Научная статья на тему 'Цивилизационный статус Кавказа: проблемы классификации'

Цивилизационный статус Кавказа: проблемы классификации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
224
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ СИСТЕМА / CIVILIZATION SYSTEM / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ЛОКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / LOCAL CULTURE / СТЕРЕОТИП / STEREOTYPE / IDENTIFI CATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Манапова Виолетта Эльдаровна

Статья посвящена актуальной проблеме цивилизационной идентификации Кавказа. Анализируя различные мнения по поводу социокультурной принадлежности кавказского региона, автор предлагает рассматривать Кавказ как самобытную цивилизационную систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civilization Status of Caucasus: the Problem of Classifi cation

The article is dedicated to the actual problem of Caucasus civilization identifi cation. The author analyzes different opinions on sotiocultural belonging of Caucasian region and offers to consider Caucasus as original civilization system.

Текст научной работы на тему «Цивилизационный статус Кавказа: проблемы классификации»

НАРОДЫ КАВКАЗА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

ББК УДК 323 (479): 008

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ СТАТУС КАВКАЗА: ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ

В.Э. Манапова

Внимание к Кавказу - давняя традиция в мировой науке. Нарастающий интерес к нему с конца 80-х годов вызван тем фактом, что Кавказ занимает важное геостратегическое положение и не раз оказывался в центре событий. Летом 2008 г. Кавказ вновь привлек к себе внимание мировых СМИ. Конфликт между Грузией и Южной Осетией вышел за рамки локального.

Актуализация проблем Кавказа связана с происходящими здесь сложными и противоречивыми процессами. В отечественной и мировой социальной науке нет концепции, анализирующей эти процессы и раскрывающей проблемы и перспективы перехода кавказского региона к устойчивому развитию. Зачастую исследования носят описательный характер, что необходимо, но не раскрывает сущности целого, не позволяет увидеть всю картину.

Предпринимающиеся в отечественной науке попытки обоснования региональной специфики Кавказа, как правило, сводятся к традиционализму, тормозящему модерниза-ционные процессы в данном регионе. Этим обусловлено негативное отношение к этнической идентичности на Кавказе, преобладание пессимистического взгляда на "неудобный" этнический фактор. Исходя из этого, раздаются призывы отказаться от рассмотрения "кавказскости", как таковой, предлагаются одинаковые критерии подхода и оценки эт-ничности в разных культурно-исторических условиях и в разных культурах. Это, на наш взгляд, справедливо, так как каждая культура является частью мировой.

В то же время становится очевидным, что западный путь развития не является единственным, поскольку ни одна культурная

Манапова Виолетта Эльдаровна - кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных наук Дагестанского государственного института народного хозяйства, 367014, г. Махачкала, ул. Атаева, 5, e-mail: vmanapova@mail.ru.

традиция не может навязать свои ценности миру и претендовать на мировое господство. Поэтому необходимо выявить особенности каждой культуры.

В современном мире набирает силу процесс идентификации. Но социальные и экономические изменения оказывают незначительное влияние на содержательные компоненты этнической идентичности и поэтому в последнее время в отечественной и западной этнологии предпринимаются новые попытки осмысления этнических процессов.

Этнос - это не только "воображаемое" сообщество, объединенное представлением об общности происхождения, но и онтологически реально функционирующая группа людей, которой присущи определенные культурные характеристики. Этнос существует на протяжении многих поколений, сохраняя свои отличительные особенности. Это "естественная" группа, связанная органической формой солидарности, которой свойственны межпоколен-ность и естественно ускоренный (в природе и истории) характер [1].

Рассматривая Кавказ в российском и мировом контекстах, признанный специалист по Кавказу Ю.А. Жданов выявлял конструктивное содержание кавказского феномена, помогал понять и увидеть за "лицами кавказской национальности" этот уникальный географический, геополитический и культурный регион. По его словам, "Кавказ хранит в себе и ныне мощные исторические традиции. На планете не существует региона, где жили бы длительно и совместно сотни народов... Это удивительное многоцветье является драгоценным сокровищем всего человечества. Поэтому художественная и научная мысль Кавказа концентрировала свое внимание вокруг проблемы межнациональных

Manapova Violetta - Ph. D. in philosophy, teacher of humanitarian disciplines of the Dagestan State Institute of National Economy, 5 Ataeva Street, Makhachkala, 367014, e-mail: vmanapova@mail.ru.

