Дмитриевская Дарья Сергеевна Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Высшая школа государственного аудита
Россия, Москва dmitrievskayad@mail .ru Dmitrievskaia Daria Sergeevna Lomonosov Moscow State University Higher School of State Audit Russia, Moscow
«ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА И КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОТРАЖЕНИЕ ИХ ОСНОВНЫХ
МОДЕЛЕЙ»
Аннотация: вопрос прав и свобод человека является одним из важных и необходимых в любом государстве. Человек - центральное звено социальной, правовой, экономической и культурной системы. Поэтому проблема его прав и свобод является актуальной во все времена и требует особого внимания. На современном этапе развития общества практически все страны выделяют целые главы и разделы в основных законах, посвященные правам и свободам человека, чтобы закрепить и показать их значимость. В своей работе автор остановился на вопросе рассмотрения различных цивилизаций стран мира, их развития и уникальности, а также влияния и взаимодействия друг с другом. Ключевые слова: права и свободы человека, обязанности, цивилизационный подход, правовые модели прав человека, правовые гарантии.
УДК 342
"A CIVILIZATIONAL APPROACH TO HUMAN RIGHTS AND THE CONSTITUTIONAL AND LEGAL REFLECTION OF THEIR BASIC
MODELS"
Annotation: the question of human rights and freedoms is one of the most important and necessary in any state. The human being is the central link in the social, legal, economic and cultural system. Therefore, the problem of individual's rights and freedoms is relevant at all times and it requires special attention. At the modern world, all countries allocate the whole chapters and sections in the main laws devoted to human rights and freedoms in order to fix and show their importance. In this article the author focused on the issue of considering the different civilizations of the countries of the world, their development and specificity, as well as their influence and interaction with each other.
Key words: human rights and freedoms, duties, civilizational approach, legal models of human rights, legal guarantees.
Права человека - это неотъемлемая часть социокультурной системы, которая включает в себя такие компоненты, как право, мораль, религия, обычаи, нравственность, образующие и определяющие характер и специфику той или иной цивилизации. Неповторимость таких компонентов обуславливает и своеобразие в восприятии прав человека. Разнообразие традиций и культур позволяет проследить эволюцию конкретного общества, развитие цивилизации.
Цивилизационный подход не воспринимает и даже отвергает ту точку зрения, что все общественные системы прошли единый путь развития европейской цивилизации. Любая социокультурная система имеет в своей структуре - культуру, как совокупность норм и ценностей, которыми владеют субъекты такой системы. Общество основывается на своих особенных традициях и обычаях, поэтому навязывание какой-то единой модели не принесет никакой
пользы. Базируясь на таких различиях, правовой аспект цивилизации исключает единое восприятие сущности прав человека [1].
Права человека имеют два принципа наполнения их содержанием. Первый принцип - принцип идеологического наполнения, в зависимости от которого в основе прав человека может лежать либо естественно-правовое учение о праве, либо позитивистская концепция. Второй принцип - принцип нормативного наполнения прав человека, который заключается в законодательном закреплении основных (конституционных) прав и свобод, обязанностей и гарантий прав человека.
В науке конституционного права выделяют пять основных цивилизационных моделей прав человека [2].
Первая модель - западная (классическая) модель прав человека, в основе которой лежит естественно-правовая концепция прав человека. Права человека, согласно данному подходу, принадлежат человеку от рождения, они неотчуждаемы и абсолютны. В данной модели прав человека лидируют индивидуалистические начала, а во главу всего ставят именно человека, его права и свободы, происходит обособление человека от общества.
Вторая модель - исламская модель прав человека, базирующаяся на религиозной концепции. Шариат, закрепляя комплекс предписаний, формирует религиозную совесть и нравственные ценности мусульман. Обязанности людей в данной модели являются преобладающими, а права представляют собой конструкцию «правообязанностей».
Третья модель - конфуцианская-китайская модель прав человека, которая строится на началах этической системы и включает в себя нравственно -воспитательные ценности, а правовые и религиозные аспекты отодвигает на второй план. Целью такой концепции прав является достижение социальной гармонии, которая достигается путем подчинения мудрым правителям, пользующимся авторитетом. В отличие от классической модели, в которой
преобладают интересы одного человека над интересами всего общества, конфуцианско-китайской модели чужд индивидуализм. Статус общества (коллектива) ставится выше статуса человека
Четвертая модель - индо-буддийская модель прав человека, базирующаяся на этико-философской системе индуизма. Совершенствование общественного строя связывается с совершенствованием природы и духа самого человека, приобретением им власти над собой. Учение о дхарме отвергает идею субъективных прав и превозносит строгие обязанности человека.
