Научная статья на тему 'Цивилизационные ценности армянского общества в ответ на глобальные вызовы человеческой цивилизации'

Цивилизационные ценности армянского общества в ответ на глобальные вызовы человеческой цивилизации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
335
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / АРМЯНСКИЙ НАРОД / НАЦИОНАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ / НКР / ДИАСПОРА / БАРХАТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / GLOBALIZATION / ARMENIAN NATION / NATIONAL-CIVILIZATIONAL VALUES / REPUBLIC OF ARMENIA / NKR / DIASPORA / VELVET REVOLUTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вардумян Гоар Дерениковна, Вардумян Сурен Дереникович

На современном этапе всемирных процессов глобализации особо важными становятся общечеловеческие ценности, состоящие из множества национальных ценностей. Генофонд, территория и население, государство и экономика, социальная, общественная и культурная сферы представляют собой национальные ценности армянского народа, а их сохранение и развитие являются важнейшими предпосылками для национальной безопасности как на родине, так и в диаспоре. Особо значимую роль в перманентном процессе обеспечения необходимых условий для национальной безопасности армянского народа и армянской государственности в сложнейших и противоречивых условиях глобализации третьего тысячелетия предстоит играть молодежи, составляющей активное и созидательное ядро нынешнего армянства. Молодое поколение, будучи главным наследником многовековой культуры, призвано сохранить ценности и традиции армянской цивилизации и тем самым обеспечить дальнейший путь армянского народа в истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civilizational Values of the Armenian Society in Response to the Global Challenges of Human Civilization

At the present stage of world globalization processes, universal human values, consisting of a multitude of national values, are becoming especially important. The territory and population, the state and economy, social, public and cultural spheres of life are national values of the Armenians, and their preservation and development are the most important prerequisites for national security, both in their homeland and in the Diaspora. A particularly significant role in the permanent process of ensuring the necessary conditions for the national security of the Armenian people and Armenian statehood, in the most complicated and contradictory conditions of the globalization in the III millennium, is to be played by young people who constitute the active and creative core of nowadays society. The young generation, being the main heir to the centuries-old culture, is designed to preserve the values and traditions of the Armenian civilization and, thus, ensure the future path of the Armenian people in history.

Текст научной работы на тему «Цивилизационные ценности армянского общества в ответ на глобальные вызовы человеческой цивилизации»

Цивилизационные ценности армянского общества 2

в ответ на глобальные вызовы человеческой цивилизации ^

Вардумян Г. Д.1, *, Вардумян С. Д.2 [ц

1 Институт истории Национальной академии наук, Ереван, Республика Армения; * gohar.vardumyan@gmail.com О

2 Ереванский государственный университет языков и социальных наук им. В. Я. Брюсова, Ереван, Республика ^ Армения

РЕФЕРАТ

На современном этапе всемирных процессов глобализации особо важными становятся общечеловеческие ценности, состоящие из множества национальных ценностей. Генофонд, территория и население, государство и экономика, социальная, общественная и культурная сферы представляют собой национальные ценности армянского народа, а их сохранение и развитие являются важнейшими предпосылками для национальной безопасности как на родине, так и в диаспоре. Особо значимую роль в перманентном процессе обеспечения необходимых условий для национальной безопасности армянского народа и армянской государственности в сложнейших и противоречивых условиях глобализации третьего тысячелетия предстоит играть молодежи, составляющей активное и созидательное ядро нынешнего армянства. Молодое поколение, будучи главным наследником многовековой культуры, призвано сохранить ценности и традиции армянской цивилизации и тем самым обеспечить дальнейший путь армянского народа в истории. Ключевые слова: глобализация, армянский народ, национально-цивилизационные ценности, Республика Армения, НКР, диаспора, Бархатная революция

Civilizational Values of the Armenian Society in Response to the Global Challenges of Human Civilization

Gohar D. Vardumyan a> *, Suren D. Vardumyanb

a Institute of History, National Academy of Sciences, Yerevan, Republic of Armenia, * gohar.vardumyan@gmail.com b Yerevan State University of Languages and Social Sciences, Yerevan, Republic of Armenia

ABSTRACT

At the present stage of world globalization processes, universal human values, consisting of a multitude of national values, are becoming especially important. The territory and population, the state and economy, social, public and cultural spheres of life are national values of the Armenians, and their preservation and development are the most important prerequisites for national security, both in their homeland and in the Diaspora. A particularly significant role in the permanent process of ensuring the necessary conditions for the national security of the Armenian people and Armenian statehood, in the most complicated and contradictory conditions of the globalization in the III millennium, is to be played by young people who constitute the active and creative core of nowadays society. The young generation, being the main heir to the centuries-old culture, is designed to preserve the values and traditions of the Armenian civilization and, thus, ensure the future path of the Armenian people in history.