отношений, сотрудничества и взаимопомощи народов. Традиции Кавказа в этом смысле неисчерпаемы" [2].

Многие исследователи сегодня предпринимают попытку зачеркнуть эту аксиологическую компоненту, которая является онтологической базой кавказской идентичности.

Исследуемый феномен наполнен конкретным содержанием, и не только негативным. Несмотря на этническое многообразие, народы Кавказа являются носителями ряда объединяющих духовных ценностей. Кавказ един и неделим, ибо неделима не только его экологическая, но и социокультурная целостность. К сожалению, в отечественной науке принято разделять народы Кавказа, что легко объясняется желанием России сохранить целостными свои границы. Кроме того, этот факт можно объяснить нежеланием увидеть за "лицами кавказской национальности" уникальный регион, знание которого должно привести к поиску путей, направленных на стабилизацию ситуации на Кавказе.

Диалог "человек-природа" происходит на базе той или иной этнической культуры, которая выступает в качестве аксиологического основания нового типа мировоззрения. Так, горный Кавказ породил оригинальное (самобытное) социокультурное пространство, в котором благодаря повседневному опыту сложились этнокультурные традиции отношения человека к природе. В кавказской культурной традиции это отношение появляется через дух, характер кавказских народов, кавказский менталитет.

Физическая природа Кавказа в глазах древних народов приобрела фантастическую законченность. Кавказ в представлении древних греков мыслился как мифическое, сакральное. Вершины Кавказа, по словам Эсхила, соседки звезд; к Эльбрусу был прикован Прометей, к Арарату пристал Ноев ковчег, а на Казбеке находились ясли Спасителя. Здесь же находился изумрудный хребет Каф, окружавший землю, как перстень палец, до которого добирались через страну, покрытую вечным мраком; а аргонавты отправлялись на Кавказ за Золотым руном. Как рассказывали греки, на Кавказе происходила борьба между Зевсом и Тифеем, огнем небесным и огнем подземным; на Кавказе боги Олимпа вели борьбу с Титанами.

Но в середине XIX в. изображение горцев в корне изменилось. По словам одного из

корреспондентов сборника сведений "Кавказские горцы", кавказская природа стала привлекать поэтов-романтиков. Природные красоты воспринимались не более чем декорации, окаймляющие сцену, на которой разыгрывается занимательная драма: в ней действующие лица - силы природы и страсти людские.

В эпоху романтизма и природа и люди на Кавказе были непонятны. Нельзя было фантазировать на счет природы - тотчас нашлись бы ученые, которые уличили бы в несоответствиях. Но ничто не мешало фантазировать на счет людей. В этот период горцев представляли не иначе, как людей одержимых - людей, режущих направо и налево, пока самих их не перережет новое поколение беснующихся.

Необходимо отметить, что кавказская культура достаточно статична по сравнению с динамичной европейской. Этим в определенной мере и объясняется, что этничность еще не утратила своей актуальности и значения. Напротив, она выступает как базисная ценность данного культурного феномена и поддерживает его бытие.

Р.Г. Абдулатипов, М.А. Агларов и другие идеологи "Кавказского дома" [3] попытались обосновать гипотезу о "кавказской цивилизации", "едином кавказском суперэтносе", основанном на общей исторической менталь-ности.

Правомерность возведения культурной зоны Кавказа в ранг самостоятельной цивилизации обосновывается следующим: народам региона присущи черты, связанные с многолетней жизнью в горном ландшафте: особенности хозяйства и быта, совпадающие моменты дохристианских и домусульман-ских языческих верований, единые элементы мифологии, специфика нравов и традиций. Горцы - это своеобразный менталитет, эмоциональность, "солнце в крови"; особенности хозяйства, растениеводства, ремесленного производства в горах или предгорьях выразились в сходных одеяниях, архитектурных формах и гастрономических пристрастиях.

