Научная статья на тему 'Циркадные изменения липидного профиля у нефтяников Крайнего Севера с артериальной гипертензией'

Циркадные изменения липидного профиля у нефтяников Крайнего Севера с артериальной гипертензией Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
49
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТОНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА / КРАЙНИЙ СЕВЕР / ARTERIAL HYPERTENSION / LIPID PROFILE / CIRCADIAN DYNAMICS / PROFESSIONAL RISK FACTORS / POLAR NORTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Запесочная И. Л., Автандилов А. Г.

Проведено исследование циркадных изменений липидного профиля у нефтяников Крайнего Севера с артериальной гипертензией, имеющих сменный характер работы. Обследовано 95 пациентов с АГ (I группа 53 человека, работающих в дневную смену и II группа 42 пациента, работающих в ночную смену). Выявлена тенденция к увеличению ОХ, ОХЛПНП и ХС ЛПОНП, которые достоверно были больше у больных с АГ, работающих в ночную смену. Отмечалось также повышение показателей ТГи КА во II группе больных с АГ и снижение уровня ХС ЛПВП. Доказано, что АГ на фоне ночного характера работы в условиях Крайнего Севера является дополнительным фактором риска развития атеросклероза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Запесочная И. Л., Автандилов А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Circadian dynamics of lipid profile in Polar North oil industry workers with arterial hypertension

The study was focused on circadian dynamics of lipid profile in Polar North oil industry shift-workers with arterial hypertension (AH). In total, 95 AH patients (Group I 53 individuals working daytime; Group II 42 participants working night-time), were examined. Significantly higher levels of total cholesterol (TC), low and very low-density lipoprotein cholesterol (LDL, VLDL-C), triglycerides (TG), as well as decreased high-density С (HDL-C) level, were observed in night-working participants. AH in night-working Polar North inhabitants is an additional risk factor of atherosclerosis.

Текст научной работы на тему «Циркадные изменения липидного профиля у нефтяников Крайнего Севера с артериальной гипертензией»

ЦИРКАДНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЛИПИДНОГО ПРОФИЛЯ У НЕФТЯНИКОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ

Запесочная И.Л., Автандилов А.Г.

Российская медицинская академия последипломного образования, Москва.

Резюме

Проведено исследование циркадных изменений липидного профиля у нефтяников Крайнего Севера с артериальной гипертензией, имеющих сменный характер работы. Обследовано 95 пациентов с АГ (I группа — 53 человека, работающих в дневную смену и IIгруппа — 42 пациента, работающих в ночную смену). Выявлена тенденция к увеличению ОХ, ОХ ЛПНП и ХС ЛПОНП, которые достоверно были больше у больных с АГ, работающих в ночную смену. Отмечалось также повышение показателей ТГ и КА во II группе больных с АГ и снижение уровня ХС ЛПВП. Доказано, что АГ на фоне ночного характера работы в условиях Крайнего Севера является дополнительным фактором риска развития атеросклероза.

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

Ключевые слова: артериальная гипертония, профессиональные факторы риска, Крайний Север.

Артериальная гипертензия (АГ) занимает большую долю в структуре общей смертности и инвалидности [5]. В патогенезе АГ огромную роль играет ги-перхолестеринемия (ГХС). Отмечено, что у 46% пациентов с ГХС значения артериального давления (АД) превышают 140/90 мм рт. ст. [11].

Повышенный уровень общего холестерина (ОХС) в крови давно признан ведущим фактором риска атеросклероза и его клинических проявлений [1,6]. В клинических и эпидемиологических исследованиях давно установлена связь дислипидемии и АГ, которая рассматривается как один из основных факторов риска развития ИБС; с другой стороны, до половины лиц с повышенным уровнем ХС в крови имеют систолическую и диастолическую гипертонию [10]. Обращает на себя внимание широкое распространение АГ, как фактора риска развития ИБС у молодых северян, перенесших инфаркт миокарда. Это может свидетельствовать о ведущей патогенетической роли АГ в развитии коронарного атеросклероза у населения циркумполярных районов. Проблема географической патологии АГ и атеросклероза неразрывно связана с биохимическими особенностями липидного обмена, который имеет свои особенности в условиях Крайнего Севера. Одним из следствий адаптации организма является существенная перестройка метаболизма [2,4] и, в частности, переход организма на новый уровень энергообеспечения, ведущий к компенсаторной активации липидного обмена [3,8], что сопровождается изменениями липидного спектра сыворотки, то есть развитием у северян дислипидемий [4]. К сожалению, своеобразной платой за адаптацию, является эмиссия в кровь атерогенных фракций ли-