Пятая модель - африканская традиция прав, коллективная модель права народов. Акцент в этой модели направлен на обязанности человека, а не на его права. Место человека в общественной жизни определяется его принадлежностью к той или иной этнической, расовой, кровнородственной группе.
В Российской Федерации (далее - РФ), как и в большинстве развитых стран, на конституционном уровне закреплена западная модель прав человека [3]. Одной из основных черт данной модели является равноправие. В Конституции РФ [4] гарантируется равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств (статья 19). Не менее важен и тот факт, что женщина является равноправной по отношению к мужчине и может реализовывать свои права в полном объеме. Права и свободы человека - неотчуждаемы, они принадлежат каждому от рождения (статья 17). Естественность и неотчуждаемость прав -это еще одна особенность классической модели прав человека, которая провозглашена Основным законом страны. Права человека могут быть ограничены лишь в установленном законом случае. В целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства права и свободы могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это
необходимо для реализации этих целей (часть 3 статьи 55). При этом Конституционный Суд РФ разъясняет в своём Постановлении №15-П (далее - Постановление) [5] алгоритм ограничения прав человека, поясняя, что ограничения могут быть введены лишь в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав. Согласно Постановлению ограничение не должно посягать на само существо конституционного права и приводить к утрате его реального содержания. Конституционный Суд также разъясняет, что любое ограничение права человека должно быть необходимым и соразмерным конституционно признаваемым целям. Законодатель обязан использовать не чрезмерные, а лишь необходимые цели, учитывать их баланс при ограничении прав. Только в этом случае ограничение прав человека может носить адекватный и пропорциональный характер, который требует суд.
Исламская концепция прав человека выступает в качестве альтернативы либеральным взглядам, в силу чего нацелена на обоснование превосходства исламского представления о правах человека над западными теориями, а шариата - над стандартами, признанными международным правом. Вопрос о том, что является центральной категорией в мусульманском праве - порой вызывает оживленные споры. Например, такие российские правоведы, как А.Л. Могилевский [6] и Н.А. Иванов [7], утверждали, что личность в шариате не играет никакой роли, а центральным звеном в праве выступают именно обязанности, но не права. Прямо противоположную точку зрения высказывал Х. Афшар [8], акцентируя внимание на том, что индивид занимает центральное место в праве, где все подчинено его интересам.
В священной книге мусульман, Коране, особое внимание обращается на закрепление достоинства человека и его исключительное место среди всего созданного Аллахом. Свобода в мусульманском праве проявляется не во внешнем поведении людей, а в широте их внутреннего мира, который нацелен
на приобщение к божественной воле. Равенство в исламе понимается, как общность происхождения всех людей от Адама, наделение всех людей равным правом на принадлежность к человеческому роду. А справедливость упоминается в Коране более 50 раз различными терминами: «Аллах велит...судить по справедливости», «будьте беспристрастными, в противном случае вы отступите от справедливости».
Особое внимание в исламской модели уделяется праву на свободу вероисповедания. Центральным является вопрос о свободе веры, так как речь идет о религии, закрепленной на государственном уровне. «Королевство Саудовская Аравия - суверенное арабское исламское государство, его религия -ислам» (Основной закон Саудовской Аравии, статья 1) [9]. Все конституционные установления сформулированы и применяются в целях обеспечения незыблемости религиозных ценностей ислама. Например, статья 26 Основного низама Саудовской Аравии гласит: «Государство защищает права человека в соответствии с исламским шариатом».
В большинстве стран, придерживающихся исламской модели закрепления прав человека, права человека формулируются через обязанности государства. Основной закон Саудовской Аравии наделяет государство обязанностью по предоставлению каждому трудоспособному гражданину возможности трудиться в любой сфере деятельности, государство готовит правовые акты и защищает работника и работодателя, также закон обязывает государство обеспечивать людей всеобщим образованием, обеспечить сохранение и улучшение состояния окружающей среды.
Принцип равноправия в исламской концепции прав обладает своими особенностями, так как он в полной мере действует только в отношении мужчин, исповедующих ислам, и не распространяется на признание равенства прав мужчин и женщин, мусульман и не мусульман. Хотя в статье 6 Всеобщей исламской декларации прав человека [10] закреплено, что женщина равна
мужчине человеческим достоинством, имеет право пользоваться равными правами, обладает собственными гражданскими правами и финансовой независимостью, большинство исламских стран на конституционном уровне вводит ряд запретов. Например, исламское право ограничивает право женщин занимать государственные должности, предполагающие общие полномочия, а также ограничивается право быть главой государства (такое право предоставляется только мужчинам).