Но существуют и другие точки зрения. Так, развивая концепцию северокавказской цивилизации, ее типологии, А.А. Аникеев определяет северокавказскую цивилизацию как собственно социальную, основанную на всеобщих принципах (закон, долг, вера, деньги и т.д.) форму организации жизни людей [4].

Несмотря на рост количества работ, предлагающих различные цивилизационые модели анализа социокультурной истории Кавказа или Северного Кавказа, проблема лишь поставлена и требует продолжения дискуссии.

В.В. Черноус предполагает, что горские народы Кавказа, испытав воздействие различных цивилизаций, религий и культур, создают к XV - XVI вв. "кавказскую горскую цивилизацию" [5], характеризующуюся по-лиэтничностью, религиозным синкретизмом; сочетанием высокогорья, предгорий и равнин, которое определяет взаимосвязь террасного земледелия, альпийского скотоводства и наездничества; психологическими чертами, закрепленными в своеобразных горских кодексах; преобладанием негосударственных (но не догосударственных) форм самоорганизации. По предположению разработчиков данной концепции, термин "кавказская горская цивилизация" более предпочтителен, чем "северокавказская", так как охватывает некоторые районы Закавказья, перекликается с несколькими горскими анклавами в других регионах мира, но отличается от них прежде всего своими нравственно-этическими кодексами (адыгэ хабзэ, апсуара, намус и др.). Кроме того, пространство Северного Кавказа (включая Предкавказье) было контактной зоной кавказской горской цивилизации с кочевым миром, а также с русской православной цивилизацией.

Существует также точка зрения авторов, считающих, что на Кавказе взаимодействуют несколько цивилизаций. Так, А.Х. Бижев говорит о существовании самобытной адыгской доиндустриальной цивилизации [6]. Его точку зрения подтверждает тот факт, что адыгские племена раньше других северокавказских народов подошли к созданию государственности. Проблема самобытной цивилизации в Дагестане впервые была поднята А.Г. Агаевым [7]. Анализируя традиционную архитектуру, джа-маат как социальный институт, влияние как арабо-мусульманской, так и российской культуры, он приходит к выводу, что Дагестан есть цивилизация открытая и консервативная. Дагестанская культура не растворилась под натиском более развитых цивилизаций. Принимая догмы ислама, дагестанцы остались верны горским адатам. Еще одним примером симбиоза арабо-мусульманской догматики и дагестанского менталитета стал мюридизм.

Таким образом, как в отечественной, так и в зарубежной литературе, накоплен большой материал в области цивилизационных исследований. Тем не менее, остается немало вопросов, связанных с определением основных критериев локальных цивилизаций. Кроме того, остается невыясненным цивилизацион-ный статус Кавказа.

Как отмечают многие исследователи, в России категория "цивилизация" - это скорее методологический принцип, идея, иногда фетишизированная, нежели какая-то конкретная структура, поэтому зачастую цивилизацион-ные разработки превращаются в самоцель. В то же время на Западе это лишь объект и инструмент научного познания, один из показателей многообразия мира, что объясняется различием цели исследований: на Западе цивилизационный подход изначально вырабатывался для того, чтобы понять другие, незападные общества, а у нас - чтобы понять себя [8].

Постепенно выясняются факторы, определяющие облик конкретной цивилизации. Типичен следующий ряд: географическая (природная) среда обитания, система ведения хозяйства, социальная организация, религия, духовные ценности, политическая индивидуальность.

Б.С. Ерасов расширяет социальную составляющую как совокупность экономических отношений, основанную на разделении труда, контроле правящего класса над средствами производства и перераспределением прибавочного продукта; как сеть обмена, контролируемую профессиональным купечеством или государством [9].

У членов одной группы постепенно вырабатывается общая, идентичная оценка действительности, характерная именно для данного типа культуры (не обязательно недоброжелательная) "нас (своих)" и отличная от "них (чужих)".

Каждое из таких сообществ обладает своеобразным историческим ядром в лице народа, наиболее ярко воплощающего черты данной цивилизации. Периферия последней изменчива: она может разрастаться и уменьшаться в зависимости от обстоятельств (войн, эпидемий и пр.). Члены сообщества, как правило, осознают свою принадлежность к нему, т.е. цивилизационно самоидентифицируются, иногда с помощью противопоставления иным сообществам - локальным цивилизациям.

