Научная статья на тему 'Цивилизационные аспекты экономического развития'

Цивилизационные аспекты экономического развития Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2770
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС / ПАРАДИГМА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / КОНЦЕПЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Филипенко Антон Сергеевич

Статья посвящена анализу цивилизационных аспектов экономического развития. Основное внимание уделено проблеме ресурсов экономической динамики в различных цивилизационных образованиях, соотношению между глобальными и локальными цивилизациями, перспективным источникам экономического роста. Выдвинуто положение о формировании в настоящее время ноосфернокосмической цивилизации, в условиях которой происходит трансформация традиционного человека в человека космического.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цивилизационные аспекты экономического развития»

38

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В ЯРОСЛАВЛЕ

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Филипенко Антон Сергеевич

доктор экономических наук, профессор. Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко, кафедра кафедры мирового хозяйства и международныхэкономических отношений г. Киев, Украина. E-mail: decanat@econom.univ.kiev.ua

Аннотация. Статья посвящена анализу цивилизационных аспектов экономического развития. Основное внимание уделено проблеме ресурсов экономической динамики в различных цивилизационных образованиях, соотношению между глобальными и локальными цивилизациями, перспективным источникам экономического роста. Выдвинуто положение о формировании в настоящее время ноосферно-космической цивилизации, в условиях которой происходит трансформация традиционного человека в человека космического.

Ключевые слова: цивилизация; экономическое развитие; общественный прогресс; парадигма; модернизация; концепция

Код УДК: 330.3

Annotation. This article is devoted to the analysis of civilization aspects of the economic development. Special attention is paid to the problems of resources for economic dynamics in different civilizations and to the balance between global and local civilizations. The author affirms that the noosphere and space civilization is being created now. This process is accompanied by the transformation of the traditional economic person to the space person.

Keywords: civilization; economic development; social progress; paradigm; modernization; conception

Термин «цивилизация» стал широко использоваться в науке с XVIII ст., когда социогуманитарные знания выделились из общей системы знаний и обрели собственную идентичность. Это понятие означало высшую степень общественного прогресса, связанного с бурным развитием капиталистических рыночных отношений, прежде всего в Европе. Одним из первых использовал термин «цивилизация» французский историк Дж. Вико. Значительное развитие категория цивилизации получила в роботах Ш.Л. Монтескье, Й.Г. Гердера.

Россиянин Г. Данилевский, немцы Ф. Энгельс и О. Шпенглер, англичанин А. Тойнби вносили уточнения в определение цивилизации, расширенно истолковывая это понятие, включая в него науку, искусство, религию, политическое, гражданское, экономическое, общественное развитие.

Основу современного цивилизационного знания составляют 5 относительно самостоятельных парадигм, совокупность которых дает возможность составить более или менее целостное представление о генезисе, структуре и динамике современных цивилизационных процессов (рис. 1).

Историческая первооснова цивилизации связана с ее поступательным развитием от низших форм к высшим в процессе эволюционных скачков и революционных изменений в отношениях человека с природой (неолитическая революция и переход от присваивающего хозяйства к

производящему), в отношениях между человеком и обществом (зарождение частной собственности и классов), вследствие формирования иерархических (вертикальных) и партнерских, кооперационных (горизонтальных) связей, в процессе научных и технологических изобретений (промышленные перевороты, научные и научно-технологические революции), в условиях углубления разделения и кооперации труда и т.п.

Рис. 1. Цивилизационные парадигмы

Философско-антропологическая парадигма считается ядром цивилизационного подхода. Ее сущность состоит в сведении социального к индивидуальному, следствием чего становится не рост социальности вообще, а социальности человека, его ментального и жизненного мира. В историко-философском и религиозном аспектах это связано с осевым временем (по К. Ясперсу1), с возникновением осевых цивилизаций и с человеческой пассионарностью (по Л. Гумилеву). Именно философско-антропологический подход свидетельствует о непрерывности, преемственности в развитии цивилизаций, избегая упрощенных, бинарных, дихотомических концепций.