Keywords: globalization, armenian nation, national-civilizational values, Republic of Armenia, NKR, diaspora, Velvet revolution

На современном этапе всемирных сложных и противоречивых процессов глобализации, с одной стороны, региональных столкновений на религиозной и/или конфессиональной основе — с другой, особую значимость приобретают общечеловеческие и на их фоне общецивилизационные ценности, сформированные на основе территориальных, этнических, культурных и других собирательно-комплексных ценностей различных народов и народностей, состоящие, в свою очередь, из великого множества локально-национальных ценностей.

В многоцветной палитре общецивилизационных ценностей особое и достойное место занимают армянские национально-цивилизационные ценности1, истоки которых идут в глубь тысячелетий, где испокон веков питались из древнейших цивилизаций. В географическом отношении культура и национально-цивилизационные ценности армянства сформировались и развивались на активном перепутье западных и восточных, северных и южных культур — на Армянском Нагорье и в близлежащих областях, а в наше время армяне распространены по всему миру2, т. к. их носители

1 Первоначальную версию данной статьи см. [6].

2 См.: Hewsen R. H. Armenia: A Historical Atlas, University of Chicago Press, 2001 [Электронный ресурс]. URL: https://www.press.uchicago.edu/Misc/Chicago/332284.html (дата обращения: 01.11.2018). Находясь на стыке

< по воле исторической судьбы разбросаны по всей армянской диаспоре, центром притяжения имея ^ армянскую государственность в лице Республики Армения и НКР/Республики Арцах. s Об армянах, как о древнем народе, об истории Армении и богатой армянской культуре со-о хранилось множество сведений еще с древнейших времен, начиная с шумеро-аккадских, хетто-с хурритских, ассиро-вавилонских источников, а затем из трудов античных (греко-римских) и средневековых авторов (как местных, так и иностранных). Немало исследований и современных специалистов, однако какие именно национально-цивилизационные ценности служили главными факторами формирования и развития армянской нации, ее выживания в труднейших исторических перипетиях в течение тысячелетий, — ответы на эти вопросы остаются открытыми, а их научное обоснование является актуальным и неотложным в условиях современных сложнейших глобализационных процессов. В данной статье делается попытка выявить и охарактеризовать национальноцивилизационные ценности армянской нации в рамках триединства Республики Армения — НКР/Арцаха — Диаспоры/Спюрка как в историческом, так и в современном аспектах.

Основополагающими национально-цивилизационными ценностями армянства являются:

а) Генофонд, уходящий корнями в глубокую древность. Генетика армян, принадлежащих ар-меноидному антропологическому типу европеоидной расы, согласно новейшим исследованиям, соответствует популяции исторической территории Армении, и армяне — прямые потомки древнего населения Армянского нагорья1. По данным исследований группы генетиков из Института Сенгера, геномного исследовательского центра в Кембриджшире (Англия), армянская генетическая популяция сложилась еще в III тыс. до н. э., в период одомашнивания лошади, появления колесниц и развитых цивилизаций Ближнего Востока, и армянский генетический кластер образовался на базе популяций Ближнего Востока, Кавказа и Европы2. И, несмотря на сложнейшую историческую судьбу, генофонд армян в большей или меньшей степени сохранился на тех территориях, где в течение тысячелетий, с самого начала своего генезиса, жили армяне и где протекала история армян. Это — Великая Армения, Малая Армения, Софена, Коммагена, Киликия, т. е. исторически армянский этнос занимал огромную, но компактную территорию между Черным, Каспийским и Средиземным морями. Нынешная Армения территориально намного меньше, но армяне сейчас народ «глобализованный», поскольку распространены по всему земному шару и проживают в более чем двадцати странах мира, причем в самой Армении живет около 3 млн, а в разных странах — около 12 млн армян, т. е. большая часть народа живет вне пределов Армении. Это серьезная угроза для генофонда нации, которая может раствориться в чужих национальных средах, где оказалась по воле судьбы, однако реальность показывает, что армянская диаспора в разных странах мира сохраняет национальную идентичность благодаря своим культурным ценностям, традиции которых помогают не только выжить вне родины, но и создать свою среду в другой стране, будь она в Европе, Азии, Америке или Австралии.