Примерно в том же ключе рассуждает и С.И. Филиппов, но в качестве критерия, определяющего "нижнюю границу цивилизации", называет сочетание письменности и государственности. Автор дает следующее определение: "Цивилизация - это исторически устойчивая совокупность этносов, имеющих письменность и государственность, связанных общностью базовых культурных образцов, институализованных культурных текстов (традиции, обряды), культурно-исторической самоидентификацией и преемственностью" [10].

Следует отметить, что зачастую при попытке дать авторскую формулировку происходит так называемое "наслоение" характеристик одних явлений на другие. Так, например, локальной цивилизации приписываются характеристики мировой цивилизации, государства. Нередко авторы исходят из лингвистического понимания термина "civilis" - "городской", признавая за городом основную роль в формировании цивилизации.

По ряду факторов Кавказ нельзя отождествлять с цивилизацией или "высокой культурой" в шпенглеровском понимании. На наш взгляд, Кавказ представляет собой некую цивилизационную систему, основанную на своеобразном менталитете, типе мышления [11]. Сравнения между цивилизационными системами проходят обычно по срезу "традиционность - техногенность, коллективизм -индивидуализм, созерцательность - динамизм, деспотия - демократия". По этим критериям принято выделять системы Востока и Запада. Помимо ярко выраженных цивилизационных типов, существуют и смежные, воплощающие в себе черты разных типов, например, Россия, которую современные социологи и философы причисляют к евразийскому типу. К смежному типу можно причислить и кавказскую цивилизационную систему.

Безусловно, что в основе кавказской идентичности лежат определенные факторы:

- географический: на протяжении многих тысячелетий кавказские народы совместно осваивали по существу однотипные природные условия на сравнительно небольшом жизненном пространстве;

- социально-экономический: несмотря на большое этноразнообразие региона, в жизни кавказских народов наблюдается общий тип социального уклада, формы хозяйственной деятельности и технология жизнеобеспечения;

- этнолингвистический: генетическое родство кавказских этносов имеет глубокие корни, и сообщество народов представляет собой не конгломерат различных этносов, а определенную историческую целостность;

- геополитический: общность политической истории кавказских народов определялась своеобразием геостратегического положения региона, который, как правило, оказывался "вне истории" - на периферии глобальной истории, но в то же время мог поддерживать с ней активные контакты;

- поведенческий: предметные действия человека, их целенаправленность и смысл в условиях кавказской культуры определяет общий архетип.

Что же касается самобытных культур внутри цивилизационной системы, таких, как, например, грузинская, дагестанская, адыгская и т.д., то они обладают этно-кон-фессиональными, культурно-историческими, экономическими особенностями, являют собой уникальную самобытную материальную и духовную культуру, которая воплощается в своеобразии мировосприятия, основанного на мифологии и религии, самоидентичности этносов, составляющих данную локальную общность. К признакам локальной культуры также можно отнести систему хозяйствования, традиции, архитектуру.

Таким образом, локальная культура, будучи частью цивилизационной системы, носителем определенного менталитета, воплощает в себе особенные характеристики региона.

Из сказанного следует, что определенная общность и своеобразие социально-экономических, политических и исторических условий развития привели к формированию типичных черт национально-психологического облика представителей Кавказа. Таким образом, ментальность как стереотип поведения проявляется в культурных формах традиционного, влияющего на мотивацию общественно-поведенческой деятельности человека.

Для всех народов Кавказа характерны одни и те же стереотипы поведения, которые определяют направленность развития кавказской социокультурной системы. Следует отметить тот факт, что на Кавказе существует особая социокультурная общность, отличающая его от других цивилизационных систем. Таким образом, кавказская цивили-зационная система существует не только как теория, выдвигаемая отдельными учеными.

Как показывают социологические опросы, кавказцы всегда воспринимались как представители единой социокультурной системы. Этническая идентичность в кавказской культуре, являющейся сущностью особого рода, не изменилась, только с ее помощью можно объяснить психологические и культурологические особенности кавказских народов.

