Научная статья на тему 'Цивилизационный подход к классификации правовых систем'

Цивилизационный подход к классификации правовых систем Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2619
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ / LEGAL SYSTEMS / ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД / CIVILIZATIONAL APPROACH / БУРЖУАЗНОЕ ПРАВО ЗАПАДНОГО ТИПА / A WESTERN-STYLE BOURGEOIS RIGHT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рассказов Леонид Павлович

В статье рассматривается проблема критериев классификации правовых систем. Представляется, что определяющим основанием для классификации правовых систем является нормативный элемент правовой системы, включающий в себя право, правовые принципы, источники права, систему права, систему законодательства, юридическую технику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVILIZATIONAL APPROACH TO THE CLASSIFICATION OF LEGAL SYSTEMS

The author considers the problem of classification criteria for legal systems. It seems that the basis for determining the classification of legal systems is a standard element of the legal system, including law, legal principles, the sources of law, legal system, legal system, legal technique.

Текст научной работы на тему «Цивилизационный подход к классификации правовых систем»

него тюремного заключения виновного в краже полагалось отослать в «украинные городы» работать «на всякие изделья». Еще более жесткое наказание ждало вора за совершение второй кражи, а за третью кражу и вовсе полагалась смертная казнь.

Литература

1. Титов Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 1997.

2. Рассказов Л. П. ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД в механизме формирования и функционирования политической системы советского общества (1917-1941 гг.): дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1994.

3. Ключевский В. О. Собрание сочинений: в 18 т. М., 1956. Т. 1.

4. Черепнин Л. Основные этапы развития феодальной собственности на Руси (до XVII века) // Вопросы истории. 1953. № 4.

5. Неволин К. А. История русских гражданских законов: в 3 т. М., 1851. Т. 1.

6. Русская Правда. Пространная редакция // Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период / под ред. Ю. П. Титова. М., 1990.

7. Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. СПб., 1907.

8. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Ростов н/Д, 1995.

9. Фойницкий И. Я. Курс уголовного права. Часть Особенная. СПб., 1907.

10. Псковская судная грамота // Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период / под ред. Ю. П. Титова. М., 1990.

11. Сергеевич В. И. Лекции и исследования по древней истории русского права. СПб., 1911.

12. Судебник 1497 года // Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период / под ред. Ю. П. Титова. М., 1990.

13. Кирдина С. Размышления над книгой «Институт земельной собственности на землю».

// http://Kirdina.ru

14. Соборное уложение 1649 года // Российское законодательство XXX веков. М., 1985. Т. 2.

Л. П. Рассказов

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К КЛАССИФИКАЦИИ

ПРАВОВЫХ СИСТЕМ

В статье рассматривается проблема критериев классификации правовых систем. Представляется, что определяющим основанием для классификации правовых систем является нормативный элемент правовой системы, включающий в себя право, правовые принципы, источники права, систему права, систему законодательства, юридическую технику.

Ключевые слова: правовые системы, цивилизационный подход, буржуазное право западного типа.

Каждому государству присуща своя национальная правовая система, характеризующая уровень развития страны. Однако большинство национальных систем имеют схожие признаки, которые объединяют правовые системы в типы правовых систем. В юридической литературе типы правовых систем называют по-разному: правовая система в широком смысле, семья правовых систем, форма правовых систем и другие. Но наиболее распространен термин «правовая семья». Его мы и будем использовать в нашей статье.

Но как объединить правовые системы в правовые семьи? Каков критерий классификации правовых систем? Ответы на данные вопросы уже давно пытаются найти компаративисты, которые берут в качестве критериев классифика-

ции самые различные факторы: расовые, географические, религиозные и другие.

Так, во второй половине XIX века возникла идея классификации правовых систем на основе расовых и языковых признаков. В соответствии с таким подходом швейцарец Г. Созер-Холл выделял индоевропейскую, семитскую и монгольскую правовые семьи, а также семью нецивилизованных народов. Внутри индоевропейской семьи он выделил индусское, иранское, кельтское, греко-романское, германское, англосаксонское, латышско-славянское право.

