Научная статья на тему 'ЦИРКУЛЯР СИБРЕВКОМА ГУБЕРНСКИМ ФИНОТДЕЛАМ СИБИРИ ОБ АННУЛИРОВАННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМАХ (ОКТЯБРЬ 1919 Г.)'

ЦИРКУЛЯР СИБРЕВКОМА ГУБЕРНСКИМ ФИНОТДЕЛАМ СИБИРИ ОБ АННУЛИРОВАННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМАХ (ОКТЯБРЬ 1919 Г.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ / ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ / БУМАЖНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ЗНАКИ / ДЕНЕЖНЫЕ СУРРОГАТЫ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ / СИБИРСКИЙ РЕВОЛЮЦИОННЫЙ КОМИТЕТ / ГУБЕРНСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ ОТДЕЛ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петин Дмитрий Игоревич

Данная работа отражает ход на территориях подконтрольных Сибирскому революционному комитету начальных мероприятий в отношении аннулированных в советской России государственных займов (облигаций, купонов от них), выпущенных ранее царским и Временным правительствами и активно использовавшихся всеми властями в качестве денежных суррогатов в период Гражданской войны. Очерченный вопрос, напрямую затрагивавший имущественное благосостояние населения и в связи с этим являвшийся весьма болезненным для финансовой сферы, не получил рассмотрения в научных трудах. Главной линией в нашем исследовании стал анализ циркуляра, адресованного советским финансовым органам, устанавливавшего порядок действий революционных властей Сибири по отношению к ценным бумагам. Этот неизвестный и не публиковавшийся ранее ценный источник официального характера вводится нами в научный оборот и полностью приводится в заключительной части статьи. Теоретической основой работы выступили принцип системности, антропологический подход, проблемный, синхронный и сравнительно-исторический методы. Данная методологическая совокупность позволила представить ликвидационные экономические мероприятия в советской Сибири, как часть общей внутренней политики РСФСР, выделяя вопрос будущего ценных бумаг, изучаемый в сравнении с иными процессами, имевшими место в сфере финансов в 1918-1920 гг. на востоке России. При анализе приводимого источника подчеркивается особое значение личности его автора. В статье поддерживается мнение о том, что условия социально-политических катаклизмов военно-революционного периода значительно отягощали, не позволяли в полной мере реализовывать внутреннюю политику РСФСР на присоединяемых удаленных территориях. Работа может представлять интерес для специалистов, изучающих российский опыт кризисного управления финансами, социально-экономическую политику советской власти в Сибири на завершающем этапе Гражданской войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIRCULAR OF THE SIBERIAN REVOLUTIONARY COMMITTEE TO THE PROVINCIAL FINANCIAL DEPARTMENTS OF SIBERIA ON CANCELED GOVERNMENT LOANS (OCTOBER 1919)

This work reflects the progress in the territories controlled by the Siberian Revolutionary Committee of the initial measures in relation to canceled state loans (bonds, coupons from them) in Soviet Russia, issued earlier by the Tsarist and Temporal governments, and were actively used by all authorities as monetary surrogates during the Civil War. The outlined such issue directly affecting the property well-being of the population and, in this regard, being very painful for the financial sphere, did not receive consideration in scientific works. The main line in this study is the analysis of a circular addressed to the Soviet financial authorities, which established the procedure for actions in relation to securities. This unknown and previously unpublished valuable source of an official nature is introduced by author into scientific circulation and is fully represented in the final part of the article. The theoretical basis of the work is the principle of consistency, anthropological approach, problematic, synchronous and comparative historical methods. This methodological approach made it possible to image the liquidation economic measures in Soviet Siberia as part of the general domestic policy of the RSFSR by stressing the issue of the future of securities studied in comparison with other processes that took place in the domain of finances in 1918-1920 in the east of Russia. The analysis of the cited source emphasizes the special significance of the personality of its author. The article supports the opinion that the conditions of the socio-political cataclysms of the military-revolutionary period significantly burdened and did not allow fully implementing the internal policy of the RSFSR in the annexed remote territories. The work may be of interest to specialists studying the Russian experience of crisis management of finances, the socio-economic policy of the Soviet regime in Siberia at the final stage of the Civil War.

Текст научной работы на тему «ЦИРКУЛЯР СИБРЕВКОМА ГУБЕРНСКИМ ФИНОТДЕЛАМ СИБИРИ ОБ АННУЛИРОВАННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМАХ (ОКТЯБРЬ 1919 Г.)»

Оригинальная статья / Original article УДК 93/94:336.3+93/94:336

DOI: https://doi.org/10.21285/2415-8739-2020-4-214-224

Циркуляр Сибревкома губернским финотделам Сибири об аннулированных государственных займах (октябрь 1919 г.)

© Д.И. Петин

Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия

Аннотация: Данная работа отражает ход на территориях подконтрольных Сибирскому революционному комитету начальных мероприятий в отношении аннулированных в советской России государственных займов (облигаций, купонов от них), выпущенных ранее царским и Временным правительствами и активно использовавшихся всеми властями в качестве денежных суррогатов в период Гражданской войны. Очерченный вопрос, напрямую затрагивавший имущественное благосостояние населения и в связи с этим являвшийся весьма болезненным для финансовой сферы, не получил рассмотрения в научных трудах. Главной линией в нашем исследовании стал анализ циркуляра, адресованного советским финансовым органам, устанавливавшего порядок действий революционных властей Сибири по отношению к ценным бумагам. Этот неизвестный и не публиковавшийся ранее ценный источник официального характера вводится нами в научный оборот и полностью приводится в заключительной части статьи. Теоретической основой работы выступили принцип системности, антропологический подход, проблемный, синхронный и сравнительно-исторический методы. Данная методологическая совокупность позволила представить ликвидационные экономические мероприятия в советской Сибири, как часть общей внутренней политики РСФСР, выделяя вопрос будущего ценных бумаг, изучаемый в сравнении с иными процессами, имевшими место в сфере финансов в 1918-1920 гг. на востоке России. При анализе приводимого источника подчеркивается особое значение личности его автора. В статье поддерживается мнение о том, что условия социально-политических катаклизмов военно-революционного периода значительно отягощали, не позволяли в полной мере реализовывать внутреннюю политику РСФСР на присоединяемых удаленных территориях. Работа может представлять интерес для специалистов, изучающих российский опыт кризисного управления финансами, социально-экономическую политику советской власти в Сибири на завершающем этапе Гражданской войны.