Можно с уверенностью утверждать, что Кавказ представляет собой определенный ци-вилизационный тип, обладающий своим менталитетом, характером, самоидентификацией этносов, населяющих данный регион.

Как показывает история, в том числе и история Кавказа, любая самобытная культура может существовать как самостоятельное целое только до тех пор, пока она не интегрирована в реальный общемировой исторический процесс. Самобытная культура, становясь частью глобальной целостности, подчиняется потребностям развития целого. В ходе этого процесса все больше сужается пространство, не затронутое внешними влияниями.

Означает ли это, что все народы будут развиваться в одном русле? Социологи и политологи настроены оптимистично, считая, что ассимиляция национальных культур не предопределена как единственный, неизбежный результат.

Национальные культуры - каждая по-своему - реагируют на угрозу растворения в глобализирующемся мире. Как заметил С. Хантингтон, процессы этнополитической модернизации и социальные изменения по всему миру отдаляют людей от длительной локальной идентификации [12]. Так и Кавказ в лице этнокультур автохтонных народов со времени их вхождения в общероссийское пространство перестал быть самобытной локальной культурой, а приобрел новое качество. Кавказ - это не изолированный островок мирового сообщества, а уникальный вариант проявления новой общечеловеческой цивилизации.

Нельзя не отметить тот факт, что национальное сознание, в условиях глобализации испытывает на себе воздействие разнородных связей - культурных, цивилизационных, идеологических, которые находятся в постоянном движении. Именно это движение таит в себе источник внутренней конфликтогенности: модернизационное наслаивается на традиционное (архаичное), замещает его, приводя к внутренним противоречиям. В этих условиях

получает развитие этноцентризм (предпочтение "своего" перед "чужим" или общим), что приводит к "глобализационному" парадоксу: национальная специфика ослабевает, а ее субъективное выражение - национальное самосознание - усиливается. Этот парадокс проявляется, с одной стороны, в провозглашении равенства всех участников глобализационного процесса, с другой - в снижении роли и значения национального.

В данной ситуации, как никогда остро, встает проблема налаживания межкультурного диалога. В прошлом на Кавказе был накоплен уникальный культурно-исторический опыт: на сравнительно небольшом географическом пространстве сконцентрировалось большое количество различных этносов, которые формировали единую социокультурную целостность. При этом этносы не смешивались, не растворялись друг в друге и не образовывали новые, более крупные и многочисленные этнические общности. Конечно, не стоит мифологизировать Кавказ, подчеркивая только положительные черты. История Кавказа - это история конфликтов. Но следует также отметить, что конфликты прошлого не вызывали такой этнополитической напряженности, как в современную эпоху.

Дальнейшие исследования в области изучения взаимодействия локальных культур, на наш взгляд, должны содействовать мирным процессам на Кавказе и помочь при разработке проектов по предотвращению эскалации межэтнической напряженности и налаживанию межэтнической коммуникации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Красиков В.И. Человек на пути встречи с самим собой: Проблема метафизической самоидентификации человека. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994. 174 с. С. 50-51.

2. Жданов Ю.А. Солнечное сплетение Евразии. Майкоп: РИПО "Адыгея", 1999. 40 с. С. 23.

3. См.: Абдулатипов Р.Г. Кавказская цивилизация: самобытность и целостность // Научная мысль Кавказа. 1995. № 1. С. 55-58; Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII - начале XIX вв. М.: Наука, 1988. 236 с.; Давидович В.Е. Существует ли кавказская цивилизация? // Научная мысль Кавказа. 2000. № 2. С. 28-29.

4. Аникеев А.А. Концепция северокавказской цивилизации как современная парадигма кавказоведения // Научная мысль Кавказа. 2000. № 2. С. 25-28.

5. Черноус В. В. Кавказ - контактная зона цивилизаций и культур // Научная мысль Кавказа. 2000. № 2. С. 30-34.

6. Бижев А.Х. Адыги Северо-Западного Кавказа и кризис восточного вопроса в 20-х - начале 30-х годов ХК в. Майкоп: Меоты, 1994. 327 с. С. 140; См. также: Майборода Э.Т. О сосуществовании цивилизаций различного типа // Научная мысль Кавказа. 2000. № 2. С. 41-48.

