Научная статья на тему 'Цивилизационный контекст государственно- конфессиональных отношений в России: история и современность'

Цивилизационный контекст государственно- конфессиональных отношений в России: история и современность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
280
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цивилизационный контекст государственно- конфессиональных отношений в России: история и современность»

везде говорят с уважением и признательностью, к нему обращаются за помощью и советом, его ценят.

В заключение хотелось бы отметить, что современный педагог — это личность, всецело отдающаяся преподаваемому предмету и осознающая свою ответственность перед воспитанниками.

Литература

1. Бондарчук Е.И. Основы психологии и педагогики. К., 2002.

2. Клюева Н.В. Педагогическая психология. М., 2006.

3. ХарламовИ.Ф. Педагогика. М., 2005.

Цивилизационный контекст государственно-конфессиональных отношений в России: история и современность

В.А. Кузнецов, канд. полит. наук Международный институт экономики и права

Активное вхождение религиозных конфессий в политическое пространство и политическую действительность обусловливает актуальность такой темы, как рассмотрение государственно-конфессиональных отношений в России в цивилизационном контексте.

Одной из важнейших задач социально-гуманитарных наук, в частности политологии, является адекватное описание, осмысление и интерпретация новых реалий и вызовов, которые появляются перед человеческим обществом. Настоящая политическая ситуация как в глобальном масштабе, так и в отдельных государствах мира характеризуется актуализацией «воздействия религиозного фактора на политические процессы и институты» [1]. В свою очередь, по словам докт. полит. наук М.М.Мчедловой, это вызвало «необходимость видоизменения концептуально-понятийного поля и научного аппарата современных социально-политических теорий, требуя включения в анализ внешних,

неэкономических факторов — культурных, религиозных, этнических, цивилизационных, социальных и антропологических характеристик общества» [1].

Применительно к теме настоящего доклада ставится задача рассмотреть государственно-конфессиональные отношения в России, в частности, между Русской Православной Церковью и российским государством в их историческом развитии и современном состоянии через совокупность характеристик, используемых в цивилизационном подходе. Цивилизационный подход, как утверждает М.М.Мчедлова, имеет «большой научный и эпистемологический потенциал, использование которого создает определенные предпосылки для нахождения если не единых теоретических схем, то по крайней мере общего знаменателя в подходах к изучению социальной реальности и политического процесса» [2, С. 28]. Председатель Конституционного Суда РФ В.Д.Зорькин в своем выступлении на международной научно-практической конференции «Современный конституционализм: вызовы и перспективы» сказал, что одной из важных задач, стоящих сегодня перед научным сообществом, является «комплексное междисциплинарное исследование цивилизационно-истори-ческих особенностей России в контексте мирового опыта политико-правового развития» [3]. Следовательно, можно сделать вывод, что применение цивилизационного подхода актуально, своевременно и необходимо для исследования разных областей социально-гуманитарного знания, в частности, взаимоотношения религиозных конфессий и государства.

Центральным концептом цивилизационного подхода является понятие «цивилизация», которое можно «свести к трем вариантам: цивилизация как идеал прогрессивного развития человечества в целом; цивилизация как этап прогрессивного развития общества; цивилизация как уникальное, локально-историческое, качественно различное общественное образование» [4]. В общем виде цивилизация представляет собой «социально-культурную общность, существующую в определенных пространственно-временных координатах» [5].

Цивилизация определяется как «качественно новый уровень развития социума, который характеризуется тем, что возникает не на естественно-природной основе, а как результат длительного исторического развития» [6, С. 124]. Стоит согласиться и с утверждением, что «цивилизация - это не только единое территориальное пространство, но, прежде всего, общие социальные и духовные установки, выражающие конкретный способ осмысления бытия» [6, С. 125].

В цивилизации как социокультурной общности необходимо учитывать факт «присутствия устойчивых социальных, материальных и духовных ценностей, в числе которых религиозная составляющая играет определяющую роль» [7, С. 457].

История России как цивилизации с присущими только ей характерными чертами показывает, что православное христианство стало тем компонентом, которое приобрело «характер цивилизационной доминанты, определив этническую, географическую и геополитическую среду развития всей российской истории» [7, С. 459]. Наличие в российской цивилизации религии, которая имеет цивилизациобразующий статус, «уже само по себе является свидетельством и атрибутом более глубокой субстанциальной сущности» [2, С. 35].