Несколько позже, в начале XX века, французский исследователь А. Эсмен в качестве критерия классификации выбрал особенности исторического формирования правовых систем. Исходя из этого, он правовые семьи разделил на сле-

дующие группы: латинская (романская) (в эту группу включались французское, бельгийское, итальянское, испанское, португальское, румынское право и право латиноамериканских стран); германская (германское право, право Скандинавских стран, австралийское, венгерское право); англосаксонская (право Англии, США и англоязычных колоний); славянская; мусульманская. В то же время исследователь Е. Глассон, выбрав в качестве критерия классификации также особенности исторического развития, пришел к другим результатам. Он разделял современные ему правовые системы на три группы. Первую составляют страны, в которых с наибольшей силой проявилось влияние римского права, - это Италия, Румыния, Португалия, Греция, Испания. Вторую - государства, где римское влияние невелико и право основано преимущественно на обычаях и варварском праве, - это Англия, Скандинавские страны, Россия. В третью группу он включил правовые системы, которые вобрали в себя в равной мере черты римского и германского права, - Франция, Германия, Швейцария [ 1, с. 340-341].

В работах, посвященных классификации правовых систем, встречаются и другие критерии. Так, Леви-Ульман таким критерием считал виды источников права. В соответствии с таким подходом он правовые системы подразделял на: 1) правовые системы континентальных стран; 2) англосаксонские правовые системы, то есть системы стран «обычного (прецедентного) права»; 3) права ислама. Известный исследователь К. Цвайгерт в качестве критерия классификации выделяет правовой стиль, который складывается из пяти факторов: происхождения и эволюции правовой системы; своеобразия юридического мышления; специфических правовых институтов; природы источников права и способов их толкования; идеологических факторов. В соответствии с этим Цвайгерт различал восемь правовых кругов: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, дальневосточный, право ислама, индусское право.

Некоторые авторы считают, что классификация правовых систем должна строиться на основе нескольких факторов. Так, классификация правовых семей известного французского компаративиста Р. Давида выстроена с учетом двух критериев: идеологического (религия, философия, экономико-социальная структура) и юридического техники. В соответствии с таким подходом он различал: западные правовые системы (то есть англосаксонские и романо-германские), в основе которых лежат принципы христианской морали, либеральной демократии и капиталистической экономики; социалистические правовые

системы, основанные на социалистической экономике и соответствующих ей политических, социальных и моральных принципах; правовую систему ислама, которая покоится на религиозной основе; индусскую правовую систему, имеющую специфическую философскую окраску; наконец, китайскую правовую систему. При этом Р. Давид выделил из всех семей три (романо-германскую, англосаксонскую, социалистическую), к которым примыкает остальной юридический мир, охватывающий четыре пятых планеты, под названием «религиозные и традиционные системы» (данная концепция получила название трихотомии - выделение трех семей) [1, с. 241, 245-246].

Следует отметить еще одно направление в классификации правовых систем - марксистско-ленинское. В соответствии с ним все правовые системы делились на две правовые семьи: социалистическую и буржуазную. Данная классификация была основана на марксистской формацион-ной теории, в соответствии с которой история человечества - это история общественно-экономических формаций. Процесс перехода от одной общественно-экономической формации к другой связан с диалектическим взаимодействием производительных сил и производственных отношений.

Следует отметить, что социалистическую правовую семью признавали не только сторонники марксизма, но и многие исследователи, ис-поведывающие другие взгляды. Так, упоминаемый нами выше известный компаративист Р. Давид отмечал, что «в настоящее время существуют и фундаментальные различия между структурой, институтами, образом жизни и мышления социалистических и несоциалистических стран». Он надеялся на то, что эти различия, возможно, когда-либо смягчатся. В то же время подчеркивал, что «пока еще пересечь границу социалистической страны - это значит попасть в новый мир с другой постановкой проблемы... где такие понятия, как "демократия," "выборы", "парламент", "федерализм", "профсоюзы", коллективные договоры в области политической, или такие понятия, как "собственность", "договор", "арбитраж", приобретают часто другой смысл» [2, с. 162-163].