7. Агаев А.Г. Дагестанская цивилизация: не похоронить бы ее // Дагестанская правда. 1995. 22-23 июня.

8. См.: Российская многонациональная цивилизация. Единство и противоречия. М.: Наука, 2003. 378 с. С. 8.

9. Ерасов Б.С. Сравнительное изучение цивилизаций: хрестоматия. Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Наука, 2003, 556 с. С. 14.

10. Филиппов С.И. Условия макрокультурной трансформации региона и модели цивилизацион-ного развития: Дис. ... канд. филос. наук. Новосибирск, 2003. 192 с. С. 76.

11. Манапова В.Э. Проблема цивилизационной идентификации Кавказа: Дис. ... канд. филос. наук. Махачкала, 2007. 146 с. С. 41.

12. Huntington S. The Clash of Civilizations. // Foreign Affairs. 1993. Vol. 72. № 3. P. 22-49.

26 февраля 2009 г.

ББК 87.8(2Рос.Чеч)

ИСЛАМ В СИСТЕМЕ НРАВСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ ЧЕЧЕНЦЕВ

Б. Б. Нанаева

Проблема нравственных традиций чеченцев, неотъемлемой частью которых являются предписания ислама, краеугольный камень политики Чеченской республики. Она обусловлена тем, что жизнь без традиций означает отказ от собственной истории, а забвение исторической памяти ведет к потере народом идентичности. К тому же принятие мусульманства настолько обогатило и систематизировало нравственно-правовую сторону их общественных отношений, что исследователи видят в этом основу консолидации чеченского этноса. "Ислам способствовал ликвидации духовно-культурной разобщенности множества родов, племен, сельских общин и формирования их в вайнахской народности. Он дал мощный духовно-нравственный импульс народным обычаям, традициям, этике, устному народному творчеству, этнической педагогике вайнахов", - пишет один из исследователей проблемы М.М. Керимов [1].

Эти факторы чрезвычайно актуализировали проблему места и роли ислама в системе нравственных традиций чеченцев. В связи с этим, определив задачу - раскрыть общественно-историческую обусловленность природы нравственных традиций чеченцев и систему морально-правовой регуляции в традиционном чеченском обществе, автор преследует цель выявить специфику

взаимодействия этнокультурной традиции чеченцев и нравственно-правовых предписаний, составляющих основу идеологии ислама.

К изучению проблемы места и роли идеологии ислама в общественной и политической жизни чеченцев обращались кавказоведы А. Берже, А. Ипполитов, У. Лаудаев, Ф.И. Леонтович, Б. Далгат [2]. Весомый вклад в изучение норм обычного права чеченцев и исламской правовой системы внесли современные исследователи: В.Х. Акаев, А.М. Ладыженский, И.П. Добаев [3]. Социально-философский анализ религиозно-этических аспектов самосознания дан в работах А.Х. Танкиева, Д. Д. Межидова, В.Ю. Гадаева [4]. Религиозные и нравственно-этические ценности духовной культуры этноса рассмотрены в работах М.М. Ахмадова, Э.А. Исаева, С.-Х. Ну-нуева [5].

Нравственно-правовое регулирование в чеченском обществе было детерминировано естественноисторическим процессом развития общества, которое находилось на уровне разложения первобытнообщинных отношений с характерным ему патриархальным бытом. А эффективность общественного регулирования в чеченском обществе обеспечивалась слитностью и взаимообусловленностью традиций, морали и норм обычного права. В условиях отсутствия иных механизмов удержания, хранения и передачи коллективного опыта,

Нанаева Борят Балаудиновна - кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой философии Грозненского государственного нефтяного института им. акад. М.Д. Миллионщикова, 364024, Грозный, ул. А. Авторханова, 14, е-шай: Bara_aldi@mail.ru.

Nanaeva Boryat - Ph. D. in history, associate professor, chairman of the Philosophy department of the Grozny State Oil Institute named after M.D. Millionsh-chikov, 14 A. Avtorkhanova Street, Grozny, 364024, e-mаil: Bara_aldi@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.