Конфуцианская-китайская модель прав человека характерна для социалистических стран, которые придерживаются позитивистской концепции прав человека, отличающей их от стран запада. Права человека рассматриваются как результат творчества государства, причем право в большей мере защищает коллективизм, где интересы народа в приоритете над интересами индивида, а обязанности стоят выше прав [11].
Китайская этика прав не разделяет отдельные права от отдельных обязанностей, базовая обязанность всегда порождает право. Обязанность носит характер полномочия, одновременно являясь правом человека. Поэтому в китайском праве более корректно говорить о наличии единых «правообязанностей».
В конституциях стран, придерживающихся данной модели прав человека, приоритет отдается социально-экономическим правам. В Основном законе республики Кубы раздел, посвященный правам человека, открывают право на труд, право на отдых, право на охрану здоровья и заботу о нем, в то время как в западных странах на первом месте расположены личные и политические права. В Конституции Китайской Народной Республики [12] на граждан возлагается значительное количество обязанностей, в том числе и морального характера. Граждане обязаны соблюдать общественный порядок, трудовую дисциплину и нормы общественной морали. Причём, как уже говорилось раннее, право человека понимается в «оболочке долга». Статья 42 Основного закона Китайской
республики наделяет своих граждан правом на труд, но также и обязывает их трудиться, закрепляя положение о том, что труд - это почетная обязанность всех трудоспособных граждан. В статье 46 человек наделяется правом на образование, однако получение образования является также и его обязанностью.
Миллиардное население Индии с множеством этносов, языков, религий, субкультур, господствующей культурной системой индуизма, которая определяет специфические черты и особенности этой цивилизации, вызывает особый интерес в современном мире. Индийский философ права, С.П. Синха, в одной из своих последних публикаций «Неуниверсальность права» [13] критикует универсальную систему прав человека, говоря о том, что скорее «многообещающая система прав человека» должна приспособиться к всемирной множественности систем ценностей, чем бороться за создание однородной системы для народов всего мира. Индийская цивилизация отрицает универсальность регулятивной роли права и закона, так как индийский образ жизни определяется, прежде всего, «дхармой». Под «дхармой» понимается порядок следования нормативным предписаниям: ритуальным, моральным, культовым.
Культурная система индуизма представляет собой не столько религию, сколько образ жизни индийца со своим социальным строем, философией, принципами права и морали. Другими словами, индуизм - это кастовый строй, кастовая идеология и кастовая нормативная система. Чертой индийской цивилизации является то, что первое место на протяжении долгих веков занимает культурное самосознание индийца, а не право, как таковое. Центральной идеей индуизма является учение о «карме», индийцы верят в перевоплощение человека в зависимости от поступков, которые были им совершены в прошлых рождениях и земной жизни.
Конституция Индии вступила в силу в 1950 году, формально закрепив институт прав и свобод индийских граждан. Основываясь на принципах
индивидуализма, основной закон не подрывает общинно-коллективистских основ индийского общества, а сохраняет касты и традиционные общинные отношения. Провозглашая основные права, Верховный закон Индии не указывает на их естественный, неотчуждаемый характер и на признание приоритета прав человека по отношению к государству и обществу. Закрепление прав на конституционном уровне дало возможность обеспечить защиту прав всех слоев населения.
Первые два раздела содержат в себе классический перечень гражданских прав. Особенностью является то, что статьи наделяют граждан равными правами, запрещают дискриминацию по религиозным, расовым мотивам, полу, языку, а также по кастовой принадлежности (статья 15). Таким образом, государство защищает права слабых слоёв индийского общества, низших каст. В статье 17 Верховного закона Индии «неприкасаемость» и вовсе упраздняется, а любая её практика признается преступлением. В части 3 статьи 15 предусмотрено право государства издавать «особые положения» в отношении женщин и детей, относя их тем самым к слабым слоям населения индийского общества наряду с некоторыми кастами и племенами.
Такое современное социальное явление как «вестернизация» - движение за изменение положения в обществе в рамках нетрадиционной, современной системы ценностей, подрывает кастовые основы индийского общества. По мере того как усиливается данное явление, возрастают и противоречия между общественными группами, идеологиями, мировоззренческими установками коллектива и индивида.
