Научная статья на тему 'Цивилизации прошлого: учебный материал и методические рекомендации к урокам'

Цивилизации прошлого: учебный материал и методические рекомендации к урокам Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2346
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цивилизации прошлого: учебный материал и методические рекомендации к урокам»

ИСТОРИЯ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

ЯЭЕГ АЛ«01»<1»03Ы ИСТОРИИ. М. С Ерохина

М. С. Ерохина

ЦИВИЛИЗАЦИИ ПРОШЛОГО: УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

школьный курс "Человек и общество" 1^г%для 1 1 класса включена тема

"Цивилизации прошлого",

предполагающая изучение категориального аппарата и принципов цивилизационного подхода к истории, а также обзор истории мировых цивилизаций. Эта тема представляется чрезвычайно важной для историко — обществоведческого образования школьников по нескольким основаниям:

. Во-первых, само понятие "цивилизация" является одним из наиболее часто употребляемых и сложных понятий современной науки и публицистики. Не уяснив его в формально—логическом и историческом аспектах, не научившись разбираться в значениях этого понятия, невозможно приобщиться к целым пластам научного знания (философского, социальнополитического, культурологического, исторического и т. д.).

Во-вторых, знакомство с цивилизационным подходом к историческому процессу предполагает освоение учащимися еще одного метода анализа событий и явлений прошлого, способствует формированию многомерного видения истории, утверждению многовариантного подхода к прошлому. Все это стимулирует развитие гибкого, самостоятельного, свободного и творческого мышления школьников.

В —третьих, краткий, но целостный обзор истории мировых цивилизаций в выпускном классе позволяет более глубоко раскрыть специфику отдельных цивилизаций, их самоценность, а также вклад в общечеловеческое развитие, провести сопоставление разных вариантов цивилизационного процесса, проследить его всемирноисторическую эволюцию

В —четвертых, высок гуманистический потенциал учебного материала данной темы. Цивилизационный подход к истории привносит в нее человеческое измерение. Именно человек с его видением мира, с его образом жизни, этическими и эстетическими идеалами, социально — психологическими установками стоит в центре внимания исследователя. Стремление восстановить систему мыслей и представлений людей изучаемой эпохи, их жизненные ценности, вычленение общечеловеческих ценностей — все это способствует гуманистической ориентации учащихся.

В данной статье излагается основной учебный материал для вводного урока “Что такое цивилизация?" и методические рекомендации по изучению всей темы.

Первый урок темы "Что такое цивилизация?” целесообразно провести в форме лекции, т.к. это позволит наиболее экономно во времени рассмотреть сложный и неоднозначный теоретический материал, раскрыть новые для учащихся понятия: "цивилизация", "ценности", '‘ментальность". Школьная лекция, в отличие от вузовской, предполагает "обратную связь" с учащимися, контроль за осмыслением ими учебного материала. Поэтому после объяснения каждого вопроса плана предусмотрены задания для закрепления. Часть этих заданий может быть использована и для домашней работы.

План изучения нового материала:

1. Что такое цивилизация?

2. Цивилизационный и формационный подход к истории.

3. Типы цивилизаций.

Объяснение первого вопроса можно начать с краткого исторического экскурса в теорию цивилизаций.

Впервые слово "цивилизация" употребил французский историк маркиз Мирабо Старший (отец знаменитого трибуна! в середине XVIII в. Использовался термин главным образом для противопоставления "цивилизованной Европы" и "диких народов". Для просветителей цивилизация означала прежде всего смягчение нравов, просвещенность людей, высокий уровень духовного развития.

Однако уже в конце XVIII в. великий французский философ Ж. Ж. Руссо дал отрицательную характеристику цивилизации как старости человечества, когда разрушается естественная простота отношений между людьми, появляются неравенство, изнеженность, пороки

В XIX в. английский этнограф Г. Морган, а вслед за ним и Ф. Энгельс дают понятие "цивилизация" как определенная стадия развития человечества, следующая за дикостью, варварством. Ими выделялись следующие признаки цивилизации: разделение умственного и физического труда, появление письменности, наличие городов как центров экономической и культурной жизни.

В XX в. под цивилизацией понимается уникальность, специфичность данного народа, и акцент делается на изучение этого своеобразия. Основателями такой теории локальных цивилизаций считаются русский естествоиспытатель Н. Я. Данилевский (теория культурно — исторических типов), немецкий философ О. Шпенглер (теория локальных культур), английский историк А. Тойнби (теория множественности цивилизаций). Одновременно происходит дифференциация смысловых акцентов терминов "цивилизация" и "культура". Термином "цивилизация" все чаще обозначалась сфера

^ и _ _ II _ (4

материальных условии жизни людей, а термином культура пользовались применительно к сфере духовных достижений и морали.

