Научная статья на тему 'Цивитальная глобализация в современном мире'

Цивитальная глобализация в современном мире Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
105
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Калужский М. Л.

В статье автор рассуждает о цивитальной глобализации в современном мире, как о явлении с самостоятельными системно-видовыми характеристиками в рамках родовых общесоциальных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civital globalization in modern world

The author speculates about the civital globalization in the modern world. It is considered a phenomenon with its own system-category characteristics within the frames of generation's social relations.

Текст научной работы на тему «Цивитальная глобализация в современном мире»

творчество двух писателей-мыслителей. В плане взаимодействия оппонирующих течений в культурной традиции интересно существенное различие взглядов на роль цензуры у Радищева, с одной стороны, и у Карамзина и Пушкина — с другой.

Философия культуры позволяет сформулировать новую парадигму развития цивилизации и культуры, столь необходимую на современном этапе. Такая парадигма, как совокупность предпосылок для осознания проблем цивилизации и для выработки модели решения этих проблем, придаст импульс, а может быть, новый смысл существованию человечества.

5. Доброхотов А.Л. Философия культуры. - С.919.

6. Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 2001. - С.5.

7. Там же. - С.З.

8. Гелен А. К систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. — М., 1988. — С. 152.

9. Доброхотов Н.Л. Культура. // Энциклопедический словарь. — С.412.

10. Каган М.С. Философия культуры как теоретическая дисциплина // Философия культуры. Становление и развитие. — СПб., 1998. - С.12.

Библиографический список

1. Миголатьев A.A. Философия. - М., 2001. - С. 475. 2 . Цицерон М. Т. Избранные сочинении. — М., 1975. — С. 252.

3. Доброхотов А.Л. Философия культуры // Энциклопедический словарь. — М., 2004. — С.919.

4. Степин B.C. Культура // Всемирная энциклопедия. Философия. - М.-Минск, 2001. - С. 524.

БОЛТУНОВ Валерий Сергеевич, соискатель ученой степени кандидата философских наук, писатель-пушкинист, автор книги «Слово о Пушкине — мыслителе» и Словаря афоризмов и замечательных мыслей A.C. Пушкина.

Дата поступления статьи в редакцию: 07.02.06 г. © Болтунов B.C.

удкзи.42 М.Л. КАЛУЖСКИЙ

Омская государственная медицинская академия

ЦИВИТАЛЬНАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

В статье автор рассуждает о цивитальной глобализации в современном мире, как о явлении с самостоятельными системно-видовыми характеристиками в рамках родовых общесоциальных отношений.

В XX веке человечество вплотную столкнулось с принципиально новым явлением — цивитальной глобализацией.* Это явление обладает самостоятельными системно-видовыми характеристиками в рамках родовых обще социальных отношений. Сегодня многие исследователи сходятся во мнении, что наступает эпоха новой глобальной реальности, которая приведет к радикальному изменению привычной цивитальной действительности. «Мир сейчас стоит лицом к лицу с самодвижущейся <саморазвивающейся цивитальной. — М.К.> системой, — отмечает А.Н.Уайтхед, — которую он не может остановить».'

Именно глобальные системы демонстрируют признаки системной организации: уникальность, высокую эффективность и несводимость общего к сумме частного. Вместе с тем процесс глобализации объективен и внеиндивидуален. Он развивается повсеместно и одновременно в различных сферах социальной и цивитальной действительности — от

* Под термином «цнвитальные» понимаются элитарно обусловленные управленческие отношения, лежащие в основе современной цивилизации.

культуры и образования до экономики и права, от обеспечения безопасности государства до мирового терроризма.

По-видимому, мы имеем дело с безальтернативным явлением в мировом развитии. Оно является системным, поскольку развивается независимо от деятельности цивитальных институтов и вызывается внешними для них причинами. Именно поэтому понимание и изучение данного явления имеет огромное значение не только для практики цивитального управления, но и для всей социальной теории в целом.

Сущность глобализации. В социальной реальности не осталось сегодня практически ни одной сферы, где бы не доминировали глобальные управленческие структуры. И если ранее процесс адаптации государственных систем в окружающем мире занимал десятилетия (исламский Иран, маоистский Китай, советская Россия и т.д.) и даже столетия (например, колониальные страны), то сегодня государства постепенно утрачивают независимость и большинство управленческих функций регулируется на надгосударственном уровне. В результате государство как цивитальный

институт уже не в состоянии самостоятельно формировать системные рамки на нижних уровнях циви-тального устройства общества.2

Мы имеем здесь дело с принципиально новым цивитальным явлением — явлением глобализации. Глобализация — нечто большее, чем просто очередной этап развития цивитальной организации, поскольку глобальное развитие наблюдается не только у цивитальных систем, но и у адаптирующегося к ним общества. Глобальному уровню цивитальной организации (как и любому другому) сопутствует глобальный уровень общественной организации. На государственном уровне складываются надэтничес-кие цивитальные сообщества, а затем в процессе институционализации возникают этноцивитальные

