Научная статья на тему 'Цусимское сражение: ход боя'

Цусимское сражение: ход боя Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2304
367
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА РОССИИ / РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА 1904-1905 ГГ. / ЦУСИМСКОЕ СРАЖЕНИЕ / history of Russian-Japanese War of 1904-1905 / the Tsushima Battle

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чаплыгин В. A.

Публикация посвящена Цусимскому сражению 14-15 мая 1905 г. между японским флотом и русской эскадрой, ставшему эпилогом Русско-японской войны 1904-1905 гг. В статье раскрыт весь ход боя с момента их встречи до капитуляции нашего командования, а также объясняются многие причины данного поражения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TSUSHIMA BATTLE: COURSE OF ACTION

The publication is dedicated to the Tsushima Battle of the 14-15th of May, 1095 between Japanese navy and Russian, squadron, which became the epilogue of the Russian-Japanese War of 1904-1905. The whole course of action from the very beginning of the battle till the capitulation of Russian headquarters, including the explanation of several causes of this defeat is disclosed in the article.

Текст научной работы на тему «Цусимское сражение: ход боя»

УДК 94/99

ЦУСИМСКОЕ СРАЖЕНИЕ: ХОД БОЯ © 2011 В. A Чаплыгин

Аспирант каф. истории России e-mail: [email protected]

Курский государственный университет

Публикация посвящена Цусимскому сражению 14-15 мая 1905 г. между японским флотом и русской эскадрой, ставшему эпилогом Русско-японской войны 1904-1905 гг.

В статье раскрыт весь ход боя с момента их встречи до капитуляции нашего командования, а также объясняются многие причины данного поражения.

Ключевые слова: история военно-морского флота России, Русско-японская война 1904-1905 гг., Цусимское сражение

Приказ о направлении помощи с Балтики на Дальний Восток был подписан еще в апреле 1904 г., но сборы эскадры, подборка рядового и командного состава, а также улаживание дипломатических нюансов позволило снарядить корабли только к середине осени.

Только 2 октября 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского, покинув порт Либава, отправилась в путь. На Дальний Восток соединение добиралось четырьмя отдельными группами:

1) первая группа под командованием Рожественского двигалась вдоль побережья Африки, огибая мыс Доброй Надежды;

2) вторая под командованием контр-адмирала Дмитрия Густавовича фон Фелькерзама двигалась через Суэцкий канал;

3) третьим соединением, состоящим из кораблей, которые не были готовы к моменту отправки основных сил, командовал Леонид Федорович Добротворский. Эти корабли двигались тем же путем что и вторая группа;

4) такой же путь был выбран для 3-й Тихоокеанской эскадры под командованием вице-адмирала Николая Ивановича Небогатого.

Первые три отряда соединись у Мадагаскара, а корабли Небогатого были присоединены у Камрани лишь весной 1905 г.

После небольшой реорганизации имеющихся сил (3-я эскадра стала 3-м броненосным отрядом) 2-я эскадра Тихоокеанского флота начала движение к Корейскому проливу. Она состояла из восьми эскадренных броненосцев и четырех броненосцев береговой обороны, сведенных в три броненосных отряда; двух броненосных, пяти бронепалубных, одного небронированного и одного вспомогательного крейсеров; девяти эсминцев и восьми судов вспомогательного флота1.

Японцы выставили практически весь свой Объединенный флот - четыре броненосца и два броненосных крейсера в 1-ом отряде; шесть броненосных крейсеров 2-го отряда; восемь бронепалубных крейсеров, состоящих в 3-м и 4-м отрядах; 13 устаревших кораблей, образовавших Третью эскадру; 68 эсминцев и миноносцев, а также 22 вспомогательных судна.

В ночь на 14 мая Рожественский с эскадрой вошел в Цусимский пролив, двигаясь с 5-узловой скоростью тремя колоннами, соблюдая светомаскировку. Впереди вне строя шли разведчики «Светлана», «Алмаз» и «Урал». Главные силы шли в двух

кильватерных колоннах: слева 3-й броненосный отряд и в кильватер ему отряд крейсеров, справа 1-й и 2-й броненосные отряды. «Изумруд» и «Жемчуг» шли соответственно на левом и правом траверзах головных судов колонн с внешней стороны. Третья колонна состояла из транспортов.