липидный профиль, циркадные изменения,

пидов. В исследованиях Л.Е. Панина был установлен факт нарастания суммарной фракции липопротеидов очень низкой плотности (ЛПОНП) и липопротеидов низкой плотности (ЛПНП) у жителей Севера, причем эти показатели имели тенденцию повышаться при увеличении сроков проживания [9]. Интенсификация липидного обмена, повышение его роли в энергетическом обеспечении адаптационных реакций организма делает понятным меньшую потребность в углеводах, то есть в условиях высоких широт происходит переключение энергетического обмена с "углеводного" на "жировой". Содержание суммарных жирных кислот (СЖК) и суммарной фракции ЛПОНП и ЛПНП в крови характеризуется наличием циркадной периодичности с максимумом для СЖК в 14 часов 30 минут и для ЛПОНП и ЛПНП — в 2 часа 10 минут. Причем, эти показатели выше в состоянии психоэмоционального напряжения.

По данным Фрамингемского исследования, гиперхолестеринемия (ГХС) у лиц с мягкой гипертонией встречается в 2-3 раза чаще (40-60% случаев), чем при нормальном АД. У этих больных достоверно чаще обнаруживается гипертриглицеридемия (ГТГ) и снижение липопротеидов высокой плотности (ЛПВП), что, несомненно, является важным, связывающим гипертонию и ИБС, звеном. ЛПВП вовлечены в процесс обратного транспорта ХС, в результате которого ХС из мембран клеток транспортируется к печени для катаболизма и экскреции [12]. Показана выраженная обратная корреляция между уровнем ХС ЛПВП и развитием атеросклероза [16]. Уровень ХС ЛПВП имеет отрицательную корреляцию с уровнем триглицеридов (ТГ) в крови [14]. ГТГ сама по себе является фактором риска,

Таблица 1

Липидный состав крови у больных с АГ, имеющих сменный характер работы и группы контроля (М ± m)

Показатели Ед. изм. Группа контроля (n=25) I группа(n=53) II группа (n=42)

Холестерин ммоль/л 5,09±0,48 5,7±0,62* 6,18±0,34--л

КА 2,61±0,66 3,52±0,52* 4,2±0,32--л

ХСЛПОНП ммоль/л 0,70±0,07 0,81±0,06* 0,91±0,02-л

ХСЛПНП ммоль/л 3,21±0,73 3,80±0,32* 4,1±0,21-л

ТГ ммоль/л 1,15±0,1 1,62±0,09* 1,97±0,07--л

Примечание: п-количество обследуемых; р-уровень значимости; *-уровень значимости различий между группой контроля и I группой больных (*-р<0,05; **-р<0,01); •- уровень значимости различий между группой контроля и II группой больных (•-р<0,05; ••-р<0,01); "-уровень значимости различий между I гр. и II гр. больных ("-р<0,05; ""-р<0,01).

а в комбинации со снижением ХС ЛПВП — гораздо более мощным.

Целью данной работы было изучение особенностей липидного профиля у нефтяников Крайнего Севера с АГ и его циркадные изменения в зависимости от сменного характера работы.

Материал и методы

В настоящее исследование включено 95 больных с гипертонической болезнью 1-11 стадий. Из обследованных больных с АГ было 52 мужчин (54,7 %) и 43 женщин (45,3 %), средний возраст — 41,5+3,1 года, имеющих сменный характер работы. В соответствии с целями и задачами, больные были разделены на 2 группы:

— первую группу составили 53 человека, работающих в дневную смену;

— вторую группу — 42 человека, работающих в ночную смену.

В контрольную группу вошли 25 практически здоровых лиц, сопоставимых по возрасту, полу, характеру работы.