Ключевые слова: финансовая политика, экономическая политика, государственные займы, денежное обращение, бумажные денежные знаки, денежные суррогаты, Гражданская война, советская власть, Сибирский революционный комитет, губернский финансовый отдел

Для цитирования: Петин Д.И. Циркуляр Сибревкома губернским финотделам Сибири об аннулированных государственных займах (октябрь 1919 г.) // Известия Лаборатории древних технологий. 2020. Т. 16. № 4. С. 214-224. https://doi.org/10.21285/2415-8739-2020-4-214-224

Circular of the Siberian Revolutionary Committee to the provincial financial departments of Siberia on canceled government loans (October 1919)

© Dmitry I. Petin

Omsk State Technical University, Omsk, Russia

Abstract: This work reflects the progress in the territories controlled by the Siberian Revolutionary Committee of the initial measures in relation to canceled state loans (bonds, coupons from them) in Soviet Russia, issued earlier by the Tsarist and Temporal governments, and were actively used by all authorities as monetary surrogates during the Civil War. The outlined such issue directly affecting the property well-being of the population and, in this regard, being very painful for the financial sphere, did not receive consideration in scientific works. The main line in this study is the analysis of a circular addressed to the Soviet financial authorities, which established the procedure for actions in relation to securities. This unknown and previously unpublished valuable source of an official nature is introduced by author into scientific circulation and is fully represented in the final part of the article. The theoretical basis of the work is the principle of consistency, anthropological approach, prob-

lematic, synchronous and comparative historical methods. This methodological approach made it possible to image the liquidation economic measures in Soviet Siberia as part of the general domestic policy of the RSFSR by stressing the issue of the future of securities studied in comparison with other processes that took place in the domain of finances in 1918-1920 in the east of Russia. The analysis of the cited source emphasizes the special significance of the personality of its author. The article supports the opinion that the conditions of the socio-political cataclysms of the military-revolutionary period significantly burdened and did not allow fully implementing the internal policy of the RSFSR in the annexed remote territories. The work may be of interest to specialists studying the Russian experience of crisis management of finances, the socio-economic policy of the Soviet regime in Siberia at the final stage of the Civil War.

Keywords: financial policy, economic policy, government loans, currency, banknotes, money surrogates, Civil War, Soviet power, Siberian Revolutionary Committee, provincial finance department

For citation: Petin D.I. (2020) Circular of the Siberian Revolutionary Committee to the provincial financial departments of Siberia on canceled government loans (October 1919). Izvestiya Laboratorii drevnikh tekhnologii = Reports of the Laboratory of Ancient Technologies. Vol. 16. No. 4. P. 214-224. (In Russ.). https://doi.org/10.21285/2415-8739-2020-4-214-224

В текущую четверть века в среде специалистов, исследующих Гражданскую войну в России, при многообразии взглядов прочно утвердилась концепция изучения событий сквозь призму экономической жизни (Россия в годы Гражданской войны., 2018. С. 259). Подобный подход во многом оправдан, поскольку дает выход на понимание ряда других масштабных аспектов (социальная история, повседневность и др.), нацеливая на масштабные выводы. Данный тезис подчеркивает авторитетный петербургский историк Михаил Викторович Ходя-ков, специализирующийся на изучении социально-политической и экономической истории России в 1917-1920 гг. (в том числе, денежного обращения) (Ходяков, 2014; Ходяков, 2018. С. 124; Ходяков, 2019).

Роль «археографического направления» в историографии Гражданской войны в России возрастает. Об очевидной заинтересованности представителей академической науки и широкой общественности в обнародовании новых документальных свидетельств ярко свидетельствует опыт работы дискуссионных площадок, посвященный изучению военно-революционного периода 1917-1922 гг. (Бон-даренко, Петин, Зелов, 2013; Гражданская война., 2015. С. 6-8; Стельмак, 2018; Стельмак 2020; Маш-карин, 2020; Петин, 2020Ь). На основании этого мы считаем актуальным построить исследование, нацеливаясь на аналитическую репрезентацию в традициях практик источниковедения и археографии.

Восстановление в Сибири советской власти, начавшееся с августа 1919 г. под эгидой Сибирского

революционного комитета, ознаменовало коренное реформирование сферы экономических отношений. И первым сегментом, которого практически сразу коснулись перемены, стало денежное обращение. Проводившееся экстренным порядком аннулирование белогвардейских денежных знаков в соответствии с директивами Народного комиссариата финансов РСФСР (далее НКФ РСФСР) по мере присоединения территорий, имело откровенную политизированную окраску, ударив по материальному положению «возвращенного» под контроль большевиков местного населения, еще не успевшего опомниться от изъятия «керенок» антибольшевистскими властями (Рынков, 2013; Петин, 2016).

Хронологически формирование в Сибири советской финансовой системы в противостоящем политическом лагере совпало с провалом реформы в денежном обращении, громкой отставкой министра финансов И.А. Михайлова (Ходяков, 2013; Кро-това, 2019) и фатальным нарастанием экономического кризиса, во многом предопределившего дальнейшее фиаско белого движения на востоке России. Подчеркнем, что в общем смысле финансовые мероприятия советской власти, как часть внутренней политики, в отличие от аналогичных действий антибольшевистских режимов, не имели очевидной ориентированности на некое одобрение извне. Как показал опыт контрреволюции востока России, зарубежное влияние на принятие тех или иных решений во многом отягощало реализацию финансовых преобразований (Шиканова, 2005.

С. 18-55; Стельмак, 2017; Стельмак, 2019. С. 368; Ходяков, 2019. С. 99-217; Петин, 2020а).

Практически одновременно с изъятием из обращения выпущенных белогвардейцами казначейских знаков и краткосрочных обязательств Государственного казначейства возникал иной вопрос, не менее болезненный для социально-экономической сферы: каким образом советская власть в Сибири должна была поступить с бумагами аннулированных государственных займов.

