10. Westenbrink F., Brinkhof M.A., Stroser P.J. Comporaisonof a nevily developed enzyme-linked immunosor-bentassay with complement tixation and neutralization test for serology of bovine respiratory syncytial virus infections // Res.in veter Sc. - 1985. - Vol. 38. - № 3. - P. 334-340.
11. Bovine Respiratory syncytial Virus: Host Range in Laboratory Animals and Cell Cultures / М. Matumoto, Y. Inaba, H. Kurogi [et al.] //Arch.ges.virusforsch. - 1974. - Vol. 44. - P. 280-290.
12. Propagation of bovine respiratory syncytial virus in calftesticle microcarrier culture / Lj. Warier,
G. Wellwmans, A. Lale [et al.] // Arch. exp. Veterinarmed. - 1984. - Vol. 38. - № 6. - P. 894-899.
13. Изоляция на респираторно-синцитиальния вирус от телят с репираторни заболевания / Х.Е. Харалам-биев, Р.М. Бостанжиева, Г.К. Георгиев [и др.] // Вет. мед. науки. - София, 1984. - T. 2. - C. 3-7.
14. Odegaard О.А., Krogsrud J. А field outbreak cauoed by bovine respiratory syncytial virus // Acta vet.scand. -
1977. - Vol. 18. - P. 429-431.
15. Haralambiev H.E., Bostandjieva R.M., Georgiev Lj.K. Cultivation of bovine respiratory syncytial virus on cell
line FLK and other cell cultures of sheep origin // Comptes rendus de 1 Akademie bulgare des Sciences. -
1982. - Vol. 35/ 11. - P. 1611-1613.
16. Reed L.J., Muench H.A. A simple method of estimating 50 percent endpoints // Am.J. Hug. - 1938. - Vol. 27. - P. 131-159.
17. Особенности диагностики респираторных болезней крупного рогатого скота, вызываемых РНК-
содержащими вирусами / А.Г. Глотов, Т.И. Глотова, И.Я. Строгонова [и др.] // Актуальные вопросы
ветеринарной медицины Сибири: мат-лы междунар. конф., посв. 70-летию ИЭВС и ДВ (п. Краснообск, 28-29 окт. 2010 г.). - Новосибирск, 2010. - С. 33-39.
УДК 619:616-091.8:636.52/58 Н.В. Донкова, Е.Г. Турицына
ЦИТОМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТАМИНАЦИИ ПТИЦЕВОДЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ ОСТАТКАМИ
ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ
Авторами статьи изучено влияние лекарственных ксенобиотиков на органы гомеостатического обеспечения и контаминацию птицеводческой продукции остатками ветеринарных препаратов с использованием методов цитоморфологического анализа.
Ключевые слова: цитоморфология, лекарственные ксенобиотики, птицеводческая продукция.
N.V. Donkova, E.G. Turitsyna CYTOLOGICAL AND MORPHOLOGICAL FUNDAMENTALS OF THE POULTRY PRODUCTCONTAMINATION BY THE MEDICINAL PRODUCTRESTS
Medicinal xenobioticinfluenceon the homeostatic support organs and poultry productcontaminationby the ve-ternary preparationrests by means of the cytological and morphological analysis techniques is studied by the authors of the article.
Key words: cytomorphology, medicinal xenobiotics, poultry products.
Проблема загрязнения продуктов питания и продовольственного сырья остаточными количествами ветеринарных препаратов, в частности, антибиотиками, которые обнаруживаются в 15-26 % животноводческой и птицеводческой продукции, становится все более актуальной [1]. В связи с широким применением антибиотиков на птицефабриках Красноярского края в лечебно-профилактических целях, возникает необходимость оценки остаточных их количеств в мясе, субпродуктах и яйцах. Анализ лабораторных исследований подтверждает высокий уровень загрязненности антибактериальными препаратами птицеводческой продукции, поступающей из различных районов Красноярского края. Среди исследуемых антибактериальных препаратов наиболее часто выявляется тетрациклин. Он обнаруживается во всех видах пищевых продуктах, но наиболее часто в мясе и яйцах птицы, а также в продуктах их переработки.
Одной из причин попадания антибактериальных средств в пищевые продукты является снижение де-токсикационной и экскреторной функции печени и почек вследствие цитотоксического воздействия лавины разнообразных лекарственных ксенобиотиков, определение которых в птицеводческой продукции не предусмотрено регламентирующими документами. Поэтому не исключено попадание с пищевыми продуктами в организм человека антибиотиков выше допустимого суточного потребления (ДСП), что может привести к нарушению микроэкологии кишечника, вызвать аллергические реакции, поражение печени и почек, и спровоцировать появление резистентных штаммов микроорганизмов.