HaACHCTeMbi.J

Аналогичные процессы происходят на этническом уровне организации общества — сначала развитие экономических, политических и иных процессов в мире приводит к размыванию национальных границ и формированию вненациональных общностей, а затем в новой общественной среде институционализируются наднациональное сознание. Французский политолог Ж.-Л.Кермонн определяет понятие «глобальное общество», как самую широкую социальную общность, «которая осуществляет наивысший уровень интеграции индивидов и автономна по отношению к своему окружению».'1

Глобализация как процесс формирования наднациональных сообществ является новой надвигающейся реальностью цивилизационного развития. При подробном рассмотрении глобально-ци-витальной организации становится очевидно, что глобальные структуры обладают всеми признакам системного управления. Например, международные организации (ООН, ЕЭС и др.) обладают собственным бюджетом и финансовыми ресурсами для проведения собственной международной политики; не только нормы международного права (договоры, соглашения, конвенции и т.д.), но и их документы первичны по отношению к законодательным нормам отдельных государств; действуют внегосудар-ственные функциональные военные (миротворческие контингенты ООН), правовые (Европейский суд, Международный трибунал), финансовые (Всемирный банк, МВФ), фискальные (международные комиссии)* и иные структуры.

На аналогичных принципах сегодня строят свою деятельность и глобальные общественные системы «Международная амнистия», «Врачи без границ», экологические организации — Всемирный фонд охраны дикой природы (WWF), «Белуна», «Гринпис» и т.д. Поэтому сегодня мы можем говорить о конвергенции не только цивитальных институтов, но и социальной среды.5

Общецивилизационная проблема здесь заключается в том, насколько цивитальная глобализация опережает в своем развитии этническую глобализацию. Поэтому здесь мы имеем дело с взаимосвязанным процессом параллельного развития цивитальных элит, с одной стороны, и индивидуального самосознания членов общества — с другой, в котором один тип развития определяет параметры другого. Таким образом, процесс

"До развала СССР на мировой арене не менее активно действовали просоветские организации - Коминтерн, Международная федерация женщин, Демократический союз студентов и др.

цивитальной глобализации представляет собой выход всех участников цивитальных отношений за рамки территориальных границ и, одновременно, выход самих этих отношений за рамки межсубъектных взаимодействий.

Однако основное значение глобализации заключается в том, что она является не только объективным следствием обострения неразрешимых на государственном уровне социальных проблем и противоречий, но и способом их разрешения. Существуют объективные предпосылки формирования глобальных структур, благодаря которым «в национальных интересах государства должны денационализироваться и транснационализиро-ваться, то есть отказаться от части своей автономии, чтобы решать ь глобализированном мире свои национальные проблемы».ь

При этом цивитальная глобализация представляет собой очередной способ опережающего развития цивитальных систем по отношению к обществу. Однако это развитие не естественное, а вынужденное. Его причина заключена в догоняющем внесоциальном развитии общественной организации. И чем больше общество приобретает цивитальную самостоятельность от возглавляющей его цчвитальной элиты, тем меньше возможностей для осуществления монопольного управления цивитальной системой остается у государственной элиты. Существует как бы два параллельных процесса:

1) внецивитальная глобализация, связанная с формированием глобальных этнических, культурных, профессиональных и иных сообществ;

2) цивитальная глобализация, связанная с формированием надгосударственных цивитальных систем глобального масштаба.

В некоторых случаях (например, в единой Европе) опережающее внецивитальное развитие (включающее в себя и неконтролируемое развитие территориальных систем низших типов), связанное с открытостью границ и размыванием этнических барьеров, вынуждает цивитальные элиты идти на формирование глобальных цивитальных образований. Как отмечает С.Н.Паркинсон: «следствие объединения в Европе — новое стремление провинций к автономии».7 В других случаях (как в случае со странами, группирующимися вокруг мировых государств-лидеров) основным фактором глобального развития является стремление любым способом обеспечить лидирующее положение на международной арене для собственной цивитальной системы.

Поэтому одни и те же государственные элиты могут в равной мере активно и ревностно участвовать в деятельности и тех и других глобальных образований. Мало того, даже самые внутренне демократичные цивитальные сверхсистемы могут проводить достаточно авторитарную и несправедливую политику в отношении сторонних цивитальных систем. Все это создает эффект вакуума, буквально вынуждающего независимые цивитальные системы (элиты) любыми способами стремиться в лоно глобальных образований. У них просто нет иного выхода. В противном случае они утратят свою конкурентоспособность и лишатся сначала авторитетности, а затем и легитимности в глазах общества.

Таким образом, глобальные цивитальные институты выполняют функции, присущие всем остальным видам цивитальных систем, — они

сдерживают теперь уже не только общественное, но и страновое развитие. Это обстоятельство еще раз доказывает их системную сущность: любая циви-тальная система сдерживает развитие субъектов окружающей среды за счет изъятия и перераспределения ресурсных потоков.

Весьма характерно и то, что подтверждение данного тезиса можно обнаружить в зарубежных источниках, имеющих самое непосредственное отношение к деятельности глобальных цивитальных институтов. Так, подготовленные в 2001 г. «мозговым центром» республиканской партии США (речь идет о неправительственной организации «Фонд наследия») материалы к выпуску очередного издания «Мандата на лидерство» содержат любопытные факты.