Статус индивида в рамках африканской традиции прав характеризуется рядом существенных особенностей. Эти особенности обуславливаются межличностными отношениями, которые господствуют в традиционном обществе. Для обычного права специфика многих прав и обязанностей определяется его групповым характером, а идея субъективного права является
чуждой. Групповой характер права проявляется также и в коллективной ответственности за нарушение правовых предписаний. Второй чертой правового положения индивида является тесная связь его прав и обязанностей с правами и обязанностями группы. Индивиду отводится незначительная, вспомогательная роль, он осуществляет коллективные права, которые принадлежат семье или роду, тогда как группа выступает привилегированным субъектом обычного права. Статусу лиц, являющихся субъектами обычного права, присуще ярко выраженное неравенство прав и обязанностей. Такое неравенство по обычному праву выступает как средство внутренней солидарности, половозрастной иерархии в обществе, а также отражает подчиненное положение женщины по отношению к мужчине. Отличительной особенностью обычного права также является преобладание обязанностей над правами индивида в традиционном обществе. Этим также объяснялась и слитность многих прав и обязанностей человека в обществе, где, прежде всего, он выступал как член группы, а потом уже как отдельная личность.
Все эти черты характеризовали правовой статус индивида в странах Африки на протяжении долгого времени. По мере того как развивалась западноевропейская демократическая мысль, в африканских обществах все в большей степени распространялась идея равенства, всеобщности и неотчуждаемости прав и свобод человека. Основные права закреплялись в конституциях и гарантировались силой государственного принуждения. Между странами Африки была подписана Конвенция [14], в которой были закреплены права человека, характерные для западных стран: право на жизнь, право на неприкосновенность личности (статья 4), право на равенство перед законом (статья 3), право на достоинство личности (статья 5), право на свободу и личную неприкосновенность (статья 6), право на свободу передвижения (статья 12), право на участие в государственном управлении (статья 13), право на свободу совести и религии (статья 8). Такое закрепление прав является относительно
новой формой взаимодействия индивида с обществом и государством в странах обычного права и характеризуется относительной неустойчивостью. Национальному законодательству удалось разрушить традиционные институты, существовавшие на протяжении многих веков, но оно не смогло трансформировать психологию населения до той степени, чтобы оно желало жить в соответствии с новыми правовыми формами. Большинство населения не приняло новую практику и это свидетельствует о том, что институты обычного права все ещё продолжают свое существование.
Цивилизационный подход к правам человека не приемлет унификации путей развития отдельных культур и обществ. Более того он отрицает единое восприятие сущности прав и свобод человека. В рамках данного подхода права и культура рассматриваются как взаимосвязанные элементы, как некий единый комплекс конкретного общества. В то же время никакая самостоятельная цивилизация не изолирована от других культур, они взаимодействуют и дополняют друг друга.
1. Лукашева Е.А. Учебник: «Права человека» / 2-е издание, перераб. - М: Норма: ИНФРА - М, 2011. - 560 с.
2. Лукашева Е.А. «Права человека: итоги века, тенденции, перспективы» // М.: Издательство НОРМА, 2002. - 448 с.
3. Авакъян С.А. «Конституционное право России». Учебный курс: учеб. пособие: в 2 т. / 5-е изд., перераб. и доп.— М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2014. - 864
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 01.07.2020 №1-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.07.2020, N 31, ст. 4412
Список литературы
с.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 октября 2003 г. №15-П «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» // СПС КонсультантПлюс
6. Могилевский А.Л. Правосознание и религия. Ашхабад, 1977. С.142-143
7. Иванов Н.А. Социальные аспекты традиционного ислама // Азия и Африка сегодня. 1982. №3. С. 6-10
8. Afshar H. The Muslim Conception of Law // International Encyclopaedia of Comparative Law. Vol. II. Chap. 1. The Different Conceptions of the Law. Tübingen-Mouton-The Hague-Paris, 1975. P. 97 - 98.
9. Основной закон Саудовской Аравии (принят в 1992 году). [Электронный ресурс] URL: https://saudianews.ru/?page_id=2589 (дата обращения: 29.11.21)
10. Всеобщая исламская декларация прав человека (принята по инициативе Исламского совета Европы и зачитана 19 сентября 1981 года в Париже). [Электронный ресурс] URL: http: //www.idmedina.ru/books/history_culture/minaret/16/declaracia-01 .htm (дата обращения: 28.11.21)
11. Чиркин В.Е. Учебное пособие: «Конституционное право зарубежных стран». М.: Юристъ, 2008. - 608 c.
12. Конституция Китайской Народной Республики (принята на пятой сессии Всекитайского собрания народных представителей 4 декабря 1982 г.). [Электронный ресурс] URL: https://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions/constit/china /china--r.htm (дата обращения: 29.11.21)
13. Sinha S.P. Non-Universally of Law // Archiv..., 1995. Bd.81. №2. P. 185 -
214.
14. Африканская Хартия прав человека и народов (принята на встрече глав государств - членов Организации африканского единства 26 июня 1981 года,
вступила в силу 21 октября 1986 года). [Электронный ресурс] URL: https://www.concourt.am/hr/rus/inter/6_4.htm (дата обращения: 29.11.21)