Научная статья на тему 'Цицерон о роли и месте princeps в политической системе римского общества (по материалам трактата «о государстве»)'

Цицерон о роли и месте princeps в политической системе римского общества (по материалам трактата «о государстве») Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
443
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цицерон о роли и месте princeps в политической системе римского общества (по материалам трактата «о государстве»)»

К.Я.Камалутданов

ЦИЦЕРОН О РОЛИ И МЕСТЕ PRINCEPS В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РИМСКОГО ОБЩЕСТВА (но материалам трактата "О государстве")

К числу наиболее слешах вопросов, затронутых дщереяш в трактовке "О июударствв"1, относится круг проблем, езятышх с образом идеального правителя государства, .которого ой нашивает рг!лсерв . В результате многочисленных исследований Нне-мсшршгческий" характер этого правителя можно считать уставов -летаю?, однако вопрос о том, какую роль ;и место отводит ему Цицерон в политической системе, нуждается в дальнейшем изучении.

1 Vid. ¡ H.Tullii Ciceronis scripta qua© »ans#:r*u»t onola. De r® publica librorum sex quae manserunt j "t er X XV; Hl "20 Ogll •

K.Ziegler. Lipsiea, 1955, fasc. 39, p- XLII-H.IV; Marcus Tullius Cicero. Vom Gemeinwesen-, iat. u. dt. Hg. von K.Büchner. Z. Ausgab«,. Zürich, 1960, S. 7-7?.

2 Hains« R. Cioaros "Staat" ala politische Sondenzschrift. -Barnes, 1924, Bd. 69, 8. 73 f.; Kagdelain H. Auctoritas

principia. Paria, 194-7, p 35; Saal 0. Cicero. Wort -Staat - Walt. Stuttgart, 1953, S. 226-235¡ Lepore S.

EL princeps ciceroniano e gli ideali olitieí dalla tarda repubblica. Hapcli, 1956) P- 70 sq.; Kumaniecki K. Cyceron i jago wspóXczasrii. Warazawa, 1959? s. 530 sq.; Taylor L.K. .Party Politice in tha Aga of Caesari Berkeley - Iioa Angeles, 19*6, p. 1535 Vogt J. Ciceros Glaub« an Rom. Parmatadt, 1%3, S. 56 f.; Justinski J. Listy politiesne Cyceron». Mysl oolitycsna Oycerona vr swiefcl« jego list&w. • Warazawa, 1970, s. 125 sq.; Korvanty I. SoawéJ politiesnej roll jednostki w república rayaskie;! i ¡jago odbicie w literaturas. - Ossolinaum, 1971, 8 11, s. 66 0(3.5 Kartino F. de. Storia «talla costituzione Ronsaa. £ ed. Hapoli, 1973, V. 3, P- 190-193; Hawson E. Cicaro. k Portrait, London, 1975. P- 152.

Согласно утверждению Г.Еенарио, разработанная фщеровом концепция идеального правителя, дополняя традиционную ряшку» конституцию, находится вив её рамок3. Подобные утверждения о привнесенном характере данной концепции вызывают серьезные сомнения. Есл» прооледать т рассуадениямк оратора, то можно уви -дать путь, который ораве* Цицерона ж её оседанию.

В первых книгах трактата, сравнивая различные формы гооу -дарственного устройства» Цщерон ваявшей признает смешанную форму, образцом которой для aero является ^государство, основанное предками4,Поскольку такое устройство "обеспечивает" равномерное распределение прав, обязанностей и полномочий о тем,чтобы достаточно было власти у магистратов, влияния у совета первенствующих людей и свобода j народа ему свойственно '"великое равенство" и "прочность" .Стабильность и долговечность этой государственной форме придает сенат7.