После применения курам-несушкам пролонгированного антибиотика нитокса через 7 и 30 cуток остаточные количества тетрациклина обнаруживаются во всех исследуемых тканях, органах и снесенных яйцах. Наибольшее количество антибиотика обнаруживается в снесенных яйцах, далее в красном и белом мясе, а менее всего в коже с подкожной клетчаткой. Важно подчеркнуть, что во все исследуемые периоды, остаточное количество антибиотика в красном мясе всегда больше, чем в белом (рис.1).
5 Щ Белое мясо
4,5 4 П Красное мясо
4 СО П Кожа с подкожной
клетчаткой
3
2,5 Г~| Яйцо
2
1,5
1
0,5
0
через 7 дней через 30 дней
Рис. 1. Остаточное количество тетрациклина в мясе, коже и яйцах кур-несушек после применения
нитокса
Экспериментальное воспроизведение на цыплятах-бройлерах хронической лекарственной интоксикации препаратами тетрациклина показало, что длительное их применение в терапевтических дозах приводит к накоплению в различных органах и тканях птицы остаточных количеств антибиотика, что может быть следствием цитотоксического эффекта, приводящего к дисфункции органов, отвечающих за своевременную элиминацию ксенобиотиков из организма.
Современная ветеринарная практика все чаще прибегает к применению пролонгированных форм антибиотиков. При их применении в месте инъекции создается депо антибиотика, которое может служить источником повышенного содержания его в мышечной ткани зоны инъекции [2]. Были исследованы одноименные участки бедренных мышц цыплят-бройлеров слева (место инъекции) и справа (интактная зона). Установлено, что при внутримышечном введении пролонгированной формы окситетрациклина гидрохлорида -нитокса - в месте инъекции образуется зона повышенного содержания антибиотика (рис. 2).
□ через 10 суток
□ через 18 суток
зона инъекции
интактная зона
Рис. 2. Остаточное количество тетрациклина в мышечной ткани цыплят-бройлеров после
применения нитокса
Повышенные лекарственные нагрузки на организм птицы приводят к развитию цитотоксических эффектов [3]. При этом происходит снижение функциональных возможностей органов, отвечающих за детоксикацию и экскрецию лекарственных ксенобиотиков, что и является причиной накопления остаточных количеств антибиотиков, в частности, тетрациклина в мясе, субпродуктах и яйцах птицы даже при условии соблюдения сроков выдержки птицы перед убоем.
Наиболее важным в данном контексте является поиск методов, способных осуществлять общую детоксикацию организма птиц при лекарственных воздействиях с тем, чтобы, с одной стороны, нормализовать гомеостатические функции, а с другой - организовать разрыв порочной цепи перехода и кумуляции лекарственных контаминантов в системе "птица - продукция птицеводства - человек" [4].
Основными этапами в решении данной проблемы является изучение общих закономерностей и этапов развития органов гомеостатического обеспечения у животных и птиц в постнатальном периоде онтогенеза на основе морфометрического, цитохимического и ультраструктурного анализа; установление последовательности цитодифференцировки нефронов с учетом их гетерогенности; выявлении ультраструктурных механизмом и цитохимической природы трансцеллюлярного транспорта лекарственных ксенобиотиков в неф-роцитах половозрелых животных; проведение сравнительного анализа развития органов гомеостатического обеспечения с учетом возрастной динамики морфобиохимических показателей крови у сельскохозяйственных птиц (кур) различных кроссов; установление основных изменений параметров морфофункционального гомеостаза животных в условиях экспериментального лекарственного воздействия и исследование уровня остаточных количеств лекарственных контаминантов в пищевых продуктах птицеводства (мясе, субпродуктах и яйцах птиц); изучение влияния энтеросорбентов на показатели морфофункционального гомеостаза и уровень лекарственных контаминантов в птицеводческой продукции в условиях экспериментального лекарственного воздействия.
Изучение системы канальцевого транспорта у кур на цитохимическом и ультраструктурном уровне на примере слабой органической кислоты пенициллина показало, что после однократного введения пенициллина в эпителии проксимального отдела нефрона происходило расширение элементов эндоплазматического ретикулума. При субстратно стимулируемом транспорте пенициллина наиболее существенные изменения отмечались в комплексах узкопетлистой сети эндоплазматического ретикулума, которые занимают более обширную область вдоль базолатеральных клеточных границ, отмечалось значительное увеличение размеров и числи пероксисом, в матриксе их зачастую появлялся кристаллоид, что свидетельствует об активном функциональном состоянии органоида. При этом клетки проксимального отдела нефрона способны к адаптационной перестройке, заключающейся в мобилизации внутриклеточных структур на быстрейшее выведение ксенобиотика из организма. Степень адаптационной перестройки зависит от кратности введения препарата и времени, прошедшего после последней инъекции.