Социокультурная парадигма указывает на тесную связь цивилизации и культуры, которые довольно часто даже отождествляются. В частности, цивилизация соотносится не просто с культурой, а с ее подъемом или упадком. В широком смысле, культура является формой взаимодействия человека с ее материальным окружением, а также средством духовного существования и самовыражения его сущностных сил. Обобщающим показателем культурной идентичности является созданная человеком вторая природа (natura naturans, по С. Булгакову) в отличие от первичной природы (natura naturata). Но общеизвестно, что в современных условиях богатое культурное наследство сосуществует с деградацией и загрязнением окружающей среды, с промышленным и мегаполисным ущемлением человеческого развития. Поэтому, конечно, было бы упрощением сводить цивилизацию исключительно к культуре даже в ее разнообразных проявлениях и измерениях. Очевидно, нужно считать имманентными атрибутами современной цивилизации такие достояния и ценности человечества, как демократия, свобода, права человека и гражданина, рыночный экономический строй, гражданское общество, которые являются результатом соответствующей социокультурной эволюции того или иного общества или цивилизации в целом.

Технологическая парадигма объясняет процесс создания «второй природы» с помощью общественных технологий, содержащих и материальные, и духовные компоненты. Она охватывает все имеющиеся средства материального и духовного производства. В частности, это язык и другие современные знаки (например, компьютерные системы), социальные и технологические нормы и стандарты, закрепленные в традициях, обычаях, в государственно-правовых положениях, законотворчестве, правопорядке, в технической документации. Доминантой технологической парадигмы являются как отношения «человек - техника», которые не только отображают

1 Еще раньше Блаженный Августин ввел понятие «кайрос» с греч. - благоприятное время [1; с. 530, 542].

поступательную эволюцию трудовых функций человека от ручного труда к машинному и далее к современным автоматизированным самоуправляемым кибернетическим системам, так и процесс социализации человека - расширение мировоззрения, профессиональных и других навыков, опыта, знаний, окружающей социально-природной среды, жизненных ориентиров и установок, социальных позиций, которые превращают его в социального индивида (homo socialis). Именно на этих началах сформировались понятия «доиндустриальное общество», «индустриальное общество», «постиндустриальное общество».

Экономическая парадигма, будучи тесно связанной с технологией, рассматривает такие фундаментальные категории, как собственность, содержание и характер труда и производства, а также - взаимодействие человека и природы, общественные формы труда, прежде всего его разделение и кооперацию как средства повышения производительности труда. Экономические факторы являются основой периодизации макроцивилизаций (всемирных цивилизаций).

Кроме названных выше, критериями цивилизационной морфологии могут быть пространственные факторы, связанные с особенностями окружающей природной среды, в частности ландшафта. Временные факторы формируют общность исторического бытия (синхронные цивилизации), культуры, языка; социально-институциональные - создают суперэтническую общность путем формирования общих ценностно-нормативных механизмов, осознания общности, самоидентификации человеческих популяций.

На основе вышеуказанных парадигм сформировались два основных направления (школы) цивилизационного анализа общественно-исторического процесса: культурно-материалистический и культурно-исторический. Первый выкристаллизовался вначале XX ст. во Франции (Г. Блок, Л. Февр). Культурно-материалистическая концепция основывается на четырех блочных подсистемах, совокупность которых образовывает целостную цивилизационно-материалистическую систему (табл. 1).