В отличие от Полибия, который в свое время с искусством фокусника старался уравновесить все три элемента градационной полисной организация - магистратуры, сенат * народ, Цицерон видит в сенате главный элемент политической esto темы®. Это не противоречит его т определению государства res publice est гее pepuli /*'» Хотя народ при любой форме государственного уот-ройства должен обладать высшей властью, ему, считая Цицерон, явно не достает политической мудрости. Поэтому о его согласия всеми делами с наибольшие авторитетом обязан ведать сена?» а народ призван принять это как должное и подчиняться ему10. Тс

5 Benerio H. Cicero - rex publicae am&ntieeimus. - Xhe-Classical Journal, 1973» v. 69, N 1, p. 1?.

4 Sis., rap», I, 29, 45s 35, 54; 69; II, 23, 41; 39, 65; I, 21, 34i 46, 70$ II, 59» 66.

5 Ibid., II, 32, 57.

6 Ibid., I, 45, 69.

7 Ibid.. I, 26, 41.

8 How W. Cicero's Ideal in Mb Be re publica. - The Journal of Soman Studien, 1930, ». 20, p. 24-31.

9 Cic., rep,, I, 25, 39.

10 Ibid., I, 34, 51-52; II. 32, 56; II, 36, 61| vid.: Keys* C.lf. Original Elements in Cicero*8 Ideal Constitution. -American Journal of Philology, 1921, v. 42„ p. 309-321.

равенство (aeqimbiiitae ) , которое является основной чертой смешанного устройствас само по себе "все-таки несправедливо , pas фи нем нет у ступеней в общественном полевении*^. Призяа-валs таким образом, необходимость иерархии политической структуры» Цицерон всходил ж традиционного понятия dignités ' .которое девало auctoritaa я право руководить тем, кто забо -ЖЯСЯ О liberte pares ceteris Я являлся princeps dignitatis. Такое сочетание равной свободы для всех и auctoritas дхя вэлачайшж dignité» было, как думал оратор, идеальной основой для создании сбалансированной политической системк.ко-торая станет творением подлинной concordia и otium .

Признавая и считая необходимой градацию элементов, состав-ляг»! долитйчвокую систему, Цицерон нечто подобное переносил и на сенат« Здесь издавна были л лидера,® свои аутсайдер«1", Для оратора история Рима была по существу историей великих личностей15» Отсюда Цицерон логично иришел к выводу, что мудрый государственный деятель при сохранении я при помощи традиционных институтов омоют привес" государственный корабль в га -ваш» obkrn И digaites

11 Cic., rep., I, 27, 43.

12 Ibid.» I, 34, 51i II, 59í comp. I, 52, 49; Weganhaupt H. Di® Bedeutung and Anwendung von Dignitas in den Schriften der republikanischen Zeit. Eschenbagen, 1932; Drexler H. Sigaifcas. Götfcingen, 1944s- Adcock P.E. lomas political ideas and practice. Detroit, 1959, p„ 13.

15 Mitchell f.H. Cicero, the ascending yaars. lew Haven -

- tsadon, 1979» p. 198; Virssubski 0, Oicero's cub dignitate otiua: a reconsideration.. - She Journal of Roe.an Studies, 1954, v. 44, P 1-1?..

14 Vid. t ^aézcayk"1.®. Ze etudiów nad aanatee rsysiskim w

■ okreeie schy^ku republiki. 2odzs 1965, s. 46 sq.; Grasa E. B. The laßt (feneration of Soman ,a®pui is. Boräalay - Los Angeles - London, 1977» P- 522.

15'Kuaaniecki K. Oieoro, Mensch - Politiker - Schriftsteller. -In: Acta Seseionis Ciceroniana®. Warszawa, 1960, s. 16; .toldsrs G.J.D. Die (Theorie der gemischten Veri* sung -im Altartum. Aaeterdam. 1963 , 0. 114 f.; Rex' aud M. Cic&ron et 1* histoira eomainf- Paria, 1953» P« 50.

16 Cic., rep., I, 4?, 59; H» 34, 59; Leg., 3, 28; Phil., I, 34; Beat., 9< «itchell S.I, Op cit., p. 196,

Как видим, концепцию идеального правителя государства Цицерон выводит из традиционной римской конституция.

