Научная статья на тему 'Цитокины и их антигонисты: теория и практика'

Цитокины и их антигонисты: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
1448
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Кетлинский С. А., Ищенко А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цитокины и их антигонисты: теория и практика»

ДТ и N-концом (с 6 по 11 амнокислотный остаток) фактора некроза опухолей (ФНО). Имеются прямые данные, что антитела к N-концуФНО (с 1 по 15 аминокислотный остаток) блокирует связь с рецептором. Можно предположить, что С-конец В-цепи ДТ вовлечен во взаимодействие с рецептором к ФНО. Это может вызывать цитоток-сический эффект, сходный с эффектом ФНО.

Антигенные детерминанты, расположенные в С-кон-цевой части ДТ, способны провоцировать выработку перекрестных антител против белков макроорганизма, что может привести к нарушению иммунных реакций и нарушению иммунного гомеостаза при дифтерийной инфекции. Учитывая высокую гомологию ДТ с другими белками организма, образование (или введение) ани-токсических антител может вызывать аутоиммунные расстройства.

Цитокины и их антигонисты: теория и практика

Кетлинский С.А., Ищенко А.М.

Государственный научный центр особо чистых

биопрепаратов

Санкт-Петербург

Цитокины и их антагонисты осуществляют необходимый баланс, обеспечивая и ограничивая цитокин-за-висимые функции организма. Этот антагонизм прослеживается между цитокинами ТН1 и ТН2, между провос-папительными и противовоспалительными интерлейкинами, между цитокинами и их секреторными рецепторами, между цитокинами и антителами против них и в конкуренции за связывание общего рецептора.

В опытах на животных и культивируемых клетках, на трансгенных и нокаут мышах антицитокиновая теория находит как подтверждение, так и опровержение. Так мыши, несущие двойную мутацию генов ФНО и ЛТ, утрачивают резистентность к Staphylococcus aureus. С другой стороны, мыши, с отсутствием гена ФНО или ФНО-рецептора, нечувствительны к шоку, вызываемому эндотоксином. Эти и многие подобные примеры показывают, что цитокины, в первую очередь, должны рассматриваться как факторы защиты организма от патогенов. Об этом свидетельствует закрепление структуры цито-кинов в эволюции животного мира. Во-вторую очередь можно изучать, какую роль играют цитокины в патогенезе ряда заболеваний, и приведет ли их блокирование к излечению.

Клиническое использование антагонистов цитокинов, как показала практика, оказалось малоэффективным. Особенно ярко это прявилось в использовании антагонистов противовоспалительных цитокинов в лечении шоковых состояний и ряда аутоиммунных заболеваний.

В докладе будут приведены данные литературы и собственные результаты исследований, указывающие на неоднозначность взаимодействий между цитокинами и их “антагонистами”.

Экстракорпоральное кровообращение -модулятор антителопродукции

Кузнецов С.И., Канаев П. А., Тюкавин А.И.

Медицинская академия последипломного образования Санкт-Петербург, Россия

Гемоперфузия через сорбенты приводит к новым функциональным взаимоотношениям систем, определяющих, в том числе, и иммунный ответ организма. Это может быть обусловлено изменениями как на уровне отдельных структурных элементов иммунитета, так и при кооперативных взаимоотношениях клеточных и гуморальных факторов системы защиты. Целью настоящего исследования явилась оценка влияния экстракорпоральной гемоперфузии с включением во внешний контур Агарозы 4Б (крупнозернистая агарозная матрица, служащая для получения селективных сорбентов различной специфичности) на синтез и секрецию специфических антител у мышей, иммунизированных эритроцитами барана (ЭБ). Регистрацию антител образующих клеток (АОК) осуществляли в реакции локального гемолиза в геле. Гемоперфузию у мышей, находящихся под нембуталовым наркозом, проводили по схеме вена —> вена со скоростью 1-3 мл/ч, объем колонки составлял 0,1 мл, время гемоперфузии — 10-15 мин. В качестве групп сравнения анализировали: интактных животных; мышей, наркотизированных нембуталом; гепаринизированных животных на фоне нембуталового наркоза и наркотизированных и гепаринизированных мышей, которым проводили гемоперфузию через колонку без сорбента (“холостая” гемоперфузия). Указанные выше воздействия осуществляли на 1,2,3 и 4 дни после иммунизации животных. Учет АОК во всех группах мышей проводили на 5 сутки после введения ЭБ. Наряду с регистрацией АОК, у этих же животных определяли изменение массы селезенки в каждой группе. Для этого использовали показатель (К), который рассчитывали так: К=(вес селезенки/вес мышей) х 100.

Достоверное снижение индекса К было отмечено только в одной группе при наркотизации мышей нембуталом в первые сутки после введения ЭБ. В остальных группах не наблюдали существенных сдвигов в массе селезенки. Иная картина была отмечена при регистрации клеток-антителопродуцентов. Любые воздействия на организм мышей существенно влияли на дифференцировку В-лим-фоцитов в специфические клетки-антителопродуценты на разных фазах иммунного ответа. Нембутал и нембутал совместно с гепарином снижали количество АОК при инъекции этих препаратов в начальной индуктивной фазе ответа. Экстракорпоральное кровообращение через колонку без сорбента, наоборот, снижало количество АОК, начиная со 2 суток, причем к 4 суткам антителогенез имел тенденцию к увеличению. Гемоперфузия через колонку с агарозой 4Б приводила к достоверному изменению количества клеток-антителопродуцентов на любые сутки использования сорбента по сравнению с интактными животными. Если проведенная гемоперфузия на 1,3 и 4 сутки значительно повышала число АОК в селезенке, то

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.