Научная статья на тему 'Цивилизационные сценарии развития России (окончание)'

Цивилизационные сценарии развития России (окончание) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
429
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИЯ / РОССИЯ / ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ПРАВОСЛАВНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ЕВРАЗИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / CIVILIZATION / RUSSIA / WESTERN CIVILIZATION / ORTHODOX CIVILIZATION / EURASIAN CIVILIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Харин А. Н.

В современном мире важную роль играет цивилизационный фактор. В связи с этим перед Россией стоит задача формирования цивилизационной идентичности. Проблема заключается в том, что существует несколько сценариев цивилизационного развития. Их рассмотрению и посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVILIZATION SCENARIOS OF DEVELOPMENT OF RUSSIA

In the modern world plays an important role civilization factor. In this connection before Russia a task stands forming of civilization identity. A problem consists in that, that exists a few scenarios of civilization development. To their consideration and this article is devoted.

Текст научной работы на тему «Цивилизационные сценарии развития России (окончание)»

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ РОССИИ

CIVILIZATION SCENARIOS OF DEVELOPMENT OF RUSSIA

Окончание. Начало в номере 12

А. Н. Харин,

кандидат исторических наук, доцент

В современном мире важную роль играет цивилизационный фактор. В связи с этим перед Россией стоит задача формирования ци-вилизационной идентичности. Проблема заключается в том, что существует несколько сценариев цивилизационного развития. Их рассмотрению и посвящена данная статья.

In the modern world plays an important role civilization factor. In this connection before Russia a task stands forming of civilization identity. A problem consists in that, that exists a few scenarios of civilization development. To their consideration and this article is devoted. Ключевые слова: цивилизация, Россия, Западная цивилизация, Православная цивилизация, Евразийская цивилизация. Key words: Civilization, Russia, Western civilization, Orthodox civilization, Eurasian civilization.

Из современных авторов можно назвать Д.М. Во-лодихина, стоящего на своеобразных неоизоляционистских позициях. Он рассматривает Россию, как самодостаточное государство-цивилизацию. Данная модель предполагает: во-первых, сохранение и развитие социально-культурных отличий от всех остальных цивилизаций, в том числе и от евро-американской; и, во-вторых, создание такой экономической базы, которая позволяла бы России сохранять полную независимость от всего мира и динамично развиваться при этом. А это по большому счету - «укрепление границ», политика «закрытых дверей», то есть изоляционизм 1. Только вне глобализационных процессов Россия и сможет развиваться, по мнению Д.М. Володихина.

Вместе с тем, данный сценарий преимущественно является «изоляционистским», предполагающим сохранение России как самостоятельного «государства-цивилизации», без формирования своего цивилизационного пространства. Более того, автор упускает из виду такой аспект, как рост иных цивилизаций, делающий глобализацию неоднозначным и многоуровневым процессом.

Для А.С. Панарина Россия является особым типом цивилизации, пусть и родственным Западу через античную историю, а также через эпоху Просвещения. Он полагает, что Россия вместе с Востоком может дать вызов современному Западу, навязывающему всему миру свою модель. Конфуцианский и исламский миры уже дают свои ответы на

цивилизационные вызовы. Такой ответ может дать и Россия, имеющая «в своём генезисе первоначально тождественное Западу, но преданное и подавленное им греческое ядро» 2.

Однако, А.С. Панарин не указывает на то, какой должна быть Православная цивилизация, какие страны должны в неё входить. Более исследователя интересует ценностный аспект: противостояние ценностей Запада и православия (как они их порой понимает). Можно выделить только два момента, на которых он акцентирует внимание. Во-первых, это роль российского государства, которое, будучи связанным с христианскими корнями, стоит на стороне слабых против сильных, не позволяя последним давить первых. И это касается не только внутренней политики, но и внешней.

Второй важный момент, который мы можем выделить в «цивилизационной стратегии» А.С. Панарина, это союз с древними восточными культурами В первую очередь с исламским миром и с конфуцианством а так же с Индией. Эти культуры являются носителями Традиции, поэтому и у Православной цивилизации с ними будет больше общего.

Разработкой «Православного проекта» занимается активно и глава Византийского клуба А.М. Малер, который полагает, что центральным моментом наднационального и надгосударственного Православного проекта является идея геополитического единства православных стран. В данный цивилизационный блок могут войти все страны

1 Володихин Д. М. Перспектива тысячелетнего развития Русской цивилизации // Политический класс. - 2007. - № 9. - С. 49.

2 Панарин А. С. Православная цивилизация в современном мире. М., 2003. - С. 483.

ж

РАЗВИТИЕ

Восточной Европы от Греции и Балкан до Кавказа. Прообразом такого объединения может являться идея «Православной конференции» (по аналогии с Исламской конференцией), нашедший воплощение в Межпарламентской ассамблее православия, в которую входят 24 государства.

Достоинства данного проекта, по мнению А.М. Малера, состоят в том, что он позволит избежать таких крайностей, как растворение в либеральном глобализме, удушение в этнонациональном изоляционизме, возникновение евразийского тоталитаризма 1. Это путь возвращения в Европу, точнее в православную и Восточную Европу, а не в либерально-секулярный Евросоюз 2.