Своего правителя оратор называет rector rel public««, moderator rei publics«!, tutor , И наконец, princeps .Э®я понятия в исторической литературе чаото употреблпгтся как синонима , хотя очевидно, что между ними должны быть некоторые различия, В противном случае надобноотя go «иожестве термине® просто бы не было.

В анализируемом произведении олово princeps , час то имеющее у Цицероне смысл "первый оо рангу", "самый знатный" или "руководитель"^, используется дая обозначения членов сената*®, авторитет которых был "в полнея расцвете", поскольку они,оберегая древний уклад, "намного превосходили других людей овоим почетным положением" я выли "выю их по имущественном? поясне нию" В данном елучев >то понят» для Цицерона равновкачне понятию "оптимат"2®« Называя овоего идеального правителя princepa , Цицерон, таким образом, связывает его с определенным элементом политической системы - сенатом, Кроме того,si--* же определяется круг возможных претендентов на эту роль (оп-тиматы) и соответствуют модель доведения (следование заве -там и традициям предков),.

Восстановить государство, которое ныне утрачено вследствие пороков первенствующих граждан21, можно, по мнеш» Цицеронаs только возродив былое ВЛИЯНЯе мши«» 1бв МШ auotoritas определяла положение этого даотитзп» по отношению к potestas л Imperium магистратов, а также libertas я vi* народа^ . Для этого fäBTOjp?e* сената -долиен бия быть подкреплен авторитетом его твш:, Поэтому Цшероя особое внимание удеяя-ет морально-этической стороне деятельности правителе.

Оратор предписывает «яу "быт я мудрым, а справедлив»^ я воздержанным, я ярасноречйвш*,^призывать других людей подре-

17 Vid.: Oie «, De о rat., 211 j 214-217? Bab.,. 5; 7w.t 3d, 16, 2.

18 Oie,, rep.,* I, 3*. 52| 45, 68-69} II, 52, 56. Ctmp. : I» 3», 51 s И, 9, 15-, 31, 55.

19 Ibid., II, 39, 59; v, 1, 1.

20 Ibid., I, 26, 41$ 27, 43; II, 12, 55. Сотр.! I, 45, 69¡ 44, в«*«., 45, 97; 48, 105; 59, 126 ; 66, 138-, Gwosdz A. Der Begriff römischer Princeps. Breslau, -1933» B. 6 ff.

21 Ibid., V,'11» 15 1, 2; III» 39, 41: beg.", III, 12 , 29-32.

22 Ibid., Ii; 33» 57; beg. agr., 1, 27; Do«., 51, -150.•

22

жа«ь шу блистательностью овоей душ и жизни, быть как бы sep-калом для согроадан" • Его казнь должна отать для них засс -нон Совервйико очевидно, редаахай созданный им образ в ка-юови модели для подражания, Цицерон стремился к моральному обновлению аристократ«к. Именно это имел в виду оратор.когда икал, что в трактате "О государстве" он хотел показать наряду о наилучшей формой государетаенного устройства и образ идеального гражданина (optimus civie )25 .Как считают многие ав -торы, ppincepe ,осуществляя политическое и моральное (что 'было особенно вашо) руководство согражданами, должен был содействовать моральному обновлению аристократии а стаи.,таким образом» реформатором деградировавшей римской республики2®. При этом часто между рааоужденшми Цицероне о таком правителе я теорией оратора о наилучшем гражданиш ставится знак равенства27. . .

Однако между opt- ci vie и princeps есть определенная дяйданцйя. Последний обязан "изучить §аишы и право" и "быть искушенным эо воем том, что касается пользы и достоанстеа гра-здйй'28. Цицерон требует от него государственной мудрости,за-шмтащвйт, в анаши "путей и поворотов в делах государства, дабы, вная, куда приведет то шли иаое иг яах!г быта в состоянии задергать его ход и ЯШ воспрепятствовать ему*1®. Полагая,что gradua dignitatis .оэершенно естественен, поскольку суще-

23 Cic., rep., V, 1, 1; II, 42, 69«

24, Ibid., I, 34, 52. •

25 Oie., Q.'fr., Ill, 5, 1.

26 Uayior L.H. Op.'ext., to. 155; Juatyneki ,T. Op, cit., e. 128; Dickinson J. Ueaf-fa of the Republic. Hew York - r<ondon,

1965, p. 215 t.