б) Территория и население, сохранение которых является первичной предпосылкой для сохранения генофонда и выживания любой нации. По причине известных событий прошлого тысячелетия, и особенно прошлого века, — вражеских нашествий, насильственных выселений, геноцида, а также других неблагоприятных, зачастую губительных историко-политических процессов

Европы и Азии, Армения в прошлом была местом скрещивания разных культур, играла роль посредника между разными цивилизациями Древности и Средневековья, особенно в период Великого шелкового пути (II в. до н. э. — XV в. н. э.), когда армянские купцы вели торговлю по всей длине сухопутной дороги, начиная с Китая и Индии до Британских островов [5; 11]. А в более поздние века (XVI-XVIII) армянские купцы Новой Джульфы создали глобальную торговую сеть от Индийского океана до Средиземноморья, работали в Исфахане, Лондоне, Амстердаме, Маниле, Акапулько и в других городах на разных континентах мира, став единственной евразийской общиной, сотрудничавшей со всеми империями того времени (см.: Aslanian S. From the Indian Ocean to the Mediterranean: The Global Trade Networks of the Armenian Merchants from New Julfa, University of California Press, 2014 [Электронный ресурс]. URL: https://www.ucpress.edu/book/9780520282179/from-the-indian-ocean-to-the-mediterranean (дата обращения 01.11.2018); Danielyan E. L., Armenia: Civilizational Vector in the history of of the Divelopment of the Silk Road /Fundamental Armenology, ISSUE 1 (5) 2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.fundamentalarmenology.am/Article/12/452/Great%20Armenia.html (дата обращения: 01.11.2018)).

1 В последнее время генетика армян заинтересовала многих специалистов Запада, из исследований которых см.: Генетическая история армян [Электронный ресурс]. URL: http://paleocentrum.ru/science/geneticheskaya-istoriya-armyan.html (дата обращения: 01.11.2018); Eight Millenia of Matrilineal Genetic Continuity in the South Caucasus // Current Biology. Vol. 27. ^е 13. July 2017. P. 2023-2027/ E. 7[Электронный ресурс]. URL: https:// www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0960982217306954 (дата обращения: 01.11.2018).

2 См.: Haber M., Mezzavilla M., Gasparini P., Zalloua P., Tyler-Smith C. Genetic Evidence for an Origin of the Armenians from Bronze Age Mixing of Multiple Populations, 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://www.biorxiv.org/ content/biorxiv/early/2015/02/18/015396.full.pdf (дата обращения: 01.11.2018).

и военно-стратегических факторов — армяне потеряли большую (9/10) часть своих исконно исто- < рических территорий и большую часть населения, которое или было истреблено, или вынужденно ^ мигрировало в другие страны. Преобладающая часть земель исторической Армении с абсолютно s всеми своими богатствами была отнята у народа, выжившая чудом малая часть которого разроз- § ненными потоками беженцев начиная с последней четверти 19-го и первой четверти 20-го столетий с отчасти сконцентрировалась на территории независимой первой Республики Армения, а в последующем — в сформированной в пределах Закавказской Федерации (вошедшей в дальнейшем в состав СССР) Советской Армении, занимавшей северо-восточную окраину некогда Великой Армении [8, 20]1. Карабахская освободительная борьба против 70-летней азербайджанской экспансии за национальное самоопределение армянского народа на территории исторического Ар-цаха, которая стала возможной лишь после развала СССР, призвана была доказать, что у армян-ства не угасло стремление к возврату потерянной отчизны, что армяне способны бороться за свои исторические земли и победить! С другой стороны, через 100 лет после геноцида армян в Османской империи Армянский суд («Ай Дат») не добился своей даже относительно удовлетворительной развязки (satisfaction), однако сохранение территории и народонаселения — в качестве основополагающих национальных ценностей, благодаря Арцахским победам начала 1990-х, направлено на освоение и укрепление уже достигнутого в настоящем и на восстановление потерянного в результате геноцида — в будущем.

в) Государство, которое испокон веков являлось институтом защиты национальных интересов. Армянское государство берет начало с древних царских династий Айкидов (Айказуняц) в Великой и Малой Армении, Урартских (Араратских) царей, Ервандидов и Арташесидов, во времена Тигра-на II Великого став могучей империей. В Средние века царские дома Аршакидов и Багратидов, а затем и Киликийских династий продолжают армянскую государственность, а в позднее Средневековье — множество княжеских родов, вплоть до независимых меликов Нагорного и Равнинного Арцаха2. Однако из истории Армении известно, насколько тяжело было состояние народа без национального государства, квинтэссенцией которого явилось нестерпимое положение армян в Османской империи, веками порабощенных и вконец истребленных и изгнанных с собственной родины в результате геноцида, организованного властями младотурок республиканской Турции в 1915 г. [3; 4; 9; 10; 16; 17]3. Далее, после двухлетнего существования восстановленной армянской государственности — Первой Республики (1918-1920) и ее драматического падения4, Армения была включена в 1922 г. в состав Советского Союза в статусе союзной республики. За 70 относительно мирных лет советской власти национальные ценности в Армении пережили пусть идеологизированное и однобокое, но в определенном смысле созидательное развитие. А после исторических арцахских побед на карте мира появилось второе армянское государство — Нагор-но-Карабахская Республика5 (сейчас Республика Арцах), которая рука об руку с Республикой Армения строит свою пока непризнанную, но более чем достойную на существование государственность. В настоящее время, став (хотя бы номинально) хозяином свободной и независимой государственности, страна стремится развиваться по демократическому пути, однако не менее важным является фактор сохранения хрупкого мира в регионе, лишь благодаря которому Армения и Арцах смогут развиваться относительно соразмерно современным критериям качественного социально-экономического и общественного прогресса.