В таком порядке в 2 часа 45 минут ночи эскадра была обнаружена вспомогательным крейсером «Синано-Мару». Японец подошел ближе и, распознав основные корабли русского флота, в 4 часа 45 минут капитан корабля радировал: «Враг в квадрате 203»2. Командующий Того по получению телеграммы приказал всем кораблям Объединенного флота начать приготовления к сражению и по готовности выходить в море. Русская эскадра не заметила «Синано-Мару», но поняла, что её обнаружили «по изменению характера телеграмм: это была уже не перекличка разведчиков, а донесения, передаваемые дальше и дальше на север»3. Российские корабли увеличили скорость и были потеряны из виду японцами. Только в 6:45 утра они были снова замечены крейсером «Идзуми», который пошел параллельным курсом со 2-й Тихоокеанской эскадрой. На «Суворове» пробили тревогу и стали наводить орудия на врага. Не понятно, почему не было попыток отогнать японских разведчиков или хотя бы заглушить их передачи. Семенов (член штаба Рожественского) это объясняет тем, что единственными подходящими для первой задачи кораблями были «Аврора», «Олег» и «Светлана», а их следовало поберечь до встречи с основными силами противника. Вскоре с «Идзуми» стали соединятся другие корабли японского флота. К 9 часам рядом с 2-й Тихоокеанской находились 3-й, 5-й и частично 6-й боевые отряды, а также четыре отряда миноносцев. Рожественский отдал приказ броненосцам перестоится в одну колонну, а крейсерам отойти для прикрытия транспортов. В результате вся эскадра растянулась на 4 мили. 5-й и 6-й боевые отряды ушли из видимости русских кораблей, их место занял 3-й отряд. В 11 часов 20 минут расстояние от «Суворова» до вражеских крейсеров составляло 50 кабельтовых. В это время с «:... броненосца “Орёл” по ближайшему крейсеру “Касаги” был сделан нечаянный выстрел [из 6 дюйм. орудия - прим. автора], после чего эскадра открыла огонь с расстояния 40 кабельтовых»4. Японские крейсера круто повернули влево и, отстреливаясь, начали быстро увеличивать расстояние. Командующий прекратил стрельбу сигналом «не бросать снаряды»5.

В 12 часов, когда нашла полоса густого тумана, эскадра начала очередное перестроение. «Командующий решил выстроить фронт броненосцев и сделал сигнал, по которому броненосцы стали ворочать последовательно на 8 градусов вправо»6. Но маневр не удался и в результате броненосцы снова образовали две колонны. Но неудачный маневр смог отпугнуть вражеские крейсера, что не помешало им сообщить

о перестроении японскому командованию. В час по полудню, когда Рожественский пытался снова перестроиться в одну колонну, появился 1-й и 2-й боевые отряды. Оба соединения шли одной колонной навстречу броненосным отрядам Рожественского. Того в 1:35 поднимает свой знаменитый сигнал: «Судьба империи зависит от этого боя. Пусть каждый приложит все свой силы»7. В 1:42 корабли под его командованием, находясь севернее 2-й Тихоокеанской на расстояние 38 кабельтовых, начинают разворот (так называемая «петля Того»). Этот маневр считают неудачной попыткой «поставить палочку над Т». В 1 час 45 минут, когда «Микаса» и «Сикисима» прошли точку поворота, «Князь Суворов» открыл огонь по японскому флагману с дистанции 38 кабельтовых.