H. Я. Данилевский в книге "Россия и Европа" представил Западную Европу носительницей "мертвящей и разлагающей материальной цивилизации", в то время как Россию — колыбелью культуры, т.е. духа, которому предначертано спасти от гибели Европу.

Свое предельное выражение это противопоставление получило в труде О. Шпенглера "Закат Европы". История у Шпенглера — это история восьми высших культур, замкнутых в себе. Каждая из них проходит за период существования ряд стадий, и, умирая, превращается в цивилизацию. Переход от культуры к цивилизации означает упадок творчества, затухание духовной культуры.

На современном этапе развития науки единой точки зрения на определение понятия “цивилизация" нет. Философский словарь выделяет три значения этого термина, которые школьники и должны уметь распознавать:

I. Слово "цивилизация" употребляется как синоним культуры, "цивилизованность" — как характеристика высших достижений человека и человечества.

2. Под цивилизацией понимают определенную ступень общественного развития, следующую за варварством, дикостью.

3. Цивилизация понимается как качественная специфика группы стран и народов на определенном этапе их развития.

Выделенное здесь второе значение иногда характеризуют как "цивилизацию в широком смысле слова", а третье — "цивилизацию в узком смысле" (хотя включают характеристики не только локальных цивилизаций, но и глобальных, например, Востока и Запада). Именно третье значение понятия "цивилизация" и становится главным предметом изучения темы "Цивилизации прошлого", а, значит, его следует раскрыть глубже.

Целостность и неповторимое своеобразие цивилизации обусловлены системой ценностей. Поэтому в литературе можно встретить и такое определение локальной цивилизации: "саморазвивающаяся социокультурная система, базирующаяся на определенной системе ценностей". Ценность — это понятие, используемое для обозначения объектов, явлений, идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного.

Изучая цивилизацию, мы отвечаем на вопрос: что более предпочтительно, более ценно для людей данного общества? Индивидуальная свобода или возможность принадлежать клану, корпорации? Единение с природой или независимость от нее? Стремление к прогрессу, нововведениям или сохранение традиционных форм деятельности? Личностные ценности, определяя то, что более значимо для человека, являются одним из источников мотивации его поведения, ориентирами деятельности, базой для принятия решений. “Ценности порождают убеждения и верования людей, их ожидания и

обычаи" [6. С. 60).

Каждая цивилизация характеризуется своим набором и иерархией ценностей. Первичные ценности заслуживают того, чтобы сохранять их даже ценой жизни.

Обобщая встречающиеся в научной литературе определения локальной цивилизации, нетрудно заметить перенос смыслового ударения на изучение специфики жизнедеятельности людей, в том числе повседневного уклада жизни, характера мировидения и образа мышления. Так, известный отечественный историк М. А. Барг писал, что "цивилизация — это обусловленный природными основами жизни, с одной стороны, и объективно — историческими ее предпосылками — с другой, уровень развития человеческой субъективности, проявляющийся в образе жизни индивидов, в способе их общения с природой и себе подобными" (I.C. 35). При этом цивилизационный

подход предполагает рассмотрение таких ранее неисследуемых уровней исторической реальности, как ментальности. На этом понятии представляется необходимым остановиться подробнее.

Восстановить систему мыслей и представлений людей изучаемой эпохи — эту задачу впервые поставили основатели школы "Анналов"

— французские историки Марк Блок и Люсьен февр. Л. февр выдвинул понятие «духовного оснащения», «умственной оснащенности», которая присуща данной эпохе, определяет способы восприятия и освоения мира, доминирующий тип самосознания. Каждая культура характеризуется собственным ментальным аппаратом

— разумеется, не в том смысле, что все принадлежащие к ней люди мыслят и чувствуют одинаково, — речь идет о том круге понятий и категории, навыков и автоматизмов сознания, за пределы которого мысль человека данной эпохи не в состоянии выйти.

Современные представители школы "Анналов”, или "Новой исторической науки" ставят в центр своих исследований ментальности. Ментальности — это социально — психологические установки, автоматизмы и привычки сознания, способы видения мира, представления людей, принадлежащих той или иной социально — культу рной общности [3. С. 10]. Путь к постижению ментальностей ле^иг ч^рез анализ картин мира. "Время, пространство, отношение мира людей к природе, трактовка потустороннего мира, понимание возможного и невозможного, естественного и сверъестественного, связь технологических и магических методов воздействия на мир, трактовка материального и идеального, обычай и право, богатство и бедность, труд и праздник, оценка детства и старости, семья, отношение к женщине и сексу, страхи и фобии, наконец, психологический статус личности — таковы некоторые аспекты картины мира" |2. С. 9].