Здесь поясним, в РСФСР «экономическое будущее» дореволюционных займов было определено серией советских декретов ВЦИК и СНК РСФСР в 1917-1918 гг. В рамках общей политики по национализации финансов и упразднению прежней банковской системы аннулировались государственные займы царского и Временного правительств (Страхов, 20001; Страхов, 2006). При этом масштабный кризис в денежном обращении привел к тому, что уже с конца февраля 1918 г. в советской России процентные бумаги и купоны от них активно стали официально использоваться по нарицательной стоимости в качестве денежных суррогатов. Ситуацию в финансово-экономической сфере резко усугубила Гражданская война. В итоге, повсеместно каждой из противоборствовавших политических сторон практика эмиссии ценных бумаг и купонов через учреждения Государственного (Народного) банка и Государственного казначейства в качестве платежных средств получила самое широкое применение (Соколов, 2008; Алямкин, Баранов, 2005. С. 94-114).

Важно отметить, что статус денежных суррогатов в обстановке социальных катаклизмов не всегда точно фиксировался. Ключевым моментом была лишь обязательность их приема в платежи всеми учреждениями и населением. Так, подобные выпуски могли быть как государственной эмиссией власти с «всероссийским масштабом» (например, Комуч), так и формой вынужденного противодействия муниципалитетов острому денежному дефициту в отдельно взятых местностях (областях, губерниях, уездах, городах). Допущенные к обращению по нари-

1 Страхов В.В. Внутренние государственные займы царской России периода Первой мировой войны: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. Рязань, 2000. 256 с.

цательной стоимости облигации и купоны хотя и смягчали ситуацию с дефицитом наличности, но зачастую вносили еще большую неясность в наводненное многочисленными суррогатами денежное обращение, становясь в том числе объектами для фальшивомонетничества.

Но стоит помнить, что восток России волею судеб оказался регионом, где в 1918-1920 гг. происходили наиболее масштабные военно-политические процессы, обусловившие формирование здесь самой сильной антибольшевистской платформы с центром в Омске, в тот период являвшей собой альтернативу государственного развития. Этот аспект до сих пор является одной из наиболее оживленных дискуссий современной историографии и вместе с тем дает почву активным (подчас идеологически ангажированным) спорам среди общественности (Пученков, 2018; Сушко, Петин, 2019). Но в итоге бурная политическая жизнь обусловила достаточно длительную оторванность Сибири от РСФСР, введение иных, в том числе чрезвычайных мер регулирования экономики, складывания особой системы денежного обращения (Алямкин, Баранов, 2005. С. 153-272; Рынков, 2006. С. 104-196, 208-209; Рынков, 2013).

Бесспорно, что проведение единообразной финансовой политики в рамках советского законодательства, начавшееся в Сибири с осени 1919 г. вслед за созданием Сибревкома, стало для новой власти одной из ключевых экономических задач в макрорегионе, возвращавшемся в состав РСФСР. Здесь, как и всегда, финансово-денежная сфера получала первостепенное и стратегическое назначение, напрямую обеспечивая жизнеспособность власти. Однако необходимо подчеркнуть, что в связи с перечисленными выше военно-политическими обстоятельствами реализация намеченных мероприятий происходила не как реконструкция уже некогда существовавших порядков, а как налаживание таковых с нуля.

Первые шаги Финансового управления при Сибревкоме, изначально состоявшего из двух сотрудников (Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 7733. Оп. 1. Д. 344. Л. 6), во многом осуществлялись «по наитию» и ориентирова-

лись на оперативный опыт двух ближайших губернских финансовых отделов: Тюменского (Тобольского) (образован 1 сентября 1919 г.) и Челябинского (образован 1 октября 1919 г.) (Государственный архив Тюменской области (ГАТО). Ф. Р—71. Оп. 1. Д. 6. Л. 59; В финансовом отделе // Советская Сибирь (Челябинск). 1919. 1 октября. С. 4).

Законодательной основой их создания стало утвержденное 1 ноября 1918 г. «Положение об организации финансовых отделов губернских и уездных исполнительных комитетов». Согласно таковому нормативному акту, управление и общий контроль за финансовой сферой в соответствии с принятыми декретами СНК РСФСР, инструкциями и распоряжениями НКФ РСФСР осуществлял губернский исполнительный комитет (на практике в тот период в Сибири и других прифронтовых присоединяемых местностях - революционный комитет). В губернском городе, являвшемся вместе с тем и центром уезда, предполагалось раздельное самостоятельное существование двух финотделов - губернского и уездного уровня.

К задачам губернских финансовых отделов относилось ближайшее наблюдение в пределах своего региона за соблюдением финансового законодательства, составление смет и финансовой отчётности, координация работы уездных финотделов, кредитный контроль и т. п. В отношении денежной сферы губернский финотдел реализовывал крайне важную функцию - распределение наличности. Уездные финансовые отделы обязаны были осуществлять контроль над налогообложением и сметно-счётной деятельностью в уезде (Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг., 1942. С. 1119-1123. Ст. 847)2.

НКФ РСФСР фиксировал следующие штаты финансовых отделов: 243 человека (в губернском) и 92 человека (в уездном) (РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 1029. Л. 22 об., 23 об.). Однако даже в конце 1920 г. кадровый дефицит приводил к тому, что средняя укомплектованность персоналом финансовых отделов советской Сибири оставалась в пределах двух тре-

2 Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. М.: Управление делами СНК СССР, 1942. 1482 с.

тей от установленной штатной численности (Подсчет автора по: РГАЭ. Оп. 1. Д. 1593. Л. 138).

Организационная структура первых советских органов, возникших осенью 1919 г. на территории подконтрольной Сибревкому, была сформирована следующим образом (табл.).

Таблица. Структура советских финансовых органов, подчиненных Финансовому управлению Сибирского революционного комитета (1 октября - 15 ноября 1919 г.) Table. The structure of the Soviet financial bodies subordinate to the Financial Administration of the Siberian Revolutionary Committee (October 1 -November 15, 1919)

Губернский финансовый отдел Уездный финансовый отдел Расчетно-расходная касса

Челябинский Челябинский, Курганский, Троицкий, Верхнеуральский, Миасский Куртамыш-ская

Тюменский Тюменский, Ялуторовский, Ишимский, Туринский, Тобольский, Сургутский, Березовский Обдорская

Но по состоянию на начало 1921 г. оба названных губернских финансовых органа были выведены из подчиненности Финансового управления при Сибревкоме (Альбицкий, 1921. С. 22).