г) Культура, сохранение и развитие которой включает в первую очередь сохранение системы ценностей прошлого и лишь потом уже гармоничное сосуществование традиционных и современных ценностей, а также обеспечение самобытно-комплексных материальных и духовных ценностных ориентаций на будущее. Истоки армянской культуры берут начало с незапамятных времен и отличаются самобытностью и богатством, о чем свидетельствуют многочисленные артефакты

1 См. также: Сароян Г. А. История армянского народа (в кратком изложении), Краснодар : Фамилия, 2015 [Электронный ресурс]. URL: http:// ги881а-агтеп1а.1^о/.../ИСТОРИЯ%20АРМЯНСКОГО%20НАРОДА.рс^ (дата обращения: 01.11.2018).

2 Об Армении. История. Армения — страна древней и богатой истории [Электронный ресурс]. URL: https:// www.mfa.am/ru/history/ (дата обращения: 01.11.2018).

3 См. также: Нерсисян М. Г., Саакян Р. Г. Геноцид армян в Османской империи. Сборник материалов и документов [Электронный ресурс]. URL: http://www.genociCe.ru/lib/nersisyan/genociCe.htm (дата обращения: 01.11.2018).

4 См.: Сваранц А. Первая Республика Армения: Триумф и трагедия [Электронный ресурс]. URL: http:// noev-kovcheg.ru/mag/2012-09/3242.html (дата обращения: 01.11.2018).

5 Армения. Республика Арцах: история и современность [Электронный ресурс]. URL: //www.google.com/ search?q-республика+армения+и+нагорный+карабах (дата обращения: 01.11.2018).

< и археологические находки [2; 7; 13; 14; 15; 18; 19]. Она, как и любая другая национальная куль-^ тура, является самодостаточной системой, однако не отгорожена от внешних воздействий и с те-s чением времени, естественно, была подвержена различным чужеродным влияниям. Культура се-о годняшнего дня в Армении и Арцахе — яркое тому подтверждение. В результате глобальных с процессов бурным и не всегда чистым потоком в национальную среду поступают и расслаиваются (не успевая раствориться) чуждые, доселе неизвестные армянскому обществу «культурные ценности». Однако глобализация имеет и свои позитивные стороны для армянской культуры. Реальность показывает, что живущие в разных концах света армяне своей самобытной системой ценностей непосредственно сильно или опосредованно слабо влияют на те культуры и общественные среды, в которых проживают и совместно развиваются. В результате подобной взаимообогаща-ющей культурной коммуникации возникают качественно новые явления, присущие современной цивилизации повсюду, во всех странах мира. Следовательно, в армянском обществе, будь то в метрополии или диаспоре, в условиях созидательного сосуществования традиционных и современных, самобытных и перенятых извне культурных ценностей может быть обеспечена в меру толерантная современная культура, синтезирующая креативую и инновационную деятельность общества, что и наблюдается в годы нового III тысячелетия.

д) Экономико-управленческая, социальная и общественная области, реконструктивное восстановление и форсированное развитие которых чрезвычайно актуально, т. к. без них невозможно выживание нации на своей родине. После развала Советского Союза во всех бывших советских республиках создались тяжелейшие социально-экономические условия, которые инициировали определенные брожения и в общественной жизни. Изменились политические условия, экономическая формация, системы и принципы управления как государством, так и экономикой1, в результате чего спонтанно или запрограммированно возникли большие и малые очаги вооруженных конфликтов во многих регионах на территории бывшего СССР, в том числе и конфликт в НКР/Арцахе, невольными участниками которого стали как граждане Армении, так и соотечественники из диаспоры. В то же время в результате беспрецедентной за последние сто лет консолидации сил и воли всех частей и слоев армянства народ одержал славную победу и освободил одну малую, но очень важную часть армянских исторических земель. Однако почти четверть века независимой государственности Республики Армения и НКР/Арцаха имели место и продолжают будоражить армянское общество весьма отрицательные явления, нависшие как дамоклов меч над народом, отстранение которых может быть возможно лишь посредством восстановления и повышения экономической, социальной и общественной обеспеченности. Опасность возобновления широкомасштабной войны с противником (апрельская четырехдневная вспышка военных действий 2016 г. — тому подтверждение2), недостаточно обеспеченная жизнь преобладающей части населения, неуверенность в завтрашнем дне даже у обеспеченных слоев населения и многие другие отрицательные факторы нынешней жизни в Армении и Арцахе приводят ко все нарастающей эмиграции, опустошающей родину.