Ментальности (в отличие от идеологических теорий, политических или религиозных убеждений) диффузны, разлиты в культуре и обыденном сознании, заложены воспитанием, языком, религией. Они проявляются в поведении, взглядах людей как бы помимо их намерений и воли. И такие потаенные пласты общественного сознания надо пытаться характеризовать при изучении той или иной цивилизации.

Заканчивая рассмотрение первого вопроса, предлагаем ученикам алгоритм анализа локальной цивилизации:

1. Пространственная, временная и этническая характеристика цивилизации.

2. Влияние естественной среды.

3. Система ценностей и своеобразие восприятия мира:

а) преобладающие материальные и духовные потребности;

б) картина мира;

в) отношение к природе;

г) соотношение личности и общества;

д) отношение к прогрессу;

е) роль религии и Т.Д.

4. Специфика экономических и политических процессов.

5. Особенности социального поведения и образа жизни людей.

6. Преобладающий идеал человека того времени. Типы личностей.

7. Этапы развития цивилизации, ее динамика.

8. Связь с другими цивилизациями, характер взаимоотношений (преемственность, изоляция и т.д.)

9. Достижения культуры.

10. Вклад цивилизации в исторический процесс.

Задания для закрепления первого вопроса лекции:

Соотнесите данные варианты использования понятия “цивилизация" с тремя смыслами, трактовками этого понятия. В каком смысле каждый раз применяется слово "цивилизация"?

1. Давайте вести себя как цивилизованные люди.

2. Хочется верить, что земная цивилизация — не единственная разумная цивилизация во Вселенной.

3. Колонизаторы уверяли, что несут цивилизацию диким туземцам.

4. Египет считают колыбелью человеческой цивилизации.

5. В развитии цивилизации инков большую роль играла религия.

6. Философ О. Шпенглер западноевропейскую цивилизацию называл фаустовской, а античную — аполлоновской.

7. "Цивилизация — вся совокупность форм существования

человечества на Земле, начиная с той эпохи, когда оно окончательно выделилось из животного мира, когда его эволюция перешла на рельсы общественного развития..." [5. С. 5). ■

A. Цивилизация — синоним культуры.

Б. Цивилизация — все человечество на ступени общественного развития, следующей за варварством, дикостью.

B. Цивилизация — качественная специфика той или иной группы стран, народов, отличающаяся своей системой ценностей,

__________________МЕТАМОРФОЗЫ ИСТОРИИ. М. с. Ерохина

своеобразием материальной и социальной жизни, достижения культуры и т. д.

Ответы: 1А 2Б, ЗА, 4Б, 5В, 6В, 7Б.

При рассмотрении второго вопроса "Цивилизационный и формационный подход к истории" до учащихся важно донести идею многовариантного подхода к прошлому, невозможности утверждения права на монопольную интерпретацию истории какой-либо одной научной теорией. "Фанатичная приверженность одной — единственной теории общественного развития и отторжение с порога всех других возможных подходов ведут, независимо от научных качеств этой теории к предельному сужению мыслительного горизонта" (3. С. 5].

Обобщая взгляды ученых —историков о соотношении двух подходов к изучению исторического процесса, выделим основные линии сравнения.

1. Идея формационности находится в теснейшей связи с идеей линейного, качественно возрастающего исторического процесса. Формационная теория — это стадиальная концепция, построенная на сравнении и оценке этапов всемирной истории.

Цивилизационная теория — это главным образом локальная теория, ориентированная на изучение относительно замкнутых самобытных исторических типов. Цивилизационный анализ идет "по пути понимания внутренней архитектоники культуры, ее всегда богатой самодостаточности" [8. С. 49).

2. Формационный подход показывает развитие общества в "вертикальном", спиралевидном разрезе.

Цивилизационный — дает как бы "горизонтальный" срез развития общества и народов.

3. Формационный подход предполагает выявление того общего, типичного, что присуще разным странам, находящимся в рамках одной формации. Таким образом, всемирно-исторический процесс укладывается в простую, логически завершенную, единую для всех схему, которая не только объясняет прошлое, но и предсказывает будущее.

Цивилизационный подход ориентирован на изучение уникальности, своеобразия, специфики каждой цивилизации. Всемирная история при цивилизационном подходе предстает как красочная картина вариантов развития человечества, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки, свои достижения человеческой культуры.