Подлинная масштабность проблемы аннуляции белогвардейских денежных знаков, что покажет практика, была намного больше, но в целом механизм перехода на советскую наличность для формировавшихся в Сибири ревкомов выглядел очевидным и простым, хотя истинный размах проблемы, на наш взгляд, еще вряд ли им мог представляться. Стоит согласиться, что владельцев процентных бумаг в регионе было несколько меньше по сравнению с многочисленными держателями «сибирских» денег. Тем не менее революционная власть в лице Сибревкома была серьезно озадачена урегулированием вопроса с ценными бумагами по букве закона. Об этом свидетельствует приводимый

полностью в данной работе документ (незаверенная машинописная копия), находящийся на постоянном хранении в Государственном архиве Новосибирской области, в фонде Уполномоченного НКФ РСФСР по Сибири (Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р-1052. Оп. 1. Д. 2. Л. 53-55). Названный фондообразователь, осуществлявший свою деятельность в 1921-1925 гг. в Ново-николаевске (с 1926 г. - Новосибирск), являлся правопреемником Финансового управления при Сиб-ревкоме, которое изначально вело работу в Челябинске, а с 23 ноября 1919 г. по июнь 1921 г. - в Омске.

Как видно из указанного циркуляра, руководство НКФ РСФСР, соблюдая выработанную в европейской части страны практику работы в отношении ликвидированных государственных займов, в данном случае попыталось учесть и сибирскую специфику. Ведь на присоединяемых территориях в практически неизмененном виде еще действовала подчиненная губернским и уездным финансовым отделам дореволюционная система финансовых органов (как, например, отделения банков, казначейства, акцизные управления и др.). В течение осени 1919 г. последовало ее постепенное упразднение с полной передачей функций губернским и уездным финансовым отделам. Однако данный процесс в методическом и инструктивном отношении Финансовое управление при Сибревкоме смогло отрегулировать только с января 1920 г. (Петин, 2019. С. 933).

Автором анализируемого циркулярного письма являлся Фридрих Андреевич Земит (1868-1938) -видный советский финансист, член коллегии НКФ РСФСР, соратник В.И. Ленина, Н.Н. Крестинского, Г.Я. Сокольникова. В период с 21 сентября 1919 г. по 29 октября 1920 г. Земит занимал должность заведующего Финансовым управлением при Сибревко-ме, уделяя в рамках организаторской работы самое пристальное внимание обеспечению сибирских губернских и уездных финансовых отделов всей необходимой нормативно-правовой документацией (Петин, 2018. С. 1142-1144; Петин, 2019. С. 932-934).

Данное устремление Фридриха Андреевича являлось полностью оправданным, поскольку даже Тюменский губернский финансовый отдел - самый

западный в Сибири, расположенный ближе всего к европейской части страны - еще в конце 1920 г. далеко не всегда своевременно и в полном объеме получал все необходимые для текущей работы декреты и циркуляры, регламентирующие финансовую жизнь. Такие условия заставляли руководство губерний и уездов Сибири «действовать революционным порядком». О подобной ситуации говорил советский финансист-практик Э.Я. Матч (ГАТО. Ф. Р-71. Оп. 1. Д. 6. Л. 59), который впоследствии сменил на «сибирском» посту Ф.А. Земита, переведенного обратно в аппарат НКФ РСФСР. Кроме того, Э.Я. Матч указывал, что тогда в Сибири на систему губернских и уездных финансовых отделов легла «тяжелая ноша ответственности» - выступать в качестве региональных проводников политики НКФ РСФСР (Матч, 1922. С. 31).

Авторство анализируемого циркуляра (фамилия и инициалы отсутствуют в выявленном нами документе) удалось определить, исходя из должности, указанной на бланке. Из-за физической сохранности архивного дела представляется возможным датировать данную бумагу лишь приблизительно, учтя порядковую исходящую делопроизводственную нумерацию (№ 5) - началом (первой декадой) октября 1919 г. (ГАНО. Ф. Р-1052. Оп. 1. Д. 2. Л. 53).

Примечательно, что публикуемый ниже документ содержит в себе одновременно два источника - это процитированное полностью письмо из НКФ РСФСР за подписью Александра Ефремовича Ак-сельрода (1879-1954) и предваряющие и завершающие его комментарии Ф.А. Земита (ГАНО. Ф. Р-1052. Оп. 1. Д. 2. Л. 53-54). Здесь стоит сказать, что циркуляр предполагалось направить «губернским финансовым отделам», но из всех подобных органов власти таковые на тот момент по факту существовали на территории, подчиненной Сибрев-кому, только в Челябинске и Тюмени. Мы полагаем, что такая, «заранее предусмотренная» Ф.А. Земи-том, адресация циркуляра являлась следствием уверенности в скорой грядущей победе большевистских сил в Сибири, спешно продвигавшихся на восток, тесня белые армии к Омску. Фридрих Андреевич, понимая важность наличия на местах инструктивных документов, подготовил по вопросу в

Член коллегии Народного комиссариата финансов. Заведующий финансовым отделом при Сибирском

рев[олюционнном] ком [итет] е.

№ 5. Циркулярно. Губернским финансовым отделам.

[Челябинск] [первая декада] октября 1919 г.

Мною получено следующее отношение Главной комиссии по ликвидации аннулированных государственных займов от 16 сентября с.[его]г.[ода] № 5284.

По распоряжению Нар[одного)ком[миссариата]фина[нсов] в освобождающихся губерниях Сибири подлежит в возможно скорейшем времени приступить к ликвидации аннулированных государственных займов. Принимая во внимание переживаемые Сибирью условия, Нар[одный]ком[миссариат]фина[нсов] признал возможным в настоящий момент приступить на территории Сибири к оплате лишь тех аннулированных процентных бумаг, которые не сданы их владельцами в учреждения Нар(одного)банка и в настоящее время находятся у них на руках.

Для регистрации таких бумаг и их сдаче в учреждения Нар[одного]банка, казначейства и сберегательные кассы надлежит представить их владельцам в двухнедельных срок.

Из числа сдаваемых владельцами в установленный двухнедельный срок аннулированных процентных бумаг оплачивать надлежит лишь те бумаги, при которых находятся купоны сроком не позднее 1919 г. (ст. [атья] 4 Инструкции Нар[одного]ком[миссариата]фина[нсов]), причем надлежит обращать особое внимание, чтобы предъявляемые к оплате бумаги не имели [печатных] знаков и штемпелей, указывающих на то, что бумаги имели хождение наравне с кредитными билетами.

