Научная статья на тему 'Цитируя помню, помня цитирую'

Цитируя помню, помня цитирую Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
109
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цитируя помню, помня цитирую»

Н. Н. Суворов

Цитируя помню, помня цитирую

Процессы, происходящие в информационном пространстве посткультуры свидетельствуют, по крайней мере, о двух вариантах информационного развития: 1. информационной «перегрузки» поля культуры, вследствие чего происходит частичное упрощение и, даже, профанизация информационных потоков, утрата потенциальной креативности информации, превращение её в симулякр массового сознания; 2. перегруппировки информационных потоков, «перезагрузки», подведением итогов предшествующего развития, подготовки информационного пространства к последующим коренным изменениям. Возможное будущее через актуальные целевые программы, принимаемые интеллектуальной элитой, влияет и перестраивает насущную действительность. Проективное будущее оказывает влияние на насущные процессы современной культуры.

Действительно, предельная насыщенность культурной информации цитатами, печатными штампами, ссылками, информационными мифами порождает специфическое мышление, перегруженное перекрёстными смыслами и комментариями, текстовой мозаикой. Любой текст культуры превращается в интертекст, в ткань, сотканную из старых цитат, что позволило одному из теоретиков постмодернизма, Ю. Кристевой, актуализировать понятие «палимпсеста», взятого из практики средневековых скрипториев: в целях экономии материала писать на старых пергаментах с проступающими полустёртыми и много раз переписанными текстами. Таким образом, новые и старые тексты пересекаются и перекликаются, создавая неожиданную и случайную полифонию смыслов и текстов. Палимпсест посткультуры синтезирует смысловую перекличку всего предшествующего развития культуры, создавая информационную основу последующему развитию.

Исследование смысловых потоков заставило теоретика постмодернизма У.Эко ввести понятие «интертекстуального диалога», в котором эхом отзываются предшествующие тексты. Возникшая «эхокамера» пространства культуры резонирует текстовые смыслы, переплетает информационные потоки. Такое пространство создаёт возможности максимальному взаимодействию силовых полей информации, искаженными различными помехами и случайными шумами.

Информационное взаимодействие, происходящее в посткультуре, ориентировано на отказ от жёсткого фиксирования границ цитирования, что основано на вольном использовании цитат, но также предполагает

«интертекстуальную компетенцию», подготовленного эрудита, понимающего цитаты без кавычек.

В идеале каждый читатель должен стать носителем интертекстуальной энциклопедии (У.Эко), быть «образцовым, аристократическим читателем», «архичитателем» (Р.Барт). В таких условиях информационного взаимодействия осуществляется ориентация текста не на писателя, не на его авторское кредо, а на читателя, наделяющего текст смыслом. Текст становится безличным по своей онтологии, но оживает в восприятии в процессе прочтения. Текст обладает максимальным смысловым плюрализмом. Писатель превращается в комбинатора и манипулятора текстами, собирая произведение из цитат. Умение читать, понимать и интерпретировать цитаты становится главным достоинством читателя.

В языке постмодернистского искусства возникает ситуация карнавала, постоянного обмена смыслами, двусмысленностями, неуловимостью и незаконченностью, основанной на отсылках к контексту. Р.Барт называл это «королевским бифштексом», намекая на любимое блюдо Людовика XVIII, тонкого гурмана, пропитывавшего свои блюда различными соусами и ароматами.

Насыщенность постмодернистского текста предполагает «безличную продуктивность». Текст провоцирует воображение и толкает к новой продуктивности. Языки культуры, старые и новые, проходящие сквозь текст, создают эффект скрученной пружины, таящей энергию. Игра цитат становится игрой текстов, которая складывается в различные типы взаимодействия. Самым распространённым является текст, совмещающий различные тексты - цитаты и заимствования.

Теория открытого произведения является поэтикой серийного мышления. Серийность - производство открытых поливалентных структур в искусстве. Открытость произведения, по словам У.Эко, «предполагает долгую и кропотливую организацию поля возможностей»,1 представленных в виде намёка. «Намекающее» произведение всякий раз осуществляется заново при активном участии истолкователя, вкладывающего в него свои эмоции и воображение. Теоретические позиции постмодернизма постулируют новую парадигму, когда на смену миру, упорядоченному в соответствии с общепринятыми закономерностями, приходит мир, основанный на неоднозначности, либо при отсутствии каких-либо ориентиров, либо в контексте постоянного пересмотра имеющихся ценностей и непреложных истин.

