Научная статья на тему 'Цинизм и методы его устранения в культуре полиции'

Цинизм и методы его устранения в культуре полиции Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
178
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативная культура / культура полиции / цинизм / профессиональные ценности / communicative culture / Police culture / cynicism / professional values

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Веретенникова Анна Евгеньевна

На основе аутентичных источников в статье рассматриваются некоторые причины возникновения цинизма у сотрудников зарубежной полиции. Автор считает, что методы его предотвращения, основанные на ценностях профессии и общества, могут быть использованы при формировании коммуникативной культуры сотрудников ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Based on authentic sources, the article considers certain grounds for cynicism of the officers of foreign police forces. The author thinks that the methods of its prevention based on professional and social values may be taken into consideration in the development of the communicative culture of internal affairs officers.

Текст научной работы на тему «Цинизм и методы его устранения в культуре полиции»

УДК 159.9.07 © А. Е. Веретенникова, 2011

Цинизм и методы его устранения в культуре полиции

А. Е.Веретенникова *

На основе аутентичных источников в статье рассматриваются некоторые причины возникновения цинизма у сотрудников зарубежной полиции. Автор считает, что методы его предотвращения, основанные на ценностях профессии и общества, могут быть использованы при формировании коммуникативной культуры сотрудников ОВД.

Ключевые слова: коммуникативная культура, культура полиции, цинизм, профессиональные ценности.

Вопросы коммуникативной культуры сотрудников ОВД всегда находятся в поле зрения граждан и нередко вызывают нарекания . Как свидетельствуют некоторые зарубежные исследования, негативным проявлениям более подвергнуты недавние выпускники образовательных учреждений 1 . Поэтому при вузовской подготовке как рядовых сотрудников, так и руководящих кадров полиции целесообразно особо обратить внимание на вопросы борьбы с проявлениями у сотрудников так называемой субкультуры и предотвращения цинизма В предлагаемом материале мы приведем данные некоторых зарубежных исследований, посвященных методам формирования полицейской культуры, свободной от указанных негативных признаков

Изучая коммуникативную культуру сотрудников органов внутренних дел, мы провели анализ сравнительных исследований, выполненных отечественными и зарубежными учеными, а также обратились к материалам, предоставленным Международной ассоциацией преподавателей правоприменения — International Law Enforcement Educator’s Teaching Association (ILEETA) . Подчеркнем, что наше исследование показало отсутствие в зарубежных источниках термина «коммуникативная культура полицейских» . Нам также не встретились непосредственное описание или характеристика категории «коммуникативная культура полицейских» 2 .

Следует отметить, что при дальнейшем изучении данного вопроса нами был выявлен термин «культура полиции» (police culture) . Как утверждают У. Террил, Е . Паолин, Р. Маннинг, традиционная точка зрения зарубежных ученых заключается в том, что культура полиции состоит из совокупности отношений и ценностей, разделяемых офицерами, коллективно выполняющими полицейскую работу Причем сотрудники рассматривают в качестве

«реальной» полицейской работы борьбу с преступностью, подразумевающую агрессивные тактики, и отвергают сервисную функцию по поддержанию правопорядка в обществе, которому служат 3 . Р. Вуди считает, что данная субкультура «вынуждает офицеров правоприменения принять культурные принципы, отличающиеся от тех, которых придерживаются граждане» 4 .

Культура полиции рассматривается как отражение особенностей культуры общества . Полагаем, что следует принимать во внимание наличие моделей функционирования полицейских систем, поскольку их особенности проявляются в исследуемом подвиде культуры . Как отмечает И . А . Горшенева, для первой характерны централизм управления органами полиции со стороны государства и широкий круг ее полномочий, например во Франции, Италии, Дании . В Великобритании и ФРГ отмечается частичное ограничение полномочий центральных структур Вторую модель отличают децентрализованное управление через систему местных органов власти, меньший объем задач и более тесный контакт с населением, как это осуществляется в США 5 .