В настоящее время официально социалистическими являются только Китай, Северная Корея и Куба. Причем Китай активно развивает рыночные отношения в экономике. В силу этого о социалистической правовой семье можно говорить в большей степени в историческом ракурсе.

В исторических науках в настоящее время большой популярностью пользуется так называемый цивилизационный подход, который, на наш взгляд, можно эффективно использовать при

классификации правовых систем. В соответствии с цивилизационным подходом в мире существует множество цивилизаций, развивающихся по своим законам (например, скифская цивилизация, древнеегипетская и другие). Согласно такому подходу история человечества - это история развития цивилизаций. Существуют различные определения цивилизации. В обобщенном виде это сообщество людей, имеющее особые черты в социально-политической организации, экономике, культуре.

Цивилизации можно классифицировать, объединив в соответствующие укрупненные единицы - типы развития. В качестве критериев классификации цивилизаций выделяются общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития, взаимопереплетение культур, наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития [3, с. 33].

Все государства в рамках цивилизационного подхода можно условно разделить на два типа:

- восточный (Китай, Индия, империя инков и другие), характеризуемый Марксом как азиатский способ производства;

- западный, или прогрессивный (прежде всего страны Европы).

Каждый из этих типов имеет исторические особенности.

Особенностью восточного пути стало то, что административно-государственные структуры складывались прежде, чем возникала частная собственность (главным образом на землю). На Востоке узурпировались не сами средства производства, а управление ими.

Экономика основывается на государственной и общественной формах собственности. Отсутствие в полной мере частной собственности способствовало формированию власти, имеющей деспотический характер.

Государства такого типа получили наименование «восточные», или «азиатские», хотя они возникали не только в Азии. При этом они могли существенно отличаться друг от друга. Так, например, в Китае, рабство носило домашний, семейный характер. В Египте было много рабов, которые, наряду с общинниками, вносили значительный вклад в развитие экономики. Однако, в отличие от европейского рабства, основанного на частной собственности, в Египте большинство рабов были собственностью государства (фараона) или храмов.

В то же время восточные государства имели много общего:

- все они являлись абсолютными монархиями, деспотиями;

- государство вмешивалось во все сферы жизнедеятельности общества, имело мощный аппарат чиновников;

- в основе их экономики лежала государственная форма собственности на основные средства производства. Главное средство производства - земля формально находилась в собственности общин, однако реально ею распоряжались государственные чиновники. Общинники считались свободными, однако фактически жизнь всех подданных также находилась в безраздельной власти бюрократии;

- рыночных отношений как таковых не было.

Восточный, или азиатский, путь представлял

собой плавный переход родоплеменного общества к государству. Этот путь являлся длительным. На протяжении веков, а иногда и тысячелетий восточные государства практически не развивались.

В государствах Востока право органично вытекало из норм религии и морали. Однако влияние данных норм на право в различных странах Востока не было одинаковым. Таким образом, особенностью формирования права на Востоке явилось санкционирование моральных и религиозных норм.

В связи с этим отметим, что для большинства людей, проживавших в странах восточного типа (в том числе в настоящее время), нравственные, религиозные нормы являются высшей ценностью. Повседневная жизнь многих людей наполнена высшим сакральным смыслом. К этому следует добавить, что в странах восточного типа важнейшей чертой мировоззрения, а значит и правосознания, является коллективизм, насаждающий в определенной степени уравнительность.

В отличие от азиатских государств, в Европе на раннем этапе разложения общинного строя появляется частная собственность, что приводит к классовому разделению общества. Примером могут служить Древние Афины. В литературе Афины нередко называются классической формой возникновения государственности.

Афинское государство возникает прежде всего из классовых антагонизмов, развивающихся в недрах родоплеменного общества. Постепенно формируемая частная собственность становится фундаментом для утверждения экономического господства имущих классов. Они начинают влиять на институты публичной власти и использовать их для защиты своих интересов.