Длительность артериальной гипертензии по анамнестическим данным, в среднем, составила 9,5+2,9 года. Длительность проживания на Севере в первой группе составила 22,6+3,1 года, во второй — 21,8+3,4 года и в группе контроля — 18,3+5,7 года.

Содержание в сыворотке ОХС, ХС ЛПВП и ТГ определяли на автоанализаторе "Весктап" производства США стандартными методами [15] с применением системы внутреннего и внешнего контроля качества исследований, осуществляемого лабораторией стандартизации методов биохимических исследований ГНИЦ профилактической медицины МЗ и СР РФ. Единицы измерений — ммоль/л. Забор крови проводился в утренние часы (с 8 до 10 часов) натощак (после 10-12 часового голодания) из локтевой вены. Доставка крови в лабораторию, ее центрифугирование проводили в течение часа после взятия крови.

Оценку соотношения ОХС и эстерифицирован-ного ХС, содержащегося в ЛПВП (т.е., антиатероген-ного) определяли по формуле А.Н. Климова [7]:

КА=ОХС-ХС ЛПВП/ХС ЛПВП,

где КА — коэффициент атерогенности; ОХС-об-щий ХС; ХС ЛПВП — холестерин ЛПВП. За норму принимался КА = 3,3 — 4.

Определение холестерина ЛПНП и ЛПОНП в сыворотке крови проводили турбометрическим методом по Буршейну и Самаю на автоанализаторе "Beckman" (США). Содержание ХС ЛПНП определяли расчетным путем [17]. Уровень ХС ЛПНП в плазме рассчитывали по формуле Фридвальда.

При этом нормой считали: общий холестерин 3,55,2 ммоль/л; ТГ < 1,7 ммоль/л; ХС ЛПНП <3,0 ммоль/л; ХС ЛПВП у мужчин > 1,0 ммоль/л, у женщин > 1,3 ммоль/л.

Статистическая обработка материала проводилась с использованием программы Microsoft Exel. Все данные представлены в виде М ± m. Статистическую значимость различий определяли с помощью критерия t Стьюдента при нормальном распределении данных. Достоверными считали различия показателей при p < 0,05.

Результаты исследования

Результаты исследования липидного обмена у больных с АГ, имеющих сменный характер работы и практически здоровых лиц представлены в табл. 1.

Средний уровень ОХС у больных с АГ в обеих группах был достоверно выше, чем в группе контроля, на 11,2 % в группе больных с АГ, работающих в дневную смену и на 12,1 % в группе больных с АГ, работающих в ночную смену. ГХС отмечалась у 15 % больных с АГ первой группы и у 39 % больных второй группы. Показатель ОХС был достоверно выше в группе больных с АГ, работающих в ночную смену, чем в группе больных с АГ, работающих в день и составил, соответственно, 6,18+0,34 ммоль/л и 5,7+0,62 ммоль/л (p<0,05). С увеличением длительности заболевания в обеих группах больных с АГ отмечалась статистически значимая тенденция к нарастанию с анамнезом свыше 5-7 лет.

Уровень ХС ЛПНП, наиболее атерогенной фракции, в группах обследуемых больных с АГ и в группе контроля был выше допустимой нормы. Проведен-

Таблица 2

Уровень холестерина ЛПВП у больных с АГ и здоровых лиц в ммоль/л (М ± m)

Группы обследованных Показатели

Группа контроля:

мужчины (п=15) 1,15±0,09

женщины (п=10) 1,30±0,19

Среднее значение(п=25) 1,22±0,14

Больные с АГ, работающие в день:

мужчины (п=30) 0,98±0,02*

женщины (п=23) 1,09±0,06*

Среднее значение (п=53) 1,03±0,04*

Больные с АГ, работающие в ночь:

мужчины (п=22) 0,90±0,06-

женщины (п=20) 0,92±0,02--л

Среднее значение(п=42) 0,91±0,04"

Примечание: п-количество обследуемых; р-уровень значимости; *-уровень значимости различий между группой контроля и I группой больных (*-р < 0,05; **-р <0,01); --уровень значимости различий между группой контроля и II группой больных (-р<0,05;--р<0,01); "-уровень значимости различий между I гр. и II гр. больных ("-р<0,05; ""-р<0,01).