К исследованиям, убедительно доказывающим, что культура полиции находится в тесной связи с особенностями культуры общества, можно отнести работу А . Джиао 6 . На примере сравнительного анализа полицейских сил Китая и США, культуры которых относятся к различным типам (коллективистской и индивидуалистической), было показано, как культурные ценности общества влияют на организацию деятельности полиции и поведение сотрудников . При рассмотрении особенностей культурного контекста в этих странах было выявлено основное различие . Оно заключается в том, что вследствие гомогенности культуры Китая в обществе удалось распространить конфуцианскую идео-

Постоянный автор нашего журнала .

*

логию порядка, основанного на морали . Поскольку Конфуций не считал, что деятельность людей должна определяться законами, то роль правительства в этой стране традиционно рассматривают как основывающуюся на этике и моральных принципах, а не на законах.

Идеология морального порядка в Китае объясняет систему образования, основанную на моральных принципах, групповую деятельность и урегулирование споров вне суда Китайцы склонны использовать мораль и этику как руководство в межличностных конфликтах Полиция в этой стране часто обращается за помощью к семье, учителям, руководителям в случаях морального воспитания Порядок, основанный на морали, покоится на убеждении, что в человеке преобладает позитивная сторона и что большинство людей может быть изменено путем воспитания . Руководствуясь этим, правоохранительная система Китая во главу угла ставит перевоспитание правонарушителей

Исследование А. Джиао подтверждает, что культурный контекст отражается в поведении полицейских. Они рассматриваются обществом как персонал, обеспечивающий его безопасность, наделенный большой моральной властью формирования поведения, соответствующего ожиданиям социума Именно на полицию в Китае возложена ответственность за претворение в жизнь моральных законов В коллективистской культуре, где интересы общества ценятся выше личных, как это происходит в Китае, офицеры полиции свою деятельность строят на принципе коллективного выполнения обязанностей и общей ответственности Они поддерживают дружеские отношения с членами всего общества и поэтому рассчитывают на их помощь и сотрудничество Как следствие такого понимания взаимоотношений полиции с обществом, сотрудники менее циничны в своем коммуникативном поведении

В свою очередь, граждане воспринимают полицию как представителей власти, которые им помогают, а не ограничивают их свободу Образ полицейского в Китае считается положительным примером, к которому часто обращаются в процессе воспитания детей Поэтому сотрудники полиции, выполняя роль образца для подражания с точки зрения этики и морали, стараются поддерживать сложившийся имидж В процессе обучения им постоянно напоминают о важности соблюдения основ этики и морали в правоохранительной деятельности, а хорошим сотрудником считается офицер, для которого характерны соблюдение правил морали, дисциплина, ответственность При взаимодействии с гражданами они стараются быть близкими к ним по духу, поэтому склонны смягчать эмоции, нейтральны, сдержанны, приятны в общении

Акцент на сплоченности полиции и гражданского населения отражает такие ценности китайской культуры, как коллективизм, групповая деятельность, взаимодействие, взаимопонимание Они определяют взаимозависимость между сотрудниками полиции и другими членами общества, обеспечивают преданность полицейских общим целям, что требует от них сотрудничества и работы в команде 7.

Влияние культурного контекста на работу полиции США заключается в том, что правительство рассматривается как олицетворение воли народа и поэтому функционирует в рамках закона . Акцент на порядке, основанном на законах, указывает, что ценностями общества выступают правовые институты, различение частной и общественной сфер социального существования, разрешение споров на основе законов Американского полицейского считают профессионалом, ответственным за реализацию законов

В культуре США доминирует уверенность во влиянии личности на ход событий и личной ответственности за содеянное Поэтому не общество, а личность осуждается за нарушение законов В связи с этим полиция США редко берет на себя ответственность за уровень преступности и проблемы несовершеннолетних 8. Американские полицейские являются частью индивидуалистической культуры, где приоритет отдается правам отдельного человека, а не коллектива Поэтому от полицейского ожидается лишь правоохранительная деятельность В связи с такими ожиданиями общества полицейский в этой стране считает себя уполномоченным по охране правопорядка, что проявляется в ярко выраженной точке зрения на допустимое поведение . Эта позиция основывается на убеждении в обязанностях и ответственности каждого представителя общества, а также сурового наказания в случае необходимости Исследователь считает, что эти взгляды легли в основу американской полицейской культуры, следуя которой, полицейские стремятся контролировать ситуацию при взаимодействии с населением путем обеспечения себе психологического, физического и стратегического преимущества. Любое проявление неуважения к полиции пресекается По приведенным данным, 40% опрошенных офицеров в этом случае считают оправданным применение силы 9 .