Таблица 1

Подсистемы культурно-материалистической концепции

Подсистема Характеристика

Экономическая Делает акцент на ведущей роли материальных, хозяйственных факторов в развитии цивилизации. Ее главными структурными элементами являются производство, потребление, обмен товарами и услугами, техника и технология, система коммуникаций, средства регулирования экономических интересов

Социальная Содержит все то, что относится к общественным формам жизнедеятельности людей, образа их жизни, человеческого развития (семья, половозрастные отношения, здоровье, жилье, питание, работа, досуг, одежда, социальная и другая защита)

Политическая Охватывает так называемые институциональные отношения между людьми, проявляющиеся в совокупности обычаев, норм права, власти, партий, общественных движений, объединений и т.п., которые в современной интерпретации объединяются понятиями «правовое государство» и «гражданское общество»

Культурно-психологическая Распространяется на все проявления духовной жизни, которая существует в разнообразных знаково-коммуникативних системах, культурных нормах и ценностях, по-разному обеспечивающих взаимодействие человеческих сообществ

Наиболее полно идеи культурно-материалистической школы отображены в работах Ф. Броделя.

Культурно-историческая школа ведущую роль отводит духовному фактору. Предтечей этой школы считается арабский ученый Ибн Халдун (умер в 1406 г.). В дальнейшем эти идеи развивала плеяда выдающихся исследователей: Дж. Вико, Г. Данилевский, О. Шпенглер, Г. Бердяев, П. Сорокин, А. Тойнби, Н. Елиас, С. Айзенштадт и др.

Сторонники культурно-исторической школы обобщенно выделяют определяющие черты и особенности цивилизаций:

1) цивилизации - это большие целостные социокультурные системы, которые функционируют по собственным закономерностям, которые не сводятся к характеристикам отдельных стран, наций или других социальных сообществ;

2) цивилизация имеет свою социальную и духовную структуру с присущими им ценностно-содержательными и институциональными компонентами и атрибутами;

3) каждая цивилизация существует относительно обособленно, определяется самобытными и неповторимыми чертами. Своеобразность цивилизаций проявляется в особом устройстве духовной жизни, построению общественных структур, неповторимости исторической судьбы;

4) каждая цивилизация имеет свои духовные истоки, первичный монистический символ, вокруг которых формируются сложные духовные системы, которые обусловливают благоустроенность, смысл, эстетическую и стилевую согласованность и органическое единство других комплексов, а также элементов системы;

5) цивилизациям присуща своя динамика, охватывающая продолжительные исторические периоды, в течение которых они проходят разные циклы, флуктуации, бифуркации, фазы генезиса: зарождение > рост > созревание > увядание > упадок > распад. При всех этих изменениях цивилизация непременно сохраняет свое ядро, имманентные базовые ценности и свойства, хотя содержание и структура отдельных элементов подлежат трансформациям и модификациям;

6) взаимодействие между цивилизациями в целом происходит на основе самоопределения, сосуществования и взаимообмена, временами приобретая характер острых столкновений и разногласий, вследствие чего могут возникнуть трансплантированные (перенесенные) или амальгамные (смешанные) цивилизации.

В целом, цивилизация свидетельствует о высоком уровне развития общества, превышающем уровень первоначальных примитивных или традиционных обществ, на основе достижения качественно новых экономических, социальных и духовных результатов.

Цивилизационная идея признает разнообразие исторического процесса, сосуществование нескольких макроцивилизационных сообществ, плюрализм методологических и теоретических подходов в социально-экономическом исследовании. Цивилизационный подход преодолевает ограничение и догматизм формационного анализа, а цивилизация выступает структурой, которая обеспечивает преемственность и связь между прошлым, современным и будущим. Отталкиваясь от идеи осевого времени, монистических символов и сакральных ценностей, цивилизационная парадигма раскрывает единство и целостность исторического процесса во всех его разнообразных проявлениях: равновесие и стабильность, преемственность цивилизационного прогресса в условиях глобальных вызовов, которые встали перед человечеством в третьем тысячелетии.

В экономической и социально-политической литературе разработаны также подходы к классификации цивилизаций на основе определяющих критериев. По пространственным признакам различают два главных типа цивилизаций:

• всемирную (общечеловеческую) цивилизацию, которая характеризуется планетарными масштабами;

• локальные цивилизации, ограничивающиеся территориями отдельных регионов или стран2.