Во время перестрелки 2-я Тихоокеанская эскадра шла со скоростью 9 узлов, а Объединенный флот - 16 узлов. Это позволило быстро японцам обогнать наши корабли. Головной «Суворов» находился на уровне середины японского 1-го боевого отряда, а головной корабль 3-го броненосного отряда - почти на уровне хвоста 2-го

боевого отряда. Расстояние сократилось с 38 кабельтовых до 22. Японцы сразу концентрируют огонь по флагманам, а именно: четыре броненосца - по «Суворову», «Касуга» и «Ниссин» - по «Ослябе». К ним присоединились крейсера 2-го отряда, кроме «Адзума», который вел огонь по «Суворову» и «Асами», с «Ивате», стреляющим по «Николаю I». Затем, когда в 2 часа 35 минут «Идзумо» поравнялся в «Суворовым», весь 1-й боевой отряд концентрирует огонь на нем. В первые минуты боя «Николай I» метким выстрелом вывел из строя рулевую машину броненосного крейсера «Асами». Крейсер вывалился из линии. Против 12 русских кораблей осталось 11 японских. Но реализовать преимущество не удалось. Японская колонна выдвинулась далеко вперед, в результате чего корабли 1-го броненосного отряда и «Осляба» (кроме «Суворова») не могли эффективно стрелять по японскому флагману «Микаса». Концевые корабли 2-го и весь 3-й броненосный отряд и вовсе не в состоянии были вести огонь как вследствие больших расстояний до неприятеля, так и потому, что неприятельская колонна была у них по носу и стрелять мешали передние корабли нашей колонны.

Положение «Ослябы» стало уже критическим. «Мы почти наскочили на «Осляба», - свидетельствовал в дальнейшем перед следственной комиссией старший офицер шедшего следом броненосца «Сисой Великий» капитан 2 ранга Г. А. Ивков, - и ясно видели, как масса снарядов рвалась об его борт и разрушала все надстройки»8. Несколько снарядов одновременно или последовательно попали в носовую небронированную часть корабля, образовав там огромную брешь, через которую стала поступать вода.

Не в лучшем положении находился «Суворов», который к тому моменту, когда вся японская эскадра закончила разворот, превратился в плавающий костер. «Я оглянулся. Какое разрушение! ... Пылающие рубки на мостиках, горящие обломки на палубе, груды трупов. Сигнальные, дальномерные станции, посты, наблюдающие за падением снарядов, - все сметено, все уничтожено.. Позади - “Александр” и

“Бородино”, тоже окутанные дымом пожара!..

Нет! Это было совсем не похоже на 28 июля!»9 (Семёнов имеет в виду сражение 28 июля 1904 года, в котором японские снаряды не наносили таких повреждений.)

В 2 часа 20 минут взрывается кормовая башня, до этого получившая снаряд в крышу. Наконец, в 2 часа 50 минут у «Суворова» заклинило руль и он вышел из строя, поворачивая направо. В это время «АлександрШ», оказавшийся головным, вдруг повернул влево и стремительно повел за собой прочие суда, казалось, прямо в середину японского строя. 1-й боевой отряд, опасаясь, что неприятель обойдет их с кормы и прорвется на север, в 2 часа 58 минут повернул сразу вдруг на 8 румбов влево и, отделившись от 2-го боевого отряда, пошел на норд-ост, прекратив огонь. В это время 2-й боевой отряд хотел повторить маневр 1-го боевого отряда, но заметив, что русские корабли поворачивают вправо, прибавил ходу и нажал на головной корабль 2-й Тихоокеанской. Строй русских кораблей смешался и около 3 часов 10 минут «Осляба», накренившись на правый борт, остановился и сделался мишенью, пока не затонул в 3 часа 15 минут.

На время корабли неприятелей разошлись. За 70 минут 2-я Тихоокеанская эскадра понесла критические потери и потеряла всякую надежду на победу. Оставался лишь один вариант - под огнем врага прорываться во Владивосток. «Осляба» уже был на дне, «Суворов» превращен в развалины, «Александр III», идущий теперь головным тоже получил множественные попадания. От близких попаданий в левом борту носовой части образовалась шестиметровая пробоина в небронированном борту (это пробоина оказалась роковой)10. Японцы же получили незначительные повреждения. Самый тяжелый урон был нанесен «Фудзи». В 2 часа 20 минут 305-мм снаряд пробил шестидюймовую броню кормовой башни, и вызвал пожар. К счастью для японцев,

шесть находившихся там снарядов не сдетонировали, а вода из разорванной гидросистемы помогла потушить пожар, который распространялся в низ в артпогреб. Левое орудие башни удалось ввести в строй через 40 минут.

