Научная статья на тему 'ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ СЧАСТЬЕ И НОВАЯ ЭКОНОМИКА'

ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ СЧАСТЬЕ И НОВАЯ ЭКОНОМИКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цивилизационистика / фелицитология / эвдемонизм / счастье / цивилизационная экономика / общество / индикаторы. / civilizationistics / felicitology / eudaimonism / happiness / civilizational economy / society / indicators.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С.А. Попова

В статье рассматривается формирование новой экономической системы в аспекте цивилизационного понимания происходящих в обществе процессов. В качестве основы взяты такие науки как цивилизационистика, фелицитология и эвдемонизм. Цивилизационистика изучает законы и закономерности циклической жизнедеятельности сверхсложных систем. Фелицитология изучает действующих субъектов, достигающих определенного состояния удовлетворения. Эвдемонизм предполагает не только ориентацию на счастье, но и его ценностное содержание. Автор отмечает, что ценность, как экономическое понятие, обычно рассматривается в виде со-поставления, соизмерения, расчета и выбора наилучшего варианта использования полезности вещей. Развитие общества, смена его ценностей и потребностей приводит к смене общественно-экономических систем. Автор констатирует, что ценности определяют направления развития экономики, и рассматривает понятие «счастье» через представления об особенностях экономических систем различных типов обществ (доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное), выделяя в постиндустриальном типе общества формирование новый экономики — цивилизационной экономики. Переход к цивилизационной экономике порождает возникновение неординарных и неоднозначных явлений многокритериальных оценок. Таким критерием является критерий цивилизационного счастья. Автор рекомендует использовать этот критерий для разработки индикаторной базы новой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVILIZATIONAL HAPPINESS AND THE NEW ECONOMY

The article considers the formation of a new economic system through a civilizational understanding of the processes taking place in society. Such sciences as civilizationistics, felicitology and eudaimonism are taken as the basis. Civilizationistics studies the laws and patterns of cyclic vital activity of highly complex systems. Felicitology studies actors who achieve a certain state of satisfaction. Eudaimonism presupposes not only an orientation towards happiness, but also its value content. The author notes that value, as an economic concept, is usually considered in the form of comparison, co-measurement, calculation and selection of the best way to use the usefulness of things. The development of society, the change of its values and needs leads to a change in socio-economic systems. The author states that values determine the directions of economic development, and considers the concept of «happiness» through ideas about the features of economic systems of various types of societies (pre-industrial, industrial, post-industrial), highlighting the formation of a new economy in the post-industrial type of society — the civilizational economy. The transition to a civilizational economy generates the emergence of extraordinary and ambiguous phenomena of multicriteria assessments. Such a criterion is the criterion of civilizational happiness. The author recommends using this criterion to develop an indicator base for the new economy.

Текст научной работы на тему «ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ СЧАСТЬЕ И НОВАЯ ЭКОНОМИКА»

УДК 338

СА. Попова

кандидат экономических наук, доцент, Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, Москва

ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ СЧАСТЬЕ И НОВАЯ ЭКОНОМИКА

SA. Popova

PhD in Economic Sciences, Associate Professor, V.V. Zhirinovsky University of World Civilizations, Moscow

E-mail: svetpopzhuk@yandex.ru

CIVILIZATIONAL HAPPINESS AND THE NEW ECONOMY

Аннотация. В статье рассматривается формирование новой экономической системы в аспекте ци-вилизационного понимания происходящих в обществе процессов. В качестве основы взяты такие науки как цивилизационистика, фелицитология и эвдемонизм. Цивилизационистика изучает законы и закономерности циклической жизнедеятельности сверхсложных систем. Фелицитология изучает действующих субъектов, достигающих определенного состояния удовлетворения. Эвдемонизм предполагает не только ориентацию на счастье, но и его ценностное содержание. Автор отмечает, что ценность, как экономическое понятие, обычно рассматривается в виде сопоставления, соизмерения, расчета и выбора наилучшего варианта использования полезности вещей. Развитие общества, смена его ценностей и потребностей приводит к смене общественно-экономических систем. Автор констатирует, что ценности определяют направления развития экономики, и рассматривает понятие «счастье» через представления об особенностях экономических систем различных типов обществ (доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное), выделяя в постиндустриальном типе общества формирование новый экономики — ци-вилизационной экономики. Переход к цивилизационной экономике порождает возникновение неординарных и неоднозначных явлений многокритериальных оценок. Таким критерием является критерий цивилизационного счастья. Автор рекомендует использовать этот критерий для разработки индикаторной базы новой экономики. Ключевые слова: цивилизационистика, фелицитология, эвдемонизм, счастье, цивилизационная