Процесс образования государства в Древнем Риме был схож с тем, который проходил в Афинах. Там формирующаяся частная собственность становится фундаментом для утверждения гос-

подства имущих классов - патрициев (родовой римской аристократии). Экономически сильная группа постепенно захватывает власть, формирует выгодные ей органы.

Подводя итог, назовем общие черты, присущие западному пути образования государств, то есть черты западной (европейской) цивилизации:

- наличие частной собственности, рыночных отношений;

- ярко выраженная классовая структура общества;

- присутствие демократических начал [3, с. 43-47].

В отличие от Востока, где основным способом образования права являлось санкционирование, то есть утверждение государством социальных (религиозных, моральных норм, традиций, обычаев) норм в качестве общеобязательных, на Западе используется как санкционирование (в форме административного и судебного прецедентов), так и правотворчество, то есть разработка и принятие государством, его органами нормативно-правовых актов.

Следует отметить, что в период феодализма право европейских государств испытало на себе влияние христианской религии. Но в Новое время ее роль уменьшается. Данный период начинается с первой буржуазной революции, которая произошла в Англии в середине XVII века.

В ходе буржуазных преобразований сформировались общие черты стран западного типа. К ним, прежде всего, следует отнести формальное равенство всех субъектов правоотношений. Подчеркнем, что появление данной черты в праве можно охарактеризовать как правовую революцию, четко отделившую предшествующее право-привилегию, закреплявшее социальное неравенство, от права-свободы каждого человека, каждой личности.

Следующей характерной чертой развития буржуазного права западного типа стало принятие законов представительным органом власти, выражавшим интересы достаточно широких кругов населения. Благодаря этому нормативные акты стали в гораздо большей степени соответствовать складывающимся общественным отношениям.

Таким образом, право стран западного типа предопределило развитие принципа законности, когда новые сферы жизни регулируются соответствующими юридическими нормами, а не решениями управленческих и административных структур. Более того, в этих государствах были закреплены правовые гарантии провозглашаемых прав и свобод, прежде всего, за счет развития процессуального права.

Наконец, в западной цивилизации появились теория естественного права и идеи народного суверенитета, что также оказывало влияние на правотворческую деятельность государств [4, с. 212-213].

В целом в странах западного типа в период Нового времени сложились принципы национальных правовых систем, которые действуют до сих пор и отражают особенности развития того или иного государства. В отличие от стран восточного типа в основе национальных правовых систем западного типа заложена идеология индивидуализма, приоритета личности, ее интересов.

Итак, все государства с точки зрения циви-лизационного подхода можно условно квалифицировать на два типа - восточный и западный, каждый из которых имеет свои особенности.

Представляется, что определяющим основанием для классификации правовых систем является нормативный элемент, включающий в себя право, правовые принципы, источники права, систему права, систему законодательства, юридическую технику. Однако подчеркнем, что данный критерий можно применять в рамках одного и того же типа цивилизаций.

В соответствии с данным критерием страны западного типа можно подразделить на две большие семьи: романо-германскую и англосаксонскую. Романо-германская система появляется в ХП-ХШ веках, то есть после рецепции в Европе римского права. В дальнейшем в развитии этой системы наибольших результатов добились германские юристы (отсюда и название правовой системы - романо-германская). Данную правовую семью также называют семьей континентального права, подчеркивая тем самым, что в нее входят только государства континентальной Европы.

Англия и некоторые другие представители западной цивилизации образуют другую правовую семью - англосаксонскую, что обусловлено особенностями английского права.

Страны восточного типа также можно разделить на различные семьи. В них особо выделяется мусульманская правовая семья, которая в настоящее время имеет тенденцию к укреплению и расширению сферы своего влияния.

Литература

1. Саидов А. Х. Сравнительное правоведение. М., 2009.

2. Давид Р. Основные правовые системы современности (сравнительное правоведение). М., 1967.

3. Рассказов Л. П. Теория государства и права: учебник. Изд. 3. М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.