Перестрелка между броненосными кораблями противников возобновилась в 3 часа 58 минут, а в 4 часа 43 минуты Того пустил в бой минные силы. Основной их целью стал «Суворов». Все это время он, постоянно терпя японский огонь, весь был окутан черным дымом, но все-таки следовал за эскадрой с 10-узловой скоростью, стреляя из одной кормовой пушки. Вот как описывает эти события Семёнов: «Из всех двенадцати 75-мм пушек нижней батареи оказалась непобитой только одна, с правого борта... Впрочем, и ей не пришлось стрелять на этот раз.

Миноносцы осторожно приблизились к нам с кормы (по японским сведениям, это было в 4 ч. 20 мин. дня), но в кормовом плутонге (позади кают-компании) еще уцелела 75-мм пушка. Волонтер Максимов, за убылью офицера принявший командование плутонгом, открыл по миноносцам частый огонь, а те, увидев, что эта странная, избитая посудина все еще огрызается, ушли, выжидая более благоприятного

времени»11.

В четвертом часу «Александр III» был огнем противника выбит из строя кораблей, но, оправившись, пошел между 2-м и 3-им броненосными отрядами. Головным стал «Бородино». Японцы снова потеряли из виду русские корабли. И если бы не так называемая «Доблесть Камимуры», когда он в поисках русских броненосцев не последовал за Того на юг, а повернул на север и там обнаружил искомые корабли, то 2-я Тихоокеанская получила бы шанс прорваться во Владивосток12. Догнав их и завязав перестрелку, Камимура в 5 часов 50 минут отворачивает влево и обстреливает обнаруженные «Камчатку», лишившуюся хода, и «Суворова», который застопорил машины, так как к нему подходил эсминец «Буйный» с целью снять адмирала. Эсминец подходил с наветренной стороны, под непрекращающимся огнем неприятеля. С огромным трудом тяжело раненный адмирал со штабом был перемещен на «Буйный». Рожественский, теряя сознание, отдал приказ: «Нет. куда же. сдать командование Небогатову. Идти эскадрой! Владивосток! Курс N0 234!..»13. Сигнал о передаче командования был получен Небогатовым, и «Николай I» увеличил ход с целью встать в голове колонны. Ему это удалось в 7 часов 30 минут. К этому времени уже перевернулся «Александр III», взорвался «Бородино» и был уничтожен торпедами «Суворов».

С наступлением сумерек Того вывел практически все свои корабли из боя, оставив действовать только миноносцы. За ночь строй русских кораблей распался. «Наварин», «Сисой Великой», «Нахимов» и «Ушаков» потеряли остальные корабли и поодиночке были утоплены японцами.

Наутро за «Николаем I» шли только «Орёл», «Апраксин», «Сенявин» и «Изумруд». Но и их ждала не менее печальная судьба. К 10 часам они были окружены четырьмя японскими боевыми отрядами и были вынуждены поднять белый флаг. Только крейсер «Изумруд», пользуясь преимуществом в скорости, ушел от преследования.

Участь остальных сил российской эскадры была не менее трагичной. Не имея возможности повлиять на исход сражения, они были вынуждены наблюдать гибель линейных кораблей русского флота и постоянно терпеть атаки японских отрядов.

Крейсера (за исключением «Жемчуга» и «Изумруда», выполнявших функции авизоров) в начале боя были приставлены к транспортам для охраны последних. Им противостояли 3-й, 4-й, 5-й и 6-й боевые отряды. Вокруг этих транспортов и шла перестрелка до тех пор, пока в 2 часа 50 минут с «Орла», на котором держал флаг Энквист, был поднят сигнал: «крейсерам быть в строю кильватера»14. Сбившиеся в

общую кучу с транспортами, крейсера долго не могли выстроиться в одну колонну. Между судами этих отрядов произошло несколько столкновений, корабли стреляли по неприятелю в промежутки между транспортами и через них.