В 54 странах, получавших помощь от МВФ в 1986-1997 гг., рост производства ВНП на душу населения в среднем составил около 4%. За это же время государства, не обращавшиеся за содействием МВФ, обеспечили увеличение производства ВНП на душу населения на 24%. Всемирный банк за последние три десятилетия оказывал финансовую помощь 68 странам. Большинство из них не добились сколько-нибудь существенного увеличения экономических показателей, а в 20 странах, получивших в среднем по 1,4 млрддолларов США, производство ВНП надушу населения упало на 21,7%.а

Однако существование территориальных систем вне сферы влияния глобальных организаций превращает «отступников» в изгоев. Выбора нет — для сохранения конкурентоспособности нужно либо присоединяться к деятельности глобальных институтов, либо остаться за бортом социального прогресса. Здесь мы имеем дело с принципиально новой формой цивитальной системности — циви-тальным монополизмом планетарного масштаба. Пока этот процесс только начинается, но тенденция уже необратима.

Против глобальных тенденций цивитального развития направлено всемирное антиглобалистское движение. И, хотя это движение отличается стихийностью внутренней организации, оно тоже является одним из проявлений глобального развития, но уже на межэтническом уровне.

Не случайно наибольшее развитие антиглобалистское движение получило в странах Западной Европы, где наблюдается наивысшая степень развития цивитальных систем. Общество, исторически адаптировавшееся к их социализирующему воздействию, выработало определенный иммунитет к нему. Поэтому попытка вывести циви-тальную организацию на новую глобальную стадию развития именно здесь вызывает столь бурные акции социального протеста.

С этно-этической точки зрения цели и задачи антиглобалистского движения можно признать едва ли не самыми моральными в мировой политической практике, поскольку деятельность этого движения направлена против установления мирового диктата цивитальных элит. Однако с точки зрения эффективности общепланетарного цивилиэацион-ного развития борьба с глобализмом вряд ли несет в себе конструктивное начало.

Источники цивитальной глобализации. Поскольку цивитальная глобализация выступает в качестве принципиально новой формы цивитальной организации, то и источники ее следует искать среди факторов, определяющих потребности и поведение доминирующих в обществе цивитальных элит.

Цивитальная глобализация — столь же объективный процесс, как и возникновение государств. В ее основе лежит простая целесообразность. В целом можно выделить следующие основные признаки глоба-лизационного процесса:

1. специфика наднациональных организаций заключается в том, что их задачи не могут быть реализованы отдельным государством или даже группой государств;"

2. цивитальная глобализация развивается в направлении формирования наднациональной системы цивитального управления планетарного масштаба;"

3. цивитальная глобализация является очередной стадией единого процесса самоорганизации мирового сообщества."*

Безусловным лидером мирового глобально-цивитального развития сегодня является Европейский Союз. Это не просто надгосударственная система, выполняющая специфические функции. Мы имеем дело с полномасштабным надгосударственным образованием, к которому постепенно переходят важнейшие государственные функции, делегированные 15 государствами-членами: охрана границ, регулирование денежного обращения, законодательная деятельность и т.д.

Вместе с тем на этническом уровне глобальные социосистемы не более справедливы илегитимны, чем любые иные территориальные системы. Сегодня даже западные аналитики признают, что «... демократическая легитимность ЕС является спорной, однако его эффективность, как целостности, вырабатывающей политические решения, — неоспорима»." Иными словами, даже самая передовая глобализованная цивитальная система столь же независима от рядовых членов общества, как и классические государственные системы.

Данное обстоятельство лишний раз доказывает тезис об искусственности любых цивитальных образований по отношению к обществу. Все они создаются цивитальной элитой, из цивитальной элиты и для цивитальной элиты, Поэтому, рассматривая феномен цивитальной организации в его глобальном аспекте, мы можем говорить лишь о глобализации влияния соответствующих элит и об объективных потребностях этих элит, лежащих в основе стремления к глобализации.

Причастность к глобализационным процессам обеспечивает цивитальным элитам новые возможности влияния и новые рынки сбыта. С.А. Афон-цев, например, выделяет три ключевых фактора, определяющих процесс глобализации цивитальных систем и институтов:10

1. Расширение круга субъектов управления, влияющих на принятие решений правительств и международных организаций. Тем самым ослабляются традиционные механизмы репрезентации и агрегирования цивитальных интересов.

'Происходит постепенная смена приоритетов мирового развития: от межгосударственной интеграции на блоковой основе - к формированию наднациональных структур на отраслевой и функциональной основе.

"Так, Всемирная торговая организация (ВТО) уже является единственной правовой и институциональной основой всемирной торговой системы.

'"Т.е. совокупность государственных полномочий передаваемых на надгосударственный уровень приводит к формированию уникальных структур, позволяющих более эффективно решать неразрешимые прежде задачи.

2. Региональные элитарные группировки,

которые при общей ориентации на ценности открытой политики, представляют собой мощные инструменты защиты своих специфических интересов субъектов, оказывающих решающее влияние на выработку цивитальной политики.

3. Сдерживание международных организаций, выражающееся в подмене координации цивитальной политики в международном масштабе борьбой отдельных государственных элит за влияние на принятие глобально значимых решений.