экономика, общество, индикаторы. Abstract. The article considers the formation of a new economic system through a civilizational understanding of the processes taking place in society. Such sciences as civilizationistics, felicitology and eudaimonism are taken as the basis. Civilizationistics studies the laws and patterns of cyclic vital activity of highly complex systems. Felicitology studies actors who achieve a certain state of satisfaction. Eudaimonism presupposes not only an orientation towards happiness, but also its value content. The author notes that value, as an economic concept, is usually considered in the form of comparison, co-measurement, calculation and selection of the best way to use the usefulness of things. The development of society, the change of its values and needs leads to a change in socioeconomic systems. The author states that values determine the directions of economic development, and considers the concept of «happiness» through ideas about the features of economic systems of various types of societies (pre-industrial, industrial, post-industrial), highlighting the formation of a new economy in the post-industrial type of society — the civilizational economy. The transition to a civilizational economy generates the emergence of extraordinary and ambiguous phenomena of multicriteria assessments. Such a criterion is the criterion of civilizational happiness. The author recommends using this criterion to develop an indicator base for the new economy. Key words: civilizationistics, felicitology, eudaimonism, happiness, civilizational economy, society, indicators.

Сегодня наука только пытается пред- систем. Как показывает практика, успеш-сказывать развитие сложных и динамично ные предсказания в этой области возмож-изменяющихся социально-экономических ны лишь при использовании научно обо-

снованных картин миропонимания [5; 8; 12; 13]. При этом, как правило, изменяются принципы анализа, прогнозирования, проектирования и мониторинга происходящих событий.

Чтобы разобраться с этой сложной темой, первоначально определимся, в рамках каких наук (научных теорий) будем рассматривать обозначенные вопросы. В качестве теоретической основы следует использовать положения такой науки, как фелицитология. В самом упрощенном виде будем под фелицитологией (от лат. felicitas — счастье) понимать науку, которая пытается рассматривать пути и методы достижения такого внутреннего состояния человека (личное счастье) или человеческих объединений (коллективное счастье, народное счастье, цивилизационное счастье), которое можно трактовать как наслаждение, блаженство, радость, приятность, удовольствие и т.п., возникающие на определенном уровне по конкретным причинам и в силу тех или иных действий. Данное состояние выступает не в качестве основания для анализа нравственности и морали, формирующих справедливость, порядочность, честность, благородность, добродетельность, целомудренность,

а как интеллектуально-психологическое (эмоционально насыщенное) состояние человека и человеческих объединений, к которому имелось стремление и которое в результате усилий было получено в том или ином виде. Таким образом, фе-лицитология изучает действующих субъектов (от отдельных людей, до коллективов различных масштабов и устойчивости при функционировании), достигающих определенного состояния удовлетворения.

В такой постановке вопроса фелици-тология, по мнению ряда исследователей, недостаточно четко следует традициям эвдемонизма (от греч. eudaimonia — счастье ) [6; 11]. Эвдемонизм предполагает не просто ориентацию на счастье. В данной теории счастье — это конечная целевая установка и одновременно причина, а соответственно, и общая ценность.

Рассматривая экономическую ценность в цивилизационном ракурсе, следует отметить, что экономика тесно связана с технологическим развитием и затрагивает такие

основные категории, как собственность, труд, его содержание, характер и формы, повышение его производительности, взаимодействие человека с природой. При этом делается акцент именно на материальной составляющей в развитии цивилизации.

Классификация цивилизаций по экономическим признакам подразумевает рассмотрение трех типов обществ [2; 4; 15]:

— первое — традиционное общество, исповедующее классические ценности, базирующиеся на производящей экономике с элементами присваивающей — еще одно доказательство непрерывно-дискретного характера общественных процессов (социальный заказ творцам в этом случае обусловливается экономическим потенциалом Человечества в целом);

— второе — индустриальное, исповедующее экономические ценности, базирующееся на производящей экономике как основе функционирования социального организма, покоящееся на внешней киборгизации морфологии Человека и псевдомотивацион-ной управляемости интеллектуальных исканий (инициация творческих процессов в этом случае обусловливается экономическим принуждением личностных достижений);

— третье — постиндустриальное общество, исповедующее интеллектуальные ценности, базирующееся как на производящей, так и на преобразующей, принципиально новой экономике, которая только зарождается сегодня.