Особенностью общения американских полицейских с гражданами авторы считают прямолинейность, настойчивость, уверенность в правоте своих действий Разница в общении полицейских с законопослушными гражданами в Китае и США проявляется на примере аргументирующей беседы по безопасности дорожного движения . Так, если офицер

полиции в Китае будет мягко обращаться к гражданам с просьбой безопасного вождения, используя при этом аргументы сохранения жизни и имущества, то в США полицейский непосредственно сообщит, сколько людей погибло в результате ДТП, и подчеркнет, что «следующим можете быть Вы».

Ценностями для американских полицейских выступают индивидуализм, этика личной ответственности, независимость, самостоятельность, личная свобода

Концепция правоохранительных органов Китая заключается в сохранении гармонии в обществе. В США основополагающей идеей в деятельности полиции являются главенство закона и личная ответственность каждого члена общества .

В Великобритании концептуальная позиция представлена идеями о партнерстве полиции и населения в организации правоохранительной деятельности: ответственности за соблюдение порядка, профилактику и расследование правонарушений. Анализируя особенности правоохранения в этой стране, И . Ч . Шушкевич и А . А . Купленский отмечают, что основополагающей идеей в деятельности полиции Великобритании является служение обществу, а поэтому сотрудники полиции обычно рассматривают себя как слуг и защитников общественности. Упоминается, что основатель британской полиции Роберт Пил обращал внимание полицейских на культуру взаимодействия с законопослушными гражданами, подчеркивая наличие такта, вежливости, терпения и поддержание хорошего настроения сотрудником . В современных документах, регламентирующих деятельность полиции Лондона, этот акцент сохраняется Полицейским рекомендуется относиться к населению с состраданием, уважением и терпением, быть спокойными и сдержанными В профессиональной деятельности, насколько возможно, следует отражать общественные приоритеты Поэтому и в подготовке наиболее многочисленного звена в системе британской полиции — констеблей — достаточно большое внимание уделяется формированию коммуникативной компетентности: навыкам вербальной коммуникации, логического мышления, способности сострадать, толерантности 10 .

Добавим, что знание данных культурных особенностей объясняет возмущение общественности Великобритании по поводу поведения полицейских, которые, по оценкам газет Financial Times и Guardian, ведут себя не как слуги, а как хозяева при взаимодействии с участниками демонстраций. Например, известен факт, когда лондонский полицейский грубо толкнул уличного продавца . Это привело к падению, удару, внутреннему кровоизлиянию, сердечному приступу и смерти Несколько дней спустя полицейский ударил по лицу женщину, участвующую

в марше памяти погибшего, а затем применил дубинку Приведенные случаи вызвали бурю негодования британской общественности, она традиционно рассматривала сотрудников полиции как своих защитников, содержание которых обеспечивается также и законопослушными налогоплательщиками п.

Как видим, в основу деятельности национальных правоохранительных органов заложены различные модели функционирования полицейских систем, базирующиеся на таких концепциях взаимодействия полиции и населения, как гармония, личная ответственность, партнерство, сервис Культура полиции связывается с этическими вопросами взаимодействия полицейских и объектов профессиональной деятельности . Препятствием к эффективному взаимодействию сотрудников и граждан некоторые зарубежные ученые считают цинизм полицейских.

По утверждению Грейвса и Уоллеса, презрительное отношение к людям и идеалам более распространено в крупных полицейских отделениях, среди полицейских низших званий и особенно офицеров с вузовским образованием. Цинизм связывается с такими эмоциональными состояниями, как профессиональное выгорание и стресс, которые вызывают у полицейского враждебное отношение к общечеловеческим идеалам и впоследствии приводят к отстранению от общества 12.