е) Диаспора, сформированная в течение веков и особенно за прошлое столетие как результат Геноцида армян как в Западной Армении, входившей в состав Османской империи, так и после развала последней, вплоть до 1923 г., на территории вновь сформированных республиканской Турции и мусаватистского Азербайджана. Вследствие этих преступных и трагических событий армяне, изгнанные со своей исторической родины, были вынуждены найти пристанище во многих странах Ближнего Востока, а также эмигрировать в Россию и в страны Европы, в дальние страны Азии, Америки и даже в Австралию [1]3. В постсоветское время армянская диаспора «дополнилась» эмигрировавшими из Республики Армения и НКР новыми потоками переселенцев, вследствие чего демографическое положение стало таковым, что сейчас де-факто больше армян проживает в диаспоре (более 8 млн человек, из которых чуть более 2 млн — в Российской Федерации, свыше 1,5 млн — в США и около 1 млн — во Франции), чем в метрополии, т. е. в двух армянских республиках4. Последнее парадоксальное и беспрецедентное в истории нашего народа обстоятельство

1 См.: Институт социальных наук [Электронный ресурс]. URL: http://mskisn.ru/about_the_university/history/ (дата обращения: 01.11.2018).

2 Дарбинян Г. Четырехдневная апрельская война: победа или поражение [Электронный ресурс]. URL: https:// inosmi.ru/politic/20170407/239075068.html (дата обращения: 01.11.2018).

3 См. также: Atabekyan H. The Armenian Diaspora. Exploring its Legacy for the future [Электронный ресурс]. URL: https://www.evnreport.com/economy/the-armenian-diaspora (дата обращения: 01.11.2018); Tölölyan Ch., Papazian T. Armenian Diasporas and Armenia: Issues of Identity and Mobilization [Электронный ресурс]. URL: https:// journals.openedition.org/eac/565?lang=en (дата обращения: 01.11.2018).

4 Армяне мира. Численность армян в мире. Население Армении, 2014 [Электронный ресурс]. URL: https:// arm-world.ru/ludi/204-chislennost-armyan-v-mire.html (дата обращения: 01.11.2018); Conference on Demographic

настоящего времени не может не отразиться на качестве развития и дальнейших внутренних < трансформациях в различных сегментах армянской нации (если условно классифицировать ее по ^ языковому признаку на западную и восточную), характеризующихся многообразием особенностей s как в укладе жизни, так и в менталитете. Создавшийся «демографический нонсенс» в последние § годы частично сгладился за счет вынужденной миграции в Армению почти 20 тыс. армян-беженцев с из Сирии, часть которых, к сожалению, не сумев своевременно и безболезненно адаптироваться к местным условиям, некоторое время спустя реэмигрирует в страны Европы и Америки.

Проблемы армянского (как и любого другого) современного общества невозможно представить вне контекста самого стремительного и неотвратимого из всемирных цивилизационных процессов явления III тысячелетия — глобализации. Благодаря глобальному развитию и повсеместному распространению высоких, информационных и телекоммуникационных технологий, мир стал гораздо более воспринимаемым и доступным. Глобализация (или, как часто ее переименовывают, европеизация, американизация или западизация/ вестернизация), как новое и массовое явление, имеет и положительные, и отрицательные стороны. Сегодняшний этап глобализации положителен для армянского народа, поскольку предоставляет широкие возможности различным частям соотечественников, рассеянных по всему миру, свободно и оперативно общаться как между собой, так и с родиной.

С другой стороны, в настоящее время оба армянских государства окончательно включились в сферу глобальных процессов, вместе с которыми в Армению и Арцах хлынули многие разношерстные мнимые ценности, которые нельзя назвать цивилизационными по сути. Они зачастую абсолютно неприемлемы с точки зрения местных национальных традиций, менталитета, характера мышления и правил бытия вообще. Время, конечно, скорректирует их, и многие из этих «ценностей» и отрицательных для нас явлений выплеснутся наружу или садаптируются в призме армянской системы ценностей, присущей нашему традиционному, но в тоже время осовремененному образу жизни. В деле сохранения национальных ценностей велика роль армянского общества и в особенности интеллигенции — как более сознательного и созидательного носителя этих ценностей и их продолжателя из поколения в поколение. И армянское общество, как в диаспоре, так и на родине, должно глубоко осознать значимость веками сохраненных национальных ценностей и иметь самое активное участие в процессах их рационального обновления и бережной передачи потомкам.