2? Strachen-Davidson «T.ïi. Oieero and the Fall of the Bonan i«public. lew York - .London, 1894, p. 294$ «agdelain A. ©p.. cit., p. 7» 55? Seine» H. Yob «Saisi; dee Homertuais. SaxaetRàt, i960, S. 1»5; Berangej? J. Recherches sur l'aspect idéologique du principet. Basel, 1955, Р* 32.

28 Oie., rep., IX, 29,... 51} V, 3, 5.

29 Ibid., II, 25, 45-

ол

ствует от природа , оратор не мог предъявлять подобане тре -бования к каждому, пуоть и идеальному гражданину. Поэтому для обозначения своего правителя Цицерон,наряду со еловом princeps, вводит новые понятия, которые, по всей видимости, не являются традиционными. Во всяком случае, употребив их в первый раз, оратор сразу же оговаривается, что они "ещё ма -лоупотребительны в нашем языке"31.

Хотя Цицерон использует введенные понятая как равкознач -ные, исхода из контекста можно попытаться выявить их некоторые смысловые различия* С понятием tutor et nreeurator г.p. он связывает мудрость и знания, которыми должен обладать государственный деятель"2. В то же время rector "хотя и должен постараться изучить законы, может ограничиться изучением ах источников", причем »то не должно мешать ему "ведать дв~ жат государства", но зато он обязан обладать предвидением. В одном месте можно даже заметить противопоставление мудрости и предвидения:"Если знать их (кругооборот и чередование событий в государстве) - дело мудрого, то предвидеть Их yiposy, находясь у кормила государства, направляя его бег я удерживая его в своей власти,- дело, так оказать, великого гражданина, и„ пожалуй, богами вдохновленного мужа"**4. Первое понятие „ таким образом, характеризует государственного деятеля„овладевшего необходимыми знаниями, подготовленного к управлению, а второе показывает характер его фактической деятельности. Разлитая между этими понятиями размыты, едва уловимы, одно предполагает другое, но вое же они не исключают друг друга. Следовательно, рядом с "правителем и кормчим государства" (rector et gubernator rei publicae ) может стоять "опекун я управитель" (tutor at procurator ). В пользу такого предположения свидетельствует неоднократно выражаемое Цицероном сомнение в том, что сил одного человека даже выдающихся достоинств и способностей едва ли хватит , чтобы в достаточной степени овладеть всем необходимым для управления государст -

30 Cic„, rep., I, J», 51.

31 Ibid., II, 29, 5t.

52 Ibidem.

33 Ibid., V, 3, 5; VI, 1» 1.

54 Ibid., I, 29, 45.

»an**6. В «сюричвокой литературе в шстоянэе время доминирует точка зрешя» оогласко которой Цицерон, создавая oöpas ада -ального правителя, имел в виду аристократическую элиту36. Она занимает промежуточное положение между взглядами тех, кто полагал, что гасtor представляет собой щшвителя монархического тлю®7, я тех, кто склонен был толковать »тот термин шире®®.