Ученые считают, что выпускники полицейских академий в крупных городах с высоким уровнем преступности более подвержены стрессу, в результате чего молодые сотрудники теряют веру в людей, у них формируется при этом девиз профессиональной деятельности «мы против них». Вследствие данной позиции они начинают доверять лишь коллегам по службе, которые, как кажется, единственные, кто понимает действительное положение вещей В свою очередь, это приводит к тому, что круг общения вне профессии ограничивается, происходит отчуждение от семьи и друзей, увеличивается вероятность нервных срывов и суицидов Отдаляясь от общества, сотрудники утрачивают приверженность к его ценностям, впадают в состояние замешательства, отчуждения, апатии и фрустрации Они теряют уважение к закону и одновременно приобретают привычку манипулировать им в своих интересах.

По мнению авторов, причина враждебного отношения к общественным идеалам объясняется столкновением молодых сотрудников с недружелюбно настроенными, безразличными гражданами или безнаказанными правонарушителями Они приходят к выводу, что идеализм академического образования и кодексов этики не отражает реальности, а затем возникает озлобленность на общество и его представителей, которых они поклялись защищать

Чувства несправедливости, злобы, потеря самоуважения проявляются в цинизме При этом офицеры не выражают приверженность идеалам, которые побудили их заняться правоохранительной деятельностью, напротив, они относятся к ним с презрением, а поэтому уходят из профессии с разочарованием

Обозначая, таким образом, причинами цинизма неоправдавшиеся ожидания выпускников полицейских академий о взаимоотношениях с населением и последовавшую за этим потерю уважения к закону, Грейвс и Уоллес к их числу относят и профессиональную стагнацию. Отмечается, что для сотрудников, особенно из числа выпускников с высоким уровнем ожиданий, не получивших продвижения по службе, работа становится утомительной, вызывает разочарование, у них снижается самооценка .

Высказывается мнение, что в процессе управления полицией возможны пути предотвращения цинизма Причем основным элементом называют руководителей подразделений, которые должны проявлять приверженность таким идеалам, как честность, справедливость, правосудие, мужество, преданность профессии, принципиальность и сочувствие Предполагают, что отсутствие этих качеств у руководителей провоцирует цинизм подчиненных К особенностям руководства, препятствующего развитию цинизма, отнесена «культура принципиальности» Отмечается, что принципиальный, ориентированный на сотрудников и сплочение коллектива стиль руководства при условии его достаточной продолжительности и непрерывности вдохновляет сотрудников и снижает цинизм, а также обеспечивает существенные элементы «непобедимой команды» подразделения

Препятствием цинизму служат и повышение уровня юридического образования сотрудников, так как грамотность придаст им уверенность в профессиональной деятельности, что, в свою очередь, приведет к уважению правовой системы и отсутствию чувства манипулируемости . Методами преодоления цинизма также являются: привлечение сотрудников к участию в программах, способствующих их профессиональному росту; использование такого стиля руководства, при котором сотрудники разделяют ответственность с руководителем и вносят предложения по организации работы подразделения, а также участвуют в награждении

Поскольку руководители полицейских подразделений несут ответственность перед своими подчиненными и вышестоящими органами за борьбу с цинизмом, предлагается применять следующие меры

1. На стадии набора необходимо представить потенциальным сотрудникам действительную ситуацию в сфере правоохранительной деятельности, так как впоследствии результатом несоответствия

ожидаемого и реального может стать циничное отношение к действительности

2. В период обучения следует уделять внимание эффективным методам управления стрессом Друзьям и родственникам сотрудников рекомендуется также овладеть этими методами для раннего выявления стресса в целях оказания своевременной поддержки

3. Целесообразно привлекать сослуживцев к помощи в роли наставников и консультантов, поскольку сотрудники, испытывающие проблемы, чувствуют себя более комфортно при беседе с коллегами

4. Участие в работе коммунальной полиции рассматривается как возможность борьбы с цинизмом вследствие того, что совместная работа полиции и граждан при решении проблем правоохраны способствует снижению враждебного отношения к обществу и отдалению от него При такой службе руководство наделяет властью и выражает доверие сотруднику Полагают, что в ситуациях взаимного доверия и ответственности цинизм исчезает Коммунальная полиция предоставляет руководителям возможность помочь сотрудникам развить свой потенциал посредством творческого и инновационного решения проблемы, важной для сообщества В свою очередь, это ведет к улучшению качества службы и ее эффективности, в частности при уличном патрулировании