У.Эко в своём последнем романе2 поставил проблему бумажной памяти, оживляющей воспоминания. Память, по его мнению, подразделяется на: органическую память - управляемую мозгом, минеральную, зафиксированную в глиняных табличках, древних обелисках. В современной культуре к минеральной относится

компьютерная память, и на бумажную память, существующую со времён изобретения папируса. Герой романа, Ямбо, перенёс инсульт, в результате которого потерял опытную, органическую памяти. Но Ямбо, книжник и эрудит, сохранил память на идеи и на печатные тексты. Герой романа не помнил ничего, кроме слов, точнее, кроме цитат из литературных текстов. Так, встреча с детьми рождала в его сознании строфу из «Цветов зла» Шарля Бодлера: «Нередко запах свеж, как плоть грудных детей».

Для У.Эко важна мысль: знание классических текстов - это компас в пространстве культуры. Таким образом, цитирование и работа с текстами опирается на способность помнить. Излишняя памятливость притупляет свободное комбинирование и оригинальное изобретательство.

Мнемотехника - работа художника не под непосредственным впечатлением от действительности, а по воображению. Отсюда платоновское «искусство воспоминания», воссоздание в сознании коллективной памяти. Человек способен вспомнить то, что он никогда не знал. Воображение художника способно преодолевать время и пространство. В древности риторы и ораторы культивировали технику запоминания зрительных и словесных образов. Богиня памяти -Мнемосина и богиня забвения - Лета, в своём противостоянии соответствовали диалогу Эроса и Танатоса - созидания и разрушения.

В античной традиции поэты часто сравнивали себя с пчёлами, собирающими нектар из цветов. Также пчела и мёд причастны бессмертию, поскольку нектар - напиток богов, дарует бессмертие. В Атхарваведе мёд и пчёлы причастны к духовному познанию. В египетской мифологии пчёлы произошли из слёз солнечного бога Ра. Пчёлы часто называются: «божьи помощницы». Художники-пчёлы -трудолюбивые сборщики различных ценностей культуры, мудрости, жизненных наблюдений и превращение этого материала в произведения. Художник-пчела наделён цитатным мышлением. Он цитирует найденные ароматы, из которых составляет букет.

Создание текстов культуры связано со скандинавским мифом о «мёде поэзии», священном напитке, дарующем мудрость и поэтическое вдохновение скальдов, состоящем из крови, мёда и магических добавок. «Мёд поэзии» добывает бог Один в результате долгих мытарств, например: шаманской инициации - семидневного висения на пронзившем его копье на Мировом дереве.

Противоположным символом творчества является паук, которому присущи ремесленные навыки, трудолюбие, прядение из себя паутины, но также холодная жестокость, жадность, хитрость. Ряд мифов трактуют положительные качества паука, ряд - отрицательные. Так, паутина трактуется как космическая первоткань Вселенной. В фольклорных текстах паутина становится путеводной нитью, соединяющей небо и

землю. Способность к передвижению во всех направлениях намекает на изощрённость фантазии и творческого воображения художника-паука. У американских индейцев: паук-мужчина и паук-женщина - первотворцы, трикстеры. Художник-паук наделён выраженной интровертностью, ориентацией на свои идеи, склонностью к одиночеству и медитативному размышлению. При этом можно отметить особенности такого вида творчества, такие как ненависть к цитатам, к заимствованию, возможной зависти к счастливым находкам других художников. Паук наделяется способностью к оборотничеству. Таким образом, способность к творчеству трактуется через сравнение с собирательской деятельности -цитированием и, следовательно, уподоблению пчеле, но также художественное сочинительство рассматривалось как результат медитативного размышления, создания нового как результата выдумки, подобно пауку, ткущему из себя паутину.

1. Эко У. Открытое произведение. Форма и неопределённость в современной поэтике. - СПб., 2004. - С. 229.

2.Эко У. Таинственное пламя царицы Лоаны. Иллюстрированный роман. - СПб., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.