На основе уровня развития цивилизационных образований и циклического характера прогресса (возрастного тренда) выделяют 7 видов всемирных цивилизаций, которые последовательно сменяли друг друга на протяжении 9 последних тысячелетий:

1) неолитическая (VII тыс. до н.э. - IV тыс. н.э.);

2) восточно-рабовладельческая (III тыс. до н.э. - первая пол. I тыс. до н.э.);

3) античная (VI ст. до н.э. - VI ст. н.э.);

4) раннефеодальная (VII ст. - XIII ст.);

5) доиндустриальная (XIV ст. - XVIII ст.);

6) индустриальная (с 1760- 1790-х гг. до 1960- 1970-х гг.);

7) постиндустриальная (с 80-х гг. XX ст. - кон. XX ст. - нач. XXI ст.).

Данный подход базируется на единстве человеческой цивилизации при всем ее разнообразии и гетерогенности. Даже в наше время - в условиях невиданного роста информационных и коммуникационных систем, глобализации хозяйственно-политической жизни - составные части мировой цивилизации остаются довольно неоднородными.

В агрегированном, более масштабном варианте рассматривают лишь две мировые цивилизации: традиционную и современную. Они отличаются, прежде всего, экономической базой. В экономике традиционной цивилизации преобладали первобытнообщинные связи, так называемый азиатский способ производства, рабовладельческие или феодальные отношения. В современной цивилизации доминируют капиталистические рыночные отношения с соответствующими экономическими, политическими, институциональными и правовыми структурами. Характерным является осознание подавляющим большинством индивидов своей принадлежности к той или иной цивилизации (сознательно или интуитивно), несмотря на языковые, культурные, религиозные и другие отличия. Об этом, в частности, свидетельствуют общемировые события, которые касаются представителей практически всех стран и континентов. Например, в XX ст. - это мировые экономический и финансовый кризисы (1929-1933 гг., 1997-1998 гг.), (2008-2009 гг.), первая и вторая мировые войны (1914-1918 гг. и 1939-1945 гг.), другие общепланетарные события и процессы. Институциональное единство мировой цивилизации закреплено созданием сначала Лиги Наций, а потом Организации Объединенных Наций (ООН), как всемирного форума с разветвленной сетью организаций и учреждений экономического, политического, гуманитарного направления.

И наоборот, отличительной чертой традиционной цивилизации (остатки которой встречаются и в наше время) является отсутствие у большинства населения разных стран осознания принадлежности к цивилизации, имеют место лишь фрагментарное взаимодействие с другими элементами системы (нормы, обычаи, религия).

Наиболее распространенной стала классификация всемирных цивилизаций по доминирующим экономическим признакам: вид производства, характер труда, ведущий тип собственности (табл. 2).

Аграрная цивилизация по своей временной продолжительности охватывает наибольший период, начало которому положила неолитическая (аграрная) революция (УШ - VII тыс. до н.э.), которая ознаменовала переход от присваивающего хозяйства к производящему. Теоретическое, дискурсивное отображение она имела в учении физиократов и меркантилистов. В это время

2 Следует отметить, что существуют подходы, признающие только общечеловеческую цивилизацию [2; с. 4].

аграрная экономика представляла ядро цивилизации3. На протяжении последних пятисот лет промышленная структура определяет закономерности и тенденции всемирно-исторического процесса.

Таблица 2

Типы цивилизаций по доминирующим экономическим признакам

Тип мировой цивилизации Доминирующий вид производства Труд и его характер Ведущий тип собственности

Аграрная Сельскохозяйственное Ручной Земельная

Индустриальная Промышленное Машинный Промышленная

Постиндустриальная (ноосферно-космическая) Информационное Интеллектуальный (духовный) Интеллектуальная