С подобными идеями выступает и К. Фролов. Он в своих работах больше внимания уделяет внутриполитическим аспектам, вместе с тем, по его мнению, в реализуемых мировых проектах: неолиберальном (имеющем и протестантские корни) и исламском России уготована роль провинции. И лишь находясь в системе координат восточно-христианской цивилизации «Россия несёт столичные функции, способна быть субъектом, а не объектом мировой политики» 3 Ибо без сильной России страны православной традиции останутся маргиналами в мировой политике, а православие будет отброшено на обочину борьбы идей и смыслов» 4.

Главным ответом на геополитическую катастрофу конца ХХ века, полагает автор, должно стать создание международной Организации Православная конференция со своими политическими и экономическими структурами. Опорой России могут выступать Сербская православная церковь на Балканах, Антиохийский патриархат - на Востоке, Александрийский патриархат распространяет свое влияние в Африке (около 5 миллионов африканцев приняли православную веру, т.е. в Африке наблюдается православный бум). В связи с этим автор предлагает открыть богословский факультет в Российском университете дружбы народов. Кроме того, православные общины существуют в США,

Канаде, Латинской Америке, Европе, Австралии. И всё это пока происходит помимо России.

РПЦ по мысли К. Фролова, выступает и в качестве единственной нерасчлененной структурой на постсоветском пространстве, являющейся своеобразной предпосылкой для объединения распавшейся страны.

Таким образом, по мысли автора. успешные действия российской дипломатии и использование потенциала православия могут привести к тому что Россия окажется в центре православной цивилизации 5.

А.Н. Окара предлагает вместо понятия «Православная цивилизация» категорию «Восточнохристиан-ская цивилизация», в виду неприемлемости первого. Во-первых, А.Н. Окара полагает, что в результате такого названия цивилизация как явление ошибочно приравнивается к религии. Во-вторых, восточное христианство не сводится лишь к православию (например, есть ещё грекокатолики, монофизиты, которых вполне можно отнести к восточнохристианской цивлизации). В-третьих, страны этого мира - сакральные, церковь в них отделена от государства и играет слабую роль (за исключением Греции) 6. В результате правильнее было бы говорить о постправославном сообществе.

К данной цивилизации А.Н. Окара относит те страны Восточной Европы, где «восточное христианство исповедуется подавляющим большинством населения и исторически является основой национальной или государственной идентичности», а также ряд регионов Ближнего Востока, Северной Африки и Северной Америки, являющихся окраинами этого феномена.. Осевыми по мнению автора, являются три страны: Греция, Россия и Украина 7.

Отмечая раскол в современном восточнохристи-анском мире, автор полагает, что на данном этапе даже невозможно создание какого-либо геополитического и геоэкономического блока. Более важным является в данных условиях установление двусторонних и многосторонних отношений меж-

1 Малер А. М. Рождение Православного Проекта. Универсальные ценности ортодоксального христианства между либеральным Западом и тоталитарным Востоком // Политический класс. - 2008. - № 5. - С.19.

2 Малер А. М. Указ. соч. - С. 18.

3 Фролов К. Русская церковь под прицелом «оранжевых технологий» //Политический класс. - 2007. - № 3. - С. 55.

4 Там же.

5 Фролов К. Указ. соч. - С. 55-56.

6 Окара А. Н. В окрестностях Нового Константинополя, или восточнохристианская цивилизация перед лицом новейшего мирового хаосо-порядка // Цивилизационные активы и цивилизационные рамки национальной российской политики. Материалы научного

семинара. Вып. № 6 (15). М., 2009. - С. 18-19.

7 Окара А. Н. Указ. соч. - С. 24.

А. Н. Харин

Цивилизационные сценарии развития России

ду странами восточнохристианского ареала. В целом же, по его мнению, для цивилизационного «строительства» нужны «строители» («креативный класс») и «строительный материал» (ресурс «мягкой власти») 1. Наверное, с этим можно согласиться, особенно в период, когда культурные образы, символы начинают играть всё более ощутимую роль, влияя на взаимодействие между нациями.

А.Н. Окара так же, на наш взгляд вполне обоснованно, не исключает того, что в будущем возможно расширение ареала Восточнохристианской цивилизации. Окружающие страны, близкие, как правило, в культурном и историческом планах, Восточнохристианская цивилизация может рассматривать «в качестве союзных лимитрофов, с которыми должны выстраиваться приоритетные отношения». Другими словами, Польша, Чехия, Словакия, Хорватия, Казахстан, по логике автора - это лимитрофы, которые можно включить в сферу влияния.

Для каждой из стран, входящих в эту цивилизацию, формируется своя стратегия поведения: Украина должна стараться не превратить во врагов Польшу и крымских татар, Сербия - пытаться удержать приемлемые отношения с Хорватией и Боснией и Герцеговиной, Греция и Болгария станут поддерживать отношения с Турцией.