Построившись в кильватерную колонну, крейсера с «Олегом» во главе отделились от транспортов и в течение некоторого времени вели самостоятельный бой с крейсерами неприятеля, маневрируя с ними на параллельных курсах. В 4 часа к колонне присоединился «Жемчуг».

Началась ожесточенная перестрелка. Многие японские снаряды попадали в транспорты. В 3 часа 08 минут флагман 3-го отряда «Касаги» получает снаряд в угольную яму ниже ватерлинии, после чего вода затопила котельное отделение. Адмирал Дева, намереваясь перенести флаг на «Читосе», в 6 часов выходит из боя, приказав остальным кораблям 3-го боевого войти 4-й боевой отряд. Сражение крейсеров перманентно то угасало, то возникало вновь. Бой велся то левым, то правым бортом. «Светлана» получает большую пробоину ниже ватерлинии; вода затопила носовой погреб и отделение динамо-машины. Крейсер значительно сел носом и не мог развивать более 15 узлов15. Остальные корабли не получили тяжелых повреждений. До заката крейсера следовали за броненосными отрядами. Но когда японские миноносцы пошли в атаку, вместо того чтобы прикрывать свои броненосцы от их атак, Энквист, поворачивая на юго-запад и подняв приказ: «Следовать за мной»16, дал полный ход. За ним последовали все крейсера кроме «Изумруда» и «Алмаза». Тихоходные «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах», а также поврежденная «Светлана», быстро отстав от командира, были вынуждены повернуть обратно во Владивосток. Таким образом, Энквист не только подставил броненосцы под удар минных кораблей Японии, но и бросил свои три крейсера. С оставшимися у него в подчинении «Орлом», «Авророй» и «Жемчугом» 21 мая вошел в порт Манила, где был интернирован.

«Владимир Мономах», отстав от Энквиста, повернул на север. С крейсера несколько раз открывали огонь по миноносцам, причем были обстреляны «Бедовый» и «Громкий». Опасаясь еще раз обстрелять своих, крейсер подпустил к себе японский миноносец, который с короткой дистанции выпустил торпеду в правый борт. Корабль начал заполняться водой, несмотря на все попытки экипажа остановить ее распространение, и к утру оказался в бедственном положении, так как вода подошла к топкам последней незатопленной кочегарки. На следующий день при появлении японских вспомогательных крейсеров капитан приказал открыть кингстоны.

В 10 часов 50 минут «Мономах» затонул.

«Дмитрий Донской», также отставший от отряда Энквиста, обошел ночью с востока броненосцы и пошел во Владивосток в сопровождении миноносцев «Буйный» (под флагом адмирала Рожественского), «Бедовый» и «Бравый». Из-за выхода из строя котла не мог развить скорость более 13,5 узлов.

На следующий день около 16:00 часов, когда крейсер был у острова Дажелет, его нагнали с правого борта крейсера 4-го боевого отряда контр-адмирала С. Уриу «Нанива», «Такачихо», «Акаси», «Цусима» и истребители «Обора», «Акебоно» и «Инадзумо». С левого борта приближались потопившие «Светлану» крейсера «Отова» и «Нийтака» с истребителями «Асагари» и «Сиракумо». На офицерском совете крейсера один человек высказался за сдачу, остальные молчали, тогда командир корабля капитан 1-го ранга И. Н. Лебедев распустил совет и принял бой, решив сражаться до последнего, а затем разбить крейсер о скалы. Крейсер продержался до ночи, но из-за тяжелых повреждений команда корабля была вынуждена открыть кингстоны.

«Светлана» также была затоплена командой после короткой перестрелки с японскими крейсерами, в виду полного исчерпывания боезапасов. Это случилось 15 мая 11 часов 8 минут.

«Изумруд» оторвался от японских крейсеров, но вследствие навигационной ошибки выскочил на камни в бухте Владимир и был взорван там по решению старших офицеров, ошибочно опасавшихся захвата крейсера японским десантом. Единственным крейсером, прорвавшимся во Владивосток, стал «Алмаз».