Таким образом, ценности определяют направления развития экономики, поэтому понятие «счастье» следует рассматривать через призму представлений об особенностях экономических систем различных типов обществ. В контексте представленного исследования выделим в качестве составляющей постиндустриальной экономики цивилизационную (табл. 1).

Согласно таблице, внутри постиндустриальной экосистемы происходит формирование и развитие новой экономической формации — цивилизационной, позволяющей решить возникающие противоречия между развитием научно-тех-

нического прогресса и новыми ценностями для конкретного потребителя. Эта экосистема обосновывает взаимосвязь понятий «счастье» и «удовлетворенность жизнью» через индивидуализацию. В настоящее время индивидуализация проявляется в способности компьютерных программ и технологий перенастраиваться под различные требования и задачи ради коммерциализации [14, с. 69].

Зарождающаяся новая экономическая формация формирует новую экономику. Ряд исследователей рассматривают новую экономику через цивилизационную парадигму при этом отождествляют ее с по-стиндустральной экономикой или экономикой сетевых структур [1; 10]. Другие ученые акцентируют внимание на инновационном потенциале, который заложен в отраслях новой экономики, подразумевая их наукоемкость, высокотехнологич-

ность и прибыльность [3]. При этом западные исследователи на первый план в новой экономике выдвигают фактор образования или технологическую составляющую [16; 17].

Другие исследователи рассматривают новую экономику как сетевую экономику, выделяя в ней технологический аспект, и рассматривают ее составляющие в виде сетевой структуры [7].

При этом авторы ограничиваются исследованием только внешних составляющих новой экономики и констатацией ряда ее признаков. В таком контексте к новой экономике можно отнести экономику, которая сформировалась в начале XX века в результате второй технологической революции. Структурные изменения, происходящие в национальных экономиках стран, требуют создания новой критериальной основы.

Таблица1

Некоторые особенности экономических систем различных типов

№ Название экосистемы Признаки экосистемы Счастье через показатели/критерии, характеризующие экосистему

Основные отрасли экономики Некоторые характеристики экономики Вид общества

1. Доинду-стриальная Сельское хозяйство Ограниченное производство и разделение труда. Ограниченное использование природных ресурсов имеющихся Традиционный Валовая продукция

2. Индустриальная Промышленность Рост разделения труда и рост его производительности, высокий уровень конкуренции. Основа экономики — конкурентные рынки и частная собственность. Неограниченное использование природных ресурсов Про- мышлен- ный Валовой внутренний продукт (ВВП)

3. Постиндустриальная Сфера услуг, высокотехнологичные отрасли промышленности Переход от преимущественного производства товаров к предоставлению сервисных услуг. Повышение роли научной деятельности в различных сферах общества. Эффективное использование природных ресурсов Потребительский Индекс счастья, Всемирный индекс счастья, Индекс лучшей жизни, Индекс качества жизни

3.1. Цивилиза-ционная Образование Основой экономического развития становится интеллектуальный ресурс, креативность является производственным фактором Интеллекту-альное общество Цивилизационное счастье

В этой связи для дальнейшего исследования критериальных аспектов новой экономики следует учитывать креативность, которая становится новым экономическим фактором в цивилизационном развитии. Подобное явление определяется как экономическим, так и социальным уровнем развития. Уже на этапе индустриальной экономики начинает зарождаться экономика счастья, так как человек наиболее счастлив в момент созидания. При этом творчество становится определенным средством достижения субъективного благополучия. В условиях цивилизационной экосистемы именно образование становится базой для дальнейшего развития, так как позволяет развивать индивиду свои творческие способности, его уверенность в своих возможностях, коммуникационные навыки и более глубоко изучать предметные области, как следствие становится приоритетным развитие науки и сложного умственного труда [14, с. 67]. Именно интеллектуальный потенциал общества будет определять направления развития цивилизации.

Идеология перехода экономической парадигмы постиндустриальной экономики к цивилизационной связана с необходимостью учета процессов становления цивилизации знания и риска, которая в первую очередь рассматривает проблемы определения и затем устранения наиболее вероятных вызовов и угроз. Это в свою очередь порождает возникновение неординарных и неоднозначных явлений многокритериальных оценок развития, которое сопровождается трансформационными процессами [9]. В условиях становления цифровой экономики (цифровой цивилизации) требуется осуществить переход от субъективных оценок к объективным [13]. Таким критерием в полной мере является критерий цивилизационного счастья.