Автор заключает, что «если у православных стран по отдельности и у восточнохристианской циви-лизационной общности в целом будут выстроены эффективные отношения с родственными и соседними неправославными странами и конгломератами на основе их общих интересов, и взаимоприемлемых ценностей, это сделает цивилизационную идентичность более устойчивой, привлекательной и эффективной в геополитическом отношении» 2.

Всё большую популярность приобретают в стране и евразийские концепции. К примеру, И.Б. Орлова признаёт, что в современных условиях одним из главных субъектов геополитики, идущим на смену государству, становятся цивилизации, «как крупные культурно-исторические системы, из которых складывается многополярный мир» 3. В связи с этим, встаёт вопрос о возможности возрождения расколотой Евразийской цивилизации. Хотя И.Б. Орлова и признает данный

вопрос открытым, но отмечает, что в геополитическом плане Евразийское пространство характеризовалось на протяжении всей истории двумя формами политических образований: единым государством и системой государств. Мир Евразии то собирался (скифами, гуннами, монголами, русскими), то вновь распадался.

На данном этапе, полагает автор, современная евразийская концепция может сыграть роль в деле интеграции постсоветского пространства: вакуум идеологии, возникший в странах бывшего СССР как раз, и может быть заполнен евразийской идеологией. Но необходима евразийская идентичность. Откуда ей взяться? Автор считает, что для этого нужна медленная и кропотливая работа евразийской интеллигенции, направленность государственной политики, вырабатывающей иерархию приоритетов, а также активизация экономического, социального и иного взаимодействия в евразийских рамках, при создании единых надго-сударственных структур, решающих общие задачи. В качестве примера автор приводит Евросоюз, где уже давно происходят подобные процессы.

Евразийское наднациональное сотрудничество будет прочным и устойчивым только при условии баланса интересов всех народов, равной ответственности и равноценного экономического социального и другого вклада каждого государства-участника в развитие и функционирование общеевразийского сотрудничества, что обеспечит выживание и дееспособность евразийского сообщества 4.

И.Ф. Кефели в своих работах также указывает на важность для России евразийских идей, в том числе и Л.Н. Гумилёва. Более того, евразийство должно быть обновлено, по мысли И.Ф. Кефели, реалиями глобальной геополитики и «достижениями реального коммунизма» 5. Для формирования России как одного из полюсов силы необходимо, по мнению И.Ф. Кефели, наличие нескольких условий. Во-первых, консолидация всех сил, внутри российского общества. Во-вторых, объединение, в первую очередь с Украиной и Белоруссией, имеющими с Россией единые этнокультурные, конфессиональные и исторические корни. Консолидация всех сил и, как следствие этого, достижение стабильности во всех сферах общественной жизни,

1 Окара А. Н. Указ. соч. - С. 42.

2 Окара А. Н. Указ. соч. - С. 26-27.

3 Орлова И. Б. Контуры современной евразийской концепции. URL: http://www.ispr.ru/Confer/EuroAsia/confer9-1.html.

4 Орлова И. Б. Указ. соч.

Кефели И. Ф. Геополитика Евразии. СПб., 2010. - С. 281.

£

Научно-практический журнал

январь-март 2013

по мысли автора, будут способствовать «собиранию земель» вокруг Российской Федерации 1.

Формирование цивилизационного пространства России И.Ф. Кефели связывает со складывающейся геополитической ситуацией в мире: по его мнению, в настоящее время формируется противовес американской гегемонии в лице России, Китая, Индии и исламского мира. В этом случае, с позиции автора, России необходимо восстановить контроль над «хартлендом». Из всех видов контроля И.Ф. Кефели отдаёт предпочтение культурно-ци-вилизационному, опирающемуся на культурную историю, этнические корни, архетипы массового сознания. Тем самым выбор для нашей страны в возрождении России-Евразии, «понимаемой как форма существования объединившихся на едином пространстве народов во главе с русским народом в виде естественного геополитического ареала, в рамках которого обеспечивается его национальная безопасность» 2.

С одной стороны данный сценарий выглядит убедительным. Он позволяет объединить народы с разной культурной спецификой. Но не является ли «Евразийская идея» чем-то абстрактным? Какие ценности будут основополагающими для Евразийской цивилизации? Вопросы и здесь остаются.

Таким образом, мы рассмотрели несколько циви-лизационных сценариев развития страны в условиях современности. Их многообразие отражает неоднозначность и уникальность ситуации, а также сложность задачи стоящей перед страной. Главное для них одно - это представление о России как уникальной цивилизации, являющейся либо самостоятельной единицей, либо субцивилизацией более крупного мира. На данном этапе вопрос о выборе цивилизационного сценария развития страны является пока открытым. Российской элите и обществу в целом необходимо в первую очередь определиться с цивилизационной идентичностью для дальнейшего развития.

1 Кефели И. Ф. Указ. соч. - С. 274.

2 Кефели И. Ф. Указ. соч. - С. 275-276.

Харин А. Н. - кандидат исторических наук, доцент, Кировский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кафедра гуманитарных наук

KHarin A. N. - Candidate of Historical Sciences, Kirov branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration of chair of humanitarian science.

e-mail: LHarin@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.