Изменения параметров морфофункционального гомеостаза кур при воздействии лекарственных ксенобиотиков и их коррекции изучены в экспериментах на цыплятах-бройлерах (кросс «Сибиряк») и курах-несушках (кросс «Родонит»). В качестве лекарственных ксенобиотиков использовали препараты алицикли-ческой структуры - тетрациклины как наиболее часто применяемые на птицефабриках и являющиеся из-за их минимального метаболизма приемлемыми соединениями-маркерами для определения остаточных количеств в пищевых продуктах.
В условиях экспериментального лекарственного воздействия препаратами тетрациклина в организме цыплят развивались процессы дезинтеграции цитоплазмы гепато- и нефроцитов, повышалось образование продуктов свободнорадикального окисления фосфолипидов биомембран, что приводило к угнетению активности процессов метаболизма ксенобиотиков и развитию цитотоксических эффектов. Развитие дистрофических и воспалительных реакций в печени и почках цыплят, длительно получавших окситетрациклин, сопровождалось активацией перекисного окисления липидов биомембран, ростом активности мембраносвязанных ферментов: аланин- и аспартатаминотрансфераз, развитием диспротениемии, гипербилирубинемии, гиперхолестеринемии, гипогликемии, повышением СОЭ и изменением лейкоцитарного профиля крови. Таким образом, в условиях экспериментальной лекарственной интоксикации как при длительном пероральном применении окситетрациклина гидрохлорида, так и при внутримышечных инъекциях пролонгированной формы тетрациклина в завышенных дозах, во всех органах и тканях птицы обнаруживаются остаточные количества антибиотика в различные сроки последействия препаратов. Наибольшее количество антибиотика во все периоды исследования обнаруживается при парентеральном введении, особенно в месте инъекции препарата (мышечная ткань), а также в яйцах птицы. При пероральном применении препарата уровень остаточных количеств тетрациклина намного ниже, чем при инъекционных применениях пролонгированных антибиотиков, но тем не менее он обнаруживается во всех исследуемых органах и тканях, что согласно СанПиН недопустимо. Повышенные лекарственные нагрузки на организм птицы приводят к развитию цито-токсических эффектов, при этом происходит снижение функциональных возможностей органов, отвечающих за детоксикацию и экскрецию лекарственных ксенобиотиков, что и является причиной накопления остаточ-
ных количеств антибиотиков, в частности, тетрациклина в мясе, субпродуктах и яйцах птицы, даже при условии соблюдения сроков выдержки птицы перед убоем.
Свой вклад в снижение функциональных возможностей органов, через которые осуществляется экскреция лекарственных ксенобиотиков, вносят антигенные стимуляции молодняка кур в период реализации комплексных программ вакцинаций [5]. На фоне многократных иммунизаций в крови птицы повышается содержание циркулирующих иммунных комплексов, они фиксируются в органах и тканях и приводят к поражению сосудов мелкого и среднего калибра, что характеризуется повсеместным развитием плазморрагий и системным сосудистым гиалинозом. Волокнистые структуры сосудистой стенки теряют фибриллярность и набухают вследствие пропитывания плазматическими белками. При длительных антигенных воздействиях в стенке сосудов и периваскулярных пространствах откладываются гомогенные хрящеподобные гиалиновые массы, что ведет к стенозу сосудов и функциональным нарушениям микроциркуляторного русла и всего органа. Обильная инфильтрация гиалиновых масс гранулоцитами, лимфоцитами и макрофагами свидетельствует о воспалительном характере протекающих патологических процессов.
Таким образом, цитоморфологическое исследование органов гомеостатического обеспечения, морфобиохимический анализ крови, определение остаточных количеств антибиотиков в пищевых продуктах -мышечной ткани (белое и красное мясо), субпродуктах (почки, печень, головы, кожа с подкожной клетчаткой), бульоне и яйцах кур, а также исследование параметров морфофункционального гомеостаза при воздействии лекарственных ксенобиотиков и изучение механизмов их элиминации, является основой для разработки мер по предотвращению загрязнения продуктов питания остатками лекарственных препаратов, предназначенных для человека.
Литература
1. Ветеринарная экология / А.Н. Ахмадеев, ИМ. Колесников, В.Ф. Лысов [и др.]. - М.: Колос, 2002. - 240 с.
2. Жиганова Л.П. Использование антибиотиков в сельскохозяйственном производстве // США-Канада: экономика, политика, культура. - 2000. - № 9. - С. 111-122.
3. Донкова Н.В. Остаточные количества тетрациклина в мясе и яйцах птиц при применении антибиотиков // Гигиена и санитария. - 2005. - № 2. - С. 41-43.
4. Гущин В. Системный подход к проблеме качества мяса птицы // Птицеводство. - 2002. - № 1. - С. 34-38.
5. Турицына Е.Г., Донкова Н.В. Проблемы комплексного применения средств специфической и неспецифической профилактики в промышленном птицеводстве // Вестн. КрасГАУ. - 2010. - № 7. - С. 101-107.
---------♦'----------