Что же касается тех аннулированных процентных бумаг, которые хранились в учреждениях Нар[одного]банка, казначейства и сберегательных кассах, то ввиду увоза белогвардейцами, как натуры сих бумаг, так и всех книг и документов учреждений, хранивших бумаги, оплата таких бумаг впредь до особого распоряжения производиться не должна.

В отношении самого порядка и техники оплаты указанных бумаг надлежит руководствоваться прилагаемыми при сем материалами по проведению в жизнь постановления Совнаркома [РСФСР] от 26/Х 1918 г.

Подлинное подписал: Председатель Главной комиссии [по ликвидации аннулированных государственных займов] А. [Е.] Аксельрод и Управляющий делами.

Ввиду сего предлагаю губ[ернскому]фин[ансовому]отделу по получении настоящего циркуляра немедленно приступить к проведению в жизнь постановления Совета народных комиссаров [РСФСР] от 26 октября 1918 года об аннулированных процентных бумагах в уже освобожденных от неприятеля районах.

Принимая во внимание, что особое условие (прифронтовое положение), в котором находятся некоторые уезды Сибири, дает легкую возможность всякого рода нарушениям положения, как, например, по соблюдению двухнедельного срока, необходимо зорко следить за недопущением нарушений и отсутствием отступлений от указаний, преподанных в прилагаемых при сем положении, инструкции и циркулярах, а также, безусловно, требовать от держателей бумаг представления удостоверений о том, что данное лицо является действительно владельцем бумаг и являлось таковым и к 29 декабря 1917 года (ст. [атья] 6 постановления).

Подобные удостоверения должны быть выданы волостными и городскими рев[олюционными]ком[итет]ами по месту постоянного жительства держателей бумаг.

При сем прилагаются копия циркуляра Народного банка от 19 декабря 1918 года за № 124 и 10 экземпляров положения от 26 октября 1918 года с 4 списками процентных бумаг, инструкцией и циркуляром (Народного комиссариата РСФСР) губ[ернским)фин[ансовым]отделам от 14 ноября 1918 года за № 5596.

Член коллегии Народного комиссариата финансов

[подпись отсутствует] [Ф.А. Земит]

ГАНО. Ф. Р-1052. Оп. 1. Д. 2. Л. 53-55. Машинопись. Незаверенная копия.

отношении аннулированных в РСФСР государственных займов общее предписание в адрес финансовых органов, которые, как виделось, будут организовываться в советской Сибири. На практике мероприятия по созданию губернских и уездных финансовых отделов реализовывались весьма длительный период: с октября 1919 г. (в Тюмени) по февраль 1920 г. (в Иркутске) (Финансовая политика., 2014. С. 1693; Шахеров, 2018. С. 51).

НКФ РСФСР оговаривал заранее недопустимость оплаты тех ценных бумаг, которые имели специальные сфрагистические признаки - надпечатки отделений Государственного банка и казначейств о состоявшемся ранее их выпуске в обращение по нарицательной стоимости (ГАНО. Ф. Р-1052. Оп. 1. Д. 2. Л. 53). На востоке России таковые денежные суррогаты активно эмитировались сначала региональной советской властью (весной - летом 1918 г. наряду с местными бонами в Иркутске, Верхнеудин-ске, Чите и других крупных городах). Также они вводились в денежное обращение и с санкции антибольшевистских правительств (Комуч, Прикамский Комуч летом 1918 г., Томское отделение Государственного банка в конце 1919 г.) (Флёров, 1963; Рынков, 2006. С. 208-209). Но во всех случаях причина выпуска была одна - экстренное устранение дефицита наличности и покрытие текущих расходов эмитента.

Документ затрагивает и иной острый для финансовых учреждений востока России в тот период вопрос, связанный с эвакуацией белогвардейцами при оставлении городов не только денежной наличности, но сотрудников и документации отделений Государственного банка, казначейства и сберегательных касс (ГАНО. Ф. Р-1052. Оп. 1. Д. 2. Л. 53 об.-54). Следствием этого в 1919-1920 гг. стал ощутимый кадровый «голод» и слабо организованная работа в губернских и уездных финансовых отделах Сибири, что весной - летом 1920 г. побудило Ф.А. Земита к проведению проверки, и как следст-

3 Финансовая политика и денежное обращение в Сибири. 1917-1920: документы Исторического архива Омской области: сборник документов / автор-сост., науч. ред. Д.И. Петин; вступ. слово А.В. Сушко. Омск : Амфора, 2014. 224 с.

вие, ротации и перегруппировке работников финансовой сферы в рамках региона (Провинциальные финотделы // Известия НКФ РСФСР. 1920. 20 ноября. С. 5; Петин, 2019. С. 933-934; Финансовая политика., 2014. С. 162, 1843; Макарова, 2017).

До назначения в Сибирь Ф.А. Земит уже имел опыт организации и руководства региональными финансами в советской Одессе и Украинской ССР (Петин, 2019. С. 930-932). По всей видимости, в связи с этим в приводимом циркуляре мы видим очевидную обеспокоенность автора документа по поводу того, что исполнение предписания может быть крайне затруднено условиями близости фронта. Реально на момент адресации документа в конце 1919 г. его могли исполнить лишь Челябинский и Тюменский губернские финансовые отделы. Интересен факт: соответствующее объявление населению Тюмени (оформлено типографским способом) было сделано лишь 12 декабря 1919 г. (ГАНО. Ф. Р-1052. Оп. 1. Д. 2. Л. 54, 59).

Здесь стоит указать, что в Сибири повсеместно в тот период очевидными дополнительными сложностями при передаче любых распоряжений из губернского центра в уезды и волости были не в должном отношении организованная сфера связи, удаленность и широкий размах территорий (по сравнению с европейской Россией). Ставившийся НКФ РСФСР двухнедельный срок в реалиях Сибири был попросту мизерным и вряд ли исполним. Это, к примеру, показывал и предшествовавший опыт антибольшевистских властей при изъятии из обращения «керенок», равно как и последовавшие мероприятия советской власти, связанные с аннулированием белогвардейских денег (Ходяков, 2019. С. 177217; Алямкин, Баранов, 2005. С. 188-237; Рынков, 2006. С. 143-167).