Цель, которую стремятся достичь правитель - это "счастактая жязяь граждан, о гем. чтобы она была обеспечена средствами,была богатой благодаря изобилию, великой благодаря славе s почетной благодаря доблести"39. Он доляен больше заботиться о пользе народа« чем о его желаниях* » Цицерон пясах свой трактат в связи о конкретной политической ситуацией, сложившейся в Риме во второй половине 50-х гг., я поэтои? он не тог не выделить особо те задачи, которые ему самому, стороннику республике,ка-шяявъ наиболее важными4* отравитель, пяиет Цицерон, умом овеян в деятельностью тлтп охранять государство*л, бить всегда "вс воеоррщя цроткв всего того, что колеблет : государственный строй?* Это ёш основная задета, ведь вк в одном деле доблесть человека я® ариближается к могущеютву богов более» чем это происходят Щрш ттвтвш новых государств я при сохранен** ужа ост -аашшх* 54. Подобную мысль Цицерон развивает в яоелец»! nimm трактат®:".». Воем, тем кто сохранял отечество... назначено определенное место на небе..."45. Хотя в этом фра тенте наряду

35 Cie. rep., X, 34, 52; II, 2; cosp» II« 1,

36 Oiacari В. Cicerón« e.i auoi tempi. Milano„ 192», 2, p. 163; Kuaaniecki K. Cyceron.., a. 3«8j Sickinson 3. Qp, cit., p. 317; Rawaon E. Op cit., p. 152.

37 Meyer S. öaeeare Monarchie und das P~ incipat dee Foepeiue. Stuttgart, 1922, 8. 176 f.; Beitsenetein «. Die Ms« dee Prinzipats bei Cicero und Augustus* - Gött. ffachriohten, Phil.-hist. IQ aase, 1917» 2, 3, B. 599 f.; Shrhari k. Politische Metaphysik von Solo» bio Augustin. Tubingen,

1959» Bd. 2, 8. 265.

38 Vid. n 2?.

39 Cic., rep. V, 6, 8.

40 Ibidem.

41 Beel 0, Op. cit., 8, 321.

42 Cic., rep., II, 29, 51.

43 Ibid.s VI, 1,1.

44 Ibid,, I, 7, 12o

45 Ibid., VI, 13, 13-

о правителями { еч»с toree ) упоминаются охранители'(eonserva-

tore» ) государств, ттшят, что это синонимы, поскольку

вся деятельность ¡¡равателей так или иначе вращается вокруг 46

conservare .

Чем т, по мнению Цицерона, должна была обеспечиваться возможность достижения целей, доставленных им перед правителем? Так как Цицерон нище и ни разу не упоминает о военной влас те правителя, которая является обязательным атрибутом высших ма -тазтрато», то сютаетоя прздшлозёть, что orf обладал не властью, а только влиянием, которое определялось его auctoritas ^, На авторитет выдающихся консуляров в течение столетий опира -лаоь вся внутренняя структура senaта. Другими словами, е формально- правовой точки зренш? rector - это не какая-то кон-отитуодонко-оформле нная должность, а скорее модель поведения"*®, образ действий, которым должен следовать идеальный государств . венный деятель. Эту мерку поведения Цицерон примеряет и к себе, и к Помпею, я к Цезарю*®. Оратор воздает ножзалу Бруту.который, хотя я был частным человеком* взял на себя все государственные дела,и, сбросив ярмо царской власти."доказал, что при защите свободы граждан лет частых лиц"50. В дашом случае Брут действовал как иотадяИ prineep» . Цицерон неслучайно для обозначения прави мля вводит новые понятая, а не использует традиционные гершцщ, обозначав®* магистратуры. дчш та подчеркивает "яздолшоотяой* характер деятельности правителя. Оратор понимает, что в случае политического кризиса одной auctoritas ддя сохранения государства может оказаться недостаточно. Поэтому он не против того, чтобы авторитет правителя

46 Vid.: Seims* W. Sellust els Hietoriker Stuttgart, 1934,

. s. 53... .. ■. ■•• . ... . . , . ® - ;,;