4. При формационном подходе все разнообразие исторических фактов объясняется на основе социально — экономического развития. Материальное производство выделено как доминирующий фактор

общественного развития.

Цивилизационный анализ предполагает комплексность изучения цивилизации как многоуровневой системы, в которой обнаруживается взаимопроникновение и взаимодействие материальных, социальнополитических и ментальных аспектов жизни индивида, группы, общества. Для разных цивилизаций может иметь определяющее значение тот или иной общественный компонент.

Чтобы конкретизировать, как соотносятся цивилизационный и формационный подходы, можно предложить учащимся следующее задание: "Выписать в два столбика понятия и опорные слова, которые можно будет использовать для характеристики, с одной стороны, ~ феодальной формации, с другой стороны, — для характеристики средневековой европейской цивилизации".

Вопросы и задания для закрепления второго вопроса:

1. Привести примеры исторических фактов, явлений, которые не "укладываются” в формационную модель истории.

2. Обсудить вопрос: “Какие преимущества имеет

цивилизационный метод изучения истории по сравнению с формационным? В чем сложность использования цивилизационного подхода ?"

3. Объяснить данное высказывание: "Ось времени (этапы, формации) надо дополнить осью пространства (культуры, цивилизации)".

Третий вопрос “Типы цивилизаций” также трактуется неоднозначно, однако, чаще всего в многовариантной картине исторического процесса выделяют два основных типа цивилизации:

1. Европейская цивилизация (индустриальная, техногенная, западная).

2. Восточная цивилизация (традиционная, неевропейская).

Для сопоставления этих двух типов цивилизаций и характерных

для них систем ценностей рекомендуем составить таблицу;

«

______Метаморфозы мсторшш. м. с. Ерохина

ЗАПАДНАЯ И ВОСТОЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Признаки для сравнения Западная цивилизация Восточная цивилизация

1. Отношение к прогрессу Стремление к прогрессу, постоянному изменению форм деятельности, использованию новаций. Развитие общества носит постепенный, поступательный характер Стремление к воспроизведению самих себя, поддержанию традиционного образа жизни. * Развитие общества носит циклический характер.

2. Соотношение ЛИЧНОСТИ и общества Приоритет свободной личности, обладающей гражданскими правами. Ценность индивидуальной свободы. Приоритет системы подчинения личности (подданных) обществу (государству). Господство традиций коллективизма.

3. Организация власти Принцип разделения властей. Сословнопредставительные структуры. Парламентаризм Политический монизм, восточная деспотия (неограниченная власть, Обожествление монарха).

4. Отношения собственности Г осподство частной собственности * * I Преобладание государственной и общинной собственности. Принцип власти-собственности (власть рождает собственность, а утративший власть становится, как и все, бесправным).

5. Отношение к природе Стремление подчинить себе природу, одолеть ее. Человек - венец природы И : все создано для его пользования. Для возмещения несовершенства человека создается и используется техника. Стремление быть в гармонии с природой. Человек • органичная часть природы (боевые искусства, медицина построены на изучении законов природы). Усовершенствование своей души и тела.

6. Особенности восприятия мира Рациональное, противоречивое восприятие - ‘фаустовско-гамлетовское* Эмоциональное, целостное восприятие (икэбана, вера в бесконечную цепь смертей и возрождений)

Такое разделение на два типа цивилизации, разумеется, довольно схематично. Тем не менее, оно дает представление о существовании определенной системы ценностей, внутренней установки, присущей народам определенного исторического ареала. Ведь не японцы

осваивали лежащие по соседству Курильские острова и Камчатку, а русские. И не китайцы, имевшие тысячетонные суда и навигационные приборы открыли морской путь между Китаем и Европой, а португальцы на своих утлых кораблях — каравеллах. И даже сейчас достаточно четко можно проследить, как за техногенным фасадом таких стран, как Япония, Южная Корея, Индия, Китай скрываются традиционные структуры и ценностные стереотипы Востока. Объясняя быстрое и успешное технологическое развитие стран Тихоокеанского региона, академик Н. Н. Моисеев отмечает, что там были найдены организационные формы, которые весьма удачно сочетали традиционные особенности взаимоотношений личности и общества с требованиями современного этапа научно-технической революции. "Сегодня часто речь идет не столько о каких-либо новых научных открытиях, сколько о массовом тиражировании технологий, требующих технологической "сверхдисциплины" (производство сверхчистых кристаллов, сверхточная подгонка деталей и т. д)" [4. С. I5J. Любые знания, любые know-how очень быстро становятся достоянием всего мира. Но вот воспроизвести их, тиражировать уникальные разработки — здесь необходимы именно те личностные качества, которые характерны для традиционных обществ: чувство ответственности человека перед обществом, сознательная дисциплина до автоматизма, до самоотречения.