ный анализ показал, что уровень ХС ЛПНП в группе больных, работающих в ночную смену, был достоверно выше, чем в группе больных, работающих в дневную смену и составил, соответственно, 4,1 ±0,21 ммоль/л и 3,80±0,32 ммоль/л (р<0,05). В первой группе больных с АГ этот показатель был выше, чем в группе контроля на 14,5 %. Такая же направленность изменений содержания ХС ЛПНП отмечалась и во второй группе больных с АГ — его уровень был выше, чем в группе контроля, на 15,7 %. Максимальный уровень ХС ЛПНП у больных с АГ отмечался в группе с гипертоническим анамнезом свыше 7-9 лет.

Показатель ХС ЛПОНП в двух группах больных также был выше, чем в группе контроля. У больных с АГ, работающих в ночную смену, этот показатель был достоверно выше, чем в первой группе обследуемых и составил, соответственно, 0,91 ±0,02 ммоль/л и 0,81±0,06 ммоль/л (р<0,05). Этот показатель не изменялся в зависимости от длительности заболевания.

В группе больных с АГ, работающих в день и в группе контроля уровень ТГ был в пределах нормы. В группе больных с АГ, имеющих ночной характер работы, уровень ТГ превышал норму на 14,1 %. Как следует из табл. 1, уровень триглицеридов во второй группе больных был достоверно выше, чем в первой и составил, соответственно, 1,97±0,07 ммоль/л и 1,62±0,09 ммоль/л (р<0,05). Гипертриглицеридемия встречалась у 25 % больных с АГ первой группы и у 45 % больных второй группы. При распределении больных обеих групп по длительности заболевания изменений содержания ТГ не отмечено.

Коэффициент атерогенности в группе больных с АГ, работающих в ночную смену, был достоверно вы-

ше, чем в группе больных, работающих в дневную смену и группы контроля и составил 4,2±0,32, что на 3,7 % больше общепринятой нормы.

Результаты исследования антиатерогенной формы ХС ЛПВП представлены в табл. 2.

Анализ уровня ХС ЛПВП показал, что у больных с АГ он был ниже общепринятых величин в первой группе обследуемых на 3,4 %, во второй — на 17,3%. Сравнительный анализ содержания ХС ЛПВП у больных с АГ показал, что в I группе обследуемых этот показатель был достоверно выше, чем во II группе и составил, соответственно, 1,03±0,04 ммоль/л (у мужчин — 0,98±0,02 ммоль/л, у женщин — 1,09±0,06 ммоль/л) против — 0,91±0,04 ммоль/л (в группе мужчин — 0,90±0,06 ммоль/л, в группе женщин — 0,92±0,02 ммоль/л) — во II группе (р<0,05). Низкий процент ХС ЛПВП, характерный для больных с АГ, имеющих ночной характер работы, является показателем неблагополучия обмена липопротеидов. Величина этого показателя снижалась с продолжительностью длительности АГ.

Обсуждение

При исследовании липидного обмена у больных с АГ была выявлена тенденция к увеличению общего холестерина и атерогенного ХС ЛПНП, которые были достоверно больше у больных с АГ, работающих в ночную смену. У работающих больных с АГ в ночную смену в условиях Крайнего Севера отмечено увеличение уровня ТГ и КА. Анализ уровня ХС ЛПВП выявил, что у больных с АГ он был ниже общепринятых величин, причем в группе больных с АГ, работающих в ночную смену, — достоверно ниже, чем у работающих в день, также отмечено большее снижение у женщин.

Ухудшение липидного спектра крови у больных с АГ, работающих в ночную смену, вероятно обусловлено активацией симпато-адреналовой и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой систем на фоне психоэмоционального напряжения. Концентрация глю-кокортикоидов в крови характеризуется суточной вариабельностью с максимумом в утренние часы. В стрессовом и экстремальном состоянии, то есть во время работы в ночную смену, увеличивается продукция катехоламинов и глюкокортикоидов, которые опосредованно, через соответствующие рецепторы, или прямо влияют на активность липаз, фосфолипаз, интенсивность свободнорадикального окисления ли-пидов. Это сопровождается увеличением интенсивности липидного обмена с ростом в крови холестерина и триглицеридов.