Именно этот критерий является альтернативой современным критериальным базам рейтинговых оценок для процедур идеологического ранжирования и предназначен для осмысления наличествующих и нарождающихся смысловых доминант при формировании стратегической политики развития (движения в сторону счастливого будущего) для систем, являющихся

симбиозом социально-экономических интересов, военно-политических устремлений и нравственно-этических изысканий, которые занимаются цивилизационным строительством, что тем самым создаёт многовекторные предпосылки по разработке качественно новых подходов к циф-ровизации (дигитализации) всех сторон современной жизни (начиная от отдельного человека до его планетарного расселения и перехода в изменённое биологическое состояние).

Несмотря на то, что индикаторы, отражающие благосостояние стран через понятие «счастье» (индекс счастья, всемирный индекс счастья, индекс лучшей жизни, индекс качества жизни) на постиндустриальном этапе развития общества работают недостаточно качественно, целесообразно их включить в информационную базу как дополнительные (вспомогательные) [13].

Таким образом, современное развитие экономики связано с преобразованиями, происходящими в обществе. Каждое общество в своем развитии формирует систему ценностей, выдвигая на первый план значимость понятия «счастье». Развитие общества, смена его ценностей и потребностей приводит к смене общественно-экономических систем. Новой экономической системой в рамках постиндустриального общества является цивилизационная экономика, которая характеризуется перспективными источниками экономического роста и выдвигает свой критерий процветания — цивилизационное счастье. В таком контексте в качестве предложения целесообразно для использования этого критерия разработать индикаторную базу и проверить её в реальных условиях образовательных учреждений.

Список литературы

1. Авдокушин Е.Ф. Новая экономика: этапы, особенности ее становлення и развития // Вопросы новой экономики. — 2011. — № 2. — С. 3-11.

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования/ Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. — М.: Academia, 2004. — 783 с.

3. Валдайцев С.В. Новые контуры экономики ХХ1 века // Вестник Санкт-Петербургского

университета. — Серия 5. — 2001. — Вып. 3. — С.3-11.

4. Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. / [пер. с нем.]; сост., общ. ред. и пред. Л.Г. Ионина. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. — Т. 1. Социология. — 445 с.

5. Гаршутина АА., Минайченкова Е.И. Научное познание и методы научного исследования социально-экономических процессов // Региональная и отраслевая экономика. — 2022. — № 2. — С. 29-33.

6. Зиновьев Л.Д. Счастье: философия и влияние // Интеграционные процессы в современной науке: новые подходы и актуальные вопросы. Сборник научных трудов по материалам XVII Международной научно-практической конференции. — Анапа, 2023. — С. 13-18.

7. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: пер. с англ. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.

8. Кирсанов КА. Естественнонаучные основы глобального целеполагания: исходные представления // Науковедение. — 2010. — № 2. — С. 5.

9. Кирсанов КА, Булавина МА. Цивилизация знания и риска как фундамент идеологии нового миропорядка: элементы воззренологии // Либерально-демократические ценности. — 2021. — Т. 5. — № 1. — С. 43-58.

10. Кочетов Э. Неоэкономика — новая цивилиза-ционная модель экономического развития России // МЭиМО. — 1997. — № 3. — С. 79-86.

11. Мядель А.П. Фелицитология: основные походы // Материалы докладов 42 научно-технической конференции преподавателей и студентов университета / Витебский государственный технологический университет. — 2009. — С.44-45.

12. Научно-методологическое обеспечение управления устойчивым развитием региона / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», Институт экономики и управления (структурное подразделение). — Симферополь: ДИАЙПИ, 2017. — 373 с.

13. Попова СА. Цивилизационное счастье как альтернатива валового внутреннего продукта // Вестник евразийской науки. — 2021. — Т. 13. — № 3.

14. Попова СА, Бойков А.И. Экономика счастья в эпоху становления новой информационно-технологической реальности // Вестник Института мировых цивилизаций. — 2022. — Т. 13. — № 1 (34). — С. 65-70.

15. Тоффлер Э. Третья волна. — М.: АСТ, 2002. — 776 с.

16. Klodt H. The Essence of the New Economy // Kiel Discussion Papers. — 2001. — № 375. — 15 p.

17. Landefeld J.S., Fraumeni B.M. Measuring the New Economy // Survey of current business. — 2001. March. — P. 23-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.