Одной из важнейших причин глобального развития цивитальных систем аналитики признают смену цивитальных приоритетов под действием технологической специфики постиндустриального развития." «Глобализация — процесс экономической экспансии, — указывает известный американский политолог Т. Доуи, — базирующийся на удешевлении производства по мере его концентрации (а в разных отраслях экономики такая концентрация имеет неодинаковые масштабы) и зависящий от технологий и простоты перемещения»." Сегодня основной ресурс надгосударсгвенных образований — не материальные блага, а организация. Основная задача - легитимизировать сложившиеся в определенной сфере правила цивитальных отношений.

Благодаря глобализации системная открытость превратилась в самостоятельный цивитальный ресурс и стала товаром. Это привело к ослаблению самостоятельности государственных систем, но одновременно увеличило ресурсные и организационные возможности доминирующих в мире цивитальных элит. Немецкий социолог У. Бек пишет: «За завоевание новых сфер деятельности и влияние в интересах государственного управления, то есть за расширение политического суверенитета и административных возможностей приходится платить активной "самоденационализацией"».

Глобализация объективно снижает цивиталь-ную значимость политики, идеологии и религии. В современном обществе уже не они обеспечивают реализацию задач цивитального управления. Если в середине XX века проблема государственной стратегии заключалась в обеспечении контроля над стратегическими ресурсами*, то сегодня она сводится к вовлеченности в мировую инфраструктуру.1,1

За примерами далеко ходить не нужно. Так, только за 1992-1994 гг. благодаря оговоренным в Маастрихтском договоре мерам ВНП европейских стран вырос более чем на 1,5%, инфляция снизилась на 1-2% в годовом исчислении, внутриевропейская торговля выросла на 30%, а интенсивность перетока капиталов между входящими в Европейский Союз странами — на 25%.15

В результате помимо естественных центров «тяжести» в виде государств — мировых лидеров, постепенно происходит формирование коллективных цивитальных образований глобального типа. Симптоматично признание одного из последовательных приверженцев идеи "американского века" С.Хантингтона: «Хотя во всем мире люди толпятся в очередях у дверей американских консульств в надежде получить иммиграционную визу, в Брюсселе целые страны выстроились в

'Например, в работах историков часто встречается мысль о том, что если бы Сталин помешал Гитлеру захватить~Чехословакию, то Германия не обладала бы ресурсами для ведения войны против СССР.

очередь за дверями Европейского сообщества, добиваясь вступления в него»."'

Типология и развитие глобальных систем. Типология глобально-цивитальных систем в целом соответствует общей типологии цивитальных систем. Иначе говоря, глобальные цивитальные системы могут быть как корпоративными, так и территориальными.

Типичным примером глобальных систем корпоративного типа могут служить транснациональные корпорации, играющие с середины XX века огромную роль в мировом экономическом развитии.17 Общая тенденция развития деятельности транснациональных корпораций свидетельствует о том, что они все больше и больше выходят из-под влияния отдельных государств и приобретают самостоятельное значение на мировой арене. Они финансируют политические партии и движения развивающихся стран, сращиваются с государственными элитами и активно используют возможности ведущих государств мира для достижения корпоративных целей.

Однако на элитарном уровне транснациональные корпоративные элиты не представляют большой угрозы для государственных элит, поскольку интересы тех и других совпадают, а сами они часто представляют единое целое. Государственная элита использует возможности государственных систем для защиты интересов транснациональных корпоративных элит, которые ресурсно обеспечивают внеконкурентную цивигальную деятельность членов государственных элит. Такая форма сим-биотических взаимоотношений является повсеместной нормой, а не исключением, хотя бы потому, что она существенно расширяет индивидуальные возможности членов государственной элиты в борьбе за власть.

В этой связи весьма показательно, к примеру, то что американский миллионер и филантроп Дж.Сорос разделяет недостатки глобальной капиталистической системы на пять разрядов: «неравномерное распределение выгод, нестабильность финансовой системы, нарождающаяся угроза глобальных монополий и олигополий, двойственная роль государства и проблема ценностей и социальной солидарности»."1 Интересы общества в этой схеме в расчет не принимаются или учитываются по принципу «при прочих равных».

Вместе с тем основная тенденция глобализации корпоративных систем заключается в том, что корпоративные интересы не превалируют в геоэкономическом пространстве над интересами государств, как еще недавно заявляли об этом некоторые экономисты. Наоборот, глобальное надгосударственное строительство идет параллельно корпоративному строительству, убирая государственные барьеры на его пути и формируя для него благоприятную внешнюю среду.

В новых экономических условиях только глобальные надгосударственные структуры способны влиять на деятельность транснациональных корпораций и определять условия мирового экономического развития. Поэтому государственные элиты мира добровольно отказываются от ряда государственных полномочий в пользу таких надгосударственных структур, в обмен на учет собственных интересов и на равноправное участие в их деятельности.

В результате на высшем уровне цивитального управления происходит своеобразное «разделение труда» (точнее — разделение полномочий).

Появляются специализированные цивитальные институты, аккумулирующие в своих руках всю полноту соответствующих полномочий и претендующие на системность.