Какова же армянская государственность на сегодняшнем этапе глобализационных процессов, спустя чуть более 2 тыс. лет от Рождества Христова и 1717 лет после принятия христианства, через 104 года после трагически судьбоносного геноцида армян младотурками в 1915 году, осенью 2018 года ознаменовавшая столетие восстановления государственности и праздновавшая 28-летие Декларации независимости 1990 года?1 Каково на сегодняшний день армянское общество, победившее в Карабахской войне и впервые за много лет вернувшее нации часть отнятых у нее жизненно важных исторических территорий; общество, строившее независимую государственность, стараясь руководствоваться демократическими принципами, стремившееся формировать гражданское общество и отражавшее многие локальные и глобальные вызовы современности, а также, наконец, совершившее беспрецедентную в глобальном масштабе бескровную, ненасильственную Бархатную революцию с лозунгами о любви и солидарности2 и переживающее в настоящее время довольно сложную переходную фазу к истинному народовластию.

Этим трансформационным процессам зачастую сопутствовали и различные тревожные, но объективные оценки армянской общественности, которые по каналам СМИ и социальных сетей насаждались и в определенной мере продолжают насаждаться в массовое сознание небезразличных к состоянию в обществе людей. А обобщенно звучали и выглядели эти формулировки подобно тому, что «Наше общество больно!», и многие из нас, казалось бы, особенно до Бархатной революции были согласны с подобной характеристикой состояния армянского общества. Тем более бывало «утешительно», что, например, российский телеэфир в свою очередь тоже вещает, что и российское общество не особо «пышет здоровьем», Евроньюс каждодневно трезвонит об общественных болячках и проблемах во всех странах Евросоюза и вокруг него... В конце концов, в такой богатой и, козалось бы, благополучной стране, как США, что ни день, то убийства в престижных

Challenges in the Republic of Armenia. UNFPA, The United Nations Population Fund. Ministery of Labor and Social Issues. Conference Materials. Yerevan, 2013 [Электронный ресурс]. URL: https://armenia.unfpa.org/sites/default/ files/pub-pdf/demographic-conference-materials.pdf (дата обращения: 01.11.2018).

1 Декларация о независимости Армении, 1990 [Электронный ресурс]. URL: http://www.gorby.ru/userfiles/ armenia.pdf (дата обращения: 01.11.2018).

2 «Бархатная революция» в Армении. Как это было. Настоящее время [Электронный ресурс]. URL: https:// www.currenttime.tv/a/29187295.html (дата обращения: 01.11.2018).

< учебных заведениях или массовые волнения населения в тихих провинциальных городках на рас-^ совой почве... и прочие ставшие хроническими общественные катаклизмы! Что же дальше? Сле-^ дует ли из всего вышесказанного, что диагностируемая «болезнь» является хроническим состоя-§ нием обществ, зараженных этим «вирусом третьего тысячелетия» в самых различных по своим с характеристикам странах на всех континентах, исключая Антарктиду, где просто нет стран и постоянно проживающего населения? А может, в неизвестных нам «счастливых» странах Азии, Африки и Австралии с Океанией общества каким-то чудом обрели необходимый иммунитет и не «хворают более»? Трудно наверняка что-либо утверждать хотя бы потому, что во многих некогда зажиточных и благополучных странах из-за войн и других конфликтов уже не об общественном здоровье думают, а мечтают об элементарном мире, социальном спокойствии и гражданской солидарности! И возникает целый ряд вопросов: почему, в результате каких политических, социально-экономических и других причин нация или общество может «заболеть», какие внешние и внутренние факторы вызывают «болезнь» и как она выражается и т. д. и т. п.?