4? Ueinze В. Auctoritaa. - Нетшев, 1925, Bd. 60, S. 3*8-366} Meyer E. RSwiüschf-r Staat und Staatsgedenke. Ziirich, -1946, S. í.; Vfheeb 9. Pie Bsdeutmg «d©? "auctoritaa" ia j -.1-vaten und Sffentlichen Leben der romischen BepubliJr. Marburg, 193W-? Biscardi á. Auctoritas patrum. - Bcületino dell' . la ti tuto di Dirifcto Boeano "Victo, io ScialojA", Vti-ХПХ (bVII-LVIII). (Ulano, 1953; Baledon J.P.V.B. Auctoritas, ¿Ignitas, otiua. - Тае 01ai eieai Quarterly, 196C N 10,

P. 45-50. ......... ......

*e Протавова С .И. Трактат Цжцврова "О lerc полети -

чесхне тецдвнцл) .-Учен.зап./Сарат. рнг;Д926,т.УХ»В1Ш.З, с.277. ■ *9 Cic., Att,, Vil, 3, 2; VIII, 11, 1. 50 Cie., rep., II, 25, 46. 26

ôm бы подкреплен реальной властью.» Вспоминая борьбу против Катилииы, Цицерон восклицает:"Что смог бн я тогда сделать, не будь я в то время консулом?" и дродоляаетвозможность прийтк ему (государству) на помощь не проявляется вдруг или по вашеиу желанию, если не занимаешь такого положения, что так поступить тн вправе"^. Auctorltae правителя могла в случае необходимости явиться основанием для наделения ею чре-эвнчайннш полномочиями. Сципион, один из участников диалога, описанного в трактате, говорит, что, когда evo было нужно, "каши граждане постановляли, чтобы весь империй был в руках у одного человека, даже без коллеги, причем уже само название указывает

на особенность его власти,Ибо диктатор так называется оттого,

Б2 '

чгс его тн шюг . Он вспоминает слова, сказанные ему пред -

ком:"Ты будешь единственным человеком, от которого будет зави -сеть благополучие государства, ... ты должен будешь как дикта тор установить в государстве порядок"*^.

Это обстоятельство, рассматриваемое сквозь призму рассуждений Цицерона о превосходстве царской власти кяд другими простыми форма«« государственного устройства, дает основание некоторым авторам полагать, что оратор отводит монархичеокому элементу руководящую роль в смешанной форме правления"'

Цицерон действительно считает царскую власть наилучшей из простых государственных форм®. "Имя ца_ я,- пишет оратор,- напоминает мае как бы отца, заботящегося & согражданах как о своих

51 Cíe., rap., I, 6, 10; Ball., Щ>,., 2, 3. 1.

52 Cie., rap., 1,40, 63.

53 Ibid., VI, 12, 12; AlXSldi A. Le beei spiritual! del pria-cipa to romano. - Corvina. -ftemegsa semaatrala Italo-tJngereaa dalla "Hattia Corvino", 1952, anoo I» vol. I, p. k30.

54 См. :Ыарченко Г.М.Цицерон о *тюютт врввданяк Ш тая* риалам трактата "О государстве* )/Ъеот«Двнингр.ун-та.Сер. ' йсторня, язык.литература,1976,До,вып.2,0.146.

55 Cic., rap., 1, 35» 54; II, 23, 43.

детях"66« "Тех,кому лпода повиновались согласно закону, они называли не повелителями, не властителями, наконец, даже не ца-рми, а отражада отечества, отцами, богами , Правление такого царя не хуже правления оптиматов, "ведь если государством правит мудрость, то какая разница, будет ли это мудрость одного или же нескольких человек"®*. Однако не ?дудрость является главным опре-

далящш признаке» такого устройстве., а повтоянная власть, сос-

59

редоточенная в руках одного человека . Это делает непрочной судьбу народа, так как она зависит от "воли,вернее, нрава од -кого человека"60. "Народу, находящемуся под дарекой властью, не достает многого в нреаде всего свобода, которая состоит не в том„ чтобы иметь справедливого владакус а в тек. чтобы не иметь никакого"6-1 . Таким образом, с одно! стороны,, монарх стремится к благополучию граждан, а с другой - его юишштельнов положение делает государство непрочным. Цицерон не мог не заметить этого явного противоречия. Монархия была дая оратора лишь исходной точкой кругооборота государственных фор£"% всего лишь теоретическим допущением63, которое к тешу же было пришивши отнюдь не дая всех рмшш64. Рассуждения о монархии в композиционном псстроений трактата четко отделены от рассуждений об

56 Ole., rep., I, 35, 54. ' '

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5? Ibid., I, 41, 64.