И то, что на уровне одного государства являлось своеобразной обузой для государственной элиты, на глобальном уровне может стать источником существования для специализированной цивиталь-ной элиты. Поэтому одними из важнейших сторон цивитальной глобализации являются цивитальная унификация и цивитальная специализация.

Параллельно строительству глобальных корпоративных систем происходит бурное развитие надгосударственных территориальных (точнее — уже внетерриториальных) образований. Глобальные структуры территориального типа можно разделить на три вида в зависимости от степени самостоятельности и уровня самоорганизации:

1. Консультативные (низший уровень) — обеспечение межгосударственного диалога, содействие межправительственным связям.

2. Кооперационные (средний уровень) — координация усилий по экономической и политической интеграции.

3. Надгосударственные (высший уровень) — формирование общецивилизационных стандартов, создание самостоятельных надгосударственных систем.

Можно даже сказать, что вид таких структур зависит от стадии развития глобальной организации, выделяемых по критерию автономности при принятии решений.

Стадия 1 — совпадает с эпохой становления развитых территориальных систем в их современном виде (начиная с формирования Лиги наций). Глобальные структуры здесь еще не существуют, но территориальные элиты ведущих государств уже осознают необходимость их создания. На этой стадии наднациональным институтам поручается выполнение задач, которые сами по себе имеют экспансивный характер. Схематично преимущества глобальных институтов можно продемонстрировать при помощи следующей схемы:

На схеме видно, что наднациональная структура не только координирует деятельность государственных систем, но и существенно упрощает процесс взаимодействия между ними, оптимизируя (сокращая) количество необходимых контактов при принятии решений. «Система, углубляющая внутреннюю дифференциацию и повышающая адаптивные возможности, - отмечает Т.Парсонс, — тем самым усложняется и обязательно сталкивается с проблемами интеграции».19

Это происходит оттого, что глобальные структуры ввиду оптимизации цивитальных связей (см. рис, 1) позволяют более эффективно разрешать находящиеся в их ведении социальные проблемы и противоречия. В результате они получают поддерж-

Рис. 1. Преимущества глобальных цивитальных институтов, где «Г» - государственные системы, а «Н» - наднациональная структура

ку не только доминирующих государственных элит, но и тех на кого направлено их социализующее воздействие. Их положение легитимизируется в обществе не только де-юре, но и де-факто.

Ранее уже говорилось о том, что жизненный цикл цивитальных систем территориального типа неизбежно связан с возникновением функциональной организации, развитие которой носит экстенсивный характер. При этом функциональные системы постепенно расширяют не только сферу своего влияния, но и потребляют все большее и большее количество ресурсов.

В западной литературе можно найти массу примеров, подтверждающих описанную закономерность. Цифры говорят сами за себя. Известный американский экономист, директор-рапорядитель Международного валютного фонда, С.Фишер приводит весьма характерный пример: если в 1929 г. федеральные расходы США составляли 3% ВНП, то к 1986 г. они выросли до 25%. Причем расходы местных органов власти выросли с 9% до 13% ВНП.20 В США более 80 тыс. государственных и муниципальных структур имеют бюджет в размере 35% ВНП страны и обеспечивают 16% рабочих мест.21 Иначе говоря, эти структуры изымают из экономики США около 1/3 всех доходов.

Согласно другим источникам, общие правительственные расходы ведущих европейских стран, измеряемые долей ВВП (в нынешних ценах), также возросли (с 1913по 1992 гг.):22

во Франции с 8,9% до 50,1 %,

в Голландии — с 8,2% до 54,1%,

в Великобритании — с 13,3% до 51,2%.

Одновременно в процентном отношении к ВВП выросли налоги на 40% (с 1950 по 1990 гг.).* Тогда как общие правительственные денежные поступления увеличились здесь почти на 70%. В 1990 году денежные поступления правительств государств Западной Европы составляли в среднем 45% от ВВП. Правительственные денежные поступления были высокими даже в наиболее бедных европейских странах: 38% - в Португалии и Испании и 34% - в Греции.23

У этой закономерности цивитального развития есть свои вполне объективные причины. Глобальные структуры не возникают спонтанно. Их формирование является логическим завершением жизненного цикла цивитальной организации. Далее возможно два пути — либо стагнация и ре-эволюционное обновление, либо дальнейшее расширение сфер и территорий влияния. Именно здесь разворачивается борьба за выживание между государственными системами. В итоге аутсайдеры идут по первому пути, а ведущие мировые державы — по второму.

Стадия 2: глобальные системы формируются и институционализируются, происходит формирование автономных межгосударственных структур, которые сразу же занимают отведенную им нишу в межгосударственном пространстве. Однако они полностью зависят от учредивших их государственных элит (примеры начиная с Лиги наций). Одновременно «крепнет как элитная, так и массовая поддержка наднациональных институтов»24 и цивитальные элиты начинают выступать за то, чтобы развить и расширить функции наднациональных институтов. В результате локальные

*в 17 европейских странах.

*

Рис. 2. Плакат, воспроизведенный на почтовой марке Ирана, выпущенной к дню ООН

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

межгосударственные структуры приобретают все более и более глобальные масштабы (пример — НАТО, Европейский союз, ОПЕК и др.), постепенно превращаясь в инструмент глобального ци-витального управления.