Доказано, что гиперхолестеринемия играет большую роль в патогенезе АГ. Гипертриглицеридемия в сочетании со снижением ХС ЛПВП является важным связывающим гипертонию и ИБС звеном.

Выводы

1. Таким образом, ночной характер работы в условиях Крайнего Севера является дополнительным

фактором риска развития атеросклероза.

2. Нарушение липидного профиля у больных с ар-

Литература

1. Аронов Д.М. Профилактика и лечение атеросклероза//Моск-ва "Триада-Х" 2000.

2. Бойко Е.Р., Ткачев А.В. Характеристика липидного обмена у постоянных жителей Севера//Физиология человека 1994; 2: 136-142.

3. Бойко Е.Р., Ларсен Т., Бичкаева Ф.А. Влияние продолжительности пребывания на Севере на липидный профиль сыворотки крови во время полярной ночи// Физиология человека 1997; 3: 75-81.

4. Будяк В.П. Возрастные особенности липидного обмена, гемодинамики и нейрогуморальных регуляторных механизмов у практически здоровых мужчин Архангельской области/Авто-реф. дисс. канд. биол. наук. — 1997. — 23 с.

5. Гогин Е.Е. Еще раз о гипертонической болезни и сложных вопросах диагноза//Тер. архив 1994; 66: 4: 4-8.

6. Дудко В.А., Карпов Р.С. Атеросклероз сосудов сердца и головного мозга. Монография. Томск 2003.

7. Климов А.Н., Никульчева Н.Г. Обмен липидов и липопротеи-дов и его нарушения /Руководство для врачей. Санкт-Петербург 1999.

8. Панин Е.Л., Останкина Л.С., Филатова Т.Г. Изменение соотношения инсулина и глюкокортикоидов у пришлого населения Азиатского Севера. Биологические проблемы Севера/Тез.

териальной гипертензией в условиях Крайнего Севера требует более раннего принятия профилактических мер (первичных и вторичных), направленных на нормализацию имеющейся дислипидемии, что позволит снизить риск развития сердечно-сосудистых осложнений у данного контингента населения.

Х Всесоюз. Симпоз. — Магадан 1983; 3: 55-56.

9. Панин Е.Л. Энергетические аспекты адаптации. М.: Медицина, 1978.-192 с.

10. Anderson K.M. Cholesterol and mortality: 30 years of follow-up from the Framingem Study // JAMA, - 1987. - Vol. 257. - p. 2176-2180.

11. Ferrannini E., Natali A. Essential hypertension, metabolic disorders and insulin resistance//Amer. Heart J. 1991. V. 121. P. 1274-1282.

12. Fielding C.J., Fielding P.E. Molecular physiology of reverse cholesterol transport// J. Lipid Res 1995; 36: 211-228.

13. Friedewald W.T., Levy R.I., Fridrickson D.S. // Clin. Chem. -1972. - Vol. 18. - P. 499 - 502.

14. Lamarche B., Despres J.P., Pouliot M.C. et al. Metabolic heterogencity associated with high plama triglyceride or low HDL cholesterol levels in men// Arterioscler Thromb 1993; 13:33-40.

15. Manual of Laboratory Operations Lipid Research Clinics Program. Vol. 1. - Washington, 1974.

16. Miller G.J., Miller N.E. Plasmahigh density lipoprotein concentration and development of ischaemic heart disease//Lancet 1975; 84: 1-16.

17. WHO Expert Committee on Hypertension Control: Report of WHO Expert Committee. WHO Tech. Rep. Ser. No. 862. Geneva, 1996.

The study was focused on circadian dynamics of lipid profile in Polar North oil industry shift-workers with arterial hypertension (AH). In total, 95AH patients (Group I — 53 individuals working daytime; Group II — 42participants working nighttime), were examined. Significantly higher levels of total cholesterol (TC), low and very low-density lipoprotein cholesterol (LDL, VLDL-C), triglycerides (TG), as well as decreased high-density C (HDL-C) level, were observed in night-working participants. AH in night-working Polar North inhabitants is an additional risk factor of atherosclerosis.

Key words: arterial hypertension, lipid profile, circadian dynamics, professional risk factors, Polar North.

Поступила 31/08-2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.