Из известной нам переписки Финансового управления при Сибревкоме и губернских финансовых отделов становится очевидным, что вплоть до лета 1920 г., несмотря на наличие специального циркулярного письма, непонимание порядка приема и оплаты аннулированных ценных бумаг имело место и со стороны населения, и со стороны органов власти советской Сибири (ГАНО. Ф. Р-1052. Оп. 1. Д. 2. Л. 60; Финансовая политика, 2014. С. 140, 150-

151, 154, 1793). Подобно тому, как это было с изъятием «сибирских» денег, вопрос будущего ценных бумаг и купонов от них обнажался повторно всякий раз с присоединением к РСФСР новых территорий на востоке России.

Стоит подчеркнуть, что используя богатый опыт эмиссии ценных бумаг в качестве платежных средств по нарицательной стоимости, Сибревком для экстренного обеспечения наличностью подконтрольных территорий с санкции НКФ РСФСР в феврале - июне 1920 г. будет выпускать собственные денежные суррогаты - проштампованные облигации и купоны IV и V разрядов внутреннего 4%-го выигрышного займа 1917 г. (Петин, 2010. С. 45-47; Шахеров, 2020а. С. 21; Шахеров, 2020Ь).

Затяжной характер Гражданской войны, удаленность региона, его значительные географические расстояния стали факторами формирования особых

Библиографический список

Альбицкий П. Как проводилась финансовая политика в Сибири // Известия НКФ РСФСР. 1921. Май -июль. С. 22-25.

Алямкин А.В., Баранов А.Г. История денежного обращения в 1914-1924 гг. (по материалам Зауралья). Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2005. 334 с.

Бакшеев А.И. НЭП в Сибири. Атмосфера и логика войны : монография / науч. ред. П.А. Новиков. Красноярск : КрасГМУ, 2020. 145 с.

Бондаренко Т.А., Петин Д.И., Зелов Н.С. Вышли в свет // Отечественные архивы. 2013. № 5. С. 137-138.

Гражданская война на востоке России: объективный взгляд сквозь документальное наследие: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Омск, 12-13 ноября 2014 г.). Омск : Амфора, 2015. 232 с.

Кротова М.В. Иван Адрианович Михайлов в эмиграции в Харбине // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2019. Т. 4, № 2. С. 6471.

Макарова В.Н. Материалы с архивной полки: по следам утраченных архивов Уфимского отделения Государственного банка // Гражданская война на востоке России: взгляд сквозь документальное наследие : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Омск, 25-26 октября 2017 г.). Омск : Изд-во ОмГТУ, 2017. С. 219-225.

локальных условий, что вызовет множество противоречий при проведении мероприятий новой экономической политики (Бакшеев, 2020). Анализируемый документ, представляемый в контексте эпохи, иллюстрирует сложную и противоречивую обстановку, имевшую место в советских чрезвычайных органах управления на завершающем этапе Гражданской войны. Подчеркнем, что при полной профессиональной компетенции и энергичных устремлениях заведующего Финансовым управлением при Сибревкоме Ф.А. Земита оперативно улучшить положение дел вряд ли тогда представлялось возможным. Как видно даже из данного частного случая, тяжелая ситуация на местах еще длительное время не позволяла проводить в Сибири финансовую политику в полном соответствии нормативной базе НКФ РСФСР и срокам, устанавливаемым для провинции Центром.

References

Al'bitskii P. (1921) How the financial policy was carried out in Siberia. Izvestiya NKF RSFSR = Bulletin of the RSFSR People's Commissariat of Finance. May - July. P. 22-25. (In Russ.)

Alyamkin A.V., Baranov A.G. (2005) The history of currency in 1914-1924 (by materials of the TransUrals). Yekaterinburg: Ural State University. 334 p. (In Russ.)

Baksheev A.I. (2020) NEP in Siberia. The atmosphere and logic of war. Monograph. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Medicine University. 145 p. (In Russ.)

Bondarenko T.A., Petin D.I., Zelov N.S. (2013) Published. Otechestvennye arkhivy = Domestic archives. No. 5. P. 137-138. (In Russ.)

(2015). Civil War in the east of Russia: an objective look through the documentary heritage: materials of the All-Russian scientific-practical conf. (Omsk, November 1213, 2014). Omsk: Amphora. 232 p. (In Russ.)

Krotova M.V. (2019) Ivan Adrianovich Mikhailov in emigration in Harbin. Omskii nauchnyi vestnik. Ser. Ob-shchestvo. Istoriya. Sovremennost' = Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. Vol. 4. No. 2. P. 6470. (In Russ.)

Makarova V.N. (2017) Materials from the archive shelf: in the wake of the lost archives of the Ufa branch of the State Bank. Grazhdanskaya voina na vostoke Rossii: vzglyad skvoz' dokumental'noe nasledie : materialy II Vse-ros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem (Omsk, 2526 oktyabrya 2017 g.) = Civil War in the East of Russia: a look through the documentary heritage: materials of the II All-Russian scientific-practical conference with int. participation (Omsk, October 25-26, 2017). Omsk: Omsk State

Матч Э. Наши финансы // Октябрьский сборник. Тюмень: 1-я государственная типография, 1922. С. 3038.

Машкарин М.И. «Смута ХХ века» в Сибири: взгляд сквозь документальное наследие (историко-архивные конференции в Омске по истории Революции и Гражданской войны в России) // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2020. Т. 5. № 1. С. 70-74.

Петин Д.И. Денежное обращение и финансовая политика советской власти в Сибири в 1919-1920 гг. // Гуманитарные науки в Сибири. 2010. № 2. С. 44-47.

Петин Д.И. «Людям трудового народа нечего бояться утраты бумажек, ставших ненужными»: к вопросу об аннуляции белогвардейских денежных знаков в Сибири // Новейшая история России. 2016. № 3. С. 27-40.

Петин Д.И. «Я дерусь со всеми, которые, не так поступают, как Коммунисту следует.» Письмо Ф.А. Земита Н.Н. Крестинскому о финансовой работе в Сибири. 5 января 1920 г. // Вестник архивиста. 2018. № 4. С. 11371148.

Петин Д.И. Фридрих Андреевич Земит - организатор советских финансов // Новейшая история России. 2019. Т. 9. № 4. С. 928-941.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Петин Д.И. Правда на правду: «По содержанию записки по вопросу о введении в обращение в Сибири новых денежных знаков (9 января 1919 г.)» // Вестник Омского университета. Сер. Исторические науки. 2020а. Т. 7. № 1. С. 220-226.