Цивилизационный подход позволяет сформулировать ряд положений, отражающих значение Русской Православной Церкви в истории российской цивилизации. Так, например, «православное христианство, имея более чем тысячелетнюю историю на территории России, сыграло особую роль в становлении самобытной российской цивилизации, государственности и культуры» [8]. Дискуссионный клуб крупнейшего гражданского форума нашей страны — Всемирного Русского Народного Собора в своем обращении к мыслящим людям России «Верим в себя, свой народ, свою цивилизацию!» подчеркнул, что одной из наиболее очевидных, исторически сложившихся особенностей нашей цивилизации является «основополагающая роль православного христианства в формировании духовных идеалов и системы ценностей» [9].

Следующее положение заключается в том, что «Русская Православная Церковь является самой крупной религиозной организацией России» [8]. Это свидетельствует и о востребованности православия в российском обществе, и о ведущем положении Русской Православной Церкви среди других религиозных конфессий.

Третье положение состоит в том, что «православие в массовом сознании подавляющего большинства россиян по-прежнему воспринимается как основной этнокультурный элемент, неотъемлемый от социального и духовного бытия русской нации» [8]. В пресс-выпуске № 2451 Всероссийского центра изучения общественного мнения приведены следующие данные: «По мнению большинства россиян (56%), Православная церковь сыграла в истории России значительную роль, оказывала определяющее влияние на ход развития страны в наиболее сложные периоды. Большинство россиян признают влияние православия на развитие России, причем почти каждый второй отмечает, что оно чаще выступало движущей и позитивной силой (47%) и только 9% отмечают, что чаще оно тормозило ее развитие» [10].

Государство в качестве ведущего политического института также имеет важнейшее значение в зарождении и формировании российской цивилизации. Следует выделить, что «наиболее важной и отличительной чертой, обусловливающей уникальность российской цивилизации, ее отличие от других цивилизаций, также по-своему уникальных, выступает ее государствоцентричный характер» [11].

Князь Владимир — креститель Руси, приняв православную веру от Византии, положил начало развитию в нашей стране византийской церковно-государственной симфонии, конечно, с определенными национальными особенностями. Смысл данного церковно-государственного взаимодействия выразил византийский император Юстиниан в своей 6-й новелле: «Величайшие блага, дарованные людям высшей благостью Божией, суть священство и царство, из которых первое (священство, церковная власть) заботится о божественных делах, а второе (царство, государственная власть) руководит

и заботится о человеческих делах, а оба, исходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни» [12, С. 56]. Главный тезис этой идеи состоит в том, что между Церковью и государством складывается «обоюдное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответственность, без вторжения одной стороны в сферу исключительной компетенции другой» [12, С. 56]. Необходимо подчеркнуть, что многочисленные нарушения симфонии (чаще всего со стороны императоров в угоду своим политическим интересам), случавшиеся в истории Византийской империи, не должны давать повода для негативной оценки самой этой замечательной идеи сотрудничества Церкви и государства при невмешательстве во внутренние дела друг друга.

Документальное оформление русской церковно-го-сударственной симфонии состоялась на Стоглавом соборе 1551 г. В 62 главе практически дословно воспроизведен текст новеллы императора Юстиниана: «Среди людей есть два величайших дара Божия, дарованных по человеколюбию Вышнего, — священство и царство. Оба они служат Божественному, владеют же и пекутся о человеческом, от одного и того же начала оба и происходят, украшая человеческую жизнь» [13]. Но необходимо обратить внимание и факты российской истории, которые свидетельствуют об искажении понимания симфонии Церкви и государства (правление царя Ивана Грозного, конфликт Патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем Романовым).

Правление императора Петра I в контексте рассматриваемой темы завершает реализацию церковно-государствен-ной симфонии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл дал следующую оценку деятельности первого российского императора. Петр I «демонтировал все существовавшие в средневековой России системы сдержек и противовесов царской власти, он ликвидировал всякий намек на участие народа в осуществлении власти царем и сосредоточил в своих руках всю власть, в том числе власть над Церковью» [14]. Церковь стала восприниматься государством не так независимый институт, совместно с ним осуществля-

ющий деятельность на благо народа, а так один из органов государственной власти, который лишен права самостоятельно решать свои внутренние вопросы и проблемы.

Приход к власти большевиков в 1917 г. поставил Русскую Православную Церковь и другие религиозные конфессии на грань уничтожения. Церковь, согласно коммунистическому учению, стала классовым врагом и соперником, который мешает строить новое общество. Идеологическая сущность советской власти оказалась несовместимой с существованием другого мировоззрения и другого образа жизни. Но даже в таких тяжелейших обстоятельствах Русская Православная Церковь продолжала осуществлять свою миссию благовестия евангельского учения.