В XX веке резко усилилось взаимодействие и взаимовлияние разных стран и народов. Все более убедительной предстает идея единой цивилизации, ценности которой будут достоянием всего человечества. Общей тенденцией мировой истории, наверное, можно считать развитие от локальности, замкнутости цивилизаций к их единению

Задания для закрепления третьего вопроса:

1. Определить, к какому типу цивилизации относится каждый признак — к западному (индустриальному) или восточному (тради цион ному):

1) Высокая степень зависимости от природы.

2) Постоянное стремление к совершенствованию видов деятельности.

3) Теория естественных, неотъемлемых прав человека.

4) Большая роль государственной власти и верховного владыки.

5) Община держится не на родовых связях, а соседских и частной пахотной земле.

6) Высокий уровень дисциплины, вплоть до самоотречения.

7) Предпочтение сложившегося образа жизни, уклада.

Я7ЕТДМОРФОЗЫ ИСТОРИИ. М. С. Ерохина

8) Стремление человека к экономической и правовой независимости.

2. Придумать символы для цивилизации Запада и цивилизации Востока.

3. Обсудить вопрос: "Какие ценности на современном этапе приобретают общечеловеческое значение: в экономической сфере, в социально-политической сфере, в духовно —нравственной сфере общества ? "

Остальные уроки темы посвящены анализу отдельных

. » . » X .

цивилизации: древневосточная цивилизация , Античная

(древнеевропейская) цивилизация", “Мир варварства", “Средневековая европейская цивилизация”, “Европейская индустриальная цивилизация", "Цивилизации Востока". На этих уроках предстоит обобщить большой по объему материал, содержание которого вполне доступно для самостоятельного анализа учащимся, так как уже изучалось в курсе истории. Поэтому можно использовать такую форму учебного занятия, как "урок обмена знаниями''. Организация урока предполагает несколько этапов:

1 этап — инструктаж. Учитель дает общую характеристику цивилизации: пространственную, временную, этническую и формулирует задания малым группам учащихся. За основу для выделения отдельных проблем группам можно взять алгоритм анализа цивилизации, представленный выше. Каждая группа, таким образом, готовит один или два вопроса по характеристике данной цивилизации. В тех случаях, когда заявленную в теме урока суперцивилизацию можно подразделить на локальные цивилизации (Древний Египет, Древняя Азия, Древняя Ицдия, Древний Китай, древнегреческая, эллинистическая, римская и т.п.), возможны групповые задания по анализу этих локальных цивилизаций.

2 этап — исследование. Учащиеся изучают свой вопрос, используя различные источники (учебники истории, дополнительную научно-популярную литературу, статьи, справочники, альбомы по искусству), подбирают наглядность, чертят схемы, готовят костюмы (представляя, например, типы личностей) и т.д.

3 этап — интеграция, "обмен знаниями". Группы знакомят с результатами своей работы весь класс. Форма подачи материала может быть как регламентированной учителем, так и произвольной, позволяющей проявиться творчеству учащихся. При ответе одной

Цчвцлцздциц прошлого /чсбныи пстгрци и пгтоддчсоа* раюгкнрацчи * пхжап

из групп класс получает задание, например, "выписать опорные слова, характеризующие своеобразие данной цивилизации", “сформулировать в виде тезисов вклад цивилизации в исторический процесс”, "перечислить достижения культуры" и т. д.

Рекомендации по содержанию отдельных уроков темы “Цивилизации прошлого" опубликованы в журнале "Преподавание истории в школе" (1993. № 6. С. 58 — 72).

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Барг М. А. О категории "цивилизация" // Новая и новейшая история.

1990. № 5. С. 25-40.

2. Гуревич А. Я. История и психология // Психологический журнал. Т. 12.

1991. № 4. С. 4-13.

3. Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа "Анналов". М., 1993.

4. Моисеев Н. Н. Идея естествознания в гуманитарной науке // Человек,

1992. N8 2. С. 5-17.

5. Моисеев Н. Н. Палитра цивилизаций: разнообразие и единство // Человек, 1992. № 3. С. 5-14.

6. Ситарам К.,Когделл Р. Основы межкультурной коммуникации // Человек, 1992. № 3. С. 60-69.

7. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

8. Формации или цивилизации? (Материалы "круглого стола") // Вопросы философии, 1989. Ыв 10. С. 34—60.

9. Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций. Учебное пособие для старшеклассников // Преподавание истории в школе, 1994. N8 5. С. 67 — 79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.