58 Ibid., III, 35s 47.

59 Ibid., П, 23, 43-, II, 27, 49-

60 Ibid., II, 27, 50.

61 Ibid., II, 23, 43.

62 Ibid., I, 42, 65.

63 Ibid., III, 35, 4?.

6* baweon B. 0p« «it., p. 152} Korpanty J. Op.. oit., s, 69.

идеальвом правителе. Кроме того, говоря о монархии Цицерон попользует слова rex и regmus , которые в его время употреблялись как политические обвинения6^.

Чертой, определяющей положение правителя является не наличие власти, a auctaritaa .3 случае же наделения его чрезвычайными нолномочияки, положение правителя в системе традиционных нвететутов» по мнения Цицерона, не должно было измениться. Оратор подчеркивает, что если в государстве какой-либо один чело-веж облечен властью, причем не обязательно царской, даже если , при этом существует сенат, а народ обладает какими-то правами, ?9 в этом случае царская власть все же имеет наибольшее значение 5 и такое государство не может не называться царством66„Поэтому та диктатура, о которой говори Цицерон, является традиционно республиканской, ограниченной по времени. Правитель в

го

втом случае не становится над государством0 Весь трактат Цицерона проникнут староримским духсм необходимости подчинения личности государству, которое рассматривается как наивысший щитка

65 Sail., 2, 6, 1} Wiraaubski 0. liberies as a political idea at Rome during the late republic and-early principate. Cambridge, 1950, p. 62-65$ 'Oases. J. Henavist Eiaanu ke kralovlade a jeji priciny, - Sbornik praci filosoficke fakulty Brnenske University, 1956, К 5, s. 13-15} Karl D. She Moral and Political Traditiori of Some. lew York,

' 1957, p. 59»

66 si®»., rep.', XI. 23, 43.

67 BQchnex K, Tyrahn and sein Gegenbild in Ciceros "Stoat". -Ins Studlen жиг roraische biteratur. Cicero. Wiesbaden,

Bd. II, 3. 116-147} idem; Oiceiv, Beetand und Kangel • seiner geietigen Welt. Bftidelberg, 1964, S. 22.3 f.

68 Cio., rep., I, fr. 2; VI, 16, 16-, Srexler H. Die Entdeckung dee Individuums. Saleburg, 1966, 8. 10; Meyer Sm, .Op, sit., 8. 249} Sohlens M. Die Stoa. Gescbichta einer geietigen Bewegung. Gottingbn5 1959. в. 260s idem: Antikes FBhrertum.

'■Oicero Ш officiis und das Lebenoideal dec Panettioe. Leipzig, 195«, S. 114. Oomp.s Alfoldi A. The Main Aspects of Political propaganda on the Coinage of the Roman Republic. Essays in Soman Coinage Presented to H.Mattingly. Oxford, 1956, p. 63-95«

Чтобы подчеркнуть эту мысль,Цицерон использует всем понятную аналогию » правитель доляин ведать всеми делами государства и "быть в нем, так сказать, управителем усадьбой*5®®. Другими словами, несмотря на свое высокое положение, rector в любо/ случае не является высшей инстанцией» "Хозяином" государства в полном смысле этого слова должен и может быть только сенат.Таким образом, монархический элемент в смешанной ферме государственного устройства играет явно подчиненную роль»