Интересно, что еще в V в. отец армянской историографии Мовсес Хоренаци в своей «Истории Армении» затрагивал проблему нездорового состояния армянского общества в результате утраты собственных правителей. В известном «Плаче об утрате Армянского царства родом Аршакуни и патриаршества — родом святого Григора» Мовсес Хоренаци пишет о том периоде истории Армении, когда на светском и духовном престолах страны восседали не армянские, а персидские са-санидские правители. Он пишет: «Оплакиваю тебя, Армянская страна, оплакиваю тебя, благороднейшая из всех северных (стран), ибо отняты у тебя царь и священники, наставник и учитель; потревожен мир, укоренился беспорядок, пошатнулась правоверность, невежество утвердило иноверье» [12, с. 212]. Уже с заглавия и первых строк очевидно, что историк чрезвычайно озабочен судьбой родной страны из-за утраты своего царя и своего пастыря, в результате чего народ находится под чужим политическим господством: «Сокрушаюсь по тебе, армянская церковь, утратившая красу алтаря, лишенная отважного пастыря и его сподвижников. Не вижу более твое разумное стадо, пасущимся на зеленом лугу и у вод отдохновения или собранным в овчарню и защищенным от волков, но (вижу) рассеянным по пустырям и крутизнам гор» [Там же]. И это в стране, которая первой в мире приняла христианство в качестве государственной религии всего век назад (в 301 г.) и была факелоносцем новой веры. Естественно, что утрата собственного царства не могла не привести к изменениям в обществе, в частности, к отчуждению от своих ценностей и не только от церкви. Дальнейшее описание показывает, что в результате этого в стране царит беспорядок, космос уступает место хаосу, в разных слоях армянского общества все меняется к худшему, потому: «Монахи лицемерные, чванливые, тщеславные, предпочитающие почести Богу... Наставники безграмотные и самодовольные, присвоившие свой сан, а не призванные Богом, избранные при помощи серебра, но не Духом... Ученики нерадивые в учении и скорые на поучения... Простолюдины дерзкие, непокорные... Начальники мятежные, приспешники воров, скаредные... Судьи бесчеловечные, лживые, обманщики, взяточники, не чтущие закон... И полная утрата всеми любви и стыда» [Там же, с. 214]. И все это потому, что чужеродные «властвующие цари — жестокие и злобные, налагающие тяжкое бремя и издающие невыносимые приказы, управители — немиротворящие, безжалостные; друзья — изменившие, а враги — обретшие могущество; вера — проданная на суетную жизнь» [Там же, с. 214-215].

Каков урок из этих описаний Мовсеса Хоренаци? Основная идея заключается в том, что страна не должна быть под чужим игом, в ней должен править свой правитель, и тогда народ пойдет за своим пастырем и общество оздоровеет. Правда, некоторые характеристики разных слоев общества и сейчас наблюдаются во многих странах мира, в том числе и в Армении, но после Бархатной революции с лозунгами о любви и солидарности (о потере которых так скорбил Мовсес Хоренаци) народ полон надежд, что хаос отступит и опять воцарит космос. И еще одно обстоятельство: будучи маленькой страной в положении блокады, в состоянии полумира-полувойны, армяне просто обязаны иметь крепкое и сплоченное общество, неразделенное на «черных» и «белых»! Ведь общество тоже живой организм, который также нуждается в постоянной саморегенерации, периодической морально-психологической реабилитации, обновлении и очищении.

С другой стороны, надо признать, что подобные нещадные диагнозы болезненного состояния армянского общества приводили к тому, что молодежь, узнав о почти безысходном положении дел в собственной стране, естественно, искала более «здоровую среду» проживания и развития и в надежде найти их на чужих берегах покидала родину и уезжала куда глаза глядят. Где выход и какие формы «излечения» еще следует искать, особенно в уже «исключительный послереволюционный» период бурных и не всегда до конца обдуманных, а порой просто спонтанных институциональных реформ и оперативных управленческих решений? Может, следует начать с радикальных

экономических реформ и кардинального улучшения социальных условий людей? И как только они < начнут по-человечески жить, общество станет «здоровым»? Когда народ сможет достойно жить ^ в своей родной стране и не будет по порочной инерции искать лучшую долю на чужбине? Когда s народ станет не декларированным, а истинным хозяином собственной страны? Когда в конце § концов сформируется здоровый и крепкий хребет армянского общества — многочисленный сред- с ний класс, живущий самодостаточной созидательной жизнью? Ведь эта формула давно претворена в жизнь в нескольких десятках весьма благополучных стран на всех континентах!

Вышерассмотренные насущные вопросы жизненно важны, а поиски ответов на них актуальны и затрагивают интересы всех слоев общества в Республике Армения и НКР/Арцахе. В то же время под натиском каждодневных забот по выживанию народ уже проявляет действенный интерес к негативным общественным явлениям и принимает активное участие в решении наболевших социально-экономических и иституционально-управленческих проблем. Особенно молодое поколение, полное жизненных сил и созидательного оптимизма, в постоянном поиске выходов из, казалось бы, безвыходных социальных и общественных ситуаций уже непримиримо борется с несправедливостью, все еще терзающей все области общественного бытия в современной армянской действительности. Об этом свидетельствует ставшее уже новейшей историей активное участие городской молодежи Армении в периодических массовых акциях протеста за последние 2-3 года, а также в весенней Бархатной революции 2018 г. и в последующих массовых акциях. При этом молодежь проявляет высокую степень гражданской сознательности и самоорганизации, ведя за собой людей всех возрастных групп. Это сильно обнадеживает, свидетельствуя о том, что в сегодняшней армянской молодежи не только Армении, но также глобального армянского мира доминирует то здоровое, рациональное, солидарное и созидательное зерно национальной гражданственности, которое, созревая, уже дает ростки нового бытия с обновленными ценностями, которые и обеспечат актуализированное национально-цивилизационное качество нового армянского мира и армянства начала нового — третьего тысячелетия.