Петин Д.И. 100-летие Гражданской войны в Сибири: научно-просветительская рефлексия в Омске (2019) // Северные архивы и экспедиции. 2020Ь. Т. 4. № 2. С. 131-142.

Пученков А.С. «Колчаковский режим основывался на главной идеологической составляющей - антибольшевизме, что само по себе уже в тех условиях не нуждалось в дополнительной расшифровке политической программы.» // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2018. № 4. С. 5-9.

Россия в годы Гражданской войны, 1917-1922 гг.: очерки истории и историографии / отв. ред. Д. Б. Павлов; Рос. ист. о-во; Ин-т рос. истории Рос. акад. наук. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. 608 с.

Рынков В.М. Финансовая политика антибольшевистских правительств востока России (вторая половина 1918 - начало 1920 г.). Новосибирск, 2006. 211 с.

Рынков В.М. Власть, деньги и люди: сибирский обыватель в тисках финансового кризиса (1918-1920 гг.) // Власть и общество в Сибири в XX веке : сб. науч. ст. /

Technical University. P. 219-225. (In Russ.)

Match E. (1922) Our finances. Oktyabr'skii sbornik = October collection. Tyumen: 1st State Printing House. P. 3038. (In Russ.)

Mashkarin M.I. (2020) «Troubles of the XX century» in Siberia: a look through the documentary heritage (historical and archival conferences in Omsk on the history of the Revolution and the Civil War in Russia). Omskii nauchnyi vestnik. Ser. Obshchestvo. Istoriya. Sovremennost' = Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. Vol. 5. No. 1. P. 70-74. (In Russ.)

Petin D.I. (2010) Currency and financial policy of the Soviet government in Siberia in 1919-1920. Gumanitarnye nauki v Sibiri = Humanities in Siberia. No. 2. P. 44-47. (In Russ.)

Petin D.I. (2016) «Working people must not fear the loss of paper which became unnecessary»: on the question of cancellation of banknotes of 'Whites' in Siberia (Autumn 1919-1920). Noveishaya istoriya Rossii = Modern History of Russia. No. 3.

Petin D.I. (2018) «I fight anyone who doesn't act as a communist should...» Letter of F.A. Zemit to N.N. Krestinsky on Financial Work in Siberia. January 5, 1920. Vestnik arkhi-vista = Herald of an Archivist. No. 4. P. 1137-1148. (In Russ.)

Petin D.I. (2019) Friedrich Andreevich Zemit - organizer of Soviet finance. Noveishaya istoriya Rossii = Modern History of Russia. Vol. 9. No. 4. P. 928-941. (In Russ.)

Petin D.I. (2020a) Truth to truth: «On the content of a note on the question of introducing new money in Siberia (January 9, 1919)». Vestnik Omskogo universiteta. Ser. Is-toricheskie nauki = Herald of Omsk University. Ser. Historical Studies. Vol. 7. No. 1. P. 220-226. (In Russ.)

Petin D.I. (2020b) 100th Anniversary of the Civil War in Siberia: Scientific and Educational Reflection in Omsk (2019). Severnye arkhivy i ekspeditsii = Northern Archives and Expeditions. Vol. 4. No. 2. P. 131-142. (In Russ.)

Puchenkov A.S. (2018) «The Kolchak regime was based on the main ideological component — anti-Bolshevism, which in those conditions did not need additional clarification of the political program ...». Omskii nauchnyi vestnik. Ser. Obshchestvo. Istoriya. Sovremennost' = Omsk Scientific Bulletin. Ser. Society. History. Modernity. No. 4. P. 5-9. (In Russ.)

Pavlov D.B. (2018) Russia during the Civil War, 19171922: essays on history and historiography. Moscow; St. Petersburg: Center for Humanitarian Initiatives. 608 p. (In Russ.)

Rynkov V.M. (2006) The financial policy of the anti-Bolshevik governments of eastern Russia (second half of 1918 - early 1920). Novosibirsk: Novosibirsk State University. 211 p. (In Russ.)

Rynkov V.M. (2013) Power, money and people: The Siberian man in the street in the grip of the financial crisis (1918-1920). Power and society in Siberia in the XX cen-

отв. ред. В.И. Шишкин. Новосибирск: Институт истории СО РАН, 2013. С. 140-172.

Соколов Е.Н. Финансовая политика советской власти (октябрь 1917 г. - август 1918 г.). Рязань, 2008. 148 с.

Стельмак М.М. Нота Верховного совета Антанты Российскому правительству А.В. Колчака: вопросы признания Омского правительства летом 1919 г. // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2017. № 1. С. 22-27.

Стельмак М.М. Главная конференция о революции и Гражданской войне в Омске: итоги научной дискуссии // Северные архивы и экспедиции. 2018. T. 2. № 1. С. 5764.

Стельмак М.М. Восприятие Японии в общественно-политической прессе Западной Сибири (ноябрь 1918 -декабрь 1919 гг.) // Новейшая история России. 2019. Т. 9, № 2. С. 357-374.

Стельмак М.М. Круглый стол «Адмирал Колчак: ученый, флотоводец, Верховный правитель»: обзор работы // Сибирский архив. 2020. № 3. С. 222-235.

Страхов В.В. Из истории «Займа Свободы» Временного правительства // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2006. № 1. С. 74-89.

Сушко А.В., Петин Д.И. Битвы за память: к вопросу о мемориализации имени адмирала А.В. Колчака в Омске // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2019. Т. 4. № 4. С. 9-17.

Флёров В.С. Из истории денежного обращения в Сибири в период иностранной интервенции и Гражданской войны // Труды Томского областного краеведческого музея. 1963. Т. VI. Вып. 2. С. 11-20.

Ходяков М.В. Иван Адрианович Михайлов: студенческие годы будущего министра финансов в правительстве А. В. Колчака // Клио. 2013. № 10. С. 92-95.

Ходяков М.В. Рецензия на сборник «Финансовая политика и денежное обращение в Сибири. 1917-1920: документы Исторического архива Омской области» // Новейшая история России. 2014. № 3. С. 312-315.

Ходяков М.В. Ответы на вопросы по истории Гражданской войны в России // Россия в эпоху революций и реформ. Проблемы истории и историографии. 2018. Т. 6. С. 119-124.