Индустриальная цивилизация продемонстрировала невиданные ранее темпы экономического роста и вовлечение в производство природных и других ресурсов, многократно превышающих по своему объему количество ресурсов, использованных за предыдущий период цивилизационного развития. Так, с 1715 г. по 1971 г. объем мирового промышленного производства увеличился в 1730 раз, а больше половины этого прироста пришлось на период после 1948 г. Тем не менее, дальнейшее наращивание производства такими темпами имеет свои естественные и экономические ограничения. По экспертным оценкам, при сохранении нынешних темпов роста возможности дальнейшего расширения производства тепловой энергии будут свернуты через 75 лет, а запасов топлива осталось на 130-150 лет. Подсчитано, что сегодня на земном шаре потребляется в тысячу раз больше пищи и сырья по сравнению с ресурсами нетронутой природы планеты. Производительность биосферы увеличилась на три математических порядка.

Все это свидетельствует о том, что индустриальная цивилизация и соответствующая ей модель развития находится в стадии глубокого и всеобъемлющего кризиса, что дало повод отдельным ученым утверждать о «тотальной деструкции (разрушении) современной цивилизации», что проявляется в:

• неограниченном, бессистемном и бесконтрольном использовании природных ископаемых, максимизации экономического роста, а не его оптимизации;

• подчинении современного труда прошлому, что проявляется в полной зависимости человека, работника от средства труда - машины; доминирование технократических взглядов в социально-экономическом развитии;

• наложении, взаимопереплетении цивилизационных противоречий разного уровня, в условиях которых становится весьма проблематичным решение национальных и региональных вопросов при обострении всемирных процессов, что требует радикальной перестройки глобальной системы политических и экономических отношений.

3 На территории современной Украины аграрная экономика окончательно утвердилась на черноземах Правобережной Украины в V тыс. до н. э. - IV тыс. до н. э.

Вместе с тем прогрессивное начало в цивилизационном развитии остается доминирующим и в новом тысячелетии все выразительнее проявляются очертания постиндустриальной, ноосферно-космической цивилизации. Ее сущность заключается в том, что начинается качественно новый этап, новая эпоха в развитии человечества, связанная с переходом к принципиально иным источникам и ресурсам социально-экономического развития. Изменяется среда, в которой тысячелетиями находился человек, эволюционирует индивидуальное и коллективное сознание, ментально-психологическое пространство, которое в совокупности детерминирует современное мировосприятие на основе другой системы интелектуально-креативных координат. В этой системе научно-технический прогресс (НТП), производство материальных товаров и услуг, политические и финансово-экономические интересы должны быть не целью, а лишь средством гармонизации отношений между обществом и природой, утверждением высших идеалов человеческого существования - бесконечного познания, всестороннего творческого развития и морального усовершенствования.

Главными признаками цивилизации, которая формируется сегодня, являются:

• широкая интеллектуализация производства;

• приоритетное развитие науки;

• развитие сложного умственного труда.

Качественные особенности экономики периода зарождения и становления ноосферно-космической цивилизации, с одной стороны, состоят в решающей роли человеческого разума в формировании и воспроизведении основополагающих условий жизни общества, а с другой - в постепенном освоении космического пространства. Раскрепощение интеллектуального потенциала общества и грядущая психологическая революция будут определять интенсивные пути становления новой цивилизации.

Освоение человечеством околоземного пространства, других планет Солнечной системы можно отнести к экстенсивным направлениям формирования общественно-экономических структур XXI ст. Если индустриальная цивилизация возникла на волне Великих географических открытий, на основе расширения «экономического поля» за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых земель и территорий, то будущая цивилизация получит мощный толчок в результате неуклонной космизации производства и мышления. Традиционный homo oeconomicus трансформируется в homo cosmicus. Одной из определяющих особенностей постиндустриальной цивилизации является постепенный переход от энергетических к информационным источникам жизнедеятельности человека. Информационно-технологический способ производства сопровождается широкой его информатизацией, преобладанием высоких технологий и научно-технических разработок в системе производственных факторов. Электронизация производства и быта, повсеместная компьютеризация, роботизация, с одной стороны, высвобождают человека непосредственно из производственного процесса, ставят ее рядом с ним, а с другой - на этой основе повышаются требования к образовательно-квалификационному уровню занятых, возрастает уровень интеллектоемкости производства, труда и продукта.