Политическая ситуация, сложившаяся в нашей стране к началу 1990-х годов, существенным образом повлияла на развитие церковно-государственных отношений.

Архиерейский Собор 1994 г. в своем Определении «О взаимоотношениях Церкви с государством и светским обществом на канонической территории Московского Патриархата в настоящее время» отметил, «что в нынешних сложных общественных условиях Патриарх и Священный Синод твердо говорят о непредпочтительности для Церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин, каких-либо конкретных общественных сил и их деятелей, в том числе находящихся у власти» [15].

В 2000 г. Юбилейный Архиерейский Собор принял документ, который называется «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Необходимо обратить внимание на то, что данный документ является основным мировоззренческим и вероучительным документом Русской Православной Церкви, выражающим ее позицию по основным проблемам современного мира, в том числе и по вопросам церковно-государственного взаимодействия.

В настоящее время отношения между Русской Православной Церковью и государством можно назвать моделью соработничества, которая формируется с учетом исто-

рического опыта и реального положения дел. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что данная модель «укоренена в нашей культуре и имеет прямую преемственность от византийского принципа симфонии мирской и духовной властей» [14]. В ее основе лежит принцип разделения сфер компетенции Церкви и государства, о котором сказано в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви»: «Церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение, а государство не должно вмешиваться в жизнь Церкви, в ее управление, вероучение, литургическую жизнь, духовническую практику» [12, С. 55]. На правовом уровне это закреплено в ст. 4 Федерального закона от 26.09.1997 №№ 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в котором детально раскрыт конституционный принцип отделения государства от религиозных объединений [16].

Кроме принципа взаимного невмешательства во внутренние дела друг друга, Русская Православная Церковь и органы государственной власти взаимодействуют в тех сферах общественной жизни, где такое сотрудничество необходимо, полезно и своевременно. Такие сферы указаны в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», например, миротворчество, забота о сохранении нравственности в обществе, дела милосердия и благотворительности и др. [12, С. 64-65].

Таким образом, современное состояние взаимоотношений Русской Православной Церкви и государства соотносится с особенностями цивилизационного развития России. Главные идеи «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», разработанные с учетом исторических уроков и реалий современности, содействовали и продолжают оказывать влияние на формирование оптимальной модели церковно-государственного соработничества для полноценного развития российского общества.

Литература

1. Мчедлова М.М. Место религии в социально-политическом процессе: цивилизационные основания и современные тенденции. Автореф. дис. ... докт. полит. наук. М., 2011. С. 6.

2. Мчедлова М.М. Российская цивилизация: координаты интерпретации в новых реалиях. Слово.ру: балтийский акцент. 2011. Вып. 3-4.

3. Зорькин В.Д. Конституционно-правовое развитие России: итоги и перспективы (к 20-летию Конституции Российской Федерации). Выступление на международной научно-практической конференции «Современный конституционализм: вызовы и перспективы» 14-15.11.2013, Санкт-Петербург. www.ksrf.ru/ru/News/Speech/Pages/ ViewItem.aspx?ParamId=64.

4. Леонова О.Г., Паутова М.В. Русская православная цивилизация: политический и социальные аспекты. М., 2011. С. 4-5.

5. Мчедлова М.М. Диалог цивилизаций и эвристические возможности цивилизационной теории: новые оттенки понятий для новых явлений // Россия в современном диалоге цивилизаций. М., 2008. С. 121.

6. Методологические аспекты политической науки: коллективная монография. М., 2011.

7. Логинов А.В. Власть и вера: Государство и религиозные институты в истории и современности. М., 2005.

8. Мчедлов М.П., Митрохин Л.Н., Логинов А.В. и др. О социальной концепции русского православия. М., 2002. С. 70.

9. Обращение дискуссионного клуба ВРНС к мыслящим людям России: «Верим в себя, свой народ, свою цивилизацию!». www.vrns. ru/news/1472.

10. Православие в России: прошлое и настоящее. Пресс-выпуск № 2451 www.wciom.ru/index.php?id=459&uid=114598.

11. Российское государство: опыт философского прочтения. М., 2012. С. 23.

12. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2008. С. 56.

13. Максимов Ю. Церковь и государство: возможна ли симфония? // Православие и современность. 2008. № 7. С. 34.

14. Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации 29.12.2009. www.patriarchia.ru/db/text/980244.html.

15. Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 г. «О взаимоотношениях Церкви с государством и светским обществом на канонической территории Московского Патриархата в настоящее время». www.patriarchia.ru/db/text/530460.html.

16. Федеральный закон от 26.09.1997 №2 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». www.base.garant.ru/171640/1/#block_100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.