Тенденция создания формально самостоятельных международных надгосударственных структур впервые проявилась в мировой практике в начале XX века (Лигауаций, ООН, НАТО, Варшавский договор и др.). До 1990-х гг. (в условиях многополярного мира) эти структуры служили для сглаживания межгосударственных противоречий. С одной, правда, оговоркой — приоритетное право формирования международной этики, идеологии и нормотворчества всегда принадлежало нескольким крупнейшим и сильнейшим в экономическом и военном отношении державам.

Государства, не входящие в избранный клуб и, тем более государства, объявленные изгоями, такое положение не устраивало. Однако несопоставимость военного и экономического потенциалов не позволяло недовольным государствам влиять на положение вещей. По сути, речь шла здесь о государственным диктате стран — мировых лидеров.

Разобщенность между ними сохранялась (к примеру, пятиугольник «США, Англия, Франция <=> СССР о КНР» в ООН). Однако присутствовали совместный диктат по отношению к остальным государствам, что не раз вызывало у них справедливые протесты (рис.2).

В основе общего (можно сказать — системного) интереса здесь можно выделить совокупность элементарных индивидуальных потребностей членов цивитальных элит (по А.Маслоу). Причина такого объединения — невозможность достижения поставленных целей силами одного государства, даже такого сильного, как США или СССР (или же союза нескольких государств).' Это вполне нормальная ситуация (разумеется, не с этической точки зрения). Эволюционные закономерности социобиологиче-

•Речь идет о неоколониалистской международной стратегии, когда мировое пространство распределяется на сферы влияния, и участники распределения поочередно обвиняют друг друга в экспансионистских устремлениях.

ского развития подразумевают, что доминирующая циви гальная элита формирует для остальных участников системных взаимоотношений соответствующую цивитальную надсистему.

Основная задача формируемой надсистемы заключается в создании оптимального механизма управления системными процессами. Если бы международную политику формировали «средние страны» — мы получили бы всеобщую уравниловку. А в случае с «отсталыми странами» - результат мог быть совсем плачевным. Аналог на корпоративном уровне — условия совершенной конкуренции (всеобщий застой и приостановка экономического развития). Здесьдействуеттаже «невидимая рука», о которой писал в свое время Адам Смит. Лидирует всегда сильнейший. Лидирует потому, что он сильнейший. Лидирует для того, чтобы сохранить свое особое положение.

Стадия 3, где функциональные элиты межгосударственных институтов автономи-эируются, приобретая признаки системности. Этот процесс приводит к постепенному сокращению зависимости глобальных структур от государственных систем. В результате глобальные структуры перестают зависеть от конкретных государств-членов и приобретает все атрибуты самостоятельности: властные полномочия, собственный бюджет, аппарат и сферу доминирующего влияния.

Третья стадия представляет собой переход от структурности к системности, поскольку сформировавшиеся глобальные системы обосабливаются и выходят из-под прямого влияния государственных элит, обретая не только самостоятельные полномочия, но и самостоятельные интересы. И то, что первоначально было создано для решения глобальных задач цивитального управления в интересах доминирующих в мире государственных элит, найдя благоприятную почву для самостоятельного развития, выходит из-под их контроля и начинает развиваться по собственным законам.25

Формирование и развитие глобальных систем — детерминированный законами цивитального развития процесс, поскольку любая функциональная элита стремиться к сохранению и расширению своего влияния. Тогда как государственные элиты, стоящие у истоков надгосударственных систем

рассматривают их лишь как инструмент решения собственных экспансионистских задач. Противоречие между ними заложено изначально, и это противоречие объективно обостряется по мере становления глобальных структур и приобретения ими системных качеств.

Поэтому явно ошибочным выглядит утверждение некоторых политологов о том, что глобализация навязывается миру крупными промышленно развитыми державами.26 Факты указывают на то, что этот процесс развивается объективно и потому является системным. Так, например, в предвыборной платформе республиканской партии США наднациональные институты (Всемирной банк, МВФ, ВТО, ООН) прямо характеризуются как «международная бюрократия», которая «... отстаивает интересы никем не избранных элит, навязывающих несостоятельные решения крайне сложных проблем методами коррумпирования должностных лиц и поощрением инвесторов к риску».21 Согласно этой платформе, в мире нет проблем, которые не могли бы быть разрешены на основе межправительственных соглашений и требовали бы создания наднациональных структур.

Конфликтная ситуация, связанная с противостоянием американской администрации и ООН по поводу учреждения Международного уголовного суда, когда США категорически отказались признавать полномочия этого органа, может служить еще одним тому подтверждением.2" То же самое можно сказать и по поводу причин постоянной задолженности в бюджет ООН и явного скепсиса американской администрации в отношении возможностей этой организации. Однако факт остается фактом: прочие страны, включая ближайших союзников США, объективно стремятся к расширению своего участия в деятельности ООН.29

Перспективы цивитального развития. Циви-тальная глобализация с одной стороны открывает перед цивитальными элитами новые возможности и перспективы, а с другой — сокращает уже имеющиеся возможности территориальных систем. В результате деградируют не только территориальные элиты, игнорирующие глобальные цивитальные институты, но и сами государственные системы, постепенно утрачивая сначала внешнеполитическую легитимность, а затем и легитимность в глазах общества.