Литература

1. Айвазян О. Энциклопедия армянской диаспоры. Т. 1. Ереван: Армянская энциклопедия, 2003 /на арм. яз.

2. Армяне / Институт этнологии и антропологии РАН. М. : Наука, 2012.

3. Барсегов Ю. Г. Геноцид армян: ответственность Турции и обязательства мирового сообщества. Т. 1, М., 2003. Т. 2, М., 2005.

4. Барсегов Ю. Г. Геноцид армян — преступление перед человечеством. О правомерности термина и юридической квалификации. Ереван : Айастан, 1990.

5. Вардумян Г. Д. Армения на Великом шелковом пути. Материалы III Международной научно-практической конференции «Историко-культурное наследие Великого шелкового пути и продвижение туристских дести-наций на Северном Кавказе», Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, 2017. С. 13-17.

6. Вардумян Г. Д., Вардумян С. Д. Национально-цивилизационные ценности армянства и армянское общество на старте III тысячелетия // Материалы международного научного форума «Проблемы национальной безопасности в условиях глобализации и интеграционных процессов (междисциплинарные аспекты)», Российско-армянский (Славянский) университет, Ереван : Издательство РАУ, 2016. С. 189-197.

7. Гоян Г. 2000 лет армянского театра. Т. 1: Театр древней Армении. Т. 2: Театр средневековой Армении. М. : Искусство, 1952.

8. История армянского народа. С древнейших времен до наших дней. Ереван : Ереванский гос. ун-т, 1980.

9. Киракосян Дж. Геноцид армян: ответственность Турции и обязательства мирового сообщества. Т. 1, М., 2003. Т. 2, М., 2005.

10. Киракосян Дж. Младотурки перед судом истории. Ереван : Айастан, 1989.

11. Мартиросян А. На Великом шелковом пути, Ереван : Гитутюн, НАН РА, 1998.

12. Мовсес Хоренаци. История Армении / перевод с древнеармянского языка, введение и примечания Г. Х. Саркисяна/. Ереван : Айастан, 1996.

13. Пиотровский Б. Б. Искусство Урарту (VIII-VI вв. до н. э.). Л. : Гос. Эрмитаж, 1962.

14. Тревер К. В. Очерки по истории культуры древней Армении (II в. до н. э. — IV в. н. э.). М.-Л. : Изд. АН СССР, 1953.

15. Чалоян В. К. Армянский ренессанс. М., 1963 (второе издание: Ереван, 2016).

16. Hovannisian R. G. Remembrance and Denial: The Case of the Armenian Genocide, Wayne State University Press, 1998.

17. Hovannisian R. G. The Armenian Genocide: History, Politics, ЕШ^, Palgrave Macmillan, 1992.

18. Nersessian V., Greenwood T. Art of the Armenians, Sam Fogg, 2004.

19. Stone N., Stone M. E. The Armenians: Art, Culture and Religion, Chester Beatty Library, 2007.

20. The Armenian People From Ancient to Modern Times. V. I: The Dynastic Periods: From Antiquity to the Fourteenth Century; V. II: Foreign Dominion to Statehood: The Fifteenth Century to the Twentieth Century (Ed. By Richard G. Hovannisian). Palgrave Macmillan, 2004.

< Об авторах:

Вардумян Гоар Дерениковна, кандидат исторических наук, ведущий научный сотруд-х ник Института истории Национальной Академии наук, доцент Ереванского государственного о университета языков и социальных наук им. В. Я. Брюсова (г. Ереван, Республика Армения); с gohar.vardumyan@gmail.com

Вардумян Сурен Дереникович, кандидат экономических наук, эксперт по институциональному управлению, доцент Ереванского государственного университета языков и социальных наук им. В. Я. Брюсова (г. Ереван, Республика Армения); suren_vard@mail.ru

About the authors:

Gohar D. Vardumyan, PhD in History, Leading Researcher of the Institute of History of the National Academy of Sciences, Associate Professor of Yerevan V. Brusov State University of Languages and Social Sciences (Yerevan, Republic of Armenia); gohar.vardumyan@gmail.com

Suren D. Vardumyan, PhD in Economics, Expert in Institutional Management, Associate Professor of Yerevan V. Brusov State University of Languages and Social Sciences (Yerevan, Republic of Armenia); suren vard@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.