Ходяков М.В. Деньги революции и Гражданской

tury. Coll. of scientific. articles. Novosibirsk: Institute of History Siberian Branch Russian Academy of Sciences. P. 140-172. (In Russ.)

Sokolov E.N. (2008) The financial policy of the Soviet government (October 1917 - August 1918). Ryazan. 148 p. (In Russ.)

Stel'mak M.M. (2017) Note of the Supreme Council of the Entente to the Russian government of A.V. Kolchak: issues of recognition of the Omsk government in the summer of 1919. Omskii nauchnyi vestnik. Ser. Obshchestvo. Istoriya. Sovremennost' = Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. No. 1. P. 22-27. (In Russ.)

Stel'mak M.M. (2018) The main conference on the Revolution and the Civil War in Omsk: the results of scientific discussion. Severnye arkhivy i ekspeditsii = Northern archives and expeditions. Vol. 2. No. 1. P. 57-64. (In Russ.)

Stel' mak M.M. (2019) The perception of Japan in the West Siberian press (November 1918 - December 1919). Noveishaya istoriya Rossii = Modern history of Russia. Vol. 9. No. 2. P. 357-374. (In Russ.)

Stel'mak M.M. (2020) Round table "Admiral Kolchak: scientist, naval commander, Supreme ruler": review of work. Sibirskii arkhiv = Siberian Archive. No. 3. P. 222-235. (In Russ.)

Strakhov V.V. (2006) From the history of the «Loan of Freedom» of the Provisional Government. Vestnik Ryazan-skogo gosudarstvennogo universiteta im. S.A. Esenina = The Bulletin of Ryazan State University named for S.A. Yesenin. No. 1. P. 74-89. (In Russ.)

Sushko A.V., Petin D.I. (2019) Battles for memory: on the issue of memorialization of the name of Admiral A.V. Kolchak in Omsk. Omskii nauchnyi vestnik. Ser. Obshchestvo. Istoriya. Sovremennost' = Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. Vol. 4. No. 4. P. 9-17. (In Russ.)

Flerov V.S. (1963) From the history of currency in Siberia during the period of Foreign Intervention and the Civil War. Trudy Tomskogo oblastnogo kraevedcheskogo muzeya = Proceedings of Tomsk Regional Museum of Local Lore. Vol. VI. Iss. 2. Tomsk. P. 11-20. (In Russ.)

Khodyakov M.V. (2013) Ivan Mikhailov: The origins of the political career of the future Minister of Finance in the government of A.V. Kolchak. Klio = Klio. No. 10. P. 92-95. (In Russ.).

Khodyakov M.V. (2014) Review of the collection "Financial policy and money circulation in Siberia. 1917-1920: Documents of the Historical Archive of the Omsk Region". Noveishaya istoriya Rossii = Modern History of Russia. No. 3. P. 312-315. (In Russ.)

Khodyakov M.V. (2018) Answers to questions on the history of the Civil War in Russia. Rossiya v epokhu revolyut-sii i reform. Problemy istorii i istoriografii = Russia in the era of revolutions and reforms. Problems of history and historiography. Vol. 6. P. 119-124. (In Russ.)

Khodyakov (2019) M.V. Money of the Revolution and

войны: 1917-1920 годы. СПб. : Питер, 2019. 224 с.

Шахеров В.П. Между Колчаком и Советами: к вопросу о финансовой деятельности Иркутского Полит-центра // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения РАН. 2018. № 3. С. 45-55.

Шахеров В.П. Участие военнопленных Первой Мировой войны в эмиссионной деятельности сибирских правительств в 1919-1921 гг. // Известия Иркутского государственного университета. Сер. История. 2020a. Т. 31. С. 13-23.

Шахеров В.П. Эмиссионная деятельность в Иркутске после восстановления Советской власти в 1920 г. // Известия Лаборатории древних технологий. 2020b. Т. 16. № 2. С. 178-191.

Шиканова И.С. Страницы отечественной истории в бумажных денежных знаках. М. : Нумизматическая литература, 2005. 192 с.

Сведения об авторе Петин Дмитрий Игоревич,

кандидат исторических наук, доцент кафедры «История, философия и социальные коммуникации», Омский государственный технический университет, 644050, г. Омск, пр. Мира, 11, Россия, e-mail: dimario86@rambler.ru

Заявленный вклад авторов

Д.И. Петин выполнил исследовательскую работу, на основании полученных результатов провел обобщение и подготовил рукопись к печати.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Информация о статье

Поступила в редакцию 22 сентября 2020 г.

Поступила после рецензирования и доработки 19 октября 2020 г.

Принята к публикации 2 ноября 2020 г.

the Civil War: 1917-1920. St. Petersburg: Piter. 224 p. (In Russ.)

Shakherov V.P. (2018) Between Kolchak and the Soviets: on the question of the financial activities of the Irkutsk Political Center. Vestnik Buryatskogo nauchnogo tsentra Sibirskogo otdeleniya RAN = Bulletin of the Buryat Scientific Center of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences. No. 3. P. 45-55. (In Russ.)

Shakherov V.P. (2020a) Participation of prisoners of war of the First World War in the issuing activity of Siberian governments in 1919-1921. Izvestiya Irkutskogo gosu-darstvennogo universiteta. Ser. Istoriya = Bulletin of Irkutsk State University. Ser. History. Vol. 31. P. 13-23. (In Russ.)

Shakherov V.P. (2020b) Emission activity in Irkutsk after the restoration of Soviet power in 1920. Izvestiya Labo-ratorii drevnikh tekhnologii = Reports of the Laboratory of Ancient Technologies. Vol. 16. No. 2. P. 178-191. (In Russ.)

Shikanova I.S. (2005) Pages of domestic history in banknotes. Moscow: Numismatic literature. 192 p. (In Russ.)

Information about the author Dmitry I. Petin,

Cand. Sci. (History), Associate Professor of History, Philosophy and Social Communications Department, Omsk State Technical University, 11, Mira Avenue, Omsk 644050, Russia, ^ e-mail: dimario86@rambler.ru

Contribution of the authors

D.I. Petin carried out a research work, based on the obtained results made the generalization and prepared the manuscript for publication.

Conflict of interest

The author declares no conflict of interest.

The author has read and approved the final manuscript.

Article info

Received September 22, 2020. Received October 19, 2020. Accepted November 2, 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.