Следует отметить и то, что одновременно с процессом цивитальной глобализации происходит постепенное отмирание политических партий, они теряют доверие избирателей, их программы становятся похожими друг на друга, а политическая борьба утрачивает остроту. На смену политической тактике и стратегии рвущихся к власти элитарных группировок приходят политические технологии в исполнении безликих псевдопартийных функционеров. В итоге конкурентная борьба между цивитальными элитами за территорию и ресурсы сводится к исполнению финансируемых свыше политических ролей и постепенно утрачивает первостепенное значение.

При этом цивитальная глобализация практически неизбежно ведет к образованию глобальных цивитальных систем, монополизирующих право на осуществление управленческих функций мирового масштаба в отдельно взятой сфере общественных отношений. Здесь наиболее ярко проявляется основной принцип системного монополизма: одна сфера деятельности - одна система.

Бурное развитие процесса цивитальной глобализации сродни экспансии эпохи великих географических открытий. На уровне отдельных государств всё сферы цивитального влияния распределены между устойчивыми группировками территориальных элит, а их право на власть и ресурсы охраняется законом. Тут уже сложно что-либо изменить, и альтернативным претендентам в сложившейся структуре цивитальных отношений просто нет места. Иное дело — глобальный уровень цивитальной организации, где становление структур цивитального управления еще не пришел к своему логическому завершению и есть множество «свободных ниш». Поэтому глобальная форма цивитального развития открывает для людей, жаждущих цивитального статуса и власти, наиболее заманчивые перспективы.

Формируется новая неизвестная прежде область деятельности — глобальная организация. Это своеобразный Клондайк неизведанных цивитальных возможностей, статуса и власти. Пока цивитальный процесс здесь только начинает набирать силу. Но когда это произойдет, знакомая картина мироустройства может претерпеть существенные изменения, вплоть до смены приоритетов цивитального строительства у соответствующих элит.

С развалом СССР и крахом коммунистической идеологии мы получили монополярный мир. Цивитальная практика показывает, что с каждым годом глобальные системы международного управления приобретают все более структурированный характер. Казалось бы, остается еще шаг до создания Всемирного правительства. И такие планы уже существуют. Так, одна из наиболее проработанных концепций создания «мирового правительства» была создана в начале 1980-х гг. французским политологом Б.Гранотье.30 Под мировым правительством Гранотье понимает некую наднациональную функциональную структуру, вырастающую из институтов сегодняшней ООН и дополняющую их.

Концепция Б.Гранотье сводится к созданию общемирового двухпалатного парламента, верхней палатой которого является Генеральная Ассамблея ООН, состоящая из представителей государственных систем. Нижнюю палату Б.Гранотье предлагает сформировать путем прямого избрания депутатов от равночисленных округов планетарного масштаба. Борьбу за избрание в нижнюю палату глобального парламента будут вести между собой "всемирные партии", воплощающие альтернативные подходы к видению глобальных проблем.

Однако при кажущейся внутренней целостности концепция Б.Гранотье нежизнеспособна по одной простой причине — она игнорирует интересы территориальных элит, олицетворяющих государственные системы. Создание глобальной функциональной структуры без участия в этом процессе лично заинтересованных представителей государственных элит никогда не получит общемировой легитимности. Ведь, как отмечают западные исследователи, даже в Европейском Союзе, принятом Б.Гранотье в качестве прообраза общемирового парламента, «важные решения полностью зависят от соответствующих политических элит и принимаются на основе принципа ad hoc — то есть в рамках Европейского совета как главного органа ЕС для межстрановых согласований или через институт председательства ... (а не) в результате применения укорененных в конституции процедурных механизмов...и.31

По-видимому, слабость этой и других подобных концепций заключается в их ориентированности на желаемое, а не в обобщении действительного.32 Такой подход ведет к неизбежной утопичности концепций и их оторванности от реальности. Для создания общемировой цивитальной системы требуется первоочередное формирование соответствующей единой общемировой системной элиты. В этом смысле у «большой восьмерки» сегодня гораздо больше шансов сформировать общемировое правительство, чем у консультативной Генеральной Ассамблеи ООН. Функциональная организация сама возникнет в ходе институционализации, когда сформируются функции глобальной системы, и у соответствующей глобальной элиты появится потребность в их реализации.

Основной принцип строительства глобалыю-ци-витальной системы выглядит следующим образом: цивитальная элита, претендующая на формирование глобальной системы мирового масштаба (критерий организации) должна обладать циви-тальным контролем над значительной частью высоколиквидных мировых ресурсов (критерий ресурсов). Так, к примеру, только три мощнейших в экономическом отношении государства (США, Япония и Германия) дают более 50% мирового внутреннего валового продукта. Не случайно «большую восьмерку» все чаще называют «мировым политбюро».

Только такая надгосударственная элита сможет обеспечить и сохранить в жесткой конкурентной борьбе свое право на власть. Здесь нужно лишь наличие реальной насущной потребности государственных лидеров в создании глобального правительства. Однако реальная потребность в формировании глобальных систем цивитального управления сформируется лишь тогда, когда у государственных элит возникнет реальная необходимость (основанная на безальтернативное™) в использовании глобализованных механизмов этого управления.

