние
Тафта, жоржет, креп, пике, твид, атлас Полиэфир, полиэстер Сохраняет форму изделия, малая сминаемость, высокая прочность. Юбки, брюки, пиджаки, трикотаж- ные изделия, сорочки
Перлон, нейлон, капрон Полиамид Высокая формоустойчи- вость; чувствителен к нагреву. Платья, блузы, кружева, тесьма
Вискоза Древесная целлюло- за Хорошее влагопоглощен ие, менее прочная во влажном состоянии. Платье, рубашки, сорочки, белье
Ацетатные триацетат- ные Ацетил- целлюло- за Хорошо сохраняют форму изделия, не мнутся, плохо воспринимают влагу. Платье, юбки, галстуки, детская одежда
Лайкра, дорластан Эластан Высокая эластичность, малая сминаемость. Легенцы, брюки, платье
Дралон, долан, орлон Полиакрил Сохраняет форму изделия, малая сминаемость, высокая прочность. Пальто, пиджаки
Установлено, что полиэстер очень прочен, хорошо закрепляет форму при нагревании, благодаря чему у юбок из этих тканей хорошо держатся складки и плиссе. Из полиэстера производятся ткани различных фактур (матовые или блестящие) в зависимости от их предназначения. Полиэстер идеально имитирует фактуру натуральных волокон и
чаще всего используется в производстве велюров, гладких тканей и основ под флок.
Полиэфирные волокна обычно встречаются в комбинации с другими волокнами. Данное волокно применяют в смеси с шерстью, хлопком, льном и вискозным волокном для выработки костюмных, пальтовых, сорочечных и плательных тканей. Волокна этой группы отличаются несминаемостью, даже в мокром виде, что позволяет отлично удерживать форму изделия. При смешивании с другими волокнами полиэфирные волокна придают пряже эластичность и формоустойчивость. Фактура и различные внешние эффекты достигаются благодаря применению в основе и утке нитей различной крутки и структуры.
Как показали визуальные исследования, полиамидное волокно хорошо имитирует фактуру натурального волокна. Обладает самой высокой прочностью из всех синтетических волокон на разрыв и истирание. Но так как полиамидное волокно более чувствительно к нагреву, то температура воды при стирке не должна быть выше 40° С. Глажение производится при самом низком нагреве и без пара.
На основе проведенных исследований установлено, что вискоза представляет собой чистую целлюлозу, без каких бы то ни было примесей. В зависимости от назначения, вискоза изготавливается с блестящей или матовой поверхностью. Вискозной ткани можно придать характер "шелка", "хлопка", или "шерсти", изменяя блеск, тонкость и придавая извитость волокнам. Утолщенные нити могут придать вискозному полотну вид льняной ткани. Вискоза по фактуре гладкая, шелковиста на ощупь, прекрасно драпируется, хорошо пропускает воздух и впитывает влагу. К тому же вискоза не вызывает аллергии, а потому можно использовать и для пошива белья.
В отличие от вискозы, ацетатные и триацетатные волокна состоят не из чистой целлюлозы, а из ацетилцеллюлозы. Ткани из ацетатного и триацетатного шелка имеют слегка блестящую поверхность и внешне по фактуре очень похожи на натуральный шелк и хорошо сохраняют форму изделия, почти не мнутся.
Ткань с содержанием полимерного волокна эластан, отличается высокой растяжимостью -выдерживает семикратное растяжение и немедленно возвращается к исходному состоянию. Лайкра используется лишь в небольших количествах в комбинации с другими типами волокон, как натуральными, так и синтетическими, обеспечивая эластичность и сохранение формы изделия. Четкость и стабильность ЗБ эластановых волокон позволяет создавать различные стили и сложные фактуры - от замысловатых узорных текстур до матовых и полностью прозрачных.
Для верхней одежды предлагается использовать полиакрил, изготавливается почти
исключительно в виде высокообъемных извитых тканей и поэтому на ощупь очень напоминает шерсть. Фактуры и расцветки этой ткани столь разнообразны, что подойдут любому верхнему изделию.
Проведенные нами исследования [4] показали, что на фактуру тканей значительную роль оказывает цвет. Фактура, кажется заметнее при достаточном и равномерном освещении и менее видна при недостаточном освещении. Из этого следует, что светлые цвета помогают выявлять фактуру поверхности, а темные скрадывают ее. На белом и желтом фоне фактура ткани более заметна, чем на синем и черном. При интенсивных и ярких цветах, утомляющих глаз, фактура поверхности различается плохо.
Заключение
Данные исследований позволили сделать заключение о том, что фактура материалов может достигать разнообразия и художественной выразительности моделей одежды в зависимости от применяемых полимерных волокон.
Фактурные решения в костюме подчиняются закономерностям формообразования. Формы изделий простые, монолитные, удлиненные имеют сложное фактурное решение поверхности: ярко выраженную структуру, разнообразие эффектов и их контраст. В одежде укороченной длины особая фактурная нагрузка падает на низ изделия. Если поверхность формы рельефна (складки, плиссировка), то используемые материалы должны иметь гладкую фактуру.
Целесообразно применять те или иные цвета материалов в зависимости от того, что является главным - выявить фактуру материала или, наоборот, скрыть ее. Светлые и нежные цвета рекомендуется применять в тканях с гладкой фактурой. Ситец, имеющий грубую фактуру, принято заполнять пестрым рисунком, делающим фактуру менее заметной. Фактуре полотняных тканей вполне применимы все светлые цвета.
Литература
1. Андросова Э.М. Основы художественного проектирования костюма: Учебное пособие. - Челябинск: Издательский дом «Медиа - Принт», 2004. - 184с.
2 Бузов Б.А. Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности (швейное производство): Учебник для студ. высш. учеб. Заведений /Б.А. Бузов Н. Д. Алыменкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 449с.
3 Материаловедение в производстве изделий легкой
промышленности. / Под ред. Жихарева А.П. М.:
«Академия», 2004. - 448с.
4 Уваров В. Д. Гармонизация цвета при художественном проектировании костюма и таписсерии: Учеб. пособие / В. Д. Уваров. М.: 2000. - 63 с.
© Э. А. Хамматова - асс. каф. дизайна КНИТУ, [email protected].