Из девяти эсминцев четыре - «Безупречный», «Громкий», «Буйный»,

«Блестящий» - были уничтожены в бою. «Бедовый» капитулировал, имея на борту Рожественского со штабом. «Бравый» и «Грозный» дошли до Владивостока, а «Бодрый» был интернирован в Шанхае.

Из судов вспомогательного флота «Камчатка», «Иртыш» и «Русь» затонули, «Корея» и «Свирь» интернировались в Шанхае, а «Анадырь» самостоятельно вернулась на Балтику. Оба госпитальных судна были захвачены японцами. Но если «Кострома» была отпущена, то «Орел» был захвачен под предлогом нахождения на нем экипажа захваченного английского парохода «Олдамия».

Цусимское сражение закончилось полным разгромом 2-й Тихоокеанской эскадры. В этом сражении из 42 судов кораблей Русского флота было уничтожено: шесть эскадренных броненосцев, два броненосца береговой обороны, четыре крейсера, пять миноносцев, три транспорта - всего 20 судов. Японцам сдались в плен: два броненосца, два броненосца береговой обороны, один эсминец и два госпитальных судна.

Судьба остальных кораблей 2-й Тихоокеанской была различной: три крейсера интернировались в Маниле, а один эсминец - в Шанхае, как и два транспорта, и только крейсер «Алмаз» и эсминцы «Бравый» и «Грозный» прорвались во Владивосток, а оставшийся транспорт «Анадырь» вернулся на Балтику.

Японцы потеряли только три миноносца: два в бою - № 34 и 35, а № 69 - в результате столкновения с другим японским миноносцем.

Русская эскадра потеряла убитыми и утонувшими 209 офицеров, 75 кондукторов, 4 761 нижних чинов - всего 5 045 человек. Было ранено 172 офицера,

13 кондукторов и 178 нижних чинов. В плен взято 7 282 человека, включая двух адмиралов. На интернированных кораблях осталось 2 110 человек. В результате из личного состава эскадры перед сражением в 16 170 лиц, дошли Владивосток 870 офицеров и матросов.

По донесению Того, японский флот потерял 116 погибшими и 538 ранеными. По данным японского источника - 88 человек было убито на месте, 22 человека умерли на кораблях, 7 - в госпиталях. Оказались негодными к дальнейшей службе и были уволены 50 инвалидов, 396 раненых выздоравливали на своих кораблях, а 136 - в

17

госпиталях .

1 Описание военных действий на море в 37-38 гг. Мэйдзи: От Владивостока до Цусимы. М., 2004. С. 183-184. С. 235.

2 Ниппон-кай тай-кай-сен. Великое сражение Японского моря (Цусимский бой). СПб., 1911. С. 2. иЯЬ: http://li-k.narod.ru/libr1.jpg (дата обращения: 10.04.2011).

3 Семёнов В. И. Трагедия Цусимы. М., 2008. С. 475.

4 Заключение следственной комиссии по выяснению обстоятельств Цусимского боя // Морской сборник. 1917. № 7. С. 2. ИЯЬ: http://www.cruiserx.narod.ru/library.htm (дата обращения: 10.04. 2011).

5 Там же. С. 3.

6 Там же.

7 Описание военных действий. С. 205.

8 Мельников Р. М. Эскадренные броненосцы типа «Пересвет». URL: http://keu-ocr.narod.ru/Perewest (дата обращения: 10.04.2011).

9 Семёнов В. И. Указ. соч. М., 2008. С. 486.

10 Кэмпбелла Н. Дж.М. The battle of Tsu-Shima. URL: http://www.battleships.spb (дата обращения: 10.04.2011).

11 Семёнов В. И. указ. соч. М., 2008, С. 506.

12 Ниппон-кай тай-кай-сен... С. 49.

13 Семёнов В. И. Указ. соч. М., 2008. С. 515.

14 Заключение следственной комиссии. С. 9.

15 Описание военных действий. С. 258.

16 Там же. С. 277.

17 Там же. С. 340-342.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.