Сами мировые лидеры никогда не инициируют создание мирового правительства, поскольку данная мера означает добровольный отказ от части исключительных прав и полномочий государственной элиты. Только опережающее развитие вне-цивитальной организации общества способно заставить их это сделать. И если глобальное правительство когда-нибудь будет создано, то это произойдет на основе описанных выше закономерностей.

Библиографический список

1. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. — М.: Прогресс, 1990. - С. 268.

2. Подробнее см.: Калужский М.Л. Система социальной глобализации. // ЭКО: Всероссийский экономический журнал. -№ 4. - 2003. - Новосибирск, СО РАН. - С. 38-58.

3. Там же.

4. Quermonne J.-L. Les regimes politiques occidentaux. — Paris: Ed. du Seuil, 1986. - C. 194-195.

5. Галкин A.A. Стабильность и изменения сквозь призму культуры мира.//Политические исследования. — 1998. — №5. — С. 114-122.

6. Бек У. Политическая динамика в глобальном обществе риска. // Мировая экономика и международные отношения. — 2002. - N6 5. - С. IV.

7. Паркинсоы С.Н. Законы Паркинсона. — С. 194.

8. См. Mandate for Leadership Project, Priorities for the President: Reforming International Financial Institutions. (B. Schaefer) -Heritage Foundation, 2001. Ihltp://www.herilage.org/mandate/ priorities/html).

9. Weydert J., BeroudS. Le devenirdel'Europe. - Paris, 1997. - P. 121

10. Афонцев С. Проблема глобального управления мирохозяйственной системой: теоретические аспекты. // Мировая экономика и международные отношения. — 2001. — № 5. - С.65-70.

11. См.: Иноземцев В.Л. Технологический прогресс и социальная поляризация в XXI столетии. // Политические исследования. - 2000. - №6. - С. 28-39.

12. Лоуи Т. Глобализация, государство, демократия: образ новой политической науки. // Политические исследования. — 1999. - №5. - С. 109.

13. Бек У. Политическая динамика в глоба/ ьном обществе риска. // Мировая экономика и международные отношения. — 2002. - №5. - С. 17

14. Калужский М.Л. Социальный феномен глобализации. // Вестник Омского отделении Академии гуманитарных наук. -2001. - №6. - С. 37-45

15. Иноземцев Е. Кузнецова Е. возвращение Европы. Объединенная Европа im пути клидерству в мировой политике. // Мировая экономика и международные отношения. — 2002. — № 4,- С. 6-7.

16. Huntington S. The U.S. — Decline or Renewal? //Foreign affairs. Vol. 67. Issue 2. - New York, 1988. - P. 93-94.

17. Лоуи T Глобализация, государство, демократия: образ новой политической науки. // Политические исследования. — 1999. - №5. - С. 108-119.

18. СоросДж. Кглобальному открытому обществу. — WEB: www.russ,ru/journal/peresmot/98-04-09/soros.htm

19. Парсонс Т. Система современных обществ. — М.: Аспект Пресс, 1998. - С. 44.

20. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. — М.: Дело, 1993. - С. 59.

21. Там же. - С. 57.

22. Maddison A,. Monitoring the World Economy 1890-1992. -OECD, 1995.

23. Даль P.A. Смещающиеся границы демократических правлений.//Русский журнал. — WEB: http://www.russ.ru/pol-itics/meta/20001018_dahi.html.

24. Sbragia A.M. Europolitics. Institutions and Policymaking in the "New" European Community. — Washington, DC: The Brookings Institution, 1992. - P. 25.

25. Лоуи Т. Глобализация, государство, демократия: образ новой политической науки, // Политические исследования. — 1999. - №5. - С. 109.

26. См., напр.: Кастельс М. Глобальный капитализм и новая экономика: значение для России. / В кн.: Постиндустриальный мир и Россия. - М., 2001. - С. 75.

27. Renewing America's Purpose. Together. Republican Platform 2000. - WEB: CNN.com>allpolitics.comTlME.

28. См., напр.: LENTA.RU: В МИРЕ: http://lenta.ru/world/ 2002/07/03/usa/: 04.07.2002, четверг, Моск. время: 11:00:00.

29. См., напр.: Шлыков К. Какой быть ООН в XXI веке: проблема реформирования Совета Безопасности. // Мировая экономика и международные отношения. — 2001. - №5. - С.103-107.

30. Granotier В. Pourlegouvemement mondial. - Paris, 1984.

31. Chryssochoou D. Democracy and Symbiosis in the European Union: Towards a Confederal Consociation? // West European Politics. - 1994. - October - 17:6.

32. Хейлигенф. Мировой суперорганизм: эволюционно-ки-бернетическая модель возникновения сетевого сообщества и др.

КАЛУЖСКИЙ Михаил Леонидович, кандидат философских наук, доцент, директор Фонда регионального развития факультета гуматитарного развития, кафедра философии и социальных коммуникаций.

Дата поступления статьи в редакцию: 16.12.05 г. © Калужский М.Л.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.