Речь идет о формировании довольно гибких и динамических экономических систем, которые определяют ход социального времени третьего тысячелетия и решают основную задачу производства и обращения - эффективное использование ресурсов, гармонизируют отношения «человек - природа» и «человек - человек» на всех уровнях микро- и макроэкономического развития.

И в теоретическом, и в практически-политическом плане важно иметь в виду существующие мегатренды в развитии цивилизаций (табл. 3).

Таблица 3

Состояние и перспективы современных цивилизаций

Виды цивилизаций Удельный вес в населении мира, % Доля в мировом валовом продукте, %

1995 2010 2025 1995 2010 2025

Западная 13 11 10 47 46 42

Конфуцианская 25 24 22 11 14 17

Исламская 14 18 21 11 12 15

Индуистская 15 16 17 2 1,5 3

Латиноамериканская 9 10 9 8 8 9

Африканская 9 11 14 1 1 1

Православно-Славянская 8 7 6 4 4 5

Японская 2 1,5 1 8 8 8

Источник: Миголатьев A.A. Философия цивилизации [3; с. 152]

Структура локальных цивилизаций содержит историческое ядро (этнос, народ, который наиболее полно выражает черты и особенности этой цивилизации) и периферию, которая вследствие войн или других процессов уменьшается или увеличивается и может содержать черты сопредельных цивилизаций.

Каждая цивилизация имеет свою внутреннюю структуру, которая обеспечивает ее целостность, когерентность. Главными элементами структурного строения цивилизационных образований являются генетические, функциональные и структурные связи. Совокупно и во взаимодействии они представляют жизненный цикл цивилизации, который, по А. Тойнби, имеет вид такой последовательности фаз:

фаза возникновения (зарождения) > фаза роста > надлом > распад.

Итак, цивилизациям присущ циклический характер развития. Прогресс, который определяется как рост, представляется кумулятивным поступательным движением, связанным с территориальной экспансией от географического центра цивилизации к периферии.

Относительно надлома цивилизаций, то, по А. Тойнби, на протяжении четырех или пяти тысячелетий его наиболее общей и распространенной причиной является милитаризм. Эскалация войн ускоряет переход надлома в фазу распада4.

С завершением «холодной войны» и исчезновением противостояния между Востоком и Западом

4 По подсчетам швейцарского ученого Ж.-Ж. Бабеля в цивилизацпонный период на Земле произошло 14,5 тыс. войн, в них было убито 3640 млн. чел., что равняется населению земного шара в 1970 г. (3635 млн. чел.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

появились эсхатологические концепции, которые предвещали конец истории (Ф. Фукуяма). Другие концепции связывают основные разногласия современности со столкновеньем цивилизаций (С. Хантингтон). Позиция С. Хантингтона заключается в том, что столкновение цивилизаций становится доминирующим фактором мировой политики. Линии разлома между цивилизациями -это линии будущих фронтов. Будущий конфликт между цивилизациями - завершающая фаза эволюции глобальных конфликтов в современном мире.

Отдельные исследователи акцентируют внимание на попытках вестернизации мировой цивилизации, что вызывает острое противостояние, неприятие, особенно со стороны представителей исламской цивилизации. В литературе упоминаются также буддистская, южноазиатская, дальневосточная и евразийская цивилизации, в пределах которых просматриваются другие культурологические, политико-экономические и этносоциальные ареалы международных сообществ.

Цивилизационное измерение экономического развития анализируется также в контексте анализа типаразвития, которое формируется на основе 4 главных признаков:

• общность основ ментальности;

• общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития;

• взаимопереплетение культур;

• наличие сферы общих интересов и общих задач в связи с перспективами развития.

Эти признаки являются основой разграничения естественной, восточной и западной цивилизаций.