Трактат Цицерона явился реакцией на события, происходившие в Риме в 50-е гг.7®. Тенденция установления единоличной власти,, исходной точкой развития которой I в. до н.э. стала диктатура Суллы, привела к образованию так называемого первого триумвирата. Его деятельность показала возможность существования своеобразною правительства» стоявшего фактически вне рамок традиционной политической системы,"Измейилооь все пояснение сената, судов, государства.<,. 0 том достоинстве коноуля-ра - мужественного ш стойкого сенатора = нам нечего и думать..."," писал Цицерон одному яз друзей"*3 . После совещания триумвиров в Луке, когда стали очевидны их подлинные намерения» он впервые, пожалуй, увидал ту пропасть,, которая лежала между его представлениями о государстве предков и римской республикой 50-х гг.72. В своих письмах этого периода Цицерон выражает серьезную обеспокоенность возможностью установления диктату-

69Cic.„ гор., 'у, з 5

В этом трактат® "Цицерон в форме диалога стремился сказать взе5 что сказал бы в своих речах, если бы был волен сделать этоДотя действие перенесено в век Сципиона Младаего (ок. 129 г. до н.э.), sлезь затрагиваются проблемы 56-52 гг. до

71 Cic., ]Ре.ш?, b\ ' P'

72.Ciace.ri E- Op, oit., v. II, p. 69-161; Gelzer И. Cicero. Bin biographi-acber Versuch. Wiesbaden, 1969» 3. 145-212; Gruaa E.S. Cicero and Liciniua Calvus. - Harvard Studies ie Giaaaicai Httiloiogjf, 19®6, 71, p- 215-253; idea: foapay, the Котел Ariaitmxmej, «я* the Conference of Luc в. ■ Biatcpia, 1969, 3d. 18, p. 106 f.; Sumner G.V. Maniue or Xmmit - tie Journal of Koaan Studies, 1964, r. 54-, p. 42 f-

73 OiK., Q. fr., III, 6, 4; II, 13, «■; Att., IV, 18, 3; IV,

.... 3 л-

30

В трактате "О государстве" Цицерон предпринял попытку лро-5;>.зопоотавУ'пь трмумвдретам и вообще -тенденции единовластия созданный ам образ идеального правителя государства» Хотя воз-щювдй сравнительно недавно *в римском обществе и ставший к ое-редане -I в. уже привычным идеал "великого человека" нашел в 8ТШ1 обрезе свое наиболее полное воплощение * получил по существу отатуо градации, тем не менее в трактате грудао увя -

стремление Цицерона к компромиссу меаду единовластным правителем я онтиматами75. Он готов был пойти на компромисс, но только не о едвяшлаотиш правителем, а с великим гражданином й что в ею йредставлзнаи было далеко не одно и то же <. Вся последующая деятельность Цицерона это подтвердила.

Т.П.Ка'ц

НУРАШЧЖЖАЯ САРДИНИЯ И "МОРСКИЕ ПЛР0Д1"

Одной as оригинальных кулыур Западного Средиземноморья является островная культура древних сардов. По всей Сардинии рассеяны яурагв, огромные, киклояическке башни в форме усеченного конуса» выстроенные аз каменных глыб, поаожешгах наоухо„ К настоящему временя известно около 7 тысяч яурагов; они строились, на острое® в течение тысячелетия <с середины и тыс» по У1 в5 до н.э.) i вне всякого сомнения свидетельствуюг о некогда сущвогяовавшей здесь самобытной местной культуре. Кроме курагой, esa культура характеризуется шпояненяыш! в той же строительной технике, что и кураги, круглыми хижинами, сгрушшро -ванными вокруг яурагов в поселения (нурагяческие деревни) ¡.своеобразными шлреоальюад.» сооружениями, так называвший " ¡юго-лама гигантов "»свяченным* колодцами-храмами. Широко представ -

?4 Spranger р.?. &»« Огоfie. - Seeouluai, 1936, N 9, S. 22-58} Mette H.J. Der «eeoBa Kensch". - Herwea, 1964, Bd 89, S. 332-34#j latte K, Roaische Roligionei.eoch ic h te, Kifcehen, 1960., 8. 100,

75 См.:Машкив НДЛршщишт Августам.-Л.ДЬ40„о.55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.