Современные требования к профессиональной деятельности полицейских диктуют необходимость изучения руководителями подразделений проблемы цинизма сотрудников и принятия мер к ее устранению Цинизм не должен сопутствовать деятельности сотрудников ОВД При реалистическом предвидении профессиональной ситуации, руководстве, которое проявляет понимание проблем коллектива, а также при постоянном обучении сотрудники могут избежать условий, которые ведут в капкан цинизма, и оставаться преданными идеалам и ценностям профессии

В качестве примера формирования культуры правоохранительной деятельности, основанной на ценностях взаимодействия и уважения как внутри полицейского подразделения, так и в обществе, приведем этапы этого процесса в деятельности коммунальной полиции г. Мидлбери 13 (США):

1. Изучение личных дел сотрудников и оценка работы каждого из них в целях выяснения их слабых и сильных сторон с точки зрения службы, образования, управления персоналом Выяснение сильных и слабых сторон взаимодействия полицейского отдела и сообщества

2. Выявление мотивов работы в полиции путем беседы с сотрудниками Уточнение мнения об отделе полиции у общественных структур.

3. Соединение возможностей сотрудников отдела и пожеланий общественности в формулировке миссии отдела

4 Кодификация правил взаимодействия полиции и общества с опорой на ценности

5. Создание возможности для сотрудников проявить себя в новой форме работы Это дает им шанс развить новые навыки и предполагает новый уровень ответственности Открытие возможности диалога для членов сообщества путем участия в совместных проектах, волонтерской работе

6. Организация постоянного взаимодействия внутри отдела, а также между отделом и сообществом

Предполагается, что, следуя этой стратегии, полицейский отдел может стать моделью построения культуры полиции Этому будет также способствовать применение доступных мер для предотвращения такого негативного проявления коммуникативной культуры, как цинизм К ним относятся: руководство, основанное на партнерстве, реалистичная картина предстоящей профессиональной деятельности, обучение, наделение властью, позитивное признание Эти средства будут способствовать развитию организационной культуры, приоритет будет отдан ценностям профессии и общества, а не личным амбициям

Представив, таким образом, зарубежный исследовательский и практический опыт формирования профессиональной культуры полицейских, которой не свойствен цинизм, считаем, что он может быть

использован на современном этапе становления полиции в России.

1 См . , напр. : Woody R. H. The Police Culture: Research Implications for Psychological Services // Professional Psychology: Research & Practice . Arlington: 2005. Vol. 36 . Iss. 5 . URL: http://proquest . nmi. com (дата обращения: 05.10.2010) ; Terril Y., Paolin E., Manning R. Police Culture and Coercion // Criminology Beverly Hills: 2003. Vol. 41. Iss. 4. URL: http://proquest nmi. com (дата обращения: 05 10 2010)

2 Веретенникова А. Е. Развитие коммуникативной культуры курсантов образовательного учреждения МВД России : монография . Новосибирск, 2010. C. 46-61 .

3 Terril Y., Paolin E., ManningR. Op. cit P. 357.

4 Woody R. H. Op . cit . P. 6 .

5 Горшенева И. А. Полиция в механизме современного государства: (Теоретико-правовые аспекты) : автореф . дис . ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 16 .

6 Jiao A. Y. Police and Culture: a Comparison between China and the United States // Police Quarterly 2001. Vol. 4. No . 2. Р. 156-185.

7 Ibid. P. 158 .

8 Ibid. P. 162-170.

9 Ibid. P. 175 .

10 Деятельность полиции зарубежных стран : учебное пособие. Омск, 2005. С. 42-59.

11 Murphy M. Review ordered on police use of “kettling” tactics . URL: http://www. ft . com . 16 April 2009 (дата обращения: 20.03.2010) ; Peel M. G-20 death need not be in vain . URL: http:// www. ft . com . 11 April 2009 (дата обращения: 20.04. 2009) .

12 Graves, Wallace. Police Cynicism: Causes and Cures // FBI Law Enforcement Bulletin . Washington . 1996. Vol . 65, Iss . 6 . URL: http://proquest. nmi.com (дата обращения: 05.10. 2010) .

13 Hill C. E. How to Build a Culture // Law and Order. Wilmette 2005 Vol 53 Iss 9 P 65-70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.