К естественным сообществам принадлежит та часть человечества, которое находится в пределах естественного цикла в единстве и гармонии с природой: аборигены Австралии, американские индейцы, много африканских племен, малые народы Сибири и Северной Европы. Естественные цивилизации, которые ведут свое начало из эпохи присваивающего хозяйства, предполагают неотделимость человека от природы (подчинение человеческого поведения законам природы), и тем самым, отличаются отсутствием развития, статичностью общества (табл. 4).

Таблица 4

Темпы роста мирового ВВП, 1-2001 гг. (%)

1-1000 10001500 15001820 18201870 18701913 19131950 19501973 19732001

Западная Европа -0,01 0,29 0,40 1,68 2,11 1,19 4,79 2,21

Восточная Европа 0,03 0,19 0,41 1,41 2,33 0,86 4,86 1,01

Бывший СССР 0,06 0,22 0,47 1,61 2,40 2,15 4,84 -0,42

США 0,86 4,20 3,94 2,84 3,93 2,94

Латинская Америка 0,07 0,09 0,23 1,22 3,48 3,42 5,38 2,89

Китай 0,00 0,17 0,41 -0,37 0,56 -0,02 5,02 6,72

1-1000 10001500 15001820 18201870 18701913 19131950 19501973 19732001

Азия (кроме Японии) 0,00 0,13 0,29 0,05 0,97 0,82 5,17 5,41

Африка 0,07 0,07 0,15 0,75 1,32 2,57 4,43 2,89

Мир в целом 0,01 0,15 0,32 0,93 2,11 1,82 4,90 3,05

Источник: Maddison A. The World Economy [4; с. 640]

Как видно из таблицы, на протяжении первого тысячелетия нашей эры мир в целом находился практически в стадии стагнации, азиатские страны, за исключением Японии, характеризовались нулевым экономическим ростом, а Западная Европа даже сократила объемы производства в раннем средневековье по сравнению с периодом античности. В дальнейшем Западная Европа неуклонно прогрессировала, в то время как Латинская Америка, Азия, Африка даже к началу XIX века демонстрировали весьма скромные результаты.

Восточные цивилизации (Древний Египет, индуистский, буддийский и конфуцианский Восток) характеризовались циклическим характером развития. Эта цивилизационная разновидность отличалась харизматическим характером общественного сознания, сосредоточением на духовном, коллективном. Ей были присущи корпоративные (эгалитарные) принципы общественных отношений, патерналистская роль государства как доминирующего собственника, абсолютное преобладание вертикальных связей над горизонтальными. Западная цивилизация ассоциируется с постиндустриальным развитием, на определенном этапе которого возникает самоподдерживающая экономика, правовое государство, демократическое общественное устройство, гражданское общество, развитые системы жизнеобеспечения. Ее корни - в античных цивилизациях Древней Греции и Древнего Рима, доколумбовой Америки (ацтеки, майя), современных индустриально развитых государств.

Отдельные исследователи на основе достижений западной цивилизации в области экономики, социально-культурной сфере, в технологическом развитии высказывают предположение об обретении ею универсального характера. В конечном счете, главным мотивом каждой цивилизации является поиск источников модернизации и развития, функционирования в режиме, который детерминируется глобальными трансформационными процессами, миросистемными закономерностями и вызовами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блаженный Августин. О граде Божием / Августин Блаженный. - Спб., 1998. - Кн. I. Т. 3: Творение. - 600 с.

2. Чубаров Р. Деление на цивилизации считаю некорректным / Р. Чубаров // Уряд. кур'ер. - 2001. - 29 версия.

3. Миголатьев, A.A. Философия цивилизации / A.A. Миголатьев // Социально-гуманитарные знания. - 2003. - № 4. - С. 64-80.

4. Maddison, A. The World Economy. Volume 1: A Millennial Perspective. Volume 2: Historical Statistics / A. Maddison. - OECD; Paris, 2006. -640 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.